Судебные решения, арбитраж
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена "28" февраля 2008 года
Полный текст постановления изготовлен "06" марта 2008 года
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Борисовой Т.С.,
судей Александровой Л.Б., Акимовой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Эфман Т.А.,
с участием:
председателя Волгоградского областного отделения общественной организации "Всероссийское общество автомобилистов" Лебедева А.А., представителя Волгоградского областного отделения общественной организации "Всероссийское общество автомобилистов" Ершова В.Б., действующего на основании доверенности от 30.01.2008 г.,
представителя администрации Волгограда Кульгускиной Е.С., действующей на основании доверенности N 05-ИД/36 от 31.05.2007 г.,
представителей Общества с ограниченной ответственностью "Авто-Волга-Раст" Кошелевой В.Н., действующей на основании доверенности N 89 от 27.02.2008 г., Шелковниковой В.В., действующей на основании доверенности N 90 от 27.02.2008 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу Волгоградского областного отделения общественной организации "Всероссийское общество автомобилистов", г. Волгоград,
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от "19" ноября 2007 года по делу N А12-14558/07-С24, принятое судьей Ильиновой О.П.,
по заявлению Волгоградского областного отделения общественной организации "Всероссийское общество автомобилистов", г. Волгоград,
к администрации Волгограда, г. Волгоград,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора:
Комитет земельных ресурсов администрации Волгограда, г. Волгоград,
общество с ограниченной ответственностью "Авто-Волга-Раст", г. Волгоград,
о признании недействительным ненормативного правового акта и незаконными действий администрации города Волгограда,
установил:
Волгоградское областное отделение общественной организации "Всероссийское общество автомобилистов" (далее - ВОООО "Всероссийское общество автомобилистов", общество) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействительным постановления администрации города Волгограда от 17 мая 2005 года N 824 "О предварительном согласовании места размещения выставочно-торгового центра по продаже автомобилей обществу с ограниченной ответственностью "Авто-Волга-Раст". В обоснование заявленных требований ВОООО "Всероссийское общество автомобилистов" указало, что между администрацией Волгограда и Обществом был заключен договор аренды земельного участка N 570 от 25 сентября 1995 года, который неоднократно продлевался. В период действия договора администрацией Волгограда вынесено оспариваемое постановление, при этом арендатор земельного участка не был уведомлен о предстоящем согласовании места размещения объекта. По мнению ВОООО "Всероссийское общество автомобилистов", оспариваемый ненормативный акт существенно нарушил права и законные интересы Общества.
Решением суда первой инстанции от 19 ноября 2007 года в удовлетворении заявленных ВОООО "Всероссийское общество автомобилистов" требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ВОООО "Всероссийское общество автомобилистов" обратилось в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Волгоградской области от 19 ноября 2007 года и принять по делу новый судебный акт, которым требования Общества удовлетворить и признать незаконным постановления администрации Волгограда от 17 мая 2005 года N 824 "О предварительном согласовании места размещения выставочно-торгового центра по продаже автомобилей обществу с ограниченной ответственностью "Авто-Волга-Раст".
Администрация Волгограда в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представила письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором указало, что срок действия договора аренды, заключенного между администрацией Волгограда и ВОООО "Всероссийское общество автомобилистов", закончился 20.01.2006 г. Оспариваемым постановлением предварительно согласован земельный участок площадью 4341 кв. м с учетным номером 2-96-53, тогда как заявителю был предоставлен в аренду земельный участок площадью 2808 кв. м с учетным номером 2-96-1, а потому, по мнению администрации Волгограда, обжалуемый ненормативный правовой акт не нарушает права и законные интересы ВОООО "Всероссийское общество автомобилистов". Просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Комитет земельных ресурсов администрации Волгограда, общество с ограниченной ответственностью "Авто-Волга-Раст" письменный отзыв в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представили.
В судебном заседании представители ВОООО "Всероссийское общество автомобилистов" и администрации города Волгограда поддержали доводы, изложенные соответственно в апелляционной жалобе и отзыве на нее.
Представители общества с ограниченной ответственностью "Авто-Волга-Раст" поддержали позицию, изложенную в отзыве администрации Волгограда, просили в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
О месте и времени судебного заседания Комитет земельных ресурсов администрации Волгограда извещен надлежащим образом, представил в суд заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие его представителя.
Дело рассмотрено в апелляционной инстанции в порядке пункта 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя Комитета земельных ресурсов администрации Волгограда, надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания.
Выслушав участников процесса, изучив и исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отмене решения суда первой инстанции по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, постановлением администрации города Волгограда N 613-п от 29.06.1995 "О перерегистрации прав пользования земельным участком в Волгограде" арендному предприятию "Автосервис" предоставлен в аренду сроком на пять лет земельный участок площадью 2808 кв. м, занимаемый открытой платной автостоянкой по улице им. Маршала Еременко, угол ул. Менделеева в Краснооктябрьском районе (кадастровый участок N 02-96-01). (л.д. 21)
Во исполнение вышеуказанного постановления между администрацией Волгограда и арендным предприятием "Автосервис" заключен договор аренды земли N 570 от 25 сентября 1995 года (л.д. 14 - 20).
Распоряжением администрации Волгограда N 18рз от 20.01.2005 г. "О внесении изменения в договор аренды земельного участка" ВОООО "Всероссийское общество автомобилистов" (правопреемник арендного предприятия "Автосервис") продлен на один год срок аренды земельного участка площадью 2808 кв. м, предоставленного для эксплуатации открытой платной автостоянкой по улице им. Маршала Еременко, угол ул. Менделеева в Краснооктябрьском районе. (л.д. 13).
26 января 2005 г. между администрацией города Волгограда и ВОООО "Всероссийское общество автомобилистов" подписано изменение к договору аренды земельного участка от 25 сентября 1995 года N 570 (л.д. 12).
17 мая 2005 года администрацией города Волгограда вынесено постановление N 824 "О предварительном согласовании места размещения выставочно-торгового центра по продаже автомобилей обществу с ограниченной ответственностью "Авто-Волга-Раст".
Из указанного постановления следует, что ООО "Авто-Волга-Раст" предварительно согласовано место размещения выставочно-торгового центра по продаже автомобилей на земельном участке (учетный N 2096-53) площадью 4341 кв. м, расположенном по улице им. Маршала Еременко в Краснооктябрьском районе и предложено в составе проекта определить размеры убытков по сносу автостоянки и пункта технического обслуживания легковых автомобилей, подпадающих в зону строительства выставочно-торгового центра по продаже автомобилей. Расчет убытков оформить актом, согласовать с заинтересованными сторонами.
ВОООО "Всероссийское общество автомобилистов" полагая, что постановление администрации Волгограда N 824 от 17 мая 2005 года нарушает права и законные интересы Общества, оспорило его в арбитражном суде.
Суд первой инстанции, отказывая ВОООО "Всероссийское общество автомобилистов" в удовлетворении требований, сделал вывод о том, что оспариваемым ненормативным правовым актом изъятия земельного участка у Общества не производилось; постановлением согласовано место размещения объекта на земельном участке площадью 4241 кв. м с учетным N 2-96-53, а не на арендованном участке площадью 2808 кв. м с учетным N 2-96-1; до настоящего времени земельный участок ООО "Авто-Волга-Раст" не предоставлен; наличие оспариваемого постановления не нарушает права ВОООО "Всероссийское общество автомобилистов".
Суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, основаны на неправильном применении норм материального права при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, исходя из следующего.
Порядок предоставления земельных участков под строительство на момент оспариваемого постановления регулировался Земельным кодексом Российской Федерации (статьи 29 - 31), постановлением Администрации города Волгограда от 11 июня 2004 г. N 790 "Об утверждении Положения о предоставлении земельных участков для строительства объектов в Волгограде", решением коллегии Администрации Волгоградской области от 25 июня 2002 г. N 5/15 "О порядке предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности на территории Волгоградской области, и об исполнении Указа президента Российской Федерации от 26 ноября 1997 г. N 1263 "О продаже гражданам и юридическим лицам предназначенных под застройку земельных участков, расположенных на территориях городских и сельских поселений, или права их аренды".
Согласно пункту 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
- без предварительного согласования мест размещения объектов;
- с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В силу пункта 3 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков в аренду для строительства осуществляется с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В соответствии с пунктом 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления на основании представленного комплекта документов принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением проекта границ земельного участка или об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения.
Согласно пункту 11 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий).
Кроме того, из пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется с проведением торгов (конкурсов, аукционов) по продаже права на заключение договора аренды земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка.
Участие граждан, общественных организаций (объединений) и религиозных организаций в решение вопросов, касающихся их прав на землю, являются одним из основных принципов земельного законодательства. (подпункт 4 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса российской Федерации)
Данный принцип получил развитие в пункте 5 статьи 30, пункте 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, которыми установлена обязанность органа местного самоуправления при выборе земельного участка и принятии решения о предварительном согласовании места размещения объекта информировать население о возможном или предстоящем предоставлении данного участка для строительства.
Решением коллегии Администрации Волгоградской области от 25 июня 2002 г. N 5/15 утверждено примерное Положение о порядке предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности на территории Волгоградской области, из раздела 2 которого следует:
- комиссия готовит информацию о возможном предоставлении как сформированных, так и заявленных земельных участков для последующей публикации в печати.
- В информации должны быть указаны вид предоставляемого права на земельные участки, сведения об их местоположении, разрешенном использовании, ориентировочных размерах, данные о том, какие участки подлежат предоставлению без предварительного согласования мест размещения объектов и с предварительным согласованием мест размещения объектов, иные условия предоставления земельных участков. (пункт 2.4);
- - администрация муниципального образования определяет своим решением органы печати, в которых будет публиковаться информация о возможном предоставлении земельных участков (пункт 2.5);
- -письменные подтверждения заявителей и других потенциальных инвесторов о своем участии в процедуре предоставления земельных участков, а также возможные заявления граждан и организаций о несогласии с размещением предполагаемого к строительству объекта в адрес главы администрации муниципального образования принимаются в двухнедельный срок со дня публикации информации о возможном предоставлении земельных участков (пункт 2.6).
Из пункта 2.5 Положения о предоставлении земельных участков для строительства объектов в Волгограде, утвержденного постановлением Администрации города Волгограда от 11 июня 2004 г. N 790 следует, что учет мнения населения осуществляется в порядке, установленном в Волгограде. Протокол опроса населения о возможном и предстоящем предоставлении земельного участка для строительства, заверенный главой администрации района Волгограда, заявитель представляет в комитет земельных ресурсов администрации Волгограда.
Совокупность вышеперечисленных правовых норм позволяет сделать вывод об обязанности органа местного самоуправления при предоставлении земельного участка для строительства информировать население о возможном и предстоящем предоставлении земельного участка для строительства.
Отсутствие такой информации может служить основанием для отмены решения органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка для строительства. Данная позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15 июня 2005 года N 2479/05.
Судом апелляционной инстанции установлено, что администрация города Волгограда не исполнила возложенную законом и иными нормативными правовыми актами обязанность по информированию населения о предстоящем и возможном предоставлении спорного земельного участка (учетный N 2096-53) площадью 4341 кв. м, расположенном по улице им. Маршала Еременко в Краснооктябрьском районе, с соблюдением процедуры предварительного согласования мест размещения объекта.
Ни в тексте оспариваемого постановления, ни в материалах дела нет сведений об информировании населения города Волгограда о предстоящем и возможном предоставлении спорного земельного участка (учетный N 2096-53) площадью 4341 кв. м, расположенном по улице им. Маршала Еременко в Краснооктябрьском районе.
В судебном заседании представитель администрации Волгограда пояснила, что администрация Волгограда не имеет возможности представить доказательства, подтверждающие факт публикации такого объявления, ссылаясь на не сохранность печатного издания.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что администрацией Волгограда не представлено доказательств информирования в установленном порядке населения о возможном и предстоящем предоставлении спорного земельного участка для строительства.
Суд апелляционной инстанции считает, что отсутствие факта информирования населения в установленном порядке об имеющихся о возможном и предстоящем предоставлении спорного земельного участка для строительства влечет нарушение законных прав и интересов неограниченного круга лиц, в том числе ВОООО "Всероссийское общество автомобилистов", поскольку Общество было лишено возможности своевременно обратиться с заявкой о предоставлении им свободного земельного участка.
Таким образом, оспариваемое постановление принято в нарушение положений пункта 5 статьи 30, пункта 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, Положения о предоставлении земельных участков для строительства объектов в Волгограде, утвержденного постановлением Администрации Волгограда от 11 июня 2004 г. N 790, примерного Положения о порядке предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности на территории Волгоградской области, утвержденного решением коллегии Администрации Волгоградской области от 25 июня 2002 г. N 5/15.
В связи с этим, суд апелляционной инстанции установил несоответствие оспариваемого постановления администрации Волгограда от 17 мая 2005 года N 824 закону и нарушение им законных прав и интересов неограниченного круга лиц.
Как видно из материалов дела, на день вынесения администрацией Волгограда оспариваемого постановления - 17 мая 2005 года ВОООО "Всероссийское общество автомобилистов" являлось арендатором земельного участка площадью 2808 кв. м, предоставленного для эксплуатации открытой платной автостоянкой по улице им. Маршала Еременко, угол ул. Менделеева в Краснооктябрьском районе.
Из представленного ВОООО "Всероссийское общество автомобилистов" технического паспорта на автостоянку следует, что на территории стоянки имеются помещения, ограждение, ворота. Данный факт сторонами не оспаривается.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции на обозрение представлен проект границ земельного участка учетный N 2096-53 под строительство ООО "Авто-Волга-Раст" выставочно-торгового центра по продаже автомобилей по улице Маршала Еременко в Краснооктябрьском районе г. Волгограда, из которого следует, что ВОООО "Всероссийское общество автомобилистов" является смежным землепользователем.
Частью 3 пункта 3.1. Положения о предоставлении земельных участков для строительства объектов в Волгограде, утвержденного постановлением Администрации города Волгограда от 11 июня 2004 г. N 790, установлено, что проект границ земельного участка согласовывается (визируется) с Горкомархитектурой, Земельным комитетом, смежными землепользователями, иными лицами, интересы которых затрагивает предстоящее строительство.
Между тем в указанном проекте границ не имеется согласования со смежным землепользователем ВОООО "Всероссийское общество автомобилистов", что является нарушением положений постановления Администрации города Волгограда от 11 июня 2004 г. N 790, а также прав и законных интересов ВОООО "Всероссийское общество автомобилистов".
Из текста оспариваемого постановления следует, что ООО "Авто-Волга-Раст" предложено в составе проекта определить размеры убытков по сносу автостоянки и пункта технического обслуживания легковых автомобилей, подпадающих в зону строительства выставочно-торгового центра по продаже автомобилей. Расчет убытков оформить актом, согласовать с заинтересованными сторонами.
Исходя из изложенного, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что ВОООО "Всероссийское общество автомобилистов", будучи смежным землепользователем на дату вынесения оспариваемого постановления, безусловно, являлось лицом, интересы которого затрагивает предстоящее строительство.
Доказательств обратного суду апелляционной инстанции не представлено.
Кроме того, в ходе судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции установлено, что акт N АВ-05-035 от 18.01.2005 г. о выборе земельного участка для строительства утвержден оспариваемым постановлением администрации Волгограда от 17.05.2005 г. N 824 в нарушение Положения о предоставлении земельных участков для строительства объектов в Волгограде.
Из пункта 3.2. Положения о предоставлении земельных участков для строительства объектов в Волгограде, утвержденного постановлением Администрации города Волгограда от 11 июня 2004 г. N 790 следует, что по запросу Комитета согласующие организации (Земельный комитет, департамент предпринимательства и потребительского рынка администрации Волгограда, Государственное учреждение "Центр санитарно-эпидемиологического надзора в Волгограде", департамент по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации Волгограда, Управление Нижне-Волжского округа по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Управление государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Волгоградской области, Государственное учреждение культуры "Областной научно-производственный центр по охране памятников истории и культуры" Комитета по культуре Администрации Волгоградской области) рассматривают план границ земельного участка и готовят заключения о возможности и условиях использования земельного участка для строительства объекта.
Из акта N АВ-05-035 от 18.01.2005 г. о выборе земельного участка для строительства, утвержденного оспариваемым постановлением администрации Волгограда от 17.05.2005 г. N 824, следует, что данный акт о выборе земельного участка для строительства утвержден без согласований Управления государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Волгоградской области и Государственного учреждения "Центр санитарно-эпидемиологического надзора в Волгограде".
Каких-либо изъятий (исключений) в связи с непредставлений согласований вышеуказанных служб Положением о предоставлении земельных участков для строительства объектов в Волгограде не предусмотрено.
Требования о соблюдении при размещении строительного объекта пожарных, санитарно-эпидемиологических норм направлено на охрану здоровья населения и защиту окружающей среды, поэтому их нарушение равно как утверждение акта о выборе земельного участка без соответствующих заключений затрагивает законные интересы и права неограниченного круга лиц.
Из листа согласований, имеющимся в проекте границ земельного участка, следует, что комитет земельных ресурсов администрации Волгограда может согласовать размещение выставочно-торгового центра при условии прекращения прав третьих лиц на земельные участки - ВОООО "Всероссийское общество автомобилистов" и ПБОЮЛ Епремяна А.С. в установленном порядке.
Однако, акт N АВ-05-035 от 18.01.2005 г. о выборе земельного участка утвержден при наличии прав третьих лиц на спорный земельный участок, без согласования с указанными третьими лицами, то есть без выполнения условий, указанных комитетом земельных ресурсов администрации Волгограда.
В силу пункта 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспаривания ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершение оспариваемых действий (бездействий), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения совершения оспариваемых действий (бездействий), возлагается на орган или лицо, которое приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Администрация Волгограда в нарушение положений статьи 65, пункта 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представила доказательств соблюдения установленного порядка предварительного согласования места размещения объекта: отсутствуют доказательства согласования проекта границ земельного участка со смежными землепользователями, не имеется заключения пожарной службы и санитарно-эпидемиологического заключения, в связи с этим акт о выборе земельного участка не отвечает предъявляемым требованиям, не имеется сведений об информировании населения равно как о публикации сообщения о возможном и предстоящем предоставлении спорного земельного участка для строительства.
Суд апелляционной инстанции не может принять во внимание довод апелляционной жалобы о том, что отсутствие нарушения прав ВОООО "Всероссийское общество автомобилистов" оспариваемым постановлением N 824 от 17.05.2005 г. установлено определением арбитражного суда Волгоградской области от 11 - 17.10.2007 г. по делу N А12-18908/2006-С25 и постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2007 г. по этому же делу. Предметом рассмотрения дела N А12-18908/2006-С25 не являлось оспаривание постановления администрации Волгограда N 824 от 17.05.2005 г. "О предварительном согласовании места размещения выставочно-торгового центра по продаже автомобилей обществу с ограниченной ответственностью "Авто-Волга-Раст", соответственно суд не рассматривал вопрос о законности принятия данного ненормативного правового акта. Кроме того, ООО "Авто-Волга-Раст" не являлось лицом, участвующим в деле N А12-18908/2006-С25, а потому довод апелляционной жалобы о преюдициальности вышеуказанных судебных актов является несостоятельным.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.96 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица.
В соответствии с пунктом 1 статьи 61 Земельного кодекса Российской Федерации ненормативный акт органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.
Суд апелляционной инстанции считает установленными факты несоответствия оспариваемого постановления администрации Волгограда от 17 мая 2005 года N 824 "О предварительном согласовании места размещения выставочно-торгового центра по продаже автомобилей ООО "Авто-Волга-Раст" и нарушения им прав неопределенного круга лиц, в том числе ВОООО "Всероссийское общество автомобилистов", что является основанием для признания данного ненормативного правового акта недействительным.
Требования ВОООО "Всероссийское общество автомобилистов" о признании незаконными действий администрации Волгограда, предпринятых для его исполнения, удовлетворения не подлежат, поскольку заявитель не указал: какие действия администрацией Волгограда были предприняты для исполнения оспариваемого постановления и в чем они выразились. В судебном заседании не установлено, что администрацией Волгограда предпринимались какие-либо действия для исполнения оспариваемого ненормативного правового акта. Напротив в судебном заседании представитель администрации Волгограда и представители ООО "Авто-Волга-Раст" пояснили, что до настоящего времени спорный земельный участок не предоставлен.
Распределяя судебные расходы, суд апелляционной инстанции руководствуется статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации:
- - судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований (часть 1);
- - судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением апелляционной, кассационной жалобы, распределяются по правилам, установленным настоящей статьей (часть 5).
Государственная пошлина при подаче апелляционной жалобы уплачена ВОООО "Всероссийское общество автомобилистов" согласно платежному поручению от 27.12.2007 г. N 6208 в размере 1000 (одна тысяча) рублей.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции относит на администрацию Волгограда.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от "19" ноября 2007 года по делу N А12-14558/07-С24 отменить и принять по делу новый судебный акт.
Признать недействительным постановление администрации Волгограда N 824 от 17 мая 2005 года "О предварительном согласовании места размещения выставочно-торгового центра по продаже автомобилей обществу с ограниченной ответственностью "Авто-Волга-Раст".
В остальной части требований - отказать.
Взыскать с администрации Волгограда в пользу Волгоградского областного отделения общественной организации "Всероссийское общество автомобилистов"расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1000 (одна тысяча) рублей.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в порядке, предусмотренном статьями 273 - 277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд Волгоградской области в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий
Т.С.БОРИСОВА
Судьи
Л.Б.АЛЕКСАНДРОВА
М.А.АКИМОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.03.2008 ПО ДЕЛУ N 12-14558/07-С24
Разделы:Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 марта 2008 г. по делу N 12-14558/07-С24
Резолютивная часть постановления объявлена "28" февраля 2008 года
Полный текст постановления изготовлен "06" марта 2008 года
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Борисовой Т.С.,
судей Александровой Л.Б., Акимовой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Эфман Т.А.,
с участием:
председателя Волгоградского областного отделения общественной организации "Всероссийское общество автомобилистов" Лебедева А.А., представителя Волгоградского областного отделения общественной организации "Всероссийское общество автомобилистов" Ершова В.Б., действующего на основании доверенности от 30.01.2008 г.,
представителя администрации Волгограда Кульгускиной Е.С., действующей на основании доверенности N 05-ИД/36 от 31.05.2007 г.,
представителей Общества с ограниченной ответственностью "Авто-Волга-Раст" Кошелевой В.Н., действующей на основании доверенности N 89 от 27.02.2008 г., Шелковниковой В.В., действующей на основании доверенности N 90 от 27.02.2008 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу Волгоградского областного отделения общественной организации "Всероссийское общество автомобилистов", г. Волгоград,
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от "19" ноября 2007 года по делу N А12-14558/07-С24, принятое судьей Ильиновой О.П.,
по заявлению Волгоградского областного отделения общественной организации "Всероссийское общество автомобилистов", г. Волгоград,
к администрации Волгограда, г. Волгоград,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора:
Комитет земельных ресурсов администрации Волгограда, г. Волгоград,
общество с ограниченной ответственностью "Авто-Волга-Раст", г. Волгоград,
о признании недействительным ненормативного правового акта и незаконными действий администрации города Волгограда,
установил:
Волгоградское областное отделение общественной организации "Всероссийское общество автомобилистов" (далее - ВОООО "Всероссийское общество автомобилистов", общество) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействительным постановления администрации города Волгограда от 17 мая 2005 года N 824 "О предварительном согласовании места размещения выставочно-торгового центра по продаже автомобилей обществу с ограниченной ответственностью "Авто-Волга-Раст". В обоснование заявленных требований ВОООО "Всероссийское общество автомобилистов" указало, что между администрацией Волгограда и Обществом был заключен договор аренды земельного участка N 570 от 25 сентября 1995 года, который неоднократно продлевался. В период действия договора администрацией Волгограда вынесено оспариваемое постановление, при этом арендатор земельного участка не был уведомлен о предстоящем согласовании места размещения объекта. По мнению ВОООО "Всероссийское общество автомобилистов", оспариваемый ненормативный акт существенно нарушил права и законные интересы Общества.
Решением суда первой инстанции от 19 ноября 2007 года в удовлетворении заявленных ВОООО "Всероссийское общество автомобилистов" требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ВОООО "Всероссийское общество автомобилистов" обратилось в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Волгоградской области от 19 ноября 2007 года и принять по делу новый судебный акт, которым требования Общества удовлетворить и признать незаконным постановления администрации Волгограда от 17 мая 2005 года N 824 "О предварительном согласовании места размещения выставочно-торгового центра по продаже автомобилей обществу с ограниченной ответственностью "Авто-Волга-Раст".
Администрация Волгограда в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представила письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором указало, что срок действия договора аренды, заключенного между администрацией Волгограда и ВОООО "Всероссийское общество автомобилистов", закончился 20.01.2006 г. Оспариваемым постановлением предварительно согласован земельный участок площадью 4341 кв. м с учетным номером 2-96-53, тогда как заявителю был предоставлен в аренду земельный участок площадью 2808 кв. м с учетным номером 2-96-1, а потому, по мнению администрации Волгограда, обжалуемый ненормативный правовой акт не нарушает права и законные интересы ВОООО "Всероссийское общество автомобилистов". Просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Комитет земельных ресурсов администрации Волгограда, общество с ограниченной ответственностью "Авто-Волга-Раст" письменный отзыв в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представили.
В судебном заседании представители ВОООО "Всероссийское общество автомобилистов" и администрации города Волгограда поддержали доводы, изложенные соответственно в апелляционной жалобе и отзыве на нее.
Представители общества с ограниченной ответственностью "Авто-Волга-Раст" поддержали позицию, изложенную в отзыве администрации Волгограда, просили в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
О месте и времени судебного заседания Комитет земельных ресурсов администрации Волгограда извещен надлежащим образом, представил в суд заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие его представителя.
Дело рассмотрено в апелляционной инстанции в порядке пункта 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя Комитета земельных ресурсов администрации Волгограда, надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания.
Выслушав участников процесса, изучив и исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отмене решения суда первой инстанции по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, постановлением администрации города Волгограда N 613-п от 29.06.1995 "О перерегистрации прав пользования земельным участком в Волгограде" арендному предприятию "Автосервис" предоставлен в аренду сроком на пять лет земельный участок площадью 2808 кв. м, занимаемый открытой платной автостоянкой по улице им. Маршала Еременко, угол ул. Менделеева в Краснооктябрьском районе (кадастровый участок N 02-96-01). (л.д. 21)
Во исполнение вышеуказанного постановления между администрацией Волгограда и арендным предприятием "Автосервис" заключен договор аренды земли N 570 от 25 сентября 1995 года (л.д. 14 - 20).
Распоряжением администрации Волгограда N 18рз от 20.01.2005 г. "О внесении изменения в договор аренды земельного участка" ВОООО "Всероссийское общество автомобилистов" (правопреемник арендного предприятия "Автосервис") продлен на один год срок аренды земельного участка площадью 2808 кв. м, предоставленного для эксплуатации открытой платной автостоянкой по улице им. Маршала Еременко, угол ул. Менделеева в Краснооктябрьском районе. (л.д. 13).
26 января 2005 г. между администрацией города Волгограда и ВОООО "Всероссийское общество автомобилистов" подписано изменение к договору аренды земельного участка от 25 сентября 1995 года N 570 (л.д. 12).
17 мая 2005 года администрацией города Волгограда вынесено постановление N 824 "О предварительном согласовании места размещения выставочно-торгового центра по продаже автомобилей обществу с ограниченной ответственностью "Авто-Волга-Раст".
Из указанного постановления следует, что ООО "Авто-Волга-Раст" предварительно согласовано место размещения выставочно-торгового центра по продаже автомобилей на земельном участке (учетный N 2096-53) площадью 4341 кв. м, расположенном по улице им. Маршала Еременко в Краснооктябрьском районе и предложено в составе проекта определить размеры убытков по сносу автостоянки и пункта технического обслуживания легковых автомобилей, подпадающих в зону строительства выставочно-торгового центра по продаже автомобилей. Расчет убытков оформить актом, согласовать с заинтересованными сторонами.
ВОООО "Всероссийское общество автомобилистов" полагая, что постановление администрации Волгограда N 824 от 17 мая 2005 года нарушает права и законные интересы Общества, оспорило его в арбитражном суде.
Суд первой инстанции, отказывая ВОООО "Всероссийское общество автомобилистов" в удовлетворении требований, сделал вывод о том, что оспариваемым ненормативным правовым актом изъятия земельного участка у Общества не производилось; постановлением согласовано место размещения объекта на земельном участке площадью 4241 кв. м с учетным N 2-96-53, а не на арендованном участке площадью 2808 кв. м с учетным N 2-96-1; до настоящего времени земельный участок ООО "Авто-Волга-Раст" не предоставлен; наличие оспариваемого постановления не нарушает права ВОООО "Всероссийское общество автомобилистов".
Суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, основаны на неправильном применении норм материального права при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, исходя из следующего.
Порядок предоставления земельных участков под строительство на момент оспариваемого постановления регулировался Земельным кодексом Российской Федерации (статьи 29 - 31), постановлением Администрации города Волгограда от 11 июня 2004 г. N 790 "Об утверждении Положения о предоставлении земельных участков для строительства объектов в Волгограде", решением коллегии Администрации Волгоградской области от 25 июня 2002 г. N 5/15 "О порядке предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности на территории Волгоградской области, и об исполнении Указа президента Российской Федерации от 26 ноября 1997 г. N 1263 "О продаже гражданам и юридическим лицам предназначенных под застройку земельных участков, расположенных на территориях городских и сельских поселений, или права их аренды".
Согласно пункту 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
- без предварительного согласования мест размещения объектов;
- с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В силу пункта 3 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков в аренду для строительства осуществляется с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В соответствии с пунктом 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления на основании представленного комплекта документов принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением проекта границ земельного участка или об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения.
Согласно пункту 11 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий).
Кроме того, из пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется с проведением торгов (конкурсов, аукционов) по продаже права на заключение договора аренды земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка.
Участие граждан, общественных организаций (объединений) и религиозных организаций в решение вопросов, касающихся их прав на землю, являются одним из основных принципов земельного законодательства. (подпункт 4 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса российской Федерации)
Данный принцип получил развитие в пункте 5 статьи 30, пункте 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, которыми установлена обязанность органа местного самоуправления при выборе земельного участка и принятии решения о предварительном согласовании места размещения объекта информировать население о возможном или предстоящем предоставлении данного участка для строительства.
Решением коллегии Администрации Волгоградской области от 25 июня 2002 г. N 5/15 утверждено примерное Положение о порядке предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности на территории Волгоградской области, из раздела 2 которого следует:
- комиссия готовит информацию о возможном предоставлении как сформированных, так и заявленных земельных участков для последующей публикации в печати.
- В информации должны быть указаны вид предоставляемого права на земельные участки, сведения об их местоположении, разрешенном использовании, ориентировочных размерах, данные о том, какие участки подлежат предоставлению без предварительного согласования мест размещения объектов и с предварительным согласованием мест размещения объектов, иные условия предоставления земельных участков. (пункт 2.4);
- - администрация муниципального образования определяет своим решением органы печати, в которых будет публиковаться информация о возможном предоставлении земельных участков (пункт 2.5);
- -письменные подтверждения заявителей и других потенциальных инвесторов о своем участии в процедуре предоставления земельных участков, а также возможные заявления граждан и организаций о несогласии с размещением предполагаемого к строительству объекта в адрес главы администрации муниципального образования принимаются в двухнедельный срок со дня публикации информации о возможном предоставлении земельных участков (пункт 2.6).
Из пункта 2.5 Положения о предоставлении земельных участков для строительства объектов в Волгограде, утвержденного постановлением Администрации города Волгограда от 11 июня 2004 г. N 790 следует, что учет мнения населения осуществляется в порядке, установленном в Волгограде. Протокол опроса населения о возможном и предстоящем предоставлении земельного участка для строительства, заверенный главой администрации района Волгограда, заявитель представляет в комитет земельных ресурсов администрации Волгограда.
Совокупность вышеперечисленных правовых норм позволяет сделать вывод об обязанности органа местного самоуправления при предоставлении земельного участка для строительства информировать население о возможном и предстоящем предоставлении земельного участка для строительства.
Отсутствие такой информации может служить основанием для отмены решения органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка для строительства. Данная позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15 июня 2005 года N 2479/05.
Судом апелляционной инстанции установлено, что администрация города Волгограда не исполнила возложенную законом и иными нормативными правовыми актами обязанность по информированию населения о предстоящем и возможном предоставлении спорного земельного участка (учетный N 2096-53) площадью 4341 кв. м, расположенном по улице им. Маршала Еременко в Краснооктябрьском районе, с соблюдением процедуры предварительного согласования мест размещения объекта.
Ни в тексте оспариваемого постановления, ни в материалах дела нет сведений об информировании населения города Волгограда о предстоящем и возможном предоставлении спорного земельного участка (учетный N 2096-53) площадью 4341 кв. м, расположенном по улице им. Маршала Еременко в Краснооктябрьском районе.
В судебном заседании представитель администрации Волгограда пояснила, что администрация Волгограда не имеет возможности представить доказательства, подтверждающие факт публикации такого объявления, ссылаясь на не сохранность печатного издания.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что администрацией Волгограда не представлено доказательств информирования в установленном порядке населения о возможном и предстоящем предоставлении спорного земельного участка для строительства.
Суд апелляционной инстанции считает, что отсутствие факта информирования населения в установленном порядке об имеющихся о возможном и предстоящем предоставлении спорного земельного участка для строительства влечет нарушение законных прав и интересов неограниченного круга лиц, в том числе ВОООО "Всероссийское общество автомобилистов", поскольку Общество было лишено возможности своевременно обратиться с заявкой о предоставлении им свободного земельного участка.
Таким образом, оспариваемое постановление принято в нарушение положений пункта 5 статьи 30, пункта 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, Положения о предоставлении земельных участков для строительства объектов в Волгограде, утвержденного постановлением Администрации Волгограда от 11 июня 2004 г. N 790, примерного Положения о порядке предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности на территории Волгоградской области, утвержденного решением коллегии Администрации Волгоградской области от 25 июня 2002 г. N 5/15.
В связи с этим, суд апелляционной инстанции установил несоответствие оспариваемого постановления администрации Волгограда от 17 мая 2005 года N 824 закону и нарушение им законных прав и интересов неограниченного круга лиц.
Как видно из материалов дела, на день вынесения администрацией Волгограда оспариваемого постановления - 17 мая 2005 года ВОООО "Всероссийское общество автомобилистов" являлось арендатором земельного участка площадью 2808 кв. м, предоставленного для эксплуатации открытой платной автостоянкой по улице им. Маршала Еременко, угол ул. Менделеева в Краснооктябрьском районе.
Из представленного ВОООО "Всероссийское общество автомобилистов" технического паспорта на автостоянку следует, что на территории стоянки имеются помещения, ограждение, ворота. Данный факт сторонами не оспаривается.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции на обозрение представлен проект границ земельного участка учетный N 2096-53 под строительство ООО "Авто-Волга-Раст" выставочно-торгового центра по продаже автомобилей по улице Маршала Еременко в Краснооктябрьском районе г. Волгограда, из которого следует, что ВОООО "Всероссийское общество автомобилистов" является смежным землепользователем.
Частью 3 пункта 3.1. Положения о предоставлении земельных участков для строительства объектов в Волгограде, утвержденного постановлением Администрации города Волгограда от 11 июня 2004 г. N 790, установлено, что проект границ земельного участка согласовывается (визируется) с Горкомархитектурой, Земельным комитетом, смежными землепользователями, иными лицами, интересы которых затрагивает предстоящее строительство.
Между тем в указанном проекте границ не имеется согласования со смежным землепользователем ВОООО "Всероссийское общество автомобилистов", что является нарушением положений постановления Администрации города Волгограда от 11 июня 2004 г. N 790, а также прав и законных интересов ВОООО "Всероссийское общество автомобилистов".
Из текста оспариваемого постановления следует, что ООО "Авто-Волга-Раст" предложено в составе проекта определить размеры убытков по сносу автостоянки и пункта технического обслуживания легковых автомобилей, подпадающих в зону строительства выставочно-торгового центра по продаже автомобилей. Расчет убытков оформить актом, согласовать с заинтересованными сторонами.
Исходя из изложенного, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что ВОООО "Всероссийское общество автомобилистов", будучи смежным землепользователем на дату вынесения оспариваемого постановления, безусловно, являлось лицом, интересы которого затрагивает предстоящее строительство.
Доказательств обратного суду апелляционной инстанции не представлено.
Кроме того, в ходе судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции установлено, что акт N АВ-05-035 от 18.01.2005 г. о выборе земельного участка для строительства утвержден оспариваемым постановлением администрации Волгограда от 17.05.2005 г. N 824 в нарушение Положения о предоставлении земельных участков для строительства объектов в Волгограде.
Из пункта 3.2. Положения о предоставлении земельных участков для строительства объектов в Волгограде, утвержденного постановлением Администрации города Волгограда от 11 июня 2004 г. N 790 следует, что по запросу Комитета согласующие организации (Земельный комитет, департамент предпринимательства и потребительского рынка администрации Волгограда, Государственное учреждение "Центр санитарно-эпидемиологического надзора в Волгограде", департамент по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации Волгограда, Управление Нижне-Волжского округа по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Управление государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Волгоградской области, Государственное учреждение культуры "Областной научно-производственный центр по охране памятников истории и культуры" Комитета по культуре Администрации Волгоградской области) рассматривают план границ земельного участка и готовят заключения о возможности и условиях использования земельного участка для строительства объекта.
Из акта N АВ-05-035 от 18.01.2005 г. о выборе земельного участка для строительства, утвержденного оспариваемым постановлением администрации Волгограда от 17.05.2005 г. N 824, следует, что данный акт о выборе земельного участка для строительства утвержден без согласований Управления государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Волгоградской области и Государственного учреждения "Центр санитарно-эпидемиологического надзора в Волгограде".
Каких-либо изъятий (исключений) в связи с непредставлений согласований вышеуказанных служб Положением о предоставлении земельных участков для строительства объектов в Волгограде не предусмотрено.
Требования о соблюдении при размещении строительного объекта пожарных, санитарно-эпидемиологических норм направлено на охрану здоровья населения и защиту окружающей среды, поэтому их нарушение равно как утверждение акта о выборе земельного участка без соответствующих заключений затрагивает законные интересы и права неограниченного круга лиц.
Из листа согласований, имеющимся в проекте границ земельного участка, следует, что комитет земельных ресурсов администрации Волгограда может согласовать размещение выставочно-торгового центра при условии прекращения прав третьих лиц на земельные участки - ВОООО "Всероссийское общество автомобилистов" и ПБОЮЛ Епремяна А.С. в установленном порядке.
Однако, акт N АВ-05-035 от 18.01.2005 г. о выборе земельного участка утвержден при наличии прав третьих лиц на спорный земельный участок, без согласования с указанными третьими лицами, то есть без выполнения условий, указанных комитетом земельных ресурсов администрации Волгограда.
В силу пункта 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспаривания ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершение оспариваемых действий (бездействий), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения совершения оспариваемых действий (бездействий), возлагается на орган или лицо, которое приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Администрация Волгограда в нарушение положений статьи 65, пункта 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представила доказательств соблюдения установленного порядка предварительного согласования места размещения объекта: отсутствуют доказательства согласования проекта границ земельного участка со смежными землепользователями, не имеется заключения пожарной службы и санитарно-эпидемиологического заключения, в связи с этим акт о выборе земельного участка не отвечает предъявляемым требованиям, не имеется сведений об информировании населения равно как о публикации сообщения о возможном и предстоящем предоставлении спорного земельного участка для строительства.
Суд апелляционной инстанции не может принять во внимание довод апелляционной жалобы о том, что отсутствие нарушения прав ВОООО "Всероссийское общество автомобилистов" оспариваемым постановлением N 824 от 17.05.2005 г. установлено определением арбитражного суда Волгоградской области от 11 - 17.10.2007 г. по делу N А12-18908/2006-С25 и постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2007 г. по этому же делу. Предметом рассмотрения дела N А12-18908/2006-С25 не являлось оспаривание постановления администрации Волгограда N 824 от 17.05.2005 г. "О предварительном согласовании места размещения выставочно-торгового центра по продаже автомобилей обществу с ограниченной ответственностью "Авто-Волга-Раст", соответственно суд не рассматривал вопрос о законности принятия данного ненормативного правового акта. Кроме того, ООО "Авто-Волга-Раст" не являлось лицом, участвующим в деле N А12-18908/2006-С25, а потому довод апелляционной жалобы о преюдициальности вышеуказанных судебных актов является несостоятельным.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.96 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица.
В соответствии с пунктом 1 статьи 61 Земельного кодекса Российской Федерации ненормативный акт органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.
Суд апелляционной инстанции считает установленными факты несоответствия оспариваемого постановления администрации Волгограда от 17 мая 2005 года N 824 "О предварительном согласовании места размещения выставочно-торгового центра по продаже автомобилей ООО "Авто-Волга-Раст" и нарушения им прав неопределенного круга лиц, в том числе ВОООО "Всероссийское общество автомобилистов", что является основанием для признания данного ненормативного правового акта недействительным.
Требования ВОООО "Всероссийское общество автомобилистов" о признании незаконными действий администрации Волгограда, предпринятых для его исполнения, удовлетворения не подлежат, поскольку заявитель не указал: какие действия администрацией Волгограда были предприняты для исполнения оспариваемого постановления и в чем они выразились. В судебном заседании не установлено, что администрацией Волгограда предпринимались какие-либо действия для исполнения оспариваемого ненормативного правового акта. Напротив в судебном заседании представитель администрации Волгограда и представители ООО "Авто-Волга-Раст" пояснили, что до настоящего времени спорный земельный участок не предоставлен.
Распределяя судебные расходы, суд апелляционной инстанции руководствуется статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации:
- - судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований (часть 1);
- - судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением апелляционной, кассационной жалобы, распределяются по правилам, установленным настоящей статьей (часть 5).
Государственная пошлина при подаче апелляционной жалобы уплачена ВОООО "Всероссийское общество автомобилистов" согласно платежному поручению от 27.12.2007 г. N 6208 в размере 1000 (одна тысяча) рублей.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции относит на администрацию Волгограда.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от "19" ноября 2007 года по делу N А12-14558/07-С24 отменить и принять по делу новый судебный акт.
Признать недействительным постановление администрации Волгограда N 824 от 17 мая 2005 года "О предварительном согласовании места размещения выставочно-торгового центра по продаже автомобилей обществу с ограниченной ответственностью "Авто-Волга-Раст".
В остальной части требований - отказать.
Взыскать с администрации Волгограда в пользу Волгоградского областного отделения общественной организации "Всероссийское общество автомобилистов"расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1000 (одна тысяча) рублей.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в порядке, предусмотренном статьями 273 - 277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд Волгоградской области в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий
Т.С.БОРИСОВА
Судьи
Л.Б.АЛЕКСАНДРОВА
М.А.АКИМОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)