Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 21 ноября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 ноября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Коноплевой М.В.,
судей Ананьева Р.В., Карповой В.А.,
при участии представителя:
заявителя - Мураховской В.П. (доверенность от 01.01.2013),
в отсутствие:
заинтересованных лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 03.06.2013 (судья Черномырдина Е.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2013 (председательствующий судья Марчик Н.Ю., судьи Бажан П.В., Холодная С.Т.)
по делу N А55-2920/2013
по заявлению закрытого акционерного общества "Новокуйбышевская нефтехимическая компания", Самарская область, г. Новокуйбышевск (ОГРН 1026303117994, ИНН 6330017980), к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, г. Москва (ОГРН 1087746829994, ИНН 7710723134), Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара (ОГРН 1106315004003, ИНН 6315856460), о признании незаконным решения, обязании устранить нарушения,
установил:
закрытое акционерное общество "Новокуйбышевская нефтехимическая компания" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным решения Федерального агентства по управлению государственным имуществом, изложенного в письме от 17.12.2012 N ПП-10/57990, о предоставлении в собственность земельных участков, в части отказа в предоставлении в собственность Общества земельного участка площадью 59 638 кв. м с кадастровым номером 63:04:0401007:4, расположенного по адресу: Самарская область, г. Новокуйбышевск, ул. Промышленная, д. 72; земельного участка площадью 235 189 кв. м с кадастровым номером 63:04:0000000:2, расположенного по адресу: Самарская область, г. Новокуйбышевск, территория открытого акционерного общества "Новокуйбышевский нефтехимический комбинат"; о признании незаконными действий Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (далее - Росимущество) по возврату представленного комплекта документов по обращениям Общества от 01.03.2012 N 13/140, изложенных в письме Росимущества от 16.01.2013 N 96, в части возврата документов, касающихся выкупа земельных участков с кадастровыми номерами 63:04:0401007:4 и 63:04:0000000:2; об обязании Росимущества устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем принятия решения о предоставлении в собственность Общества земельного участка площадью 59638 кв. м с кадастровым номером 63:04:0401007:4, расположенного по адресу: Самарская область, г. Новокуйбышевск, ул. Промышленная, д. 72; земельного участка площадью 235 189 кв. м с кадастровым номером 63:04:0000000:2, расположенного по адресу: Самарская область, г. Новокуйбышевск, территория ОАО "Новокуйбышевский нефтехимический комбинат", и направления в адрес Общества проектов договоров купли-продажи и актов приема-передачи указанных земельных участков в месячный срок с даты принятия решения о предоставлении в собственность по цене 2,5% кадастровой стоимости земельного участка.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 03.06.2013, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2013, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Росимущество просит принятые по делу судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, мотивируя неправильным применением судами норм материального и процессуального права, неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, указывая, что на испрашиваемых земельных участках расположены принадлежащие на праве собственности Обществу железнодорожные пути и автомобильная дорога, что в свою очередь ограничивает указанные земельные участки в обороте.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд кассационной инстанции оснований для их отмены не находит.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Обществу принадлежат на праве собственности объекты недвижимости: ДП-13 товарно-сырьевой парк приема и подготовки продуктов (сооружение инженерно-технического комплекса с бетонным основанием, земляными обвалованием, с обслуживающими площадками и переходными мостиками, с внутренними технологическими обвязочными трубопроводами, фундаментами под оборудование и емкостями, резервуарами, с инженерной сетями, со сливо-наливной эстакадой, сетью, с автодорогами, бетонными площадками и технологическими эстакадами) развернутой площадью 74 108 кв. м; здание кирпичное; железнодорожные пути по земляному полотну с балластным слоем.
Право собственности на указанные объекты подтверждается выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 10.11.2011 N 04/012/2011-523 и N 04/012/2011-524, от 27.02.2012 N 04/001/2012-425.
Данные объекты недвижимости расположены на земельном участке с кадастровым номером 63:04:0401007:4 площадью 59 638 кв. м, по адресу: Самарская область, г. Новокуйбышевск, ул. Промышленная, д. 72, отнесенном к категории земель: земли населенных пунктов, с разрешенным использованием: ДП-13 товарно-сырьевой парк приема и подготовки продуктов, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 07.11.2012 N 63-00-102/12-426753.
Также Обществу на праве собственности принадлежат объекты недвижимости: факельное хозяйство парка Б-7-1А в составе цеха N 11 (сооружение инженерно-технического комплекса с земляным основанием, с обслуживающими площадками и переходными мостиками, с внутренними технологическими обвязочными трубопроводами, фундаментами под оборудование и емкостями) развернутой площадью 35 499 кв. м; автодорога участка хозяйственный протяженностью 626,54 п.м.
Право собственности на указанные объекты подтверждается выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 27.02.2012 N 04/001/2012-422 и N 04/001/2012-423.
Данные объекты недвижимости расположены на земельном участке с кадастровым номером 63:04:0000000:2 площадью 235 189 кв. м, по адресу: Самарская область, г. Новокуйбышевск, территория ОАО "Новокуйбышевский нефтехимический комбинат", отнесенном к категории земель: земли населенных пунктов, с разрешенным использованием: под автомобильные дороги, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 23.12.2011 N 63-00-102/11-349310.
Земельные участки с кадастровыми номерами 63:04:0401007:4 и 63:04:0000000:2 находятся в собственности Российской Федерации, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 25.10.2011 N 04/012/2011-297, N 04/012/2011-273.
Общество 01.03.2012 обратилось в Росимущество с заявлением о предоставлении в собственность земельных участков с кадастровыми номерами 63:04:0401007:4 и 63:04:0000000:2.
Письмом от 17.12.2012 N ПП-10/57990 Федеральное агентство по управлению государственным имуществом отказало в принятии решения о предоставлении Обществу в собственность указанных земельных участков, поскольку на данных участках расположены железнодорожные пути и автомобильная дорога. Испрашиваемые земельные участки, предоставленные для нужд организаций транспорта, согласно подпункту 7 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) ограничены в обороте и не подлежат предоставлению в собственность в силу пункта 2 статьи 27 ЗК РФ.
Росимущество письмом от 16.01.2013 N 96 направило Обществу результаты рассмотрения заявки о предоставлении в собственность земельных участков, указав на невозможность их приватизации в связи с ограничением в обороте, и возвратило заявителю представленный им пакет документов.
Не согласившись с принятым решением об отказе в предоставлении в собственность земельных участков и действиями Росимущества по возврату представленных документов, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанции правомерно исходили из несоответствия оспариваемого отказа, действий государственного органа действующему законодательству и нарушения прав и законных интересов Общества.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Условия и порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения, регламентируются ЗК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно пункту 5 статьи 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Пунктом 6 статьи 36 ЗК РФ предусмотрено, что в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Согласно пункту 4 статьи 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", в случае признания действия (бездействия) исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления незаконным суд обязывает этот орган подготовить проект договора и направить его в определенный срок собственнику недвижимости.
Судами установлено, что Обществом представлены все необходимые документы, подтверждающие исключительное право на приватизацию спорных земельных участков.
Единственным основанием для отказа в предоставлении земельного участка в собственность явился вывод государственного органа об отнесении испрашиваемых участков к землям, предоставленным для обеспечения деятельности организаций транспорта и эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры.
Согласно подпункту 7 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для нужд организаций транспорта. Согласно части 2 статьи 27 ЗК РФ, земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральным законом.
Как следует из кадастровых паспортов испрашиваемых земельных участков, данные объекты отнесены к "землям населенных пунктов".
Суды первой и апелляционной инстанций установили, что объекты недвижимого имущества, находящиеся в собственности у заявителя, приобретены Обществом в порядке приватизации имущества Новокуйбышевского нефтехимического комбината. Железнодорожные пути и автомобильная дорога являются внутренними объектами для нужд предприятия, используются для погрузо-разгрузочной деятельности исключительно для собственных нужд предприятия, железнодорожные пути соединяют отдельные подразделения, которые территориально удалены друг от друга.
Порядок использования указанных объектов внутри предприятия регламентирован Инструкцией о порядке обслуживания и организации движения на пути необщего пользования ЗАО "Нефтехимическая компания", примыкающего к станции "Жигули". Как следует из Инструкции и публичной кадастровой карты, часть железнодорожных путей, расположенная на земельном участке с кадастровым номером 63:04:0401007:4 (маневровый район N 3) соединяет ДП-13 товарно-сырьевой парки приема и подготовки продуктов, принадлежащий заявителю, с территорией завода и путями общего пользования. При транспортировке по железнодорожным путям используются локомотивы, принадлежащие также заявителю. Автомобильная дорога, расположенная на земельном участке 63:04:0000000:2, используется для соединения Б-7-1А парка слива широкой фракции легких углеводородов в составе цеха N 11, принадлежащему заявителю, с автодорогой "Новокуйбышевск-Чапаевск".
Железнодорожные пути и автомобильная дорога относятся к путям необщего пользования.
Согласно части 1 статьи 90 ЗК РФ землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Судебные инстанции правильно указали на то, что испрашиваемый земельный участок, отнесенный к "землям населенных пунктов", не отвечает критериям статьи 90 ЗК РФ, установленным для земель транспорта, поэтому не ограничен в обороте и может находиться в собственности лица, обладающего титулом собственника объекта недвижимости, расположенного на нем.
Каких-либо иных оснований и доказательств ограничения оборота испрашиваемых земельных участков суду не представлено.
Кроме того, постановка на кадастровый учет спорных участков, их отнесение к землям населенных пунктов не оспорены в установленном порядке.
Не установив препятствий для приватизации земельных участков, исходя из оснований для отказа в их предоставлении со стороны публичного собственника, суды сочли заявленные требования подлежащими удовлетворению.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов, основанных на материалах дела, при правильном применении норм материального и процессуального права.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 03.06.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2013 по делу N А55-2920/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
М.В.КОНОПЛЕВА
Судьи
Р.В.АНАНЬЕВ
В.А.КАРПОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 27.11.2013 ПО ДЕЛУ N А55-2920/2013
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 ноября 2013 г. по делу N А55-2920/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 21 ноября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 ноября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Коноплевой М.В.,
судей Ананьева Р.В., Карповой В.А.,
при участии представителя:
заявителя - Мураховской В.П. (доверенность от 01.01.2013),
в отсутствие:
заинтересованных лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 03.06.2013 (судья Черномырдина Е.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2013 (председательствующий судья Марчик Н.Ю., судьи Бажан П.В., Холодная С.Т.)
по делу N А55-2920/2013
по заявлению закрытого акционерного общества "Новокуйбышевская нефтехимическая компания", Самарская область, г. Новокуйбышевск (ОГРН 1026303117994, ИНН 6330017980), к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, г. Москва (ОГРН 1087746829994, ИНН 7710723134), Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара (ОГРН 1106315004003, ИНН 6315856460), о признании незаконным решения, обязании устранить нарушения,
установил:
закрытое акционерное общество "Новокуйбышевская нефтехимическая компания" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным решения Федерального агентства по управлению государственным имуществом, изложенного в письме от 17.12.2012 N ПП-10/57990, о предоставлении в собственность земельных участков, в части отказа в предоставлении в собственность Общества земельного участка площадью 59 638 кв. м с кадастровым номером 63:04:0401007:4, расположенного по адресу: Самарская область, г. Новокуйбышевск, ул. Промышленная, д. 72; земельного участка площадью 235 189 кв. м с кадастровым номером 63:04:0000000:2, расположенного по адресу: Самарская область, г. Новокуйбышевск, территория открытого акционерного общества "Новокуйбышевский нефтехимический комбинат"; о признании незаконными действий Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (далее - Росимущество) по возврату представленного комплекта документов по обращениям Общества от 01.03.2012 N 13/140, изложенных в письме Росимущества от 16.01.2013 N 96, в части возврата документов, касающихся выкупа земельных участков с кадастровыми номерами 63:04:0401007:4 и 63:04:0000000:2; об обязании Росимущества устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем принятия решения о предоставлении в собственность Общества земельного участка площадью 59638 кв. м с кадастровым номером 63:04:0401007:4, расположенного по адресу: Самарская область, г. Новокуйбышевск, ул. Промышленная, д. 72; земельного участка площадью 235 189 кв. м с кадастровым номером 63:04:0000000:2, расположенного по адресу: Самарская область, г. Новокуйбышевск, территория ОАО "Новокуйбышевский нефтехимический комбинат", и направления в адрес Общества проектов договоров купли-продажи и актов приема-передачи указанных земельных участков в месячный срок с даты принятия решения о предоставлении в собственность по цене 2,5% кадастровой стоимости земельного участка.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 03.06.2013, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2013, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Росимущество просит принятые по делу судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, мотивируя неправильным применением судами норм материального и процессуального права, неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, указывая, что на испрашиваемых земельных участках расположены принадлежащие на праве собственности Обществу железнодорожные пути и автомобильная дорога, что в свою очередь ограничивает указанные земельные участки в обороте.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд кассационной инстанции оснований для их отмены не находит.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Обществу принадлежат на праве собственности объекты недвижимости: ДП-13 товарно-сырьевой парк приема и подготовки продуктов (сооружение инженерно-технического комплекса с бетонным основанием, земляными обвалованием, с обслуживающими площадками и переходными мостиками, с внутренними технологическими обвязочными трубопроводами, фундаментами под оборудование и емкостями, резервуарами, с инженерной сетями, со сливо-наливной эстакадой, сетью, с автодорогами, бетонными площадками и технологическими эстакадами) развернутой площадью 74 108 кв. м; здание кирпичное; железнодорожные пути по земляному полотну с балластным слоем.
Право собственности на указанные объекты подтверждается выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 10.11.2011 N 04/012/2011-523 и N 04/012/2011-524, от 27.02.2012 N 04/001/2012-425.
Данные объекты недвижимости расположены на земельном участке с кадастровым номером 63:04:0401007:4 площадью 59 638 кв. м, по адресу: Самарская область, г. Новокуйбышевск, ул. Промышленная, д. 72, отнесенном к категории земель: земли населенных пунктов, с разрешенным использованием: ДП-13 товарно-сырьевой парк приема и подготовки продуктов, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 07.11.2012 N 63-00-102/12-426753.
Также Обществу на праве собственности принадлежат объекты недвижимости: факельное хозяйство парка Б-7-1А в составе цеха N 11 (сооружение инженерно-технического комплекса с земляным основанием, с обслуживающими площадками и переходными мостиками, с внутренними технологическими обвязочными трубопроводами, фундаментами под оборудование и емкостями) развернутой площадью 35 499 кв. м; автодорога участка хозяйственный протяженностью 626,54 п.м.
Право собственности на указанные объекты подтверждается выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 27.02.2012 N 04/001/2012-422 и N 04/001/2012-423.
Данные объекты недвижимости расположены на земельном участке с кадастровым номером 63:04:0000000:2 площадью 235 189 кв. м, по адресу: Самарская область, г. Новокуйбышевск, территория ОАО "Новокуйбышевский нефтехимический комбинат", отнесенном к категории земель: земли населенных пунктов, с разрешенным использованием: под автомобильные дороги, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 23.12.2011 N 63-00-102/11-349310.
Земельные участки с кадастровыми номерами 63:04:0401007:4 и 63:04:0000000:2 находятся в собственности Российской Федерации, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 25.10.2011 N 04/012/2011-297, N 04/012/2011-273.
Общество 01.03.2012 обратилось в Росимущество с заявлением о предоставлении в собственность земельных участков с кадастровыми номерами 63:04:0401007:4 и 63:04:0000000:2.
Письмом от 17.12.2012 N ПП-10/57990 Федеральное агентство по управлению государственным имуществом отказало в принятии решения о предоставлении Обществу в собственность указанных земельных участков, поскольку на данных участках расположены железнодорожные пути и автомобильная дорога. Испрашиваемые земельные участки, предоставленные для нужд организаций транспорта, согласно подпункту 7 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) ограничены в обороте и не подлежат предоставлению в собственность в силу пункта 2 статьи 27 ЗК РФ.
Росимущество письмом от 16.01.2013 N 96 направило Обществу результаты рассмотрения заявки о предоставлении в собственность земельных участков, указав на невозможность их приватизации в связи с ограничением в обороте, и возвратило заявителю представленный им пакет документов.
Не согласившись с принятым решением об отказе в предоставлении в собственность земельных участков и действиями Росимущества по возврату представленных документов, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанции правомерно исходили из несоответствия оспариваемого отказа, действий государственного органа действующему законодательству и нарушения прав и законных интересов Общества.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Условия и порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения, регламентируются ЗК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно пункту 5 статьи 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Пунктом 6 статьи 36 ЗК РФ предусмотрено, что в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Согласно пункту 4 статьи 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", в случае признания действия (бездействия) исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления незаконным суд обязывает этот орган подготовить проект договора и направить его в определенный срок собственнику недвижимости.
Судами установлено, что Обществом представлены все необходимые документы, подтверждающие исключительное право на приватизацию спорных земельных участков.
Единственным основанием для отказа в предоставлении земельного участка в собственность явился вывод государственного органа об отнесении испрашиваемых участков к землям, предоставленным для обеспечения деятельности организаций транспорта и эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры.
Согласно подпункту 7 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для нужд организаций транспорта. Согласно части 2 статьи 27 ЗК РФ, земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральным законом.
Как следует из кадастровых паспортов испрашиваемых земельных участков, данные объекты отнесены к "землям населенных пунктов".
Суды первой и апелляционной инстанций установили, что объекты недвижимого имущества, находящиеся в собственности у заявителя, приобретены Обществом в порядке приватизации имущества Новокуйбышевского нефтехимического комбината. Железнодорожные пути и автомобильная дорога являются внутренними объектами для нужд предприятия, используются для погрузо-разгрузочной деятельности исключительно для собственных нужд предприятия, железнодорожные пути соединяют отдельные подразделения, которые территориально удалены друг от друга.
Порядок использования указанных объектов внутри предприятия регламентирован Инструкцией о порядке обслуживания и организации движения на пути необщего пользования ЗАО "Нефтехимическая компания", примыкающего к станции "Жигули". Как следует из Инструкции и публичной кадастровой карты, часть железнодорожных путей, расположенная на земельном участке с кадастровым номером 63:04:0401007:4 (маневровый район N 3) соединяет ДП-13 товарно-сырьевой парки приема и подготовки продуктов, принадлежащий заявителю, с территорией завода и путями общего пользования. При транспортировке по железнодорожным путям используются локомотивы, принадлежащие также заявителю. Автомобильная дорога, расположенная на земельном участке 63:04:0000000:2, используется для соединения Б-7-1А парка слива широкой фракции легких углеводородов в составе цеха N 11, принадлежащему заявителю, с автодорогой "Новокуйбышевск-Чапаевск".
Железнодорожные пути и автомобильная дорога относятся к путям необщего пользования.
Согласно части 1 статьи 90 ЗК РФ землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Судебные инстанции правильно указали на то, что испрашиваемый земельный участок, отнесенный к "землям населенных пунктов", не отвечает критериям статьи 90 ЗК РФ, установленным для земель транспорта, поэтому не ограничен в обороте и может находиться в собственности лица, обладающего титулом собственника объекта недвижимости, расположенного на нем.
Каких-либо иных оснований и доказательств ограничения оборота испрашиваемых земельных участков суду не представлено.
Кроме того, постановка на кадастровый учет спорных участков, их отнесение к землям населенных пунктов не оспорены в установленном порядке.
Не установив препятствий для приватизации земельных участков, исходя из оснований для отказа в их предоставлении со стороны публичного собственника, суды сочли заявленные требования подлежащими удовлетворению.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов, основанных на материалах дела, при правильном применении норм материального и процессуального права.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 03.06.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2013 по делу N А55-2920/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
М.В.КОНОПЛЕВА
Судьи
Р.В.АНАНЬЕВ
В.А.КАРПОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)