Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТОМСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 30.07.2013 ПО ДЕЛУ N 33-2210/2013

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 30 июля 2013 г. по делу N 33-2210/2013


Судья Рудова Т.И.

Судебная коллегия по административным делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Бондаревой Н.А.,
судей Величко М.Б., Ячменевой А.Б.,
при секретаре Б.Е.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске дело по заявлению прокурора Молчановского района Томской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Администрации Молчановского сельского поселения по непринятию мер по устранению нарушений правил пожарной безопасности и понуждении к совершению действий
по апелляционной жалобе администрации Молчановского сельского поселения на решение Молчановского районного суда Томской области от 16.05.2013.
Заслушав доклад судьи Величко М.Б., судебная коллегия

установила:

Прокурор Молчановского района Томской области обратился в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенною круга лиц в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Молчановского сельского поселения по непринятию мер по устранению нарушений правил пожарной безопасности в населенных пунктах с. Соколовка, с. Гришино, д. Алексеевка, д. Майково, д. Нижняя Федоровка, обязании в срок не позднее одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить в указанных населенных пунктах наличие звуковой сигнализации для оповещения людей при пожаре.
В обоснование требований указано, что в ходе проверки исполнения Администрацией Молчановского сельского поселения противопожарного законодательства выявлены нарушения ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закона о пожарной безопасности от 21.12.1994 N 69-ФЗ), п. 16 Правил противопожарного режима, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 (далее - Правила противопожарного режима N 390 от 25.04.2012), выразившиеся в отсутствии звуковой сигнализации для оповещения людей при пожаре в населенных пунктах с. Соколовка, с. Гришино, д. Алексеевка, д. Майково, д. Нижняя Федоровка. Невыполнение Администрацией Молчановского сельского поселения мероприятий, связанных с предупреждением и ликвидацией на территории населенных пунктов чрезвычайных ситуаций, в том числе пожаров, нарушает права неопределенною круга лиц, так как может повлечь причинение вреда здоровью граждан, угрожать их жизни, привести к уничтожению их имущества.
Прокурор Будюк Е.В. в судебном заседании заявленные требования поддержал.
Представитель Администрации Молчановского сельского поселения Т. в судебном заседании требования прокурора не признал. Ссылаясь на положения ч. 5 ст. 1, подп. "в" п. 2, п. 2.1 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68 ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", утверждал, что установка специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Считал, что п. 16 Правил противопожарного режима в части отнесения к полномочиям органов местного самоуправления обеспечения наличия на территории поселений звуковой сигнализации для оповещения людей при пожаре противоречит федеральным законам. Указал на то, что заявление прокурора в части требования о признании незаконным бездействия администрации не соответствует требованиям абз. 1 ст. 247 ГПК РФ, поскольку не указаны конкретные нормы правил пожарной безопасности.
Обжалуемым решением суд на основании ст. 20, 40 Конституции Российской Федерации, п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления", ч. 4 ст. 6, 63 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон о техническом регламенте о требованиях пожарной безопасности от 22.07.2008 N 123-ФЗ), ст. 1, 19, 21 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", ч. 1, 2 ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", постановления Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390, абз. 4 п. 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", п. 16 Правил противопожарного режима, ч. 2 ст. 1, ст. 2, п. 9, 10 ч. 1 ст. 4, 31 Устава муниципального образования "Молчановское сельское поселение", ст. 67, ч. 2 ст. 195, ч. 2 ст. 206, ч. 1 ст. 249, ч. 1, 3 ст. 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заявление прокурора Молчановского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворил.
В апелляционной жалобе Администрация Молчановского сельского поселения просит решение суда отменить, принять новое об отказе в удовлетворении заявления. Указывает, что суд, применив п. 16 Правил противопожарного режима, не дал оценки доводу о его противоречии федеральным законам. Считает, что ч. 7 ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" не подлежит применению, так как имеет иной предмет правового регулирования. Кроме того, суд не применил ч. 2 ст. 120 Конституции Российской Федерации, ч. 5 ст. 1, подп. "в" п. 2, п. 2.1 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", преамбулу, ч. 1, 2 ст. 4, ч. 1 ст. 5, ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ч. 2 ст. 22, ч. 1 ст. 23 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О правительстве Российской Федерации"; неправильно истолковал ст. 1, 16, 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", ч. 4 ст. 6, ст. 63 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", из которых следует, что обязанность, неисполнение которой оспаривает прокурор, не возложена на администрацию Молчановского сельского поселения.
В соответствии со ст. 327 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ) судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о времени и месте его рассмотрения надлежащим образом.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда по правилам ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Согласно ч. 4 ст. 6 Федерального закона N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон о техническом регламенте о требованиях пожарной безопасности от 22.07.2008 N 123-ФЗ) пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами местного самоуправления в соответствии со ст. 63 настоящего закона.
В соответствии с п. 7 ст. 63 Закона о техническом регламенте о требованиях пожарной безопасности от 22.07.2008 N 123-ФЗ первичные меры пожарной безопасности включают в себя обеспечение связи и оповещения населения о пожаре.
Статьей 19 Закона о пожарной безопасности от 21.12.1994 N 69-ФЗ предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре.
Согласно п. 16 Правил противопожарного режима N 390 от 25.04.2012 на территории поселений и городских округов обеспечивается наличие звуковой сигнализации для оповещения людей при пожаре в соответствии со ст. 6 и 63 Закона о техническом регламенте о требованиях пожарной безопасности от 22.07.2008 N 123-ФЗ.
Таким образом, утверждение апеллянта о том, что обязанность по принятию мер по установке звуковой сигнализации для оповещения людей при пожаре не возложена на органы местного самоуправления поселения, основано на неверном толковании закона.
Согласно пп. 9, 10 ч. 1 ст. 4 Устава Муниципального образования "Молчановское сельское поселение" (далее - Устав) к вопросам местного значения отнесено обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. Разрешение данного вопроса отнесено к полномочиям Администрации Молчановского сельского поселения. (ст. 31 Устава).
В силу ч. 2 ст. 1 Устава Молчановское сельское поселение состоит из объединенных общей территорией сельских населенных пунктов: с. Молчаново. с. Соколовка, с. Гришино, д. Алексеевка. д. Майково, д. Нижняя Федоровка.
Решением Молчановского районного суда Томской области от 21.06.2011 на Администрацию Молчановского сельского поселения в срок не позднее 1 августа 2011 года ранее возлагалась обязанность по установке в населенных пунктах с. Молчаново, д. Алексеевка, с. Гришино, д. Майково, д. Нижняя Федоровка, с. Соколовка средств звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара, что было исполнено.
Из дела видно и установлено судом на основе приведенных в решении доказательств, что на момент проверки противопожарного законодательства, проведенной в период с 10 по 24 апреля 2013 года, вновь установлено отсутствие средств звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара в указанных населенных пунктах.
В нарушение ч. 1 ст. 56, ч. 1 ст. 249 ГПК РФ Администрацией Молчановского сельского поселения не представлены доказательства, опровергающие данные обстоятельства, поэтому они правильно установлены на основе имеющихся в материалах дела. Апелляционная жалоба также не содержит ссылок на их наличие.
Таким образом, вывод суда о незаконности бездействия Администрации Молчановского сельского поселения соответствует закону и фактическим обстоятельствам.
При этом ошибочно приведенная судом ссылка на ч. 7 ст. 83 Закона о техническом регламенте о требованиях пожарной безопасности от 22.07.2008 N 123-ФЗ не влияет на правомерность указанного вывода.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь п. 1 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Молчановского районного суда Томской области от 16.05.2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Молчановского сельского поселения - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)