Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Ефимкина Ю.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Ретунской Н.В.,
судей Бугаевой Е.М., Филатовой В.Ю.,
при секретаре К.Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования "Город Саратов" на решение Волжского районного суда г. Саратова от 21 января 2013 года, которым признано незаконным постановление администрации муниципального образования "Город Саратов" N N от <дата> года об отказе Ш. в предоставлении земельного участка в Волжском районе для целей, не связанных со строительством, администрация муниципального образования "Город Саратов" обязана рассмотреть заявление Ш. от 05 июня 2012 года о предоставлении ему в аренду сроком на 49 лет земельного участка общей площадью 35000 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, для целей, не связанных со строительством - для размещения спортивной площадки, в течение 14 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Заслушав доклад судьи Бугаевой Е.М., объяснения представителя администрации муниципального образования "Город Саратов" З. (доверенность от 07 марта 2013 года), просившей удовлетворить жалобу, объяснения представителя комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов" Ж. (доверенность от 13 июня 2013 года), объяснения представителя комитета по управлению имуществом г. Саратова администрации муниципального образования "Город Саратов" К.А. (доверенность от 16 ноября 2012 года), поддержавших доводы жалобы, объяснения представителя Ш. - А., просившей оставить решение суда без изменения, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
Ш. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования "Город Саратов" о признании незаконным постановления N N от 31 <дата> года об отказе ему в предоставлении земельного участка в Волжском районе для целей, не связанных со строительством. В обосновании исковых требований указал, что 05 июня 2012 года обратился в администрацию муниципального образования "Город Саратов" с заявлением об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка и с заявлением о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, в котором просил предоставить ему в аренду на 49 лет земельный участок площадью 35000 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, для целей, не связанных со строительством - размещения оборудованной спортивной площадки. Постановлением от <дата> года N N ему отказано в предоставлении земельного участка. Считал, что отказом администрации муниципального образования "Город Саратов" в предоставлении ему земельного участка нарушено его право на получение земельного участка в аренду. Полагал, что Положение о создании, развитии и сохранении зеленых насаждений на территории муниципального образования "Город Саратов" не обязывает получать разрешения уполномоченного органа при отводе земельного участка, получение права аренды на земельный участок не подразумевает, что расположенные на нем зеленые насаждения будут снесены, расположенные на участке зеленые насаждения не выделены в зеленую зону, в зону рекреации, они не являются особо охраняемой природной территорией, а входят в зону Ж4 - зону жилой застройки, поэтому отказ считал несостоятельным и не соответствующим закону. Утверждение о невозможности подъезда к существующим объектам недвижимости считал несостоятельным, так как ответчик не указывает, к каким именно домовладениям перекрывается подъезд спорным земельным участком.
В ходе рассмотрения дела по существу представитель истца дополнил основания исковых требований ссылкой на статьи 1, 4, 10, 18, 19 Градостроительного кодекса РФ, Правила землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов", согласно которым спортивная площадка независимо от ее размеров не является сооружением, а следовательно, не является объектом капитального строительства. Указывает, что Ш. планирует разместить на испрашиваемом земельном участке открытую оборудованную спортивную площадку, пользование которой будет бесплатным для всех желающих. Считает, что размещение открытой оборудованной спортивной площадки в <адрес> не противоречит проекту стратегического развития г. Саратова, территориальному планированию и генеральному плану муниципального образования "Город Саратов", а напротив, является общественно значимым и полезным для города, так как указанный участок никогда не застраивался и не планируется застраиваться жилыми помещениями, поскольку имеет очень неровный рельеф.
Рассмотрев возникший спор, суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда в части удовлетворенных исковых требований и вынесении нового решения, которым отказать в иске в полном объеме. В обоснование доводов апелляционной жалобы указано на вынесение решения без достаточных оснований, с нарушением и неправильным применением норм материального права. Автор жалобы указал, что судом первой инстанции при вынесении решения не учтено, что заявление Ш. об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане рассмотрено, и 26 июля 2012 года ему направлено уведомление об отказе в утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка. Указанный отказ заявителем в судебном порядке не оспаривался, а отсутствие утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории является еще одним основанием для отказа в предоставлении земельного участка истцу. В соответствие с согласованным в установленном порядке 29 июля 1991 года проектом застройки в <адрес> в границах испрашиваемого земельного участка проходят несколько дорог, соединяющих ул. <адрес>. На указанном участке предусмотрены дома индивидуальной жилой застройки и объекты инженерно-технического обеспечения (распределительный пункт и котельная). Образование земельного участка по представленным границам приведет к невозможности подъезда к существующим объектам недвижимости, расположенным вокруг участка. Так как указанный проект застройки не противоречит генеральному плану города и Правилам землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов", является действующим и подлежащим применению, оспариваемый ненормативный правовой акт не противоречит действующему законодательству, а напротив направлен на его соблюдение. Полагал, что судом необоснованно не приняты во внимание доводы ответчика о злоупотреблении истцом правом на оформление земельного участка с целью получения его в упрощенном порядке - в порядке ст. 34 ЗК РФ.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель администрации муниципального образования "Город Саратов" З. просила удовлетворить жалобу по доводам, изложенным в ней, представитель комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов" Ж. и представитель комитета по управлению имуществом г. Саратова администрации муниципального образования "Город Саратов" К.А. поддержали доводы жалобы.
Представитель Ш. - А. просила оставить решение суда без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание судебной коллегией по гражданским делам Саратовского областного суда не явились, представителей в суд апелляционной инстанции не направили, о причинах неявки не сообщили и не просили дело не рассматривать в их отсутствие, в связи с чем на основании ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия по гражданским делам рассмотрела дело в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе (в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия пришла к следующему выводу:
согласно ст. 1 ЗК РФ одним из принципов земельного законодательства являются единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами, а также сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
В пункте 1 ст. 34 ЗК РФ закреплены основные требования, которым должна отвечать данная процедура. Указанные требования должны обеспечить реализацию принципов эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления земельных участков.
Согласно п. п. 2 - 4 ст. 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр. В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
После этого орган местного самоуправления на основании указанного заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти в течение одного месяца выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующих территорий.
Заявитель на основании указанной схемы обеспечивает выполнение кадастровых работ и обращается для осуществления кадастрового учета участка и изготовления кадастрового паспорта.
В двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимается решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. После принятия указанного решения в недельный срок заключается договор купли-продажи или аренды земельного участка (п. п. 5, 6 ст. 34 ЗК РФ).
В силу положений ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 ЗК РФ.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно п. 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года N 2 (ред. от 09 февраля 2012 года) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих") при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:
- имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица;
- соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;
- соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
Согласно п. 6 ст. 23 Устава муниципального образования "Город Саратов", утвержденного решением Саратовской городской Думы от 18 декабря 2005 года N 67-649, Городская Дума по вопросам, отнесенным к ее компетенции федеральными законами, законами Саратовской области, настоящим Уставом, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории города.
Как видно из материалов дела, 05 июня 2012 года представитель Ш. - А., обратилась в администрацию муниципального образования "Город Саратов" с заявлениями об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка и о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, в котором просила предоставить Ш. в аренду на 49 лет земельный участок площадью 35000 кв. м, расположенный по адресу: <адрес> для целей, не связанных со строительством - размещения оборудованной спортивной площадки (л.д. 7).
Постановлением от <дата> года N N Ш. отказано в предоставлении вышеуказанного земельного участка по следующим основаниям: на испрашиваемом земельном участке расположены зеленые насаждения, снос зеленых насаждений допускается на основании разрешения уполномоченного органа в случаях, предусмотренных пунктом 5.1 Положения о создании, развитии и сохранении зеленых насаждений на территории муниципального образования "Город Саратов"; образование земельного участка по представленным границам приведет к невозможности подъезда к существующим объектам недвижимости, расположенным вокруг участка (л.д. 8, л.д. 75-76).
Удовлетворяя требования Ш., судом первой инстанции сделан вывод, не соответствующий обстоятельствам дела, поскольку, обязывая рассмотреть заявление Ш. и признавая незаконным постановление об отказе в предоставлении истцу земельного участка, суд указал на преждевременность вынесенного органом местного самоуправления решения в связи с не рассмотрением органом местного самоуправления схемы расположения земельного участка и несоблюдением порядка, предусмотренного ст. 34 ЗК РФ.
Между тем в материалах дела имеется уведомление от 26 июля 2012 года, которым Ш. отказано в утверждении схемы расположения земельного участка, что свидетельствует о соблюдении процедуры, установленной административным регламентом предоставления муниципальной услуги "Утверждение и выдача схем расположения земельных участков на кадастровом плане и кадастровой карте соответствующей территории", утвержденным постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" от 4 апреля 2012 года N 475.
Одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (пп. 8 п. 1 ст. 1 ЗК РФ).
Этот принцип развит в статье 7 ЗК РФ, согласно которой использование земли производится в соответствии с установленным для них целевым назначением с учетом принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования земель.
В соответствии со ст. 8 ГК РФ и ст. 11 ЗК РФ вопрос установления правил землепользования и застройки территорий муниципальных образований отнесен к исключительной компетенции органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности и земельных отношений.
Решением Саратовской городской Думы от 29 апреля 2008 года N 27-280 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов", составной частью которых является Карта градостроительного зонирования территории города, а также Градостроительные регламенты для ряда территориальных зон, условно обозначенных на данной карте.
Пунктом 2.1 Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов" предусмотрено, что настоящие Правила в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации вводят в муниципальном образовании "Город Саратов" систему регулирования землепользования и застройки, которая основана на градостроительном зонировании - делении всей территории в границах муниципального образования "Город Саратов" на территориальные зоны с установлением для каждой из них единого градостроительного регламента по видам и предельным параметрам разрешенного использования земельных участков в границах этих территориальных зон.
Целью принятия данных Правил является защита прав граждан и обеспечения равенства прав физических и юридических лиц в процессе реализации отношений, возникающих по поводу землепользования и застройки, обеспечение открытой информации о правилах и условиях использования земельных участков, осуществление на них строительства и реконструкции; подготовка документов для передачи прав на земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам; для осуществления строительства, реконструкции объектов недвижимости; контроля соответствия градостроительным регламентам строительных намерений застройщиков, завершенных строительством объектов и их последующего использования.
Виды территориальных зон установлены в Таблице 3.1 Правил, где зона Ж-4 определена как зона малоэтажной жилой застройки усадебного типа.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов", утвержденными решением Саратовской городской Думы от 29 апреля 2008 года N 27-280, с изменениями, внесенными решением Саратовской городской Думы от 27 апреля 2010 N 50-595, Картой градостроительного зонирования, являющейся неотъемлемой частью названных Правил, испрашиваемый Ш. земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, отнесен к территориальной зоне Ж-4 (зона малоэтажной жилой застройки усадебного типа).
Как видно из Таблиц 5.1 Правил размещение для территориальной зоны Ж4 оборудованной спортивной площадки не является основным или условно разрешенным, следовательно, размещение оборудованной спортивной площадки в данной территориальной зоне не предусмотрено.
В указанной территориальной зоне одним из основных видов разрешенного использования являются "универсальные открытые плоскостные сооружения" (код использования 6.11 Таблицы 5.1 Правил), к которым относятся оборудованные спортивные площадки, что предполагает размещение универсальной общедоступной спортивной площадки как стандартного элемента инфраструктуры жилого района.
Согласно "Указаниям по проектированию сети физкультурно-спортивных сооружений городов и поселков городского типа" ВСН2-71, Санитарным правилам устройства и содержания мест занятий по физической культуре и спорту, утвержденным 30 декабря 1976 г. N 1567-76, в редакции от 31 октября 1996 года, Своду Правил по проектированию и строительству 31-115-2006 "Открытые плоскостные физкультурно-спортивные сооружения", одобренному Приказом Росспорта от 3 июля 2006 года N 407, определены рекомендуемые размеры размещаемых спортивных площадок от 400 до 1400 кв. м. При этом общая площадь площадок на микрорайон определяется из расчета от 1,12 до 0,2 га на 1000 жителей, в которую включаются площадки для занятий различными видами спорта.
При таких обстоятельствах судебная коллегия пришла к выводу о том, что испрашиваемый размер земельного участка 35000 кв. м существенно превышает необходимую площадь для размещения указанных объектов в зоне малоэтажной жилой застройки усадебного типа.
Согласно рабочему проекту истцом планируется возведение оборудованной спортивной площадки некапитального строительства.
Однако в силу п. 7 ст. 1 Федерального закона от 04 декабря 2007 года N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" объекты спорта - объекты недвижимого имущества или комплексы недвижимого имущества, специально предназначенные для проведения физкультурных мероприятий и (или) спортивных мероприятий, в том числе спортивные сооружения.
Спортивная площадка представляет собой плоскостное спортивное сооружение, оборудованное для одного или нескольких видов спора или для спортивных игр ("Терминологический словарь", 1986 года издания, разработчик Всесоюзный научно-исследовательский институт информации по строительству и архитектуре Госстроя СССР (с изм. на 2007 год)).
В соответствии со Сводом Правил по проектированию и строительству 31-115-2006 "Открытые плоскостные физкультурно-спортивные сооружения", одобренные Приказом Росспорта от 03 июля 2006 года N 407, открытые спортивные плоскостные сооружения должны иметь вспомогательные помещения для физкультурников (бытовые помещения, административно-хозяйственные помещения, комнаты для инструктора и врача и др.) и для зрителей (санитарные помещения).
Кроме того, такие сооружения должны быть обеспечены доброкачественной питьевой водой, что предполагает оснащение участка инженерно-техническими обеспечением и свидетельствует о наличии признаков капитального строения.
Таким образом, судебная коллегия считает, что в территориальной зоне Ж4 возможно размещение как основного вида использования: "универсальные открытые плоскостные сооружения", которые по смыслу вышеприведенного законодательства являются капитальными строениями. Следовательно, предоставление земельного участка под размещение оборудованной спортивной площадки в соответствии со ст. 34 ЗК РФ, для целей, не связанных со строительством, градостроительными актами не предусмотрено.
Предоставление земельного участка для указанного вида разрешенного использования возможно в порядке, предусмотренном ст. 30 ЗК РФ, устанавливающей правила предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предварительного согласования мест размещения объектов (исключительно на торгах) или с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Судебная коллегия согласна с доводами жалобы о том, что представление земельного участка в размере 35000 кв. м затруднит застройку района жильем и будет являться препятствием формирования полноценной инфраструктуры района, необходимой не только для занятия физкультурой и спортом, но и обеспечения жизнедеятельности населения.
Учитывая изложенное, решение администрации муниципального образования "Город Саратов" об отказе в предоставлении земельного участка является законным, обоснованным, принятым в соответствии с объемом полномочий, предоставленным органу местного самоуправления по эффективному распоряжению земельными участками, с учетом частных интересов истца - физического лица, имеющего намерение приобрести в аренду земельный участок для оборудования спортивной площадки, и публичных интересов, интересов населения данного района. При распоряжении землей на администрацию возложена обязанность рационально использовать землю и при этом учитывать интересы всего населения.
Кроме того, Ш. не обжаловал решение об отказе ему в утверждении схемы расположения земельного участка от 26 июля 2012 года, без утверждения которой невозможно оформление кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка и принятия решения о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, что предусмотрено административным регламентом предоставления муниципальной услуги "Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством", утвержденным постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" от 27 февраля 2013 года N 335 (п. 2.8).
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не согласна с выводом суда первой инстанции о незаконности обжалуемого ненормативного правового акта, и оно подлежит отмене в указанной части.
Согласно ч. 2 ст. 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
В соответствии со ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются, в том числе несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Поскольку при принятии решения судом первой инстанции допущены нарушения норм материального права, выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости отмены решения суда и принятии нового решения в части признания незаконным ненормативного акта и обязания ответчика рассмотреть заявление Ш.
Вместе с тем вывод суда первой инстанции об отказе Ш. в удовлетворении требований об обязании администрацию муниципального образования "Город Саратов" предоставить в аренду указанный земельный участок для размещения оборудованной спортивной площадки является обоснованным, решение в указанной части не подлежит отмене.
Руководствуясь ч. 2 ст. 328, ст. ст. 329, 330, 198 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Волжского районного суда г. Саратова от 21 января 2013 года - в части признания постановления администрации муниципального образования "Город Саратов" незаконным, обязании администрации муниципального образования "Город Саратов" рассмотреть заявление Ш. о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка общей площадью 35000 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, б/н, для целей, не связанных со строительством, под размещение спортивной площадки - отменить и принять по делу в указанной части новое решение
Отказать в удовлетворении требований Ш. к администрации муниципального образования "Город Саратов" о признании незаконным постановления администрации муниципального образования "Город Саратов" N N от <дата> года об отказе Ш. в предоставлении земельного участка в Волжском районе для целей, не связанных со строительством, и об обязании администрации муниципального образования "Город Саратов" рассмотреть заявление Ш. о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка общей площадью 35000 кв. м, расположенного по адресу: <адрес> для целей, не связанных со строительством, под размещение спортивной площадки.
В остальной части оставить решение суда без изменения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САРАТОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 20.06.2013 ПО ДЕЛУ N 33-3231
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 июня 2013 г. по делу N 33-3231
Судья: Ефимкина Ю.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Ретунской Н.В.,
судей Бугаевой Е.М., Филатовой В.Ю.,
при секретаре К.Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования "Город Саратов" на решение Волжского районного суда г. Саратова от 21 января 2013 года, которым признано незаконным постановление администрации муниципального образования "Город Саратов" N N от <дата> года об отказе Ш. в предоставлении земельного участка в Волжском районе для целей, не связанных со строительством, администрация муниципального образования "Город Саратов" обязана рассмотреть заявление Ш. от 05 июня 2012 года о предоставлении ему в аренду сроком на 49 лет земельного участка общей площадью 35000 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, для целей, не связанных со строительством - для размещения спортивной площадки, в течение 14 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Заслушав доклад судьи Бугаевой Е.М., объяснения представителя администрации муниципального образования "Город Саратов" З. (доверенность от 07 марта 2013 года), просившей удовлетворить жалобу, объяснения представителя комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов" Ж. (доверенность от 13 июня 2013 года), объяснения представителя комитета по управлению имуществом г. Саратова администрации муниципального образования "Город Саратов" К.А. (доверенность от 16 ноября 2012 года), поддержавших доводы жалобы, объяснения представителя Ш. - А., просившей оставить решение суда без изменения, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
Ш. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования "Город Саратов" о признании незаконным постановления N N от 31 <дата> года об отказе ему в предоставлении земельного участка в Волжском районе для целей, не связанных со строительством. В обосновании исковых требований указал, что 05 июня 2012 года обратился в администрацию муниципального образования "Город Саратов" с заявлением об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка и с заявлением о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, в котором просил предоставить ему в аренду на 49 лет земельный участок площадью 35000 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, для целей, не связанных со строительством - размещения оборудованной спортивной площадки. Постановлением от <дата> года N N ему отказано в предоставлении земельного участка. Считал, что отказом администрации муниципального образования "Город Саратов" в предоставлении ему земельного участка нарушено его право на получение земельного участка в аренду. Полагал, что Положение о создании, развитии и сохранении зеленых насаждений на территории муниципального образования "Город Саратов" не обязывает получать разрешения уполномоченного органа при отводе земельного участка, получение права аренды на земельный участок не подразумевает, что расположенные на нем зеленые насаждения будут снесены, расположенные на участке зеленые насаждения не выделены в зеленую зону, в зону рекреации, они не являются особо охраняемой природной территорией, а входят в зону Ж4 - зону жилой застройки, поэтому отказ считал несостоятельным и не соответствующим закону. Утверждение о невозможности подъезда к существующим объектам недвижимости считал несостоятельным, так как ответчик не указывает, к каким именно домовладениям перекрывается подъезд спорным земельным участком.
В ходе рассмотрения дела по существу представитель истца дополнил основания исковых требований ссылкой на статьи 1, 4, 10, 18, 19 Градостроительного кодекса РФ, Правила землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов", согласно которым спортивная площадка независимо от ее размеров не является сооружением, а следовательно, не является объектом капитального строительства. Указывает, что Ш. планирует разместить на испрашиваемом земельном участке открытую оборудованную спортивную площадку, пользование которой будет бесплатным для всех желающих. Считает, что размещение открытой оборудованной спортивной площадки в <адрес> не противоречит проекту стратегического развития г. Саратова, территориальному планированию и генеральному плану муниципального образования "Город Саратов", а напротив, является общественно значимым и полезным для города, так как указанный участок никогда не застраивался и не планируется застраиваться жилыми помещениями, поскольку имеет очень неровный рельеф.
Рассмотрев возникший спор, суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда в части удовлетворенных исковых требований и вынесении нового решения, которым отказать в иске в полном объеме. В обоснование доводов апелляционной жалобы указано на вынесение решения без достаточных оснований, с нарушением и неправильным применением норм материального права. Автор жалобы указал, что судом первой инстанции при вынесении решения не учтено, что заявление Ш. об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане рассмотрено, и 26 июля 2012 года ему направлено уведомление об отказе в утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка. Указанный отказ заявителем в судебном порядке не оспаривался, а отсутствие утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории является еще одним основанием для отказа в предоставлении земельного участка истцу. В соответствие с согласованным в установленном порядке 29 июля 1991 года проектом застройки в <адрес> в границах испрашиваемого земельного участка проходят несколько дорог, соединяющих ул. <адрес>. На указанном участке предусмотрены дома индивидуальной жилой застройки и объекты инженерно-технического обеспечения (распределительный пункт и котельная). Образование земельного участка по представленным границам приведет к невозможности подъезда к существующим объектам недвижимости, расположенным вокруг участка. Так как указанный проект застройки не противоречит генеральному плану города и Правилам землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов", является действующим и подлежащим применению, оспариваемый ненормативный правовой акт не противоречит действующему законодательству, а напротив направлен на его соблюдение. Полагал, что судом необоснованно не приняты во внимание доводы ответчика о злоупотреблении истцом правом на оформление земельного участка с целью получения его в упрощенном порядке - в порядке ст. 34 ЗК РФ.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель администрации муниципального образования "Город Саратов" З. просила удовлетворить жалобу по доводам, изложенным в ней, представитель комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов" Ж. и представитель комитета по управлению имуществом г. Саратова администрации муниципального образования "Город Саратов" К.А. поддержали доводы жалобы.
Представитель Ш. - А. просила оставить решение суда без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание судебной коллегией по гражданским делам Саратовского областного суда не явились, представителей в суд апелляционной инстанции не направили, о причинах неявки не сообщили и не просили дело не рассматривать в их отсутствие, в связи с чем на основании ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия по гражданским делам рассмотрела дело в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе (в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия пришла к следующему выводу:
согласно ст. 1 ЗК РФ одним из принципов земельного законодательства являются единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами, а также сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
В пункте 1 ст. 34 ЗК РФ закреплены основные требования, которым должна отвечать данная процедура. Указанные требования должны обеспечить реализацию принципов эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления земельных участков.
Согласно п. п. 2 - 4 ст. 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр. В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
После этого орган местного самоуправления на основании указанного заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти в течение одного месяца выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующих территорий.
Заявитель на основании указанной схемы обеспечивает выполнение кадастровых работ и обращается для осуществления кадастрового учета участка и изготовления кадастрового паспорта.
В двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимается решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. После принятия указанного решения в недельный срок заключается договор купли-продажи или аренды земельного участка (п. п. 5, 6 ст. 34 ЗК РФ).
В силу положений ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 ЗК РФ.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно п. 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года N 2 (ред. от 09 февраля 2012 года) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих") при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:
- имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица;
- соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;
- соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
Согласно п. 6 ст. 23 Устава муниципального образования "Город Саратов", утвержденного решением Саратовской городской Думы от 18 декабря 2005 года N 67-649, Городская Дума по вопросам, отнесенным к ее компетенции федеральными законами, законами Саратовской области, настоящим Уставом, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории города.
Как видно из материалов дела, 05 июня 2012 года представитель Ш. - А., обратилась в администрацию муниципального образования "Город Саратов" с заявлениями об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка и о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, в котором просила предоставить Ш. в аренду на 49 лет земельный участок площадью 35000 кв. м, расположенный по адресу: <адрес> для целей, не связанных со строительством - размещения оборудованной спортивной площадки (л.д. 7).
Постановлением от <дата> года N N Ш. отказано в предоставлении вышеуказанного земельного участка по следующим основаниям: на испрашиваемом земельном участке расположены зеленые насаждения, снос зеленых насаждений допускается на основании разрешения уполномоченного органа в случаях, предусмотренных пунктом 5.1 Положения о создании, развитии и сохранении зеленых насаждений на территории муниципального образования "Город Саратов"; образование земельного участка по представленным границам приведет к невозможности подъезда к существующим объектам недвижимости, расположенным вокруг участка (л.д. 8, л.д. 75-76).
Удовлетворяя требования Ш., судом первой инстанции сделан вывод, не соответствующий обстоятельствам дела, поскольку, обязывая рассмотреть заявление Ш. и признавая незаконным постановление об отказе в предоставлении истцу земельного участка, суд указал на преждевременность вынесенного органом местного самоуправления решения в связи с не рассмотрением органом местного самоуправления схемы расположения земельного участка и несоблюдением порядка, предусмотренного ст. 34 ЗК РФ.
Между тем в материалах дела имеется уведомление от 26 июля 2012 года, которым Ш. отказано в утверждении схемы расположения земельного участка, что свидетельствует о соблюдении процедуры, установленной административным регламентом предоставления муниципальной услуги "Утверждение и выдача схем расположения земельных участков на кадастровом плане и кадастровой карте соответствующей территории", утвержденным постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" от 4 апреля 2012 года N 475.
Одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (пп. 8 п. 1 ст. 1 ЗК РФ).
Этот принцип развит в статье 7 ЗК РФ, согласно которой использование земли производится в соответствии с установленным для них целевым назначением с учетом принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования земель.
В соответствии со ст. 8 ГК РФ и ст. 11 ЗК РФ вопрос установления правил землепользования и застройки территорий муниципальных образований отнесен к исключительной компетенции органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности и земельных отношений.
Решением Саратовской городской Думы от 29 апреля 2008 года N 27-280 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов", составной частью которых является Карта градостроительного зонирования территории города, а также Градостроительные регламенты для ряда территориальных зон, условно обозначенных на данной карте.
Пунктом 2.1 Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов" предусмотрено, что настоящие Правила в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации вводят в муниципальном образовании "Город Саратов" систему регулирования землепользования и застройки, которая основана на градостроительном зонировании - делении всей территории в границах муниципального образования "Город Саратов" на территориальные зоны с установлением для каждой из них единого градостроительного регламента по видам и предельным параметрам разрешенного использования земельных участков в границах этих территориальных зон.
Целью принятия данных Правил является защита прав граждан и обеспечения равенства прав физических и юридических лиц в процессе реализации отношений, возникающих по поводу землепользования и застройки, обеспечение открытой информации о правилах и условиях использования земельных участков, осуществление на них строительства и реконструкции; подготовка документов для передачи прав на земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам; для осуществления строительства, реконструкции объектов недвижимости; контроля соответствия градостроительным регламентам строительных намерений застройщиков, завершенных строительством объектов и их последующего использования.
Виды территориальных зон установлены в Таблице 3.1 Правил, где зона Ж-4 определена как зона малоэтажной жилой застройки усадебного типа.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов", утвержденными решением Саратовской городской Думы от 29 апреля 2008 года N 27-280, с изменениями, внесенными решением Саратовской городской Думы от 27 апреля 2010 N 50-595, Картой градостроительного зонирования, являющейся неотъемлемой частью названных Правил, испрашиваемый Ш. земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, отнесен к территориальной зоне Ж-4 (зона малоэтажной жилой застройки усадебного типа).
Как видно из Таблиц 5.1 Правил размещение для территориальной зоны Ж4 оборудованной спортивной площадки не является основным или условно разрешенным, следовательно, размещение оборудованной спортивной площадки в данной территориальной зоне не предусмотрено.
В указанной территориальной зоне одним из основных видов разрешенного использования являются "универсальные открытые плоскостные сооружения" (код использования 6.11 Таблицы 5.1 Правил), к которым относятся оборудованные спортивные площадки, что предполагает размещение универсальной общедоступной спортивной площадки как стандартного элемента инфраструктуры жилого района.
Согласно "Указаниям по проектированию сети физкультурно-спортивных сооружений городов и поселков городского типа" ВСН2-71, Санитарным правилам устройства и содержания мест занятий по физической культуре и спорту, утвержденным 30 декабря 1976 г. N 1567-76, в редакции от 31 октября 1996 года, Своду Правил по проектированию и строительству 31-115-2006 "Открытые плоскостные физкультурно-спортивные сооружения", одобренному Приказом Росспорта от 3 июля 2006 года N 407, определены рекомендуемые размеры размещаемых спортивных площадок от 400 до 1400 кв. м. При этом общая площадь площадок на микрорайон определяется из расчета от 1,12 до 0,2 га на 1000 жителей, в которую включаются площадки для занятий различными видами спорта.
При таких обстоятельствах судебная коллегия пришла к выводу о том, что испрашиваемый размер земельного участка 35000 кв. м существенно превышает необходимую площадь для размещения указанных объектов в зоне малоэтажной жилой застройки усадебного типа.
Согласно рабочему проекту истцом планируется возведение оборудованной спортивной площадки некапитального строительства.
Однако в силу п. 7 ст. 1 Федерального закона от 04 декабря 2007 года N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" объекты спорта - объекты недвижимого имущества или комплексы недвижимого имущества, специально предназначенные для проведения физкультурных мероприятий и (или) спортивных мероприятий, в том числе спортивные сооружения.
Спортивная площадка представляет собой плоскостное спортивное сооружение, оборудованное для одного или нескольких видов спора или для спортивных игр ("Терминологический словарь", 1986 года издания, разработчик Всесоюзный научно-исследовательский институт информации по строительству и архитектуре Госстроя СССР (с изм. на 2007 год)).
В соответствии со Сводом Правил по проектированию и строительству 31-115-2006 "Открытые плоскостные физкультурно-спортивные сооружения", одобренные Приказом Росспорта от 03 июля 2006 года N 407, открытые спортивные плоскостные сооружения должны иметь вспомогательные помещения для физкультурников (бытовые помещения, административно-хозяйственные помещения, комнаты для инструктора и врача и др.) и для зрителей (санитарные помещения).
Кроме того, такие сооружения должны быть обеспечены доброкачественной питьевой водой, что предполагает оснащение участка инженерно-техническими обеспечением и свидетельствует о наличии признаков капитального строения.
Таким образом, судебная коллегия считает, что в территориальной зоне Ж4 возможно размещение как основного вида использования: "универсальные открытые плоскостные сооружения", которые по смыслу вышеприведенного законодательства являются капитальными строениями. Следовательно, предоставление земельного участка под размещение оборудованной спортивной площадки в соответствии со ст. 34 ЗК РФ, для целей, не связанных со строительством, градостроительными актами не предусмотрено.
Предоставление земельного участка для указанного вида разрешенного использования возможно в порядке, предусмотренном ст. 30 ЗК РФ, устанавливающей правила предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предварительного согласования мест размещения объектов (исключительно на торгах) или с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Судебная коллегия согласна с доводами жалобы о том, что представление земельного участка в размере 35000 кв. м затруднит застройку района жильем и будет являться препятствием формирования полноценной инфраструктуры района, необходимой не только для занятия физкультурой и спортом, но и обеспечения жизнедеятельности населения.
Учитывая изложенное, решение администрации муниципального образования "Город Саратов" об отказе в предоставлении земельного участка является законным, обоснованным, принятым в соответствии с объемом полномочий, предоставленным органу местного самоуправления по эффективному распоряжению земельными участками, с учетом частных интересов истца - физического лица, имеющего намерение приобрести в аренду земельный участок для оборудования спортивной площадки, и публичных интересов, интересов населения данного района. При распоряжении землей на администрацию возложена обязанность рационально использовать землю и при этом учитывать интересы всего населения.
Кроме того, Ш. не обжаловал решение об отказе ему в утверждении схемы расположения земельного участка от 26 июля 2012 года, без утверждения которой невозможно оформление кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка и принятия решения о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, что предусмотрено административным регламентом предоставления муниципальной услуги "Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством", утвержденным постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" от 27 февраля 2013 года N 335 (п. 2.8).
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не согласна с выводом суда первой инстанции о незаконности обжалуемого ненормативного правового акта, и оно подлежит отмене в указанной части.
Согласно ч. 2 ст. 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
В соответствии со ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются, в том числе несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Поскольку при принятии решения судом первой инстанции допущены нарушения норм материального права, выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости отмены решения суда и принятии нового решения в части признания незаконным ненормативного акта и обязания ответчика рассмотреть заявление Ш.
Вместе с тем вывод суда первой инстанции об отказе Ш. в удовлетворении требований об обязании администрацию муниципального образования "Город Саратов" предоставить в аренду указанный земельный участок для размещения оборудованной спортивной площадки является обоснованным, решение в указанной части не подлежит отмене.
Руководствуясь ч. 2 ст. 328, ст. ст. 329, 330, 198 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Волжского районного суда г. Саратова от 21 января 2013 года - в части признания постановления администрации муниципального образования "Город Саратов" незаконным, обязании администрации муниципального образования "Город Саратов" рассмотреть заявление Ш. о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка общей площадью 35000 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, б/н, для целей, не связанных со строительством, под размещение спортивной площадки - отменить и принять по делу в указанной части новое решение
Отказать в удовлетворении требований Ш. к администрации муниципального образования "Город Саратов" о признании незаконным постановления администрации муниципального образования "Город Саратов" N N от <дата> года об отказе Ш. в предоставлении земельного участка в Волжском районе для целей, не связанных со строительством, и об обязании администрации муниципального образования "Город Саратов" рассмотреть заявление Ш. о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка общей площадью 35000 кв. м, расположенного по адресу: <адрес> для целей, не связанных со строительством, под размещение спортивной площадки.
В остальной части оставить решение суда без изменения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)