Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 05.02.2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 07.02.2013 года
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего Панченко С.Ю.
Судей Ключниковой Н.В., Смолко С.И.
при участии в заседании:
от крестьянского хозяйства "Чара" (ОГРН 1024800569815) в лице Малыхина В.Н. Липецкая область, Добринский район, с. Березнеговатка Шульгина И.С. - представителя (дов. б/н от 20.03.2012), Боровских Е.В. - представителя (дов. б/н от 20.03.2012),
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Липецкой области г. Липецк, ул. Скороходова, д. 2 не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
от Федерального агентства по управлению государственным имуществом ОГРН 1087746829994 г. Москва, пер. Никольский, д. 9 не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
от общества с ограниченной ответственностью Агрофирма "Настюша Петровский" ОГРН 1064802001043 Липецкая область, Добринский район, п. Петровский не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Липецкой области и ООО Агрофирма "Настюша Петровский" на постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2012 (судьи Миронцева Н.Д., Семенюта Е.А., Сергуткина В.А.) по делу N А36-2380/2012,
установил:
крестьянское хозяйство "Чара" (далее - КХ "Чара", Крестьянское хозяйство) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Липецкой области и (далее - ТУФА УГИ, Территориальное управление) и Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее - Федеральное агентство), выразившегося в непринятии решения о предоставлении требуемых земельных участков и в незаключении с КХ "Чара" договоров аренды земельных участков, согласно заявлению от 27.12.2011.
Заявитель в качестве устранения допущенных нарушений его прав также просил обязать Федеральное агентство и Территориальное управление принять решение о предоставлении Крестьянскому хозяйству земельных участков по заявлению от 27.12.2011 и заключить с ним договоры аренды земельных участков.
Определением от 24.05.2012 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) привлечено общество с ограниченной ответственностью Агрофирма "Настюша Петровский" (далее - ООО Агрофирма "Настюша Петровский").
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 15.06.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2012 решение суда первой инстанции отменено в части: признано незаконным бездействие Федерального агентства по управлению государственным имуществом, выразившееся в непринятии решения о предоставлении спорных земельных участков заявителю, а Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Липецкой области обязано устранить допущенное нарушение прав заявителя, предоставив крестьянскому хозяйству "Чара" земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения: 1) кадастровый номер: 48:04:0000000:0137, площадь 43 863 941 кв. м, адрес (местоположение): участок находится примерно в 100 м по направлению на восток от ориентира деревня, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Липецкая область, Добринский район, сельское поселение Петровский сельсовет, д. Ржавец; 2) кадастровый номер: 48:04:1731501:29, площадь 36 506 408 кв. м, адрес (местоположение): участок находится примерно в 27 м по направлению на восток от ориентира п свх Петровский, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: обл. Липецкая, р-н Добринский, сельское поселение Петровский сельсовет; 3) кадастровый номер: 48:04:1730202:0291, площадь 17 467 88 кв. м, адрес: Липецкая область, Добринский район, администрация сельского поселения Петровского сельсовета (участок находится примерно в 11 м по направлению на север от с. Среднее); 4) кадастровый номер: 48:04:1730501:570, площадь 11 494 694 кв. м, адрес (местоположение): Местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир деревня. Участок находится примерно в 10 м от ориентира по направлению на северо-запад. Почтовый адрес ориентира: Россия, Липецкая область, Добринский район, с/п Петровский сельсовет, д. Ржавец; 5) кадастровый номер: 48:04:1730103:0156, площадь 18 924 581 кв. м, адрес (местоположение): участок находится в 100 м по направлению на запад от ориентира д. Николаевка, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Липецкая область, Добринский район, сельское поселение Петровский сельсовет; 6) кадастровый номер: 48:04:1730202:290, площадь 42 156 кв. м, адрес (местоположение): Местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир село. Участок находится примерно в 100 м от ориентира по направлению на северо-запад. Почтовый адрес ориентира: Россия, Липецкая область, Добринский район, с/п Петровский сельсовет, с. Среднее; 7) кадастровый номер: 48:04:1730501:0569, площадь 711 052 кв. м, адрес: Липецкая область, Добринский район, администрация сельского поселения Петровского сельсовета (участок находится примерно в 606 м по направлению на юго-запад от д. Ржавец) в аренду.
В остальной части решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, Территориальное управление и ООО Агрофирма "Настюша Петровский" обжаловали его в кассационном порядке.
До рассмотрения жалобы по существу от ООО Агрофирма "Настюша Петровский" поступило ходатайство об отложении судебного разбирательства.
Данное ходатайство отклоняется кассационной коллегией, поскольку приведенные в его обоснование причины не препятствуют рассмотрению жалобы по существу.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы жалоб, заслушав объяснения представителей КХ "Чара", кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого постановления.
Как следует из материалов дела, глава КХ "Чара" Малыхин В.Н. 27.12.2011 обратился в ТУФА УГИ с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 49 лет из земель сельскохозяйственного назначения для расширения крестьянского хозяйства семи земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации: 1) кадастровый номер: 48:04:0000000:0137, площадь 43 863 941 кв. м, адрес (местоположение): участок находится примерно в 100 м по направлению на восток от ориентира деревня, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Липецкая область, Добринский район, сельское поселение Петровский сельсовет, д. Ржавец; 2) кадастровый номер: 48:04:1731501:29, площадь 36 506 408 кв. м, адрес (местоположение): участок находится примерно в 27 м по направлению на восток от ориентира п свх Петровский, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: обл. Липецкая, р-н Добринский, сельское поселение Петровский сельсовет; 3) кадастровый номер: 48:04:1730202:0291, площадь 17 467 88 кв. м, адрес: Липецкая область, Добринский район, администрация сельского поселения Петровского сельсовета (участок находится примерно в 11 м по направлению на север от с. Среднее); 4) кадастровый номер: 48:04:1730501:570, площадь 11 494 694 кв. м, адрес (местоположение): Местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир деревня. Участок находится примерно в 10 м от ориентира по направлению на северо-запад. Почтовый адрес ориентира: Россия, Липецкая область, Добринский район, с/п Петровский сельсовет, д. Ржавец; 5) кадастровый номер: 48:04:1730103:0156, площадь 18 924 581 кв. м, адрес (местоположение): участок находится в 100 м по направлению на запад от ориентира д. Николаевка, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Липецкая область, Добринский район, сельское поселение Петровский сельсовет; 6) кадастровый номер: 48:04:1730202:290, площадь 42 156 кв. м, адрес (местоположение): Местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир село. Участок находится примерно в 100 м от ориентира по направлению на северо-запад. Почтовый адрес ориентира: Россия, Липецкая область, Добринский район, с/п Петровский сельсовет, с. Среднее; 7) кадастровый номер: 48:04:1730501:0569, площадь 711 052 кв. м, адрес: Липецкая область, Добринский район, администрация сельского поселения Петровского сельсовета (участок находится примерно в 606 м по направлению на юго-запад от д. Ржавец).
Территориальное управление письмом от 10.01.2012 N 18-04 сообщило Федеральному агентству о поступлении заявления КХ "Чара" и направило для рассмотрения вопроса о предоставлении в аренду семи федеральных земельных участков, одновременно сообщив КХ "Чара" письмом от 10.01.2012 N 19-04 о том, что пакет документов с заявлением о предоставлении федеральных земельных участков категории земель - земли сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства, расположенных в Добринском районе Липецкой области, направлен в Федеральное агентство.
Федеральное агентство в письме от 17.02.2012 N ПП-10/4698 поручило ТУФА УГИ в трехдневный срок с момента получения данного поручения: представить в Федеральное агентство письменные объяснения по факту неисполнения поручения Федерального агентства от 13.08.2010 N ПП-10/23428, в том числе, о привлечении виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности; обеспечить в месячный срок в установленном законодательством Российской Федерации порядке в рамках выполнения вышеуказанного поручения уточнение и определение границ земельного участка с кадастровым номером 48:04:0000000:137 и 48:04:1731501:29.
Письмом от 27.02.2012 N 971-04 главе КХ "Чара" В.Н.Малыхину ТУФА УГИ сообщило о том, что во исполнение поручения Федерального агентства от 17.02.2012 N ПП-10/4697 планируются мероприятия по уточнению площади и местоположения границ федеральных земельных участков в целях предоставления в аренду заинтересованным лицам посредством проведения торгов в форме аукциона.
На законных основаниях спорные участки иным лицам на каком-либо праве не предоставлялись.
Заявитель считая, что Территориальное управление и Федеральное агентство, не принимая решения о предоставлении земельных участков и не заключая с КХ "Чара" договоры аренды земельных участков бездействовали, и в результате их бездействия нарушены его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что спорные земельные участки могут быть переданы в аренду только по результатам проведения торгов.
Отменяя решение суда и частично удовлетворяя заявленные требования, суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно статье 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 данного Кодекса.
Передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления.
Статьями 9, 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" установлено, что в аренду могут быть переданы земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, прошедшие государственный кадастровый учет.
В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).
Материалами дела подтверждено, что на момент обращения КХ "Чара" с заявлением о предоставлении земельных участков в аренду, эти земельные участки были сформированы и поставлены на кадастровый учет, свободны от прав третьих лиц, какие-либо другие заявления о предоставлении этих земельных участков в аренду в Территориальном управлении отсутствовали.
Статьей 12 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон о крестьянском (фермерском) хозяйстве) определен специальный порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, в соответствии с которым исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Согласно пункту 5 статьи 2 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве договор купли-продажи или аренды земельного участка для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней со дня принятия указанного решения.
Таким образом, государственные и муниципальные органы, уполномоченные на предоставление земельных участков в аренду, осуществляют полномочия в отношении государственных и муниципальных земель путем принятия решений о предоставлении либо об отказе в предоставлении земельных участков по итогам процедур, установленных законом.
До момента обращения КХ "Чара" в суд (26.03.2012) такое решение принято не было, что, как правильно указал суд апелляционной инстанции, свидетельствует о бездействии уполномоченного органа.
Кроме того, ни в письме Федерального агентства, ни в письмах Территориального управления не содержится каких-либо замечаний к форме и содержанию представленных заявителем документов. Оснований для отказа в предоставлении земельных участков ввиду несоответствия представленных документов по форме и содержанию требованиям закона установлено не было.
Вывод суда первой инстанции о том, что спорные земельные участки надлежало выставить на торги, поскольку имелась заявка ООО Агрофирма "Настюша Петровский", обоснованно признан судом апелляционной инстанции несостоятельным.
Как видно из материалов дела, с момента обращения Главы КХ "Чара" 27.12.2011 в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении ему земельных участков до момента его обращения в арбитражный суд (26.03.2012) о признании незаконным бездействия никакие иные лица не обращались с подобными заявлениями.
Обращения ООО Агрофирма "Настюша Петровский" 23.03.2012 и главы фермерского хозяйства Демина Э.Н. 12.05.2012 в уполномоченный орган о предоставлении земельных участков имели место уже после обращения Главы КХ "Чара" и по истечении предусмотренного законом срока на рассмотрение заявления КХ "Чара".
Заявка ООО Агрофирма "Настюша Петровский" от 15.09.2010 на участие в торгах по реализации спорных участков не может рассматриваться как конкурирующая с заявкой КХ "Чара" от 27.12.2011, поскольку к моменту возникновения спорных правоотношений указанная заявка не получила какого-либо разрешения, торги в 2010 году проведены не были, и по форме заявка не соответствует требованиям, предъявляемым Федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве (пункты 1, 2 статьи 12) к документам о выделении земельных участков.
Не может быть признан обоснованным и довод о том, что ООО Агрофирма "Настюша Петровский" имеет преимущественное право на спорные участки, поскольку осуществляет на них сельскохозяйственную деятельность. Судебными актами (решение Арбитражного суда Липецкой области от 18.08.2011, постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2011 по делу N А36-1835/2011) подтверждено, что Общество использует спорные земельные участки с 2008 года без законных оснований и не вносит плату за их использование, в связи с чем с него взыскана в пользу собственника земли сумма неосновательного обогащения.
Таким образом, оценивая в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции обоснованно указал, что Федеральное агентство допустило незаконное бездействие, выразившееся в ненаправлении Территориальному управлению соответствующего поручения о предоставлении КХ "Чара" испрашиваемых земельных участков, пресекая тем самым возможность заключения договоров аренды, и правомерно решил вопрос об устранении нарушения права КХ "Чара" на получение спорных земельных участков в аренду.
В кассационной жалобе заявители ссылаются на доводы, которые являлись предметом оценки суда апелляционной инстанции и правомерно им отклонены как основанные на неверном толковании норм права и фактических обстоятельствах спора. Оснований для их переоценки у суда кассационной инстанции в силу прямого указания статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено и оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
В силу 283 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации приостановление исполнения постановления Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2012 по делу N А36-2380/2012, принятое определением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 09.01.2013 по делу N А36-2380/2012, подлежит отмене.
На основании части 5 статьи 96 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отмене также подлежат обеспечительные меры, принятые определением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 21.01.2013 по делу N А36-2380/2012, в виде запрета Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области совершать государственные регистрационные действия в отношении земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 48:04:000 00 00:0137, площадью 43 863 941 кв. м; 48:04:173 15 01:29, площадью 36 410 674 кв. м; 48:04:173 02 02:0291, площадью 1 735 549 кв. м; 48:04:173 05 01:570, площадью 11 494 694 кв. м; 48:04:173 01 03:0156 площадью 18 924 581 кв. м; 48:04:173 02 02:02:0290, площадью 42 156 кв. м; 48:04:173 05 01:0569, площадью 711 052 кв. м.
Руководствуясь статьями 96, 283, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2012 по делу N А36-2380/2012 оставить без изменения, а кассационные жалобы Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Липецкой области и ООО Агрофирма "Настюша Петровский" - без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения постановления Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2012 по делу N А36-2380/2012, принятое определением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 09.01.2013 по делу N А36-2380/2012.
Отменить обеспечительные меры, принятые определением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 21.01.2013 по делу N А36-2380/2012, в виде запрета Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области совершать государственные регистрационные действия в отношении земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 48:04:000 00 00:0137, площадью 43 863 941 кв. м; 48:04:173 15 01:29, площадью 36 410 674 кв. м; 48:04:173 02 02:0291, площадью 1 735 549 кв. м; 48:04:173 05 01:570, площадью 11 494 694 кв. м; 48:04:173 01 03:0156 площадью 18 924 581 кв. м; 48:04:173 02 02:02:0290, площадью 42 156 кв. м; 48:04:173 05 01:0569, площадью 711 052 кв. м.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий
С.Ю.ПАНЧЕНКО
Судьи
Н.В.КЛЮЧНИКОВА
С.И.СМОЛКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 07.02.2013 ПО ДЕЛУ N А36-2380/2012
Разделы:Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 февраля 2013 г. по делу N А36-2380/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 05.02.2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 07.02.2013 года
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего Панченко С.Ю.
Судей Ключниковой Н.В., Смолко С.И.
при участии в заседании:
от крестьянского хозяйства "Чара" (ОГРН 1024800569815) в лице Малыхина В.Н. Липецкая область, Добринский район, с. Березнеговатка Шульгина И.С. - представителя (дов. б/н от 20.03.2012), Боровских Е.В. - представителя (дов. б/н от 20.03.2012),
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Липецкой области г. Липецк, ул. Скороходова, д. 2 не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
от Федерального агентства по управлению государственным имуществом ОГРН 1087746829994 г. Москва, пер. Никольский, д. 9 не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
от общества с ограниченной ответственностью Агрофирма "Настюша Петровский" ОГРН 1064802001043 Липецкая область, Добринский район, п. Петровский не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Липецкой области и ООО Агрофирма "Настюша Петровский" на постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2012 (судьи Миронцева Н.Д., Семенюта Е.А., Сергуткина В.А.) по делу N А36-2380/2012,
установил:
крестьянское хозяйство "Чара" (далее - КХ "Чара", Крестьянское хозяйство) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Липецкой области и (далее - ТУФА УГИ, Территориальное управление) и Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее - Федеральное агентство), выразившегося в непринятии решения о предоставлении требуемых земельных участков и в незаключении с КХ "Чара" договоров аренды земельных участков, согласно заявлению от 27.12.2011.
Заявитель в качестве устранения допущенных нарушений его прав также просил обязать Федеральное агентство и Территориальное управление принять решение о предоставлении Крестьянскому хозяйству земельных участков по заявлению от 27.12.2011 и заключить с ним договоры аренды земельных участков.
Определением от 24.05.2012 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) привлечено общество с ограниченной ответственностью Агрофирма "Настюша Петровский" (далее - ООО Агрофирма "Настюша Петровский").
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 15.06.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2012 решение суда первой инстанции отменено в части: признано незаконным бездействие Федерального агентства по управлению государственным имуществом, выразившееся в непринятии решения о предоставлении спорных земельных участков заявителю, а Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Липецкой области обязано устранить допущенное нарушение прав заявителя, предоставив крестьянскому хозяйству "Чара" земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения: 1) кадастровый номер: 48:04:0000000:0137, площадь 43 863 941 кв. м, адрес (местоположение): участок находится примерно в 100 м по направлению на восток от ориентира деревня, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Липецкая область, Добринский район, сельское поселение Петровский сельсовет, д. Ржавец; 2) кадастровый номер: 48:04:1731501:29, площадь 36 506 408 кв. м, адрес (местоположение): участок находится примерно в 27 м по направлению на восток от ориентира п свх Петровский, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: обл. Липецкая, р-н Добринский, сельское поселение Петровский сельсовет; 3) кадастровый номер: 48:04:1730202:0291, площадь 17 467 88 кв. м, адрес: Липецкая область, Добринский район, администрация сельского поселения Петровского сельсовета (участок находится примерно в 11 м по направлению на север от с. Среднее); 4) кадастровый номер: 48:04:1730501:570, площадь 11 494 694 кв. м, адрес (местоположение): Местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир деревня. Участок находится примерно в 10 м от ориентира по направлению на северо-запад. Почтовый адрес ориентира: Россия, Липецкая область, Добринский район, с/п Петровский сельсовет, д. Ржавец; 5) кадастровый номер: 48:04:1730103:0156, площадь 18 924 581 кв. м, адрес (местоположение): участок находится в 100 м по направлению на запад от ориентира д. Николаевка, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Липецкая область, Добринский район, сельское поселение Петровский сельсовет; 6) кадастровый номер: 48:04:1730202:290, площадь 42 156 кв. м, адрес (местоположение): Местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир село. Участок находится примерно в 100 м от ориентира по направлению на северо-запад. Почтовый адрес ориентира: Россия, Липецкая область, Добринский район, с/п Петровский сельсовет, с. Среднее; 7) кадастровый номер: 48:04:1730501:0569, площадь 711 052 кв. м, адрес: Липецкая область, Добринский район, администрация сельского поселения Петровского сельсовета (участок находится примерно в 606 м по направлению на юго-запад от д. Ржавец) в аренду.
В остальной части решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, Территориальное управление и ООО Агрофирма "Настюша Петровский" обжаловали его в кассационном порядке.
До рассмотрения жалобы по существу от ООО Агрофирма "Настюша Петровский" поступило ходатайство об отложении судебного разбирательства.
Данное ходатайство отклоняется кассационной коллегией, поскольку приведенные в его обоснование причины не препятствуют рассмотрению жалобы по существу.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы жалоб, заслушав объяснения представителей КХ "Чара", кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого постановления.
Как следует из материалов дела, глава КХ "Чара" Малыхин В.Н. 27.12.2011 обратился в ТУФА УГИ с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 49 лет из земель сельскохозяйственного назначения для расширения крестьянского хозяйства семи земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации: 1) кадастровый номер: 48:04:0000000:0137, площадь 43 863 941 кв. м, адрес (местоположение): участок находится примерно в 100 м по направлению на восток от ориентира деревня, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Липецкая область, Добринский район, сельское поселение Петровский сельсовет, д. Ржавец; 2) кадастровый номер: 48:04:1731501:29, площадь 36 506 408 кв. м, адрес (местоположение): участок находится примерно в 27 м по направлению на восток от ориентира п свх Петровский, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: обл. Липецкая, р-н Добринский, сельское поселение Петровский сельсовет; 3) кадастровый номер: 48:04:1730202:0291, площадь 17 467 88 кв. м, адрес: Липецкая область, Добринский район, администрация сельского поселения Петровского сельсовета (участок находится примерно в 11 м по направлению на север от с. Среднее); 4) кадастровый номер: 48:04:1730501:570, площадь 11 494 694 кв. м, адрес (местоположение): Местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир деревня. Участок находится примерно в 10 м от ориентира по направлению на северо-запад. Почтовый адрес ориентира: Россия, Липецкая область, Добринский район, с/п Петровский сельсовет, д. Ржавец; 5) кадастровый номер: 48:04:1730103:0156, площадь 18 924 581 кв. м, адрес (местоположение): участок находится в 100 м по направлению на запад от ориентира д. Николаевка, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Липецкая область, Добринский район, сельское поселение Петровский сельсовет; 6) кадастровый номер: 48:04:1730202:290, площадь 42 156 кв. м, адрес (местоположение): Местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир село. Участок находится примерно в 100 м от ориентира по направлению на северо-запад. Почтовый адрес ориентира: Россия, Липецкая область, Добринский район, с/п Петровский сельсовет, с. Среднее; 7) кадастровый номер: 48:04:1730501:0569, площадь 711 052 кв. м, адрес: Липецкая область, Добринский район, администрация сельского поселения Петровского сельсовета (участок находится примерно в 606 м по направлению на юго-запад от д. Ржавец).
Территориальное управление письмом от 10.01.2012 N 18-04 сообщило Федеральному агентству о поступлении заявления КХ "Чара" и направило для рассмотрения вопроса о предоставлении в аренду семи федеральных земельных участков, одновременно сообщив КХ "Чара" письмом от 10.01.2012 N 19-04 о том, что пакет документов с заявлением о предоставлении федеральных земельных участков категории земель - земли сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства, расположенных в Добринском районе Липецкой области, направлен в Федеральное агентство.
Федеральное агентство в письме от 17.02.2012 N ПП-10/4698 поручило ТУФА УГИ в трехдневный срок с момента получения данного поручения: представить в Федеральное агентство письменные объяснения по факту неисполнения поручения Федерального агентства от 13.08.2010 N ПП-10/23428, в том числе, о привлечении виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности; обеспечить в месячный срок в установленном законодательством Российской Федерации порядке в рамках выполнения вышеуказанного поручения уточнение и определение границ земельного участка с кадастровым номером 48:04:0000000:137 и 48:04:1731501:29.
Письмом от 27.02.2012 N 971-04 главе КХ "Чара" В.Н.Малыхину ТУФА УГИ сообщило о том, что во исполнение поручения Федерального агентства от 17.02.2012 N ПП-10/4697 планируются мероприятия по уточнению площади и местоположения границ федеральных земельных участков в целях предоставления в аренду заинтересованным лицам посредством проведения торгов в форме аукциона.
На законных основаниях спорные участки иным лицам на каком-либо праве не предоставлялись.
Заявитель считая, что Территориальное управление и Федеральное агентство, не принимая решения о предоставлении земельных участков и не заключая с КХ "Чара" договоры аренды земельных участков бездействовали, и в результате их бездействия нарушены его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что спорные земельные участки могут быть переданы в аренду только по результатам проведения торгов.
Отменяя решение суда и частично удовлетворяя заявленные требования, суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно статье 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 данного Кодекса.
Передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления.
Статьями 9, 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" установлено, что в аренду могут быть переданы земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, прошедшие государственный кадастровый учет.
В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).
Материалами дела подтверждено, что на момент обращения КХ "Чара" с заявлением о предоставлении земельных участков в аренду, эти земельные участки были сформированы и поставлены на кадастровый учет, свободны от прав третьих лиц, какие-либо другие заявления о предоставлении этих земельных участков в аренду в Территориальном управлении отсутствовали.
Статьей 12 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон о крестьянском (фермерском) хозяйстве) определен специальный порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, в соответствии с которым исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Согласно пункту 5 статьи 2 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве договор купли-продажи или аренды земельного участка для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней со дня принятия указанного решения.
Таким образом, государственные и муниципальные органы, уполномоченные на предоставление земельных участков в аренду, осуществляют полномочия в отношении государственных и муниципальных земель путем принятия решений о предоставлении либо об отказе в предоставлении земельных участков по итогам процедур, установленных законом.
До момента обращения КХ "Чара" в суд (26.03.2012) такое решение принято не было, что, как правильно указал суд апелляционной инстанции, свидетельствует о бездействии уполномоченного органа.
Кроме того, ни в письме Федерального агентства, ни в письмах Территориального управления не содержится каких-либо замечаний к форме и содержанию представленных заявителем документов. Оснований для отказа в предоставлении земельных участков ввиду несоответствия представленных документов по форме и содержанию требованиям закона установлено не было.
Вывод суда первой инстанции о том, что спорные земельные участки надлежало выставить на торги, поскольку имелась заявка ООО Агрофирма "Настюша Петровский", обоснованно признан судом апелляционной инстанции несостоятельным.
Как видно из материалов дела, с момента обращения Главы КХ "Чара" 27.12.2011 в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении ему земельных участков до момента его обращения в арбитражный суд (26.03.2012) о признании незаконным бездействия никакие иные лица не обращались с подобными заявлениями.
Обращения ООО Агрофирма "Настюша Петровский" 23.03.2012 и главы фермерского хозяйства Демина Э.Н. 12.05.2012 в уполномоченный орган о предоставлении земельных участков имели место уже после обращения Главы КХ "Чара" и по истечении предусмотренного законом срока на рассмотрение заявления КХ "Чара".
Заявка ООО Агрофирма "Настюша Петровский" от 15.09.2010 на участие в торгах по реализации спорных участков не может рассматриваться как конкурирующая с заявкой КХ "Чара" от 27.12.2011, поскольку к моменту возникновения спорных правоотношений указанная заявка не получила какого-либо разрешения, торги в 2010 году проведены не были, и по форме заявка не соответствует требованиям, предъявляемым Федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве (пункты 1, 2 статьи 12) к документам о выделении земельных участков.
Не может быть признан обоснованным и довод о том, что ООО Агрофирма "Настюша Петровский" имеет преимущественное право на спорные участки, поскольку осуществляет на них сельскохозяйственную деятельность. Судебными актами (решение Арбитражного суда Липецкой области от 18.08.2011, постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2011 по делу N А36-1835/2011) подтверждено, что Общество использует спорные земельные участки с 2008 года без законных оснований и не вносит плату за их использование, в связи с чем с него взыскана в пользу собственника земли сумма неосновательного обогащения.
Таким образом, оценивая в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции обоснованно указал, что Федеральное агентство допустило незаконное бездействие, выразившееся в ненаправлении Территориальному управлению соответствующего поручения о предоставлении КХ "Чара" испрашиваемых земельных участков, пресекая тем самым возможность заключения договоров аренды, и правомерно решил вопрос об устранении нарушения права КХ "Чара" на получение спорных земельных участков в аренду.
В кассационной жалобе заявители ссылаются на доводы, которые являлись предметом оценки суда апелляционной инстанции и правомерно им отклонены как основанные на неверном толковании норм права и фактических обстоятельствах спора. Оснований для их переоценки у суда кассационной инстанции в силу прямого указания статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено и оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
В силу 283 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации приостановление исполнения постановления Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2012 по делу N А36-2380/2012, принятое определением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 09.01.2013 по делу N А36-2380/2012, подлежит отмене.
На основании части 5 статьи 96 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отмене также подлежат обеспечительные меры, принятые определением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 21.01.2013 по делу N А36-2380/2012, в виде запрета Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области совершать государственные регистрационные действия в отношении земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 48:04:000 00 00:0137, площадью 43 863 941 кв. м; 48:04:173 15 01:29, площадью 36 410 674 кв. м; 48:04:173 02 02:0291, площадью 1 735 549 кв. м; 48:04:173 05 01:570, площадью 11 494 694 кв. м; 48:04:173 01 03:0156 площадью 18 924 581 кв. м; 48:04:173 02 02:02:0290, площадью 42 156 кв. м; 48:04:173 05 01:0569, площадью 711 052 кв. м.
Руководствуясь статьями 96, 283, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2012 по делу N А36-2380/2012 оставить без изменения, а кассационные жалобы Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Липецкой области и ООО Агрофирма "Настюша Петровский" - без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения постановления Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2012 по делу N А36-2380/2012, принятое определением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 09.01.2013 по делу N А36-2380/2012.
Отменить обеспечительные меры, принятые определением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 21.01.2013 по делу N А36-2380/2012, в виде запрета Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области совершать государственные регистрационные действия в отношении земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 48:04:000 00 00:0137, площадью 43 863 941 кв. м; 48:04:173 15 01:29, площадью 36 410 674 кв. м; 48:04:173 02 02:0291, площадью 1 735 549 кв. м; 48:04:173 05 01:570, площадью 11 494 694 кв. м; 48:04:173 01 03:0156 площадью 18 924 581 кв. м; 48:04:173 02 02:02:0290, площадью 42 156 кв. м; 48:04:173 05 01:0569, площадью 711 052 кв. м.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий
С.Ю.ПАНЧЕНКО
Судьи
Н.В.КЛЮЧНИКОВА
С.И.СМОЛКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)