Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июля 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 15 июля 2013 года
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Тихомирова В.В.
судей Орловой Н.В.
Цыгановой Е.М.
при ведении протокола помощником судьи Черкасовой М.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования "Улаганский район" Республики Алтай на решение Арбитражного суда Республики Алтай от 21.02.2013 (судья Борков А.А.) и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2013 (судьи Ходырева Л.Е., Кривошеина С.В., Усанина Н.А.) по делу N А02-1287/2011 по заявлению сельскохозяйственного производственного кооператива "Челушманский" (649742, Республика Алтай, Улаганский район, с. Балыкча, ул. Центральная, 30, ИНН 0402020166, ОГРН 1020400508644) к администрации муниципального образования "Улаганский район" Республики Алтай (649750, Республика Алтай, Улаганский район, с. Улаган, ул. А.В. Санаа, 8, ИНН 0402002696, ОГРН 1030400507829) о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, об обязании принять решение о предоставлении земельного участка, подготовить проект договора его купли-продажи.
Третьи лица: Министерство лесного хозяйства Республики Алтай (649000, г. Горно-Алтайск, ул. Ленкина, 12), Министерство культуры Республики Алтай (649000, г. Горно-Алтайск, ул. Чаптынова, 24), Территориальное управление агентства по управлению государственным имуществом в Республике Алтай (649000, г. Горно-Алтайск, ул. Набережная, 1), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай (649000, г. Горно-Алтайск, ул. Строителей, 8), Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Республике Алтай (649000, г. Горно-Алтайск, ул. Строителей, 3).
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Алтай (судья Черепанова И.В.) в заседании участвовали представители:
от администрации муниципального образования "Улаганский район" Республики Алтай - Качакова О.А. по доверенности от 29.08.2012 N 949.
Суд
установил:
сельскохозяйственный производственный кооператив "Челушманский" (далее - кооператив, заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Алтай с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к администрации муниципального образования "Улаганский район" Республики Алтай (далее - администрация, заинтересованное лицо) о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность кооперативу земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения площадью 89 431 320 кв. м с местоположением: Республика Алтай, Улаганский район, ориентир - земли совхоза "Челушманский" с кадастровым номером 04:09:000000:17, об обязании принять решение о предоставлении земельного участка кооперативу на праве собственности, подготовке проекта договора купли-продажи земельного участка и направлении в кооператив.
Решением Арбитражного суда Республики Алтай от 02.02.2012, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2012, в удовлетворении требований отказано.
Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа вынесено постановление от 05.09.2012 об отмене указанных выше судебных актов, с направлением дела на новое рассмотрение в указанный суд первой инстанции.
Решением Арбитражного суда Республики Алтай от 21.02.2013 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2013 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация указывает на неправильное применение судами положений Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" по ограничению по времени переоформления права постоянного (бессрочного) пользования (до 01.07.2012), поскольку указанные законоположения не распространяются на правоотношения по переоформлению земель сельскохозяйственного назначения при наличии ограничения приватизации указанных земель. Просит отменить решение и постановление и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица поддержал доводы жалобы.
Учитывая надлежащее извещение заявителя и третьих лиц о времени и месте проведения судебного заседания, кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив в соответствии со статьями 286, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов по делу, кассационная инстанция не находит оснований для их отмены.
Из материалов дела следует, что кооператив, созданный путем реорганизации совхоза "Челушманский", владеет на праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 04:09:000000:17 площадью 89 431 320 кв. м из земель сельскохозяйственного назначения, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 02-АВ 026841, выданным 23.07.2009. В связи с этим он, с целью переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, обратился 01.08.2011 в администрацию с заявлением о предоставлении в собственность указанного земельного участка.
Администрация письмом от 15.09.2011 N 1250 сообщила о невозможности предоставления в собственность испрашиваемого земельного участка в связи с необходимостью проведения кадастровых работ с целью уточнения сведений о наличии на земельном участке объектов водного и лесного фонда, относящихся к федеральной собственности.
Заявитель 25.06.2012 вновь обратился с заявлением о предоставлении сведений о границах земельного участка, подлежащего выкупу и с просьбой о разделе земельного участка с кадастровым номером 04:09:000000:17 в целях предоставления кооперативу в собственность земель сельскохозяйственного назначения, которые не налагаются на земли иных категорий.
Администрация письмом от 28.01.2013 отказала кооперативу в удовлетворении заявления, указав, что Закон Республики Алтай "Об особенностях регулирования правоотношений в области оборота земель сельскохозяйственного назначения в Республике Алтай" установил срок начала приватизации земель сельскохозяйственного назначения с 01.01.2020 года.
В дальнейшем, в результате кадастровых работ по разделу земельных участков с кадастровым номером 04:09:000000:17, образовано сорок пять земельных участков.
Кооператив, считая отказ администрации не соответствующим действующему законодательству, а также нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратился с указанным заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды обеих инстанций пришли к выводу о том, что основания для отказа в предоставлении земельного участка отсутствуют.
Обозначенные выводы соответствуют установленным фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 1 июля 2012 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" лица, которым предоставлены земельные участки на таком праве до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации, вправе по своему выбору приобрести их в собственность независимо от того, для какой цели были предоставлены земельные участки.
В соответствии с пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Как обоснованно отмечено судебными инстанциями, все указанные земельные участки принадлежат кооперативу на праве постоянного (бессрочного) пользования, переоформление которых осуществляется с учетом специальных условий приобретения земли в частную собственность, предусмотренных пунктом 2 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ. При этом отсутствуют какие-либо исключения для предусмотренной императивно обязанности по переоформлению указанного права, а также приоритет и основания применения иных норм действующего законодательства, в том числе конкретных положений Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Судами первой и апелляционной инстанции установлено, что, поскольку кооператив владеет земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования и для оформления земельного участка в собственность предоставлены все необходимые достаточные документы, заявитель имеет преимущественное право на приобретение обозначенных участков в собственность.
Отсутствие на спорном земельном участке объекта или объектов недвижимости, принадлежащих кооперативу на праве собственности, не может препятствовать переоформлению права постоянного (бессрочного) пользования на право собственности.
Таким образом, суды сделали правильный вывод о том, что в данном случае предусмотрен упрощенный порядок приобретения земельного участка в собственность при наличии у заявителя права постоянного (бессрочного) пользования.
Доказательств того, что спорный земельный участок изъят из оборота, зарезервирован для государственных или муниципальных нужд, либо в отношении него имеется запрет на приватизацию, администрацией не представлено.
Обозначенная позиция судов соответствует правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.03.2006 N 14711/05.
Отклоняя довод о применении положений статьи 1 Закона Республики Алтай от 14.05.2007 N 12-РЗ "Об особенностях регулирования правоотношений в области оборота земель сельскохозяйственного назначения в Республике Алтай", которыми установлено начало приватизации земель сельскохозяйственного назначения в Республике Алтай с 1 января 2020 года, суды исходили из того, что администрацией не учтено наличие специальных условий приобретения кооперативом спорного земельного участка в собственность, а также ограничение действия права постоянного (бессрочного) пользования.
Таким образом, является верным вывод о том, что обозначенный запрет приватизации не распространяется на указанный случай переоформления права, предусмотренный федеральным законодательством.
Результаты рассмотрения спора соответствуют сложившейся судебной практике, а изложенные судами выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы администрации, по которым она не согласна с оспариваемыми судебными актами, были предметом разбирательства и им дана соответствующая оценка.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов в порядке статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Алтай от 21.02.2013 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2013 по делу N А02-1287/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
В.В.ТИХОМИРОВ
Судьи
Н.В.ОРЛОВА
Е.М.ЦЫГАНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 15.07.2013 ПО ДЕЛУ N А02-1287/2011
Разделы:Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 июля 2013 г. по делу N А02-1287/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июля 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 15 июля 2013 года
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Тихомирова В.В.
судей Орловой Н.В.
Цыгановой Е.М.
при ведении протокола помощником судьи Черкасовой М.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования "Улаганский район" Республики Алтай на решение Арбитражного суда Республики Алтай от 21.02.2013 (судья Борков А.А.) и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2013 (судьи Ходырева Л.Е., Кривошеина С.В., Усанина Н.А.) по делу N А02-1287/2011 по заявлению сельскохозяйственного производственного кооператива "Челушманский" (649742, Республика Алтай, Улаганский район, с. Балыкча, ул. Центральная, 30, ИНН 0402020166, ОГРН 1020400508644) к администрации муниципального образования "Улаганский район" Республики Алтай (649750, Республика Алтай, Улаганский район, с. Улаган, ул. А.В. Санаа, 8, ИНН 0402002696, ОГРН 1030400507829) о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, об обязании принять решение о предоставлении земельного участка, подготовить проект договора его купли-продажи.
Третьи лица: Министерство лесного хозяйства Республики Алтай (649000, г. Горно-Алтайск, ул. Ленкина, 12), Министерство культуры Республики Алтай (649000, г. Горно-Алтайск, ул. Чаптынова, 24), Территориальное управление агентства по управлению государственным имуществом в Республике Алтай (649000, г. Горно-Алтайск, ул. Набережная, 1), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай (649000, г. Горно-Алтайск, ул. Строителей, 8), Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Республике Алтай (649000, г. Горно-Алтайск, ул. Строителей, 3).
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Алтай (судья Черепанова И.В.) в заседании участвовали представители:
от администрации муниципального образования "Улаганский район" Республики Алтай - Качакова О.А. по доверенности от 29.08.2012 N 949.
Суд
установил:
сельскохозяйственный производственный кооператив "Челушманский" (далее - кооператив, заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Алтай с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к администрации муниципального образования "Улаганский район" Республики Алтай (далее - администрация, заинтересованное лицо) о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность кооперативу земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения площадью 89 431 320 кв. м с местоположением: Республика Алтай, Улаганский район, ориентир - земли совхоза "Челушманский" с кадастровым номером 04:09:000000:17, об обязании принять решение о предоставлении земельного участка кооперативу на праве собственности, подготовке проекта договора купли-продажи земельного участка и направлении в кооператив.
Решением Арбитражного суда Республики Алтай от 02.02.2012, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2012, в удовлетворении требований отказано.
Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа вынесено постановление от 05.09.2012 об отмене указанных выше судебных актов, с направлением дела на новое рассмотрение в указанный суд первой инстанции.
Решением Арбитражного суда Республики Алтай от 21.02.2013 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2013 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация указывает на неправильное применение судами положений Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" по ограничению по времени переоформления права постоянного (бессрочного) пользования (до 01.07.2012), поскольку указанные законоположения не распространяются на правоотношения по переоформлению земель сельскохозяйственного назначения при наличии ограничения приватизации указанных земель. Просит отменить решение и постановление и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица поддержал доводы жалобы.
Учитывая надлежащее извещение заявителя и третьих лиц о времени и месте проведения судебного заседания, кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив в соответствии со статьями 286, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов по делу, кассационная инстанция не находит оснований для их отмены.
Из материалов дела следует, что кооператив, созданный путем реорганизации совхоза "Челушманский", владеет на праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 04:09:000000:17 площадью 89 431 320 кв. м из земель сельскохозяйственного назначения, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 02-АВ 026841, выданным 23.07.2009. В связи с этим он, с целью переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, обратился 01.08.2011 в администрацию с заявлением о предоставлении в собственность указанного земельного участка.
Администрация письмом от 15.09.2011 N 1250 сообщила о невозможности предоставления в собственность испрашиваемого земельного участка в связи с необходимостью проведения кадастровых работ с целью уточнения сведений о наличии на земельном участке объектов водного и лесного фонда, относящихся к федеральной собственности.
Заявитель 25.06.2012 вновь обратился с заявлением о предоставлении сведений о границах земельного участка, подлежащего выкупу и с просьбой о разделе земельного участка с кадастровым номером 04:09:000000:17 в целях предоставления кооперативу в собственность земель сельскохозяйственного назначения, которые не налагаются на земли иных категорий.
Администрация письмом от 28.01.2013 отказала кооперативу в удовлетворении заявления, указав, что Закон Республики Алтай "Об особенностях регулирования правоотношений в области оборота земель сельскохозяйственного назначения в Республике Алтай" установил срок начала приватизации земель сельскохозяйственного назначения с 01.01.2020 года.
В дальнейшем, в результате кадастровых работ по разделу земельных участков с кадастровым номером 04:09:000000:17, образовано сорок пять земельных участков.
Кооператив, считая отказ администрации не соответствующим действующему законодательству, а также нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратился с указанным заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды обеих инстанций пришли к выводу о том, что основания для отказа в предоставлении земельного участка отсутствуют.
Обозначенные выводы соответствуют установленным фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 1 июля 2012 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" лица, которым предоставлены земельные участки на таком праве до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации, вправе по своему выбору приобрести их в собственность независимо от того, для какой цели были предоставлены земельные участки.
В соответствии с пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Как обоснованно отмечено судебными инстанциями, все указанные земельные участки принадлежат кооперативу на праве постоянного (бессрочного) пользования, переоформление которых осуществляется с учетом специальных условий приобретения земли в частную собственность, предусмотренных пунктом 2 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ. При этом отсутствуют какие-либо исключения для предусмотренной императивно обязанности по переоформлению указанного права, а также приоритет и основания применения иных норм действующего законодательства, в том числе конкретных положений Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Судами первой и апелляционной инстанции установлено, что, поскольку кооператив владеет земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования и для оформления земельного участка в собственность предоставлены все необходимые достаточные документы, заявитель имеет преимущественное право на приобретение обозначенных участков в собственность.
Отсутствие на спорном земельном участке объекта или объектов недвижимости, принадлежащих кооперативу на праве собственности, не может препятствовать переоформлению права постоянного (бессрочного) пользования на право собственности.
Таким образом, суды сделали правильный вывод о том, что в данном случае предусмотрен упрощенный порядок приобретения земельного участка в собственность при наличии у заявителя права постоянного (бессрочного) пользования.
Доказательств того, что спорный земельный участок изъят из оборота, зарезервирован для государственных или муниципальных нужд, либо в отношении него имеется запрет на приватизацию, администрацией не представлено.
Обозначенная позиция судов соответствует правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.03.2006 N 14711/05.
Отклоняя довод о применении положений статьи 1 Закона Республики Алтай от 14.05.2007 N 12-РЗ "Об особенностях регулирования правоотношений в области оборота земель сельскохозяйственного назначения в Республике Алтай", которыми установлено начало приватизации земель сельскохозяйственного назначения в Республике Алтай с 1 января 2020 года, суды исходили из того, что администрацией не учтено наличие специальных условий приобретения кооперативом спорного земельного участка в собственность, а также ограничение действия права постоянного (бессрочного) пользования.
Таким образом, является верным вывод о том, что обозначенный запрет приватизации не распространяется на указанный случай переоформления права, предусмотренный федеральным законодательством.
Результаты рассмотрения спора соответствуют сложившейся судебной практике, а изложенные судами выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы администрации, по которым она не согласна с оспариваемыми судебными актами, были предметом разбирательства и им дана соответствующая оценка.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов в порядке статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Алтай от 21.02.2013 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2013 по делу N А02-1287/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
В.В.ТИХОМИРОВ
Судьи
Н.В.ОРЛОВА
Е.М.ЦЫГАНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)