Судебные решения, арбитраж
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 06 декабря 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 декабря 2012 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Буториной Г.Г.,
судей Ившиной Г.Г., Караваевой А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шестаковой М.О.,
в отсутствие представителей сторон и третьего лица,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Единение"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 10.08.2012 по делу N А82-4053/2012, принятое судом в составе судьи Мухиной Е.В.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Единение" (ОГРН 1097604004970, г. Ярославль, ул. Златоустинская, д. 21, кв. 2)
к правительству Ярославской области (ОГРН 1027600684308, г. Ярославль, Советская площадь, д. 3),
третье лицо: Липкин Дмитрий Сергеевич (г. Ярославль),
о признании недействительным ненормативного правового акта,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Единение" (далее - заявитель, Общество, ООО "Единение") обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением к правительству Ярославской области (далее - ответчик, Правительство) о признании недействительным постановления Правительства Ярославской области от 10.02.2012 N 92-п, которым Обществу отказано в размещении здания станции технического обслуживания автомобилей с инженерными коммуникациями на земельном участке из земель населенных пунктов, ориентировочной площадью 738 кв. м, расположенном по ул. Полушкина Роща в районе д. N 19 г. Ярославля.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечен Липкин Дмитрий Сергеевич (далее - третье лицо, Липкин Д.С.) (л.д. 55-56).
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 10.08.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "Единение" с принятым решением суда не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела. В апелляционной жалобе заявитель указывает, что предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта на основании заявлений граждан и юридических лиц, поданных до 02.11.2011, осуществляется без проведения торгов; постановлением мэрии г. Ярославля от 21.12.2011 оформлен акт о выборе земельного участка; оформление акта выбора земельного участка означает согласование места размещения объекта в пользу ООО "Единение".
Ответчик и третье лицо отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Стороны и третье лицо о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 30.12.2010 Общество направило в департамент по управлению государственным имуществом Ярославской области заявление о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта - здания станции технического обслуживания с инженерными коммуникациями по адресу: г. Ярославль, ул. Полушкина роща у дома N 11, примерный размер земельного участка - 738 кв. м, испрашиваемое право - аренда (л.д. 15).
18.08.2011 департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области направил в адрес ООО "Единение" письмо, в котором сообщил о принятом 26.06.2011 комиссией Правительства Ярославской области по рассмотрению заявлений и согласованию предоставления земельных участков в г. Ярославле решении о направлении обращения в органы местного самоуправления г. Ярославля о проведении мероприятий по предварительному согласованию места выбора земельного участка и размещению здания станции технического обслуживания с инженерными коммуникациями по адресу: г. Ярославль, ул. Полушкина роща у дома N 11 (л.д. 16)
03.12.2011 мэрией города Ярославля в газете "Городские новости" N 98 опубликовано информационное сообщение о возможном предоставлении земельного участка по адресу: г. Ярославль, Полушкина роща, у дома 19, ориентировочной площадью 738 кв. м по заявлению ООО "Единение" (л.д. 48).
13.12.2011 Липкин Д.С. направил ответчику заявление о предоставлении на праве аренды земельного участка без предварительного согласования места размещения объекта - здания станции технического обслуживания с инженерными коммуникациями по адресу: г. Ярославль, ул. Полушкина роща у дома N 19, примерный размер земельного (строительного) участка - 738 кв. м (л.д. 53).
21.12.2011 мэрией города Ярославля издано постановление N 3479 (л.д. 18), которым приняты решения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте территории ориентировочной площадью 738 кв. м из земель населенных пунктов для строительства станции технического обслуживания автомобилей с инженерными коммуникациями по адресу: г. Ярославль, ул. Полушкина роща в районе дома N 19 (пункт 1), оформлении акта о выборе земельного участка для строительства (л.д. 19) (пункт 2) (л.д. 50).
30.12.2011 Общество направило в департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области заявление с просьбой принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта по адресу: г. Ярославль, ул. Полушкина роща, в районе дома N 19 (л.д. 49).
10.08.2012 ответчик издал постановление N 92-п, которым отказал ООО "Единение" в размещении объекта - станции технического обслуживания автомобилей с инженерными коммуникациями по адресу: г. Ярославль, ул. Полушкина роща в районе дома N 19, в связи с обращением нескольких заинтересованных лиц с заявлением о предоставлении того же земельного участка (пункт 1); возложил на департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области обязанность организовать мероприятия по проведению торгов на право заключения договора аренды указанного земельного участка (пункт 2).
Не согласившись с постановлением Правительства от 10.08.2011, заявитель обратился в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, установив, что обжалуемое постановление не противоречит законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя, отказал в удовлетворении заявленных требований.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Из статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что Земельный кодекс Российской Федерации и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются, в том числе на принципе сочетания интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Из пункта 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок (пункт 1). Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства (пункт 3).
Согласно статье 1.1 Закона Ярославской области от 27.04.2007 N 21-з "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на который не разграничена в административном центре Ярославской области" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Ярославской области - городе Ярославле в целях строительства объектов капитального строительства (за исключением жилищного строительства) осуществляется органами исполнительной власти Ярославской области. Полномочиями по распоряжению земельными участками наделены Правительство Ярославской области и уполномоченный орган исполнительной власти Ярославской области, осуществляющий полномочия по управлению и распоряжению собственностью Ярославской области, в том числе земельными участками, в рамках их компетенции, установленной настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Ярославской области.
Постановлением от 30.05.2007 N 487 губернатор Ярославской области утвердил Порядок взаимодействия органов исполнительной власти Ярославской области и органов местного самоуправления городского округа города Ярославля при распоряжении земельными участками в городе Ярославле, государственная собственность на которые не разграничена.
Таким образом, порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в случае, если на данный земельный участок претендуют нескольких лиц, Земельным кодексом Российской Федерации не урегулирован. При этом по смыслу положений Земельного кодекса Российской Федерации заинтересованные лица не лишены возможности подать заявления о предоставлении им земельного участка, даже при наличии сведений об иных претендентах, подавших ранее аналогичные заявления о предоставлении того же земельного участка. Следовательно, поскольку земельный участок можно предоставить только одному из претендентов, в целях обеспечения справедливости, публичности, открытости процедуры предоставления земельного участка, право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации.
Материалами дела подтверждено, что мэрией г. Ярославля в газете "Городские новости" опубликовано информационное сообщение о возможном предоставлении земельного участка по адресу: г. Ярославль, Полушкина роща, у дома 19, ориентировочной площадью 738 кв. м. Заявления о предоставлении данного земельного участка поступили от ООО "Единение" и Липкина Д.С. Учитывая, что от двух претендентов поступили заявления о предоставлении одного и того же земельного участка, что предопределяло необходимость проведения торгов на право заключения договора аренды данного земельного участка, ответчик имел основания для принятия обжалуемого постановления.
Доводы апелляционной жалобы о том, что предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта на основании заявлений граждан и юридических лиц, поданных до 02.11.2011, осуществляется без проведения торгов, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку земельный участок предоставляется только одному лицу и, соответственно, при наличии нескольких претендентов по правилам выбора земельного участка, предусмотренным статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации, в рамках процедуры предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта невозможно выбрать какого-либо из них, не ущемив права других претендентов. Следовательно, право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации.
Довод апелляционной жалобы о том, что постановлением мэрии г. Ярославля от 21.12.2011 оформлен акт о выборе земельного участка; оформление акта выбора земельного участка означает согласование места размещения объекта в пользу ООО "Единение", не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства того, что уполномоченным органом в порядке, предусмотренном частью 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда первой инстанции.
На основании изложенного решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно подпункту 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы заявителя составляет 1000 рублей и в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по ее уплате относятся на заявителя жалобы. Государственная пошлина уплачена заявителем при обращении с апелляционной жалобой по квитанции от 19.10.2012 N 2014х001 в размере 2000 рублей, в связи с чем на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации плательщику следует возвратить из федерального бюджета 1000 рублей излишне уплаченной государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 10.08.2012 по делу N А82-4053/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Единение" - без удовлетворения.
Возвратить Бабаевой Виктории Николаевне из федерального бюджета 1000 рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе, излишне уплаченной по чеку-ордеру от 19.10.2012 N 2049711858.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий
Г.Г.БУТОРИНА
Судьи
Г.Г.ИВШИНА
А.В.КАРАВАЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.12.2012 ПО ДЕЛУ N А82-4053/2012
Разделы:Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 декабря 2012 г. по делу N А82-4053/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 06 декабря 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 декабря 2012 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Буториной Г.Г.,
судей Ившиной Г.Г., Караваевой А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шестаковой М.О.,
в отсутствие представителей сторон и третьего лица,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Единение"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 10.08.2012 по делу N А82-4053/2012, принятое судом в составе судьи Мухиной Е.В.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Единение" (ОГРН 1097604004970, г. Ярославль, ул. Златоустинская, д. 21, кв. 2)
к правительству Ярославской области (ОГРН 1027600684308, г. Ярославль, Советская площадь, д. 3),
третье лицо: Липкин Дмитрий Сергеевич (г. Ярославль),
о признании недействительным ненормативного правового акта,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Единение" (далее - заявитель, Общество, ООО "Единение") обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением к правительству Ярославской области (далее - ответчик, Правительство) о признании недействительным постановления Правительства Ярославской области от 10.02.2012 N 92-п, которым Обществу отказано в размещении здания станции технического обслуживания автомобилей с инженерными коммуникациями на земельном участке из земель населенных пунктов, ориентировочной площадью 738 кв. м, расположенном по ул. Полушкина Роща в районе д. N 19 г. Ярославля.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечен Липкин Дмитрий Сергеевич (далее - третье лицо, Липкин Д.С.) (л.д. 55-56).
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 10.08.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "Единение" с принятым решением суда не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела. В апелляционной жалобе заявитель указывает, что предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта на основании заявлений граждан и юридических лиц, поданных до 02.11.2011, осуществляется без проведения торгов; постановлением мэрии г. Ярославля от 21.12.2011 оформлен акт о выборе земельного участка; оформление акта выбора земельного участка означает согласование места размещения объекта в пользу ООО "Единение".
Ответчик и третье лицо отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Стороны и третье лицо о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 30.12.2010 Общество направило в департамент по управлению государственным имуществом Ярославской области заявление о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта - здания станции технического обслуживания с инженерными коммуникациями по адресу: г. Ярославль, ул. Полушкина роща у дома N 11, примерный размер земельного участка - 738 кв. м, испрашиваемое право - аренда (л.д. 15).
18.08.2011 департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области направил в адрес ООО "Единение" письмо, в котором сообщил о принятом 26.06.2011 комиссией Правительства Ярославской области по рассмотрению заявлений и согласованию предоставления земельных участков в г. Ярославле решении о направлении обращения в органы местного самоуправления г. Ярославля о проведении мероприятий по предварительному согласованию места выбора земельного участка и размещению здания станции технического обслуживания с инженерными коммуникациями по адресу: г. Ярославль, ул. Полушкина роща у дома N 11 (л.д. 16)
03.12.2011 мэрией города Ярославля в газете "Городские новости" N 98 опубликовано информационное сообщение о возможном предоставлении земельного участка по адресу: г. Ярославль, Полушкина роща, у дома 19, ориентировочной площадью 738 кв. м по заявлению ООО "Единение" (л.д. 48).
13.12.2011 Липкин Д.С. направил ответчику заявление о предоставлении на праве аренды земельного участка без предварительного согласования места размещения объекта - здания станции технического обслуживания с инженерными коммуникациями по адресу: г. Ярославль, ул. Полушкина роща у дома N 19, примерный размер земельного (строительного) участка - 738 кв. м (л.д. 53).
21.12.2011 мэрией города Ярославля издано постановление N 3479 (л.д. 18), которым приняты решения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте территории ориентировочной площадью 738 кв. м из земель населенных пунктов для строительства станции технического обслуживания автомобилей с инженерными коммуникациями по адресу: г. Ярославль, ул. Полушкина роща в районе дома N 19 (пункт 1), оформлении акта о выборе земельного участка для строительства (л.д. 19) (пункт 2) (л.д. 50).
30.12.2011 Общество направило в департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области заявление с просьбой принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта по адресу: г. Ярославль, ул. Полушкина роща, в районе дома N 19 (л.д. 49).
10.08.2012 ответчик издал постановление N 92-п, которым отказал ООО "Единение" в размещении объекта - станции технического обслуживания автомобилей с инженерными коммуникациями по адресу: г. Ярославль, ул. Полушкина роща в районе дома N 19, в связи с обращением нескольких заинтересованных лиц с заявлением о предоставлении того же земельного участка (пункт 1); возложил на департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области обязанность организовать мероприятия по проведению торгов на право заключения договора аренды указанного земельного участка (пункт 2).
Не согласившись с постановлением Правительства от 10.08.2011, заявитель обратился в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, установив, что обжалуемое постановление не противоречит законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя, отказал в удовлетворении заявленных требований.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Из статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что Земельный кодекс Российской Федерации и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются, в том числе на принципе сочетания интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Из пункта 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок (пункт 1). Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства (пункт 3).
Согласно статье 1.1 Закона Ярославской области от 27.04.2007 N 21-з "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на который не разграничена в административном центре Ярославской области" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Ярославской области - городе Ярославле в целях строительства объектов капитального строительства (за исключением жилищного строительства) осуществляется органами исполнительной власти Ярославской области. Полномочиями по распоряжению земельными участками наделены Правительство Ярославской области и уполномоченный орган исполнительной власти Ярославской области, осуществляющий полномочия по управлению и распоряжению собственностью Ярославской области, в том числе земельными участками, в рамках их компетенции, установленной настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Ярославской области.
Постановлением от 30.05.2007 N 487 губернатор Ярославской области утвердил Порядок взаимодействия органов исполнительной власти Ярославской области и органов местного самоуправления городского округа города Ярославля при распоряжении земельными участками в городе Ярославле, государственная собственность на которые не разграничена.
Таким образом, порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в случае, если на данный земельный участок претендуют нескольких лиц, Земельным кодексом Российской Федерации не урегулирован. При этом по смыслу положений Земельного кодекса Российской Федерации заинтересованные лица не лишены возможности подать заявления о предоставлении им земельного участка, даже при наличии сведений об иных претендентах, подавших ранее аналогичные заявления о предоставлении того же земельного участка. Следовательно, поскольку земельный участок можно предоставить только одному из претендентов, в целях обеспечения справедливости, публичности, открытости процедуры предоставления земельного участка, право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации.
Материалами дела подтверждено, что мэрией г. Ярославля в газете "Городские новости" опубликовано информационное сообщение о возможном предоставлении земельного участка по адресу: г. Ярославль, Полушкина роща, у дома 19, ориентировочной площадью 738 кв. м. Заявления о предоставлении данного земельного участка поступили от ООО "Единение" и Липкина Д.С. Учитывая, что от двух претендентов поступили заявления о предоставлении одного и того же земельного участка, что предопределяло необходимость проведения торгов на право заключения договора аренды данного земельного участка, ответчик имел основания для принятия обжалуемого постановления.
Доводы апелляционной жалобы о том, что предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта на основании заявлений граждан и юридических лиц, поданных до 02.11.2011, осуществляется без проведения торгов, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку земельный участок предоставляется только одному лицу и, соответственно, при наличии нескольких претендентов по правилам выбора земельного участка, предусмотренным статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации, в рамках процедуры предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта невозможно выбрать какого-либо из них, не ущемив права других претендентов. Следовательно, право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации.
Довод апелляционной жалобы о том, что постановлением мэрии г. Ярославля от 21.12.2011 оформлен акт о выборе земельного участка; оформление акта выбора земельного участка означает согласование места размещения объекта в пользу ООО "Единение", не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства того, что уполномоченным органом в порядке, предусмотренном частью 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда первой инстанции.
На основании изложенного решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно подпункту 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы заявителя составляет 1000 рублей и в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по ее уплате относятся на заявителя жалобы. Государственная пошлина уплачена заявителем при обращении с апелляционной жалобой по квитанции от 19.10.2012 N 2014х001 в размере 2000 рублей, в связи с чем на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации плательщику следует возвратить из федерального бюджета 1000 рублей излишне уплаченной государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 10.08.2012 по делу N А82-4053/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Единение" - без удовлетворения.
Возвратить Бабаевой Виктории Николаевне из федерального бюджета 1000 рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе, излишне уплаченной по чеку-ордеру от 19.10.2012 N 2049711858.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий
Г.Г.БУТОРИНА
Судьи
Г.Г.ИВШИНА
А.В.КАРАВАЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)