Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 12 февраля 2013 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 февраля 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Анциферова В.А., судей Мазуровой Н.С. и Сидоровой И.В., при участии в судебном заседании от заявителя (истца) - общества с ограниченной ответственностью "Сельхозпродукты" (ИНН 2625025468, ОГРН 1022601166224) - Кононова А.С. (доверенность от 16.10.2012) и Кононовой Н.В. (доверенность от 02.05.2012), заинтересованного лица (ответчика) - администрации муниципального образования поселок Новый Георгиевского района Ставропольского края (ИНН 2625024640, ОГРН 1022601170811) - Вереневой Т.А. (доверенность от 01.02.2013) и Васильевой М.В. (доверенность от 01.02.2013), в отсутствие представителей заинтересованных лиц (ответчиков): Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (ИНН 2634063830, ОГРН 1042600339737), федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ИНН, 7705401340, ОГРН 1027700485757), общества с ограниченной ответственностью "Закрома" (ИНН 2625800879, ОГРН 1122651007071), надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу администрации муниципального образования поселок Новый Георгиевского района Ставропольского края на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 24.09.2012 (судья Орловский Э.И.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2012 (судьи Луговая Ю.Б., Сулейманов З.М., Фриев А.Л.) по делу N А63-10028/2012, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Сельхозпродукты" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с требованиями о признании отсутствующими права собственности муниципального образования поселок Новый Георгиевского района Ставропольского края (далее - поселок) и права аренды общества с ограниченной ответственностью "Закрома" на земельный участок площадью 2 959 695 кв. м с кадастровым номером 26:25:090802:29, расположенный по адресу: Ставропольский край, Георгиевский район, пос. Новый, ул. Садовая, 4, примерно в 2,5 км от здания администрации на северо-запад (далее - земельный участок с кадастровым номером 26:25:090802:29), признании недействительными постановлений администрации поселка Нового Георгиевского района Ставропольского края (далее - администрация поселка) от 21.01.2011 N 8 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории" и от 02.03.2012 N 48 "Об утверждении схемы расположения многоконтурного земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории" (далее - постановления N 8, 48), признании незаконными действий федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - кадастровая палата) по кадастровому учету земельного участка с кадастровым номером 26:25:090802:29 и об обязании к устранению допущенного нарушения прав путем исключения из государственного кадастра недвижимости соответствующих сведений (с учетом изменения в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предмета требований).
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 24.09.2012, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2012, требования общества удовлетворены.
Суды признали заключенным и действующим договор аренды земельного участка с кадастровым номером 26:25:090802:12 от июля 2003 N б/н и соглашение к нему от 23.06.2008 N 1, указали, что общество не давало согласия на образование земельного участка с кадастровым номером 26:25:090802:29, свободные земли на территории поселка не имелись, администрация поселка не обладала полномочиями по распоряжению землями, государственная собственность на которые не разграничена, с учетом чего пришли к выводам о недействительности постановлений N 8, 48, незаконности кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 26:25:090802:29, регистрации права муниципальной собственности на него и предоставления его в аренду.
Администрация обжаловала судебные акты в порядке, определенном нормами главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заявитель кассационной жалобы считает, что он обладал полномочия по распоряжению землями сельскохозяйственного назначения в границах поселка на основании решений Совета Георгиевского муниципального района Ставропольского края второго и третьего созывов от 21.12.2010 N 17-2 и от 25.12.2007 N 31-3, названные полномочия переданы по заключенному с администрацией муниципального образования Георгиевского района Ставропольского края (далее - администрация района) соглашению от 18.01.2011 N 8. Поскольку не все из названных земель использованы при образовании земельных участков, а в государственном кадастре недвижимости отсутствовали сведения об иных земельных участках, администрация на законных основаниях сформировала земельный участок с кадастровым номером 26:25:090802:29 без согласования с обществом. Условия договора аренды от июля 2003 N б/н не позволяют установить объект аренды, указанный в договоре земельный участок не тождествен земельному участку с кадастровым номером 26:25:090802:29, кадастровый план от 23.07.2003 содержит сведения об ориентировочной площади земельного участка с кадастровым номером 26:25:090802:12, что не позволяет однозначно определить его границы. Заявителем пропущен срок на оспаривание ненормативных актов органа местного самоуправления. Издание постановления N 48 обусловлено необходимостью реконструкции автомобильной дороги муниципального значения. Признание права аренды отсутствующим недопустимо без признания договора аренды недействительным.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Закрома" поддерживает доводы администрации, полагая, что ошибочными выводы об отсутствии у администрации поселка полномочий по распоряжению землями сельскохозяйственного назначения, кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 26:25:09802:12 не завершен.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, считая незаконными образование земельного участка с кадастровым номером 26:25:090802:29 и его передачу в аренду ООО "Закрома".
В судебном заседании объявлялся перерыв до 16 часов 30 минут 12.02.2013 года.
После перерыва от общества поступило ходатайство об отложении судебного разбирательства ввиду временной нетрудоспособности процессуальных представителей.
Статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что арбитражный суд может отложить судебное разбирательство при удовлетворении соответствующего ходатайства стороны в связи с необходимостью представления ею дополнительных доказательств, при совершении иных процессуальных действий (часть 5).
Отложение судебного разбирательства является правом суда, а не его обязанностью. При рассмотрении соответствующего ходатайства суд учитывает фактические обстоятельства и исходит из необходимости разрешения спора в установленные процессуальные сроки (часть 1 статьи 152 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Оценив приведенные в названном ходатайстве доводы общества, суд кассационной инстанции не находит оснований для его удовлетворения.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, заслушав представителей участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа находит обжалуемые судебные акты подлежащими отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании постановления главы Георгиевской территориальной государственной администрации Ставропольского края от 30.07.1997 N 499 Новинскому муниципальному образованию (поселок Новый) выдано свидетельство от 04.08.1997 N 31 о праве пользования землями сельскохозяйственного назначения общей площадью 470 га, в том числе 325 га пашни, 50 га пастбищ и 95 га прочих угодий (далее постановление N 499).
Постановлением главы поселка от 22.07.2003 N 129 обществу в аренду сроком на 15 лет предоставлен земельный участок общей площадью 263 га (пашни) в северной части административных границ муниципального образования поселка Нового (далее - постановление N 129). Общество полагает, что сведения об указанном земельном участке внесены в государственный кадастр недвижимости 28.07.2003 под кадастровым номером 26:25:090802:12.
На основании постановления N 129 администрацией поселка и обществом подписан договор от июля 2003 N б/н аренды земельного участка площадью 263 га для сельскохозяйственного использования сроком на 15 лет. Приложениями к договору явились схема земельного участка и экспликация земель. Государственная регистрация договора осуществлена учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Ставропольского края 15.09.2003 под регистрационным номером 26-01/25-6/2003-734.
По соглашению от 23.06.2008 N 1, заключенному обществом и администрацией района, к последней перешли права арендодателя по договору от июля 2003 N б/н. Одновременно стороны конкретизировали объект договора - земельный участок с кадастровым номером 26:25:090802:0012, продлили срок аренды до 31.07.2052. Соглашение зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 06.08.2008 под номером 26-26-25/013/2008-398.
Постановлением N 8 администрация поселка утвердила схему расположения на кадастровом плане земельного участка площадью 2 959 695 кв. м, кадастровый учет которого осуществлен 27 апреля 2011 года с присвоением кадастрового номера 26:25:090802:29.
06 августа 2011 года зарегистрировано право собственности поселка на земельный участок с кадастровым номером 26:25:090802:29 с указанием в качестве основания постановления N 499 и свидетельства о праве пользования на землю от 04.08.1997 N 31.
Постановлением N 48 утверждены схемы границ двух образуемых путем раздела земельного участка 26:25:090802:29 земельных участков с целью изъятия земельного участка площадью 19 065 кв. м под реконструкцию автодороги Георгиевск-Новопавловск.
02 апреля 2012 года администрацией издано постановление N 50 о предоставлении ООО "Закрома" в аренду на 15 лет земельного участка с кадастровым номером 26:25:090802:29, на основании которого заключен договор N 1 аренды земельного участка с кадастровым номером 26:25:090802:29 на срок до 01.02.2027 (зарегистрирован 24.04.2012 под номером 26-26-08/006/2012-579).
Полагая, что образованием земельного участка с кадастровым номером 26:25:090802:29, государственной регистрацией права муниципальной собственности на него и его предоставлением в аренду нарушены права арендатора земельного участка с кадастровым номером 26:25:090802:12, общество обратилось в арбитражный суд.
Согласно пункту 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ) передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса.
В соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в период издания постановления N 129 и заключения договора аренды от июля 2003 N б/н, процедура предоставления в аренду земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, осуществлялась на основании заявления заинтересованного лица и включала в себя подготовку информации о земельных участках и ее заблаговременную публикацию, изготовление органом местного самоуправления или по его поручению соответствующей землеустроительной организацией проекта границ земельного участка и его утверждение, принятие решения о предоставлении в аренду земельного участка с приложением проекта его границ, заключение договора аренды земельного участка после представления заявителем кадастровой карты (плана) земельного участка.
Пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ (в редакции от 07.07.2003) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) полномочиями по распоряжению землями до разграничения государственной собственности на нее наделялись органы местного самоуправления. Федеральным законом от 17.04.2006 N 53-ФЗ в названную норму внесены изменения, согласно которым на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, были уполномочены только органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов.
В соответствии с частью 1 статьи 4, статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованному лицу предоставлено право на обращение в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Сделав вывод о том, что оспариваемыми актами и действиями нарушаются права общества на земельный участок, предоставленный ему в аренду в 2003 году, суды с необходимой степенью достоверности не установили взаимное расположение земельного участка, являвшегося объектом аренды по договору от июля 2003 N б/н, земельного участка с кадастровым номером 26:25:090802:12, включенного в предмет соглашения от 23.06.2008 N 1 к названному договору, а также земельного участка с кадастровым номером 26:25:090802:29, право собственности на который зарегистрировано за поселком и который предоставлен в аренду ООО "Закрома".
В случае установления тождественности земельного участка, являвшегося объектом аренды по договору от июля 2003 N б/н, и земельного участка с кадастровым номером 26:25:090802:12, судам следовало дать оценку соглашению от 23.06.2008 N 1 на предмет соблюдения его сторонами установленного законом порядка внесения изменений в договор, в том числе в его субъектный состав.
При несовпадении мест расположения названных земельных участков соглашение от 23.06.2008 N 1 подлежало оценке на предмет соблюдения ее сторонами установленной статьей 10 Закона N 101-ФЗ и статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации процедуры предоставления земельного участка в аренду на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности таких процедур.
Соответствующая оценка невозможна без участия администрации района с целью недопущения принятия судебного акта о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле. К аналогичному нарушению может также привести оценка ненормативного акта, на основании которого осуществлен выдел земельного участка с целью реконструкции автодороги, без привлечения к участию в деле ее собственника (балансодержателя).
В случае установления наличия у истца заинтересованности в рассмотрении судом заявленных требований, суду следует оценить действия администрации поселка, кадастровой палаты и регистрирующего органа по образованию земельного участка с кадастровым номером 26:25:090802:29 с точки зрения их соответствия статье 3.1 Вводного закона и статье 19 Земельного кодекса Российской Федерации, определяющим порядок отнесения земельных участков в результате разграничения государственной собственности на них к собственности муниципальных образований.
Установление вышеназванных обстоятельств имеет существенное значение для выводов о том, нарушены ли права и интересы общества оспариваемыми актами и действиями, возможно ли в этой связи удовлетворение заявленных обществом требований, приведет ли их удовлетворение к восстановлению нарушенных прав. Без их установления выводы судов, положенные в основание обжалуемых решения и постановления, не могут быть признаны соответствующими установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, что в силу статей 287, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет отмену судебных актов и направление дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Направление дела на новое рассмотрение обусловлено необходимостью принятия комплекса процессуальных мер, направленных на установление по делу дополнительных обстоятельств, находящегося вне компетенции суда кассационной инстанции (часть 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При новом рассмотрении дела суду следует, руководствуясь данными в настоящем постановлении указаниями суда кассационной инстанции, обязательными в силу части 2 статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для суда, вновь рассматривающего дело, установить дополнительные обстоятельства, используя процессуальные полномочия и распределив в соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации между сторонами бремя доказывания обстоятельств, решить вопросы о взаимном расположении земельного участка, являвшегося объектом аренды по договору от июля 2003 N б/н, земельного участка с кадастровым номером 26:25:090802:12, включенного в предмет соглашения от 23.06.2008 N 1 к названному договору, а также земельного участка с кадастровым номером 26:25:090802:29, для чего обсудить возможность назначения по делу землеустроительной экспертизы, оценить с точки зрения законности названный договор аренды и соглашение к нему, правильно определить субъектный состав лиц, участвующих в деле, после чего, соблюдая требования процессуального закона к содержанию судебного акта, правильно применив нормы материального и процессуального права, вынести законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьями 158, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
ходатайство общества с ограниченной ответственностью "Сельхозпродукты" об отложении судебного разбирательства оставить без удовлетворения.
Решение Арбитражного суда Ставропольского края от 24.09.2012 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2012 по делу N А63-10028/2012 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ставропольского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
В.А.АНЦИФЕРОВ
Судьи
Н.С.МАЗУРОВА
И.В.СИДОРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 19.02.2013 ПО ДЕЛУ N А63-10028/2012
Разделы:Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 февраля 2013 г. по делу N А63-10028/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 12 февраля 2013 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 февраля 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Анциферова В.А., судей Мазуровой Н.С. и Сидоровой И.В., при участии в судебном заседании от заявителя (истца) - общества с ограниченной ответственностью "Сельхозпродукты" (ИНН 2625025468, ОГРН 1022601166224) - Кононова А.С. (доверенность от 16.10.2012) и Кононовой Н.В. (доверенность от 02.05.2012), заинтересованного лица (ответчика) - администрации муниципального образования поселок Новый Георгиевского района Ставропольского края (ИНН 2625024640, ОГРН 1022601170811) - Вереневой Т.А. (доверенность от 01.02.2013) и Васильевой М.В. (доверенность от 01.02.2013), в отсутствие представителей заинтересованных лиц (ответчиков): Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (ИНН 2634063830, ОГРН 1042600339737), федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ИНН, 7705401340, ОГРН 1027700485757), общества с ограниченной ответственностью "Закрома" (ИНН 2625800879, ОГРН 1122651007071), надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу администрации муниципального образования поселок Новый Георгиевского района Ставропольского края на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 24.09.2012 (судья Орловский Э.И.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2012 (судьи Луговая Ю.Б., Сулейманов З.М., Фриев А.Л.) по делу N А63-10028/2012, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Сельхозпродукты" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с требованиями о признании отсутствующими права собственности муниципального образования поселок Новый Георгиевского района Ставропольского края (далее - поселок) и права аренды общества с ограниченной ответственностью "Закрома" на земельный участок площадью 2 959 695 кв. м с кадастровым номером 26:25:090802:29, расположенный по адресу: Ставропольский край, Георгиевский район, пос. Новый, ул. Садовая, 4, примерно в 2,5 км от здания администрации на северо-запад (далее - земельный участок с кадастровым номером 26:25:090802:29), признании недействительными постановлений администрации поселка Нового Георгиевского района Ставропольского края (далее - администрация поселка) от 21.01.2011 N 8 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории" и от 02.03.2012 N 48 "Об утверждении схемы расположения многоконтурного земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории" (далее - постановления N 8, 48), признании незаконными действий федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - кадастровая палата) по кадастровому учету земельного участка с кадастровым номером 26:25:090802:29 и об обязании к устранению допущенного нарушения прав путем исключения из государственного кадастра недвижимости соответствующих сведений (с учетом изменения в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предмета требований).
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 24.09.2012, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2012, требования общества удовлетворены.
Суды признали заключенным и действующим договор аренды земельного участка с кадастровым номером 26:25:090802:12 от июля 2003 N б/н и соглашение к нему от 23.06.2008 N 1, указали, что общество не давало согласия на образование земельного участка с кадастровым номером 26:25:090802:29, свободные земли на территории поселка не имелись, администрация поселка не обладала полномочиями по распоряжению землями, государственная собственность на которые не разграничена, с учетом чего пришли к выводам о недействительности постановлений N 8, 48, незаконности кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 26:25:090802:29, регистрации права муниципальной собственности на него и предоставления его в аренду.
Администрация обжаловала судебные акты в порядке, определенном нормами главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заявитель кассационной жалобы считает, что он обладал полномочия по распоряжению землями сельскохозяйственного назначения в границах поселка на основании решений Совета Георгиевского муниципального района Ставропольского края второго и третьего созывов от 21.12.2010 N 17-2 и от 25.12.2007 N 31-3, названные полномочия переданы по заключенному с администрацией муниципального образования Георгиевского района Ставропольского края (далее - администрация района) соглашению от 18.01.2011 N 8. Поскольку не все из названных земель использованы при образовании земельных участков, а в государственном кадастре недвижимости отсутствовали сведения об иных земельных участках, администрация на законных основаниях сформировала земельный участок с кадастровым номером 26:25:090802:29 без согласования с обществом. Условия договора аренды от июля 2003 N б/н не позволяют установить объект аренды, указанный в договоре земельный участок не тождествен земельному участку с кадастровым номером 26:25:090802:29, кадастровый план от 23.07.2003 содержит сведения об ориентировочной площади земельного участка с кадастровым номером 26:25:090802:12, что не позволяет однозначно определить его границы. Заявителем пропущен срок на оспаривание ненормативных актов органа местного самоуправления. Издание постановления N 48 обусловлено необходимостью реконструкции автомобильной дороги муниципального значения. Признание права аренды отсутствующим недопустимо без признания договора аренды недействительным.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Закрома" поддерживает доводы администрации, полагая, что ошибочными выводы об отсутствии у администрации поселка полномочий по распоряжению землями сельскохозяйственного назначения, кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 26:25:09802:12 не завершен.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, считая незаконными образование земельного участка с кадастровым номером 26:25:090802:29 и его передачу в аренду ООО "Закрома".
В судебном заседании объявлялся перерыв до 16 часов 30 минут 12.02.2013 года.
После перерыва от общества поступило ходатайство об отложении судебного разбирательства ввиду временной нетрудоспособности процессуальных представителей.
Статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что арбитражный суд может отложить судебное разбирательство при удовлетворении соответствующего ходатайства стороны в связи с необходимостью представления ею дополнительных доказательств, при совершении иных процессуальных действий (часть 5).
Отложение судебного разбирательства является правом суда, а не его обязанностью. При рассмотрении соответствующего ходатайства суд учитывает фактические обстоятельства и исходит из необходимости разрешения спора в установленные процессуальные сроки (часть 1 статьи 152 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Оценив приведенные в названном ходатайстве доводы общества, суд кассационной инстанции не находит оснований для его удовлетворения.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, заслушав представителей участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа находит обжалуемые судебные акты подлежащими отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании постановления главы Георгиевской территориальной государственной администрации Ставропольского края от 30.07.1997 N 499 Новинскому муниципальному образованию (поселок Новый) выдано свидетельство от 04.08.1997 N 31 о праве пользования землями сельскохозяйственного назначения общей площадью 470 га, в том числе 325 га пашни, 50 га пастбищ и 95 га прочих угодий (далее постановление N 499).
Постановлением главы поселка от 22.07.2003 N 129 обществу в аренду сроком на 15 лет предоставлен земельный участок общей площадью 263 га (пашни) в северной части административных границ муниципального образования поселка Нового (далее - постановление N 129). Общество полагает, что сведения об указанном земельном участке внесены в государственный кадастр недвижимости 28.07.2003 под кадастровым номером 26:25:090802:12.
На основании постановления N 129 администрацией поселка и обществом подписан договор от июля 2003 N б/н аренды земельного участка площадью 263 га для сельскохозяйственного использования сроком на 15 лет. Приложениями к договору явились схема земельного участка и экспликация земель. Государственная регистрация договора осуществлена учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Ставропольского края 15.09.2003 под регистрационным номером 26-01/25-6/2003-734.
По соглашению от 23.06.2008 N 1, заключенному обществом и администрацией района, к последней перешли права арендодателя по договору от июля 2003 N б/н. Одновременно стороны конкретизировали объект договора - земельный участок с кадастровым номером 26:25:090802:0012, продлили срок аренды до 31.07.2052. Соглашение зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 06.08.2008 под номером 26-26-25/013/2008-398.
Постановлением N 8 администрация поселка утвердила схему расположения на кадастровом плане земельного участка площадью 2 959 695 кв. м, кадастровый учет которого осуществлен 27 апреля 2011 года с присвоением кадастрового номера 26:25:090802:29.
06 августа 2011 года зарегистрировано право собственности поселка на земельный участок с кадастровым номером 26:25:090802:29 с указанием в качестве основания постановления N 499 и свидетельства о праве пользования на землю от 04.08.1997 N 31.
Постановлением N 48 утверждены схемы границ двух образуемых путем раздела земельного участка 26:25:090802:29 земельных участков с целью изъятия земельного участка площадью 19 065 кв. м под реконструкцию автодороги Георгиевск-Новопавловск.
02 апреля 2012 года администрацией издано постановление N 50 о предоставлении ООО "Закрома" в аренду на 15 лет земельного участка с кадастровым номером 26:25:090802:29, на основании которого заключен договор N 1 аренды земельного участка с кадастровым номером 26:25:090802:29 на срок до 01.02.2027 (зарегистрирован 24.04.2012 под номером 26-26-08/006/2012-579).
Полагая, что образованием земельного участка с кадастровым номером 26:25:090802:29, государственной регистрацией права муниципальной собственности на него и его предоставлением в аренду нарушены права арендатора земельного участка с кадастровым номером 26:25:090802:12, общество обратилось в арбитражный суд.
Согласно пункту 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ) передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса.
В соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в период издания постановления N 129 и заключения договора аренды от июля 2003 N б/н, процедура предоставления в аренду земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, осуществлялась на основании заявления заинтересованного лица и включала в себя подготовку информации о земельных участках и ее заблаговременную публикацию, изготовление органом местного самоуправления или по его поручению соответствующей землеустроительной организацией проекта границ земельного участка и его утверждение, принятие решения о предоставлении в аренду земельного участка с приложением проекта его границ, заключение договора аренды земельного участка после представления заявителем кадастровой карты (плана) земельного участка.
Пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ (в редакции от 07.07.2003) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) полномочиями по распоряжению землями до разграничения государственной собственности на нее наделялись органы местного самоуправления. Федеральным законом от 17.04.2006 N 53-ФЗ в названную норму внесены изменения, согласно которым на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, были уполномочены только органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов.
В соответствии с частью 1 статьи 4, статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованному лицу предоставлено право на обращение в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Сделав вывод о том, что оспариваемыми актами и действиями нарушаются права общества на земельный участок, предоставленный ему в аренду в 2003 году, суды с необходимой степенью достоверности не установили взаимное расположение земельного участка, являвшегося объектом аренды по договору от июля 2003 N б/н, земельного участка с кадастровым номером 26:25:090802:12, включенного в предмет соглашения от 23.06.2008 N 1 к названному договору, а также земельного участка с кадастровым номером 26:25:090802:29, право собственности на который зарегистрировано за поселком и который предоставлен в аренду ООО "Закрома".
В случае установления тождественности земельного участка, являвшегося объектом аренды по договору от июля 2003 N б/н, и земельного участка с кадастровым номером 26:25:090802:12, судам следовало дать оценку соглашению от 23.06.2008 N 1 на предмет соблюдения его сторонами установленного законом порядка внесения изменений в договор, в том числе в его субъектный состав.
При несовпадении мест расположения названных земельных участков соглашение от 23.06.2008 N 1 подлежало оценке на предмет соблюдения ее сторонами установленной статьей 10 Закона N 101-ФЗ и статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации процедуры предоставления земельного участка в аренду на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности таких процедур.
Соответствующая оценка невозможна без участия администрации района с целью недопущения принятия судебного акта о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле. К аналогичному нарушению может также привести оценка ненормативного акта, на основании которого осуществлен выдел земельного участка с целью реконструкции автодороги, без привлечения к участию в деле ее собственника (балансодержателя).
В случае установления наличия у истца заинтересованности в рассмотрении судом заявленных требований, суду следует оценить действия администрации поселка, кадастровой палаты и регистрирующего органа по образованию земельного участка с кадастровым номером 26:25:090802:29 с точки зрения их соответствия статье 3.1 Вводного закона и статье 19 Земельного кодекса Российской Федерации, определяющим порядок отнесения земельных участков в результате разграничения государственной собственности на них к собственности муниципальных образований.
Установление вышеназванных обстоятельств имеет существенное значение для выводов о том, нарушены ли права и интересы общества оспариваемыми актами и действиями, возможно ли в этой связи удовлетворение заявленных обществом требований, приведет ли их удовлетворение к восстановлению нарушенных прав. Без их установления выводы судов, положенные в основание обжалуемых решения и постановления, не могут быть признаны соответствующими установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, что в силу статей 287, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет отмену судебных актов и направление дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Направление дела на новое рассмотрение обусловлено необходимостью принятия комплекса процессуальных мер, направленных на установление по делу дополнительных обстоятельств, находящегося вне компетенции суда кассационной инстанции (часть 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При новом рассмотрении дела суду следует, руководствуясь данными в настоящем постановлении указаниями суда кассационной инстанции, обязательными в силу части 2 статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для суда, вновь рассматривающего дело, установить дополнительные обстоятельства, используя процессуальные полномочия и распределив в соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации между сторонами бремя доказывания обстоятельств, решить вопросы о взаимном расположении земельного участка, являвшегося объектом аренды по договору от июля 2003 N б/н, земельного участка с кадастровым номером 26:25:090802:12, включенного в предмет соглашения от 23.06.2008 N 1 к названному договору, а также земельного участка с кадастровым номером 26:25:090802:29, для чего обсудить возможность назначения по делу землеустроительной экспертизы, оценить с точки зрения законности названный договор аренды и соглашение к нему, правильно определить субъектный состав лиц, участвующих в деле, после чего, соблюдая требования процессуального закона к содержанию судебного акта, правильно применив нормы материального и процессуального права, вынести законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьями 158, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
ходатайство общества с ограниченной ответственностью "Сельхозпродукты" об отложении судебного разбирательства оставить без удовлетворения.
Решение Арбитражного суда Ставропольского края от 24.09.2012 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2012 по делу N А63-10028/2012 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ставропольского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
В.А.АНЦИФЕРОВ
Судьи
Н.С.МАЗУРОВА
И.В.СИДОРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)