Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 08.07.2013 N 09АП-17830/2013 ПО ДЕЛУ N А40-164897/12

Разделы:
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 июля 2013 г. N 09АП-17830/2013

Дело N А40-164897/12

Резолютивная часть постановления объявлена 01 июля 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 08 июля 2013 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Румянцева П.В.,
судей: Марковой Т.Т., Кольцовой Н.Н.,
при ведении протокола помощником судьи Лаухиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента земельных ресурсов города Москвы на решение Арбитражного суда г. Москвы от 26.03.2013 г. по делу N А40-164897/12, принятое судьей Нариманидзе Н.А.,
по заявлению ОАО"Кремлин Сайт" (ОГРН 1027739839270, 123154, г. Москва, ул. Саляма Адиля, д. 9, корп. 3)
к Департаменту земельных ресурсов города Москвы (ОГРН 1037739510423, 115054, г. Москва, ул. Бахрушина, д. 20)
о признании незаконным решения N 33-5-19643/12-/01-1 от 31.10.2012,
при участии:
- от заявителя: Артеменков Ю.Н. по доверенности от 16.08.2011;
- от ответчика: Важина А.Н. по доверенности от 27.02.2013 N ДГИ-Д-134/13;
-
установил:

ОАО "Кремлин Сайт" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным, изложенного в письме Департамента земельных ресурсов города Москвы (далее - ответчик) N 33-5-19643/12-/01-1 от 31.10.2012 г. решения Департамента об отказе внести изменения в договор аренды земельного участка N М-01-003256 от 27.10.1995 г. в части изменения срока проектирования объекта строительства, ссылаясь на то, что отказ не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Решением от 26.03.2013 заявленные требования удовлетворены. При этом суд исходил из того, что решение Департамента об отказе внести изменения в договор аренды в части продления сроков проектирования объекта строительства нарушает права и законные интересы заявителя в области предпринимательской и экономической деятельности, поскольку заявитель лишен возможности осваивать земельный участок и исполнять обязательства в соответствии с условиями договора аренды.
С данным судебным актом не согласился ответчик и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что в силу заявленных ОАО "Кремлин Сайт" требований об изменении договора аренды в части сроков строительства, общество в соответствии с Административными регламентами по постановлению Правительства Москвы N 199-ПП от 15.05.2012 является ненадлежащим заявителем.
Кроме того, внесение спорных изменений в договор аренды осуществляется Департаментом в рамках исполнения соответствующего решения Градостроительно-земельной комиссии города Москвы, которое в настоящем случае не принято.
По мнению заявителя жалобы, у Департамента отсутствуют правовые основания для выпуска распорядительного акта о внесении изменений в договор аренды в части продления сроков строительства, поскольку бездействие со стороны государственных органов отсутствует, вопрос реализации инвестиционного проекта по адресу: Болотная пл., вл. 14 рассматривается, однако до настоящего времени решение в отношении продления сроков строительства не принято.
В отзыве на апелляционную жалобу, представленном в порядке ст. 262 АПК РФ, заявитель поддержал решение суда первой инстанции, просил оставить его без изменения, в удовлетворении жалобы отказать. Указал на несостоятельность доводов жалобы.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, изложив свою правовую позицию относительно предмета спора, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Заявил ходатайство о процессуальной замене Департамента земельных ресурсов города Москвы в связи с его реорганизацией на Департамент городского имущества города Москвы.
Рассмотрев ходатайство Департамента городского имущества города Москвы о замене стороны в порядке процессуального правопреемства, суд считает, что оно подлежит удовлетворению, поскольку согласно п. 1 ст. 48 АПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношения (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте.
Поскольку представитель Департамента городского имущества города Москвы представил в материалы дела выписку из ЕГРЮЛ от 27.02.203 г., суд считает, что заявленное ходатайство подлежит удовлетворению.
Представитель заявителя поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает жалобу необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, выслушав представителей сторон, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, пришел к выводу, что оснований для отмены или изменения принятого по делу судебного акта не имеется исходя из следующего.
Как усматривается из фактических обстоятельств дела и достоверно установлено судом первой инстанции, ОАО "Кремлин Сайт" является арендатором земельного участка площадью 18264 кв. м, с кадастровым номером 77:01:02021:007, расположенного по адресу: Болотная пл., вл. 14, на основании договора аренды земельного участка N М-01-003256 от 27.10.1995 г. сроком на 49 лет (том. 1, л.д. 10-17).
12.10.2012 г. ОАО "Кремлин Сайт" обратился в Департамент земельных ресурсов города Москвы с заявлением N 33-5-19643/12 о внесении изменений в договор аренды в части продления сроков проектирования объекта строительства, установления сроков строительства объекта и других изменений, изложенных в дополнительном соглашении к договору аренды, которое прилагалось к заявлению.
31.10.2012 г. Департамент принял решение об отказе заявителю во внесении изменений в Договор аренды в части продления сроков проектирования объекта (письмо N 33-5-19643/12-/01-1 от 31.10.2012 г.) на основании п. 2.22.2 Административного регламента предоставления государственной услуги города Москвы "Предоставление земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования", утвержденного п. 1.7 постановления Правительства Москвы от 15.05.2012 N 199-ПП. Причиной отказа явилось отсутствие решения Градостроительно - земельной комиссии города Москвы (далее - ГЗК) о внесении изменений в Договор аренды в части продлении срока проектирования объекта.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения заявителя в арбитражный суд.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ, ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права и на их основании сделал обоснованный вывод о наличии необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
Поддерживая данный вывод, апелляционный суд исходит из следующего.
На основании п. 1 Положения о Департаменте, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 11.03.2011 N 65-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте земельных ресурсов города Москвы", Департамент является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции по разработке и реализации государственной политики в сфере управления и распоряжения земельными участками, находящимися в собственности города Москвы, и земельными участками, находящимися на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, использования, охраны и учета земель на территории города Москвы, функции по предоставлению государственных услуг и по управлению государственным имуществом в установленной сфере деятельности.
Оказание государственных услуг города Москвы осуществляется Департаментом земельных ресурсов города Москвы в рамках Административных регламентов, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 15.05.2012 N 199-ПП.
Постановлением Правительства Москвы от 08.02.2013 г. N 40-ПП "О реорганизации Департамента земельных ресурсов города Москвы, изменении ведомственного подчинения отдельных государственных казенных учреждений города Москвы и государственных унитарных предприятий (государственных предприятий, казенных предприятий) города Москвы и признании утратившими силу отдельных положений правовых актов Правительства Москвы" Департамент земельных ресурсов города Москвы реорганизован путем присоединения к нему Департамента имущества города Москвы.
Таким образом, полномочия Департамента земельных ресурсов города Москвы перешли к Департаменту имущества города Москвы.
Приложением N 16 к постановлению Правительства Москвы от 15.05.2012 N 199-ПП установлен Административный регламент предоставления государственной услуги города Москвы "Внесение изменений в договор аренды земельного участка, если такие изменения предусматривают проектирование и строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства на земельном участке" (далее - регламент).
Из п. 1.1 регламента следует, что настоящий административный регламент предоставления государственной услуги по внесению изменений в договор аренды земельного участка, если такие изменения предусматривают проектирование и строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства на земельном участке в городе Москве, устанавливает последовательность и сроки административных процедур (действий) и (или) принятия решений по предоставлению государственной услуги, осуществляемых по запросу (заявлению) физического или юридического лица либо их уполномоченных представителей.
Согласно п. 2.5 регламента, в качестве заявителей могут выступать физические лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, являющиеся арендаторами земельных участков, находящихся в собственности города Москвы или государственная собственность на которые не разграничена, планирующие изменить цель предоставления земельного участка и (или) вид разрешенного использования земельного участка для осуществления проектирования и строительства (реконструкции) объектов капитального строительства на земельном участке.
Руководствуясь пунктом 3.9 административного регламента, должностное лицо, ответственное за обработку документов (информации): Должностное лицо, ответственное за обработку документов (информации):
- - осуществляет проверку документов, необходимых для предоставления государственной услуги, в целях установления правовых оснований для предоставления государственной услуги;
- - при выявлении оснований для приостановления предоставления государственной услуги, указанных в пунктах 2.16.1 - 2.16.4 Регламента, подготавливает и обеспечивает подписание уполномоченным должностным лицом Департамента решения о приостановлении предоставления государственной услуги;
- - при выявлении оснований для отказа в предоставлении государственной услуги, указанных в пункте 2.22 Регламента, подготавливает и обеспечивает подписание уполномоченным должностным лицом Департамента решения об отказе в предоставлении государственной услуги. При этом в случае если основания для отказа были выявлены после внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости либо после принятия решения об изменении цели предоставления и (или) разрешенного использования земельного участка, обеспечивает подготовку и подписание уполномоченным должностным лицом Департамента распоряжения об изменении цели предоставления земельного участка и (или) вида разрешенного использования земельного участка на цель предоставления земельного участка и вид разрешенного использования земельного участка, которые были установлены на дату подачи заявления о предоставлении государственной услуги, а также направляет в установленном порядке документы для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости;
- - при наличии правовых оснований для предоставления государственной услуги обеспечивает внесение вопроса об изменении цели предоставления и (или) вида разрешенного использования земельного участка, если такие изменения предусматривают проектирование и строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства, на рассмотрение Градостроительно-земельной комиссии города Москвы;
- - на основании решения Градостроительно-земельной комиссии города Москвы подготавливает и обеспечивает подписание уполномоченным должностным лицом Департамента распоряжения об изменении вида разрешенного использования земельного участка в соответствии с видом разрешенного использования земельного участка, указанным в градостроительном плане земельного участка, утвержденном в установленном порядке, и направляет заявку о внесении изменений в сведения кадастрового учета в орган власти, осуществляющий кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости;
- - в случаях, предусмотренных правовыми актами Правительства Москвы, после получения от органа власти, осуществляющего кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, кадастрового паспорта земельного участка, обеспечивает организацию и проведение оценки рыночной стоимости земельного участка в целях определения размера арендной платы при изменении цели предоставления земельного участка для осуществления строительства (реконструкции) объекта капитального строительства;
- - на основании решения Градостроительно-земельной комиссии города Москвы подготавливает и обеспечивает подписание уполномоченным должностным лицом Департамента проекта распоряжения об изменении цели предоставления и (или) вида разрешенного использования земельного участка, если такие изменения предусматривают проектирование и строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства на земельном участке, а также подготавливает проект дополнительного соглашения о внесении изменений в договор аренды земельного участка и передает его на подпись заявителю.
В соответствии с Положением о Градостроительно-земельной комиссии города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 16.11.2010 N 1019-ПП, на рассмотрение Комиссии вносятся вопросы при наличии заключений отраслевых, функциональных и территориальных органов исполнительной власти города Москвы, подготовленных в соответствии с их компетенцией.
Исходя из анализа приведенных норм права, Административный регламент утвержденный постановлением Правительства Москвы от 15.05.2012 N 199-ПП предусматривает обязанность Департамента земельных ресурсов г. Москвы подготовить заключение о внесении изменений в договор аренды земельного участка в части изменения срока проектирования объекта строительства, в соответствии со своей компетенцией.
Таким образом, отклоняется как необоснованный довод жалобы о том, что внесение спорных изменений в договор аренды осуществляется Департаментом в рамках исполнения соответствующего решения Градостроительно-земельной комиссии города Москвы.
В рассматриваемом случае, основанием продления сроков проектирования является отсутствие принятой уполномоченными органами государственной власти г. Москвы должной градостроительной документации, позволяющей заявителю осуществить проектирование.
Однако, рассмотрев заявление ОАО "Кремлин Сайт" о внесении изменений в договор аренды в части продления сроков проектирования объекта строительства Департамент уклонился от возложенных на него обязанностей, установленных Административным регламентом.
Поскольку при рассмотрении настоящего дела установлено, что оспариваемый отказ не соответствуют нормам действующего законодательства и нарушают прав и законные интересы заявителя, заявленные требования удовлетворены судом правомерно.
Довод жалобы о том, что ОАО "Кремлин Сайт" является ненадлежащим заявителем, основан на неверном толковании норм права и не свидетельствует о судебной ошибке.
Довод жалобы со ссылкой на то, что вопрос реализации инвестиционного проекта по адресу: Болотная пл., вл. 14 рассматривается, однако до настоящего времени решение в отношении продления сроков строительства не принято, отклоняется апелляционным судом, поскольку отсутствие на момент возникновения спорных правоотношений решения Градостроительно-земельной комиссии города Москвы не может служить основанием для принятия решения об отказе в предоставлении государственной услуги.
В связи с изложенным, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств дела, в связи с чем судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 48, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

В порядке процессуального правопреемства произвести замену ответчика Департамента земельных ресурсов города Москвы на правопреемника Департамент городского имущества города Москвы.
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 26.03.2013 г. по делу N А40-164897/12 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.

Председательствующий судья
П.В.РУМЯНЦЕВ

Судьи
Н.Н.КОЛЬЦОВА
Т.Т.МАРКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)