Судебные решения, арбитраж
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 23 января 2013 года
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Н.В. Орловой
судей Л.В. Бушмелевой
В.В. Тихомирова
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тюменской области на решение от 21.06.2012 Арбитражного суда Тюменской области (судья Минеев О.А.) и постановление от 28.09.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Лотов А.Н., Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А.) по делу N А70-1245/2012 по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тюменской области (625000, г. Тюмень, ул. Водопроводная, 38, ИНН 7202198042, ОГРН 1097232017574) к администрации Тюменского муниципального района (625049, г. Тюмень, ул. Московский тракт, 115, ИНН 7204095797, ОГРН 1067203000281) о признании недействительным распоряжения администрации Тюменского муниципального района "О предоставлении земельного участка в собственность за плату Карчагиной Наталье Александровне под жилой дом, расположенный по адресу: Тюменская область, Тюменский район, д. Железный Перебор, ул. Сосновая, дом 26" от 03.08.2009 N 4600-ро.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, участвующие в деле: Департамент лесного комплекса Тюменской области, Карчагина Наталья Александровна.
В заседании приняли участие представители:
- от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тюменской области - Лысова Т.В., по доверенности от 26.11.2012 N 10;
- от администрации Тюменского муниципального района - Малыгина Л.Н., по доверенности от 03.04.2012 N 19;
- от Карчагиной Натальи Александровны - Хижняк А.В., по доверенности от 13.03.2012, нотариально удостоверена за N 2-1410.
Суд
установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области (далее - управление, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к администрации Тюменского муниципального района (далее - администрация) о признании недействительным распоряжения администрации "О предоставлении земельного участка в собственность за плату Карчагиной Наталье Александровне под индивидуальный жилой дом, расположенный по адресу: Тюменская область, Тюменский район, д. Железный Перебор, ул. Сосновая, д. 26" от 03.08.2009 N 4600-ро.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участвую в деле привлечены Департамент лесного комплекса Тюменской области (далее - департамент) и Карчагина Наталья Александровна (далее - Карчагина Н.А.).
Решением от 21.06.2012 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 28.09.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении требований управлению отказано.
В кассационной жалобе управление просит принятые судебные акты отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы указывает, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам; нарушены нормы материального и процессуального права; таксационным описанием лесного участка подтверждается факт наложения земельного участка, предоставленного Карчагиной Н.А. на земельный участок, принадлежащий Российской Федерации; отсутствие данных государственного кадастрового учета не может свидетельствовать об отсутствии установленных границ лесного участка.
В отзыве на кассационную жалобу администрация просит принятые судебные акты оставить в силе, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои доводы.
Представитель третьего лица Карчагиной с доводами жалобы не согласен, просит оставить ее без удовлетворения.
Суд кассационной инстанции, в соответствии с требованиями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) проверив доводы кассационной жалобы, правильность применения арбитражными судами норм материального и процессуального права, считает, что оснований для отмены судебных актов не имеется.
Из материалов дела следует, что постановлением администрации Нижнепышминского сельсовета Тюменского района Тюменской области от 02.08.2007 N 95 утверждены границы земельного участка из земель населенных пунктов для ведения личного подсобного хозяйства Карчагиной Н.А. по адресу: Тюменская область, Тюменский район, д. Железный перебор, ул. Сосновая, участок N 10.
По заявлению Карчагиной Н.А. общество с ограниченной ответственностью "Ремстройсервис" провело землеустроительные работы по установлению границ земельного участка на местности по адресу: Тюменская область, Тюменский район, д. Железный перебор, ул. Сосновая, д. 10.
На основании распоряжения администрации от 17.01.2008 N 27ро Карчагиной Н.А. предоставлен в аренду сроком на три года земельный участок с кадастровым номером 72:17:16 03 001:0204 общей площадью 5575 кв. м (далее - земельный участок) для ведения личного подсобного хозяйства из земель населенных пунктов.
17 января 2008 года между администрацией и Карчагиной Н.А. заключен договор аренды земельного участка N 17-16/12.
08 декабря 2008 года за Карчагиной Н.А. зарегистрировано право собственности на индивидуальный жилой дом назначение - жилое, по адресу: Тюменская область, Тюменский район, д. Железный Перебор, ул. Сосновая, д. 26, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 72 НЛ 191669.
На основании распоряжения администрации от 03.08.5009 N 4600-ро Карчагиной Н.А. в собственность за плату предоставлен земельный участок под жилой дом, расположенный по адресу: Тюменская область, Тюменский район, д. Железный Перебор, ул. Сосновая, д. 26,
09 ноября 2009 года между администрацией и Карчагиной Н.А. заключен договор купли-продажи земельного участка N 17-16/995К, на основании которого зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером 72:17:1603001:204.
Управление, обращаясь в арбитражный суд с настоящими требованиями указало, что по результатам проверки прокуратуры Тюменской области и сопоставления полученной от уполномоченных государственных органов информации, департаментом выявлено нарушение права собственности Российской Федерации на лесные участки в д. Железный Перебор, а именно: Тюменское лесничество, Богандинское участковое лесничество, квартал 8 выдел 4, принадлежащий на праве собственности Российской Федерации на основании свидетельства о государственной регистрации права 72 НЛ 531975 от 23.04.2010.
Отказывая в удовлетворении требований, арбитражные суды исходили из того, что управлением не представлено достаточных доказательств, свидетельствующих о включении части земельного участка общего пользования в земли лесного фонда, предоставленного оспариваемым распоряжением администрации, граница и площадь которого определены в установленном законодательством порядке.
Суд кассационной инстанции, отклоняя доводы жалобы и поддерживая выводы арбитражных судов, исходит из следующего.
Согласно пункту 2 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; договорах, предметом которых являются земельные участки; государственном кадастре недвижимости; документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Статьями 5, 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) предусмотрено, что сведения о земельном участке, как об объекте недвижимости, в том числе описание местоположения его границ, сведения о лесах, водных объектах, иных природных объектах, расположенных в его границах, а также категория земель, к которой он отнесен, его разрешенное использование, содержатся в государственном кадастре недвижимости.
В силу пунктов 2, 8 части 1 статьи 22 Закона N 221-ФЗ, кадастровый учет объекта недвижимости осуществляется при предоставлении межевого плана (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копии документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 Закона N 221-ФЗ местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию, и межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ), копии документа, подтверждающего принадлежность земельного участка к определенной категории земель (при кадастровом учете в связи с изменением указанных в пункте 13 части 2 статьи 7 Закона N 221-ФЗ сведений о земельном участке).
Таким образом, надлежащим доказательством отнесения земельного участка к той или иной категории, вида его разрешенного использования и описания его границ, являются сведения государственного кадастра недвижимости.
Арбитражными судами установлено, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним имеется запись о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на лесной участок, категория земель - земли лесного фонда, общей площадью 98 486 га, кадастровый (или условный) номер объекта: 72:17:0000000:0039 адрес объекта: Тюменская область, Тюменский район, Тюменский лесхоз.
Кроме того, из материалов дела следует, что по запросу суда по аналогичному делу N А70-1244/2012 в отношении соседнего с Карчагиной Н.А. земельного участка, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области представило копию кадастрового плана земельного участка от 10.02.2005 N 17/05-651 на земельный участок с кадастровым номером 72:17:0000000:0039, в котором указано, что площадь единого землепользования (землевладения) с кадастровым номером 72:17:0000000:0039 1 089 770 000 кв. м ориентировочная и подлежит уточнению при межевании.
В отношении спорного земельного участка с кадастровым номером 72:17:1603001:204 представленными в материалы дела доказательствами подтверждается, что весь участок относится к категории земель населенных пунктов, имеет вид разрешенного использования "под индивидуальный жилой дом". Сведения об отнесении какой-либо части этого участка к землям лесного фонда в выписке отсутствуют.
Более того, межевым делом подтверждается факт установления и закрепления на местности границ земельного участка, а также его постановка на кадастровый учет в установленном законом порядке с определением и согласованием границ со смежным землепользователем.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Пунктом 6 статьи 47 Закона N 221-ФЗ установлено, что участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.
Частью 14 статьи 45 Закона N 221-ФЗ предусмотрено, что орган кадастрового учета вправе уточнять местоположение границ ранее учтенного земельного участка, а также местоположение здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке с использованием картографической основы кадастра в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Соответствующие сведения в государственный кадастр недвижимости вносятся на основании материалов работ по такому уточнению. Если при этом в соответствии с кадастровыми сведениями одна из границ ранее учтенного земельного участка пересекает одну из границ другого земельного участка, орган кадастрового учета обеспечивает устранение такого пересечения в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
С учетом установленных обстоятельств судами обоснованно отказано в удовлетворении заявленного требования, поскольку кадастровые работы в отношении земельного участка лесного фонда (72:17:0000000:0039) не проводились, то местоположение границ данного участка до его постановки на кадастровый учет следует считать условным. Представленная карта-схема не может отражать достоверные сведения о местоположении границ лесного участка с кадастровым номером 72:17:0000000:0039 и земельного участка с кадастровым номером 72:17:16 03 001:0204.
Таким образом, при принятии обжалуемых судебных актов арбитражными судами не допущено нарушений норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, оснований для отмены судебных актов не имеется.
Изложенные в кассационной жалобе доводы, суд кассационной инстанции считает необоснованными, так как они основаны на неверном толковании норм права, при рассмотрении настоящего спора арбитражными судами дана надлежащая правовая оценка всем обстоятельствам дела, у кассационной инстанции нет оснований для их переоценки.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 21.06.2012 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 28.09.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-1245/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Н.В.ОРЛОВА
Судьи
Л.В.БУШМЕЛЕВА
В.В.ТИХОМИРОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 23.01.2013 ПО ДЕЛУ N А70-1245/2012
Разделы:Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 января 2013 г. по делу N А70-1245/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 23 января 2013 года
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Н.В. Орловой
судей Л.В. Бушмелевой
В.В. Тихомирова
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тюменской области на решение от 21.06.2012 Арбитражного суда Тюменской области (судья Минеев О.А.) и постановление от 28.09.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Лотов А.Н., Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А.) по делу N А70-1245/2012 по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тюменской области (625000, г. Тюмень, ул. Водопроводная, 38, ИНН 7202198042, ОГРН 1097232017574) к администрации Тюменского муниципального района (625049, г. Тюмень, ул. Московский тракт, 115, ИНН 7204095797, ОГРН 1067203000281) о признании недействительным распоряжения администрации Тюменского муниципального района "О предоставлении земельного участка в собственность за плату Карчагиной Наталье Александровне под жилой дом, расположенный по адресу: Тюменская область, Тюменский район, д. Железный Перебор, ул. Сосновая, дом 26" от 03.08.2009 N 4600-ро.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, участвующие в деле: Департамент лесного комплекса Тюменской области, Карчагина Наталья Александровна.
В заседании приняли участие представители:
- от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тюменской области - Лысова Т.В., по доверенности от 26.11.2012 N 10;
- от администрации Тюменского муниципального района - Малыгина Л.Н., по доверенности от 03.04.2012 N 19;
- от Карчагиной Натальи Александровны - Хижняк А.В., по доверенности от 13.03.2012, нотариально удостоверена за N 2-1410.
Суд
установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области (далее - управление, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к администрации Тюменского муниципального района (далее - администрация) о признании недействительным распоряжения администрации "О предоставлении земельного участка в собственность за плату Карчагиной Наталье Александровне под индивидуальный жилой дом, расположенный по адресу: Тюменская область, Тюменский район, д. Железный Перебор, ул. Сосновая, д. 26" от 03.08.2009 N 4600-ро.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участвую в деле привлечены Департамент лесного комплекса Тюменской области (далее - департамент) и Карчагина Наталья Александровна (далее - Карчагина Н.А.).
Решением от 21.06.2012 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 28.09.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении требований управлению отказано.
В кассационной жалобе управление просит принятые судебные акты отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы указывает, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам; нарушены нормы материального и процессуального права; таксационным описанием лесного участка подтверждается факт наложения земельного участка, предоставленного Карчагиной Н.А. на земельный участок, принадлежащий Российской Федерации; отсутствие данных государственного кадастрового учета не может свидетельствовать об отсутствии установленных границ лесного участка.
В отзыве на кассационную жалобу администрация просит принятые судебные акты оставить в силе, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои доводы.
Представитель третьего лица Карчагиной с доводами жалобы не согласен, просит оставить ее без удовлетворения.
Суд кассационной инстанции, в соответствии с требованиями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) проверив доводы кассационной жалобы, правильность применения арбитражными судами норм материального и процессуального права, считает, что оснований для отмены судебных актов не имеется.
Из материалов дела следует, что постановлением администрации Нижнепышминского сельсовета Тюменского района Тюменской области от 02.08.2007 N 95 утверждены границы земельного участка из земель населенных пунктов для ведения личного подсобного хозяйства Карчагиной Н.А. по адресу: Тюменская область, Тюменский район, д. Железный перебор, ул. Сосновая, участок N 10.
По заявлению Карчагиной Н.А. общество с ограниченной ответственностью "Ремстройсервис" провело землеустроительные работы по установлению границ земельного участка на местности по адресу: Тюменская область, Тюменский район, д. Железный перебор, ул. Сосновая, д. 10.
На основании распоряжения администрации от 17.01.2008 N 27ро Карчагиной Н.А. предоставлен в аренду сроком на три года земельный участок с кадастровым номером 72:17:16 03 001:0204 общей площадью 5575 кв. м (далее - земельный участок) для ведения личного подсобного хозяйства из земель населенных пунктов.
17 января 2008 года между администрацией и Карчагиной Н.А. заключен договор аренды земельного участка N 17-16/12.
08 декабря 2008 года за Карчагиной Н.А. зарегистрировано право собственности на индивидуальный жилой дом назначение - жилое, по адресу: Тюменская область, Тюменский район, д. Железный Перебор, ул. Сосновая, д. 26, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 72 НЛ 191669.
На основании распоряжения администрации от 03.08.5009 N 4600-ро Карчагиной Н.А. в собственность за плату предоставлен земельный участок под жилой дом, расположенный по адресу: Тюменская область, Тюменский район, д. Железный Перебор, ул. Сосновая, д. 26,
09 ноября 2009 года между администрацией и Карчагиной Н.А. заключен договор купли-продажи земельного участка N 17-16/995К, на основании которого зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером 72:17:1603001:204.
Управление, обращаясь в арбитражный суд с настоящими требованиями указало, что по результатам проверки прокуратуры Тюменской области и сопоставления полученной от уполномоченных государственных органов информации, департаментом выявлено нарушение права собственности Российской Федерации на лесные участки в д. Железный Перебор, а именно: Тюменское лесничество, Богандинское участковое лесничество, квартал 8 выдел 4, принадлежащий на праве собственности Российской Федерации на основании свидетельства о государственной регистрации права 72 НЛ 531975 от 23.04.2010.
Отказывая в удовлетворении требований, арбитражные суды исходили из того, что управлением не представлено достаточных доказательств, свидетельствующих о включении части земельного участка общего пользования в земли лесного фонда, предоставленного оспариваемым распоряжением администрации, граница и площадь которого определены в установленном законодательством порядке.
Суд кассационной инстанции, отклоняя доводы жалобы и поддерживая выводы арбитражных судов, исходит из следующего.
Согласно пункту 2 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; договорах, предметом которых являются земельные участки; государственном кадастре недвижимости; документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Статьями 5, 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) предусмотрено, что сведения о земельном участке, как об объекте недвижимости, в том числе описание местоположения его границ, сведения о лесах, водных объектах, иных природных объектах, расположенных в его границах, а также категория земель, к которой он отнесен, его разрешенное использование, содержатся в государственном кадастре недвижимости.
В силу пунктов 2, 8 части 1 статьи 22 Закона N 221-ФЗ, кадастровый учет объекта недвижимости осуществляется при предоставлении межевого плана (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копии документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 Закона N 221-ФЗ местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию, и межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ), копии документа, подтверждающего принадлежность земельного участка к определенной категории земель (при кадастровом учете в связи с изменением указанных в пункте 13 части 2 статьи 7 Закона N 221-ФЗ сведений о земельном участке).
Таким образом, надлежащим доказательством отнесения земельного участка к той или иной категории, вида его разрешенного использования и описания его границ, являются сведения государственного кадастра недвижимости.
Арбитражными судами установлено, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним имеется запись о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на лесной участок, категория земель - земли лесного фонда, общей площадью 98 486 га, кадастровый (или условный) номер объекта: 72:17:0000000:0039 адрес объекта: Тюменская область, Тюменский район, Тюменский лесхоз.
Кроме того, из материалов дела следует, что по запросу суда по аналогичному делу N А70-1244/2012 в отношении соседнего с Карчагиной Н.А. земельного участка, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области представило копию кадастрового плана земельного участка от 10.02.2005 N 17/05-651 на земельный участок с кадастровым номером 72:17:0000000:0039, в котором указано, что площадь единого землепользования (землевладения) с кадастровым номером 72:17:0000000:0039 1 089 770 000 кв. м ориентировочная и подлежит уточнению при межевании.
В отношении спорного земельного участка с кадастровым номером 72:17:1603001:204 представленными в материалы дела доказательствами подтверждается, что весь участок относится к категории земель населенных пунктов, имеет вид разрешенного использования "под индивидуальный жилой дом". Сведения об отнесении какой-либо части этого участка к землям лесного фонда в выписке отсутствуют.
Более того, межевым делом подтверждается факт установления и закрепления на местности границ земельного участка, а также его постановка на кадастровый учет в установленном законом порядке с определением и согласованием границ со смежным землепользователем.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Пунктом 6 статьи 47 Закона N 221-ФЗ установлено, что участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.
Частью 14 статьи 45 Закона N 221-ФЗ предусмотрено, что орган кадастрового учета вправе уточнять местоположение границ ранее учтенного земельного участка, а также местоположение здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке с использованием картографической основы кадастра в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Соответствующие сведения в государственный кадастр недвижимости вносятся на основании материалов работ по такому уточнению. Если при этом в соответствии с кадастровыми сведениями одна из границ ранее учтенного земельного участка пересекает одну из границ другого земельного участка, орган кадастрового учета обеспечивает устранение такого пересечения в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
С учетом установленных обстоятельств судами обоснованно отказано в удовлетворении заявленного требования, поскольку кадастровые работы в отношении земельного участка лесного фонда (72:17:0000000:0039) не проводились, то местоположение границ данного участка до его постановки на кадастровый учет следует считать условным. Представленная карта-схема не может отражать достоверные сведения о местоположении границ лесного участка с кадастровым номером 72:17:0000000:0039 и земельного участка с кадастровым номером 72:17:16 03 001:0204.
Таким образом, при принятии обжалуемых судебных актов арбитражными судами не допущено нарушений норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, оснований для отмены судебных актов не имеется.
Изложенные в кассационной жалобе доводы, суд кассационной инстанции считает необоснованными, так как они основаны на неверном толковании норм права, при рассмотрении настоящего спора арбитражными судами дана надлежащая правовая оценка всем обстоятельствам дела, у кассационной инстанции нет оснований для их переоценки.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 21.06.2012 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 28.09.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-1245/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Н.В.ОРЛОВА
Судьи
Л.В.БУШМЕЛЕВА
В.В.ТИХОМИРОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)