Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.09.2013 ПО ДЕЛУ N А41-56397/12

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 сентября 2013 г. по делу N А41-56397/12


Резолютивная часть постановления объявлена 18 сентября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 сентября 2013 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Виткаловой Е.Н.,
судей Мищенко Е.А., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: Ишаевым А.С.,
при участии в заседании:
от заявителя - Ильхананов М.И., по доверенности от 10.11.2012,
от заинтересованного лица - Барков А.Н., по доверенности от 23.01.2013 N 1.2.5/190,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Эльханан Омара Марковича на решение Арбитражного суда Московской области от 29 марта 2013 года по делу N А41-56397/12, принятое судьей Неяскиной Е.А., по заявлению индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Эльханан Омара Марковича к администрации Красногорского муниципального района Московской области об оспаривании бездействия и обязании осуществить определенные действия,

установил:

индивидуальный предприниматель - Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Эльханан Омар Маркович (далее - заявитель, ИНН 773607063811, дата регистрации 07.09.2009) обратился в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, к Администрации Красногорского муниципального района Московской области (далее - заинтересованное лицо) с требованиями:
1) о признании незаконным бездействия Администрации Красногорского муниципального района Московской области, изложенного в письме от 04 октября 2012 года N 1.26-80/4070 Администрации Красногорского муниципального района Московской области, содержащее отказ в обеспечении выбора земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта и предоставление земельного участка в аренду;
2) об обязании Администрацию Красногорского муниципального района Московской области принять решение об обеспечении процедуры выбора земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта в соответствии со статьей 31 ЗК РФ, с последующим предоставлением в аренду сроком на 49 лет ИП Эльханан О.М., земельного участка, а именно:
- - земельного участка с приблизительной площадью около 13.7 га находящегося в Кадастровом квартале 50:11:0050301, граничащего с земельными участками, КN 50:11:0050301:48, 50:11:0050301:186, расположенного в границах, Московская область, Красногорский район, с/пос. Ильинское, с местоположением, с. Петрово-Дальнее, - земельного участка с приблизительной площадью около 4.9 га, находящегося в Кадастровом кварталах 50:11:0050410, 50:11:0050535, граничащего с земельными участками, КN 50:11:0050410:18, КN 50:11:0050535:4, КN 50:11:0050535:27, КN 50:11:0050535:66, КN 50:11:0050535:51, КN 50:11:0050535:42, КN 50:11:0050535:63 расположенного в границах, Московская область, Красногорский район, с/пос. Ильинское, с местоположением, с. Петрово-Дальнее;
- - земельного участка с приблизительной площадью около 11 га, из земельных участков, находящегося в кадастровом квартале 50:11:0050301, граничащего с земельным участком: КN 50:11:0050301:158, КN 50:11:0050301:71, КN 50:11:0050301:141, КN 50:11:0050301:349, КN 50:11:0050301:350, КN 50:11:0050301:354, КN 50:11:0050301:170, КN 50:11:0050301:167, КN 50:11:0050301:351, расположенного в границах, Московская область, Красногорский район, с/пос. Ильинское, с местоположением, п. Мечниково;
- - земельного участка с приблизительной площадью около 2.1 га, находящегося в кадастровом квартале 50:11:0050208, граничащего с земельным участком: КN 50:11:0050208:49, находящегося в кадастровом квартале 50:11:0050208, с приблизительной площадью около 2.1 га, граничащего с земельным участком: КN 50:11:0050208:49, расположенного в границах, Московская область, Красногорский район, с/пос. Ильинское, с местоположением, вблизи д. Тимошкино;
- - земельного участка с приблизительной площадью около 3.8 га, находящегося в кадастровом квартале 50:11:0050107, граничащего с земельным участком: КN 50:11:0050107:556, расположенного в границах, Московская область, Красногорский муниципальный район, с/пос. Ильинское, д. Тимошкино;
- - земельного участка с приблизительной площадью около 18.7 га, находящегося в кадастровом квартале 50:11:0050102, граничащего с земельным участком: КN 50:11:0050102:557,50:11:0050102:556, 50:11:0050102:90 расположенного в границах, Московская область, Красногорский муниципальный район, с/пос. Ильинское.
Решением от 29 марта 2013 года Арбитражный суд Московской области в удовлетворении заявленных требований отказал.
Не согласившись с указанным судебным актом, индивидуальный предприниматель - глава крестьянского (фермерского) хозяйства Эльханан О.М. обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой решение Арбитражного суда Московской области считает незаконным и необоснованным, вынесенным с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела. Просит обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании апелляционного суда в обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, для строительства регламентирован статьями 30 - 32 ЗК РФ, при этом выбор земельных участков для строительства осуществляется в соответствии с положениями статьи 31 ЗК РФ. Земельный кодекс РФ при рассмотрении органами местного самоуправления заявлений граждан о предоставлении земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и (или) для строительства не предусматривает ни права органов местного самоуправления закреплять какие-либо дополнительные условия предоставления гражданам земельных участков, ни таких условий, как предоставление земельных участков в порядке очередности и факта постоянного проживания на соответствующей территории.
Представитель администрации возражал против доводов жалобы. Просил обжалуемое решение оставить без изменения.
Выслушав представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Десятый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований предпринимателя в части признания незаконным отказа администрации в обеспечении выбора земельного участка под строительство с предварительным согласованием места размещения объекта и предоставления земельного участка в аренду, изложенного в письме от 04.10.2012 N 1.26-80/4070.
Как следует из материалов дела, и установлено судом, индивидуальный предприниматель - Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Эльханан О.М. обратился с заявлением от 13 сентября 2012 года к Главе Красногорского муниципального района Московской области, в котором просил осуществить, обеспечить выбор земельного участка под строительство с предварительным согласованием места размещения объекта, в соответствии со статьями 30 - 31 ЗК РФ, необходимых для создания, осуществления деятельности фермерского хозяйства, с последующим предоставлением в аренду сроком на 49 лет, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, производства и переработки сельскохозяйственной продукции, а также транспортировки (перевозки), хранения и реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства, на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в границах Московской области, Красногорский район, с/пос. Ильинское.
Индивидуальный предприниматель - Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Эльханан О.М. испрашивал следующие земельные участки под строительство:
- - земельный участок с приблизительной площадью около 13.7 га, находящийся в Кадастровом квартале 50:11:0050301, граничащий с земельными участками с кадастровыми номерами 50:11:0050301:48, 50:11:0050301:186, расположенный в границах, Московская область, Красногорский район, с/пос. Ильинское, с местоположением, с. Петрово-Дальнее;
- - земельный участок с приблизительной площадью около 4.9 га, находящийся в Кадастровых кварталах 50:11:0050410, 50:11:0050535, граничащий с земельными участками с кадастровыми номерами 50:11:0050410:18, 50:11:0050535:4, 50:11:0050535:27, 50:11:0050535:66, 50:11:0050535:51, 50:11:0050535:42, 50:11:0050535:63, расположенный в границах, Московская область, Красногорский район, с/пос. Ильинское, с местоположением, с. Петрово-Дальнее;
- - земельный участок с приблизительной площадью около 11 га, находящийся в кадастровом квартале 50:11:0050301, граничащий с земельными участками с кадастровыми номерами 50:11:0050301:158, 50:11:0050301:71, 50:11:0050301:141, 50:11:0050301:349, 50:11:0050301:350, 50:11:0050301:354, 50:11:0050301:170, 50:11:0050301:167, 50:11:0050301:351, расположенный в границах, Московская область, Красногорский район, с/пос. Ильинское, с местоположением, п. Мечниково;
- - земельный участок с приблизительной площадью около 2.1 га, находящийся в кадастровом квартале 50:11:0050208, граничащий с земельным участком с кадастровым номером 50:11:0050208:49, находящимся в кадастровом квартале 50:11:0050208, с приблизительной площадью около 2.1 га, граничащим с земельным участком с кадастровым номером 50:11:0050208:49, расположенный в границах, Московская область, Красногорский район, с/пос. Ильинское, с местоположением, вблизи д. Тимошкино;
- - земельный участок с приблизительной площадью около 3.8 га, находящийся в кадастровом квартале 50:11:0050107, граничащий с земельным участком с кадастровым номером 50:11:0050107:556, расположенный в границах, Московская область, Красногорский муниципальный район, с/пос. Ильинское, д. Тимошкино;
- - земельный участок с приблизительной площадью около 18.7 га, находящийся в кадастровом квартале 50:11:0050102, граничащий с земельными участками с кадастровыми номерами 50:11:0050102:557,50:11:0050102:556, 50:11:0050102:90, расположенный в границах, Московская область, Красногорский муниципальный район, с/пос. Ильинское.
Рассмотрев обращение по вопросу выбора земельного участка для создания фермерского хозяйства, администрация Красногорского муниципального района Московской области сообщила ИП Эльханан О.М. в письме от 04.10.2012 N 1.2.6-80/4070, что не считает возможным рассмотрение вопроса о предоставлении земельного участка для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства в Красногорском муниципальном районе.
В указанном письме от 04.10.2012 администрация Красногорского муниципального района Московской области указала, что в соответствии с Положением "О порядке управления и распоряжения объектами земельных отношений в Красногорском муниципальном районе", утвержденным решением Совета депутатов Красногорского муниципального района Московской области от 29.10.2009 N 483/28, земельные участки предоставляются гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства в порядке очередности с постановкой на очередь с предоставлением в администрацию необходимых документов.
Считая отказ администрации Красногорского муниципального района Московской области от 04.10.2012 N 1.2.6-80/4070 ущемляющим права и законные интересы ИП Эльханова О.М., предприниматель обратился с заявлением в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, апелляционный суд считает подлежащим удовлетворению заявленное требование ИП Эльханова О.М. о признании незаконным бездействия Администрации Красногорского муниципального района Московской области, изложенного в письме от 04 октября 2012 года N 1.26-80/4070, содержащем отказ в обеспечении выбора земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта и предоставление земельного участка в аренду, на основании следующих обстоятельств.
В порядке части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд Московской области, принимая решение об отказе в удовлетворении заявленного требования, указал, в том числе, на несоблюдение предпринимателем решения Совета депутатов Красногорского муниципального района Московской области от 29.10.2009 N 483/28 "Об утверждении положения о порядке управления и распоряжения объектами земельных отношений в Красногорском муниципальном районе".
Вместе с тем, решением Арбитражного суда Московской области от 23.07.2013 по делу N А41-8886/13, вступившим в законную силу, решение Совета депутатов Красногорского муниципального района Московской области от 29.10.2009 N 483/28 "Об утверждении положения о порядке управления и распоряжения объектами земельных отношений в Красногорском муниципальном районе" признано несоответствующим пункту 2 статьи 19, пункту 1 статьи 34 и статье 36 Конституции Российской Федерации, пункту 1 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации, пункту 3 статьи 11, пунктам 1, 3, 4 статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
Таким образом, отказ Администрации, выраженный в письме от 04.10.2012 N 1.2.6-80/4070, со ссылкой на Положение "О порядке управления и распоряжения объектами земельных отношений в Красногорском муниципальном районе", утвержденное решением Совета депутатов Красногорского муниципального района Московской области от 29.10.2009 N 483/28 является незаконным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 81 ЗК РФ гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Согласно статье 11 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ (ред. от 25.12.2012) "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
Для строительства зданий, строений и сооружений, необходимых для осуществления деятельности фермерского хозяйства, могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и земель иных категорий.
Земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, формируются в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) заявления, в которых должны быть указаны:
1) цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение);
2) испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду);
3) условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно);
4) срок аренды земельных участков;
5) обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства);
6) предполагаемое местоположение земельных участков.
Как следует из материалов дела, в качестве обоснования размеров испрашиваемых земельных участков заявитель указал на создание фермерского хозяйства и осуществление его деятельности, производство и переработку сельскохозяйственной продукции, а также транспортировку (перевозку), хранение и реализацию сельскохозяйственной продукции собственного производства.
Оценив все обстоятельства дела в соответствии со статьей 71 АПК РФ, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, апелляционный суд полагает, что предприниматель не обосновал размера предоставляемых земельных участков, необходимых для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности.
Так, общая площадь испрашиваемых земельных участков является значительной и составляет 54,2 га.
Вместе с тем, в своем заявлении предприниматель не указал, каким именно видом сельскохозяйственной деятельности он намерен заниматься с использованием такой площади земель.
Фраза общего характера о намерении производить сельскохозяйственную продукцию не позволяет суду прийти к выводу об обоснованности размера испрашиваемых земельных участков.
Каких-либо документов, подтверждающих необходимый размер земельного участка и подтверждающих, намерение заявителя действительно осуществлять деятельность по организации КФХ в материалы дела не представлено.
Как пояснил апелляционному суду представитель заявителя, в качестве предпринимателя в целях организации крестьянского фермерского хозяйства он зарегистрирован в 2009 году, является единственным членом хозяйства, хозяйственную деятельность в качестве КФХ не ведет.
Таким образом, поданное предпринимателем заявление не соответствует статье 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
Данная правовая позиция соответствует судебной практике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 13.04.2012 N ВАС-3599/12.
В статье 29 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 ЗК РФ.
В силу пункта 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации каждый гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства объекта нежилого назначения, имеют право обратиться с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта в соответствующий орган местного самоуправления, который обязан обеспечить такой выбор.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду (пункт 3 статьи 30 Земельного кодекса РФ).
В силу пункта 5 статьи 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его кадастрового учета;
3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Кодекса.
В силу положений пункта 2 статьи 31 Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления, получивший заявление лица, заинтересованного в выборе земельного участка под строительство конкретного объекта, обязан обеспечить этот выбор на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных или иных условий использования соответствующей территории.
После определения участка, подходящего для строительства того объекта, в отношении которого заинтересованным лицом подано заявление, пункт 3 статьи 31 Земельного кодекса РФ обязывает органы местного самоуправления городских и сельских поселений информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Поданное заявление предпринимателя в Администрацию не является заявлением применительно к пункту 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку не указывает на намерение получить вышеуказанные земельные участки в аренду в заявленной площади именно для строительства конкретных объектов.
Таким образом, указанное обращение заявителя прямо не указывает о его намерении осуществить выбор земельного участка под строительство конкретного объекта в порядке статей 29 - 31 ЗК РФ.
Учитывая изложенные обстоятельства, признание незаконным отказа Администрации Красногорского муниципального района Московской области, изложенного в письме от 04 октября 2012 года N 1.26-80/4070, не влечет обязанность администрации в течение тридцати дней с момента вступления решения в законную силу принять решение об обеспечении процедуры выбора индивидуальным предпринимателем - Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Эльханан О.М. незастроенного земельного участка под строительство с предварительным согласованием места размещения объекта, в соответствии со статьей 31 ЗК РФ, с последующим предоставлением в аренду сроком на 49 лет ИП Эльханан О.М., спорных земельных участков, расположенных в границах Московской области, Красногорского муниципального района, сельское поселение Ильинское.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 29 марта 2013 года по делу N А41-56397/12 отменить в части.
Признать незаконным отказ Администрации Красногорского муниципального района Московской области в обеспечении выбора земельного участка под строительство с предварительным согласованием места размещения объекта и предоставления земельного участка в аренду, изложенный в письме от 04.10.2012 N 1.26-80/4070.
В остальной части решение Арбитражного суда Московской области по делу N А41-56397/12 от 29.03.2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий
Е.Н.ВИТКАЛОВА

Судьи
Е.А.МИЩЕНКО
Е.Е.ШЕВЧЕНКО















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)