Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Ежелый В.Л.
Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда в составе председательствующего судьи Ратьковой М.В.,
судей Сережкина А.А., Лозовой Н.В.,
с участием прокурора Михайловой Р.С.,
при секретаре П.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Твери "17 ноября" 2011 года
по докладу судьи Ратьковой М.В.
дело по кассационному представлению прокурора города Осташкова Тверской области на решение Осташковского городского суда Тверской области от 24 августа 2011 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований прокурора города Осташкова к Администрации муниципального образования "Замошское сельское поселение" об обязании обеспечить первичные меры пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, подверженных угрозе распространения лесных пожаров отказать".
Судебная коллегия
установила:
Прокурор города Осташкова обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО "Замошское сельское поселение" Осташковского района Тверской области об обязании в срок до... обеспечить первичные меры пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, подверженных угрозе распространения лесных пожаров.
В обоснование требований указано, что постановлением Администрации Тверской области... -па от... деревня... названного сельского поселения включена в перечень населенных пунктов Тверской области, подверженных угрозе распространения лесных пожаров. Между тем, в данной деревне в нарушение п. п. 90, 94, 112, 114 Правил пожарной безопасности в РФ, утвержденных приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 года N 313, не осуществляется своевременная очистка территории от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы; у водоемов, используемых для наружного пожаротушения и по направлению движения к ним, отсутствуют соответствующие указатели; не оборудованы площадки с твердым покрытием для установки пожарных автомобилей для забора воды в любое время года; отсутствует минерализованная полоса между указанным населенным пунктом и лесным массивом на всей протяженности участков границ населенного пункта с лесными участками. Просил обязать Администрацию МО "Замошское сельское поселение" в срок до... устроить минерализованную противопожарную полосу на всей протяженности участков границ населенного пункта д.... (... м) с лесными участками; установить у водоемов, используемых для целей наружного пожаротушения и расположенных в районе д.... и по направлению движения к ним соответствующие указатели; устроить подъезд с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами не менее 12x12 м к водоисточникам, расположенным в районе указанной деревни, для установки пожарных автомобилей и забора воды.
Впоследствии прокурор уточнил исковые требования, указав срок исполнения по требованиям до..., также просил обязать Администрацию МО "Замошское сельское поселение" устроить противопожарные защитные полосы вместо минерализованных противопожарных полос в данной деревне.
В судебном заседании прокурор Волощук Е.В. поддержала заявленные требования.
Представитель ответчика Администрации МО "Замошское сельское поселение" П.В. исковые требования не признал, ссылался на то, что защитная противопожарная полоса вокруг д.... оборудована. Остальные требования прокурора не выполнимы. Дороги к данной деревне нет. Населенный пункт с трех сторон окружен водой, а с четвертой стороны - лесом. Оборудовать в данном населенном пункте площадку для подъезда пожарных машин к пожарному водоему и устанавливать указатели нахождения пожарного водоема не имеет смысла, поскольку пожарная машина туда не проедет. Ежегодно принимаемые Администрацией меры пожарной безопасности в д.... (окрашивание, расчистка периметра деревни со стороны леса от сухой травы и уборка огнеопасного мусора) достаточны для обеспечения пожарной безопасности этого населенного пункта и соответствуют п. 112 Правил пожарной безопасности.
Представитель третьего лица - отделения НД по г. Осташкову и Осташковскому району ГУ МЧС России по Тверской области З. требования прокурора поддержал.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В кассационном представлении ставится вопрос об отмене решения суда и направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В представлении указано на незаконность и необоснованность постановленного судебного акта, неправомерность выводов суда и несоответствие их действительности, на неправильное применение норм материального права. Ссылаясь на нормы действующего законодательства (ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 1, 21 Федерального закона "О пожарной безопасности", Правила пожарной безопасности в Российской Федерации), кассатор указывает на то, что требования данных нормативных актов в д.... Замошского сельского поселения не выполняются. Невыполнение таких требований в части оборудования подъезда к пожарным водоемам, установления указателей к пожарным водоемам в населенной пункте, подверженному угрозе распространения лесных пожаров, свидетельствуют о незаконном бездействии ответчика, чем создается угроза жизни и здоровью неопределенного круга лиц, пребывающих на указанной территории.
Изучив материалы дела, проверив доводы кассационного представления, заслушав прокурора Михайлову Р.С., поддержавшую кассационное представление, представителя ответчика П.В., просившего в удовлетворении представления отказать, судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены решения суда в кассационном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела (ст. 362 Гражданского процессуального кодекса РФ).
По мнению судебной коллегии, в данном случае такие основания, влекущие отмену решения суда, имеются.
Так, согласно п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения отнесено обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона "О пожарной безопасности" от 21 декабря 1994 года N 6 9-ФЗ под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
Статьей 19 того же Закона предусмотрен перечень полномочий органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов. В частности, кроме других мер, предусмотрены: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов.
В силу статьи 63 Федерального закона "Технический регламент требований пожарной безопасности" от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ первичные меры пожарной безопасности включают в себя реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории; обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения; содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; разработку плана привлечения сил и средств тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением; установление особо противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия; обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара; обеспечение связи и оповещения населения о пожаре; организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности; содействие распространению пожарно-технических знаний; социальное экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.
По мнению прокурора, Администрацией МО "Замошское сельское поселение" не выполняются в полном объеме требования приведенных норм. Более того, постановлением Администрации Тверской области от 27 апреля 2011 года N 177-па "Об утверждении перечней населенных пунктов и садоводческих некоммерческих товариществ Тверской области, подверженных угрозе распространения лесных пожаров" утвержден перечень соответствующих населенных пунктов, куда вошла и д.... Замошского сельского поселения. Данный населенный пункт от лесных пожаров не защищен. При этом прокурор полагал, что на Администрацию должна быть возложена обязанность устроить противопожарную защитную полосу на всей протяженности участков границы населенного пункта д....; установить у водоемов, используемых для целей наружного пожаротушения, соответствующие указатели; устроить подъезд с площадкой (пирсом) к водоисточнику.
Отказывая прокурору в удовлетворении данных исковых требований, суд исходил из того, что защитная противопожарная полоса оборудована, а с учетом регистрации и проживания в деревне Польки одного человека допускается не предусматривать водоснабжение для наружного пожаротушения.
Между тем, судом не было установлено, оборудована ли защитная противопожарная полоса в том объеме, в котором это было заявлено прокурором. В связи с этим не дано судом оценки объяснениям представителя третьего лица НД по г. Осташкову и Осташковскому району ГУ МЧС России по Тверской области З., который, с одной стороны, подтвердил наличие защитной противопожарной полосы в д...., а с другой стороны поддержал исковые требования прокурора в полном объеме, в том числе и в данной части. Представленные суду фототаблицы и платежные документы не свидетельствуют о выполнении обязанности по обустройству названной полосы в полном объеме.
Действительно, в соответствии с ч. 5 ст. 68 Федерального закона N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" допускается не предусматривать водоснабжение для наружного пожаротушения в поселениях с количеством жителей до 50 человек при застройке зданиями высотой до 2 этажей.
Суд, посчитав установленным тот факт, что в д.... зарегистрирован и проживает один человек, сделал вывод о том, что в д.... допускается не оборудовать водоснабжение для наружного пожаротушения. Однако, при этом судом не было учтено, что в данном населенном пункте уже имеются водоемы, которые используются для наружного пожаротушения. Кроме того, в данном случае заявлялись требования не об оборудовании водоснабжения для наружного пожаротушения, а об установлении указателей у имеющихся водоемов и устройстве подъезда к ним. Эти же обстоятельства не устанавливались и оценка им не давалась.
С учетом приведенных доводов решение суда первой инстанции нельзя признать законным и обоснованным и оно подлежит отмене.
Учитывая, что судом первой инстанции не установлены юридически значимые обстоятельства, дело подлежит возвращению в суд на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное выше, проверить выполнение органом местного самоуправления администрацией МО "Замошское сельское поселение" первичных мер пожарной безопасности в д...., указанных прокурором: наличие противопожарной защитной полосы на всей протяженности участков границ населенного пункт д.... с лесными участками; установление у водоемов, используемых для целей наружного пожаротушения и по направлению движения к ним, соответствующих указателей; устройство подъезда к водоисточнику, для чего истребовать у компетентных органов соответствующие акты проверки, заверенные в установленном законом порядке.
Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Осташковского городского суда Тверской области от 24 августа 2011 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
Председательствующий:
М.В.РАТЬКОВА
Судьи:
А.А.СЕРЕЖКИН
Н.В.ЛОЗОВАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТВЕРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 17.11.2011 ПО ДЕЛУ N 33-4458
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 ноября 2011 г. по делу N 33-4458
Судья: Ежелый В.Л.
Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда в составе председательствующего судьи Ратьковой М.В.,
судей Сережкина А.А., Лозовой Н.В.,
с участием прокурора Михайловой Р.С.,
при секретаре П.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Твери "17 ноября" 2011 года
по докладу судьи Ратьковой М.В.
дело по кассационному представлению прокурора города Осташкова Тверской области на решение Осташковского городского суда Тверской области от 24 августа 2011 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований прокурора города Осташкова к Администрации муниципального образования "Замошское сельское поселение" об обязании обеспечить первичные меры пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, подверженных угрозе распространения лесных пожаров отказать".
Судебная коллегия
установила:
Прокурор города Осташкова обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО "Замошское сельское поселение" Осташковского района Тверской области об обязании в срок до... обеспечить первичные меры пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, подверженных угрозе распространения лесных пожаров.
В обоснование требований указано, что постановлением Администрации Тверской области... -па от... деревня... названного сельского поселения включена в перечень населенных пунктов Тверской области, подверженных угрозе распространения лесных пожаров. Между тем, в данной деревне в нарушение п. п. 90, 94, 112, 114 Правил пожарной безопасности в РФ, утвержденных приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 года N 313, не осуществляется своевременная очистка территории от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы; у водоемов, используемых для наружного пожаротушения и по направлению движения к ним, отсутствуют соответствующие указатели; не оборудованы площадки с твердым покрытием для установки пожарных автомобилей для забора воды в любое время года; отсутствует минерализованная полоса между указанным населенным пунктом и лесным массивом на всей протяженности участков границ населенного пункта с лесными участками. Просил обязать Администрацию МО "Замошское сельское поселение" в срок до... устроить минерализованную противопожарную полосу на всей протяженности участков границ населенного пункта д.... (... м) с лесными участками; установить у водоемов, используемых для целей наружного пожаротушения и расположенных в районе д.... и по направлению движения к ним соответствующие указатели; устроить подъезд с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами не менее 12x12 м к водоисточникам, расположенным в районе указанной деревни, для установки пожарных автомобилей и забора воды.
Впоследствии прокурор уточнил исковые требования, указав срок исполнения по требованиям до..., также просил обязать Администрацию МО "Замошское сельское поселение" устроить противопожарные защитные полосы вместо минерализованных противопожарных полос в данной деревне.
В судебном заседании прокурор Волощук Е.В. поддержала заявленные требования.
Представитель ответчика Администрации МО "Замошское сельское поселение" П.В. исковые требования не признал, ссылался на то, что защитная противопожарная полоса вокруг д.... оборудована. Остальные требования прокурора не выполнимы. Дороги к данной деревне нет. Населенный пункт с трех сторон окружен водой, а с четвертой стороны - лесом. Оборудовать в данном населенном пункте площадку для подъезда пожарных машин к пожарному водоему и устанавливать указатели нахождения пожарного водоема не имеет смысла, поскольку пожарная машина туда не проедет. Ежегодно принимаемые Администрацией меры пожарной безопасности в д.... (окрашивание, расчистка периметра деревни со стороны леса от сухой травы и уборка огнеопасного мусора) достаточны для обеспечения пожарной безопасности этого населенного пункта и соответствуют п. 112 Правил пожарной безопасности.
Представитель третьего лица - отделения НД по г. Осташкову и Осташковскому району ГУ МЧС России по Тверской области З. требования прокурора поддержал.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В кассационном представлении ставится вопрос об отмене решения суда и направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В представлении указано на незаконность и необоснованность постановленного судебного акта, неправомерность выводов суда и несоответствие их действительности, на неправильное применение норм материального права. Ссылаясь на нормы действующего законодательства (ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 1, 21 Федерального закона "О пожарной безопасности", Правила пожарной безопасности в Российской Федерации), кассатор указывает на то, что требования данных нормативных актов в д.... Замошского сельского поселения не выполняются. Невыполнение таких требований в части оборудования подъезда к пожарным водоемам, установления указателей к пожарным водоемам в населенной пункте, подверженному угрозе распространения лесных пожаров, свидетельствуют о незаконном бездействии ответчика, чем создается угроза жизни и здоровью неопределенного круга лиц, пребывающих на указанной территории.
Изучив материалы дела, проверив доводы кассационного представления, заслушав прокурора Михайлову Р.С., поддержавшую кассационное представление, представителя ответчика П.В., просившего в удовлетворении представления отказать, судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены решения суда в кассационном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела (ст. 362 Гражданского процессуального кодекса РФ).
По мнению судебной коллегии, в данном случае такие основания, влекущие отмену решения суда, имеются.
Так, согласно п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения отнесено обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона "О пожарной безопасности" от 21 декабря 1994 года N 6 9-ФЗ под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
Статьей 19 того же Закона предусмотрен перечень полномочий органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов. В частности, кроме других мер, предусмотрены: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов.
В силу статьи 63 Федерального закона "Технический регламент требований пожарной безопасности" от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ первичные меры пожарной безопасности включают в себя реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории; обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения; содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; разработку плана привлечения сил и средств тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением; установление особо противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия; обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара; обеспечение связи и оповещения населения о пожаре; организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности; содействие распространению пожарно-технических знаний; социальное экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.
По мнению прокурора, Администрацией МО "Замошское сельское поселение" не выполняются в полном объеме требования приведенных норм. Более того, постановлением Администрации Тверской области от 27 апреля 2011 года N 177-па "Об утверждении перечней населенных пунктов и садоводческих некоммерческих товариществ Тверской области, подверженных угрозе распространения лесных пожаров" утвержден перечень соответствующих населенных пунктов, куда вошла и д.... Замошского сельского поселения. Данный населенный пункт от лесных пожаров не защищен. При этом прокурор полагал, что на Администрацию должна быть возложена обязанность устроить противопожарную защитную полосу на всей протяженности участков границы населенного пункта д....; установить у водоемов, используемых для целей наружного пожаротушения, соответствующие указатели; устроить подъезд с площадкой (пирсом) к водоисточнику.
Отказывая прокурору в удовлетворении данных исковых требований, суд исходил из того, что защитная противопожарная полоса оборудована, а с учетом регистрации и проживания в деревне Польки одного человека допускается не предусматривать водоснабжение для наружного пожаротушения.
Между тем, судом не было установлено, оборудована ли защитная противопожарная полоса в том объеме, в котором это было заявлено прокурором. В связи с этим не дано судом оценки объяснениям представителя третьего лица НД по г. Осташкову и Осташковскому району ГУ МЧС России по Тверской области З., который, с одной стороны, подтвердил наличие защитной противопожарной полосы в д...., а с другой стороны поддержал исковые требования прокурора в полном объеме, в том числе и в данной части. Представленные суду фототаблицы и платежные документы не свидетельствуют о выполнении обязанности по обустройству названной полосы в полном объеме.
Действительно, в соответствии с ч. 5 ст. 68 Федерального закона N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" допускается не предусматривать водоснабжение для наружного пожаротушения в поселениях с количеством жителей до 50 человек при застройке зданиями высотой до 2 этажей.
Суд, посчитав установленным тот факт, что в д.... зарегистрирован и проживает один человек, сделал вывод о том, что в д.... допускается не оборудовать водоснабжение для наружного пожаротушения. Однако, при этом судом не было учтено, что в данном населенном пункте уже имеются водоемы, которые используются для наружного пожаротушения. Кроме того, в данном случае заявлялись требования не об оборудовании водоснабжения для наружного пожаротушения, а об установлении указателей у имеющихся водоемов и устройстве подъезда к ним. Эти же обстоятельства не устанавливались и оценка им не давалась.
С учетом приведенных доводов решение суда первой инстанции нельзя признать законным и обоснованным и оно подлежит отмене.
Учитывая, что судом первой инстанции не установлены юридически значимые обстоятельства, дело подлежит возвращению в суд на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное выше, проверить выполнение органом местного самоуправления администрацией МО "Замошское сельское поселение" первичных мер пожарной безопасности в д...., указанных прокурором: наличие противопожарной защитной полосы на всей протяженности участков границ населенного пункт д.... с лесными участками; установление у водоемов, используемых для целей наружного пожаротушения и по направлению движения к ним, соответствующих указателей; устройство подъезда к водоисточнику, для чего истребовать у компетентных органов соответствующие акты проверки, заверенные в установленном законом порядке.
Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Осташковского городского суда Тверской области от 24 августа 2011 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
Председательствующий:
М.В.РАТЬКОВА
Судьи:
А.А.СЕРЕЖКИН
Н.В.ЛОЗОВАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)