Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 апреля 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мисника Н.Н.
судей О.Г. Авдониной, М.Н. Малыхиной
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Тарановой Д.П.
при участии:
- от заявителя: представитель Чиндяскин Н.А. (доверенность от 30.09.2011, паспорт);
- от заинтересованного лица: представитель Щепина Н.Н. (доверенность от 10.01.2013 N Д-0620/01, удостоверение от 07.12.2009 N 00088); представитель Угольникова Л.В. (доверенность от 09.01.2013 N Д-06-03/01, удостоверение от 07.12.2009 N 00077),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ростовской области
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 26.10.2012 по делу N А53-26109/2012
по заявлению открытого акционерного общества "Конный завод имени Первой Конной Армии" (ИНН 6111982226, ОГРН 1066111001571)
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ростовской области
о признании незаконным решения,
принятое судьей Губенко М.И.
установил:
открытое акционерное общество "Конный завод имени Первой Конной Армии" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ростовской области (далее - заинтересованное лицо, управление) о признании незаконным решения от 27.06.2012 об отказе в заключении с заявителем договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 61:12:0600501:1 по цене 2,5% от кадастровой стоимости земельного участка и об обязании заинтересованного лица заключить с заявителем договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 61:12:0600501:1 по цене 2,5% от кадастровой стоимости земельного участка в срок не позднее двух месяцев (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, произведенных в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (т. 2, л.д. 16)).
Заявленные требования мотивированы тем, что решение управления противоречит нормам действующего гражданского и земельного законодательства, а также нарушает преимущественное право заявителя, как собственника недвижимых объектов, на приватизацию земельного участка, на котором они расположены.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 26.10.2012 заявленные требования удовлетворены. Отказ Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ростовской области от 27.06.2012 N 12-7092/03 в предоставлении открытому акционерному обществу "Конный завод имени Первой Конной Армии" права выкупа земельного участка с кадастровым номером 61:12:0600501:1 по цене 2,5% от кадастровой стоимости земельного участка признан незаконным. Судебным решением Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ростовской области было обязано устранить допущенные нарушения прав и законных интересов открытого акционерного общества "Конный завод имени Первой Конной Армии" путем принятия решения о предоставлении земельного участка заявителю на праве собственности в месячный срок с момента вступления в законную силу решения суда по настоящему делу, в течение четырнадцати дней с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности осуществить подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 61:12:0600501:1 площадью 20 971 кв. м по цене 2,5% от кадастровой стоимости земельного участка и направить его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора. С Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ростовской области взыскано в пользу открытого акционерного общества "Конный завод имени Первой Конной Армии" (ИНН 6111982226, ОГРН 1026100956188) 2000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины. Открытому акционерному обществу "Конный завод имени Первой Конной Армии" (ИНН 6111982226, ОГРН 1026100956188) возвращена из федерального бюджета излишне уплаченная государственная пошлина в размере 4000 рублей по платежному поручению от 25.07.2012 N 821.
Решение мотивировано тем, что право на приобретение заявителем в собственность спорного земельного участка по льготной цене в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" обусловлено размещением на данном земельном участке объектов недвижимости, приобретенных обществом в порядке приватизации федерального предприятия. Заявление общества о предоставлении земельного участка подано с соблюдением порядка, предусмотренного статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации с приложением всех необходимых документов. Доводы управления о необходимости определения выкупной цены спорного земельного участка на основании положений Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" отклонены судом первой инстанции на основании пункта 6 статьи 27, пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку спорный земельный участок сформирован в границах фактического землепользования и необходим для эксплуатации объектов недвижимого имущества общества. Установив, что отказ управления противоречит требованиям земельного законодательства и нарушает права заявителя, суд первой инстанции в порядке статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязал заинтересованное лицо устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ростовской области обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение Арбитражного суда Ростовской области от 26.10.2012 отменить, в удовлетворении заявленных требований ОАО "Конный завод имени Первой Конной Армии" отказать.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что у общества отсутствует право на выкуп земельного участка по льготной цене, предусмотренной статьей 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (2,5% от кадастровой стоимости земельного участка). Спорный земельный участок с кадастровым номером 61:12:0600501:1 относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, в связи с чем порядок выкупа данного земельного участка определяется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". Несмотря на то, что обществу принадлежат объекты недвижимости, расположенные на земельном участке сельскохозяйственного назначения, площадь земельного участка несоразмерно больше площади объектов недвижимости, принадлежащих обществу, и необходимой для их использования, в связи с чем указанный земельный участок не подпадает под действие пункта 7 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации. В соответствии со статьей 10 указанного Федерального закона, а также статьей 12.1 Областного закона Ростовской области N 19-ЗС от 22.07.2003 "О регулировании земельных отношений в Ростовской области" управление не возражает против предоставления заявителю спорного земельного участка в собственность за плату в размере 15% его кадастровой стоимости.
В отзыве на апелляционную жалобу общество указало, что считает доводы апелляционной жалобы необоснованными. Ссылаясь на судебную практику, общество считает, что в настоящей спорной ситуации подлежат применению нормы статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации. Практика также подтверждает, по мнению общества, что выкупная цена земельного участка должна определяться в размере 2,5% от его кадастровой стоимости. Заявитель также указал, что недвижимое имущество, расположенное на земельном участке с кадастровым номером 61:12:0600501:1, используется обществом для занятия производственной деятельностью, предусмотренной уставом. В дополнениях к отзыву заявитель пояснил, что указанный земельный участок перешел к нему от правопредшественника и он является единственным землепользователем. Раздел спорного земельного участка, по мнению заявителя, невозможен, так как это приведет к нарушению его прав на использование находящейся на нем недвижимости, как единого производственного комплекса.
В судебном заседании стороны поддержали указанные выше позиции.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ОАО "Конный завод имени Первой Конной Армии" было создано путем реорганизации в форме преобразования ФГУП "Конный завод имени Первой Конной Армии" в открытое акционерное общество в соответствии с Федеральным законом N 178-ФЗ от 21.12.2001 "О приватизации государственного и муниципального имущества", Федеральным законом N 208-ФЗ от 26.12.1995 "Об акционерных обществах" и распоряжением Правительства РФ N 1124-Р от 26.08.2004, что подтверждается передаточным актом от 13.02.2006 (т. 2, л.д. 108), распоряжением Территориального управления Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Ростовской области от 30.12.2005 N 1880-р "Об условиях приватизации федерального государственного унитарного предприятия конный завод имени Первой Конной Армии" (т. 2, л.д. 20-22), выпиской из ЕГРЮЛ от 08.10.2012 (т. 2, л.д. 1).
За правопредшественником общества - ФГУП "Конный завод имени Первой Конной Армии" зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения для целей сельскохозяйственного производства площадью 20 971 га с кадастровым номером 61:12:0600501:0001, что подтверждается свидетельством, выданным Управлением федеральной регистрационной службы по Ростовской области 01.06.2004 (запись в ЕГРП 61-01-120/2004-601) (т. 1 л.д. 13).
Земельный участок площадью 209 710 000 кв. м, расположенный по адресу: Ростовская область, Зимовниковский район, на землях и в границах ФГУП Конного завода имени Первой Конной Армии сформирован и поставлен на кадастровый учет 12.11.2005 с присвоением кадастрового номера 61:12:0600501:1, равнозначного кадастровому номеру 61:12:0600501:0001, что подтверждается кадастровой выпиской N 61/001/11-193111 от 27.07.2011 (т. 2 л.д. 26).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права серии 61-АА N 692571 от 01.06.2006 за ФГУП "Конный завод имени Первой Конной Армии" зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования на указанный земельный участок (т. 2, л.д. 89).
По передаточному акту от 13.02.2006 (т. 2, л.д. 158) право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 61:12:0600501:0001 перешло от ФГУП "Конный завод имени Первой Конной Армии" к ОАО "Конный завод имени Первой Конной Армии".
Согласно свидетельству о государственной регистрации права серии 61-АГ N 927867 от 07.04.2008 за Российской Федерацией зарегистрировано право собственности на указанный земельный участок (т. 2, л.д. 90).
На земельном участке общей площадью 20 971 га находится недвижимое имущество, принадлежащее заявителю на праве собственности, что подтверждается исследованием от 22.10.2012 N 104/08/12 (05-12), выполненным экспертом Торгово-промышленной палаты Ставропольского края (т. 1, л.д. 120-151).
Право собственности на объекты, составляющие данное имущество, зарегистрировано за обществом, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права собственности, представленными заявителем в материалы дела (т. 1, л.д. 39-111).
Право собственности на указанные объекты возникло в результате отчуждения их из государственной собственности, что подтверждается распоряжением ТУ Росимущества в Ростовской области от 30.12.2005 N 1880-р "Об условиях приватизации федерального государственного унитарного предприятия конный завод имени Первой Конной Армии" (т. 2, л.д. 20-22) и передаточным приватизационным актом, утвержденным 13.02.2006 (т. 1, л.д. 8-29, т. 2, л.д. 108-125). Государственная регистрация права собственности общества произведена на основании данного акта.
21.06.2012 общество в порядке, предусмотренном статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, обратилось в управление с заявлением о приватизации находящегося в государственной собственности земельного участка с кадастровым номером 61:12:60 00501:1, на котором расположены приватизированные объекты недвижимого имущества, находящиеся до их приватизации в федеральной собственности, по цене, установленной абзацем 7 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в размере 2,5% кадастровой стоимости земельного участка.
Письмом управления от 27.06.2012 N 12-7092/03 в удовлетворении заявления общества было отказано. Отказ мотивирован тем, что спорный земельный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, в связи с чем, в силу пункта 6 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, приватизация данного участка возможна в порядке, установленном Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". С учетом статьи 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и статьи 12.1 Областного закона Ростовской области от 22.07.2003 N 19-ЗС "О регулировании земельных отношений в Ростовской области" находящийся у общества на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок может быть приобретен в собственность по цене в размере 15 процентов его кадастровой стоимости, против чего заинтересованное лицо не возражает.
Полагая, что отказ управления в приобретении спорного земельного участка по льготной цене противоречит нормам действующего законодательства, а также нарушает преимущественное право собственника недвижимых объектов на приватизацию земельного участка, на котором они расположены, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
В силу части 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют исключительное право на приватизацию таких земельных участков.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта (пункт 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Такой Перечень на момент обращения общества с заявлением о предоставлении в собственность спорного земельного участка был утвержден Приказом Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 N 475 "Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок".
К числу подлежащих предоставлению документов отнесены в том числе копия документа, удостоверяющего личность заявителя, являющегося представителем юридического лица; копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица или выписка из государственного реестра о юридическом лице; копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя; выписка из ЕГРП о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке (при наличии таковых) или уведомление об отсутствии в ЕГРП соответствующих сведений и копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение, если право на него признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП; выписка из ЕГРП о правах на приобретаемый земельный участок или уведомление об отсутствии в ЕГРП соответствующих сведений и копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) право на приобретаемый земельный участок, если такое право признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП; кадастровый паспорт земельного участка, либо кадастровая выписка о земельном участке в случае, если заявление о приобретении прав на данный земельный участок подано с целью переоформления прав на него; копия документа, подтверждающего обстоятельства, дающие право приобретения земельного участка на особых условиях, если данное обстоятельство не следует из вышеперечисленных документов; сообщение заявителя о перечне всех зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке.
При этом исполнительные органы, рассматривающие соответствующее заявление, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов (пункт 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
Констатируя полноту представленных обществом управлению документов, арбитражный суд первой инстанции ошибочно сослался на соответствие представленного пакета Перечню, утвержденному утратившим силу Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 30.10.2007 N 370. Однако это не повлекло принятия неправильного решения по делу. Перечень документов, предусмотренный Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475, является сокращенным и упрощенным аналогом Перечня, утвержденного Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 30.10.2007 N 370. Предоставление документов в полном объеме подтверждается имеющимся в деле заявлением общества от 21.06.2012 (т. 2 л.д. 10) и не оспаривается заинтересованным лицом.
Из письма управления от 27.06.2012 N 12-7092/03 следует, что заинтересованное лицо фактически не оспаривает наличие у общества исключительного права на приватизацию земельного участка, на котором расположены объекты недвижимости, принадлежащие заявителю на праве собственности. Заинтересованное лицо не признает наличие у общества права на приобретение данного земельного участка по льготной цене, установленной абзацем 7 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", полагая, что выкуп земельного участка сельскохозяйственного назначения должен осуществляться по цене, определенной с учетом положений Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Согласно пункту 6 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Кадастровой выпиской N 61/001/11-193111 от 27.07.2011 подтверждается, что земельный участок с кадастровым номером 61:12:0600501:1 площадью 209710000 кв. м, расположенный по адресу: Ростовская область, Зимовниковский район, на землях и в границах ФГУП Конного завода имени Первой Конной Армии, отнесен весь к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения (т. 2 л.д. 26).
Вместе с тем, из материалов дела следует, что на спорном земельном участке расположены объекты недвижимого имущества, принадлежащие ОАО "Конный завод имени Первой Конной Армии" на праве собственности.
Согласно абзацу 2 пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Предельные размеры земельных участков, занятых зданиями, строениями, сооружениями и необходимых для их использования, определяются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией (статьи 33 и 35 Земельного кодекса Российской Федерации).
В пункте 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что предельные размеры площади части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяются в соответствии с пунктом 3 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации, исходя из утвержденных в установленном порядке норм отвода земель для конкретных видов деятельности или правил землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации.
В нарушение статьи 65, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса управление не доказало превышение площади истребуемого заявителем земельного участка предельным нормам предоставления земли, определенным с учетом норм отвода земель для конкретных видов деятельности или правил землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации.
Заинтересованным лицом также документально не обоснована возможность раздела спорного земельного участка с целью раздельной приватизации земель, занятых объектами недвижимости и земель, используемых под пашни, сенокосы и пастбища.
В обоснование размера площади земельного участка (20 971 га), необходимого для использования комплекса недвижимого имущества общества ОАО "Конный завод имени Первой Конной Армии" представлено исследование от 22.10.2012 N 104/08/12 (05-12), выполненное экспертом Торгово-промышленной палаты Ставропольского края.
По мнению эксперта, строения, сооружения и земельный участок являются единым производственным комплексом ОАО "Конный завод имени Первой Конной Армии" как многопрофильного сельхозпроизводителя; здания и сооружения, земельный участок не могут использоваться отдельно без ущерба функциональному назначению указанных объектов с учетом осуществляемой ОАО "Конный завод имени Первой Конной Армии" деятельности. Площадь земельного участка 20 970 га необходима для использования зданий, сооружений, находящихся на нем в качестве единого производственного комплекса, соответствует нормам отвода земель для уставных видов деятельности предприятия (т. 1, л.д. 150-151).
Таким образом, спорный земельный участок фактически сформирован с учетом расположенных на нем объектов недвижимости общества и используется ОАО "Конный завод имени Первой Конной Армии" совместно с данными объектами в производственной деятельности.
В соответствии с пунктом 7 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации пункт 6 настоящей статьи не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями.
В силу пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" действие настоящего Федерального закона не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями. Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом Российской Федерации.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что на спорные отношения по выкупу обществом земельного участка с кадастровым номером 61:12:0600501:1, не распространяется действие Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", так как на испрашиваемом земельном участке находятся объекты недвижимого имущества, принадлежащие на праве собственности заявителю.
Следовательно, спорный земельный участок подлежит приватизации в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации посредством реализации ОАО "Конный завод имени Первой Конной Армии" права на приобретение в собственность участка, на котором расположены объекты недвижимого имущества, принадлежащие обществу.
В пункте 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что, определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, стороны должны руководствоваться Вводным законом, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.
В силу абзаца 2 пункта 1 статьи 2 Федерального закона N 137-ФЗ от 25.10.2001 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до 01.07.2012 года в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения.
При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек, и двух с половиной процента кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
Статьей 1 Областного закона N 229-ЗС от 20.03.2002 "Об установлении цены земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, при их продаже собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений" предусмотрено, что до 01.07.2012 цена земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, устанавливается в размере двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельных участков при их продаже вышеуказанной категории лиц.
Из содержания пункта 1 статьи Федерального закона N 137-ФЗ от 25.10.2001 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" следует, что определяющим критерием применения льготных цен при выкупе указанных в данном пункте земельных участков является факт отчуждения здания, строения, сооружения из государственной или муниципальной собственности.
Следовательно, для приобретения собственником такого объекта недвижимости земельного участка по льготной цене, установленной пунктом 1 статьи 2 Закона, достаточно установить факт отчуждения недвижимого имущества в процессе приватизации государственных (муниципальных) предприятий (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.04.2009 N 14649/08).
В материалы дела представлены распоряжение Территориального управления Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Ростовской области от 30.12.2005 N 1880-р "Об условиях приватизации федерального государственного унитарного предприятия конный завод имени Первой Конной Армии" (т. 2, л.д. 20-22) и передаточный акт от 13.02.2006 (т. 1, л.д. 8-29), из которых следует, что объекты недвижимого имущества, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 61:12:0600501:1, ранее являлись федеральной собственностью и приобретены обществом в процессе приватизации федерального государственного унитарного предприятия "Конный завод имени Первой Конной Армии" в форме его преобразования в открытое акционерное общество.
В связи с тем, что объекты недвижимости, расположенные на испрашиваемом заявителем земельном участке, были ранее отчуждены в пользу общества из государственной собственности в процессе приватизации, общество относится к категории лиц, на которых распространяется льготный порядок определения цены выкупа земельного участка, установленный пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Отказ управления в реализации обществом права на приватизацию спорного земельного участка по льготной цене не соответствует статьям 27, 36 Земельного кодекса Российской Федерации, статье 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", статье 1 Областного закона N 229-ЗС от 20.03.2002 "Об установлении цены земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, при их продаже собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений" и нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности.
В нарушение положений статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации управление не доказало правомерность своего решения об отказе в предоставлении обществу спорного земельного участка в собственность по льготной цене.
Руководствуясь частью 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции возложил на уполномоченный орган обязанность устранить допущенное им нарушение прав заявителя.
Правильность принятого решения подтверждается Постановлением ФАС Северо-Кавказского округа от 28.03.2013 по делу N А53-20716/2012.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являлись предметом исследования суда первой инстанции, получили надлежащую правовую оценку и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены правильного по существу судебного акта.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Ошибочное указание в резолютивной части судебного решения площади спорного земельного участка размере 20 971 кв. м вместо 20 971 га, а также ОГРН заявителя "ОГРН 1026100956188" вместо "ОГРН 1066111001571" не является основанием для отмены судебного решения и может быть исправлено в порядке, предусмотренном статьей 179 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 26.10.2012 по делу N А53-26109/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Н.Н.МИСНИК
Судьи
О.Г.АВДОНИНА
М.Н.МАЛЫХИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.04.2013 N 15АП-15942/2012 ПО ДЕЛУ N А53-26109/2012
Разделы:Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 апреля 2013 г. N 15АП-15942/2012
Дело N А53-26109/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 апреля 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мисника Н.Н.
судей О.Г. Авдониной, М.Н. Малыхиной
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Тарановой Д.П.
при участии:
- от заявителя: представитель Чиндяскин Н.А. (доверенность от 30.09.2011, паспорт);
- от заинтересованного лица: представитель Щепина Н.Н. (доверенность от 10.01.2013 N Д-0620/01, удостоверение от 07.12.2009 N 00088); представитель Угольникова Л.В. (доверенность от 09.01.2013 N Д-06-03/01, удостоверение от 07.12.2009 N 00077),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ростовской области
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 26.10.2012 по делу N А53-26109/2012
по заявлению открытого акционерного общества "Конный завод имени Первой Конной Армии" (ИНН 6111982226, ОГРН 1066111001571)
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ростовской области
о признании незаконным решения,
принятое судьей Губенко М.И.
установил:
открытое акционерное общество "Конный завод имени Первой Конной Армии" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ростовской области (далее - заинтересованное лицо, управление) о признании незаконным решения от 27.06.2012 об отказе в заключении с заявителем договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 61:12:0600501:1 по цене 2,5% от кадастровой стоимости земельного участка и об обязании заинтересованного лица заключить с заявителем договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 61:12:0600501:1 по цене 2,5% от кадастровой стоимости земельного участка в срок не позднее двух месяцев (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, произведенных в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (т. 2, л.д. 16)).
Заявленные требования мотивированы тем, что решение управления противоречит нормам действующего гражданского и земельного законодательства, а также нарушает преимущественное право заявителя, как собственника недвижимых объектов, на приватизацию земельного участка, на котором они расположены.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 26.10.2012 заявленные требования удовлетворены. Отказ Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ростовской области от 27.06.2012 N 12-7092/03 в предоставлении открытому акционерному обществу "Конный завод имени Первой Конной Армии" права выкупа земельного участка с кадастровым номером 61:12:0600501:1 по цене 2,5% от кадастровой стоимости земельного участка признан незаконным. Судебным решением Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ростовской области было обязано устранить допущенные нарушения прав и законных интересов открытого акционерного общества "Конный завод имени Первой Конной Армии" путем принятия решения о предоставлении земельного участка заявителю на праве собственности в месячный срок с момента вступления в законную силу решения суда по настоящему делу, в течение четырнадцати дней с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности осуществить подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 61:12:0600501:1 площадью 20 971 кв. м по цене 2,5% от кадастровой стоимости земельного участка и направить его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора. С Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ростовской области взыскано в пользу открытого акционерного общества "Конный завод имени Первой Конной Армии" (ИНН 6111982226, ОГРН 1026100956188) 2000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины. Открытому акционерному обществу "Конный завод имени Первой Конной Армии" (ИНН 6111982226, ОГРН 1026100956188) возвращена из федерального бюджета излишне уплаченная государственная пошлина в размере 4000 рублей по платежному поручению от 25.07.2012 N 821.
Решение мотивировано тем, что право на приобретение заявителем в собственность спорного земельного участка по льготной цене в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" обусловлено размещением на данном земельном участке объектов недвижимости, приобретенных обществом в порядке приватизации федерального предприятия. Заявление общества о предоставлении земельного участка подано с соблюдением порядка, предусмотренного статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации с приложением всех необходимых документов. Доводы управления о необходимости определения выкупной цены спорного земельного участка на основании положений Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" отклонены судом первой инстанции на основании пункта 6 статьи 27, пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку спорный земельный участок сформирован в границах фактического землепользования и необходим для эксплуатации объектов недвижимого имущества общества. Установив, что отказ управления противоречит требованиям земельного законодательства и нарушает права заявителя, суд первой инстанции в порядке статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязал заинтересованное лицо устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ростовской области обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение Арбитражного суда Ростовской области от 26.10.2012 отменить, в удовлетворении заявленных требований ОАО "Конный завод имени Первой Конной Армии" отказать.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что у общества отсутствует право на выкуп земельного участка по льготной цене, предусмотренной статьей 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (2,5% от кадастровой стоимости земельного участка). Спорный земельный участок с кадастровым номером 61:12:0600501:1 относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, в связи с чем порядок выкупа данного земельного участка определяется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". Несмотря на то, что обществу принадлежат объекты недвижимости, расположенные на земельном участке сельскохозяйственного назначения, площадь земельного участка несоразмерно больше площади объектов недвижимости, принадлежащих обществу, и необходимой для их использования, в связи с чем указанный земельный участок не подпадает под действие пункта 7 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации. В соответствии со статьей 10 указанного Федерального закона, а также статьей 12.1 Областного закона Ростовской области N 19-ЗС от 22.07.2003 "О регулировании земельных отношений в Ростовской области" управление не возражает против предоставления заявителю спорного земельного участка в собственность за плату в размере 15% его кадастровой стоимости.
В отзыве на апелляционную жалобу общество указало, что считает доводы апелляционной жалобы необоснованными. Ссылаясь на судебную практику, общество считает, что в настоящей спорной ситуации подлежат применению нормы статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации. Практика также подтверждает, по мнению общества, что выкупная цена земельного участка должна определяться в размере 2,5% от его кадастровой стоимости. Заявитель также указал, что недвижимое имущество, расположенное на земельном участке с кадастровым номером 61:12:0600501:1, используется обществом для занятия производственной деятельностью, предусмотренной уставом. В дополнениях к отзыву заявитель пояснил, что указанный земельный участок перешел к нему от правопредшественника и он является единственным землепользователем. Раздел спорного земельного участка, по мнению заявителя, невозможен, так как это приведет к нарушению его прав на использование находящейся на нем недвижимости, как единого производственного комплекса.
В судебном заседании стороны поддержали указанные выше позиции.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ОАО "Конный завод имени Первой Конной Армии" было создано путем реорганизации в форме преобразования ФГУП "Конный завод имени Первой Конной Армии" в открытое акционерное общество в соответствии с Федеральным законом N 178-ФЗ от 21.12.2001 "О приватизации государственного и муниципального имущества", Федеральным законом N 208-ФЗ от 26.12.1995 "Об акционерных обществах" и распоряжением Правительства РФ N 1124-Р от 26.08.2004, что подтверждается передаточным актом от 13.02.2006 (т. 2, л.д. 108), распоряжением Территориального управления Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Ростовской области от 30.12.2005 N 1880-р "Об условиях приватизации федерального государственного унитарного предприятия конный завод имени Первой Конной Армии" (т. 2, л.д. 20-22), выпиской из ЕГРЮЛ от 08.10.2012 (т. 2, л.д. 1).
За правопредшественником общества - ФГУП "Конный завод имени Первой Конной Армии" зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения для целей сельскохозяйственного производства площадью 20 971 га с кадастровым номером 61:12:0600501:0001, что подтверждается свидетельством, выданным Управлением федеральной регистрационной службы по Ростовской области 01.06.2004 (запись в ЕГРП 61-01-120/2004-601) (т. 1 л.д. 13).
Земельный участок площадью 209 710 000 кв. м, расположенный по адресу: Ростовская область, Зимовниковский район, на землях и в границах ФГУП Конного завода имени Первой Конной Армии сформирован и поставлен на кадастровый учет 12.11.2005 с присвоением кадастрового номера 61:12:0600501:1, равнозначного кадастровому номеру 61:12:0600501:0001, что подтверждается кадастровой выпиской N 61/001/11-193111 от 27.07.2011 (т. 2 л.д. 26).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права серии 61-АА N 692571 от 01.06.2006 за ФГУП "Конный завод имени Первой Конной Армии" зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования на указанный земельный участок (т. 2, л.д. 89).
По передаточному акту от 13.02.2006 (т. 2, л.д. 158) право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 61:12:0600501:0001 перешло от ФГУП "Конный завод имени Первой Конной Армии" к ОАО "Конный завод имени Первой Конной Армии".
Согласно свидетельству о государственной регистрации права серии 61-АГ N 927867 от 07.04.2008 за Российской Федерацией зарегистрировано право собственности на указанный земельный участок (т. 2, л.д. 90).
На земельном участке общей площадью 20 971 га находится недвижимое имущество, принадлежащее заявителю на праве собственности, что подтверждается исследованием от 22.10.2012 N 104/08/12 (05-12), выполненным экспертом Торгово-промышленной палаты Ставропольского края (т. 1, л.д. 120-151).
Право собственности на объекты, составляющие данное имущество, зарегистрировано за обществом, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права собственности, представленными заявителем в материалы дела (т. 1, л.д. 39-111).
Право собственности на указанные объекты возникло в результате отчуждения их из государственной собственности, что подтверждается распоряжением ТУ Росимущества в Ростовской области от 30.12.2005 N 1880-р "Об условиях приватизации федерального государственного унитарного предприятия конный завод имени Первой Конной Армии" (т. 2, л.д. 20-22) и передаточным приватизационным актом, утвержденным 13.02.2006 (т. 1, л.д. 8-29, т. 2, л.д. 108-125). Государственная регистрация права собственности общества произведена на основании данного акта.
21.06.2012 общество в порядке, предусмотренном статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, обратилось в управление с заявлением о приватизации находящегося в государственной собственности земельного участка с кадастровым номером 61:12:60 00501:1, на котором расположены приватизированные объекты недвижимого имущества, находящиеся до их приватизации в федеральной собственности, по цене, установленной абзацем 7 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в размере 2,5% кадастровой стоимости земельного участка.
Письмом управления от 27.06.2012 N 12-7092/03 в удовлетворении заявления общества было отказано. Отказ мотивирован тем, что спорный земельный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, в связи с чем, в силу пункта 6 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, приватизация данного участка возможна в порядке, установленном Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". С учетом статьи 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и статьи 12.1 Областного закона Ростовской области от 22.07.2003 N 19-ЗС "О регулировании земельных отношений в Ростовской области" находящийся у общества на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок может быть приобретен в собственность по цене в размере 15 процентов его кадастровой стоимости, против чего заинтересованное лицо не возражает.
Полагая, что отказ управления в приобретении спорного земельного участка по льготной цене противоречит нормам действующего законодательства, а также нарушает преимущественное право собственника недвижимых объектов на приватизацию земельного участка, на котором они расположены, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
В силу части 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют исключительное право на приватизацию таких земельных участков.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта (пункт 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Такой Перечень на момент обращения общества с заявлением о предоставлении в собственность спорного земельного участка был утвержден Приказом Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 N 475 "Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок".
К числу подлежащих предоставлению документов отнесены в том числе копия документа, удостоверяющего личность заявителя, являющегося представителем юридического лица; копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица или выписка из государственного реестра о юридическом лице; копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя; выписка из ЕГРП о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке (при наличии таковых) или уведомление об отсутствии в ЕГРП соответствующих сведений и копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение, если право на него признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП; выписка из ЕГРП о правах на приобретаемый земельный участок или уведомление об отсутствии в ЕГРП соответствующих сведений и копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) право на приобретаемый земельный участок, если такое право признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП; кадастровый паспорт земельного участка, либо кадастровая выписка о земельном участке в случае, если заявление о приобретении прав на данный земельный участок подано с целью переоформления прав на него; копия документа, подтверждающего обстоятельства, дающие право приобретения земельного участка на особых условиях, если данное обстоятельство не следует из вышеперечисленных документов; сообщение заявителя о перечне всех зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке.
При этом исполнительные органы, рассматривающие соответствующее заявление, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов (пункт 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
Констатируя полноту представленных обществом управлению документов, арбитражный суд первой инстанции ошибочно сослался на соответствие представленного пакета Перечню, утвержденному утратившим силу Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 30.10.2007 N 370. Однако это не повлекло принятия неправильного решения по делу. Перечень документов, предусмотренный Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475, является сокращенным и упрощенным аналогом Перечня, утвержденного Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 30.10.2007 N 370. Предоставление документов в полном объеме подтверждается имеющимся в деле заявлением общества от 21.06.2012 (т. 2 л.д. 10) и не оспаривается заинтересованным лицом.
Из письма управления от 27.06.2012 N 12-7092/03 следует, что заинтересованное лицо фактически не оспаривает наличие у общества исключительного права на приватизацию земельного участка, на котором расположены объекты недвижимости, принадлежащие заявителю на праве собственности. Заинтересованное лицо не признает наличие у общества права на приобретение данного земельного участка по льготной цене, установленной абзацем 7 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", полагая, что выкуп земельного участка сельскохозяйственного назначения должен осуществляться по цене, определенной с учетом положений Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Согласно пункту 6 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Кадастровой выпиской N 61/001/11-193111 от 27.07.2011 подтверждается, что земельный участок с кадастровым номером 61:12:0600501:1 площадью 209710000 кв. м, расположенный по адресу: Ростовская область, Зимовниковский район, на землях и в границах ФГУП Конного завода имени Первой Конной Армии, отнесен весь к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения (т. 2 л.д. 26).
Вместе с тем, из материалов дела следует, что на спорном земельном участке расположены объекты недвижимого имущества, принадлежащие ОАО "Конный завод имени Первой Конной Армии" на праве собственности.
Согласно абзацу 2 пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Предельные размеры земельных участков, занятых зданиями, строениями, сооружениями и необходимых для их использования, определяются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией (статьи 33 и 35 Земельного кодекса Российской Федерации).
В пункте 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что предельные размеры площади части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяются в соответствии с пунктом 3 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации, исходя из утвержденных в установленном порядке норм отвода земель для конкретных видов деятельности или правил землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации.
В нарушение статьи 65, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса управление не доказало превышение площади истребуемого заявителем земельного участка предельным нормам предоставления земли, определенным с учетом норм отвода земель для конкретных видов деятельности или правил землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации.
Заинтересованным лицом также документально не обоснована возможность раздела спорного земельного участка с целью раздельной приватизации земель, занятых объектами недвижимости и земель, используемых под пашни, сенокосы и пастбища.
В обоснование размера площади земельного участка (20 971 га), необходимого для использования комплекса недвижимого имущества общества ОАО "Конный завод имени Первой Конной Армии" представлено исследование от 22.10.2012 N 104/08/12 (05-12), выполненное экспертом Торгово-промышленной палаты Ставропольского края.
По мнению эксперта, строения, сооружения и земельный участок являются единым производственным комплексом ОАО "Конный завод имени Первой Конной Армии" как многопрофильного сельхозпроизводителя; здания и сооружения, земельный участок не могут использоваться отдельно без ущерба функциональному назначению указанных объектов с учетом осуществляемой ОАО "Конный завод имени Первой Конной Армии" деятельности. Площадь земельного участка 20 970 га необходима для использования зданий, сооружений, находящихся на нем в качестве единого производственного комплекса, соответствует нормам отвода земель для уставных видов деятельности предприятия (т. 1, л.д. 150-151).
Таким образом, спорный земельный участок фактически сформирован с учетом расположенных на нем объектов недвижимости общества и используется ОАО "Конный завод имени Первой Конной Армии" совместно с данными объектами в производственной деятельности.
В соответствии с пунктом 7 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации пункт 6 настоящей статьи не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями.
В силу пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" действие настоящего Федерального закона не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями. Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом Российской Федерации.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что на спорные отношения по выкупу обществом земельного участка с кадастровым номером 61:12:0600501:1, не распространяется действие Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", так как на испрашиваемом земельном участке находятся объекты недвижимого имущества, принадлежащие на праве собственности заявителю.
Следовательно, спорный земельный участок подлежит приватизации в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации посредством реализации ОАО "Конный завод имени Первой Конной Армии" права на приобретение в собственность участка, на котором расположены объекты недвижимого имущества, принадлежащие обществу.
В пункте 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что, определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, стороны должны руководствоваться Вводным законом, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.
В силу абзаца 2 пункта 1 статьи 2 Федерального закона N 137-ФЗ от 25.10.2001 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до 01.07.2012 года в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения.
При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек, и двух с половиной процента кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
Статьей 1 Областного закона N 229-ЗС от 20.03.2002 "Об установлении цены земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, при их продаже собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений" предусмотрено, что до 01.07.2012 цена земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, устанавливается в размере двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельных участков при их продаже вышеуказанной категории лиц.
Из содержания пункта 1 статьи Федерального закона N 137-ФЗ от 25.10.2001 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" следует, что определяющим критерием применения льготных цен при выкупе указанных в данном пункте земельных участков является факт отчуждения здания, строения, сооружения из государственной или муниципальной собственности.
Следовательно, для приобретения собственником такого объекта недвижимости земельного участка по льготной цене, установленной пунктом 1 статьи 2 Закона, достаточно установить факт отчуждения недвижимого имущества в процессе приватизации государственных (муниципальных) предприятий (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.04.2009 N 14649/08).
В материалы дела представлены распоряжение Территориального управления Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Ростовской области от 30.12.2005 N 1880-р "Об условиях приватизации федерального государственного унитарного предприятия конный завод имени Первой Конной Армии" (т. 2, л.д. 20-22) и передаточный акт от 13.02.2006 (т. 1, л.д. 8-29), из которых следует, что объекты недвижимого имущества, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 61:12:0600501:1, ранее являлись федеральной собственностью и приобретены обществом в процессе приватизации федерального государственного унитарного предприятия "Конный завод имени Первой Конной Армии" в форме его преобразования в открытое акционерное общество.
В связи с тем, что объекты недвижимости, расположенные на испрашиваемом заявителем земельном участке, были ранее отчуждены в пользу общества из государственной собственности в процессе приватизации, общество относится к категории лиц, на которых распространяется льготный порядок определения цены выкупа земельного участка, установленный пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Отказ управления в реализации обществом права на приватизацию спорного земельного участка по льготной цене не соответствует статьям 27, 36 Земельного кодекса Российской Федерации, статье 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", статье 1 Областного закона N 229-ЗС от 20.03.2002 "Об установлении цены земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, при их продаже собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений" и нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности.
В нарушение положений статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации управление не доказало правомерность своего решения об отказе в предоставлении обществу спорного земельного участка в собственность по льготной цене.
Руководствуясь частью 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции возложил на уполномоченный орган обязанность устранить допущенное им нарушение прав заявителя.
Правильность принятого решения подтверждается Постановлением ФАС Северо-Кавказского округа от 28.03.2013 по делу N А53-20716/2012.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являлись предметом исследования суда первой инстанции, получили надлежащую правовую оценку и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены правильного по существу судебного акта.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Ошибочное указание в резолютивной части судебного решения площади спорного земельного участка размере 20 971 кв. м вместо 20 971 га, а также ОГРН заявителя "ОГРН 1026100956188" вместо "ОГРН 1066111001571" не является основанием для отмены судебного решения и может быть исправлено в порядке, предусмотренном статьей 179 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 26.10.2012 по делу N А53-26109/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Н.Н.МИСНИК
Судьи
О.Г.АВДОНИНА
М.Н.МАЛЫХИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)