Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Кастерина Л.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Захарова В.Н.,
судей Аршиновой Е.В., Пантелеева В.М.,
при секретаре Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Б. о признании незаконным решения филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Саратовской области, возложении обязанности провести кадастровый учет объекта недвижимости согласно межевому плану, по апелляционной жалобе филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Саратовской области на решение Красноармейского городского суда Саратовской области от 27 декабря 2012 года, которым требования Б. удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Аршиновой Е.В., объяснения представителя Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Саратовской области (далее - ФГБУ ФКП ФСГРКиК) П., действующей на основании доверенности от <дата>, полагавшей решение подлежащим отмене, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, судебная коллегия
Б. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным решения филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Саратовской области (далее - филиал ФГБУ ФКП ФСГРКиК) от 11 декабря 2012 года <данные изъяты>, возложении обязанности провести кадастровый учет объекта недвижимости согласно межевому плану регистрационный номер <данные изъяты> от 20 ноября 2012 года.
В обоснование требований ссылается на то, что оспариваемым решением филиала ФГБУ ФКП ФСГРКиК ей отказано в осуществлении кадастрового учета объекта недвижимости на основании того, что поданные ею документы не соответствуют требованиям, установленным законом, в том числе, требованиям к подготовке межевого плана и к проекту межевания земельных участков. Б. считает отказ незаконным, поскольку в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 27 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета, если заявление о кадастровом учете или необходимые для него документы по форме или содержанию не соответствуют требованиям настоящего закона. Однако, в решении об отказе не приведено ни одной ссылки на пункты, которые, по мнению органа были нарушены. В обжалуемом решении имеется лишь ссылка на нарушение положений частей 1 и 3 статьи 13 Федерального закона N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" от 24 июля 2002 года. Действующее законодательство не содержит указаний на то, что в случае предоставления земельной доли в виде пашни, пастбищ, расположенных в разных кварталах либо одном квартале, но не являющихся смежными земельными участками, образуется один многоконтурный земельный участок. Закон "О государственном кадастре недвижимости" не содержит оснований для принятия решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета земельных участков по причине образования земельного участка путем многоконтурности его границы либо без многоконтурности. Данный закон также не содержит требований к форме и содержанию проекта межевания. Полагает, что оснований для отказа в осуществлении кадастрового учета, предусмотренных пунктом 2 части 2 статьи 27 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" не имелось.
Рассмотрев возникший спор, суд постановил указанное выше решение.
Не согласившись с решением суда, ФГБУ ФКП ФСГРКиК подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить принять новое решение об отказе в удовлетворении требований. Доводы жалобы мотивирует тем, что решение суда является незаконным и необоснованным. Считает, что судом признано незаконным решение не юридического лица, а его филиала, однако юридическое лицо к участию в деле не привлекалось и надлежащим образом не извещалось. В соответствии с положениями статьи 13 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли (долей), если это не противоречит требованиям к образованию земельных участков, установленным Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. В соответствии с пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, и другим препятствующим региональному использованию и охране земель недостаткам. Проект межевания земельного участка готовится кадастровым инженером при отсутствии решения собрания дольщиков в отношении образуемого земельного участка, а проект межевания земельных участков готовится в случае, если собранием дольщиков утвержден проект межевания земельных участков всего исходного земельного участка. В силу того, что земельная доля может включать в себя земли пашни, сенокосов, пастбищ, то есть участки земли, которые в силу природного происхождения не могут быть смежными, необходимо подготовить межевой план на образование многоконтурного земельного участка, состоящего из трех контуров (пашня, пастбище, сенокос).
В судебном заседании представитель ФГБУ ФКП ФСГРКиК - П. поддержала доводы апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям.
Иные лица, участвующие в деле, их представители, извещенные о времени и месте рассмотрения дела по апелляционной жалобе, не явились, о причинах неявки не сообщили, не просили об отложении разбирательства дела.
В соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Согласно части 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В силу статьи 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения, действия (бездействия), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод или на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Исходя из положений части 1 статьи 249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственного и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Аналогичное указание содержится в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих".
Согласно пункту 28 приведенного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, исходя из положений статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
На основании Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 13 сентября 2011 года N 473 "О реорганизации Федеральных бюджетных учреждений "Кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации" Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Саратовской области реорганизовано в форме присоединения к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" с сохранением основных целей деятельности.
В соответствии с пунктами 1 и 4 положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2009 года N 457 Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии, навигационного обеспечения транспортного комплекса (кроме вопросов аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации), а также функции по государственной кадастровой оценке, осуществлению федерального государственного надзора в области геодезии и картографии, государственного земельного надзора, надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет функции по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации.
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности регулирует Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости" от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается доказательствами, содержащимися в материалах дела, согласно свидетельству на право собственности на землю (регистрационная запись N от 25 ноября 1994 года) Б. принадлежит право общей долевой собственности на землю по адресу: <адрес>, <адрес>. На основании межевого плана образовано 3 земельных участка, путем выдела в счет доли в праве общей долевой собственности.
Б. обратилась в филиал ФГБУ ФКП ФСГРКиК с заявлением о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости и выдаче кадастрового паспорта, предоставив межевой план, подготовленный в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием путем выдела доли в праве общей собственности на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> трех земельных участков, расположенных по адресу: <адрес> пашни - примерно в 1400 м по направлению на юго-запад от ориентира железнодорожный переезд <данные изъяты> расположенного за пределами участка; пастбища - 5-й гуртовой участок общей площадью 250 га бывшего <данные изъяты>".
Решением межрайонного отдела N 17 филиала ФГБУ ФКП ФСГРКиК от 11 декабря 2012 года Б. отказано в осуществлении кадастрового учета объекта недвижимости на основании пункта 2 части 2 статьи 27 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", в связи с несоответствием представленных Б. документов положениям Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и Требованиям к подготовке межевого плана, в том числе особенностям подготовки межевого плана в отношении земельных участков, указанных в части 10 статьи 25 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", утвержденным приказом Министерством экономического развития Российской Федерации от 24 ноября 2008 года N 412 (далее - Требования).
Причиной отказа явилось то, что в соответствии с пунктом 5 статьи 13 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и пунктом 5 Требований, частью 10 статьи 38 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" размер земельного участка, выделяемого в счет земельной доли, определяется на основании данных, указанных в документах, удостоверяющих право на земельную долю. Представленный межевой план изготовлен с нарушениями положений приведенных нормативных документов, так как изготовлен на образование 3-х земельных участков в счет выдела части земельной доли, площадь каждого из которых не соответствует площади, указанной в правоустанавливающих документах.
В графе "5" таблицы реквизита "1" раздела "Сведения об образуемых земельных участках и их частях" проекта межевания приводятся сведения о формах собственности в отношении образуемых земельных участков (частная, муниципальная и т.д.). Если в отношении образуемого земельного участка возникает право общей долевой собственности, дополнительно указывается размер доли в праве простой правильной дроби, нарушен пункт 36 Требований.
Иные основания, по которым Б. отказано в кадастровом учете, в оспариваемом решении не указаны.
Для устранения причин отказа Б. предложено, в том числе, подготовить межевой план на образование земельного участка (возможно многоконтурного), площадью, указанной в документах основаниях, в которых указан размер земельного участка, выделяемого в счет земельной доли (долей); в графе 5 таблицы реквизита "1" раздела "Сведения об образуемых земельных участках и их частях" проекта межевания привести сведения о формах собственности в отношении образуемого земельного участка, в данном случае - частная. При подготовке межевого плана рекомендуется руководствоваться Требованиями к подготовке межевого плана в отношении земельных участков, указанных в части 10 статьи 25 Федерального закона от 24 июля 2007 года "О государственном кадастре недвижимости".
Положениями части 1 статьи 24 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрена возможность постановки на кадастровый учет нескольких одновременно образованных объектов недвижимости на основании одного заявления о кадастровом учете.
В соответствии с пунктом 3 Требований к подготовке межевого плана, представляемого для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет, утвержденных Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 24 ноября 2008 года N 412, в межевой план включаются сведения обо всех земельных участках, образуемых при выделе из земельных участков.
Учитывая вышеуказанные нормы, суд обоснованно посчитал несостоятельным требование филиала ФГБУ ФКП ФСГРКиК об обязательном образовании одного многоконтурного земельного участка со ссылкой на пункт 1 статьи 13 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", который не содержит такое положение.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" участник долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли, если это не противоречит требованиям к образованию земельных участков, установленным Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
В силу частей 1 и 2 статьи 11.5 Земельного кодекса Российской Федерации выдел земельного участка осуществляется в случае выдела доли или долей из земельного участка, находящегося в долевой собственности. При выделе земельного участка образуются один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, из которого осуществлен выдел, сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок).
При выделе земельного участка у участника долевой собственности, по заявлению которого осуществляется выдел земельного участка, возникает право собственности на образуемый земельный участок и указанный участник долевой собственности утрачивает право долевой собственности на измененный земельный участок. Другие участники долевой собственности сохраняют право долевой собственности на измененный земельный участок с учетом изменившегося размера их долей в праве долевой собственности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельный участок образуется путем выдела в счет земельной доли или земельных долей на основании решения общего собрания участников долевой собственности или путем выдела земельного участка в порядке, установленном пунктами 4 - 6 настоящей статьи.
Из пунктов 4, 6 приведенной статьи следует, что если указанное в пункте 3 настоящей статьи решение общего собрания участников долевой собственности отсутствует, собственник земельной доли или земельных долей для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей заключает договор с кадастровым инженером, который подготавливает проект межевания земельного участка для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей.
Размер и местоположение границ земельного участка, выделяемого в счет земельной доли или земельных долей, должны быть согласованы кадастровым инженером в порядке, установленном статьей 13.1 настоящего Федерального закона.
Пункт 5 статьи 13 названного Федерального закона предусматривает, что размер земельного участка, выделяемого в счет земельной доли или земельных долей, определяется на основании данных, указанных в документах, удостоверяющих право на эту земельную долю или эти земельные доли. При этом площадь выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка может быть больше или меньше площади, указанной в документах, удостоверяющих право на земельную долю или земельные доли, если увеличение или уменьшение площади выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка осуществляется с учетом состояния и свойств почвы выделяемого земельного участка и земельного участка, из которого он образуется.
Согласно пункту 9 статьи 13.1 настоящего Федерального закона проект межевания земельного участка, утверждаемый решением собственника земельной доли или земельных долей, подлежит обязательному согласованию с участниками долевой собственности. Предметом согласования являются размер и местоположение границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка.
Таким образом, является правильным вывод суда первой инстанции о необоснованности довода филиала ФГБУ ФКП ФСГРКиК со ссылкой на пункт 3 статьи 13 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" о том, что размер земельного участка, выделяемого в счет земельной доли определяется на основании данных, указанных в документах, удостоверяющих право на земельную долю, поскольку на основании представленных доказательств установлено, что положения статьей 13, 13.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" при образовании земельных участков были соблюдены.
В силу статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии со статьей 6 Земельного кодекса Российской Федерации объектами земельных отношений являются земельные участки.
Согласно статье 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с Федеральными законами.
Следовательно, для признания земельного участка объектом земельных отношении необходимо, чтобы он был индивидуализирован, должны быть определены его размер, границы и местоположение.
Является верным вывод суда о несостоятельности ссылки в решении об отказе на нарушение требований по заполнению графы "5" таблицы "1" раздела "Сведения об образуемых земельных участках и их частях, поскольку Федеральный закон от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" не содержит требований к форме и содержанию проекта межевания.
Согласно разъяснениям Росреестра, основания для отказа, предусмотренные статьей 27 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" должны носить характер, не позволяющий в принципе осуществить государственный кадастровый учет объекта недвижимости, такие основания должны быть установлены исключительно законом (письмо Росреестра от 29 января 2010 года N 14-601-ВК, от 21 октября 2009 года N 14-8394-ВК, от 02 октября 2009 года N 14-7828-ВК, Письмо Роснедвижимости от 30 мая 2008 года N ВК/2370).
Согласно пункту 2 части статьи 27 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона.
Межевой план является одним из документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета.
В силу части 12 статьи 38 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" форма межевого плана и требования к его подготовке установлены Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 24 ноября 2008 года N 412 "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков".
Согласно пунктам 2, 3, 4 вышеназванного Приказа межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
В межевой план включаются сведения о:
- 1) земельных участках, образуемых при разделе, объединении, перераспределении земельных участков (преобразуемые (исходные) земельные участки) или выделе из земельных участков;
- 2) земельных участках, образуемых из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности;
- 3) земельных участках, из которых в результате выдела в счет доли (долей) в праве общей собственности образованы новые земельные участки, а также земельных участках, которые в соответствии с Земельным кодексом РФ и другими федеральными законами после раздела сохраняются в измененных границах, и ранее учтенных (до 01 марта 2008 года) земельных участках, представляющих собой единое землепользование (измененные земельные участки);
- 4) земельных участках, в отношении которых осуществляются кадастровые работы по уточнению сведений государственного кадастра недвижимости (далее - ГКН) о местоположении границ и (или) площади (уточняемые земельные участки).
Межевой план состоит из текстовой и графической частей, которые делятся на разделы, обязательные для включения в состав межевого плана, и разделы, включение которых в состав межевого плана зависит от вида кадастровых работ. При этом в состав текстовой части межевого плана обязательно входят титульный лист и содержание.
Требованиями о подготовке межевого плана не предусмотрено, что в случае выдела участником долевой собственности земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в счет своей доли (долей) должен быть подготовлен межевой план многоконтурного земельного участка.
Особенности подготовки документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета многоконтурных земельных участков, и осуществления такого учета указаны в Письме Министерства экономического развития Российской Федерации от 22 декабря 2009 года N 22409-ИМ/Д23.
Из данного письма и положений пункта 10 статья 25 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" следует, что межевой план многоконтурного земельного участка необходим для осуществления кадастрового учета отдельных типов сооружений (линейных и тому подобных) и земельных участков, на которых расположены такие сооружения, учета частей этих земельных участков, ограничений, возникших в результате расположения таких сооружений на этих земельных участках.
Положениями пунктов 1, 2, 3 статья 11.5 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что выдел земельного участка осуществляется в случае выдела доли или долей из земельного участка, находящегося в долевой собственности. При выделе земельного участка образуются один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, из которого осуществлен выдел, сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок). При выделе земельного участка у участника долевой собственности, по заявлению которого осуществляется выдел земельного участка, возникает право собственности на образуемый земельный участок и указанный участник долевой собственности утрачивает право долевой собственности на измененный земельный участок. Другие участники долевой собственности сохраняют право долевой собственности на измененный земельный участок с учетом изменившегося размера их долей в праве долевой собственности. Особенности выдела земельного участка в счет земельных долей устанавливаются Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
В части 1 статьи 24 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" установлена возможность постановки на кадастровый учет нескольких одновременно образованных объектов недвижимости на основании одного заявления о кадастровом учете.
Из Письма Роснедвижимости от 29 апреля 2008 года N ВК/1991 следует, что при реализации участником долевой собственности права на выделение в натуре земельного участка в счет своей земельной доли может быть сформировано несколько земельных участков, сумма площадей которых должна соответствовать величине, указанной в документах, удостоверяющих право на земельную долю. Для осуществления государственного кадастрового учета земельных участков, образованных в результате выдела доли в натуре, представляется одно заявление о постановке на учет выделяемых земельных участков и одно описание земельных участков, содержащее сведения обо всех выделяемых земельных участках. На каждый выделяемый в счет земельной доли земельный участок оформляется кадастровый паспорт.
Довод жалобы о том, что выделение не одного, а нескольких земельных участков в счет одной доли приведет к нерациональному использованию измененного (исходного) земельного участка, приведет к изломанности его границ, чересполосице, занятию сельскохозяйственных угодий подъездными путями к вновь образуемым земельным участкам, расположенным на значительном расстоянии друг от друга, не может быть принят во внимание, поскольку указанное обстоятельство не указано в качестве основания для принятия оспариваемого решения.
С учетом изложенного, является правильным вывод суда первой инстанции о незаконности решения филиала ФГБУ ФКП ФСГРКиК от 11 декабря 2012 года.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.
Судебная коллегия не принимает во внимание довод жалобы о нарушении судом норм процессуального права, выразившихся в непривлечении ФГБУ ФКП ФСГРКиК к участию в деле, поскольку из материалов дела следует, что Б. в своем исковом заявлении указала в качестве ответчика ФГБУ ФКП ФСГРКиК. Представитель ФГБУ ФКП ФСГРКиК П. (доверенность от <дата>, л.д. 88) представляла свои возражения на заявление.
В силу пункта 29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных муниципальных служащих" могут быть признаны незаконными решения, действия (бездействия), принятые или совершенные структурным подразделением этого органа, не являющимся юридическим лицом.
Иные доводы апелляционной жалобы сводятся к иной оценке доказательств и иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылалось ФГБУ ФКП ФСГРКиК в суде первой инстанции в обоснование своих возражений, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных доказательств в их совокупности.
Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
решение Красноармейского городского суда Саратовской области от 27 декабря 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САРАТОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 28.02.2013 ПО ДЕЛУ N 33-1224
Разделы:Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 февраля 2013 г. по делу N 33-1224
Судья Кастерина Л.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Захарова В.Н.,
судей Аршиновой Е.В., Пантелеева В.М.,
при секретаре Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Б. о признании незаконным решения филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Саратовской области, возложении обязанности провести кадастровый учет объекта недвижимости согласно межевому плану, по апелляционной жалобе филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Саратовской области на решение Красноармейского городского суда Саратовской области от 27 декабря 2012 года, которым требования Б. удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Аршиновой Е.В., объяснения представителя Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Саратовской области (далее - ФГБУ ФКП ФСГРКиК) П., действующей на основании доверенности от <дата>, полагавшей решение подлежащим отмене, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, судебная коллегия
установила:
Б. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным решения филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Саратовской области (далее - филиал ФГБУ ФКП ФСГРКиК) от 11 декабря 2012 года <данные изъяты>, возложении обязанности провести кадастровый учет объекта недвижимости согласно межевому плану регистрационный номер <данные изъяты> от 20 ноября 2012 года.
В обоснование требований ссылается на то, что оспариваемым решением филиала ФГБУ ФКП ФСГРКиК ей отказано в осуществлении кадастрового учета объекта недвижимости на основании того, что поданные ею документы не соответствуют требованиям, установленным законом, в том числе, требованиям к подготовке межевого плана и к проекту межевания земельных участков. Б. считает отказ незаконным, поскольку в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 27 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета, если заявление о кадастровом учете или необходимые для него документы по форме или содержанию не соответствуют требованиям настоящего закона. Однако, в решении об отказе не приведено ни одной ссылки на пункты, которые, по мнению органа были нарушены. В обжалуемом решении имеется лишь ссылка на нарушение положений частей 1 и 3 статьи 13 Федерального закона N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" от 24 июля 2002 года. Действующее законодательство не содержит указаний на то, что в случае предоставления земельной доли в виде пашни, пастбищ, расположенных в разных кварталах либо одном квартале, но не являющихся смежными земельными участками, образуется один многоконтурный земельный участок. Закон "О государственном кадастре недвижимости" не содержит оснований для принятия решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета земельных участков по причине образования земельного участка путем многоконтурности его границы либо без многоконтурности. Данный закон также не содержит требований к форме и содержанию проекта межевания. Полагает, что оснований для отказа в осуществлении кадастрового учета, предусмотренных пунктом 2 части 2 статьи 27 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" не имелось.
Рассмотрев возникший спор, суд постановил указанное выше решение.
Не согласившись с решением суда, ФГБУ ФКП ФСГРКиК подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить принять новое решение об отказе в удовлетворении требований. Доводы жалобы мотивирует тем, что решение суда является незаконным и необоснованным. Считает, что судом признано незаконным решение не юридического лица, а его филиала, однако юридическое лицо к участию в деле не привлекалось и надлежащим образом не извещалось. В соответствии с положениями статьи 13 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли (долей), если это не противоречит требованиям к образованию земельных участков, установленным Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. В соответствии с пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, и другим препятствующим региональному использованию и охране земель недостаткам. Проект межевания земельного участка готовится кадастровым инженером при отсутствии решения собрания дольщиков в отношении образуемого земельного участка, а проект межевания земельных участков готовится в случае, если собранием дольщиков утвержден проект межевания земельных участков всего исходного земельного участка. В силу того, что земельная доля может включать в себя земли пашни, сенокосов, пастбищ, то есть участки земли, которые в силу природного происхождения не могут быть смежными, необходимо подготовить межевой план на образование многоконтурного земельного участка, состоящего из трех контуров (пашня, пастбище, сенокос).
В судебном заседании представитель ФГБУ ФКП ФСГРКиК - П. поддержала доводы апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям.
Иные лица, участвующие в деле, их представители, извещенные о времени и месте рассмотрения дела по апелляционной жалобе, не явились, о причинах неявки не сообщили, не просили об отложении разбирательства дела.
В соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Согласно части 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В силу статьи 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения, действия (бездействия), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод или на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Исходя из положений части 1 статьи 249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственного и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Аналогичное указание содержится в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих".
Согласно пункту 28 приведенного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, исходя из положений статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
На основании Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 13 сентября 2011 года N 473 "О реорганизации Федеральных бюджетных учреждений "Кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации" Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Саратовской области реорганизовано в форме присоединения к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" с сохранением основных целей деятельности.
В соответствии с пунктами 1 и 4 положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2009 года N 457 Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии, навигационного обеспечения транспортного комплекса (кроме вопросов аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации), а также функции по государственной кадастровой оценке, осуществлению федерального государственного надзора в области геодезии и картографии, государственного земельного надзора, надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет функции по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации.
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности регулирует Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости" от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается доказательствами, содержащимися в материалах дела, согласно свидетельству на право собственности на землю (регистрационная запись N от 25 ноября 1994 года) Б. принадлежит право общей долевой собственности на землю по адресу: <адрес>, <адрес>. На основании межевого плана образовано 3 земельных участка, путем выдела в счет доли в праве общей долевой собственности.
Б. обратилась в филиал ФГБУ ФКП ФСГРКиК с заявлением о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости и выдаче кадастрового паспорта, предоставив межевой план, подготовленный в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием путем выдела доли в праве общей собственности на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> трех земельных участков, расположенных по адресу: <адрес> пашни - примерно в 1400 м по направлению на юго-запад от ориентира железнодорожный переезд <данные изъяты> расположенного за пределами участка; пастбища - 5-й гуртовой участок общей площадью 250 га бывшего <данные изъяты>".
Решением межрайонного отдела N 17 филиала ФГБУ ФКП ФСГРКиК от 11 декабря 2012 года Б. отказано в осуществлении кадастрового учета объекта недвижимости на основании пункта 2 части 2 статьи 27 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", в связи с несоответствием представленных Б. документов положениям Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и Требованиям к подготовке межевого плана, в том числе особенностям подготовки межевого плана в отношении земельных участков, указанных в части 10 статьи 25 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", утвержденным приказом Министерством экономического развития Российской Федерации от 24 ноября 2008 года N 412 (далее - Требования).
Причиной отказа явилось то, что в соответствии с пунктом 5 статьи 13 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и пунктом 5 Требований, частью 10 статьи 38 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" размер земельного участка, выделяемого в счет земельной доли, определяется на основании данных, указанных в документах, удостоверяющих право на земельную долю. Представленный межевой план изготовлен с нарушениями положений приведенных нормативных документов, так как изготовлен на образование 3-х земельных участков в счет выдела части земельной доли, площадь каждого из которых не соответствует площади, указанной в правоустанавливающих документах.
В графе "5" таблицы реквизита "1" раздела "Сведения об образуемых земельных участках и их частях" проекта межевания приводятся сведения о формах собственности в отношении образуемых земельных участков (частная, муниципальная и т.д.). Если в отношении образуемого земельного участка возникает право общей долевой собственности, дополнительно указывается размер доли в праве простой правильной дроби, нарушен пункт 36 Требований.
Иные основания, по которым Б. отказано в кадастровом учете, в оспариваемом решении не указаны.
Для устранения причин отказа Б. предложено, в том числе, подготовить межевой план на образование земельного участка (возможно многоконтурного), площадью, указанной в документах основаниях, в которых указан размер земельного участка, выделяемого в счет земельной доли (долей); в графе 5 таблицы реквизита "1" раздела "Сведения об образуемых земельных участках и их частях" проекта межевания привести сведения о формах собственности в отношении образуемого земельного участка, в данном случае - частная. При подготовке межевого плана рекомендуется руководствоваться Требованиями к подготовке межевого плана в отношении земельных участков, указанных в части 10 статьи 25 Федерального закона от 24 июля 2007 года "О государственном кадастре недвижимости".
Положениями части 1 статьи 24 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрена возможность постановки на кадастровый учет нескольких одновременно образованных объектов недвижимости на основании одного заявления о кадастровом учете.
В соответствии с пунктом 3 Требований к подготовке межевого плана, представляемого для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет, утвержденных Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 24 ноября 2008 года N 412, в межевой план включаются сведения обо всех земельных участках, образуемых при выделе из земельных участков.
Учитывая вышеуказанные нормы, суд обоснованно посчитал несостоятельным требование филиала ФГБУ ФКП ФСГРКиК об обязательном образовании одного многоконтурного земельного участка со ссылкой на пункт 1 статьи 13 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", который не содержит такое положение.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" участник долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли, если это не противоречит требованиям к образованию земельных участков, установленным Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
В силу частей 1 и 2 статьи 11.5 Земельного кодекса Российской Федерации выдел земельного участка осуществляется в случае выдела доли или долей из земельного участка, находящегося в долевой собственности. При выделе земельного участка образуются один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, из которого осуществлен выдел, сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок).
При выделе земельного участка у участника долевой собственности, по заявлению которого осуществляется выдел земельного участка, возникает право собственности на образуемый земельный участок и указанный участник долевой собственности утрачивает право долевой собственности на измененный земельный участок. Другие участники долевой собственности сохраняют право долевой собственности на измененный земельный участок с учетом изменившегося размера их долей в праве долевой собственности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельный участок образуется путем выдела в счет земельной доли или земельных долей на основании решения общего собрания участников долевой собственности или путем выдела земельного участка в порядке, установленном пунктами 4 - 6 настоящей статьи.
Из пунктов 4, 6 приведенной статьи следует, что если указанное в пункте 3 настоящей статьи решение общего собрания участников долевой собственности отсутствует, собственник земельной доли или земельных долей для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей заключает договор с кадастровым инженером, который подготавливает проект межевания земельного участка для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей.
Размер и местоположение границ земельного участка, выделяемого в счет земельной доли или земельных долей, должны быть согласованы кадастровым инженером в порядке, установленном статьей 13.1 настоящего Федерального закона.
Пункт 5 статьи 13 названного Федерального закона предусматривает, что размер земельного участка, выделяемого в счет земельной доли или земельных долей, определяется на основании данных, указанных в документах, удостоверяющих право на эту земельную долю или эти земельные доли. При этом площадь выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка может быть больше или меньше площади, указанной в документах, удостоверяющих право на земельную долю или земельные доли, если увеличение или уменьшение площади выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка осуществляется с учетом состояния и свойств почвы выделяемого земельного участка и земельного участка, из которого он образуется.
Согласно пункту 9 статьи 13.1 настоящего Федерального закона проект межевания земельного участка, утверждаемый решением собственника земельной доли или земельных долей, подлежит обязательному согласованию с участниками долевой собственности. Предметом согласования являются размер и местоположение границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка.
Таким образом, является правильным вывод суда первой инстанции о необоснованности довода филиала ФГБУ ФКП ФСГРКиК со ссылкой на пункт 3 статьи 13 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" о том, что размер земельного участка, выделяемого в счет земельной доли определяется на основании данных, указанных в документах, удостоверяющих право на земельную долю, поскольку на основании представленных доказательств установлено, что положения статьей 13, 13.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" при образовании земельных участков были соблюдены.
В силу статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии со статьей 6 Земельного кодекса Российской Федерации объектами земельных отношений являются земельные участки.
Согласно статье 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с Федеральными законами.
Следовательно, для признания земельного участка объектом земельных отношении необходимо, чтобы он был индивидуализирован, должны быть определены его размер, границы и местоположение.
Является верным вывод суда о несостоятельности ссылки в решении об отказе на нарушение требований по заполнению графы "5" таблицы "1" раздела "Сведения об образуемых земельных участках и их частях, поскольку Федеральный закон от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" не содержит требований к форме и содержанию проекта межевания.
Согласно разъяснениям Росреестра, основания для отказа, предусмотренные статьей 27 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" должны носить характер, не позволяющий в принципе осуществить государственный кадастровый учет объекта недвижимости, такие основания должны быть установлены исключительно законом (письмо Росреестра от 29 января 2010 года N 14-601-ВК, от 21 октября 2009 года N 14-8394-ВК, от 02 октября 2009 года N 14-7828-ВК, Письмо Роснедвижимости от 30 мая 2008 года N ВК/2370).
Согласно пункту 2 части статьи 27 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона.
Межевой план является одним из документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета.
В силу части 12 статьи 38 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" форма межевого плана и требования к его подготовке установлены Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 24 ноября 2008 года N 412 "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков".
Согласно пунктам 2, 3, 4 вышеназванного Приказа межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
В межевой план включаются сведения о:
- 1) земельных участках, образуемых при разделе, объединении, перераспределении земельных участков (преобразуемые (исходные) земельные участки) или выделе из земельных участков;
- 2) земельных участках, образуемых из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности;
- 3) земельных участках, из которых в результате выдела в счет доли (долей) в праве общей собственности образованы новые земельные участки, а также земельных участках, которые в соответствии с Земельным кодексом РФ и другими федеральными законами после раздела сохраняются в измененных границах, и ранее учтенных (до 01 марта 2008 года) земельных участках, представляющих собой единое землепользование (измененные земельные участки);
- 4) земельных участках, в отношении которых осуществляются кадастровые работы по уточнению сведений государственного кадастра недвижимости (далее - ГКН) о местоположении границ и (или) площади (уточняемые земельные участки).
Межевой план состоит из текстовой и графической частей, которые делятся на разделы, обязательные для включения в состав межевого плана, и разделы, включение которых в состав межевого плана зависит от вида кадастровых работ. При этом в состав текстовой части межевого плана обязательно входят титульный лист и содержание.
Требованиями о подготовке межевого плана не предусмотрено, что в случае выдела участником долевой собственности земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в счет своей доли (долей) должен быть подготовлен межевой план многоконтурного земельного участка.
Особенности подготовки документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета многоконтурных земельных участков, и осуществления такого учета указаны в Письме Министерства экономического развития Российской Федерации от 22 декабря 2009 года N 22409-ИМ/Д23.
Из данного письма и положений пункта 10 статья 25 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" следует, что межевой план многоконтурного земельного участка необходим для осуществления кадастрового учета отдельных типов сооружений (линейных и тому подобных) и земельных участков, на которых расположены такие сооружения, учета частей этих земельных участков, ограничений, возникших в результате расположения таких сооружений на этих земельных участках.
Положениями пунктов 1, 2, 3 статья 11.5 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что выдел земельного участка осуществляется в случае выдела доли или долей из земельного участка, находящегося в долевой собственности. При выделе земельного участка образуются один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, из которого осуществлен выдел, сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок). При выделе земельного участка у участника долевой собственности, по заявлению которого осуществляется выдел земельного участка, возникает право собственности на образуемый земельный участок и указанный участник долевой собственности утрачивает право долевой собственности на измененный земельный участок. Другие участники долевой собственности сохраняют право долевой собственности на измененный земельный участок с учетом изменившегося размера их долей в праве долевой собственности. Особенности выдела земельного участка в счет земельных долей устанавливаются Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
В части 1 статьи 24 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" установлена возможность постановки на кадастровый учет нескольких одновременно образованных объектов недвижимости на основании одного заявления о кадастровом учете.
Из Письма Роснедвижимости от 29 апреля 2008 года N ВК/1991 следует, что при реализации участником долевой собственности права на выделение в натуре земельного участка в счет своей земельной доли может быть сформировано несколько земельных участков, сумма площадей которых должна соответствовать величине, указанной в документах, удостоверяющих право на земельную долю. Для осуществления государственного кадастрового учета земельных участков, образованных в результате выдела доли в натуре, представляется одно заявление о постановке на учет выделяемых земельных участков и одно описание земельных участков, содержащее сведения обо всех выделяемых земельных участках. На каждый выделяемый в счет земельной доли земельный участок оформляется кадастровый паспорт.
Довод жалобы о том, что выделение не одного, а нескольких земельных участков в счет одной доли приведет к нерациональному использованию измененного (исходного) земельного участка, приведет к изломанности его границ, чересполосице, занятию сельскохозяйственных угодий подъездными путями к вновь образуемым земельным участкам, расположенным на значительном расстоянии друг от друга, не может быть принят во внимание, поскольку указанное обстоятельство не указано в качестве основания для принятия оспариваемого решения.
С учетом изложенного, является правильным вывод суда первой инстанции о незаконности решения филиала ФГБУ ФКП ФСГРКиК от 11 декабря 2012 года.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.
Судебная коллегия не принимает во внимание довод жалобы о нарушении судом норм процессуального права, выразившихся в непривлечении ФГБУ ФКП ФСГРКиК к участию в деле, поскольку из материалов дела следует, что Б. в своем исковом заявлении указала в качестве ответчика ФГБУ ФКП ФСГРКиК. Представитель ФГБУ ФКП ФСГРКиК П. (доверенность от <дата>, л.д. 88) представляла свои возражения на заявление.
В силу пункта 29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных муниципальных служащих" могут быть признаны незаконными решения, действия (бездействия), принятые или совершенные структурным подразделением этого органа, не являющимся юридическим лицом.
Иные доводы апелляционной жалобы сводятся к иной оценке доказательств и иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылалось ФГБУ ФКП ФСГРКиК в суде первой инстанции в обоснование своих возражений, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных доказательств в их совокупности.
Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Красноармейского городского суда Саратовской области от 27 декабря 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)