Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.02.2013 ПО ДЕЛУ N А55-23939/2012

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 февраля 2013 г. по делу N А55-23939/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2013 года
Постановление в полном объеме изготовлено 18 февраля 2013 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марчик Н.Ю.,
судей Холодной С.Т., Засыпкиной Т.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Максимовым С.С.,
с участием:
от заявителя - не явился, извещен,
от ответчика - не явился, извещен,
от третьего лица - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 18 февраля 2013 года в помещении суда, в зале N 7, апелляционную жалобу Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара
на решение Арбитражного суда Самарской области от 06 декабря 2012 года по делу N А55-23939/2012 (судья Черномырдина Е.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Маркет", г. Самара,
к Департаменту строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара,
третье лицо:
Министерство строительства Самарской области, г. Самара,
о признании незаконным бездействия,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Маркет" (далее - заявитель, ООО "Маркет", Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области к Департаменту строительства и архитектуры городского округа Самара (далее - ответчик, Департамент) с заявлением, с учетом принятого судом в порядке ст. 49 АПК РФ изменения предмета требований, о признании незаконным бездействия, выразившегося в нерассмотрении заявления по оформлению акта о выборе земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в период с 19.12.2011 г. по 13.09.2012 г.
Решением суда первой инстанции 06 декабря 2012 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "Маркет", считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения
Представитель заявителя в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Представители ответчика и третьего лица в судебное заседание не явились.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ дело по апелляционной жалобе рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей ответчика и третьего лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, выслушав представителя заявителя, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 07.11.2011 г. ООО "Маркет" обратилось в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, Общество просило обеспечить выбор земельного участка площадью 1700 кв. м для строительства здания бытового обслуживания населения (л.д. 5 - 6).
Заявление было направлено Министерством в адрес Департамента для проведения работ по выбору земельного участка и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
ОО "Маркет" в письме от 26.06.2012 г. (л.д. 7) в адрес Министерства просило предоставить информацию о ходе рассмотрения заявления Общества от 07.11.2011 г.
Министерство письмом от 02.07.2012 г. N 3/4494 сообщило заявителю о том, что уполномоченным органом до настоящего времени не представлены в Министерство акт о выборе земельного участка для строительства и схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории (л.д. 8).
Полагая, что Департаментом допускается незаконное бездействие, ООО "Маркет" 07.08.2012 г. обратилось в Арбитражный суд с настоящими требованиями.
Учитывая, что письмом от 13.09.2012 г. N СП-9/5126-0-1 Департамент отказал в обеспечении процедуры выбора земельного участка для строительства выставочного зала и спортплощадки по Московскому шоссе, в районе дома N 87 в Промышленном районе города Самары по заявлению ООО "Маркет" (л.д. 27 - 28), Общество просило признать незаконным бездействие Департамента, выразившееся в нерассмотрении заявления по оформлению акта о выборе земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в период с 19.12.2011 г. по 13.09.2012 г.
Порядок и правила предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлены нормами ст. ст. 30 - 32 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Согласно п. 1 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В соответствии с п. 1 ст. 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, обращается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Пунктом 2 указанной статьи на орган местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению выбора земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
В соответствии с положениями Регламента взаимодействия органов исполнительной власти Самарской области и других участников отношений в сфере предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для строительства, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 г. N 74 (далее - Регламент), постановлением администрации городского округа Самара от 17.12.2010 г. N 1762 "О конкретизации полномочий Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара в сфере градостроительной деятельности" уполномоченным органом местного самоуправления на осуществление полномочий, предусмотренных частями 2, 3, 5 ст. 31 ЗК РФ является Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара.
В соответствии с пунктом 3.5 Регламента уполномоченный орган обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
В силу положений п. 3.6 Регламента уполномоченный орган информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные уполномоченным органом схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (п. 3.8 Регламента).
В соответствии с п. 3 ст. 31 ЗК РФ органы местного самоуправления городских и сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Согласно п. 5 ст. 31 ЗК РФ результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории с возможными вариантами их выбора.
Статьи 30 и 31 ЗК РФ не содержат норм, устанавливающих сроки рассмотрения заявлений по обеспечению выбора земельного участка органом местного самоуправления, поэтому в силу п. 1 ст. 6 Гражданского кодекса Российской Федерации по аналогии закона подлежит применению Федеральный закон от 02.05.2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации".
В пунктах 1 и 2 ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации" предусмотрено, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что Министерство обратилось в уполномоченный орган - Департамент с обращением исх. N 3/8698 от 15.11.2011 г., вх. N СП-9/5126 от 17.11.2011 г. (л.д. 8).
Следовательно, не обеспечивая и не оформляя акт о выборе земельного участка по заявлению ООО "Маркет", Департаментом в период с 19.12.2011 г. по 13.09.2012 г. допущено бездействие.
Доводы Департамента об отсутствии бездействия ввиду направления в адрес Министерства письма от 13.09.2012 г. о невозможности проведения работ по выбору земельного участка и утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории обоснованно признаны судом первой инстанции ошибочными.
Как правильно указал суд первой инстанции, ст. 31 ЗК РФ определена императивная обязанность уполномоченного органа местного самоуправления по обеспечению выбора земельного участка, оформлению акта о выборе земельного участка, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно - защитной зоны, а также обязанность по приложению утвержденных органом местного самоуправления схем расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории с возможными вариантами их выбора.
Материалами дела подтверждается, что в период с 19.12.2011 г. по 13.09.2012 г. указанная обязанность не исполнена, в связи с чем суд первой инстанции к правильному выводу о том, что Департамент проявил незаконное бездействие в период с 19.12.2011 г. по 13.09.2012 г., а именно не исполнил установленные законом обязанности в установленный срок при отсутствии объективных причин, препятствующих их выполнению.
В нарушение требований статей 65, 200 АПК РФ Департаментом не представлены доказательства исполнения возложенных законом обязанностей по оформлению акта о выборе земельного участка для строительства и утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане по заявлению от 07.11.2011 г. либо доказательства невозможности такого рассмотрения в установленные сроки.
Поскольку оспариваемое бездействие противоречит требованиям статей 30, 31 ЗК РФ и нарушает права заявителя в сфере экономической деятельности, суд первой инстанции правомерно, в соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ, признал его незаконным.
Доводы, приведенные Департаментов в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены принятого судебного акта.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 06 декабря 2012 года по делу N А55-23939/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий
Н.Ю.МАРЧИК

Судьи
С.Т.ХОЛОДНАЯ
Т.С.ЗАСЫПКИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)