Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА Г. МОСКВЫ ОТ 06.07.2012 ПО ДЕЛУ N А40-13370/12-130-123

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 6 июля 2012 г. по делу N А40-13370/12-130-123


Резолютивная часть решения объявлена 08 июня 2012 года.
Полный текст решения изготовлен 06 июля 2012 года.
Арбитражный суд в составе судьи Андрияновой С.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Набиевой Х.М.,
рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению (заявлению) Межрегионального общественного фонда поддержки борьбы с преступлениями в сфере экономики и финансов (ОГРН 1027739813507, адрес: 125032, Москва, ул. Тверская, д. 13)
к Правительству Москвы, Департаменту земельных ресурсов г. Москвы
третьи лица: Префектура ЦАО г. Москвы, ООО "Аметиста"
о признании незаконным бездействия, обязании совершить действия.
при участии представителей: от истца (заявителя) - Гавриков С.В. по дов. от 15.03.2012 N 8, паспорт, Алмаева Л.Р. по дов. от 07.02.2012 N 3, паспорт, Ахмедов В.В. председатель правления, паспорт; от ответчиков (заинтересованных лиц) - Правительство Москвы - Леонова Т.А. по дов. от 29.07.2011 N 4-47-8870/1, удостоверение; Болтнев И.В. по дов. от 07.11.2011 N 4-47-9135/1, удостоверение; Тарасов М.В. по дов. от 29.06.2011 N 4-47-8762/1, удостоверение; ДЗР г. Москвы - Преображенская М.А. по дов. от 10.01.2012 N 33-4-10/12, удостоверение; от третьих лиц - Префектура ЦАО г. Москвы - Токарев С.А. по дов. от 26.12.2011 N 07-13-2121/1, удостоверение; ООО "Аметиста" - не явился, извещен

установил:

В судебном заседании был объявлен перерыв с 01.06.2012 до 08.06.2012.
Межрегиональный общественный фонд поддержки борьбы с преступлениями в сфере экономики и финансов обратился в Арбитражный суд города Москвы, с учетом уточнения заявленных требований, с заявлением о признании незаконным бездействия Правительства Москвы, Департамента земельных ресурсов г. Москвы, выразившееся в непринятии решения о предоставлении или непредоставлении Межрегиональному общественному фонду поддержки борьбы с преступлениями в сфере экономики и финансов (ОГРН 1027739813507, адрес: 125032, Москва, ул. Тверская, д. 13) земельных участков, расположенных по адресам: г. Москва, ул. Б. Полянка, вл. 29/32, стр. 6; вл. 31/38, стр. 1, Старомонетный пер., д. 36, стр. 1 площадью 1669 кв. м с кадастровым номером 77:01:0002009:1003 для проектирования и реконструкции за счет средств Межрегионального общественного фонда поддержки борьбы с преступлениями в сфере экономики и финансов комплекса административных зданий с подземным паркингом и по адресу: г. Москва, ул. Б. Полянка, вл. 33/41, стр. 4,5,7 для проектирования и строительства за счет средств Межрегионального общественного фонда поддержки борьбы с преступлениями в сфере экономики и финансов ОВД "Якиманка" в аренду без проведения торгов; обязании Правительство Москвы, Департамент земельных ресурсов г. Москвы устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Межрегионального общественного фонда поддержки борьбы с преступлениями в сфере экономики и финансов (ОГРН 1027739813507, адрес: 125032, Москва, ул. Тверская, д. 13) путем принятия решения о предоставлении земельных участков, расположенных по адресам: г. Москва, ул. Б. Полянка, вл. 29/32, стр. 6; вл. 31/38, стр. 1, Старомонетный пер., д. 36, стр. 1, Б. Полянка, вл. 33/41, стр. 4,5,7 в аренду без проведения торгов сроком на 5 лет в течение месяца с даты вступления решения суда в законную силу.
В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на то, что оспариваемое бездействие ответчиков противоречит статьям 28, 29, 30 и 32 Земельного кодекса РФ, Закону города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" нарушает права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Ответчики возражали против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в письменных отзывах, указывая на то, что законные основания для предоставления заявителю земельного участка без проведения конкурса отсутствуют.
Представитель третьего лица - Префектуры ЦАО города Москвы против удовлетворения заявления возражал по доводам, аналогичным доводам ответчиков.
Представитель третьего лица - ООО "Аметиста", надлежащим образом уведомленный о дате и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, письменный отзыв на заявление не представил.
Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства в их совокупности, арбитражный суд приходит к выводу о том, что заявленные требования обоснованны и подлежат удовлетворению ввиду следующего.
В соответствии со ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Судом установлено, что срок обращения в суд, предусмотренный ч. 4 ст. 198 АПК РФ заявителем соблюден.

Вступившим в законную силу Решением Арбитражного суда города Москвы от 04.02.2008 по делу N А40-29549/07-92-186 постановление Правительства г. Москвы N 177-ПП от 20.03.2007 г. было признано соответствующим действующему федеральному законодательству. При этом судом установлено, что наличие указанного постановления исключает возможность осуществления строительства без предварительного согласования мест размещения объектов. Соответственно согласно положениям п. 1 ст. 30 ЗК РФ земельные участки возможно предоставить для строительства/реконструкции объектов на них исключительно с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Заявитель за счет собственных и привлеченных средств провел работы по подготовке необходимой документации, а также разработал материалы для учета объектов в актуализированном Генеральном плане города Москвы и Правилах землепользования и застройки в городе Москве.
Во исполнение постановления Правительства Москвы N 177-ПП и в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 30 Земельного Кодекса РФ Заявитель обратился к Ответчику письмом от 09.12.2009 г. за N 2-12-35 с просьбой провести работы по межеванию и определению границ земельного участка в установленном порядке и оформить договор аренды на него для проектирования и строительства. На основании данного обращения Ответчик -Правительство Москвы (в лице Первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы, возглавляющего Комплекс архитектуры, строительства, развития и реконструкции города) 14.12.2009 г. дал поручение N 25-08-150/7-0-(0)-51 структурным подразделениям Ответчика обеспечить выполнение ППМ N 177-ПП в соответствии со ст. 30 ЗК РФ и проектом ПЗЗ в части заключения договора аренды земли. Во исполнение данного поручения, в рамках согласования мест размещения объектов, в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 30.06.2009 г. N 643-ПП и утвержденным регламентом ДЗР письмом от 03.03.2010 N РД1-551/7-0-(5)-1 сообщил Заявителю о том, что им подготовлены и направлены запросы в Москомархитектуру, Москомнаследие и префектуру ЦАО, а после получения положительных заключений будет продолжена работа по формированию земельных участков (заключение Москомархитектуры от 22.04.2010 г. N 001-50 (081)-1462/0-1; заключение Москомнаследия от 12.04.2010 г. за N 16-02-1535/7-(8)-1 и от 12.05.2010 г. за N 16-10-224/8-(18)-1; заключение Управы района Якиманка: от 20.04.2010 г. N 16-853/0).
03.03.2010 г. Заявитель обратился к Ответчику письмом за N 2-03-04 с просьбой оформить градостроительные планы земельных участков за счет собственных средств. В соответствии с данным письмом Первый заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы, возглавляющий Комплекс архитектуры, строительства, развития и реконструкции города, дал поручение от 17.03.2010 г. N 25-08-150/7-0-(0)-53 об оформлении ГПЗУ.
В рамках предварительного согласования мест размещения объектов на основании разработанных градостроительных материалов Заявитель согласовал в установленном порядке с исполнительными органами Ответчика - Москомархитектурой, Департаментом земельных ресурсов г. Москвы. Префектурой ЦАО и Управой района Якиманка - планы границ испрашиваемых земельных участков, что подтверждается письмами от 02.02.2010 N 01/0212220. от 02.02.2010 N 01/0212221, от 20.04.2010 N 16-853/0.
Письмом от 22.04.2010 г. N 001-50 (08Г)-1462/0-1 Москомархитектура сообщила Заявителю о том, что Начальнику ТУ в ЦАО ДЗР были направлены предложения для оформления земельного участка по адресу: ул. Б. Полянка, вл. 33/41, стр. 4, 5, 7 в установленном порядке.
Письмами от 12.04.2010 г. за N 16-02-1535/7-(8)-1 и от 12.05.2010 г. за N 16-10-224/8-(18)-1 исполнительный орган Ответчика - Комитет по культурному наследию Правительства Москвы - сообщил Заявителю о своем согласии на оформление земельно-правовых отношений на земельные участки.
13.05.2010 г. для реализации дальнейшей процедуры оформления земельно-правовых отношений на земельные участки и согласования мест размещения объектов на земельных участках в соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 30 ЗК РФ Заявитель направил Ответчику письмо за N 2-05-10 с просьбой поручить ДЗР подготовить соответствующий распорядительный документ, предусматривающий выполнение межевания территории (за счет средств Заявителя), предназначенной для проведения строительства/реконструкции, по результатам межевания образовать соответствующие земельные участки с последующим проведением их кадастрового учета и заключением договора аренды на них. На основании данного письма Первым заместителем Мэра Москвы в Правительстве Москвы, возглавляющего Комплекс архитектуры, строительства, развития и реконструкции города, было дано поручение от 19.05.2010 г. N 25-08-150/7-0-(0)-56 об оформлении соответствующего проекта распорядительного документа.
19.07.2010 г. издано Распоряжение ДЗР г. Москвы за N 2704 "Об утверждении схемы расположения земельного участка с адресным ориентиром: г. Москва, ул. Б. Полянка, вл. 29/32, стр. 6; вл. 31/38, стр. 1, Старомонетный пер., вл. 36, стр. 1 на кадастровой карте территории", которым указанная схема расположения была; утверждена, и было установлено разрешенное использование земельного участка - для размещения административных и офисных зданий.
Заявитель, в рамках выполнения функций Инвестора в соответствии с постановлением Правительства Москвы N 177-ПП, за счет собственных и привлеченных средств осуществил работы по межеванию, изготовлению кадастрового паспорта и постановке участка площадью 1669 кв. м с адресным ориентиром: г. Москва, ул. Б. Полянка, вл. 29/32, стр. 6: вл. 31/38, стр. 1, Старомонетный пер., д. 36, стр. 1 на кадастровый учет с присвоением ему номера: 77:01:0002009:1003.
15.10.2010 г. Заявитель обратился к исполнительному органу Ответчика - ДЗР - с заявлением о заключении договора аренды в отношении вышеуказанного земельного участка с необходимым комплектом документов.
В соответствии со ст. 29 Земельного Кодекса РФ 19.10.2010 г. Заявитель направил Ответчику письмо N 2-10-19 с просьбой о подготовке соответствующего распорядительного документа, предусматривающего оформление в аренду истцу на время проектирования и строительства земельного участка по адресу: ул. Б. Полянка, д. 29/32, стр. 6. д. 31/38, стр. 1 и Старомонетный пер., д. 36, стр. 1 и земельного участка для строительства здания ОВД "Якиманка" по адресу: ул. Б. Полянка, д. 33/41, стр. 4, 5, 7. При этом Заявитель указал, что ранее на основании резолюций самого Ответчика, а также в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 30 ЗК РФ были согласованы места размещения объектов. В соответствии с данным письмом Первым заместителем Мэра в Правительстве Москвы, возглавляющего Комплекс архитектуры, строительства, развития и реконструкции города, было дано поручение от 26.10.2010 г. N 25-08-150/7-0-59 ДЗР и Префектуре ЦАО рассмотреть и подготовить проект соответствующего распорядительного документа.
03.11.2010 г. Заявитель повторно направил Ответчику обращение с просьбой о подготовке соответствующего распорядительного документа в отношении земельных участков (письмо N 1-11-15). На основании данного обращения исполняющий обязанности Мэра Москвы Ресин В.И. 24.11.2010 г. дал поручение N 25-08-150/7-0-(0)-60 ДЗР подготовить проект распорядительного документа.
Вместе с тем, в установленный ст. 32 ЗК РФ срок решения о предоставлении земельного участка для строительства либо об отказе в предоставлении земельного участка для строительства ответчиками не принято, что ими не отрицалось в судебном заседании.
Полагая, что бездействие ответчиков, выражающееся в не предоставлении земельного участка в аренду под строительство не соответствует законодательству и нарушает права Межрегионального общественного фонда поддержки борьбы с преступлениями в сфере экономики и финансов в сфере предпринимательской деятельности, организация обратилась в суд с требованием о признании его незаконным.
Согласно ст. 10 Земельного кодекса Российской Федерации управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации осуществляют субъекты Российской Федерации.
Предоставление юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной собственности осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции (ст. 29 ЗК РФ).
Статьей 30 ЗК РФ установлено два способа предоставления земельных участков для строительства: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов (на торгах) и 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В соответствии с п. 5 ст. 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; 4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Земельного кодекса РФ.
Согласно ст. 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты. Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет. В субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге выбор земельных участков для строительства осуществляется органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если иное не предусмотрено законами этих субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 32 Земельного кодекса РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.
Согласно ст. 4 Закона города Москвы от 19.12.2007 г. N 48 "О землепользовании в городе Москве" органы исполнительной власти города Москвы осуществляют распоряжение находящимися в собственности города Москвы земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, иными земельными участками в соответствии с федеральным законодательством.
Систему органов исполнительной власти города Москвы образуют Правительство Москвы, а также подведомственные ему отраслевые, функциональные и территориальные органы исполнительной власти города Москвы (ст. 3 Закона города Москвы от 20.12.2006 г. N 65 "О Правительстве Москвы").
В силу ст. 1 Закона города Москвы "О Правительстве Москвы" высшим постоянно действующим коллегиальным исполнительным органом государственной власти города Москвы, обладающим общей компетенцией и обеспечивающим согласованную деятельность подведомственных ему органов исполнительной власти города Москвы является Правительство Москвы, которое правомочно решать все вопросы, отнесенные к ведению органов и должностных лиц исполнительной власти города Москвы, за исключением вопросов, относящихся к полномочиям Мэра Москвы.
Согласно статьям 5, 20 Закона города Москвы от 20.12.2006 N 65 "О Правительстве Москвы" Мэр Москвы формирует и возглавляет Правительство Москвы, организует его работу, обеспечивает координацию и взаимодействие органов исполнительной власти города Москвы, подписывает акты Правительства Москвы".
Статьей 3 Закона города Москвы от 19.12.2007 г. N 48 "О землепользовании в городе Москве" к полномочиям Правительства Москвы в области землепользования относятся, в том числе: установление видов разрешенного использования земельных участков до введения в действие правил землепользования и застройки в городе Москве: установление обременении и ограничений по использованию земельных участков; передача органам исполнительной власти города Москвы полномочий по управлению и распоряжению земельными участками, иные полномочия в области землепользования в соответствии с федеральными законами и законами города Москвы.
В решениях Правительства Москвы (уполномоченных им органов) о предоставлении земельного участка в частную собственность, на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного срочного пользования, аренды, а также в заключаемых указанными органами исполнительной власти города Москвы договорах купли-продажи, аренды и иных договорах, предметом которых являются земельные участки, устанавливаются вид использования земельного участка из числа разрешенных градостроительным регламентом, соответствующий фактическому использованию на момент передачи земельного участка.
Согласно п. 5.2 Положения о Департаменте земельных ресурсов города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 11.03.2011 N 65-ПП, в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами города Москвы, иными правовыми актами города Москвы Департамент принимает (изменяет, отменяет) правовые акты, решения в том числе о предоставлении земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, для проектирования и строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, а также о предоставлении указанных земельных участков собственникам объектов незавершенного строительства, о внесении изменений в действующие договоры аренды земельных участков, договоры безвозмездного срочного пользования земельными участками, если такие изменения предусматривают проектирование и строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства на земельном участке, на основании решений Градостроительно-земельной комиссии города Москвы.
В соответствии со ст. 8 Закона г. Москвы "О землепользовании в городе Москве" земельные участки, распоряжение которыми осуществляют органы исполнительной власти города Москвы, могут быть предоставлены в аренду гражданам и юридическим лицам в соответствии с федеральным законодательством, настоящим Законом и иными правовыми актами города Москвы при условии соблюдения обременении и ограничений по использованию этих земельных участков. Земельные участки предоставляются в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов), в том числе в случаях, установленных федеральным законодательством.
Согласно ст. 9 Закона г. Москвы "О землепользовании в городе Москве" срок договора аренды земельного участка, заключаемого органами исполнительной власти города Москвы, устанавливается по соглашению сторон в зависимости от фактического использования, обременений и ограничений по использованию земельного участка, а также в соответствии с Генеральным планом города Москвы.
Таким образом, действующее земельное законодательство, не исключает возможности предоставления ответчиками земельных участков в аренду под строительство в городе Москве без проведения торгов на основании ранее полученного предварительного согласования места размещения объекта.
Суд, изучив и оценив представленные в материалы дела документы, пришел к выводу о том, что места размещения объектов в целях предоставления заявителю земельных участков по адресу: г. Москва, ул. Б. Полянка, вл. 29/32, стр. 6; вл. 31/38, стр. 1, Старомонетный пер., д. 36, стр. 1 для проектирования и реконструкции со строительством за счет средств заявителя комплекса административных зданий и по адресу: г. Москва, ул. Б. Полянка, вл. 33/41, стр. 4, 5, 7 для проектирования и строительства за счет средств заявителя комплекса административных зданий были уполномоченным органом исполнительной власти предварительно согласованы и фактически дано согласие на их предоставление.
Так, в отношении земельного участка по адресу:: г. Москва, ул. Б. Полянка, вл. 29/32, стр. 6; вл. 31/38, стр. 1, Старомонетный пер., д. 36, стр. 1:
- - Постановлением N 177-ПП Заявителю, на которого указанным Постановлением были также возложены функции инвестора-застройщика, было разрешено осуществить разработку градостроительной документации, включая акт разрешенного использования территории градостроительного объекта, и иной предпроектной документации с последующей реконструкцией со строительством в 2007 - 2010 гг. комплекса зданий по адресу: ул. Б. Полянка, д. 29/32, стр. 6; д. 31/38, стр. 1 и Старомонетный пер., д. 36, стр. 1;
- - Распоряжением ДЗР N 2704 была утверждена схема расположения земельного участка и установлено его разрешенное использование - для размещения административных и офисных зданий;
- - работы по межеванию земельного участка, изготовление кадастрового плана на него и его выдача Заявителю были произведены за счет средств Заявителя на основании резолюций должностных лиц Правительства Москвы и распоряжений его исполнительных органов - Распоряжения ДЗР N 2704 от 19.07.2010 г.;
- - места размещения объектов Заявителем были согласованы: планы границ расположения земельного участка - в Москомархитектуре, Москомнаследии, Департаменте земельных ресурсов г. Москвы, управе района "Якиманка", префектуре ЦАО; разработанные Заявителем предпроектные предложения реконструкции и строительства комплекса зданий по адресу: г. Москва, ул. Б. Полянка, д. 29/32, стр. 6, д. 31/38, стр. 1 и Старомонетный пер., д. 36, стр. 1 - в Москомархитектуре, Префектуре ЦАО, управе района "Якиманка"; историко-культурные исследования, разработанные ГУП "НИиПИ Генплана г. Москвы" по заказу Заявителя - в Москомнаследии; визуально-ландшафтный анализ проектируемых объектов - в Москомнаследии;
- - исполнительный орган Правительства Москвы (Москомнаследие) письмом от 12.04.2010 г. за N 16-02-1535/7-(8)-1 сообщил Заявителю о своем согласии на оформление земельно-правовых отношений на земельный участок;
- - на основании разработанных Заявителем предпроектных материалов объекты, подлежащие размещению на земельном участке были учтены в Правилах Землепользования и Застройки, а также в актуализированном Генеральном плане города Москвы.
В отношении земельного участка по адресу: г. Москва, ул. Б. Полянка, д. 33/41, стр. 4, 5, 7:
- Постановлением N 177-ПП заявителю было разрешено осуществить разработку градостроительной документации, включая акт разрешенного использования территории градостроительного объекта, и иной предпроектной документации с последующей реконструкцией со строительством в 2007 - 2010 гг. ОВД "Якиманка" по адресу: ул. Б. Полянка, д. 33/41, стр. 4, 5, 7.
- - за счет средств заявителя и на основании резолюций должностных лиц ответчика и распоряжений его исполнительных органов были профинансированы работы по межеванию земельного участка и его последующей постановке на кадастровый учет;
- - места размещения объектов Заявителем были согласованы: планы границ расположения земельных участков - в Москомархитектуре, Москомнаследии, Департаменте земельных ресурсов г. Москвы, управе района "Якиманка", префектуре ЦАО; проект строительства ОВД "Якиманка", разработанный за счет собственных средств заявителя на основании технического задания самого ОВД ЦАО - в Москомархитектуре, Префектуре ЦАО, управе района "Якиманка"; историко-культурные исследования, разработанные ГУП "НИиПИ Генплана г. Москвы" по заказу фонда - в Москомнаследии; визуально-ландшафтный анализ проектируемых объектов - в Москомнаследии;
- - исполнительный орган Правительства Москвы (Москомнаследие) письмом от 12.05.2010 г. за N 16-10-224/8-(18)-1 сообщил Заявителю о своем согласии на оформление земельно-правовых отношений на земельный участок;
- - на основании разработанных Заявителем предпроектных материалов объекты, подлежащие размещению на земельном участке были учтены в Правилах Землепользования и Застройки, а также в актуализированном Генеральном плане города Москвы.
Судом установлено и материалами дела подтверждается согласие ответчика Правительства Москвы на предоставление заявителю испрашиваемых земельных участков и оформление земельно-правовых отношений.
Так, Поручением N 25-08-150/7-0-(0)-51 от 14.12.2009 г., данным Первым заместителем Мэра Москвы в Правительстве Москвы, возглавляющим Комплекс архитектуры, строительства, развития и реконструкции города Ресиным В.И., которым отдельным структурным подразделениям поручается обеспечить выполнение ППМ N 177-ПП в соответствии со ст. 30 ЗК РФ и проектом ПЗЗ в части заключения договора аренды земли. Поручением об оформлении ГПЗУ от 17.03.2010 г. N 25-08-150/7-0-(0)-53, данным Первым заместителем Мэра Москвы в Правительстве Москвы, возглавляющим Комплекс архитектуры, строительства, развития и реконструкции города Ресиным В.И. Письмами от 12.04.2010 г. за N 16-02-1535/7-(8)-1 и от 12.05.2010 г. за N 16-10-224/8-(18)-1 исполнительного органа Правительства Москвы - Комитета по культурному наследию Правительства Москвы о согласии на оформление земельно-правовых отношений на земельные участки. Поручением N 25-08-150/7-0-(0)-60 от 24.11.2010 г., данным Первым заместителем Мэра Москвы в Правительстве Москвы, возглавляющим Комплекс архитектуры, строительства, развития и реконструкции города Ресиным В.И. Департаменту земельных ресурсов г. Москвы о подготовке проекта распорядительного документа о предоставлении земельных участков.
Возложение п. 6 Постановления N 177-ПП на Префектуру ЦАО г. Москвы обязанности по подготовке распорядительного документа об условиях, сроках и форме реализации инвестиционного проекта реконструкции и строительства комплекса зданий по ул. Б. Полянка, д. 33/41, стр. 4, 5, 7, д. 29/32, стр. 6, д. 31/38, стр. 1 и Старомонетному пер., д. 36, стр. 1 с размещением ОВД района Якиманка также подтверждает намерение ответчика предоставить организации испрашиваемые земельные участки в аренду для проектирования и последующих реконструкции и строительства и заключить с заявителем соответствующий инвестиционный контракт на проектирование, реконструкцию и строительство предварительно согласованных объектов на испрашиваемых земельных участках с возложением на заявителя функций инвестора.
С учетом изложенного, доводы ответчиков о несоблюдении процедуры выбора земельных участков, отсутствии предварительного согласования размещения объектов на испрашиваемых земельных участках, отсутствии правового акта о строительстве и реконструкции на испрашиваемых земельных участках не соответствуют действительности.
Таким образом, требования действовавшего законодательства были полностью исполнены заявителем, который своими силами и за свой счет осуществило выбор и формирование земельного участка, а затем постановку его на кадастровый учет. Как было указано выше, ныне действующее земельное законодательство не содержит запрета на оформление земельных участков в аренду под строительство, ранее прошедших процедуру предварительного согласования места размещения объекта.
Ссылка ответчиков на постановление N 600-ПП от 21.12.2011 суд считает необоснованной.
Как было изложено выше, ответчик постановлением N 177-ПП предоставил заявителю право разработки градостроительной документации на ряд объектов, а также право последующей реконструкции и строительства на указанных в Постановлении N 177-ПП земельных участках, определив заявителя в качестве инвестора это строительство осуществляющего, но и выразил свою волю на реализацию конкретного инвестиционного проекта.
Постановлением от 29.07.2008 г. N 666-ПП ответчик внес в Постановление N 177-ПП изменения по срокам реализации инвестиционного проекта.
Однако, 21.12.2011 г. ответчик издал Постановление N 600-ПП "О признании утратившим силу правовых актов (отдельных положений правовых актов) города Москвы" (опубликовано в "Вестнике Мэра и правительства Москвы" N 1 от 01.01.2012 г.), которым признал утратившими силу в том числе Постановление Правительства Москвы от 20 марта 2007 г. N 177-ПП "О разработке градостроительной и предпроектной документации на реконструкцию и строительство комплекса зданий по ул. Б. Полянка, д. 33/41, стр. 4, 5, 7, д. 29/32, стр. б, д. 31/38, стр. 1 и Старомонетному пер., д. 36, стр. 1 с размещением ОВД района Якиманка" и Постановление Правительства Москвы от 29 июля 2008 г. N 666-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 20 марта 2007 г. N 177-ПП".
Вместе с тем оспариваемое бездействие совершено ответчиком до издания указанного постановления.
Кроме того, в соответствии со ст. 8 ГК РФ основанием возникновения гражданских прав и обязанностей является в т.ч. акты государственных органов и органов местного самоуправления.
Инвестиционная деятельность на территории Российской Федерации регулируется Законом N 1488-1 "Об инвестиционной деятельности в РСФСР", который в совокупности с другими законодательными актами определяет правовые, экономические и социальные условия инвестиционной деятельности и направлен в т.ч. на обеспечение равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности вне зависимости от форм собственности (преамбула Закона N 1488-1). Согласно ст. 1 Закона инвестициями являются в т.ч. денежные средства вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли (дохода) и достижения положительного социального эффекта.
В силу ст. 17 Закона N 1488-1 прекращение или приостановление инвестиционной деятельности производится в порядке, установленном действующим законодательством. При этом правомочные государственные органы в установленном законодательством, порядке могут прекратить или приостановить инвестиционную деятельность в случаях: признания инвестора банкротом; стихийных и иных бедствий, катастроф; введения чрезвычайного положения; если продолжение инвестиционной деятельности может привести к нарушению установленных законом экологических, санитарно-гигиенических и других норм и правил, охраняемых законом прав и интересов граждан, юридических лиц и государства. Указанный перечень расширительному толкованию не подлежит. При этом ни одно из установленных законом оснований не имело места быть на момент издания спорного Постановления.
Согласно ст. 15 Федерального закона N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" всем субъектам инвестиционной деятельности независимо от форм собственности гарантируется не только обеспечение равных прав при осуществлении инвестиционной деятельности, но также право обжаловать в суд решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц. Ст. 6 ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений", ст. 5 Закон "Об инвестиционной деятельности в РСФСР" инвестору предоставлено право владеть, пользоваться и распоряжаться объектами и результатами инвестиций.
Заявитель, реализуя именно инвестиционный проект, нес расходы, связанные с разработкой и согласованием документации. При этом реализация инвестиционного проекта была прямо предусмотрена Постановлением N 177-ПП в редакции п. 2 Постановления Правительства Москвы от 24 июня 2008 г. N 552-ПП, Постановления Правительства Москвы от 29 июля 2008 г. N 666-ПП (именно они перечислены в п. п. 1.2 - 1.4 Постановления N 600 - ответчика). И эти расходы являлись инвестициями заявителя в целях получения прибыли (дохода) - в виде помещений в реконструируемых зданиях, и достижения положительного социального эффекта - в виде передачи в собственность города и/или заинтересованного лица - ГУВД по г. Москве - комплекса здания для размещения ОВД Якиманка.
В рамках Постановления N 177-ПП (в редакции п. 2 Постановления N 552-ПП и Постановления N 666-ПП) предполагалось подготовка распорядительного документа, конкретизирующего отношения заявителя и ответчика.
Кроме того, именно в рамках Постановления N 177-ПП и в целях его исполнение заявитель обратился к ответчику с требованием о предоставлении земельных участков, ответчиком оговоренных, для реализации инвестиционного проекта. И земельные участки должны были быть предоставлены заявителю с порядке ст. 29 - 32 Земельного кодекса РФ: без проведения торгов, как имеющие предварительное согласование мест размещения объектов.
С учетом изложенного, оспариваемое бездействие ответчиков не соответствует закону, а также нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемых действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий, а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий (бездействия), согласно п. 5 ст. 200 АПК РФ возлагается на орган или лицо, которые совершили действия (бездействие).
Ответчиками не доказано соответствие оспариваемого бездействия закону.
В силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
На основании ст. ст. 8, 11, 12, ГК РФ, ст. ст. 10, 29, 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. ст. 3, 8 Закона города Москвы от 19.12.07 N 48 "О землепользовании в городе Москве", Регламента Правительства Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 21.02.2006 г. N 112-ПП, руководствуясь ст. ст. 29, 65, 67, 71, 75, 81, 110, 123, 156, 167 - 170, 176, 197 - 201 АПК РФ суд

решил:

Признать незаконным бездействие Правительства Москвы, Департамента земельных ресурсов г. Москвы, выразившееся в непринятии решения о предоставлении или непредоставлении Межрегиональному общественному фонду поддержки борьбы с преступлениями в сфере экономики и финансов (ОГРН 1027739813507, адрес: 125032, Москва, ул. Тверская, д. 13) земельных участков, расположенных по адресам: г. Москва, ул. Б. Полянка, вл. 29/32, стр. 6; вл. 31/38, стр. 1, Старомонетный пер., д. 36, стр. 1 площадью 1669 кв. м с кадастровым номером 77:01:0002009:1003 для проектирования и реконструкции за счет средств Межрегионального общественного фонда поддержки борьбы с преступлениями в сфере экономики и финансов комплекса административных зданий с подземным паркингом и по адресу: г. Москва, ул. Б. Полянка, вл. 33/41, стр. 4,5,7 для проектирования и строительства за счет средств Межрегионального общественного фонда поддержки борьбы с преступлениями в сфере экономики и финансов ОВД "Якиманка" в аренду без проведения торгов.
Обязать Правительство Москвы, Департамент земельных ресурсов г. Москвы устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Межрегионального общественного фонда поддержки борьбы с преступлениями в сфере экономики и финансов (ОГРН 1027739813507, адрес: 125032, Москва, ул. Тверская, д. 13) путем принятия решения о предоставлении земельных участков, расположенных по адресам: г. Москва, ул. Б. Полянка, вл. 29/32, стр. 6; вл. 31/38, стр. 1, Старомонетный пер., д. 36, стр. 1, Б. Полянка, вл. 33/41, стр. 4,5,7 в аренду без проведения торгов сроком на 5 лет в течение месяца с даты вступления решения суда в законную силу.
Проверено на соответствие земельному законодательству Российской Федерации.
Взыскать с Правительства Москвы, Департамента земельных ресурсов г. Москвы в пользу Межрегионального общественного фонда поддержки борьбы с преступлениями в сфере экономики и финансов (ОГРН 1027739813507, адрес: 125032, Москва, ул. Тверская, д. 13) расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 000 (две тысячи) руб.
Возвратить Межрегиональному общественному фонду поддержки борьбы с преступлениями в сфере экономики и финансов (ОГРН 1027739813507, адрес: 125032, Москва, ул. Тверская, д. 13) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 14 000 (четырнадцать тысяч) руб. как излишне уплаченную.
Решение может быть обжаловано в месячный срок с даты его принятия (изготовления в полном объеме) в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья
С.М.АНДРИЯНОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)