Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена "2" июля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен "3" июля 2013 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Хасановой И.А.
судей: Гуровой Т.С., Споткай Л.Е.
при ведении протокола судебного заседания Грищенко Ю.С.,
- при участии: от общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом": Орловой Н.Б., представителя по доверенности от 07.02.2013; Каданова А.И., представителя по доверенности от 14.01.2013, удостоверение адвоката;
- от Администрации п. Березовка Красноярского края: Колеговой Г.М., представителя по доверенности от 09.01.2013 N 3;
- от Правительства Красноярского края: Алексеевой А.Н., представителя по доверенности от 15.06.2012 г. за N 3-06562;
- от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю: Черепахиной О.В., представителя по доверенности от 28.12.2012 г. за N 70-55/308,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Правительства Красноярского края, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, ФГБУ "ФКП Росреестра"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "25" декабря 2012 года по делу N А33-13942/2012, принятое судьей Калашниковой К.Г.
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Торговый дом" (далее - истец, общество, ИНН 2404011185, ОГРН 1022400555572,) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Красноярскому краю (далее Кадастровая палата, ИНН 7705401340), к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю (далее - Управление Росреестра по Красноярскому краю, ИНН 2466124510) в котором просит суд установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:04:6101009:32, общей площадью 12166,5 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации нежилых зданий Березовского ДСЗ и прилегающей территории, адрес (местонахождение) объекта: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка почтовый адрес: Красноярский край, район Березовский, р.п. Березовка, ул. Придорожная, 2, равной его рыночной стоимости определенной отчетом оценщика ООО "РосЗемБизнесКонсалтинг" N 260-ЗУ "Об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости (земельного участка) с кадастровым номером 24:04:6101009:32" от 28.06.2012 в размере 18 148 000 руб.; обязать федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в пятидневный срок с момента вступления решения в законную силу внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:04:6101009:32, общей площадью 12166,5 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации нежилых зданий Березовского ДСЗ и прилегающей территории, адрес (местонахождение) объекта: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка почтовый адрес: Красноярский край, район Березовский, р.п. Березовка, ул. Придорожная, 2, равной его рыночной стоимости в размере 18 148 000 рублей.
Третьими лицами, не заявляющими самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Красноярского края и Администрация п. Березовка Красноярского края.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 25.12.2012 исковые требования удовлетворены частично. Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:04:6101009:32, категория земель - земли населенных пунктов, местоположение установлено относительно ориентира, почтовый адрес ориентира: Красноярский край, р-н. Березовский, рп. Березовка, ул. Придорожная, 2, равная его рыночной стоимости определенной в отчете N 260-ЗУ от 28.06.2012 общества с ограниченной ответственностью "РосЗемБизнесКонсалтинг" по состоянию на 01.01.2011 в размере 18 148 000 рублей. В удовлетворении оставшейся части иска отказано.
Взыскано с Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Красноярскому краю в пользу общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом" 2 000 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины. Взыскано с федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом" 2 000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с решением Правительство Красноярского края, Управление Росреестра по Красноярскому краю, Кадастровая палата обратились с апелляционными жалобами, в которых просят отменить вынесенный судебный акт и принять новый об отказе в удовлетворении иска.
Управление Росреестра по Красноярскому краю считает, что управление не может являться надлежащим ответчиком по заявленным требованиям, так как не является субъектом, участвующим в проведении государственной кадастровой оценки земель, а также лицом, заинтересованным в результате рассмотрения спора о величине кадастровой стоимости земельных участков.
Кадастровая палата в апелляционной жалобе полагает, что судом не верно сделана ссылка на постановление Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 N 913/11, поскольку в нем имеются иные обстоятельства, отличные от обстоятельств настоящего дела. Полагает, что не является надлежащим ответчиком, поскольку кадастровую оценку не проводила, в изменении кадастровой стоимости не заинтересована. Со ссылкой на Определение Конституционного суда РФ от 01.03.2011 N 275-О-О полагает, что надлежащим ответчиком должны являться органы исполнительной власти Красноярского края.
Правительство Красноярского края в апелляционной жалобе указывает, что способ определения кадастровой стоимости, предложенный в Постановлении Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 N 913/11 может быть использован только в отношении тех земельный участков, кадастровая стоимость которых определена до вступления в силу Федерального закона 167-ФЗ, которым введена в Закон "Об оценочной деятельности" Глава III.1. "Государственная кадастровая оценка". После вступления в силу ФЗ-167 (после 26.09.2010) кадастровая цена может быть установлена только в том порядке, как это определяет последний абзац статьи 3 ФЗ-135.
Апелляционные жалобы приняты к производству, назначено их рассмотрение на 22.03.2011.
В соответствии с пунктом 5 статьи 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Учитывая, что решение обжалуется только в части удовлетворенных исковых требований, ходатайство о проверке решения в полном объеме, не заявлено, апелляционный суд не проверяет законность вынесенного судебного акта в части отказа в удовлетворении требования об обязании ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в пятидневный срок с момента вступления решения в законную силу внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка.
До начала исследования доказательств представитель Администрации п. Березовка Красноярского края Колегова Г.М. заявила ходатайство о проведении экспертизы определения рыночной стоимости земельного участка и экспертизы отчета, представленного в материала дела на соответствие его законодательству об оценочной деятельности.
Невозможность заявления ходатайства в первой инстанции объяснила тем, что Администрация была привлечена в процесс в последнее судебное заседание и ходатайство об отложении судом было отклонено. Вместе с тем, в судебном заседании представитель третьего лица указывал, что рыночная стоимость спорного земельного участка, указанная в отчете N 260-ЗУ, является значительно заниженной по отношению к сложившимся в районе ценам на землю.
В пункте 26 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.05.2009 N 36 (ред. от 10.11.2011) "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" разъяснено: "Поскольку суд апелляционной инстанции на основании статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в материалах дела и дополнительно представленным доказательствам, то при решении вопроса о возможности принятия новых доказательств, в том числе приложенных к апелляционной жалобе или отзыву на апелляционную жалобу, он определяет, была ли у лица, представившего доказательства, возможность их представления в суд первой инстанции или заявитель не представил их по не зависящим от него уважительным причинам".
Апелляционным судом установлено, что определением суда первой инстанции от 19.11.2012 судебное разбирательство отложено на 17.12.2012, третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований на предмет спора, привлечена Администрации п. Березовка Красноярского края. Согласно протокола от 17.12.2012 Администрация заявляла ходатайство об отложении судебного разбирательства для ознакомления с материалами дела.
В соответствии со статьей 51 АПК РФ третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности стороны, за исключением права на изменение основания или предмета иска, увеличение или уменьшение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска или заключение мирового соглашения, предъявление встречного иска, требование принудительного исполнения судебного акта.
Администрация п. Березовка, привлеченная третьим лицом, была лишена права заявить ходатайство о назначении судебной экспертизы определения рыночной стоимости земельного участка, поскольку ходатайство об отложении рассмотрения дела было отклонено судом и в этом же судебном заседании 17.12.2012 была оглашена резолютивная часть решения.
В соответствии со статьей 82 АПК РФ для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле.
Учитывая, что рассмотрение спора судом осуществляется по правилам, установленным законодательством о судопроизводстве в арбитражных судах (статьи 1, 3 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), третье лицо было лишено возможности заявить ходатайство о проведении судебной экспертизы в суде первой инстанции, суд апелляционной инстанции удовлетворил указанное ходатайство.
Определением от 25.04.2013 по ходатайству Администрации п. Березовка Красноярского края назначена судебная экспертиза, производство по делу приостановлено. 21.05.2013 в арбитражный суд поступило заключение по результатам проведения судебной экспертизы, в связи с чем производство по делу определением от 30.05.2013 возобновлено, назначено рассмотрение дела на 02.07.2013. Определением от 07.06.2013 продлен срок рассмотрения апелляционной жалобы до 05.07.2013.
Апелляционные жалобы рассматриваются в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении дела апелляционным судом установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
Истцу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 24:04:6101009:0032, категории земель: земли населенных пунктов, площадью 121 664,9 +/-122 кв. м, местоположение земельного участка установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Красноярский край, р-н Березовский, рп. Березовка, ул. Придорожная, 2. Свидетельство о государственной регистрации права от 10.02.2006, кадастровая выписка о земельном участке от 03.02.2012 N 24/12-19815 приложены к материалам дела.
Постановлением Правительства Красноярского края от 22.11.2011 N 708-п утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов.
В соответствии с приведенным выше постановлением, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:04:6101009:32 утверждена в размере 35 021 241 рублей 47 копеек.
В материалы дела представлен отчет N 4-2011 "Об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Красноярского края" по состоянию на 01.01.2011, подготовленный ООО Научно-производственная фирма "Недра" (г. Челябинск) (л.д. 200-251).
Обращаясь в суд с настоящим иском, общество просит суд установить кадастровую стоимость земельного участка N 24:04:6101009:0032 в размере его рыночной, определенной в соответствии с отчетом N 260-ЗУ от 28.06.2012, подготовленным ООО "РосЗемБизнесКонсалтинг" (г. Красноярск) на дату 01.01.2011 (л.д. 36-114).
В соответствии с содержанием названного выше отчета, целью оценки являлось определение рыночной стоимости объекта оценки по состоянию на дату оценки. При проведении оценки, оценщики отказались от затратного подхода и воспользовались сравнительным (17 051 336 рублей) и доходным (19 245 636 рублей) подходами. Итоговая величина стоимости объекта оценки с округлением составила 18 148 000 рублей.
Кроме того, истцом в материалы дела представлено экспертное заключение N 240/02-12 от 29.06.2012, подготовленное некоммерческим партнерством "Межрегиональный союз оценщиков" на отчет N 260-ЗУ от 28.06.2012 "об оценке рыночной стоимости Объекта недвижимости "земельного участка" с кадастровым номером 24:04:6101009:32" в соответствии с содержанием которого, объект экспертизы (отчет N 260-ЗУ от 28.06.2012 "об оценке рыночной стоимости Объекта недвижимости "земельного участка" с кадастровым номером 24:04:6101009:32") соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" N 135-ФЗ от 29.07.1998 и требованиям федеральных стандартов оценки.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из положений пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса, а также положений главы III.1 ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", предусматривающими, в том числе судебный порядок оспаривания результатов определения кадастровой стоимости. Рассматривая спор по правилам искового производства, суд руководствовался разъяснениями, данными Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 28.06.2011 N 913/2011.
Суд апелляционной инстанции соглашается с указанными выводами суда первой инстанции.
В соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) были внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ), в который была включена глава III.1. "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:04:6101009:32 в размере 35 021 241 рублей 47 копеек утверждена постановлением Правительства Красноярского края от 22.11.2011 N 708-п по результатам государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Красноярском крае по состоянию на 01.01.2011, то есть после введения в действие главы III.1. "Государственная кадастровая оценка" Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
В соответствии со статьей 24.19. Федерального закона от 29.07.1998 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Основаниями для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости являются:
- недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
- установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости прилагаются:
- кадастровый паспорт объекта недвижимости;
- нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости;
- отчет в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости;
- положительное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности такой саморегулируемой организации оценщиков в случаях, установленных уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, в типовых требованиях к порядку создания и работы комиссии.
В случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости было подано на основании установления в отчете рыночной стоимости объекта недвижимости, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
Как следует из императивного характеры нормы, изложенной в пункте 3 статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае определения рыночной стоимости земельного участка, кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из рыночной стоимости земельного участка в размере 18 148 000 рублей, определенной в отчете от 28.06.2012 N 260-ЗУ, подготовленном обществом с ограниченной ответственностью "РосЗемБизнесКонсалтинг".
Вместе с тем, судом не учтено следующее.
В соответствии со статьей 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.
Как указано в обжалуемом решении, в судебном заседании представитель третьего лица указывал, что рыночная стоимость спорного земельного участка, указанная в отчете N 260-ЗУ, является значительно заниженной по отношению к сложившимся в районе ценам на землю.
В этой связи суд первой инстанции должен был принять меры к проверке достоверности представленного отчета от 28.06.2012 N 260-ЗУ.
В постановлении Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 N 913/11 по делу N А27-4849/2010 разъяснено, что требование, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему в том числе и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
В этом же постановлении разъяснено, что принимая во внимание существенное расхождение между кадастровой стоимостью спорного земельного участка и его рыночной стоимостью, определенной в отчете, подготовленном оценщиком по заказу общества, суд вправе назначить экспертизу этого отчета в целях его проверки при соблюдении правил Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рыночная стоимость земельного участка в размере 18 148 000 рублей, определенная в отчете от 28.06.2012 N 260-ЗУ на 52% меньше его кадастровой стоимости, составляющей 35 021 241,47 рублей, что свидетельствует о существенном их расхождении.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 25.04.2013 назначено проведение судебной экспертизы, проведение которой поручено эксперту ННП "СМАОс" Гнездилову Николаю Васильевичу, работающему в должности начальника отдела оценки ООО "Аудит-Стандарт", имеющему высшее образование, общий стаж в области оценочной деятельности - 14 лет.
Перед экспертом поставлены вопросы:
- соответствует ли отчет ООО "РосЗемБизнесКонсалтинг" об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером 24:04:61010009:32 общей площадью 121 665 кв. м категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование - для эксплуатации нежилых зданий Березовского ДСЗ и прилегающей территории, адрес (местоположение) объекта: местоположение установлено относительно ориентира расположенного в границах участка, почтовый адрес: Красноярский край, район Березовский р.п. Березовка, ул. Придорожная 2, требованиям Федерального закона от 29.07.1998 N 135 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и федеральным стандартам оценки: "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки" (ФСО N 1), "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), "Требования к отчету об оценке" (ФСО N 3)?
- Какова рыночная стоимость указанного земельного участка по состоянию на 01.01.2011 года ?
Как следует из заключения эксперта Гнездилова Н.В., представленного в апелляционный суд, отчет N 269-ЗУ об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером 24:04:61010009:32, требованиям Федерального закона от 29.07.1998 N 135 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и федеральным стандартам оценки: "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки" (ФСО N 1), "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), "Требования к отчету об оценке" (ФСО N 3) не соответствует.
В заключении, среди прочих замечаний указано, что при составлении отчета Оценщиком не соблюден принцип существенности (нарушена статья 11 Закона N 135-ФЗ от 29.07.1998, п. 4 ФСО 3, п. 18 ФСО N 1): не приведены существенно важные сведения, факторы и характеристики, относящиеся к объекту оценки, влияющие на его стоимость, а также необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки. Оценщик в рамках сравнительного подхода не учитывает факта наличия на оцениваемом земельном участке коммуникаций: электроснабжения, водоснабжения и водоотведения. Оценщик не приводит необходимые корректировки объектов аналогов по данному фактору ни на количественном, ни на качественном уровне. Различия размера подключенной электрической мощности по объекту оценки и наличие, размеры согласованных или оплаченных технических условий присоединения объектов-аналогов к электрическим сетям должны быть учтены через корректировки в сравнительном подходе.
При ответе на второй вопрос, оценщик пришел к выводу, что рыночная стоимость объекта оценки - земельного участка общей площадью 121 665 кв. м, расположенного по адресу: Красноярский край, район Березовский, р.п. Березовка, ул. Придорожная 2, с кадастровым номером 24:04:61010009:32 с учетом округления по состоянию на 01.01.2011 в рамках сравнительного подхода составляет 29 680 000 рублей.
Представители истца - ООО "Торговый дом", как и иные лица, участвующие в деле, пояснили, что по результатам экспертного заключения возражений не имеют, полагают, что это допустимое доказательство.
Установленная в заключении эксперта Гнездилова Н.В. рыночная стоимость определена по состоянию на 01.01.2011, т.е на ту же дату, на которую установлена кадастровая стоимость земельного участка Постановлением Правительства Красноярского края от 22.11.2011 N 708-П.
С учетом представленного заключения эксперта кадастровая стоимость земельного участка подлежит установлению в размере, равном его рыночной стоимости - 29 680 000 рублей.
При указанных обстоятельствах, решение суда первой инстанции в обжалуемой части подлежит изменению.
Доводы ответчиков, изложенные в апелляционных жалобах, не могут служить основанием для отказа в иске, по следующим основаниям:
Из части 3 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ следует, что орган кадастрового учета вправе осуществить кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости, в том числе и о его кадастровой стоимости; при этом, в части 4 названной статьи в качестве основания к обязанию учета изменений объекта недвижимости указано решение суда.
При этом установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для возложения обязанности на орган кадастрового учета по внесению такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Согласно статье 3 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (далее - орган кадастрового учета). Предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.
В силу пунктов 1, 4 Положения "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" осуществление государственного кадастрового учета является одной из функций федерального органа исполнительной власти Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр). Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, а также подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Согласно пунктам 5.1.3, 5.1.4 вышеуказанного положения, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: государственный кадастровый учет недвижимого имущества; ведение государственного кадастра недвижимости.
Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 19.04.2010 N П/146 утверждено Положение об управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю.
Согласно пункту 1 Положения, управление является территориальным органом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, в т.ч. по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки земель, землеустройства т.п. на территории Красноярского края.
Согласно пунктам 7.1.11 и 7.1.12 Положения, управление реализует в т.ч. полномочия в установленной сфере деятельности: ведение государственного кадастра недвижимости, осуществление государственного кадастрового учета недвижимого имущества.
В соответствии со статьей 24.20. Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в течение десяти рабочих дней с даты завершения рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, направляет сведения о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета. В течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости орган кадастрового учета осуществляет их внесение в государственный кадастр недвижимости, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Пунктом 7.1.20 Положения к полномочиям Управления отнесено представление органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации результатов государственной кадастровой оценки земель в соответствии с законодательством Российской Федерации. Пунктом 7.3.1 предусмотрено, что Управление организует проведение государственной кадастровой оценки земель.
Таким образом, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что территориальный орган Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии, каковым является Управление Росреестра по Красноярскому краю, наряду с ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Красноярскому краю являются надлежащими ответчиками по требованиям об установлении размера кадастровой стоимости земельных участков, равном их рыночной стоимости.
Ссылки Кадастровой палаты на Приказы Росреестра от 01.09.2011 N П/331, от 11.03.2010 N П-/93, не могут быть приняты судом, т.к. данные приказы не изменяют редакцию Федеральных законов "О государственном кадастре недвижимости" и "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Довод заявителей о том, что надлежащим ответчиком по иску должен выступать Заказчик работ по государственной кадастровой оценки - Правительство Красноярского края в лице его уполномоченных органов, также отклоняется судом апелляционной инстанции.
В соответствии со статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно статье 24.12. Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" орган, принявший решение о проведении государственной кадастровой оценки, является заказчиком работ по определению кадастровой стоимости.
В силу статьи 24.17. в течение десяти рабочих дней с даты принятия отчета об определении кадастровой стоимости заказчик работ по определению кадастровой стоимости утверждает результаты определения кадастровой стоимости. В течение пяти дней с даты утверждения результатов определения кадастровой стоимости сведения о кадастровой стоимости и один экземпляр отчета об определении кадастровой стоимости направляются заказчиком работ по определению кадастровой стоимости в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
Статьей 24.19. Закона предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Комиссии создаются органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке.
Статья 24.20. Закона предусматривает, что в течение десяти рабочих дней с даты завершения рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, направляет сведения о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета.
Системное толкование указанных норм права свидетельствует, что заказчик работ по определению кадастровой стоимости не является участником споров по определению кадастровой стоимости, в связи с чем иск обоснованно удовлетворен в отношении ответчиков, указанных в иске.
Указанный подход соответствует судебной практики, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 по делу N А27-4849/2010, а также в Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.02.2013 N ВАС-1630/13.
В соответствии со статьей 270 АПК РФ основанием для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции является нарушение или неправильное применение норм процессуального права. Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения.
Непринятие судом первой инстанции мер к проверке достоверности представленного отчета от 28.06.2012 N 260-ЗУ привело к принятию неправильного решения, а именно установлению неверного размера кадастровой стоимости земельного участка. Вместе с тем, апелляционные жалобы, в которых их заявители просили об отмене решения суда и отказе в удовлетворении исковых требований не подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционных жалоб относятся на заявителей, которые освобождены от уплаты государственной пошлины. В части отнесения на ответчиков судебных расходов по уплате государственной пошлины по иску, решение не подлежит отмене.
ООО "Торговый дом" заявлено ходатайство об отнесении на него расходов по проведению судебной экспертизы в размере 10 000 рублей, уплаченных Администрацией поселка Березовка по платежному поручению N 000234 от 27.03.2013, которое удовлетворено судом апелляционной инстанции.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "25" декабря 2012 года по делу N А33-13942/2012 в обжалуемой части изменить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:04:6101009:32, категория земель - земли населенных пунктов, местоположение установлено относительно ориентира, почтовый адрес ориентира: Красноярский край, р-н. Березовский, рп. Березовка, ул. Придорожная, 2, равной его рыночной стоимости определенной в заключении эксперта ООО "Аудит-Стандарт" от 21.05.2013 по состоянию на 01.01.2011 в размере 29 680 000 рублей.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом" в пользу Администрации поселка Березовка 10 000 рублей расходов на проведение судебной экспертизы, уплаченных по платежному поручению от 27.03.2013 N 000234.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение.
Председательствующий
И.А.ХАСАНОВА
Судьи
Т.С.ГУРОВА
Л.Е.СПОТКАЙ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 03.07.2013 ПО ДЕЛУ N А33-13942/2012
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 июля 2013 г. по делу N А33-13942/2012
Резолютивная часть постановления объявлена "2" июля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен "3" июля 2013 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Хасановой И.А.
судей: Гуровой Т.С., Споткай Л.Е.
при ведении протокола судебного заседания Грищенко Ю.С.,
- при участии: от общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом": Орловой Н.Б., представителя по доверенности от 07.02.2013; Каданова А.И., представителя по доверенности от 14.01.2013, удостоверение адвоката;
- от Администрации п. Березовка Красноярского края: Колеговой Г.М., представителя по доверенности от 09.01.2013 N 3;
- от Правительства Красноярского края: Алексеевой А.Н., представителя по доверенности от 15.06.2012 г. за N 3-06562;
- от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю: Черепахиной О.В., представителя по доверенности от 28.12.2012 г. за N 70-55/308,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Правительства Красноярского края, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, ФГБУ "ФКП Росреестра"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "25" декабря 2012 года по делу N А33-13942/2012, принятое судьей Калашниковой К.Г.
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Торговый дом" (далее - истец, общество, ИНН 2404011185, ОГРН 1022400555572,) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Красноярскому краю (далее Кадастровая палата, ИНН 7705401340), к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю (далее - Управление Росреестра по Красноярскому краю, ИНН 2466124510) в котором просит суд установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:04:6101009:32, общей площадью 12166,5 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации нежилых зданий Березовского ДСЗ и прилегающей территории, адрес (местонахождение) объекта: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка почтовый адрес: Красноярский край, район Березовский, р.п. Березовка, ул. Придорожная, 2, равной его рыночной стоимости определенной отчетом оценщика ООО "РосЗемБизнесКонсалтинг" N 260-ЗУ "Об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости (земельного участка) с кадастровым номером 24:04:6101009:32" от 28.06.2012 в размере 18 148 000 руб.; обязать федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в пятидневный срок с момента вступления решения в законную силу внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:04:6101009:32, общей площадью 12166,5 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации нежилых зданий Березовского ДСЗ и прилегающей территории, адрес (местонахождение) объекта: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка почтовый адрес: Красноярский край, район Березовский, р.п. Березовка, ул. Придорожная, 2, равной его рыночной стоимости в размере 18 148 000 рублей.
Третьими лицами, не заявляющими самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Красноярского края и Администрация п. Березовка Красноярского края.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 25.12.2012 исковые требования удовлетворены частично. Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:04:6101009:32, категория земель - земли населенных пунктов, местоположение установлено относительно ориентира, почтовый адрес ориентира: Красноярский край, р-н. Березовский, рп. Березовка, ул. Придорожная, 2, равная его рыночной стоимости определенной в отчете N 260-ЗУ от 28.06.2012 общества с ограниченной ответственностью "РосЗемБизнесКонсалтинг" по состоянию на 01.01.2011 в размере 18 148 000 рублей. В удовлетворении оставшейся части иска отказано.
Взыскано с Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Красноярскому краю в пользу общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом" 2 000 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины. Взыскано с федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом" 2 000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с решением Правительство Красноярского края, Управление Росреестра по Красноярскому краю, Кадастровая палата обратились с апелляционными жалобами, в которых просят отменить вынесенный судебный акт и принять новый об отказе в удовлетворении иска.
Управление Росреестра по Красноярскому краю считает, что управление не может являться надлежащим ответчиком по заявленным требованиям, так как не является субъектом, участвующим в проведении государственной кадастровой оценки земель, а также лицом, заинтересованным в результате рассмотрения спора о величине кадастровой стоимости земельных участков.
Кадастровая палата в апелляционной жалобе полагает, что судом не верно сделана ссылка на постановление Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 N 913/11, поскольку в нем имеются иные обстоятельства, отличные от обстоятельств настоящего дела. Полагает, что не является надлежащим ответчиком, поскольку кадастровую оценку не проводила, в изменении кадастровой стоимости не заинтересована. Со ссылкой на Определение Конституционного суда РФ от 01.03.2011 N 275-О-О полагает, что надлежащим ответчиком должны являться органы исполнительной власти Красноярского края.
Правительство Красноярского края в апелляционной жалобе указывает, что способ определения кадастровой стоимости, предложенный в Постановлении Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 N 913/11 может быть использован только в отношении тех земельный участков, кадастровая стоимость которых определена до вступления в силу Федерального закона 167-ФЗ, которым введена в Закон "Об оценочной деятельности" Глава III.1. "Государственная кадастровая оценка". После вступления в силу ФЗ-167 (после 26.09.2010) кадастровая цена может быть установлена только в том порядке, как это определяет последний абзац статьи 3 ФЗ-135.
Апелляционные жалобы приняты к производству, назначено их рассмотрение на 22.03.2011.
В соответствии с пунктом 5 статьи 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Учитывая, что решение обжалуется только в части удовлетворенных исковых требований, ходатайство о проверке решения в полном объеме, не заявлено, апелляционный суд не проверяет законность вынесенного судебного акта в части отказа в удовлетворении требования об обязании ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в пятидневный срок с момента вступления решения в законную силу внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка.
До начала исследования доказательств представитель Администрации п. Березовка Красноярского края Колегова Г.М. заявила ходатайство о проведении экспертизы определения рыночной стоимости земельного участка и экспертизы отчета, представленного в материала дела на соответствие его законодательству об оценочной деятельности.
Невозможность заявления ходатайства в первой инстанции объяснила тем, что Администрация была привлечена в процесс в последнее судебное заседание и ходатайство об отложении судом было отклонено. Вместе с тем, в судебном заседании представитель третьего лица указывал, что рыночная стоимость спорного земельного участка, указанная в отчете N 260-ЗУ, является значительно заниженной по отношению к сложившимся в районе ценам на землю.
В пункте 26 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.05.2009 N 36 (ред. от 10.11.2011) "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" разъяснено: "Поскольку суд апелляционной инстанции на основании статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в материалах дела и дополнительно представленным доказательствам, то при решении вопроса о возможности принятия новых доказательств, в том числе приложенных к апелляционной жалобе или отзыву на апелляционную жалобу, он определяет, была ли у лица, представившего доказательства, возможность их представления в суд первой инстанции или заявитель не представил их по не зависящим от него уважительным причинам".
Апелляционным судом установлено, что определением суда первой инстанции от 19.11.2012 судебное разбирательство отложено на 17.12.2012, третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований на предмет спора, привлечена Администрации п. Березовка Красноярского края. Согласно протокола от 17.12.2012 Администрация заявляла ходатайство об отложении судебного разбирательства для ознакомления с материалами дела.
В соответствии со статьей 51 АПК РФ третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности стороны, за исключением права на изменение основания или предмета иска, увеличение или уменьшение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска или заключение мирового соглашения, предъявление встречного иска, требование принудительного исполнения судебного акта.
Администрация п. Березовка, привлеченная третьим лицом, была лишена права заявить ходатайство о назначении судебной экспертизы определения рыночной стоимости земельного участка, поскольку ходатайство об отложении рассмотрения дела было отклонено судом и в этом же судебном заседании 17.12.2012 была оглашена резолютивная часть решения.
В соответствии со статьей 82 АПК РФ для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле.
Учитывая, что рассмотрение спора судом осуществляется по правилам, установленным законодательством о судопроизводстве в арбитражных судах (статьи 1, 3 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), третье лицо было лишено возможности заявить ходатайство о проведении судебной экспертизы в суде первой инстанции, суд апелляционной инстанции удовлетворил указанное ходатайство.
Определением от 25.04.2013 по ходатайству Администрации п. Березовка Красноярского края назначена судебная экспертиза, производство по делу приостановлено. 21.05.2013 в арбитражный суд поступило заключение по результатам проведения судебной экспертизы, в связи с чем производство по делу определением от 30.05.2013 возобновлено, назначено рассмотрение дела на 02.07.2013. Определением от 07.06.2013 продлен срок рассмотрения апелляционной жалобы до 05.07.2013.
Апелляционные жалобы рассматриваются в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении дела апелляционным судом установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
Истцу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 24:04:6101009:0032, категории земель: земли населенных пунктов, площадью 121 664,9 +/-122 кв. м, местоположение земельного участка установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Красноярский край, р-н Березовский, рп. Березовка, ул. Придорожная, 2. Свидетельство о государственной регистрации права от 10.02.2006, кадастровая выписка о земельном участке от 03.02.2012 N 24/12-19815 приложены к материалам дела.
Постановлением Правительства Красноярского края от 22.11.2011 N 708-п утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов.
В соответствии с приведенным выше постановлением, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:04:6101009:32 утверждена в размере 35 021 241 рублей 47 копеек.
В материалы дела представлен отчет N 4-2011 "Об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Красноярского края" по состоянию на 01.01.2011, подготовленный ООО Научно-производственная фирма "Недра" (г. Челябинск) (л.д. 200-251).
Обращаясь в суд с настоящим иском, общество просит суд установить кадастровую стоимость земельного участка N 24:04:6101009:0032 в размере его рыночной, определенной в соответствии с отчетом N 260-ЗУ от 28.06.2012, подготовленным ООО "РосЗемБизнесКонсалтинг" (г. Красноярск) на дату 01.01.2011 (л.д. 36-114).
В соответствии с содержанием названного выше отчета, целью оценки являлось определение рыночной стоимости объекта оценки по состоянию на дату оценки. При проведении оценки, оценщики отказались от затратного подхода и воспользовались сравнительным (17 051 336 рублей) и доходным (19 245 636 рублей) подходами. Итоговая величина стоимости объекта оценки с округлением составила 18 148 000 рублей.
Кроме того, истцом в материалы дела представлено экспертное заключение N 240/02-12 от 29.06.2012, подготовленное некоммерческим партнерством "Межрегиональный союз оценщиков" на отчет N 260-ЗУ от 28.06.2012 "об оценке рыночной стоимости Объекта недвижимости "земельного участка" с кадастровым номером 24:04:6101009:32" в соответствии с содержанием которого, объект экспертизы (отчет N 260-ЗУ от 28.06.2012 "об оценке рыночной стоимости Объекта недвижимости "земельного участка" с кадастровым номером 24:04:6101009:32") соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" N 135-ФЗ от 29.07.1998 и требованиям федеральных стандартов оценки.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из положений пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса, а также положений главы III.1 ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", предусматривающими, в том числе судебный порядок оспаривания результатов определения кадастровой стоимости. Рассматривая спор по правилам искового производства, суд руководствовался разъяснениями, данными Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 28.06.2011 N 913/2011.
Суд апелляционной инстанции соглашается с указанными выводами суда первой инстанции.
В соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) были внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ), в который была включена глава III.1. "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:04:6101009:32 в размере 35 021 241 рублей 47 копеек утверждена постановлением Правительства Красноярского края от 22.11.2011 N 708-п по результатам государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Красноярском крае по состоянию на 01.01.2011, то есть после введения в действие главы III.1. "Государственная кадастровая оценка" Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
В соответствии со статьей 24.19. Федерального закона от 29.07.1998 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Основаниями для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости являются:
- недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
- установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости прилагаются:
- кадастровый паспорт объекта недвижимости;
- нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости;
- отчет в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости;
- положительное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности такой саморегулируемой организации оценщиков в случаях, установленных уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, в типовых требованиях к порядку создания и работы комиссии.
В случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости было подано на основании установления в отчете рыночной стоимости объекта недвижимости, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
Как следует из императивного характеры нормы, изложенной в пункте 3 статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае определения рыночной стоимости земельного участка, кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из рыночной стоимости земельного участка в размере 18 148 000 рублей, определенной в отчете от 28.06.2012 N 260-ЗУ, подготовленном обществом с ограниченной ответственностью "РосЗемБизнесКонсалтинг".
Вместе с тем, судом не учтено следующее.
В соответствии со статьей 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.
Как указано в обжалуемом решении, в судебном заседании представитель третьего лица указывал, что рыночная стоимость спорного земельного участка, указанная в отчете N 260-ЗУ, является значительно заниженной по отношению к сложившимся в районе ценам на землю.
В этой связи суд первой инстанции должен был принять меры к проверке достоверности представленного отчета от 28.06.2012 N 260-ЗУ.
В постановлении Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 N 913/11 по делу N А27-4849/2010 разъяснено, что требование, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему в том числе и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
В этом же постановлении разъяснено, что принимая во внимание существенное расхождение между кадастровой стоимостью спорного земельного участка и его рыночной стоимостью, определенной в отчете, подготовленном оценщиком по заказу общества, суд вправе назначить экспертизу этого отчета в целях его проверки при соблюдении правил Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рыночная стоимость земельного участка в размере 18 148 000 рублей, определенная в отчете от 28.06.2012 N 260-ЗУ на 52% меньше его кадастровой стоимости, составляющей 35 021 241,47 рублей, что свидетельствует о существенном их расхождении.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 25.04.2013 назначено проведение судебной экспертизы, проведение которой поручено эксперту ННП "СМАОс" Гнездилову Николаю Васильевичу, работающему в должности начальника отдела оценки ООО "Аудит-Стандарт", имеющему высшее образование, общий стаж в области оценочной деятельности - 14 лет.
Перед экспертом поставлены вопросы:
- соответствует ли отчет ООО "РосЗемБизнесКонсалтинг" об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером 24:04:61010009:32 общей площадью 121 665 кв. м категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование - для эксплуатации нежилых зданий Березовского ДСЗ и прилегающей территории, адрес (местоположение) объекта: местоположение установлено относительно ориентира расположенного в границах участка, почтовый адрес: Красноярский край, район Березовский р.п. Березовка, ул. Придорожная 2, требованиям Федерального закона от 29.07.1998 N 135 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и федеральным стандартам оценки: "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки" (ФСО N 1), "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), "Требования к отчету об оценке" (ФСО N 3)?
- Какова рыночная стоимость указанного земельного участка по состоянию на 01.01.2011 года ?
Как следует из заключения эксперта Гнездилова Н.В., представленного в апелляционный суд, отчет N 269-ЗУ об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером 24:04:61010009:32, требованиям Федерального закона от 29.07.1998 N 135 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и федеральным стандартам оценки: "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки" (ФСО N 1), "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), "Требования к отчету об оценке" (ФСО N 3) не соответствует.
В заключении, среди прочих замечаний указано, что при составлении отчета Оценщиком не соблюден принцип существенности (нарушена статья 11 Закона N 135-ФЗ от 29.07.1998, п. 4 ФСО 3, п. 18 ФСО N 1): не приведены существенно важные сведения, факторы и характеристики, относящиеся к объекту оценки, влияющие на его стоимость, а также необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки. Оценщик в рамках сравнительного подхода не учитывает факта наличия на оцениваемом земельном участке коммуникаций: электроснабжения, водоснабжения и водоотведения. Оценщик не приводит необходимые корректировки объектов аналогов по данному фактору ни на количественном, ни на качественном уровне. Различия размера подключенной электрической мощности по объекту оценки и наличие, размеры согласованных или оплаченных технических условий присоединения объектов-аналогов к электрическим сетям должны быть учтены через корректировки в сравнительном подходе.
При ответе на второй вопрос, оценщик пришел к выводу, что рыночная стоимость объекта оценки - земельного участка общей площадью 121 665 кв. м, расположенного по адресу: Красноярский край, район Березовский, р.п. Березовка, ул. Придорожная 2, с кадастровым номером 24:04:61010009:32 с учетом округления по состоянию на 01.01.2011 в рамках сравнительного подхода составляет 29 680 000 рублей.
Представители истца - ООО "Торговый дом", как и иные лица, участвующие в деле, пояснили, что по результатам экспертного заключения возражений не имеют, полагают, что это допустимое доказательство.
Установленная в заключении эксперта Гнездилова Н.В. рыночная стоимость определена по состоянию на 01.01.2011, т.е на ту же дату, на которую установлена кадастровая стоимость земельного участка Постановлением Правительства Красноярского края от 22.11.2011 N 708-П.
С учетом представленного заключения эксперта кадастровая стоимость земельного участка подлежит установлению в размере, равном его рыночной стоимости - 29 680 000 рублей.
При указанных обстоятельствах, решение суда первой инстанции в обжалуемой части подлежит изменению.
Доводы ответчиков, изложенные в апелляционных жалобах, не могут служить основанием для отказа в иске, по следующим основаниям:
Из части 3 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ следует, что орган кадастрового учета вправе осуществить кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости, в том числе и о его кадастровой стоимости; при этом, в части 4 названной статьи в качестве основания к обязанию учета изменений объекта недвижимости указано решение суда.
При этом установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для возложения обязанности на орган кадастрового учета по внесению такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Согласно статье 3 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (далее - орган кадастрового учета). Предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.
В силу пунктов 1, 4 Положения "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" осуществление государственного кадастрового учета является одной из функций федерального органа исполнительной власти Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр). Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, а также подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Согласно пунктам 5.1.3, 5.1.4 вышеуказанного положения, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: государственный кадастровый учет недвижимого имущества; ведение государственного кадастра недвижимости.
Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 19.04.2010 N П/146 утверждено Положение об управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю.
Согласно пункту 1 Положения, управление является территориальным органом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, в т.ч. по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки земель, землеустройства т.п. на территории Красноярского края.
Согласно пунктам 7.1.11 и 7.1.12 Положения, управление реализует в т.ч. полномочия в установленной сфере деятельности: ведение государственного кадастра недвижимости, осуществление государственного кадастрового учета недвижимого имущества.
В соответствии со статьей 24.20. Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в течение десяти рабочих дней с даты завершения рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, направляет сведения о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета. В течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости орган кадастрового учета осуществляет их внесение в государственный кадастр недвижимости, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Пунктом 7.1.20 Положения к полномочиям Управления отнесено представление органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации результатов государственной кадастровой оценки земель в соответствии с законодательством Российской Федерации. Пунктом 7.3.1 предусмотрено, что Управление организует проведение государственной кадастровой оценки земель.
Таким образом, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что территориальный орган Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии, каковым является Управление Росреестра по Красноярскому краю, наряду с ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Красноярскому краю являются надлежащими ответчиками по требованиям об установлении размера кадастровой стоимости земельных участков, равном их рыночной стоимости.
Ссылки Кадастровой палаты на Приказы Росреестра от 01.09.2011 N П/331, от 11.03.2010 N П-/93, не могут быть приняты судом, т.к. данные приказы не изменяют редакцию Федеральных законов "О государственном кадастре недвижимости" и "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Довод заявителей о том, что надлежащим ответчиком по иску должен выступать Заказчик работ по государственной кадастровой оценки - Правительство Красноярского края в лице его уполномоченных органов, также отклоняется судом апелляционной инстанции.
В соответствии со статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно статье 24.12. Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" орган, принявший решение о проведении государственной кадастровой оценки, является заказчиком работ по определению кадастровой стоимости.
В силу статьи 24.17. в течение десяти рабочих дней с даты принятия отчета об определении кадастровой стоимости заказчик работ по определению кадастровой стоимости утверждает результаты определения кадастровой стоимости. В течение пяти дней с даты утверждения результатов определения кадастровой стоимости сведения о кадастровой стоимости и один экземпляр отчета об определении кадастровой стоимости направляются заказчиком работ по определению кадастровой стоимости в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
Статьей 24.19. Закона предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Комиссии создаются органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке.
Статья 24.20. Закона предусматривает, что в течение десяти рабочих дней с даты завершения рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, направляет сведения о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета.
Системное толкование указанных норм права свидетельствует, что заказчик работ по определению кадастровой стоимости не является участником споров по определению кадастровой стоимости, в связи с чем иск обоснованно удовлетворен в отношении ответчиков, указанных в иске.
Указанный подход соответствует судебной практики, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 по делу N А27-4849/2010, а также в Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.02.2013 N ВАС-1630/13.
В соответствии со статьей 270 АПК РФ основанием для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции является нарушение или неправильное применение норм процессуального права. Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения.
Непринятие судом первой инстанции мер к проверке достоверности представленного отчета от 28.06.2012 N 260-ЗУ привело к принятию неправильного решения, а именно установлению неверного размера кадастровой стоимости земельного участка. Вместе с тем, апелляционные жалобы, в которых их заявители просили об отмене решения суда и отказе в удовлетворении исковых требований не подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционных жалоб относятся на заявителей, которые освобождены от уплаты государственной пошлины. В части отнесения на ответчиков судебных расходов по уплате государственной пошлины по иску, решение не подлежит отмене.
ООО "Торговый дом" заявлено ходатайство об отнесении на него расходов по проведению судебной экспертизы в размере 10 000 рублей, уплаченных Администрацией поселка Березовка по платежному поручению N 000234 от 27.03.2013, которое удовлетворено судом апелляционной инстанции.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "25" декабря 2012 года по делу N А33-13942/2012 в обжалуемой части изменить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:04:6101009:32, категория земель - земли населенных пунктов, местоположение установлено относительно ориентира, почтовый адрес ориентира: Красноярский край, р-н. Березовский, рп. Березовка, ул. Придорожная, 2, равной его рыночной стоимости определенной в заключении эксперта ООО "Аудит-Стандарт" от 21.05.2013 по состоянию на 01.01.2011 в размере 29 680 000 рублей.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом" в пользу Администрации поселка Березовка 10 000 рублей расходов на проведение судебной экспертизы, уплаченных по платежному поручению от 27.03.2013 N 000234.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение.
Председательствующий
И.А.ХАСАНОВА
Судьи
Т.С.ГУРОВА
Л.Е.СПОТКАЙ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)