Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВОЛГОГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 04.09.2013 ПО ДЕЛУ N 33-9626/2013

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 сентября 2013 г. по делу N 33-9626/2013


Судья: Подлесная С.Л.

Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Кубасова И.Г.
судей: Кравцовой Е.В., Серышевой Н.И.
при секретаре М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску З.В., З.Н. к Государственному научному учреждению "Всероссийский научно-исследовательский институт агролесомелиорации Российской академии наук (ГНУ ВНИАЛМИ), Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области о признании отказа в предоставлении земельного участка незаконным, понуждении предоставить земельный участок в собственность,
по апелляционной жалобе Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области
на решение Кировского районного суда г. Волгограда от 15 июля 2013 года, которым отказ Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области в согласовании раздела в измененных границах федерального земельного участка с кадастровым номером N <...> признан незаконным, на Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области возложена обязанность рассмотреть заявление З.В. о согласовании раздела в измененных границах федерального земельного участка с кадастровым номером N <...> и принять решение по существу.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Кравцовой Е.В., выслушав представителей З.В. и З.Н. - Г., действующую на основании доверенности, возражавшую по доводам апелляционной жалобы, Судебная коллегия

установила:

З.В., З.Н. обратились в суд с иском к Государственному научному учреждению "Всероссийский научно-исследовательский институт агролесомелиорации Российской академии наук (ГНУ ВНИАЛМИ), Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области о признании отказа в предоставлении земельного участка незаконным, понуждении предоставить земельный участок в собственность.
Заявленные требования мотивируют тем, что являются собственниками в равных индивидуального жилого дома <адрес>. Между тем, земельный участок, на котором расположен дом, принадлежит на праве бессрочного пользования ГНУ ВНИАЛМИ и находится в собственности РФ. ГНУ ВНИАЛМИ возражений против раздела земельного участка с кадастровым номером N <...> и формирования нового земельного участка, необходимого для использования дома, не имеет, о чем в адрес Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области было направлено письменное уведомление. Между тем, Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области им в предоставлении земельного участка в собственность было отказано со ссылкой на отсутствие документов, подтверждающих обоснованность раздела земельного участка, а также доказательств наличия у ГНУ ВНИАЛМИ воли на раздел принадлежащего ему участка и отведения его части истцам. Им также было рекомендовано обратиться в БТИ за изготовлением дополнительной технической документации на жилой дом и в ГНУ ВНИАЛМИ для согласования границ земельного участка.
Считают отказ Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области в предоставлении спорного земельного участка в собственность и требования о предоставлении дополнительной документации необоснованными, поскольку испрашиваемый ими земельный участок предназначен для индивидуального жилищного строительства, расположен в зоне застройки малоэтажными индивидуальными жилыми домами до трех этажей, его границы согласованы с представителем Комитета по градостроительству и архитектуре г. Волгограда. Просят признать отказ Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области в согласовании раздела в измененных границах федерального земельного участка с кадастровым номером N <...> с целью оформления их права собственности на сформированный земельный участок незаконным и возложить на него обязанность предоставить им в собственность за плату земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> в равных долях.
Определением Кировского районного суда г. Волгограда от 17.06.2013 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Министерство по управлению государственным имуществом Волгоградской области.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области, оспаривая законность судебного постановления, просит его отменить и принять новый судебный акт об отказе в иске.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В силу ч. 2 ст. 9 Земельного кодекса РФ, Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
На основании ст. 34 Земельного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Согласно ст. 15 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
На основании ст. 28 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
В соответствии с ч. 2 ст. 271 ГК РФ при переходе права собственности на недвижимость, находящуюся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право пользования соответствующим земельным участком на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости.
В соответствии со ст. 11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса, за исключением случаев: раздела земельных участков, предоставленных садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединениям граждан, а также земельных участков, предоставленных гражданам на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения; образования земельных участков из земельных участков, предоставленных для комплексного освоения в целях жилищного строительства; образования земельных участков из земельных участков, находящихся в границах застроенной территории, в отношении которой в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации принято решение о ее развитии и заключен договор о развитии застроенной территории; перераспределения земельных участков в соответствии со статьей 11.7 настоящего Кодекса; иных предусмотренных федеральными законами случаев.
Решения об образовании земельных участков, указанных в пункте 1 настоящей статьи, могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки. Для принятия решения об образовании земельных участков, указанных в пункте 1 настоящей статьи, необходимы следующие документы: 1)кадастровые паспорта образуемых земельных участков или кадастровый паспорт образуемого земельного участка; 2) правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления запрашивают документы, указанные в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, в органах и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы (их копии, сведения, содержащиеся в них).
Землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков при подаче заявления, указанного в пункте 2 настоящей статьи, прилагают к нему правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки, если указанные документы (их копии, сведения, содержащиеся в них) не находятся в распоряжении органа государственной власти, органа местного самоуправления, либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций.
В случае, если в соответствии с федеральным законом образование земельных участков должно осуществляться с учетом документации по планировке территории или иного предусмотренного федеральным законом документа, в заявлении об образовании земельных участков указываются реквизиты таких документов.
Статьей 29 ЗК РФ предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 36 ЗК РФ, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления документов, которые находятся в их распоряжении, распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления, либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов.
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица, либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в пункте 5 настоящей статьи, и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Как установлено пп. 1, 4, 5 Положения о федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным Постановлением правительства РФ от 05.06.2008 г. N 432, федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти), функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений; осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом принимает в установленном порядке решения о предоставлении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, если иное не установлено федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации (п. 5.35 (1) Положения).
Как следует из материалов дела, З.В. и З.Н. являются собственниками жилого дома <адрес>, 1993 г. постройки, в равных долях, их права зарегистрированы в установленном законом порядке.
Принадлежащий истцам жилой дом расположен на земельном участке в границах земель населенных пунктов с кадастровым номером N <...> с разрешенным видом использования земельного участка - индивидуальное жилищное строительство. Данная земля является собственностью РФ и принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования ГНУ ВНИАЛМИ Россельхозакадемии.
12.05.2012 г. З.В. обратился к директору ГНУ ВНИАЛМИ с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 1000 кв. м, расположенного по адресу: <адрес> в фактически сложившихся границах в собственность за плату.
ГНУ ВНИАЛМИ в письме от 03.12.2012 г. против раздела федерального земельного участка с кадастровым номером N <...> с целью формирования земельного участка с кадастровым номером N <...> площадью 1000 кв. м по адресу: <адрес> не возражало.
По сообщению Комитета по градостроительству и архитектуре Волгограда администрации Волгограда от 25.03.2013 г. испрашиваемый земельный участок, площадью 1 000 кв. м, по адресу: <адрес>, кадастровый номер N <...>, расположен в границах застройки квартала N <...>, примыкает к красной линии территории общего пользования; расположен в зоне застройки малоэтажными индивидуальными жилыми домами до трех этажей (Ж1); предназначен, в том числе, для размещения индивидуального жилого дома (индивидуальных жилых домов) без права содержания скота и птицы, что предусмотрено градостроительным регламентом для зоны Ж1.
В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на испрашиваемый земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>.
Рассмотрев поступившее обращение З.В. о согласовании раздела в измененных границах федерального земельного участка с кадастровым номером N <...> с целью дальнейшего оформления права собственности на сформированный земельный участок с кадастровым номером N <...>, площадью 1000 кв. м, расположенный в <адрес> и занятый жилым домом, ТУ Росимущества в Волгоградской области отказало З.В. в согласовании данного раздела и рекомендовало предоставить ряд документов, подтверждающих обоснованность раздела земельного участка, в том числе: -заключение (справку), подготовленную органом технической инвентаризации о нахождении в границах сформированного земельного участка объектов недвижимого имущества, принадлежащих заявителям на праве собственности с указанием этих объектов и об отсутствии в границах данного земельного участка иных объектов недвижимого имущества, в том числе, принадлежащих иным лицам; -в случае нахождения на сформированном земельном участке иных объектов, не оформленных надлежащим образом в собственность заявителя - заключение органа технической инвентаризации о том, что данные объекты не являются недвижимым имуществом, не требующим разрешения на строительство в соответствии с пп. 3 п. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ.
З.В. для согласования раздела в измененных границах федерального земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> был предоставлен полный перечень документов, кроме справки БТИ о нахождении в границах сформированного земельного участка объектов недвижимого имущества, принадлежащих заявителям на праве собственности и об отсутствии в границах данного земельного участка иных объектов недвижимого имущества.
Указанные обстоятельства подтверждены материалами дела, пояснениями сторон в суде.
Отметив, что З.В. для согласования раздела в измененных границах федерального земельного участка был предоставлен полный перечень документов, предоставление справки, истребованной ТУ Госимущества, не предусмотрено ст. 11.3 ЗК РФ, суд признал отказ Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области в согласовании раздела в измененных границах спорного федерального земельного участка незаконным, и удовлетворил требования в указанной части.
Отказывая истцам в иске в остальной части, суд исходил из того, что требование о предоставить в собственность за плату земельного участок может быть заявлено в суд только после обращения в орган, к полномочиям которого относится решение вопроса о распоряжении земельными участками и получения от него отказа в предоставлении земельного участка, либо неполучения ответа на свое заявление.
Доводы в апелляционной жалобе относительно выводов суда об отказе З.В. в части иска не содержатся, в связи чем решение в части отказа им в иске проверке не подлежит, иное противоречило бы требованиям ч. 2 ст. 327.1 ГПК РФ.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на то, что решения об образовании земельных участков принимаются им исключительно по поручению Росимущества при условии достаточной комплектности документов, на что указано в письме руководителя Росимущества от 17.06.2010 г. За N ПП-10/16812.
Вместе с тем, принятие решения о разделе спорного земельного участка, находящегося в федеральной собственности, относится к полномочиям ТУ Росимущества в Волгоградской области. Заявитель, имеющий как собственник объекта недвижимости, право на выкуп спорного земельного участка, выполнил требования п. 5 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации и представил пакет документов, предусмотренных Перечнем документов.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (п. 5 статьи. 36 ЗК РФ).
Приказом Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 N 475 утвержден Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок".
В силу абз. 2 п. 5 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным Перечнем.
То есть данный перечень закрытый и расширительному толкованию не подлежит вопреки указаниям Росимущества, данным в письме от 17.06.2010 г. за N ПП-10/16812, на которое в обоснование своей позиции ссылается ТУ Росимущества в Волгоградской области.
Таким образом, выводы суда о несоответствии отказа ТУ Росимущества в Волгоградской области в удовлетворении заявления истцов по указанным им основаниям следует признать верными.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, Судебная коллегия

определила:

решение Кировского районного суда г. Волгограда от 15 июля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)