Судебные решения, арбитраж
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июля 2013 года
Полный текст постановления изготовлен 25 июля 2013 года
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сурмаляна Г.А.,
судей Соловьевой М.В., Сулименко О.А.,
- при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Саркисяном Д.С.;
- при участии в судебном заседании:
- от заявителя: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Сочи на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.04.2013 г. по делу N А32-19679/2012 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Адлерская производственная мастерская" о признании незаконным отказа, об обязании принять решение,
заинтересованное лицо: Администрации города Сочи,
принятое в составе судьи Нигоева Р.А.,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Адлерская производственная мастерская" (далее - общество, ООО "Адлерская производственная мастерская") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края со следующими требованиями:
- - о признании незаконным отказа Администрации г. Сочи в заключении договора аренды земельных участков площадью 89 046 кв. м с кадастровым номером 23:49:0407004:2252 и площадью 13 700 кв. м с кадастровым номером 23:49:0407005:3358, расположенных по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район;
- - об обязании Администрации г. Сочи заключить договор аренды земельных участков площадью 89046 кв. м с кадастровым номером 23:49:0407004:2252 и площадью 13700 кв. м с кадастровым номером 23:49:0407005:3358, расположенных по адресу: Российской Федерации, Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район с размером годовой арендной платы не более 0,3% от кадастровой стоимости земли в месячный срок с момента вступления в силу решения суда.
В суде первой инстанции заявитель в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил заявленные требования и просил суд:
- - признать незаконным решение Администрации г. Сочи, выраженное в письме Департамента имущественных отношений Администрации г. Сочи от 20.04.2012 г. N 0205-16/5979 об отказе в переоформлении права бессрочного пользования земельными участками на право аренды земельных участков площадью 89046 кв. м с кадастровым N 23:49:0407004:2252 и площадью 13700 кв. м с кадастровым номером 23:49:0407005:3358, расположенных по адресу: Российской Федерации, Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район;
- - обязать Администрацию г. Сочи принять решение о переоформлении права бессрочного пользования земельными участками на право аренды земельных участков площадью 89046 кв. м с кадастровым номером 23:49:0407004:2252 и площадью 13700 кв. м с кадастровым номером 23:49:0407005:3358, расположенных по адресу: Российской Федерации, Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район.
Ходатайство заявителя об уточнении заявленных требований судом первой инстанции рассмотрено и удовлетворено в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 30.04.2013 г. заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Судебный акт мотивирован тем, что отказ уполномоченного органа в переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды в связи с непредоставлением заявителем документов, подтверждающих право собственности ООО "Адлерская производственная мастерская", является несостоятельным.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация города Сочи обжаловала решение суда первой инстанции в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе Администрация просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы Администрация указывает, что на спорных земельных участках расположены объекты недвижимости, документы, подтверждающие право собственности на которые за ООО "Адлерская производственная мастерская" не представлены, правовой статус их не определен. Также в представленном кадастровом паспорте N 2343/12/11-495731 от 30.11.2011 г. на земельный участок площадью 13700 кв. м с кадастровым номером 23:49:0407005:3358 не определена категория земель и вид разрешенного использования.
Следовательно, решение Администрации г. Сочи, выраженное в письме Департамента имущественных отношений Администрации города Сочи от 20.04.2012 г. N 0205-16/5979 об отказе в переоформлении права бессрочного пользования земельными участками на право аренды земельных участков площадью 89046 кв. м с кадастровым номером 23:49:0407004:2252 и площадью 13700 кв. м с кадастровым номером 23:49:0407005:3358, расположенных по адресу: Российской Федерации, Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, является законным и обоснованным.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом.
Как следует из материалов дела, Адлерской производственной мастерской Краснодарского краевого общества охотников и рыболовов (правопредшественник ООО "Адлерская производственная мастерская") предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования два земельных участка площадью 10 га, расположенных по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, что подтверждает государственный акт на право пользования землей от 30.08.1976 года, выданный Исполнительным комитетом Адлерского районного, городского Совета депутатов трудящихся.
Впоследствии указанные земельные участки поставлены на государственный кадастровый учет с присвоением им кадастровых номеров N 23:49:0407004:2252 площадью 89046 кв. м и N 23:49:0407005:3358 площадью 13700 кв. м.
Во исполнение требований статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" заявитель 22.03.2012 года обратился в Администрацию г. Сочи с заявлением о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования указанных земельных участков на право аренды. При этом к заявлению были приложены все необходимые документы, перечень которых установлен Приказом Минэкономразвития от 13.09.2011 г. N 475.
Письмом от 20.04.2012 года N 0205-16/5979 Департамент имущественных отношений Администрации г. Сочи отказал заявителю в переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды. Отказ мотивирован тем, что на испрашиваемых земельных участках расположены объекты недвижимости, документы, подтверждающие право собственности на которые за ООО "Адлерская производственная мастерская" не представлены, правовой статус их не определен. Также в представленном кадастровом паспорте N 2343/12/11-495731 от 30.11.2011 г. на земельный участок площадью 13700 кв. м с кадастровым N 23:49:0407005:3358 не определена категория земель и вид разрешенного использования земли.
Заявитель считает отказ уполномоченного органа в переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельных участков на право аренды, незаконными, нарушающими права и законные интересы ООО "Адлерская производственная мастерская" в сфере предпринимательской деятельности.
Указанные обстоятельства и явились основаниями для обращения заявителя в Арбитражный суд Краснодарского края с соответствующим заявлением.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным (пункт 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", юридические лица обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 1 июля 2012 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в названной статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, установлен Приказом Минэкономразвития от 13.09.2011 г. N 475, куда вошли следующие документы:
1. Копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица.
2. Копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц) или выписка из государственных реестров о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, являющемся заявителем, ходатайствующим о приобретении прав на земельный участок.
3. Копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя (заявителей).
4. При наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке - выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или:
4.1. уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанные здания, строения, сооружения и
4.2. копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение, если право на такое здание, строение, сооружение в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП.
5. Выписка из ЕГРП о правах на приобретаемый земельный участок или:
5.1. уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанный земельный участок и
5.2. копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на приобретаемый земельный участок, если право на данный земельный участок в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП.
6. Кадастровый паспорт земельного участка, либо кадастровая выписка о земельном участке в случае, если заявление о приобретении прав на данный земельный участок подано с целью переоформления прав на него.
7. Копия документа, подтверждающего обстоятельства, дающие право приобретения земельного участка, в том числе на особых условиях, в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или в аренду на условиях, установленных земельным законодательством, если данное обстоятельство не следует из документов, указанных в пунктах 1 - 6 названного Перечня.
8. Сообщение заявителя (заявителей), содержащее перечень всех зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке, в отношении которого подано заявление о приобретении прав, с указанием (при их наличии у заявителя) их кадастровых (инвентарных) номеров и адресных ориентиров.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, указанные в статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, указанные в статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации, не вправе требовать от заявителя представления документов, которые находятся в их распоряжении, распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов.
Как следует из заявления от 22.03.2012 года, ООО "Адлерская производственная мастерская" в уполномоченный орган представлены следующие документы на объекты недвижимости, расположенные на испрашиваемом земельном участке: копии справок из ЕГРП на строения - 4 штуки и копии актов приемки объектов- 2 штуки.
Поскольку заявителем не было зарегистрировано право собственности на объекты недвижимости, расположенные на испрашиваемых земельных участках, заявителем в уполномоченный орган представлены уведомления об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений, что соответствует пункту 4.1 Перечня, утвержденного Приказом Минэкономразвития от 13.09.2011 г. N 475.
Кроме того, в материалы дела представлены технические и кадастровые паспорта на объекты недвижимости, расположенные на испрашиваемых земельных участках: административно-производственное здание Лит. "А" 1984 года постройки, производственное здание Лит. "Б" 1970 года постройки.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о несостоятельности отказа уполномоченного органа в переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды в связи с непредоставлением заявителем документов, подтверждающих право собственности ООО "Адлерская производственная мастерская", является правомерным и поддерживается судом апелляционной инстанции.
Является и несостоятельным отказ уполномоченного органа в переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды в связи с тем, что в представленном кадастровом паспорте N 2343/12/11-495731 от 30.11.2011 на земельный участок площадью 13700 кв. м с кадастровым N 23:49:0407005:3358 не определена категория земель и вид разрешенного использования земли, поскольку категория земель и вид разрешенного использования - это дополнительные характеристики земельного участка. Фактически кадастровый паспорт на земельный участок с кадастровым N 23:49:0407005:3358 был предоставлен в уполномоченный орган, что заинтересованным лицом не отрицается и соответствует пункту 6 Перечня, утвержденного Приказом Минэкономразвития от 13.09.2011 г. N 475.
Кроме того, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в постановлении от 30.04.2013 г. по делу N А53-26703/2012 изложил правовую позицию, согласно которому переоформление права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками в силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" является самостоятельным основанием приобретения права собственности, не связанное с наличием на земельном участке объектов недвижимого имущества. Данная правовая позиция согласуется с постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 г. N 14880/10.
При указанных обстоятельствах, апелляционная коллегия не находит оснований для отказа в переоформлении заявителю права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды земельных участков.
Ввиду изложенного, требования заявителя являются обоснованными и правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта. Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.04.2013 г. по делу N А32-19679/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Г.А.СУРМАЛЯН
Судьи
М.В.СОЛОВЬЕВА
О.А.СУЛИМЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.07.2013 N 15АП-9062/2013 ПО ДЕЛУ N А32-19679/2012
Разделы:Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 июля 2013 г. N 15АП-9062/2013
Дело N А32-19679/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июля 2013 года
Полный текст постановления изготовлен 25 июля 2013 года
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сурмаляна Г.А.,
судей Соловьевой М.В., Сулименко О.А.,
- при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Саркисяном Д.С.;
- при участии в судебном заседании:
- от заявителя: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Сочи на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.04.2013 г. по делу N А32-19679/2012 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Адлерская производственная мастерская" о признании незаконным отказа, об обязании принять решение,
заинтересованное лицо: Администрации города Сочи,
принятое в составе судьи Нигоева Р.А.,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Адлерская производственная мастерская" (далее - общество, ООО "Адлерская производственная мастерская") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края со следующими требованиями:
- - о признании незаконным отказа Администрации г. Сочи в заключении договора аренды земельных участков площадью 89 046 кв. м с кадастровым номером 23:49:0407004:2252 и площадью 13 700 кв. м с кадастровым номером 23:49:0407005:3358, расположенных по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район;
- - об обязании Администрации г. Сочи заключить договор аренды земельных участков площадью 89046 кв. м с кадастровым номером 23:49:0407004:2252 и площадью 13700 кв. м с кадастровым номером 23:49:0407005:3358, расположенных по адресу: Российской Федерации, Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район с размером годовой арендной платы не более 0,3% от кадастровой стоимости земли в месячный срок с момента вступления в силу решения суда.
В суде первой инстанции заявитель в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил заявленные требования и просил суд:
- - признать незаконным решение Администрации г. Сочи, выраженное в письме Департамента имущественных отношений Администрации г. Сочи от 20.04.2012 г. N 0205-16/5979 об отказе в переоформлении права бессрочного пользования земельными участками на право аренды земельных участков площадью 89046 кв. м с кадастровым N 23:49:0407004:2252 и площадью 13700 кв. м с кадастровым номером 23:49:0407005:3358, расположенных по адресу: Российской Федерации, Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район;
- - обязать Администрацию г. Сочи принять решение о переоформлении права бессрочного пользования земельными участками на право аренды земельных участков площадью 89046 кв. м с кадастровым номером 23:49:0407004:2252 и площадью 13700 кв. м с кадастровым номером 23:49:0407005:3358, расположенных по адресу: Российской Федерации, Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район.
Ходатайство заявителя об уточнении заявленных требований судом первой инстанции рассмотрено и удовлетворено в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 30.04.2013 г. заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Судебный акт мотивирован тем, что отказ уполномоченного органа в переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды в связи с непредоставлением заявителем документов, подтверждающих право собственности ООО "Адлерская производственная мастерская", является несостоятельным.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация города Сочи обжаловала решение суда первой инстанции в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе Администрация просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы Администрация указывает, что на спорных земельных участках расположены объекты недвижимости, документы, подтверждающие право собственности на которые за ООО "Адлерская производственная мастерская" не представлены, правовой статус их не определен. Также в представленном кадастровом паспорте N 2343/12/11-495731 от 30.11.2011 г. на земельный участок площадью 13700 кв. м с кадастровым номером 23:49:0407005:3358 не определена категория земель и вид разрешенного использования.
Следовательно, решение Администрации г. Сочи, выраженное в письме Департамента имущественных отношений Администрации города Сочи от 20.04.2012 г. N 0205-16/5979 об отказе в переоформлении права бессрочного пользования земельными участками на право аренды земельных участков площадью 89046 кв. м с кадастровым номером 23:49:0407004:2252 и площадью 13700 кв. м с кадастровым номером 23:49:0407005:3358, расположенных по адресу: Российской Федерации, Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, является законным и обоснованным.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом.
Как следует из материалов дела, Адлерской производственной мастерской Краснодарского краевого общества охотников и рыболовов (правопредшественник ООО "Адлерская производственная мастерская") предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования два земельных участка площадью 10 га, расположенных по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, что подтверждает государственный акт на право пользования землей от 30.08.1976 года, выданный Исполнительным комитетом Адлерского районного, городского Совета депутатов трудящихся.
Впоследствии указанные земельные участки поставлены на государственный кадастровый учет с присвоением им кадастровых номеров N 23:49:0407004:2252 площадью 89046 кв. м и N 23:49:0407005:3358 площадью 13700 кв. м.
Во исполнение требований статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" заявитель 22.03.2012 года обратился в Администрацию г. Сочи с заявлением о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования указанных земельных участков на право аренды. При этом к заявлению были приложены все необходимые документы, перечень которых установлен Приказом Минэкономразвития от 13.09.2011 г. N 475.
Письмом от 20.04.2012 года N 0205-16/5979 Департамент имущественных отношений Администрации г. Сочи отказал заявителю в переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды. Отказ мотивирован тем, что на испрашиваемых земельных участках расположены объекты недвижимости, документы, подтверждающие право собственности на которые за ООО "Адлерская производственная мастерская" не представлены, правовой статус их не определен. Также в представленном кадастровом паспорте N 2343/12/11-495731 от 30.11.2011 г. на земельный участок площадью 13700 кв. м с кадастровым N 23:49:0407005:3358 не определена категория земель и вид разрешенного использования земли.
Заявитель считает отказ уполномоченного органа в переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельных участков на право аренды, незаконными, нарушающими права и законные интересы ООО "Адлерская производственная мастерская" в сфере предпринимательской деятельности.
Указанные обстоятельства и явились основаниями для обращения заявителя в Арбитражный суд Краснодарского края с соответствующим заявлением.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным (пункт 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", юридические лица обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 1 июля 2012 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в названной статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, установлен Приказом Минэкономразвития от 13.09.2011 г. N 475, куда вошли следующие документы:
1. Копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица.
2. Копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц) или выписка из государственных реестров о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, являющемся заявителем, ходатайствующим о приобретении прав на земельный участок.
3. Копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя (заявителей).
4. При наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке - выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или:
4.1. уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанные здания, строения, сооружения и
4.2. копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение, если право на такое здание, строение, сооружение в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП.
5. Выписка из ЕГРП о правах на приобретаемый земельный участок или:
5.1. уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанный земельный участок и
5.2. копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на приобретаемый земельный участок, если право на данный земельный участок в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП.
6. Кадастровый паспорт земельного участка, либо кадастровая выписка о земельном участке в случае, если заявление о приобретении прав на данный земельный участок подано с целью переоформления прав на него.
7. Копия документа, подтверждающего обстоятельства, дающие право приобретения земельного участка, в том числе на особых условиях, в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или в аренду на условиях, установленных земельным законодательством, если данное обстоятельство не следует из документов, указанных в пунктах 1 - 6 названного Перечня.
8. Сообщение заявителя (заявителей), содержащее перечень всех зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке, в отношении которого подано заявление о приобретении прав, с указанием (при их наличии у заявителя) их кадастровых (инвентарных) номеров и адресных ориентиров.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, указанные в статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, указанные в статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации, не вправе требовать от заявителя представления документов, которые находятся в их распоряжении, распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов.
Как следует из заявления от 22.03.2012 года, ООО "Адлерская производственная мастерская" в уполномоченный орган представлены следующие документы на объекты недвижимости, расположенные на испрашиваемом земельном участке: копии справок из ЕГРП на строения - 4 штуки и копии актов приемки объектов- 2 штуки.
Поскольку заявителем не было зарегистрировано право собственности на объекты недвижимости, расположенные на испрашиваемых земельных участках, заявителем в уполномоченный орган представлены уведомления об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений, что соответствует пункту 4.1 Перечня, утвержденного Приказом Минэкономразвития от 13.09.2011 г. N 475.
Кроме того, в материалы дела представлены технические и кадастровые паспорта на объекты недвижимости, расположенные на испрашиваемых земельных участках: административно-производственное здание Лит. "А" 1984 года постройки, производственное здание Лит. "Б" 1970 года постройки.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о несостоятельности отказа уполномоченного органа в переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды в связи с непредоставлением заявителем документов, подтверждающих право собственности ООО "Адлерская производственная мастерская", является правомерным и поддерживается судом апелляционной инстанции.
Является и несостоятельным отказ уполномоченного органа в переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды в связи с тем, что в представленном кадастровом паспорте N 2343/12/11-495731 от 30.11.2011 на земельный участок площадью 13700 кв. м с кадастровым N 23:49:0407005:3358 не определена категория земель и вид разрешенного использования земли, поскольку категория земель и вид разрешенного использования - это дополнительные характеристики земельного участка. Фактически кадастровый паспорт на земельный участок с кадастровым N 23:49:0407005:3358 был предоставлен в уполномоченный орган, что заинтересованным лицом не отрицается и соответствует пункту 6 Перечня, утвержденного Приказом Минэкономразвития от 13.09.2011 г. N 475.
Кроме того, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в постановлении от 30.04.2013 г. по делу N А53-26703/2012 изложил правовую позицию, согласно которому переоформление права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками в силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" является самостоятельным основанием приобретения права собственности, не связанное с наличием на земельном участке объектов недвижимого имущества. Данная правовая позиция согласуется с постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 г. N 14880/10.
При указанных обстоятельствах, апелляционная коллегия не находит оснований для отказа в переоформлении заявителю права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды земельных участков.
Ввиду изложенного, требования заявителя являются обоснованными и правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта. Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.04.2013 г. по делу N А32-19679/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Г.А.СУРМАЛЯН
Судьи
М.В.СОЛОВЬЕВА
О.А.СУЛИМЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)