Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления оглашена 07 октября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 октября 2013 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой,
судей Н.Н. Анисимовой, С.В. Гуцалюк,
при ведении протокола секретарем судебного заседания М.В. Ждановой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу департамента земельных и имущественных отношений Приморского края,
апелляционное производство N 05АП-10632/2013
на решение от 16.08.2013
судьи Л.П. Нестеренко
по делу N А51-15102/2013 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению открытого акционерного общества "Торговый дом Владивостокский ГУМ" (ИНН 2504001470, ОГРН 1022501275334, зарегистрировано в качестве юридического лица 20.10.1994)
к департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края (ИНН 2538111008, ОГРН 1072540005724, зарегистрирован в качестве юридического лица 21.06.2007)
третьи лица: ФГУП "Главное управление специального строительства по территории ДВФО при Федеральном агентстве специального строительства", департамент градостроительства Приморского края, казенное предприятие Приморского края "Единая дирекция по строительству объектов на территории Приморского края"
о признании недействительным распоряжения от 13.02.2013 N 89-рз, о признании незаконным решения от 14.03.2013 N 20/03/02-13/4331 об отказе в предоставлении земельного участка и об обязании принять решение о предоставлении земельного участка,
при участии в заседании:
- от заявителя: представители Н.А. Момот (паспорт, доверенность от 06.08.2013); М.А. Новикова (паспорт, доверенность от 06.08.2013);
- от департамента земельных и имущественных отношений Приморского края: представитель А.С. Подольский (паспорт, доверенность от 09.01.2013);
- от предприятия: представитель Т.В. Большакова (паспорт, доверенность от 17.09.2013);
- от департамента градостроительства Приморского края: представитель Т.В. Большакова (паспорт, доверенность от 15.11.2012);
- от ФГУП: не явились, уведомлены надлежащим образом;
- установил:
Открытое акционерное общество "Торговый дом Владивостокский ГУМ" (далее по тексту - "заявитель", "общество") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным распоряжений департамента земельных и имущественных отношений Приморского края (далее по тексту - "департамент") от 13.02.2013 N 89-рз, о признании незаконным решения от 14.03.2013 N 20/03/02-13/4331 об отказе в предоставлении земельного участка и об обязании департамент принять решение о предоставлении заявителю земельного участка площадью 50072 кв. м в аренду сроком на 59 месяцев с предварительным согласованием места размещения объекта для строительства торгового комплекса.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 16.08.2013 заявленные требования удовлетворены в полном объеме, суд обязал департамент принять решение о предварительном согласовании заявителю места размещения объекта для строительства торгового комплекса на земельном участке площадью 50072 кв. м в районе ул. Находкинская, 1-а в г. Владивостоке. Решение суда обращено к немедленному исполнению.
Обжалуя решение от 16.08.2013 в апелляционном порядке, департамент указывает на нарушение судом первой инстанции норм материального права. Считает, что порядок предоставления спорного земельного участка ФГУП был соблюден им в полном объеме. Обращает внимание суда апелляционной инстанции на то, что в соответствии с пунктом 5 статьи 24 Земельного кодекса Российской Федерации у него имелась обязанность предоставить спорный земельный участок ФГУП как подрядчику по государственному контракту на строительство концертно-спортивного комплекса на праве безвозмездного срочного пользования на весь период строительства. Считает, что предоставление земельного участка заявителю не соответствует его разрешенному использованию.
Кроме того, департамент указывает на нарушение порядка выбора земельного участка по заявлению общества, в том числе в связи с наложением границ сформированного обществу земельного участка на земельный участок с кадастровым номером 25:28:050063:148, ранее предоставленный ФГУП, и несоответствием цели использования земельного участка - "под строительство торгового комплекса" градостроительному регламенту зоны Р-2, в которой данный земельный участок находится.
Общество по тексту представленного в материалы дела отзыва, поддержанного представителями в судебном заседании, возражало против доводов апелляционной жалобы. Решение суда просило оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Департамент градостроительства Приморского края и казенное предприятие Приморского края "Единая дирекция по строительству объектов на территории Приморского края" поддержали позицию заявителя апелляционной жалобы, считают оспариваемое решение суда подлежащим отмене как принятое с нарушением норм материального права.
ФГУП "Главное управление специального строительства по территории ДВФО при Федеральном агентстве специального строительства" (далее по тексту - "ФГУП") в судебное заседание не явился, о дате и месте рассмотрения апелляционной жалобы уведомлен надлежаще.
На основании статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - "АПК РФ") судебная коллегия рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие представителей ФГУП.
В судебном заседании 30.09.2013 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв до 07.10.2013 до 09 час. 35 мин. Вынесено протокольное определение. После перерыва заседание суда продолжено. Об объявлении перерыва стороны уведомлены в соответствии с Информационным письмом Президиума ВАС РФ N 113 от 19.09.2006 "О применении статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" путем размещения на сайте Пятого арбитражного апелляционного суда (www.5aas.arbitr.ru) и на доске объявлений в здании суда информации о времени и месте продолжения судебного заседания.
До перерыва представитель ОАО "Торговый дом Владивостокский ГУМ" заявил о запросе у Департамента земельных и имущественных отношений сведений о ходе исполнения решения суда от 16.08.2013 по настоящему делу, в части признания недействительным распоряжения Департамента от 13.02.2013, о необходимости обращения в суд первой инстанции за разъяснением решения суда от 16.08.2013, в связи с чем, просил отложить судебное разбирательство.
На основании пункта 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд может отложить судебное разбирательство, если признает, что оно не может быть рассмотрено в данном судебном заседании, в том числе при удовлетворении ходатайства стороны об отложении судебного разбирательства в связи с необходимостью представления ею дополнительных доказательств, при совершении иных процессуальных действий.
Данная норма не носит императивного характера, а ни одна из причин, указанных в ходатайстве, не является для суда безусловно уважительной. Вопрос об удовлетворении или неудовлетворении ходатайства об отложении слушания дела решается судом с учетом всех обстоятельств дела и представленных заявителем ходатайства документов по своему внутреннему убеждению.
Заявленное ходатайство рассмотрено судом в соответствии со статьей 159 АПК РФ и отклонено как безосновательное, ввиду отсутствия объективной необходимости к отложению судебного разбирательства, и оснований, предусмотренных ст. 158 АПК РФ.
Оценив доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, и представленные в материалы дела документы, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции подлежащим отмене.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено, что 01.11.2011 общество обратилось в департамент с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 59 месяцев земельного участка с кадастровым номером 25:28:050063:147 для строительства спортивного комплекса по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Находкинская, 1а. К данному заявлению были приложены регистрационные и учредительные документы общества, кадастровый паспорт земельного участка и эскизный проект спортивного комплекса.
Заявление общества и приложенные к нему документы были переданы департаментом в администрацию г. Владивостока для решения вопроса о выборе земельного участка для строительства объекта.
17.08.2012 администрацией г. Владивостока оформлен акт N 156 о выборе земельного участка площадью 51610 кв. м по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Находкинская, 1а.
Распоряжением УГА г. Владивостока от 06.09.2012 N 1624 обществу выдан акт о выборе данного земельного участка с видом разрешенного использования: объекты розничной торговли и целью предоставления: для строительства торгового комплекса и утверждена схема его расположения на кадастровом плане территории.
10.09.2012 распоряжение УГА г. Владивостока от 06.09.2012 N 1624 направлено обществом в адрес департамента.
Письмом от 30.10.2012 общество уточнило свои намерения, указав, что просит принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка.
14.01.2013 заявителем в департамент представлено новое заявление о предоставлении в аренду сроком на 59 месяцев земельного участка с кадастровым номером 25:28:050063:147 для строительства торгового комплекса по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Находкинская, 1а.
18.02.2013 обществом представлено новое заявление, согласно которому им испрашивается земельный участок площадью 50072 кв. м, расположенный по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Находкинская, 1а, для строительства торгового комплекса. К данному заявлению было приложено распоряжение УГА г. Владивостока от 13.02.2013 N 198 о внесении изменений в распоряжение УГА г. Владивостока от 06.09.2012 N 1624.
Рассмотрев заявление общества, департамент отказал в предоставлении испрашиваемого земельного участка в связи с его нахождением в границах земельного участка с кадастровым номером 25:28:050063:147, предоставленного ФГУП распоряжением от 13.02.2013 N 89-рз, о чем уведомил общество письмом от 14.03.2013 N 20/03/02-13/4331.
Не согласившись с отказом департамента в предоставлении земельного участка, посчитав, что распоряжение от 13.02.2013 N 89-рз нарушает его права и законные интересы, общество обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, обладающих правом распоряжения землей, в порядке, установленном названным Кодексом.
Статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта установлен пунктом 5 данной статьи и включает в себя:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты (пункт 1 статьи 31 Кодекса).
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 2 статьи 31 Кодекса).
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 5 статьи 31 Кодекса).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (пункт 6 статьи 31 Кодекса).
Коллегией установлено, что заявителем испрашивается земельный участок площадью 50072 кв. м, расположенный по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Находкинская, 1а (заявление от 18.02.2013).
В отношении указанного земельного участка УГА г. Владивостока оформлен акт N 156 о выборе и распоряжением УГА г. Владивостока от 06.09.2012 N 1624 (в редакции распоряжения от 13.02.2013 N 198) утверждена схема его расположения на кадастровом плане территории.
То есть формально все мероприятия, связанные с выбором земельного участка для строительства торгового комплекса, предусмотренные статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации, обществом осуществлены.
Вместе с тем из смысла статей 9, 29 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления вправе осуществлять управление и распоряжение земельными участками в пределах своей компетенции, в том числе предоставлять в аренду земельные участки, свободные от прав третьих лиц. Наличие на земельный участок прав третьих лиц является основанием для отказа в его предоставлении заявителю.
Отказывая обществу в предоставлении земельного участка, департамент указал на наложение его границ на границы земельного участка с кадастровым номером 25:28:050063:147, предоставленного в безвозмездное срочное пользование ФГУП распоряжением от 13.02.2013 N 89-рз.
Факт наложения земельных участков подтверждается материалами дела и заявителем не оспаривался.
Согласно пункту 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами.
Поскольку распоряжением от 13.02.2013 N 89-р земельный участок площадью 59087 кв. м с кадастровым номером 25:28:050063:147 предоставлен ФГУП в безвозмездное срочное пользование сроком до 31.12.2013 для строительства концертно-спортивного комплекса, основания для принятия решения о предварительном согласовании места размещения торгового комплекса на земельном участке, испрашиваемом заявителем, у департамента отсутствовали.
Утверждая обратное, заявитель считает, что распоряжение департамента от 13.02.2013 N 89-рз является недействительным, поскольку он ранее ФГУП претендовал на приобретение данного земельного участка, в связи с чем 01.11.2011 обратился в департамент, а значит, имел приоритет по рассмотрению его заявки в первую очередь.
Между тем, как следует из кадастрового паспорта от 12.11.2011 N 25/00-11-113008, земельный участок с кадастровым номером 25:28:050063:147 имеет разрешенное использование "под строительство концертно-спортивного комплекса".
Строительство данного объекта внесено в Перечень объектов для краевых государственных нужд, планируемых к строительству (реконструкции) в рамках реализации краевой долгосрочной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Приморском крае" на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Администрации Приморского края от 26.10.2010 N 345-па, государственным заказчиком строительства объекта определен департамент градостроительства Приморского края.
По заявлению департамента градостроительства Приморского края администрацией г. Владивостока произведен выбор земельного участка для строительства, о чем оформлен акт выбора от 18.03.2009.
Распоряжением департамента земельных ресурсов и землеустройства Приморского края от 26.03.2009 N 237-р департаменту градостроительства Приморского края предварительно согласовано место размещения указанного объекта на землях населенных пунктов на земельном участке площадью 148879 кв. м, расположенном в г. Владивостоке в районе ул. Находкинская, 1.
Земельный участок поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером 25:28:050063:127 и распоряжением департамента от 06.07.2010 N 1200 передан в безвозмездное срочное пользование сроком на триста шестьдесят четыре дня казенному предприятию Приморского края "Единая дирекция по строительству объектов на территории Приморского края". Распоряжение от 20.04.2011 N 1075 департамент уточнил вид вещного права, на котором земельный участок передается предприятию: постоянное (бессрочное) пользование.
Распоряжением департамента от 16.11.2011 N 3072 земельный участок с кадастровым номером 25:28:050063:127 разделен на две части: земельный участок площадью 59087 кв. м с кадастровым номером 25:28:050063:147 и земельный участок площадью 67114 кв. м с кадастровым номером 25:28:050063:148. Кроме того, данным распоряжением прекращено право постоянного (бессрочного) пользования предприятия земельным участком с кадастровым номером 25:28:050063:127 и выделенный из него земельный участок с кадастровым номером 25:28:050063:148 предоставлен в безвозмездное срочное пользование ФГУП, которое осуществляет строительство концертно-спортивного комплекса в г. Владивостоке на основании государственного контракта N 2010-24 от 13.07.2010.
Из изложенного следует, что земельный участок площадью 59087 кв. м с кадастровым номером 25:28:050063:147 был выбран для строительства концертно-спортивного комплекса, сформирован для государственных нужд Приморского края и с 12.10.2011 существует как самостоятельный объект гражданского оборота на праве постоянного (бессрочного) пользования предприятия по результатам раздела земельного участка с кадастровым номером 25:28:050063:127.
Действительно, первоначально заявителем испрашивался именно этот земельный участок, что подтверждается заявлениями от 01.11.2011, от 10.09.2012, от 14.01.2013, от 22.01.2013.
Однако, оценивая возможность его предоставления заявителю, коллегия учитывает, что земельный участок с кадастровым номером 25:28:050063:147 является составной частью земельного участка, в отношении которого распоряжением департамента земельных ресурсов и землеустройства Приморского края от 26.03.2009 N 237-р предварительно согласовано место размещения концертно-спортивного комплекса.
В соответствии с пунктом 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства.
Следовательно, земельный участок, в отношении которого принято решение о предварительном согласовании, является ограниченным в обороте и может быть предоставлен только для целей, для которых он был сформирован - для строительства концертно-спортивного комплекса. Иной подход к правовому статусу земельного участка противоречит смыслу статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Из заявлений общества, поданных в департамент, следует, что земельный участок планируется использоваться им под строительство торгового комплекса, что не соответствует целям, для которых земельный участок с кадастровым номером 25:28:050063:147 был образован.
Материалами дела подтверждается, что земельный участок площадью 126162 кв. м сформирован на основании проектной документации по объекту "Строительство концертно-спортивного комплекса в г. Владивостоке" с учетом всех входящих в состав комплекса инфраструктурных объектов, а также организацией подходов и подъездов к нему.
Как следует из пояснений третьих лиц, разделение данного земельного участка на две части было вызвано необходимостью ввода объекта строительства в эксплуатацию очередями в связи с ограниченностью бюджетного финансирования: в составе первой очереди - сооружение концертно-спортивного комплекса, в составе второй очереди - все иные спортивные сооружения (баскетбольные и волейбольные площадки, корты, парковки и т.д.). Указанный факт подтверждается представленной в материалы дела экспликацией площадок комплекса (выкопировка из проектной документации) и заявителем не оспаривался.
То есть разделение земельного участка само по себе не свидетельствует о том, что необходимость в использовании одной из его частей для государственных нужд Приморского края отпала.
Согласно государственному контракту от 13.07.2010 N 2010-24 генеральным подрядчиком на строительство указанного объекта является ФГУП, которому в силу пункта 5.2.3 контракта департамент градостроительства Приморского края обязан передать строительную площадку для выполнения строительных работ.
Подпунктом 5 пункта 1 статьи 24 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут предоставляться исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, лицам, с которыми заключен государственный или муниципальный контракт на строительство объекта недвижимости, осуществляемое полностью за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации или средств местного бюджета, на основе заказа, размещенного в соответствии с федеральным законом о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, на срок строительства объекта недвижимости в безвозмездное срочное пользование.
С учетом условий государственного контракта и указанной нормы распоряжением департамента от 16.11.2011 N 3072 ФГУП был предоставлен земельный участок земельный участок площадью 67114 кв. м с кадастровым номером 25:28:050063:148.
Распоряжением от 13.02.2013 N 89-р в указанное распоряжение внесены изменения, согласно которым ФГУП в безвозмездное срочное пользование сроком до 31.12.2013 для строительства концертно-спортивного комплекса предоставлен также и земельный участок площадью 59087 кв. м с кадастровым номером 25:28:050063:147.
Поскольку размещение концертно-спортивного комплекса на данном земельном участке согласовано распоряжением департамента земельных ресурсов и землеустройства Приморского края от 26.03.2009 N 237-р, ФГУП определено в установленном порядке подрядчиком указанного объекта, земельный участок с кадастровым номером 25:28:050063:147 подлежал обязательной передаче ФГУП.
Указанный вывод соответствует положениям статей 51 и 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которым выполнение строительных работ и последующий ввод объекта в эксплуатацию связан с наличием правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором такое строительство осуществляется.
При таких обстоятельствах основания для признания распоряжения департамента от 13.02.2013 N 89-р недействительным у суда первой инстанции отсутствовали. Выводы суда первой инстанции об обратном основаны на неверном применении норм материального права и неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела.
Довод заявителя о том, что он обратился с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 25:28:050063:147 ранее ФГУП и имеет приоритет, коллегией отклоняется, поскольку заявитель не имеет никакого отношения к объекту, для строительства которого данный участок был сформирован.
Кроме того, исходя из буквального толкования положений п. 5 ст. 30 Земельного кодекса РФ, регламентирующих порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, осуществление выбора земельного участка, прошедшего кадастровый учет, невозможно.
В соответствии с пунктом 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Поскольку в ходе рассмотрения дела суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что у департамента имелись основания для представления земельного участка с кадастровым номером 25:28:050063:147 ФГУП и, соответственно, для отказа в предварительном согласовании места размещения объекта заявителя, заявленные требования не подлежали удовлетворению.
С учетом изложенного, на основании пунктов 1 и 4 части 1 статьи 270 АПК РФ коллегия отменяет решение суда первой инстанции как принятое с нарушением норм материального права.
Согласно части 2 статьи 325 АПК РФ, если не приведенный в исполнение судебный акт отменен полностью или в части и принят новый судебный акт о полном или частичном отказе в иске, либо иск оставлен без рассмотрения полностью или в части, либо производство по делу прекращено, арбитражный суд принимает судебный акт о полном или частичном прекращении взыскания по отмененному в соответствующей части судебному акту.
Частью 1 статьи 326 АПК РФ предусмотрено, что вопрос о повороте исполнения судебного акта разрешается арбитражным судом, принявшим новый судебный акт, которым отменен или изменен ранее принятый судебный акт
Решением от 16.08.2013 суд обязал департамент принять решение о предварительном согласовании заявителю места размещения объекта для строительства торгового комплекса на земельном участке площадью 50072 кв. м в районе ул. Находкинская, 1-а в г. Владивостоке.
Решение суда обращено к немедленному исполнению, в связи с чем 19.08.2013 заявителю выдан исполнительный лист серии АС N 005865448.
Поскольку в ходе рассмотрения дела суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, исполнение решения от 16.08.2013 подлежит повороту.
Коллегией установлено, что до настоящего времени решение от 16.08.2013 департаментом не исполнено, место размещения торгового комплекса на земельном участке площадью 50072 кв. м в районе ул. Находкинская, 1-а в г. Владивостоке заявителю не согласовано.
Следовательно, с учетом требований части 2 статьи 325 АПК РФ исполнение по исполнительному листу серии АС N 005865448, выданному Арбитражным судом Приморского края 19.08.2013 согласно решению Арбитражного суда Приморского края от 16.08.2013 по делу N А51-15102/2013, прекращается.
В связи с отказом в удовлетворении требований заявителя судебные расходы по уплате государственной пошлины возлагаются на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271, 325 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 16.08.2013 по делу N А51-15102/2013 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Произвести поворот исполнения решения Арбитражного суда Приморского края от 16.08.2013 по делу N А51-15102/2013.
Прекратить исполнение по исполнительному листу серии АС N 005865448, выданному Арбитражным судом Приморского края 19.08.2013 согласно решению Арбитражного суда Приморского края от 16.08.2013 по делу N А51-15102/2013.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
А.В.ГОНЧАРОВА
Судьи
Н.Н.АНИСИМОВА
С.В.ГУЦАЛЮК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.10.2013 N 05АП-10632/2013 ПО ДЕЛУ N А51-15102/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 октября 2013 г. N 05АП-10632/2013
Дело N А51-15102/2013
Резолютивная часть постановления оглашена 07 октября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 октября 2013 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой,
судей Н.Н. Анисимовой, С.В. Гуцалюк,
при ведении протокола секретарем судебного заседания М.В. Ждановой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу департамента земельных и имущественных отношений Приморского края,
апелляционное производство N 05АП-10632/2013
на решение от 16.08.2013
судьи Л.П. Нестеренко
по делу N А51-15102/2013 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению открытого акционерного общества "Торговый дом Владивостокский ГУМ" (ИНН 2504001470, ОГРН 1022501275334, зарегистрировано в качестве юридического лица 20.10.1994)
к департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края (ИНН 2538111008, ОГРН 1072540005724, зарегистрирован в качестве юридического лица 21.06.2007)
третьи лица: ФГУП "Главное управление специального строительства по территории ДВФО при Федеральном агентстве специального строительства", департамент градостроительства Приморского края, казенное предприятие Приморского края "Единая дирекция по строительству объектов на территории Приморского края"
о признании недействительным распоряжения от 13.02.2013 N 89-рз, о признании незаконным решения от 14.03.2013 N 20/03/02-13/4331 об отказе в предоставлении земельного участка и об обязании принять решение о предоставлении земельного участка,
при участии в заседании:
- от заявителя: представители Н.А. Момот (паспорт, доверенность от 06.08.2013); М.А. Новикова (паспорт, доверенность от 06.08.2013);
- от департамента земельных и имущественных отношений Приморского края: представитель А.С. Подольский (паспорт, доверенность от 09.01.2013);
- от предприятия: представитель Т.В. Большакова (паспорт, доверенность от 17.09.2013);
- от департамента градостроительства Приморского края: представитель Т.В. Большакова (паспорт, доверенность от 15.11.2012);
- от ФГУП: не явились, уведомлены надлежащим образом;
- установил:
Открытое акционерное общество "Торговый дом Владивостокский ГУМ" (далее по тексту - "заявитель", "общество") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным распоряжений департамента земельных и имущественных отношений Приморского края (далее по тексту - "департамент") от 13.02.2013 N 89-рз, о признании незаконным решения от 14.03.2013 N 20/03/02-13/4331 об отказе в предоставлении земельного участка и об обязании департамент принять решение о предоставлении заявителю земельного участка площадью 50072 кв. м в аренду сроком на 59 месяцев с предварительным согласованием места размещения объекта для строительства торгового комплекса.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 16.08.2013 заявленные требования удовлетворены в полном объеме, суд обязал департамент принять решение о предварительном согласовании заявителю места размещения объекта для строительства торгового комплекса на земельном участке площадью 50072 кв. м в районе ул. Находкинская, 1-а в г. Владивостоке. Решение суда обращено к немедленному исполнению.
Обжалуя решение от 16.08.2013 в апелляционном порядке, департамент указывает на нарушение судом первой инстанции норм материального права. Считает, что порядок предоставления спорного земельного участка ФГУП был соблюден им в полном объеме. Обращает внимание суда апелляционной инстанции на то, что в соответствии с пунктом 5 статьи 24 Земельного кодекса Российской Федерации у него имелась обязанность предоставить спорный земельный участок ФГУП как подрядчику по государственному контракту на строительство концертно-спортивного комплекса на праве безвозмездного срочного пользования на весь период строительства. Считает, что предоставление земельного участка заявителю не соответствует его разрешенному использованию.
Кроме того, департамент указывает на нарушение порядка выбора земельного участка по заявлению общества, в том числе в связи с наложением границ сформированного обществу земельного участка на земельный участок с кадастровым номером 25:28:050063:148, ранее предоставленный ФГУП, и несоответствием цели использования земельного участка - "под строительство торгового комплекса" градостроительному регламенту зоны Р-2, в которой данный земельный участок находится.
Общество по тексту представленного в материалы дела отзыва, поддержанного представителями в судебном заседании, возражало против доводов апелляционной жалобы. Решение суда просило оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Департамент градостроительства Приморского края и казенное предприятие Приморского края "Единая дирекция по строительству объектов на территории Приморского края" поддержали позицию заявителя апелляционной жалобы, считают оспариваемое решение суда подлежащим отмене как принятое с нарушением норм материального права.
ФГУП "Главное управление специального строительства по территории ДВФО при Федеральном агентстве специального строительства" (далее по тексту - "ФГУП") в судебное заседание не явился, о дате и месте рассмотрения апелляционной жалобы уведомлен надлежаще.
На основании статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - "АПК РФ") судебная коллегия рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие представителей ФГУП.
В судебном заседании 30.09.2013 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв до 07.10.2013 до 09 час. 35 мин. Вынесено протокольное определение. После перерыва заседание суда продолжено. Об объявлении перерыва стороны уведомлены в соответствии с Информационным письмом Президиума ВАС РФ N 113 от 19.09.2006 "О применении статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" путем размещения на сайте Пятого арбитражного апелляционного суда (www.5aas.arbitr.ru) и на доске объявлений в здании суда информации о времени и месте продолжения судебного заседания.
До перерыва представитель ОАО "Торговый дом Владивостокский ГУМ" заявил о запросе у Департамента земельных и имущественных отношений сведений о ходе исполнения решения суда от 16.08.2013 по настоящему делу, в части признания недействительным распоряжения Департамента от 13.02.2013, о необходимости обращения в суд первой инстанции за разъяснением решения суда от 16.08.2013, в связи с чем, просил отложить судебное разбирательство.
На основании пункта 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд может отложить судебное разбирательство, если признает, что оно не может быть рассмотрено в данном судебном заседании, в том числе при удовлетворении ходатайства стороны об отложении судебного разбирательства в связи с необходимостью представления ею дополнительных доказательств, при совершении иных процессуальных действий.
Данная норма не носит императивного характера, а ни одна из причин, указанных в ходатайстве, не является для суда безусловно уважительной. Вопрос об удовлетворении или неудовлетворении ходатайства об отложении слушания дела решается судом с учетом всех обстоятельств дела и представленных заявителем ходатайства документов по своему внутреннему убеждению.
Заявленное ходатайство рассмотрено судом в соответствии со статьей 159 АПК РФ и отклонено как безосновательное, ввиду отсутствия объективной необходимости к отложению судебного разбирательства, и оснований, предусмотренных ст. 158 АПК РФ.
Оценив доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, и представленные в материалы дела документы, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции подлежащим отмене.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено, что 01.11.2011 общество обратилось в департамент с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 59 месяцев земельного участка с кадастровым номером 25:28:050063:147 для строительства спортивного комплекса по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Находкинская, 1а. К данному заявлению были приложены регистрационные и учредительные документы общества, кадастровый паспорт земельного участка и эскизный проект спортивного комплекса.
Заявление общества и приложенные к нему документы были переданы департаментом в администрацию г. Владивостока для решения вопроса о выборе земельного участка для строительства объекта.
17.08.2012 администрацией г. Владивостока оформлен акт N 156 о выборе земельного участка площадью 51610 кв. м по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Находкинская, 1а.
Распоряжением УГА г. Владивостока от 06.09.2012 N 1624 обществу выдан акт о выборе данного земельного участка с видом разрешенного использования: объекты розничной торговли и целью предоставления: для строительства торгового комплекса и утверждена схема его расположения на кадастровом плане территории.
10.09.2012 распоряжение УГА г. Владивостока от 06.09.2012 N 1624 направлено обществом в адрес департамента.
Письмом от 30.10.2012 общество уточнило свои намерения, указав, что просит принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка.
14.01.2013 заявителем в департамент представлено новое заявление о предоставлении в аренду сроком на 59 месяцев земельного участка с кадастровым номером 25:28:050063:147 для строительства торгового комплекса по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Находкинская, 1а.
18.02.2013 обществом представлено новое заявление, согласно которому им испрашивается земельный участок площадью 50072 кв. м, расположенный по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Находкинская, 1а, для строительства торгового комплекса. К данному заявлению было приложено распоряжение УГА г. Владивостока от 13.02.2013 N 198 о внесении изменений в распоряжение УГА г. Владивостока от 06.09.2012 N 1624.
Рассмотрев заявление общества, департамент отказал в предоставлении испрашиваемого земельного участка в связи с его нахождением в границах земельного участка с кадастровым номером 25:28:050063:147, предоставленного ФГУП распоряжением от 13.02.2013 N 89-рз, о чем уведомил общество письмом от 14.03.2013 N 20/03/02-13/4331.
Не согласившись с отказом департамента в предоставлении земельного участка, посчитав, что распоряжение от 13.02.2013 N 89-рз нарушает его права и законные интересы, общество обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, обладающих правом распоряжения землей, в порядке, установленном названным Кодексом.
Статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта установлен пунктом 5 данной статьи и включает в себя:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты (пункт 1 статьи 31 Кодекса).
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 2 статьи 31 Кодекса).
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 5 статьи 31 Кодекса).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (пункт 6 статьи 31 Кодекса).
Коллегией установлено, что заявителем испрашивается земельный участок площадью 50072 кв. м, расположенный по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Находкинская, 1а (заявление от 18.02.2013).
В отношении указанного земельного участка УГА г. Владивостока оформлен акт N 156 о выборе и распоряжением УГА г. Владивостока от 06.09.2012 N 1624 (в редакции распоряжения от 13.02.2013 N 198) утверждена схема его расположения на кадастровом плане территории.
То есть формально все мероприятия, связанные с выбором земельного участка для строительства торгового комплекса, предусмотренные статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации, обществом осуществлены.
Вместе с тем из смысла статей 9, 29 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления вправе осуществлять управление и распоряжение земельными участками в пределах своей компетенции, в том числе предоставлять в аренду земельные участки, свободные от прав третьих лиц. Наличие на земельный участок прав третьих лиц является основанием для отказа в его предоставлении заявителю.
Отказывая обществу в предоставлении земельного участка, департамент указал на наложение его границ на границы земельного участка с кадастровым номером 25:28:050063:147, предоставленного в безвозмездное срочное пользование ФГУП распоряжением от 13.02.2013 N 89-рз.
Факт наложения земельных участков подтверждается материалами дела и заявителем не оспаривался.
Согласно пункту 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами.
Поскольку распоряжением от 13.02.2013 N 89-р земельный участок площадью 59087 кв. м с кадастровым номером 25:28:050063:147 предоставлен ФГУП в безвозмездное срочное пользование сроком до 31.12.2013 для строительства концертно-спортивного комплекса, основания для принятия решения о предварительном согласовании места размещения торгового комплекса на земельном участке, испрашиваемом заявителем, у департамента отсутствовали.
Утверждая обратное, заявитель считает, что распоряжение департамента от 13.02.2013 N 89-рз является недействительным, поскольку он ранее ФГУП претендовал на приобретение данного земельного участка, в связи с чем 01.11.2011 обратился в департамент, а значит, имел приоритет по рассмотрению его заявки в первую очередь.
Между тем, как следует из кадастрового паспорта от 12.11.2011 N 25/00-11-113008, земельный участок с кадастровым номером 25:28:050063:147 имеет разрешенное использование "под строительство концертно-спортивного комплекса".
Строительство данного объекта внесено в Перечень объектов для краевых государственных нужд, планируемых к строительству (реконструкции) в рамках реализации краевой долгосрочной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Приморском крае" на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Администрации Приморского края от 26.10.2010 N 345-па, государственным заказчиком строительства объекта определен департамент градостроительства Приморского края.
По заявлению департамента градостроительства Приморского края администрацией г. Владивостока произведен выбор земельного участка для строительства, о чем оформлен акт выбора от 18.03.2009.
Распоряжением департамента земельных ресурсов и землеустройства Приморского края от 26.03.2009 N 237-р департаменту градостроительства Приморского края предварительно согласовано место размещения указанного объекта на землях населенных пунктов на земельном участке площадью 148879 кв. м, расположенном в г. Владивостоке в районе ул. Находкинская, 1.
Земельный участок поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером 25:28:050063:127 и распоряжением департамента от 06.07.2010 N 1200 передан в безвозмездное срочное пользование сроком на триста шестьдесят четыре дня казенному предприятию Приморского края "Единая дирекция по строительству объектов на территории Приморского края". Распоряжение от 20.04.2011 N 1075 департамент уточнил вид вещного права, на котором земельный участок передается предприятию: постоянное (бессрочное) пользование.
Распоряжением департамента от 16.11.2011 N 3072 земельный участок с кадастровым номером 25:28:050063:127 разделен на две части: земельный участок площадью 59087 кв. м с кадастровым номером 25:28:050063:147 и земельный участок площадью 67114 кв. м с кадастровым номером 25:28:050063:148. Кроме того, данным распоряжением прекращено право постоянного (бессрочного) пользования предприятия земельным участком с кадастровым номером 25:28:050063:127 и выделенный из него земельный участок с кадастровым номером 25:28:050063:148 предоставлен в безвозмездное срочное пользование ФГУП, которое осуществляет строительство концертно-спортивного комплекса в г. Владивостоке на основании государственного контракта N 2010-24 от 13.07.2010.
Из изложенного следует, что земельный участок площадью 59087 кв. м с кадастровым номером 25:28:050063:147 был выбран для строительства концертно-спортивного комплекса, сформирован для государственных нужд Приморского края и с 12.10.2011 существует как самостоятельный объект гражданского оборота на праве постоянного (бессрочного) пользования предприятия по результатам раздела земельного участка с кадастровым номером 25:28:050063:127.
Действительно, первоначально заявителем испрашивался именно этот земельный участок, что подтверждается заявлениями от 01.11.2011, от 10.09.2012, от 14.01.2013, от 22.01.2013.
Однако, оценивая возможность его предоставления заявителю, коллегия учитывает, что земельный участок с кадастровым номером 25:28:050063:147 является составной частью земельного участка, в отношении которого распоряжением департамента земельных ресурсов и землеустройства Приморского края от 26.03.2009 N 237-р предварительно согласовано место размещения концертно-спортивного комплекса.
В соответствии с пунктом 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства.
Следовательно, земельный участок, в отношении которого принято решение о предварительном согласовании, является ограниченным в обороте и может быть предоставлен только для целей, для которых он был сформирован - для строительства концертно-спортивного комплекса. Иной подход к правовому статусу земельного участка противоречит смыслу статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Из заявлений общества, поданных в департамент, следует, что земельный участок планируется использоваться им под строительство торгового комплекса, что не соответствует целям, для которых земельный участок с кадастровым номером 25:28:050063:147 был образован.
Материалами дела подтверждается, что земельный участок площадью 126162 кв. м сформирован на основании проектной документации по объекту "Строительство концертно-спортивного комплекса в г. Владивостоке" с учетом всех входящих в состав комплекса инфраструктурных объектов, а также организацией подходов и подъездов к нему.
Как следует из пояснений третьих лиц, разделение данного земельного участка на две части было вызвано необходимостью ввода объекта строительства в эксплуатацию очередями в связи с ограниченностью бюджетного финансирования: в составе первой очереди - сооружение концертно-спортивного комплекса, в составе второй очереди - все иные спортивные сооружения (баскетбольные и волейбольные площадки, корты, парковки и т.д.). Указанный факт подтверждается представленной в материалы дела экспликацией площадок комплекса (выкопировка из проектной документации) и заявителем не оспаривался.
То есть разделение земельного участка само по себе не свидетельствует о том, что необходимость в использовании одной из его частей для государственных нужд Приморского края отпала.
Согласно государственному контракту от 13.07.2010 N 2010-24 генеральным подрядчиком на строительство указанного объекта является ФГУП, которому в силу пункта 5.2.3 контракта департамент градостроительства Приморского края обязан передать строительную площадку для выполнения строительных работ.
Подпунктом 5 пункта 1 статьи 24 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут предоставляться исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, лицам, с которыми заключен государственный или муниципальный контракт на строительство объекта недвижимости, осуществляемое полностью за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации или средств местного бюджета, на основе заказа, размещенного в соответствии с федеральным законом о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, на срок строительства объекта недвижимости в безвозмездное срочное пользование.
С учетом условий государственного контракта и указанной нормы распоряжением департамента от 16.11.2011 N 3072 ФГУП был предоставлен земельный участок земельный участок площадью 67114 кв. м с кадастровым номером 25:28:050063:148.
Распоряжением от 13.02.2013 N 89-р в указанное распоряжение внесены изменения, согласно которым ФГУП в безвозмездное срочное пользование сроком до 31.12.2013 для строительства концертно-спортивного комплекса предоставлен также и земельный участок площадью 59087 кв. м с кадастровым номером 25:28:050063:147.
Поскольку размещение концертно-спортивного комплекса на данном земельном участке согласовано распоряжением департамента земельных ресурсов и землеустройства Приморского края от 26.03.2009 N 237-р, ФГУП определено в установленном порядке подрядчиком указанного объекта, земельный участок с кадастровым номером 25:28:050063:147 подлежал обязательной передаче ФГУП.
Указанный вывод соответствует положениям статей 51 и 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которым выполнение строительных работ и последующий ввод объекта в эксплуатацию связан с наличием правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором такое строительство осуществляется.
При таких обстоятельствах основания для признания распоряжения департамента от 13.02.2013 N 89-р недействительным у суда первой инстанции отсутствовали. Выводы суда первой инстанции об обратном основаны на неверном применении норм материального права и неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела.
Довод заявителя о том, что он обратился с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 25:28:050063:147 ранее ФГУП и имеет приоритет, коллегией отклоняется, поскольку заявитель не имеет никакого отношения к объекту, для строительства которого данный участок был сформирован.
Кроме того, исходя из буквального толкования положений п. 5 ст. 30 Земельного кодекса РФ, регламентирующих порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, осуществление выбора земельного участка, прошедшего кадастровый учет, невозможно.
В соответствии с пунктом 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Поскольку в ходе рассмотрения дела суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что у департамента имелись основания для представления земельного участка с кадастровым номером 25:28:050063:147 ФГУП и, соответственно, для отказа в предварительном согласовании места размещения объекта заявителя, заявленные требования не подлежали удовлетворению.
С учетом изложенного, на основании пунктов 1 и 4 части 1 статьи 270 АПК РФ коллегия отменяет решение суда первой инстанции как принятое с нарушением норм материального права.
Согласно части 2 статьи 325 АПК РФ, если не приведенный в исполнение судебный акт отменен полностью или в части и принят новый судебный акт о полном или частичном отказе в иске, либо иск оставлен без рассмотрения полностью или в части, либо производство по делу прекращено, арбитражный суд принимает судебный акт о полном или частичном прекращении взыскания по отмененному в соответствующей части судебному акту.
Частью 1 статьи 326 АПК РФ предусмотрено, что вопрос о повороте исполнения судебного акта разрешается арбитражным судом, принявшим новый судебный акт, которым отменен или изменен ранее принятый судебный акт
Решением от 16.08.2013 суд обязал департамент принять решение о предварительном согласовании заявителю места размещения объекта для строительства торгового комплекса на земельном участке площадью 50072 кв. м в районе ул. Находкинская, 1-а в г. Владивостоке.
Решение суда обращено к немедленному исполнению, в связи с чем 19.08.2013 заявителю выдан исполнительный лист серии АС N 005865448.
Поскольку в ходе рассмотрения дела суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, исполнение решения от 16.08.2013 подлежит повороту.
Коллегией установлено, что до настоящего времени решение от 16.08.2013 департаментом не исполнено, место размещения торгового комплекса на земельном участке площадью 50072 кв. м в районе ул. Находкинская, 1-а в г. Владивостоке заявителю не согласовано.
Следовательно, с учетом требований части 2 статьи 325 АПК РФ исполнение по исполнительному листу серии АС N 005865448, выданному Арбитражным судом Приморского края 19.08.2013 согласно решению Арбитражного суда Приморского края от 16.08.2013 по делу N А51-15102/2013, прекращается.
В связи с отказом в удовлетворении требований заявителя судебные расходы по уплате государственной пошлины возлагаются на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271, 325 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 16.08.2013 по делу N А51-15102/2013 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Произвести поворот исполнения решения Арбитражного суда Приморского края от 16.08.2013 по делу N А51-15102/2013.
Прекратить исполнение по исполнительному листу серии АС N 005865448, выданному Арбитражным судом Приморского края 19.08.2013 согласно решению Арбитражного суда Приморского края от 16.08.2013 по делу N А51-15102/2013.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
А.В.ГОНЧАРОВА
Судьи
Н.Н.АНИСИМОВА
С.В.ГУЦАЛЮК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)