Судебные решения, арбитраж
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 13 августа 2013 года
Полный текст постановления изготовлен 20 августа 2013 года
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Долгашевой В.А.,
судей Агапова М.Р., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от заявителя ООО "Ресурс-М" - Княжевская А.Б. - дов. от 23.01.2013 г. N 1/Д
от ответчика Департамент городского имущества города Москвы - Преображенская М.А. - дов. от 27.02.2013 г. N ДГИ-Д-120/13
от третьего лица ОАО "Татнефть" им. В.Д. Шашина - не явился (извещен надлежаще)
от Правительства Москвы - Преображенская М.А. - дов. от 21.06.2013 г. N 4-47-729/3
от Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы - не явился (извещен надлежаще)
рассмотрев 07 августа 2013 г. и 13 августа 2013 г. в судебном заседании кассационную жалобу Департамента городского имущества города Москвы
на решение от 11 января 2013 года
Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Березовой О.А.,
на постановление от 18 апреля 2013 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Пронниковой Е.В., Москвиной Л.А., Захаровым С.Л.
по заявлению ООО "Ресурс-М" (ОГРН: 1025003476156)
к Департаменту земельных ресурсов города Москвы
о признании незаконным отказа в оформлении договора аренды земельного участка
третье лицо ОАО "Татнефть" им. В.Д. Шашина; Правительство г. Москвы; Департамент природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы,
установил:
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 11.01.2013 г., оставленным без изменений постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2013 г., удовлетворены заявленные требования ООО "Ресурс-М" (далее - общество, заявитель) о признании незаконным отказа Департамента земельных ресурсов г. Москвы (далее - Департамент) в оформлении договора аренды земельного участка, изложенного в письме от 13.03.2012 г. N 33-5-2004/12-(0)-1, а также обязании ответчика направить обществу проект договора аренды.
Законность принятых судебных актов проверяется судом кассационной инстанции в порядке ст. ст. 284, 286 АПК РФ в связи с кассационной жалобой ответчика, по мнению которого, при вынесении судебных актов судами были неправильно применены нормы материального права.
По делу объявлялся перерыв до 13.08.2013 г.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав представителей сторон, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов, ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, заявителю принадлежит на праве собственности объект недвижимости - комплекс автозаправочной станции (АЗС) по адресу: г. Москва, ул. Нижние Мневники, д. 45, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 23.11.2011 г., объект приобретен на основании договора купли-продажи автозаправочного комплекса от 08.11.2011 г. N 3/МФ/А, заключенного заявителем и ОАО "Татнефть" им. В.Д. Шашина.
24.02.2012 г. обществом в режиме "одного окна" поданы документы для оформления арендных отношений на земельный участок, на котором расположен комплекс АЗС.
Департамент письмом от 13.03.2012 г. N 33-5-2004/12-(0)-1 сообщил обществу об отсутствии возможности оформить арендные отношения на данный земельный участок ввиду того, что данный участок с кадастровым номером 77:08:0014002:1 расположен на особо охраняемой природной территории "Природно-исторический парк "Москворецкий".
При этом Департамент указал на наличие установленного решением Савеловского районного суда г. Москвы от 22.12.2008 г. запрета на осуществление деятельности по эксплуатации и сдаче в аренду автозаправочной станции на земельном участке по адресу: г. Москва, ул. Нижние Мневники, вл. 45, что влечет невозможность осуществления деятельности по эксплуатации заправочной станции.
Кроме того, Департаментом указано, что в случае изменения функционального назначения здания по адресу: г. Москва, ул. Нижние Мневники, вл. 45, на соответствующее режиму использования особо охраняемой природной территории, общество имеет право обратиться в Управление за изменением разрешенного использования земельного участка по адресу: г. Москва, ул. Нижние Мневники, вл. 45 и повторным рассмотрением вопроса оформления договора аренды.
Вместе с тем, как правомерно указано судами обеих инстанций, в соответствии со ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены ЗК РФ, федеральными законами.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Согласно п. 6 ст. 36 ЗК РФ в месячный срок со дня поступления заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в п. 1 ст. 20 ЗК РФ, на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Согласно ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии по ст. ст. 9, 10 и 11 ЗК РФ.
Обществом в Департамент земельных ресурсов города Москвы представлены все необходимые и достаточные документы для оформления договора аренды земельного участка с кадастровым номером 77:08:0014002:1 по адресу: г. Москва, ул. Нижние Мневники, вл. 45.
Поскольку заявитель предоставил ответчику полный пакет документов, необходимых и достаточных для принятия решения о заключении договора аренды, законных оснований для отказа заявителю в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка не имелось.
Отказывая в оформлении договора аренды земельного участка, Департамент ссылается на то, что земельный участок с кадастровым номером 77:08:0014002:1, используемый для эксплуатации комплекса АЗС, расположен на особо охраняемой природной территории "Природно-исторический парк "Москворецкий".
Согласно Постановлению Правительства Москвы от 29.12.1998 г. N 1012 "О проектных предложениях по установлению границ особо охраняемых природных территорий: природно-исторического парка "Москворецкий", природно-исторического парка "Останкино" и комплексного заказника "Петровско-Разумовское", в том числе приложений к нему N 1 и N 1а, испрашиваемый заявителем земельный участок находится в границах Природно-исторического парка "Москворецкий".
Департамент ссылается на то, что спорный земельный участок расположен на особо охраняемой природной территории.
Вместе с тем, в соответствии с п. 4 ст. 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случая установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков. Ограничения оборотоспособности земельных участков установлены ст. 27 ЗК РФ, в частности земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством; земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с п. 4 ст. 27 ЗК РФ из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности государственными природными заповедниками и национальными парками, за исключением случаев, предусмотренных ст. 95 ЗК РФ, которой установлены понятие и режим использования земель особо охраняемых природных территорий. Следовательно, в силу приведенных норм земельный участок, расположенный на особо охраняемой природной территории, не является изъятым из оборота.
В силу пп. 1 п. 5 ст. 27 ЗК РФ земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий являются ограниченными в обороте, то есть не подлежащими предоставлению в частную собственность.
Ст. 14 Закона города Москвы от 26.09.2001 г. N 48 "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве" установлено, что в границах особо охраняемых природных территорий земельные участки могут по решению Правительства Москвы предоставляться в пользование гражданам и юридическим лицам в рекреационных, физкультурно-оздоровительных и культурно-просветительских целях, если это не противоречит режиму охраны и использования особо охраняемой природной территории, и не допускает предоставление таких земельных участков в собственность или постоянное (бессрочное) пользование (кроме случаев, указанных в п. 1 данной статьи).
Вместе с тем ст. 15 данного Закона допускает ограниченную хозяйственную деятельность на особо охраняемой природной территории лицами, которым земельный участок для этих целей предоставлен до вступления в силу этого Закона, если данная деятельность не нарушает установленного режима охраны и использования. После принятия решения об образовании особо охраняемой природной территории в соответствии с этим Законом хозяйственная и иная деятельность в границах территории приостанавливается до подписания охранных обязательств, в которых предусматривается обеспечение сохранности предоставленных на занимаемых землепользователями участках природных сообществ и объектов с соблюдением установленных режимов охраны и использования.
Судами правомерно установлено и подтверждается материалами дела, что строительство комплекса АЗС на спорном земельном участке производилось до образования особо охраняемой природной территории "Природно-исторический парк "Москворецкий" на основании Постановления Правительства Москвы от 16.11.1993 г. N 1039 "О неотложных мерах по ускоренному развитию сети автозаправочных станций в г. Москве и улучшению обеспечения моторным топливом автотранспортных средств", распоряжения Префекта Северо-Западного административного округа от 22.08.1996 г. N 1516-РП, протокола заседания рабочей группы Правительства Москвы от 29.06.1995 г. N 28, градостроительного заключения от 08.08.1995 г., при наличии согласования Москомприроды.
При этом до момента образования особо охраняемой природной территории "Природно-исторический парк "Москворецкий" земельный участок предоставлялся в аренду ЗАО "СПЛАВ" по договору от 04.03.1997 г. N М-08-008288 на 15 лет.
При изложенных обстоятельствах, с учетом вышеприведенных норм ЗК РФ, вывод судов обеих инстанций о том, что факт включения спорного земельного участка в состав особо охраняемой природной территории не позволяет заявителю требовать предоставления земельного участка в собственность, но не исключает возможности предоставления этого участка в аренду, является обоснованным.
Судами правомерно отмечено, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-19106/12-10-179 удовлетворены требования общества о признании незаконным отказа Департамента от 26.12.2011 г. в переоформлении договора аренды от 04.03.1997 г. N М-08-008288 земельного участка, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Нижние Мневники, вл. 45, предоставленного для эксплуатации автозаправочной, газонаполнительной станции на срок до 04.03.2012 г., а также обязании Департамента произвести замену стороны арендатора в указанном договоре аренды земельного участка на общество путем заключения дополнительного соглашения.
Также судами обеих инстанций правомерно признана необоснованной ссылка ответчика на решение Савеловского районного суда г. Москвы от 22.12.2008 г., поскольку данным судебным актом, не имеющим преюдициального значения для настоящего спора, прекращена деятельность Московского филиала ООО "Татнефть-АЗС-Запад" по эксплуатации и сдаче в аренду, а также деятельность ИП Незнаева К.А. по эксплуатации шиномонтажа, расположенного по указанному адресу, то есть деятельность иных лиц.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции считает, что судами при рассмотрении спора установлены все обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, и вынесены законные и обоснованные судебные акты.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Произвести правопреемство Департамента Земельных ресурсов города Москвы на Департамент городского имущества города Москвы.
Решение Арбитражного суда города Москвы от 11 января 2013 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18 апреля 2013 года по делу N А40-85295/12-41-802 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья
В.А.ДОЛГАШЕВА
Судьи
М.Р.АГАПОВ
Р.Р.ЛАТЫПОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 20.08.2013 ПО ДЕЛУ N А40-85295/12-41-802
Разделы:Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 августа 2013 г. по делу N А40-85295/12-41-802
Резолютивная часть постановления объявлена 13 августа 2013 года
Полный текст постановления изготовлен 20 августа 2013 года
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Долгашевой В.А.,
судей Агапова М.Р., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от заявителя ООО "Ресурс-М" - Княжевская А.Б. - дов. от 23.01.2013 г. N 1/Д
от ответчика Департамент городского имущества города Москвы - Преображенская М.А. - дов. от 27.02.2013 г. N ДГИ-Д-120/13
от третьего лица ОАО "Татнефть" им. В.Д. Шашина - не явился (извещен надлежаще)
от Правительства Москвы - Преображенская М.А. - дов. от 21.06.2013 г. N 4-47-729/3
от Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы - не явился (извещен надлежаще)
рассмотрев 07 августа 2013 г. и 13 августа 2013 г. в судебном заседании кассационную жалобу Департамента городского имущества города Москвы
на решение от 11 января 2013 года
Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Березовой О.А.,
на постановление от 18 апреля 2013 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Пронниковой Е.В., Москвиной Л.А., Захаровым С.Л.
по заявлению ООО "Ресурс-М" (ОГРН: 1025003476156)
к Департаменту земельных ресурсов города Москвы
о признании незаконным отказа в оформлении договора аренды земельного участка
третье лицо ОАО "Татнефть" им. В.Д. Шашина; Правительство г. Москвы; Департамент природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы,
установил:
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 11.01.2013 г., оставленным без изменений постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2013 г., удовлетворены заявленные требования ООО "Ресурс-М" (далее - общество, заявитель) о признании незаконным отказа Департамента земельных ресурсов г. Москвы (далее - Департамент) в оформлении договора аренды земельного участка, изложенного в письме от 13.03.2012 г. N 33-5-2004/12-(0)-1, а также обязании ответчика направить обществу проект договора аренды.
Законность принятых судебных актов проверяется судом кассационной инстанции в порядке ст. ст. 284, 286 АПК РФ в связи с кассационной жалобой ответчика, по мнению которого, при вынесении судебных актов судами были неправильно применены нормы материального права.
По делу объявлялся перерыв до 13.08.2013 г.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав представителей сторон, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов, ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, заявителю принадлежит на праве собственности объект недвижимости - комплекс автозаправочной станции (АЗС) по адресу: г. Москва, ул. Нижние Мневники, д. 45, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 23.11.2011 г., объект приобретен на основании договора купли-продажи автозаправочного комплекса от 08.11.2011 г. N 3/МФ/А, заключенного заявителем и ОАО "Татнефть" им. В.Д. Шашина.
24.02.2012 г. обществом в режиме "одного окна" поданы документы для оформления арендных отношений на земельный участок, на котором расположен комплекс АЗС.
Департамент письмом от 13.03.2012 г. N 33-5-2004/12-(0)-1 сообщил обществу об отсутствии возможности оформить арендные отношения на данный земельный участок ввиду того, что данный участок с кадастровым номером 77:08:0014002:1 расположен на особо охраняемой природной территории "Природно-исторический парк "Москворецкий".
При этом Департамент указал на наличие установленного решением Савеловского районного суда г. Москвы от 22.12.2008 г. запрета на осуществление деятельности по эксплуатации и сдаче в аренду автозаправочной станции на земельном участке по адресу: г. Москва, ул. Нижние Мневники, вл. 45, что влечет невозможность осуществления деятельности по эксплуатации заправочной станции.
Кроме того, Департаментом указано, что в случае изменения функционального назначения здания по адресу: г. Москва, ул. Нижние Мневники, вл. 45, на соответствующее режиму использования особо охраняемой природной территории, общество имеет право обратиться в Управление за изменением разрешенного использования земельного участка по адресу: г. Москва, ул. Нижние Мневники, вл. 45 и повторным рассмотрением вопроса оформления договора аренды.
Вместе с тем, как правомерно указано судами обеих инстанций, в соответствии со ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены ЗК РФ, федеральными законами.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Согласно п. 6 ст. 36 ЗК РФ в месячный срок со дня поступления заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в п. 1 ст. 20 ЗК РФ, на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Согласно ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии по ст. ст. 9, 10 и 11 ЗК РФ.
Обществом в Департамент земельных ресурсов города Москвы представлены все необходимые и достаточные документы для оформления договора аренды земельного участка с кадастровым номером 77:08:0014002:1 по адресу: г. Москва, ул. Нижние Мневники, вл. 45.
Поскольку заявитель предоставил ответчику полный пакет документов, необходимых и достаточных для принятия решения о заключении договора аренды, законных оснований для отказа заявителю в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка не имелось.
Отказывая в оформлении договора аренды земельного участка, Департамент ссылается на то, что земельный участок с кадастровым номером 77:08:0014002:1, используемый для эксплуатации комплекса АЗС, расположен на особо охраняемой природной территории "Природно-исторический парк "Москворецкий".
Согласно Постановлению Правительства Москвы от 29.12.1998 г. N 1012 "О проектных предложениях по установлению границ особо охраняемых природных территорий: природно-исторического парка "Москворецкий", природно-исторического парка "Останкино" и комплексного заказника "Петровско-Разумовское", в том числе приложений к нему N 1 и N 1а, испрашиваемый заявителем земельный участок находится в границах Природно-исторического парка "Москворецкий".
Департамент ссылается на то, что спорный земельный участок расположен на особо охраняемой природной территории.
Вместе с тем, в соответствии с п. 4 ст. 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случая установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков. Ограничения оборотоспособности земельных участков установлены ст. 27 ЗК РФ, в частности земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством; земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с п. 4 ст. 27 ЗК РФ из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности государственными природными заповедниками и национальными парками, за исключением случаев, предусмотренных ст. 95 ЗК РФ, которой установлены понятие и режим использования земель особо охраняемых природных территорий. Следовательно, в силу приведенных норм земельный участок, расположенный на особо охраняемой природной территории, не является изъятым из оборота.
В силу пп. 1 п. 5 ст. 27 ЗК РФ земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий являются ограниченными в обороте, то есть не подлежащими предоставлению в частную собственность.
Ст. 14 Закона города Москвы от 26.09.2001 г. N 48 "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве" установлено, что в границах особо охраняемых природных территорий земельные участки могут по решению Правительства Москвы предоставляться в пользование гражданам и юридическим лицам в рекреационных, физкультурно-оздоровительных и культурно-просветительских целях, если это не противоречит режиму охраны и использования особо охраняемой природной территории, и не допускает предоставление таких земельных участков в собственность или постоянное (бессрочное) пользование (кроме случаев, указанных в п. 1 данной статьи).
Вместе с тем ст. 15 данного Закона допускает ограниченную хозяйственную деятельность на особо охраняемой природной территории лицами, которым земельный участок для этих целей предоставлен до вступления в силу этого Закона, если данная деятельность не нарушает установленного режима охраны и использования. После принятия решения об образовании особо охраняемой природной территории в соответствии с этим Законом хозяйственная и иная деятельность в границах территории приостанавливается до подписания охранных обязательств, в которых предусматривается обеспечение сохранности предоставленных на занимаемых землепользователями участках природных сообществ и объектов с соблюдением установленных режимов охраны и использования.
Судами правомерно установлено и подтверждается материалами дела, что строительство комплекса АЗС на спорном земельном участке производилось до образования особо охраняемой природной территории "Природно-исторический парк "Москворецкий" на основании Постановления Правительства Москвы от 16.11.1993 г. N 1039 "О неотложных мерах по ускоренному развитию сети автозаправочных станций в г. Москве и улучшению обеспечения моторным топливом автотранспортных средств", распоряжения Префекта Северо-Западного административного округа от 22.08.1996 г. N 1516-РП, протокола заседания рабочей группы Правительства Москвы от 29.06.1995 г. N 28, градостроительного заключения от 08.08.1995 г., при наличии согласования Москомприроды.
При этом до момента образования особо охраняемой природной территории "Природно-исторический парк "Москворецкий" земельный участок предоставлялся в аренду ЗАО "СПЛАВ" по договору от 04.03.1997 г. N М-08-008288 на 15 лет.
При изложенных обстоятельствах, с учетом вышеприведенных норм ЗК РФ, вывод судов обеих инстанций о том, что факт включения спорного земельного участка в состав особо охраняемой природной территории не позволяет заявителю требовать предоставления земельного участка в собственность, но не исключает возможности предоставления этого участка в аренду, является обоснованным.
Судами правомерно отмечено, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-19106/12-10-179 удовлетворены требования общества о признании незаконным отказа Департамента от 26.12.2011 г. в переоформлении договора аренды от 04.03.1997 г. N М-08-008288 земельного участка, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Нижние Мневники, вл. 45, предоставленного для эксплуатации автозаправочной, газонаполнительной станции на срок до 04.03.2012 г., а также обязании Департамента произвести замену стороны арендатора в указанном договоре аренды земельного участка на общество путем заключения дополнительного соглашения.
Также судами обеих инстанций правомерно признана необоснованной ссылка ответчика на решение Савеловского районного суда г. Москвы от 22.12.2008 г., поскольку данным судебным актом, не имеющим преюдициального значения для настоящего спора, прекращена деятельность Московского филиала ООО "Татнефть-АЗС-Запад" по эксплуатации и сдаче в аренду, а также деятельность ИП Незнаева К.А. по эксплуатации шиномонтажа, расположенного по указанному адресу, то есть деятельность иных лиц.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции считает, что судами при рассмотрении спора установлены все обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, и вынесены законные и обоснованные судебные акты.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Произвести правопреемство Департамента Земельных ресурсов города Москвы на Департамент городского имущества города Москвы.
Решение Арбитражного суда города Москвы от 11 января 2013 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18 апреля 2013 года по делу N А40-85295/12-41-802 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья
В.А.ДОЛГАШЕВА
Судьи
М.Р.АГАПОВ
Р.Р.ЛАТЫПОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)