Судебные решения, арбитраж
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 15 октября 2013 года
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Тихомирова В.В.
судей Сириной В.В.
Шуйской С.И.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 19.02.2013 (судья Голобородько Н.А.) и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2013 (судьи Лотов А.Н., Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А.) по делу N А46-32634/2012 по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия "Омский экспериментальный завод" Россельхозакадемии (644012, г. Омск, пр. Королева, 32, ИНН 5502007182, ОГРН 1025500523652) к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области (644043, г. Омск, ул. Тарская, 11) о признании незаконным бездействия и обязании устранить допущенные нарушения.
Третьи лица: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (109012, г. Москва, Никольский переулок, 9), Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Омской области (644099, г. Омск, ул. Красногвардейская, 42).
Суд
установил:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Омский экспериментальный завод" Россельхозакадемии (далее по тексту - предприятие, заявитель) обратилось с заявлением о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области (далее - Росимущество в Омской области, Управление), выразившегося в непринятии решения по заявлению предприятия о предоставлении на праве аренды земельного участка площадью 36 810 кв. м с кадастровым номером 55:36:070106:3006, расположенного в Советском административном округе города Омска, а также в ненаправлении в адрес заявителя проекта договора аренды земельного участка; об обязании Росимущества в Омской области принять предусмотренное пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предоставлении на праве аренды предприятию указанного земельного участка, подготовить соответствующий проект договора аренды и направить его в адрес заявителя.
Решением Арбитражного суда Омской области от 19.02.2013 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2013 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Росимущество в Омской области, ссылаясь на отсутствие полномочий на самостоятельное принятие решений о предоставлении земельного участка площадью свыше 1 га на праве аренды, просит отменить решение и постановление и принять новый судебный об отказе в удовлетворении требований.
Учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, кассационная жалоба, согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассматривается в их отсутствие.
Проверив в соответствии со статьями 286, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов по делу, кассационная инстанция не находит оснований для их отмены.
Из материалов дела следует, что в хозяйственном ведении предприятия находятся административное здание общей площадью 3 416, 2 кв. м (литера АА1), гараж общей площадью 625, 9 кв. м (литер ДД1), экспериментальный цех общей площадью 2 614, 3 кв. м (литер Б) и склад общей площадью 642, 9 кв. м (литер В), расположенные по адресу: город Омск, проспект Королева, 32. Указанные объекты являются федеральной собственностью и расположены на земельном участке с кадастровым номером 55:36:070106:3006, также находящемся в собственности Российской Федерации.
Предприятие обратилось в Росимущество в Омской области с заявлением от 19.01.2012 N 07 о предоставлении на праве аренды земельного участка с кадастровым номером 55:36:070106:3006 площадью 36 810 кв. м без проведения торгов.
На основании Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области Росимущество по Омской области 15.02.2012 Управление в адрес Федерального агентства по управлению государственным имуществом были направлены документы для решения вопроса об оформлении права аренды заявителя на спорный земельный участок.
Поскольку решение о предоставлении земельного участка в аренду не было принято, предприятие обратилось в суд с указанным заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, судебные инстанции пришли к выводу о том, что бездействие Управления не соответствует действующему законодательству и нарушает права и интересы заявителя.
Обозначенные выводы судов основаны на правильной оценке доказательств, соответствуют установленным обстоятельствам дела и нормам действующего законодательства.
В силу пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта (пункт 5 статьи 36 ЗК РФ).
Согласно части 6 статьи 36 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в пункте 4 Постановления от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" указал на то, что рассмотрение заявлений собственников объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что предприятие обратилось с заявлением с приложением всех документов, необходимых для рассмотрения вопроса о приобретении земельного участка.
Таким образом, учитывая, что Управление в силу возложенных на него обязанностей и представленных ему полномочий обязано было в установленный статьей 36 ЗК РФ срок рассмотреть обращение заявителя и принять соответствующее решение, вместе с тем до настоящего времени такое решение о предоставлении земельного участка в аренду не принято, бездействие Управления не соответствует вышеназванным нормам права и препятствует реализации предприятием предусмотренного пунктом 1 статьи 36 ЗК РФ исключительного права на приобретение земельного участка в аренду, на котором расположены принадлежащие ему на праве собственности объекты недвижимости.
Довод Росимущества в Омской области об отсутствии у него полномочий по самостоятельному принятию решения по заявлению собственника объектов недвижимого имущества о предоставлении земельного участка свыше 1 га правомерно отклонен судами со ссылкой на Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом", Типовое положение о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденное Приказом Минэкономразвития от 01.11.2008 N 374, согласно которым Росимущество в Омской области наделено полномочиями по распоряжению федеральным имуществом и предоставлению земельного участка, в том числе в аренду.
В силу указанных норм права, на основании установленных обстоятельств по возникшему спору, суды правомерно удовлетворили заявленные требования.
С учетом вышеизложенного обжалованные судебные акты вынесены на основании полного исследования доказательств и фактическим обстоятельствам, имеющим значение для дела, при правильном применении норм права. В связи с этим оснований для их отмены не имеется.
Доводы жалобы подлежат отклонению, поскольку не содержат аргументов, опровергающих выводы судов, а по существу сводятся к несогласию с этими выводами, направлены на иную оценку доказательств и обстоятельств дела, что недопустимо в силу положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Таким образом, оснований для отмены судебных актов в порядке статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и удовлетворения жалобы нет.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Омской области от 19.02.2013 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2013 по делу N А46-32634/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
В.В.ТИХОМИРОВ
Судьи
В.В.СИРИНА
С.И.ШУЙСКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.10.2013 ПО ДЕЛУ N А46-32634/2012
Разделы:Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 октября 2013 г. по делу N А46-32634/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 15 октября 2013 года
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Тихомирова В.В.
судей Сириной В.В.
Шуйской С.И.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 19.02.2013 (судья Голобородько Н.А.) и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2013 (судьи Лотов А.Н., Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А.) по делу N А46-32634/2012 по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия "Омский экспериментальный завод" Россельхозакадемии (644012, г. Омск, пр. Королева, 32, ИНН 5502007182, ОГРН 1025500523652) к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области (644043, г. Омск, ул. Тарская, 11) о признании незаконным бездействия и обязании устранить допущенные нарушения.
Третьи лица: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (109012, г. Москва, Никольский переулок, 9), Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Омской области (644099, г. Омск, ул. Красногвардейская, 42).
Суд
установил:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Омский экспериментальный завод" Россельхозакадемии (далее по тексту - предприятие, заявитель) обратилось с заявлением о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области (далее - Росимущество в Омской области, Управление), выразившегося в непринятии решения по заявлению предприятия о предоставлении на праве аренды земельного участка площадью 36 810 кв. м с кадастровым номером 55:36:070106:3006, расположенного в Советском административном округе города Омска, а также в ненаправлении в адрес заявителя проекта договора аренды земельного участка; об обязании Росимущества в Омской области принять предусмотренное пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предоставлении на праве аренды предприятию указанного земельного участка, подготовить соответствующий проект договора аренды и направить его в адрес заявителя.
Решением Арбитражного суда Омской области от 19.02.2013 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2013 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Росимущество в Омской области, ссылаясь на отсутствие полномочий на самостоятельное принятие решений о предоставлении земельного участка площадью свыше 1 га на праве аренды, просит отменить решение и постановление и принять новый судебный об отказе в удовлетворении требований.
Учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, кассационная жалоба, согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассматривается в их отсутствие.
Проверив в соответствии со статьями 286, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов по делу, кассационная инстанция не находит оснований для их отмены.
Из материалов дела следует, что в хозяйственном ведении предприятия находятся административное здание общей площадью 3 416, 2 кв. м (литера АА1), гараж общей площадью 625, 9 кв. м (литер ДД1), экспериментальный цех общей площадью 2 614, 3 кв. м (литер Б) и склад общей площадью 642, 9 кв. м (литер В), расположенные по адресу: город Омск, проспект Королева, 32. Указанные объекты являются федеральной собственностью и расположены на земельном участке с кадастровым номером 55:36:070106:3006, также находящемся в собственности Российской Федерации.
Предприятие обратилось в Росимущество в Омской области с заявлением от 19.01.2012 N 07 о предоставлении на праве аренды земельного участка с кадастровым номером 55:36:070106:3006 площадью 36 810 кв. м без проведения торгов.
На основании Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области Росимущество по Омской области 15.02.2012 Управление в адрес Федерального агентства по управлению государственным имуществом были направлены документы для решения вопроса об оформлении права аренды заявителя на спорный земельный участок.
Поскольку решение о предоставлении земельного участка в аренду не было принято, предприятие обратилось в суд с указанным заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, судебные инстанции пришли к выводу о том, что бездействие Управления не соответствует действующему законодательству и нарушает права и интересы заявителя.
Обозначенные выводы судов основаны на правильной оценке доказательств, соответствуют установленным обстоятельствам дела и нормам действующего законодательства.
В силу пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта (пункт 5 статьи 36 ЗК РФ).
Согласно части 6 статьи 36 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в пункте 4 Постановления от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" указал на то, что рассмотрение заявлений собственников объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что предприятие обратилось с заявлением с приложением всех документов, необходимых для рассмотрения вопроса о приобретении земельного участка.
Таким образом, учитывая, что Управление в силу возложенных на него обязанностей и представленных ему полномочий обязано было в установленный статьей 36 ЗК РФ срок рассмотреть обращение заявителя и принять соответствующее решение, вместе с тем до настоящего времени такое решение о предоставлении земельного участка в аренду не принято, бездействие Управления не соответствует вышеназванным нормам права и препятствует реализации предприятием предусмотренного пунктом 1 статьи 36 ЗК РФ исключительного права на приобретение земельного участка в аренду, на котором расположены принадлежащие ему на праве собственности объекты недвижимости.
Довод Росимущества в Омской области об отсутствии у него полномочий по самостоятельному принятию решения по заявлению собственника объектов недвижимого имущества о предоставлении земельного участка свыше 1 га правомерно отклонен судами со ссылкой на Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом", Типовое положение о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденное Приказом Минэкономразвития от 01.11.2008 N 374, согласно которым Росимущество в Омской области наделено полномочиями по распоряжению федеральным имуществом и предоставлению земельного участка, в том числе в аренду.
В силу указанных норм права, на основании установленных обстоятельств по возникшему спору, суды правомерно удовлетворили заявленные требования.
С учетом вышеизложенного обжалованные судебные акты вынесены на основании полного исследования доказательств и фактическим обстоятельствам, имеющим значение для дела, при правильном применении норм права. В связи с этим оснований для их отмены не имеется.
Доводы жалобы подлежат отклонению, поскольку не содержат аргументов, опровергающих выводы судов, а по существу сводятся к несогласию с этими выводами, направлены на иную оценку доказательств и обстоятельств дела, что недопустимо в силу положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Таким образом, оснований для отмены судебных актов в порядке статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и удовлетворения жалобы нет.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Омской области от 19.02.2013 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2013 по делу N А46-32634/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
В.В.ТИХОМИРОВ
Судьи
В.В.СИРИНА
С.И.ШУЙСКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)