Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.10.2013 ПО ДЕЛУ N А46-7063/2013

Разделы:
Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 октября 2013 г. по делу N А46-7063/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 25 сентября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 октября 2013 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Киричек Ю.Н.,
судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Михайловой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-7866/2013) Министерства имущественных отношений Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 15.07.2013 по делу N А46-7063/2013 (судья Чернышев В.И.), принятое по заявлению закрытого акционерного общества "Сибирская Сотовая Связь" (ОГРН 1025500746072, ИНН 5503023606) к Министерству имущественных отношений Омской области о признании незаконными действий и обязании совершить действия,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерства строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области,
при участии в судебном заседании представителей:
- от Министерства имущественных отношений Омской области - Рейтер Мирия Александровна (удостоверение N 264 выдано 31.05.2013, по доверенности N 03/4825 от 17.05.2013 сроком действия по 31.12.2013);
- от закрытого акционерного общества "Сибирская Сотовая Связь" - Метцгер Александр Борисович (паспорт, по доверенности N <...> от 13.06.2013 сроком действия по 26.05.2015);
- от Министерства строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;

- установил:

Закрытое акционерное общество "Сибирская Сотовая Связь" (далее - ЗАО "Сибирская Сотовая Связь", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ),:
- - о признании незаконным действия, совершенного 16.05.2013 Министерством имущественных отношений Омской области (далее - Минимущество, заинтересованное лицо) (оформленного письмом от 16.05.2013 N 08/4770), по отказу в рассмотрении ходатайства ЗАО "Сибирская Сотовая Связь" от 08.04.2013 о переводе земельного участка с кадастровым номером 55:19:040503:0093 из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, и возврату ходатайства ЗАО "Сибирская Сотовая Связь" без принятия по нему акта исполнительного (уполномоченного) органа государственной власти, как несоответствующее Федеральному закону от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую";
- - об обязании Министерства имущественных отношений Омской области принять, рассмотреть ходатайство ЗАО "Сибирская Сотовая Связь" от 08.04.2013 о переводе земельного участка с кадастровым номером 55:19:040503:0093 из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для размещения базовой станции сотовой радиотелефонной связи высотой 90 метров, и принять по результатам рассмотрения ходатайства акт исполнительного (уполномоченного) органа государственной власти.
Определением Арбитражного суда Омской области от 24.06.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области.
Решением Арбитражного суда Омской области от 15.07.2013 по делу N А46-7063/2013 требования ЗАО "Сибирская Сотовая Связь" удовлетворены в полном объеме. Признано незаконным действие, совершенное 16.05.2013 Министерством имущественных отношений Омской области (оформленное письмом от 16.05.2013 N 08/4770), по отказу в рассмотрении ходатайства ЗАО "Сибирская Сотовая Связь" от 08.04.2013 о переводе земельного участка с кадастровым номером 55:19:040503:0093 из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, и возврату ходатайства ЗАО "Сибирская Сотовая Связь" без принятия по нему акта исполнительного (уполномоченного) органа государственной власти, как несоответствующее Федеральному закону от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую". Министерство имущественных отношений Омской области обязано принять, рассмотреть ходатайство ЗАО "Сибирская Сотовая Связь" от 08.04.2013 о переводе земельного участка с кадастровым номером 55:19:040503:0093 из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для размещения базовой станции сотовой радиотелефонной связи высотой 90 метров, и принять по результатам рассмотрения ходатайства акт исполнительного (уполномоченного) органа государственной власти. С Министерства имущественных отношений Омской области в пользу ЗАО "Сибирская Сотовая Связь" взыскано 2 000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины. ЗАО "Сибирская Сотовая Связь" из федерального бюджета возвращено 2 000 руб. излишне уплаченной при подаче заявления государственной пошлины на основании платежного поручения N 6727 от 29.05.2013 на сумму 4 000 руб.
Возражая против принятого судебного акта, Министерство имущественных отношений Омской области обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Омской области от 15.07.2013 по делу N А46-7063/2013 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы указывает, что ЗАО "Сибирская Сотовая Связь" к ходатайству были приложены документы, не соответствующие земельному законодательству Российской Федерации: площадь земельного участка с кадастровым номером 55:11:040503:0093, была меньше необходимой для осуществления его перевода из земель категории сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
Министерство строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области, надлежащим образом извещенные в порядке статьи 123 АПК РФ о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителя в судебное заседание не обеспечило.
На основании части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ, суд рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие неявившегося участника процесса.
От Министерства имущественных отношений Омской области поступили дополнения к апелляционной жалобе с доказательствами его направления в адрес Министерства строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области. Представитель ЗАО "Сибирская Сотовая Связь" подтвердил факт получения указанных дополнений к апелляционной жалобе, в связи с чем данный процессуальный документ приобщен к материалам дела.
В дополнении к апелляционной жалобе, Министерством имущественных отношений Омской области, поддерживая ранее изложенную позицию, указало, что действующее земельное законодательство не предусматривает возможности предоставления земель сельскохозяйственного назначения без перевода их из данной категории в другую для строительства объектов, не связанных с сельскохозяйственным производством. Между тем, Государственным земельным надзором Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области 03.12.2012 выявлено использование Обществом спорного земельного участка не в соответствии с установленной для данной цели категорией.
От Министерства строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором третье лицо просит решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Омской области удовлетворить.
Представитель Министерства имущественных отношений Омской области подтвердил факт получения указанного отзыва на апелляционную жалобу.
Представитель ЗАО "Сибирская Сотовая Связь" ознакомлен в судебном заседании с названным отзывом на апелляционную жалобу, возражений против его приобщении к материалам дела не заявил.
С учетом изложенного, отзыв Министерства строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области на апелляционную жалобу, приобщен к материалам дела.
Поступивший в суд апелляционной инстанции от ЗАО "Сибирская Сотовая Связь" письменный отзыв на апелляционную жалобу, не может быть приобщен к материалам дела, в связи с отсутствием доказательств его направления в адрес лиц, участвующих в деле (часть 1 статьи 262 АПК РФ). На основании изложенного, указанный отзыв в судебном заседании возвращен представителю ЗАО "Сибирская Сотовая Связь".
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Министерства имущественных отношений Омской области поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе и дополнении к ней.
Представитель ЗАО "Сибирская Сотовая Связь" просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции, заслушав представителей ЗАО "Сибирская Сотовая Связь" и Министерства имущественных отношений Омской области, изучив материалы дела, апелляционную жалобу и дополнения к ней, отзыв на апелляционную жалобу, установил следующие обстоятельства.
ЗАО "Сибирская Сотовая Связь" зарегистрировано в качестве юридического лица 28.03.1994 за основным государственным регистрационным номером 1025500746072 Администрацией Омской области, о чем 14.11.2002 ИМНС России N 1 по Центральному административному округу г. Омска внесло запись Единый государственный реестр юридических лиц.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права 55АВ 817483 от 01.12.2009, ЗАО "Сибирская Сотовая Связь" принадлежит на праве собственности антенно-мачтовое сооружение сотовой радиотелефонной связи высотой 90 м, расположенное в Омской области, Оконешниковский район, с. Крестики, ул. Центральная дом N 1 Б (л.д. 36).
Для размещение объекта недвижимого имущества - антенно-мачтового сооружения базовой станции сотовой радиотелефонной связи высотой 90 м. Администрацией Оконешниковского муниципального района Омской области на основании договора аренды N АЗ-19-0004/2008 от 01.01.2008 Обществу выделен земельный участок с кадастровым номером 55:19:040503:0093 площадью 3829 кв. м.
Разрешенный вид использования земельного участка - под объекты связи, категория земель - сельскохозяйственного назначения.
Срок действия договора аренды установлен до 31 декабря 2056 года.
ЗАО "Сибирская Сотовая Связь" 08.04.2013 было подано в Министерство имущественных отношений Омской области ходатайство, которое зарегистрировано за вх. N 6551, о переводе земель из одной категории в другую.
В соответствии с указанным ходатайством ЗАО "Сибирская Сотовая Связь" просило перевести земельный участок с кадастровым номером 55:19:040503:0093 площадью 3829 кв. м, имеющий местоположение: Омская область, Оконешниковский район, с. Крестики, ул. Центральная, дом N 1Б, используемый Обществом на праве аренды, из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения для целей размещения базовой станции сотовой радиотелефонной связи высотой 90 м.
Основанием для перевода предоставленного ЗАО "Сибирская Сотовая Связь" земельного участка под размещение базовой станции из земель сельскохозяйственного назначение в земли промышленности явилось предписание Государственного земельного надзора Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области от 03.12.2012.
Администрация Оконешниковского муниципального района Омской области письмом от 29.03.2013 N 298 выразила ЗАО "Сибирская Сотовая Связь" свое согласие на перевод названного земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности.
16.05.2013 Министерство имущественных отношений Омской области письмом за исх. N 08/4770, возвращая представленные материалы для перевода земельного участка, отказало в рассмотрении ходатайства в связи с поступлением от Министерства строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области отрицательного заключения на проект распоряжения Минимущества.
Из письма от 08.05.2013 N 4743 Министерства строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области следует, что Министерство отказывает в согласовании проекта, мотивировав тем, что площадь земельного участка, переводимого из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения для размещения антенно-мачтового сооружения базовой станции сотовой радиотелефонной связи высотой 90 метров, составляет - 0,38 га., тогда как, согласно п. 3.4.9.3. Региональных нормативов градостроительного проектирования по Омской области площадь земельного участка при размещении базовой станции сотовой связи высотой 90 метров должна составлять 1,5 га.
ЗАО "Сибирская Сотовая Связь", полагая, что указанные действия Министерства имущественных отношений Омской области не соответствуют закону и нарушают его права и охраняемые законом интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
15.07.2013 Арбитражным судом Омской области принято решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьей, 266, 270 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены или изменения и удовлетворения апелляционной жалобы исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Часть 4 статьи 200 АПК РФ предусматривает, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания незаконным действия (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение этим действием (бездействием) прав и законного интересов обратившегося в суд лица.
При этом в силу требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность по доказыванию соответствия действия (бездействия) закону возлагается на орган, совершивший действие, обязанность по доказыванию нарушения прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за признанием действия (бездействия) незаконным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель, находящихся в частной собственности, из одной категории земель сельскохозяйственного назначения в другую осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.
Правовые вопросы регулирования отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, предусмотрены Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее по тексту - Федеральный закон N 172-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона N 172-ФЗ для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
Ходатайство направляется заинтересованным лицом в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства (часть 1 статьи 3 Федерального закона N 172-ФЗ).
Таким уполномоченным органом на территории Омской области является Министерство имущественных отношений Омской области.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Омской области от 12.07.2006 N 90-п "Об установлении содержания ходатайства о переводе земель из одной категории в другую и состава прилагаемых к нему документов в отношении земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации" Министерству имущественных отношений Омской области уполномочено осуществлять рассмотрение ходатайств о переводе земель из одной категории в другую в отношении земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации, а также подготовку по результатам рассмотрения данных ходатайств проектов распоряжений Правительства Омской области о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую.
В силу пункта 6.5. статьи 5 Закона Омской области от 08.02.2006 N 731-03 "О регулировании земельных отношений в Омской области" специально уполномоченный орган принимает решения о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо решения об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую в отношении земель и земельных участков, находящихся в собственности Омской области, земель и земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной или частной собственности.
В соответствии с подпунктами 32, 32.1, 32.3 пункта 9.1. Положения о Министерстве имущественных отношений Омской области, утвержденного Указом Губернатора Омской области N 26 от 10.02.2004, Министерство, являясь специально уполномоченным органом исполнительной власти Омской области в сфере регулирования земельных отношений, принимает решения о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо решения об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую в отношении земель и земельных участков, находящихся в собственности Омской области, земель и земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной или частной собственности; дает согласие на перевод земельных участков, находящихся в собственности Омской области, из состава земель одной категории в другую, прилагаемое к ходатайству о переводе указанных земельных участков из состава земель одной категории в другую; направляет копии решений о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую в орган, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведение государственного кадастра недвижимости.
Таким образом, уполномоченным органом на территории Омской области, имеющим право принимать решения по ходатайству о переводе земель из одной категории в другую, является Министерство имущественных отношений Омской области.
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона N 172-ФЗ в рассмотрении ходатайства может быть отказано в двух случаях - если с ходатайством обратилось ненадлежащее лицо и если к ходатайству приложены документы, не соответствующие по составу, форме или содержанию требованиям земельного законодательства. Ходатайство, не подлежащее рассмотрению по установленным названной частью основаниям, возвращается заинтересованному лицу в течение тридцати дней со дня его поступления с указанием причин, послуживших основанием для отказа в принятии ходатайства для рассмотрения.
В силу пункта 4 статьи 3 упомянутого Федерального закона N 172-ФЗ в случае рассмотрения ходатайства по существу уполномоченным органом принимается одно из следующих решений: либо акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую.
Аналогичные положения закреплены в приказе Министерства имущества Омской области от 09.07.2012 N 38-п, которым утвержден административный регламент по предоставлению государственной услуги "Перевод земель из одной категории в другую в отношении земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации".
Данный регламент разработан в целях повышения качества и доступности результатов предоставления государственной услуги по переводу земель из одной категории в другую в отношении земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации, и регулирует порядок ее предоставления.
Согласно подразделу 6 (пункт 9) Регламента результатом предоставления государственной услуги в соответствии с регламентом является:
- - отказ в рассмотрении ходатайства о переводе земель из одной категории в другую или ходатайства о переводе земельных участков в составе таких земель из состава земель одной категории в другую;
- - принятие распоряжения о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую;
- - принятие распоряжения об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую.
В силу подраздела 13 (пункт 23) Регламента в предоставлении государственной услуги Минимущество отказывает и оставляет ходатайство без рассмотрения при наличии одного из следующих оснований:
1) если с ходатайством обратилось ненадлежащее лицо;
2) если к ходатайству приложены документы, состав, форма или содержание которых не соответствуют требованиям земельного законодательства;
3) если федеральными законами установлены ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрет на такой перевод;
4) если имеется отрицательное заключение государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами;
5) если установлено несоответствие испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.
Таким образом, вышеизложенные положения свидетельствуют о том, что принимая одно из решений по заявленному ходатайству (в том числе об отказе в его рассмотрении) Министерство строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области должно привести его обоснование.
Следовательно, данное решение должно быть мотивированным.
В нарушение указанных требований, в письме от 16.05.2013 N 08/4770 Министерство строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области не указало ни одно из оснований для отказа в рассмотрении ходатайства, приведенных в названных нормах права.
Министерство, отказывая в рассмотрении ходатайства, сослалось лишь на поступление от Министерства строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области отрицательного заключения на проект распоряжения Минимущества "О переводе земельных участков в Оконешниковском и Полтавском районах Омской области из состава земель одной категории в другую".
Между тем, наличие или отсутствие отрицательных заключений органов государственной власти субъектов Российской Федерации не является препятствием для принятия к рассмотрению по существу поданного ходатайства.
Действующим законодательством и подзаконными актами не предусмотрено такое основание для отказа в рассмотрении ходатайства о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую как получение отрицательного заключения государственного органа на соответствующий проект на проект. Указанное заключение в совокупности с оценкой иных доказательств может быть положено в основу лишь при принятии решения по существу заявленного ходатайства о переводе или об отказе в переводе земель из одной категории в другую.
Как пояснил представитель Министерства имущественных отношений Омской области в заседании суда апелляционной инстанции, основанием для отказа в рассмотрении ходатайства ЗАО "Сибирская Сотовая Связь" послужило не соответствие представленных заявителем документов по составу и содержанию, поскольку Общество из приложенных материалов усматривается несоответствие площади земельного участка установленным для перевода требованиям.
Оценив указанный довод, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Подраздел 9 Регламента поименован как "Исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем".
В силу пункта 13 Регламента для получения государственной услуги заявители - юридические лица представляют:
- - ходатайство по форме согласно приложению N 1 к Административному регламенту;
- - копии учредительных документов;
- - копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на земельный участок, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить, если право на такой земельный участок не зарегистрировано в ЕГРП;
- - согласие правообладателя земельного участка на перевод земельного участка из одной категории в другую.
Согласно пункту 14 Регламента заявители дополнительно представляют:
- - утвержденный в установленном порядке проект рекультивации части сельскохозяйственных угодий, предоставляемой на период осуществления строительства дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, железнодорожных линий и других подобных сооружений (далее - линейные объекты) (в случае перевода земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель в другую категорию в связи со строительством указанных объектов);
- - копии правоустанавливающих документов на здание, строение, сооружение, находящееся на земельном участке, если право на такое здание, строение, сооружение не зарегистрировано в ЕГРП (в случае перевода земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель, на которых расположены здания, строения, сооружения, из одной категории в другую);
- - доверенность, в случае представления документов представителем заявителя.
Фактически, целью предоставления данного пакета документов является сбор информации относительно земельного участка, необходимой для принятия решения о переводе или об отказе в его переводе из одной категории в другую.
Соответственно, при предоставлении указанных документов, государственному органу следует исходить из того, что необходимые сведения для принятия одного из вышеуказанных решений у него имеются, в связи с чем основания для оставления ходатайства без рассмотрения отсутствуют.
Указанное подтверждается также пунктом 20 подраздела 11 Регламента, которым запрещается требовать от заявителя:
- - представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги;
- - представления документов и информации, которые в соответствии с нормативными правовыми актами находятся в распоряжении органа, предоставляющего государственную услугу, иных органов государственной власти, органов местного самоуправления Омской области и (или) подведомственных органам государственной власти и органам местного самоуправления Омской области организаций, участвующих в предоставлении государственных услуг (за исключением документов, указанных в части 6 статьи 7 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"), в соответствии с федеральным и областным законодательством.
Как следует из материалов дела, необходимый пакет документов для рассмотрения ходатайства заявителем был предоставлен в Министерство имущественных отношений Омской области.
Следовательно, суд апелляционной инстанции считает, что ЗАО "Сибирская Сотовая Связь" предоставило Министерству имущественных отношений Омской области сведения, необходимые для принятия решения о переводе или об отказе в переводе земельного участка.
При этом, суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции обоснованно отмечено, что вопрос наличия или отсутствия исключительного основания для перевода арендуемого Обществом земельного участка с кадастровым номером 55:19:040503:0093 площадью 3829 кв. м, входящего в состав земель сельскохозяйственного назначения, не является предметом рассмотрения по настоящему делу и должен быть разрешен Министерством имущественных отношений Омской области при рассмотрении по существу ходатайства ЗАО "Сибирская Сотовая Связь".
В связи с чем доводы апелляционной жалобы о несоответствии площади спорного земельного участка предъявляемым для перевода требованиям, не подлежат оценке судом апелляционной инстанции, как не имеющие правового значения для рассмотрения настоящего спора по существу.
Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что действие Министерства имущественных отношений Омской области, совершенное 16.05.2013 и оформленное письмом от 16.05.2013 N 08/4770, по отказу в рассмотрении ходатайства ЗАО "Сибирская Сотовая Связь" от 08.04.2013 о переводе земельного участка с кадастровым номером 55:19:040503:0093 из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, и возврату ходатайства ЗАО "Сибирская Сотовая Связь" без принятия по нему акта исполнительного (уполномоченного) органа государственной власти, не соответствует Федеральному закону от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" и нарушает права и законные интересы ЗАО "Теле2-Омск", связанные с использованием земельного участка и базовой станции, участвующей в процессе оказания услуг связи, то есть в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 201 АПК РФ установив, что оспариваемые решение и действия (бездействие) органов местного самоуправления не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, арбитражный суд принимает решение о признании решений и действий (бездействия) незаконными.
Как определено частью 5 статьи 201 АПК РФ, в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться:
1) наименование органа или лица, совершивших оспариваемые действия (бездействие) и отказавших в совершении действий, принятии решений; сведения о действиях (бездействии), решениях;
2) название закона или иного нормативного правового акта, на соответствие которым проверены оспариваемые действия (бездействие), решения;
3) указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
В этой связи, не соответствует нормам права довод Министерства имущественных отношений Омской области о том, что требование об обязании Минимущества принять и рассмотреть ходатайство ЗАО "Сибирская Сотовая Связь" не подлежит удовлетворению ввиду его неисполнимости.
При этом, возврат заявителю пакета документов также не является препятствием для исполнения судебного акта, поскольку правовая заинтересованность ЗАО "Сибирская Сотовая Связь" свидетельствует о принятии Обществом мер по повторному обращению с аналогичных ходатайством о переводе земельного участка.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции при принятии решения оценены все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи, выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, соответствуют материалам дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом первой инстанции не допущено, в силу чего основания для отмены решения суда первой инстанции в оспариваемой части и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь пунктом 6 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.05.2010 N 139, не распределяет расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы, поскольку Министерство имущественных отношений Омской области при подаче апелляционной жалобы не платило государственную пошлину в силу его освобождения на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от ее уплаты.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Омской области от 15.07.2013 по делу N А46-7063/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий
Ю.Н.КИРИЧЕК

Судьи
Н.Е.ИВАНОВА
О.Ю.РЫЖИКОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)