Судебные решения, арбитраж
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Цыдаева В.П.
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего Плотниковой Е.И.,
судей Павленко О.Е.,
Шаламовой И.Ю.,
с участием прокурора Привороцкой Т.М.,
при ведении протокола помощником судьи Соболевой А.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании 06.12.2012 гражданское дело по иску прокурора Пригородного района Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования "город Нижний Тагил", Государственному бюджетному учреждению Свердловской области "Нижне-Тагильское лесничество", Департаменту лесного хозяйства Свердловской области о ликвидации мест несанкционированного размещения отходов на землях лесного фонда
по апелляционной жалобе ответчика Администрации муниципального образования "город Нижний Тагил" на решение Ленинского районного суда города Нижний Тагил Свердловской области от 07.06.2012.
Заслушав доклад судьи Шаламовой И.Ю., заключение прокурора Привороцкой Т.М., полагавшей решение суд правильным, судебная коллегия
установила:
решением суда от 07.06.2012 на Администрацию муниципального образования "город Нижний Тагил" возложена обязанность в срок не позднее одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу ликвидировать место несанкционированного размещения отходов в лесах 1 группы, расположенных в Висимском участковом лесничестве Висимского участка в выделе <...> квартала <...> с координатами места размещения свалки: северная широта 57°39.451", восточная долгота 59°26.863". В удовлетворении исковых требований к Государственному бюджетному учреждению Свердловской области "Нижне-Тагильское лесничество" и Департаменту лесного хозяйства Свердловской области отказано.
В апелляционной жалобе ответчик Администрация муниципального образования "город Нижний Тагил" просил данное решение отменить в связи с неправильным применением судом норм материального права, несоответствием выводов суда обстоятельствам дела.
От ответчика Департамента лесного хозяйства Свердловской области в суд апелляционной инстанции поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Представители ответчиков Администрации муниципального образования "город Нижний Тагил" и Государственного бюджетного учреждения Свердловской области "Нижне-Тагильское лесничество", извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке на основании ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда не явились, не просили об отложении рассмотрения дела, в связи с чем судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав заключение прокурора, согласного с принятым судом решением, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ч. 1 ст. 9, ст. 42, 58 Конституции Российской Федерации).
Согласно ч. 3 ст. 8 Закона N 89-ФЗ от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В соответствии со ст. 12 данного Закона создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством РФ, и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.п. 2, 3 ст. 13 Закона N 89-ФЗ от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления"), ответственность за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях возложена на органы местного самоуправления (ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 "Об охране окружающей среды"), обязанности по организации мероприятий по охране окружающей среды, организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов возложены на муниципальные образования (п.п. 9, 14 ст. 15, п.п. 11, 24 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. 5 Закона Свердловской области от 19.12.1997 N 77-ОЗ "Об отходах производства и потребления").
Таким образом, организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, независимо от формы собственности на землю, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов является исключительной компетенцией муниципальных образований.
Как следует из материалов дела в ходе проведенной прокуратурой Пригородного района Свердловской области проверки на территории лесного фонда ГКУ СО "Нижне-Тагильское лесничество" зафиксировано место несанкционированного размещения отходов в выделе <...> квартала <...> Висимского участка Висимского участкового лесничества в лесопарковой части зеленых зон лесов. Место размещения несанкционированной свалки бытовых отходов в указанной зоне зафиксировано в акте N от <...>, географические координаты свалки бытовых отходов (северная широта 57°39.451", восточная долгота 59°26.863") описаны в экспертном заключении N от <...> ГКУ Свердловской области "Центр экологического мониторинга и контроля".
Данные обстоятельства в ходе судебного разбирательства ответчиком не оспорены.
Из схемы административного деления ГКУ СО "Нижне-Тагильское лесничество" усматривается, что свалка находится на территории муниципального образования "город Нижний Тагил".
Разрешая заявленные прокурором требования, суд пришел к обоснованному выводу о том, что организованная на территории муниципального образования "город Нижний Тагил" несанкционированная свалка нарушает требования природоохранного законодательства, ее размещение негативно влияет на окружающую среду, создает пожарную опасность, существенно нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, угрожает жизни и здоровью человека, может привести к негативным последствиям, поэтому удовлетворил их.
Ссылка заявителя жалобы на отсутствие у администрации муниципального образования "город Нижний Тагил" полномочий по охране лесов, принадлежащих Российской Федерации, противоречит п.п. 11, 24 п. 5 Устава города Нижний Тагил, в силу которых к вопросам местного значения и полномочиям Администрации городского округа относится, в том числе, и организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, однако орган местного самоуправления эти задачи не выполняет.
Поскольку относимых, допустимых, достаточных и достоверных доказательств подтверждающих возможное использование мест, где размещена несанкционированная свалка, иными лицами, ответчиком в соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено, суд обоснованно возложил обязанность по ликвидации места несанкционированного размещения отходов на орган местного самоуправления.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, указанные обстоятельства и выводы суда первой инстанции не опровергают, основаны на ошибочном толковании закона, поэтому основаниями для отмены постановленного решения являться не могут.
В ходе рассмотрения дела существенных нарушений норм материального и процессуального права, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судом не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда города Нижний Тагил Свердловской области от 07.06.2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Администрации муниципального образования "город Нижний Тагил" - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 06.12.2012 ПО ДЕЛУ N 33-14870/2012
Разделы:Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 6 декабря 2012 г. по делу N 33-14870/2012
Судья Цыдаева В.П.
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего Плотниковой Е.И.,
судей Павленко О.Е.,
Шаламовой И.Ю.,
с участием прокурора Привороцкой Т.М.,
при ведении протокола помощником судьи Соболевой А.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании 06.12.2012 гражданское дело по иску прокурора Пригородного района Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования "город Нижний Тагил", Государственному бюджетному учреждению Свердловской области "Нижне-Тагильское лесничество", Департаменту лесного хозяйства Свердловской области о ликвидации мест несанкционированного размещения отходов на землях лесного фонда
по апелляционной жалобе ответчика Администрации муниципального образования "город Нижний Тагил" на решение Ленинского районного суда города Нижний Тагил Свердловской области от 07.06.2012.
Заслушав доклад судьи Шаламовой И.Ю., заключение прокурора Привороцкой Т.М., полагавшей решение суд правильным, судебная коллегия
установила:
решением суда от 07.06.2012 на Администрацию муниципального образования "город Нижний Тагил" возложена обязанность в срок не позднее одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу ликвидировать место несанкционированного размещения отходов в лесах 1 группы, расположенных в Висимском участковом лесничестве Висимского участка в выделе <...> квартала <...> с координатами места размещения свалки: северная широта 57°39.451", восточная долгота 59°26.863". В удовлетворении исковых требований к Государственному бюджетному учреждению Свердловской области "Нижне-Тагильское лесничество" и Департаменту лесного хозяйства Свердловской области отказано.
В апелляционной жалобе ответчик Администрация муниципального образования "город Нижний Тагил" просил данное решение отменить в связи с неправильным применением судом норм материального права, несоответствием выводов суда обстоятельствам дела.
От ответчика Департамента лесного хозяйства Свердловской области в суд апелляционной инстанции поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Представители ответчиков Администрации муниципального образования "город Нижний Тагил" и Государственного бюджетного учреждения Свердловской области "Нижне-Тагильское лесничество", извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке на основании ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда не явились, не просили об отложении рассмотрения дела, в связи с чем судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав заключение прокурора, согласного с принятым судом решением, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ч. 1 ст. 9, ст. 42, 58 Конституции Российской Федерации).
Согласно ч. 3 ст. 8 Закона N 89-ФЗ от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В соответствии со ст. 12 данного Закона создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством РФ, и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.п. 2, 3 ст. 13 Закона N 89-ФЗ от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления"), ответственность за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях возложена на органы местного самоуправления (ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 "Об охране окружающей среды"), обязанности по организации мероприятий по охране окружающей среды, организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов возложены на муниципальные образования (п.п. 9, 14 ст. 15, п.п. 11, 24 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. 5 Закона Свердловской области от 19.12.1997 N 77-ОЗ "Об отходах производства и потребления").
Таким образом, организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, независимо от формы собственности на землю, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов является исключительной компетенцией муниципальных образований.
Как следует из материалов дела в ходе проведенной прокуратурой Пригородного района Свердловской области проверки на территории лесного фонда ГКУ СО "Нижне-Тагильское лесничество" зафиксировано место несанкционированного размещения отходов в выделе <...> квартала <...> Висимского участка Висимского участкового лесничества в лесопарковой части зеленых зон лесов. Место размещения несанкционированной свалки бытовых отходов в указанной зоне зафиксировано в акте N от <...>, географические координаты свалки бытовых отходов (северная широта 57°39.451", восточная долгота 59°26.863") описаны в экспертном заключении N от <...> ГКУ Свердловской области "Центр экологического мониторинга и контроля".
Данные обстоятельства в ходе судебного разбирательства ответчиком не оспорены.
Из схемы административного деления ГКУ СО "Нижне-Тагильское лесничество" усматривается, что свалка находится на территории муниципального образования "город Нижний Тагил".
Разрешая заявленные прокурором требования, суд пришел к обоснованному выводу о том, что организованная на территории муниципального образования "город Нижний Тагил" несанкционированная свалка нарушает требования природоохранного законодательства, ее размещение негативно влияет на окружающую среду, создает пожарную опасность, существенно нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, угрожает жизни и здоровью человека, может привести к негативным последствиям, поэтому удовлетворил их.
Ссылка заявителя жалобы на отсутствие у администрации муниципального образования "город Нижний Тагил" полномочий по охране лесов, принадлежащих Российской Федерации, противоречит п.п. 11, 24 п. 5 Устава города Нижний Тагил, в силу которых к вопросам местного значения и полномочиям Администрации городского округа относится, в том числе, и организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, однако орган местного самоуправления эти задачи не выполняет.
Поскольку относимых, допустимых, достаточных и достоверных доказательств подтверждающих возможное использование мест, где размещена несанкционированная свалка, иными лицами, ответчиком в соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено, суд обоснованно возложил обязанность по ликвидации места несанкционированного размещения отходов на орган местного самоуправления.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, указанные обстоятельства и выводы суда первой инстанции не опровергают, основаны на ошибочном толковании закона, поэтому основаниями для отмены постановленного решения являться не могут.
В ходе рассмотрения дела существенных нарушений норм материального и процессуального права, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судом не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда города Нижний Тагил Свердловской области от 07.06.2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Администрации муниципального образования "город Нижний Тагил" - без удовлетворения.
Председательствующий
ПЛОТНИКОВА Е.И.
Судьи
ПАВЛЕНКО О.Е.
ШАЛАМОВА И.Ю.
ПЛОТНИКОВА Е.И.
Судьи
ПАВЛЕНКО О.Е.
ШАЛАМОВА И.Ю.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)