Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.09.2008 N 15АП-5030/2008 ПО ДЕЛУ N А53-2469/2008-С4-48

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 сентября 2008 г. N 15АП-5030/2008

Дело N А53-2469/2008-С4-48

Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 сентября 2008 г.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Смотровой Н.Н.
судей С.И. Золотухиной, Т.И. Ткаченко
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шапкиным П.В.
при участии:
от заявителя: Ситухо С.Л. (доверенность от 24.09.08 г., сроком на 3 года); Ситухо Н.И.
- от Зверевского городского филиала УФАКОН начальник отдела Стрижовая Н.Е. (доверенность от 26.12.07 г. N 108 сроком действия 1 год);
- ФГУ ЗКП по РО начальник отдела Симонова О.Н. (доверенность от 05.03.08 г. N 20 сроком действия 1 год);
- ООО НПФ "Агрохимсервис": представитель не явился;
- УФАКОН: главный специалист - эксперт Лукьянова Н.П. (доверенность от 29.01.08 г. N 0116, сроком на 1 год, паспорт <...>);
- ООО "Земля": генеральный директор Бочарова Ю.Н. (приказ N 6-к, от 14.05.07 г., паспорт <...>);
- От МУ "Отдел имущественных и земельных отношений г. Зверево" и Администрации г. Зверево юрисконсульт Сопельняк А.П. (доверенность от 23.09.08 г. N 2086, сроком до 31.12.08 г., доверенность от 22.04.08 г. N 6Д, сроком до 31.12.08 г., паспорт <...>)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Ситухо Николая Ивановича
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 30.06.08 г. по делу N А53-2469/2008-С4-48
по заявлению индивидуального предпринимателя Ситухо Николая Ивановича
к заинтересованным лицам: Зверевскому городскому филиалу Управления федерального агентства кадастра объектов недвижимости Ростовской области, Управлению Федерального кадастра объектов недвижимости по Ростовской области
при участии третьих лиц общества с ограниченной ответственностью "Земля", Федерального Государственного Учреждения "Земельная кадастровая палата по Ростовской области", Муниципального учреждения "Отдел имущественных и земельных отношений" Администрации г. Зверево, Администрации г. Красный Сулин и Красносулинского района, общество с ограниченной ответственностью НПФ "Агрохимсервис"
об оспаривании незаконных решений и действий должностного лица государственного органа, обязании совершить действия по устранению допущенных нарушений,
принятое в составе судьи Комурджиевой И.П.,

установил:

индивидуальный предприниматель Ситухо Николай Иванович (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Ростовской области к Зверевскому городскому филиалу Управления федерального агентства кадастра объектов недвижимости Ростовской области (далее - филиал УФАКОН), Управлению Федерального кадастра объектов недвижимости по Ростовской области (далее - УФАКОН) со следующими требованиями, уточненными в соответствии со ст. 49 АПК РФ:
- - о признании незаконными действий начальника (руководителя) филиала УФАКОН по постановке на кадастровый учет земельных участков, полученных из составов земель муниципального образования "Красносулинский район" в состав земель муниципального образования "город Зверево" с категорией "Земли населенных пунктов", выразившихся в выдаче кадастровых планов N 51-3/07-1076 от 10.09.2007 г. (земельный участок N 61:51:01 07 01:0047) и N 51-3/07-0601 от 18.05.2007 г. (земельный участок N 61:51:02 04 01:0707) и в постановке на кадастровый учет данных участников с категорией "Земля населенных пунктов";
- - об обязании УФАКОН внести изменения в сведения государственного земельного кадастра и поставить принадлежащие предпринимателю земельные участки: к/н 61:51:02 07 01:0047 площадью 346,5093 га, к/н 61:51:02 04 01:0707 площадью 17,8017 га на кадастровый учет с присвоением категории "Земли сельскохозяйственного назначения".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: общество с ограниченной ответственностью "Земля" (далее - ООО "Земля"), Федеральное Государственное Учреждение "Земельная кадастровая палата по Ростовской области" (далее - ЗКП), Муниципальное учреждение "Отдел имущественных и земельных отношений" Администрации г. Зверево (далее - Учреждение), Администрация г. Красный Сулин и Красносулинского района (далее - Администрация), общество с ограниченной ответственностью НПФ "Агрохимсервис" (далее - ООО "Агрохимсервис").
Заявление мотивировано тем, что оспариваемыми действиями незаконно изменена категория спорных земельных участков с земель сельскохозяйственного назначения на земли населенных пунктов. Предприниматель полагает, что, поскольку спорные земельные участки не включены в градостроительном плане в черту городского поселения "город Зверево", а находятся только в границах муниципального образования городской округ "город Зверево", им не могла быть присвоена новая категория, так как к землям населенных пунктов могут быть отнесены только земли, входящие в состав городских поселений. В данном же случае границы городского поселения "город Зверево", установленные в градостроительном плане этого поселения и границы муниципального образования "городской округ город Зверево", установленные областным законом Ростовской области от 24.12.04 г. N 230-ЗС, не совпадают - границы муниципального образования городской округ охватывают площадь большую, чем границы городского поселения и спорные земельные участки находятся между этими границами (за границей городского поселения, но в границах городского округа). Предприниматель указывает, что факт несовпадения границ городского поселения "город Зверево" и муниципального образования "городской округ город Зверево" также установлен решением Арбитражного суда Ростовской области от 27.09.2008 по делу N А53-7786/06-С5-4. В связи с этим, спорные земельные участки могли быть учтены как пригородные земли.
Предприниматель также ссылается на то, что не была проведена установленная Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и Федеральным законом "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" от 21.12.2004 года N 172-ФЗ (далее - закон N 172-ФЗ) процедура перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли других категорий.
Решением суда от 30.06.08 г. предпринимателю в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что филиалом УФАКОН при указании в кадастровых планах спорных земельных участков категории земель не было допущено нарушений действующего законодательства, поскольку в данном случае филиалом УФАКОН в кадастровых планах спорных земельных участков была указана та категория земель, которая должна быть установлена в соответствии законом субъекта Российской Федерации - областным законом Ростовской области от 24.12.04 г. N 230-ЗС "Об установлении границы и наделении статусом городского округа муниципального образования "город Зверево" (далее - закон РО N 230-ЗС). Так, в соответствии с этим законом спорные земельные участки вошли в состав земель муниципального образования "городское поселение "город Зерево", наделенного данным законом статусом городского округа и получившего в связи с этим новое наименование: "городской округ город Зерево". Тот факт, что спорные земельные участки вошли в состав названного городского округа признается и самим предпринимателем. Соответственно, эти земельные участки также вошли в состав городского поселения "город Зверево", так как согласно действующему законодательству границы городского поселения и границы муниципального образования городской округ совпадают. В связи с этим, филиал УФАКОН не имел права указывать в кадастровых планах спорных земельных участков, что они имеют категорию "земли сельскохозяйственного назначения". Эти земли в силу закона РО N 230-ЗС получили статус "земли населенных пунктов", так как были включены в состав земель городского поселения (муниципального образования "городской округ"). Суд первой инстанции также указал, что, поскольку статус спорных земель был изменен в связи с изменением границы городского поселения, соблюдения общей процедуры изменения категории спорных земельных участков не требовалось в силу ст. 84 ЗК РФ.
Не согласившись с решением суда, предприниматель подал на него апелляционную жалобу в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд и просил решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить. Жалоба мотивирована ссылками на доводы, приведенные в рассмотренном судом первой инстанции заявлении. Предприниматель просил в жалобе обозреть в судебном заседании подлинник генерального плана городского поселения "город Зверево", на котором видно, что та часть, на которой находятся спорные земельные участки, выходит за границы этого городского поселения - на генплане видно, что эта часть генплана закрыта белым. Предприниматель полагает, что это обстоятельство также доказывает, что спорные земельные участки не вошли и никогда не входили в состав земель городского поселения "город Зверево".
Отдел УФАКОН, УФАКОН, ЗКП, Учреждение, Администрация в отзывах на жалобу возражали против ее удовлетворения, сославшись на законность решения суда и на доводы, приведенные в решении. В отзывах указано, что границы городского поселения и муниципального образования "городской округ" всегда совпадают; поскольку спорные земельные участки включены законом РО N 230-ЗС в состав земель муниципального округа "город Зверево", то они автоматически вошли и в состав земель городского поселения "город Зверево" вне зависимости от того, входят ли они в черту этого поселения, указанную в градостроительном плане поселения; границы городских поселений и муниципальных образований устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, а не генеральными планами соответствующих муниципальных образований; градостроительный план является исключительно документом территориального планирования муниципального образования и отсутствие в нем того или иного земельного массива не означает, что он не входит в состав земель соответствующего муниципального образования.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ. В составе суда на основании ст. 18 АПК РФ распоряжением председателя административной коллегии от 23.09.08 г. произведена замена: судья Иванова Н.Н. заменена на судью Ткаченко Т.И.
Предприниматель и его представитель в судебном заседании настаивали на отмене решения суда первой инстанции, сославшись на доводы, приведенные в апелляционной жалобе.
Представители Отдела УФАКОН, УФАКОН, ЗКП, Учреждения, Администрации возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, сославшись на доводы, приведенные в отзывах на жалобу.
В судебном заседании по ходатайству предпринимателя было проведено обозрение подлинника генерального плана городского поселения "город Зверево" 1991 года изготовления, представленного Администрацией муниципального образования "городской округ город Зверево".
Представитель предпринимателя при изучении генерального плана городского поселения "город Зверево" (копия плана границ поселения подшита в материалы дела - т. 2, л.д. 33, на ней отмечено местонахождение спорных земельных участков) обратил внимание апелляционного суда на то, что черта населенного пункта город Зверево не изменилась после принятия Закона Ростовской области 2004 г. и принадлежащие предпринимателю земельные участки не вошли в черту населенного пункта город Зверево, а находятся в границах городского округа город Зверево за чертой населенного пункта.
Предприниматель обратил внимание на то, что в документации по проектированию и описанию прохождения границы муниципального образования г. Зверево принадлежащие предпринимателю земельные участки также не включены в границы населенного пункта город Зверево. На опорном плане границы муниципального образования г. Зверево принадлежащие предпринимателю земельные участки выделены белым.
Предприниматель также пояснил, что для включения земель в состав округа они должны быть переданы по акту приема-передачи. Поскольку земли передавались в состав городского округа, как земли сельскохозяйственного назначения, то они должны быть поставлены на кадастровый учет также как земли сельскохозяйственного назначения.
Представитель Администрации сообщил суду, что на 01.10.08 г. Администрацией назначен открытый аукцион на разработку нового генерального плана муниципального образования "городской округ город Зверево" в границах, установленных законом РО N 230-ЗС.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, предприниматель являлся субъектом права общей долевой собственности на земли бывшего СПК "Мир", о чем ему были выданы Свидетельства о государственной регистрации права собственности на земельные доли от 31.01.04 г. Серии 61 АА N 615211, 615212, 615214, 615216, 615217, 615218, 929476, 165498, 846093, 758699 (т. 1, л.д. 11-20, т. 3, л.д. 39) и собственником ранее учтенного земельного участка в составе земельного участка с кадастровым номером 61:18:60 00 08:0393, о чем ему выдано Свидетельство о государственной регистрации права собственности серии 61 АБ N 103983 (т. 1, л.д. 37, т. 3, л.д. 39).
В 2006 году ООО "НПФ "Агрохимсервис", в котором предприниматель является руководителем и которому предприниматель сдает в аренду принадлежащие ему земли, обратилось к ООО "Земля" с заявлением на межевание земельных участков, в том числе в счет земельных долей, принадлежащих на праве собственности предпринимателю, и на подготовку землеустроительных дел (т. 3, л.д. 4-13). Работы по межеванию были проведены и землеустроительные дела были переданы от ООО "Земля" к ООО "НПФ "Агрохимсервис" в декабре 2006 года (т. 1, л.д. 36-38, 41-44).
После выполнения работ по межеванию и подготовки землеустроительных дел, предприниматель обратился в филиал УФАКОН за проведением кадастрового участка отмежеванных земельных участков с предоставлением подготовленной ООО "Земля" землеустроительной документацией, в результате чего:
- - 18.05.07 г. отделом УФАКОН был выдан кадастровый план N 51-3/07-0601 на земельный участок N 61:51:02 04 01:0707 (предыдущий номер 61:18:60 00 00 08:0393) общей площадью 178017 кв. м (т. 1, л.д. 39-40);
- - 10.09.07 г. отделом УФАКОН был выдан кадастровый план N 51-3/07-1076 на земельный участок N 61:51:01 07 01:0047 (образованный из земельных долей) общей площадью 3.465.093 кв. м (т. 1, л.д. 45-46).
В отношении обоих земельных участков в кадастровых планах было указано, что они имеют категорию "земли населенных пунктов".
Предприниматель обжаловал в арбитражный суд действия начальника филиала УФАКОН по указанию в названных выше кадастровых планах названной категории земель. При этом предприниматель сослался на то, что в указанных кадастровых планах УФАКОН должна быть указана категория земель - "земли сельскохозяйственного назначения". Это требование обоснованно тем, что в кадастровых планах основных земельных участков с кадастровыми номерами 61:51: 02 07 01:0045 (кадастровый план 51-3/06-0255 от 21.03.06 г.) (т. 1, л.д. 51) и 61:51:02 04 01:0681 (кадастровый план N 51-3/06-0255), из которых были выделены спорные земельные участки, эти земли имели категорию "земли сельскохозяйственного назначения", а потому и все выделяемые из этих массивов земельные участки должны иметь ту же категорию до тех пор, пока они не переведены в другие категории по процедуре, установленной Федерального закона от 21.12.2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - закон N 172-ФЗ) (т. 1, л.д. 50).
Повторно рассмотрев заявление предпринимателя, суд апелляционной инстанции признал законным и обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что заявленные предпринимателем требования не подлежат удовлетворению.
В частности, в соответствии со ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 02.01.00 г. N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" (далее - закон N 28-ФЗ), государственный кадастровый учет земельных участков представляет собой описание и индивидуализацию в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки. Государственный кадастровый учет земельных участков сопровождается присвоением каждому земельному участку кадастрового номера.
Согласно пп. 1, 2 ст. 14 закона N 28-ФЗ, Единый государственный реестр земель представляет собой документ, который предназначен для проведения государственного кадастрового учета земельных участков. В Едином государственном реестре земель содержатся, в том числе, сведения о категории земель и разрешенном использовании земельных участков.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона Российской Федерации от 18.08.01 г. N 78-ФЗ "О землеустройстве" государственный кадастровый учет земельного участка, в отличие от действий по внесению записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, не является правопорождающим, правоизменяющим или правопрекращающим действием. Он носит только фиксирующую, информационную направленность. Содержащиеся в нем сведения вторичны и основаны на данных, содержащихся в правоустанавливающих документах.
Одним из документов кадастрового учета, в котором фиксируются сведения из Единого государственного реестра земель, является кадастровая карта (план) соответствующего земельного участка. Так, в ст. 16 закона N 28-ФЗ указано, что кадастровая карта (план) представляет собой карту (план), на которой в графической и текстовой формах воспроизводятся сведения, уже содержащиеся в государственном земельном кадастре.
Как следует из материалов дела, признается предпринимателем, УФАКОН и другими участвующими в деле лицами, до 2002-2003 годов земли, из которых в 2006 году ООО "Земля" по заявке ООО "НПО "Агрохимсервис" были выделены в результате проведения землеустроительных работ спорные земельные участки, относились к землям Красносулинского района и имели категорию "земли сельскохозяйственного назначения".
Затем, как признается предпринимателем и всеми участвующими в деле лицами, эти земли были включены законом субъекта Российской Федерации - Ростовской области от 24.12.04 г. N 230-ЗС в состав земель городского поселения "город Зверево", наделенного тем же законом статусом городского округа (т. 1, л.д. 47). Этим же законом была установлена граница этого муниципального образования, включившего также и бывшие земли Красносулинского района (схема границ городского округа по закону N 230-ЗС приведена на л.д. 34, т. 2, приложенное к закону N 230-ЗС описание прохождения границ городского округа содержится на л.д. 35-42, т. 2). Предприниматель признал как в суде первой, так и в суде апелляционной инстанций, что принадлежащие ему земельные участки вошли в состав земель муниципального образования "городской округ "город Зверево".
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - закона N 131-ФЗ) в редакции, действовавшей на дату принятия закона Ро N 230-ЗС:
- - муниципальное образование - это городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения;
- - городское поселение - это город или поселок с прилегающей территорией (в составе городского поселения также могут находиться сельские населенные пункты, не являющиеся сельскими поселениями в соответствии с законом N 131-ФЗ и законами субъектов Российской Федерации), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;
- - городской округ - это городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных законом N 131-ФЗ вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
То есть, городской округ - это особая разновидность городского поселения, самостоятельная по отношению к другому муниципальному образованию - муниципальному району и имеющая особый способ организации местного самоуправления. При этом, как городское поселение, так и городской округ являются муниципальными образованиями.
Соответственно, границы непосредственно городского поселения и соответствующего городского округа всегда совпадают, поскольку муниципальное образование, называемое: "городской округ", это фактически муниципальное образование "городское поселение", в котором используется особая форма осуществления местного самоуправления и которое не входит в состав другого муниципального образования - муниципального района. На одной территории невозможно существование одновременно двух муниципальных образований "городское поселение" и "городской округ", поскольку городской округ - это то же самое городское поселение, только переименованное в городской округ в связи с введением в нем специального порядка осуществления местного самоуправления и введения автономии по отношении к другому муниципальному образованию "муниципальный район". После такого переименования отдельное муниципальное образование "городское поселение" продолжает функционировать под новым наименованием "городской округ" и с новым статусом, который оно в связи с этим наделяется.
Таким образом, наделение муниципального образования городское поселение "город Зверево" статусом городского округа законом РО N 230-ЗС означало не создание какого-то нового территориального объекта - "муниципальное образование городской округ "город Зверево", территория которого не совпадает с территорией ранее существовавшего "городского поселения "горд Зверево", как на том настаивает предприниматель, а только изменило форму осуществления местного самоуправления в ранее существовавшем муниципальном образовании - "городское поселение "город Зверево" и сделало это образование автономным по отношению к муниципальному образованию "Красносулинский район".
Названным законом РО N 230-ЗС муниципальное образование "городское поселение "город Зверево" было трансформировано в муниципальное образование "городской округ "город Зверево".Соответственно, после вступления закона РО N 230-ЗС в силу (с 01.01.05 г.) муниципальное образование "городское поселение "город Зверево" перестало существовать. Вместо него появилось муниципальное образование "городской округ "город Зверево" (разновидность городского поселения).
В силу приведенных обстоятельств, предложенный предпринимателем вариант, в соответствии с которым границы городского поселения и границы образованного на его основе городского округа могут не совпадать, не может существовать в природе - их границы совпадают всегда, поскольку после присвоения городскому поселению статуса городского округа это же городское поселение продолжает существовать только в форме городского округа.
Основываясь на изложенном, суд апелляционной инстанции отклоняет как основанный на неверном понимании действующего законодательства довод предпринимателя о том, что границы городского поселения "город Зверево" не совпадают с границами городского округа "город Зверево".
В соответствии с п. 2 ст. 10 закона N 131-ФЗ, границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации. Требования к этой процедуре установления границ приведены в ст. ст. 11 - 13 закона N 131-ФЗ. Корреспондирующее положение содержится и в п. 3 ст. 84 ЗК РФ, согласно которой утверждение и изменение черты городских, сельских поселений осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 85 закона N 131-ФЗ, органы государственной власти субъектов Российской Федерации были обязаны в срок до 01.01.05 г. установить в соответствии с требованиями закона N 131-ФЗ границы муниципальных образований и наделить соответствующие муниципальные образования статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района.
Как следует из материалов настоящего дела, в отношении муниципального образования городское поселение "город Зверево" это было сделано законом РО N 230-ЗС - статьей 1 этого закона были установлены границы данного муниципального образования - городского поселения, которое в статье 2 этого же закона было наделено статусом городского округа.
Согласно материалам дела, законом РО N 230-ЗС была увеличена площадь городского поселения "город Зверево", наделенного статусом городского округа. Увеличение этой площади произошло за счет включения в состав земель этого городского поселения - городского округа земель, ранее относившихся к Красносулинскому району. Как следует из имеющихся в материалах дела картографических материалов и признается самим предпринимателем, в результате такого расширения, в состав земель муниципального образования городской округ "город Зверево" данным законом РО 230-ЗС были включены и спорные земельные участки (т. 2, л.д. 34).
То есть, исходя из приведенных выше положений закона N 131-ФЗ и ЗК РФ, с включением в состав земель городского округа "город Зверево" спорные земельные участки стали землями городского поселения "город Зверево", наделенного статусом городского округа.
В соответствии со ст. 83 ЗК РФ землями поселений признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития городских и сельских поселений и отделенные их чертой от земель других категорий. Согласно ст. 84 ЗК РФ, черта городских, сельских поселений представляет собой внешние границы земель городских, сельских поселений, отделяющие эти земли от земель иных категорий (статья 84 ЗК РФ). Соответственно, действующим земельным законодательством не допускается наличие в границах городских и сельских поселений земель каких-либо иных категорий, кроме как земель с категорией "земли населенных пунктов". Статьей 85 ЗК РФ установлено только зонирование таких земель населенных пунктов в зависимости от их допустимого целевого использования.
Таким образом, земельные участки, расположенные в установленных надлежащим образом границах населенных пунктов, автоматически подлежат отнесению к землям населенных пунктов и перевод земельных участков в категорию земель населенных пунктов производится путем изменения границ соответствующих поселений законом субъекта Российской Федерации.
Это также следует и из Федерального закона от 21.12.2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", на который ссылается предприниматель в обоснование своего довода о нарушении порядка перевода спорных земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов. Так, согласно п. 1 ст. 8 этого закона, установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов является переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
То есть, установленная законом N 172-ФЗ общая процедура перевода земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию не применяется в тех случаях, когда такой перевод производится в связи с изменением черты (границы) сельского или городского поселения. Кроме того, этот закон вступил в силу после вступления в силу закона РО N 230-ЗС, которым была изменена черта получившего статус городского округа городского поселения "город Зверево", в результате чего земли, из которых впоследствии были выделены спорные земельные участки, вошли в состав земель данного поселения.
При этом, неосновательными являются ссылки предпринимателя на то, что, поскольку спорные земельные участки не включены в генеральном плане городского поселения "город Зверево" 1991 года составления в границы этого городского поселения, то это должно означать, что эти участки не входят в состав земель этого городского поселения.
В соответствии с пп. 1 п. 6 ст. 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) в генеральных планах поселений, действительно, отображаются границы соответствующих поселений.
Однако, в силу пп. 2 п. 1 ст. 18 ГрК РФ генеральный план поселения является документом территориального планирования соответствующего поселения - не более того.
Согласно ст. 9 ГрК РФ, территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Таким образом, генеральный план поселения не имеет правоустанавливающего значения для вопроса о границах соответствующего поселения, границы которого отображены на содержащейся в этом плане карте поселения. В силу приведенных выше норм закона N 131-ФЗ и ЗК РФ, границы поселений устанавливаются и изменяются законами органов власти соответствующего уровня - в рассматриваемом случае - это закон Ростовской области - субъекта Российской Федерации.
В связи с этим, в случае, если какие-либо земли не отображены в содержащейся в генеральном плане поселения карте поселения в качестве земель поселения, это еще не является безусловным доказательством того, что эти земли не входят в черту этого поселения. В отличие от этого, включение в состав поселения каких-то земель законом субъекта Российской Федерации является безусловным доказательств того, что эти земли относятся к землям соответствующего поселения, даже если они не отображены в генеральном плане поселения. В этом случае генеральный план поселения подлежит корректировке.
В рассматриваемом случае, как следует из представленных Администрацией документов, проводятся работы по составлению нового генерального плана получившего статус городского округа городского поселения "город Зверево" в соответствии с его границами, установленными законом РО N 230-ЗС.
Таким образом, на дату обращения за проведением кадастрового учета спорных земельных участков, эти земельные участки уже находились в новых границах получившего статус городского округа городского поселения "город Зверево", установленных законом РО N 230-ЗС. В связи с этим, отдел УФАКОН правомерно указал в кадастровых планах спорных земельных участков категорию "земли населенных пунктов", поскольку эти земли фактически они уже были отнесены к этой категории законом субъекта Российской Федерации - законом РО N 230-ЗС.
При этом, предпринимателю была оставлена возможность использования спорных земельных участков в сельскохозяйственных целях. Так, в оспариваемых кадастровых планах указано, что спорные земельные участки имеют разрешенное использование: "для сельскохозяйственного производства", то есть, они отнесены к зоне сельскохозяйственного использования. Согласно п. 11 ст. 85 ЗК РФ, земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях - земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, строениями, сооружениями сельскохозяйственного назначения, - используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами поселений и правилами землепользования и застройки.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции сделан правомерный вывод о соответствии оспариваемых предпринимателем действий закону.
В связи с этим, у суда первой инстанции также отсутствовали основания для удовлетворения второго требования предпринимателя - об обязании УФАКОН оставить спорные земельные участки с категорией "земли сельскохозяйственного назначения", поскольку оно подлежало удовлетворению только при условии удовлетворения его первого требования.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 АПК РФ, основанием для удовлетворения заявления о признании незаконными действий должностного лица государственного органа является одновременное наличие двух условий: несоответствие этих действий закону и нарушение этими действиями законных прав и интересов заявителя.
Таким образом, поскольку в рассматриваемом деле отсутствует одно из двух обязательных приведенных выше условий (несоответствие закону) признания оспариваемых действий незаконными, суд первой инстанции правомерно отказал предпринимателю в удовлетворении заявленных им требований. При таких обстоятельствах, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены законного и обоснованного решения суда первой инстанции.
Излишне уплаченная предпринимателем по апелляционной жалобе в доход федерального бюджета государственная пошлина в сумме 1000 рублей по квитанции от 19.07.08 г. N 802172365 (т. 4, л.д. 147) подлежит возвращению предпринимателю
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 30.06.08 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Ситухо Николаю Ивановичу, ИНН 614600752130, из федерального бюджета 1000 рублей излишне уплаченной госпошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий
Н.Н.СМОТРОВА

Судьи
С.И.ЗОЛОТУХИНА
Т.И.ТКАЧЕНКО















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)