Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.10.2013 N 15АП-12959/2013 ПО ДЕЛУ N А53-1665/2013

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 октября 2013 г. N 15АП-12959/2013

Дело N А53-1665/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 октября 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Фахретдинова Т.Р.,
судей Ильиной М.В., Мисника Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шаовым Т.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Правительства Ростовской области
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 15 июля 2013 года по делу N А53-1665/2013
по иску индивидуального предпринимателя Лоика Дмитрия Ивановича
к ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ростовской области
при участии третьих лиц - Правительства Ростовской области, администрации города Шахты,
об установлении кадастровой стоимости равной рыночной,
принятое судьей Захарченко О.П.,

установил:

индивидуальный предприниматель Лоик Дмитрий Иванович обратился в арбитражный суд с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 61:59:0010103:37 равной его рыночной стоимости.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Правительство Ростовской области, администрация города Шахты.
Решением арбитражного суда от 15 июля 2013 года кадастровая стоимость земельного участка площадью 20 959 кв. м с кадастровым номером 61:59:0010103:37, расположенного по адресу: Ростовская область, г. Шахты, ул. Чаплыгина, 50-в, установлена равной его рыночной стоимости в размере 8 405 000 рублей. Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ростовской области обязано судом внести в государственный кадастр недвижимости рыночную стоимость земельного участка площадью 20 959 кв. м с кадастровым номером 61:59:0010103:37, расположенного по адресу: Ростовская область, г. Шахты, ул. Чаплыгина, 50-в, равной его рыночной стоимости в размере 8 405 000 рублей в качестве кадастровой стоимости данного участка.
Правительство Ростовской области обжаловало решение суда в порядке главы 34 АПК РФ, просило решение суда отменить, в иске отказать в полном объеме.
Апелляционная жалоба мотивирована недопустимостью экспертного заключения как доказательства рыночной стоимости земельного участка, неприменимостью положений главы III.1 Закона об оценочной деятельности, снижением налоговой базы по платежам в бюджет муниципального образования.
В отзыве на жалобу администрация города Шахты доводы жалобы поддержала, просила решение суда отменить, принять новый судебный акт.
В судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции стороны явки представителей не обеспечили. Апелляционная жалоба рассмотрена судом в порядке части 3 статьи 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд не нашел оснований для ее удовлетворения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, индивидуальный предприниматель Лоик Д.И. владеет на праве собственности земельным участком с кадастровым номером 61:59:0010103:37, площадью 20959 кв. м, расположенным по адресу: Ростовская область, г. Шахты, ул. Чаплыгина, 50-в, разрешенное использование - объекты капитального строительства и виды использования земельных участков, отнесенных действующими санитарными нормами к объектам с санитарно-защитной зоной не более 50 м, категория земель - земли населенных пунктов. С 01.01.2009 в связи с вступлением в силу Постановления Администрации Ростовской области от 28.04.2008 N 212 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ростовской области" размер кадастровой стоимости земельного участка составил 53 349 457 рублей 78 копеек. Изложенные сведения содержатся в кадастровом паспорте земельного участка от 22.06.2012 N 61/001/12-292927.
При обращении в суд в обоснование заявленных требований истцом в материалы дела представлен отчет от 28/09/2012 N 147/12-3 об оценке рыночной стоимости земельных участков с кадастровым номером 61:59:0010103:37, выполненный закрытым акционерным обществом "РИЭЛТИ", составленный по состоянию на 01.01.2007. Поскольку указанный отчет был составлен вне рамок настоящего дела, при наличии возражений со стороны иных лиц, участвующих деле в отношении выводов оценщика, суд по ходатайству истца назначил экспертизу по определению рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 61:59:0010103:37, площадью 20959 кв. м, расположенным по адресу: Ростовская область, г. Шахты, ул. Чаплыгина, 50-в по состоянию на 01.01.2007. В соответствии с представленным заключением эксперта общества с ограниченной ответственностью "Компания ВЕАКОН-АрсГор" от 12.04.2013 N 24-2013 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 61:59:0010103:37 по состоянию на 01.01.2007 составляет 8 405 000 рублей. Таким образом, кадастровая стоимость спорного земельного участка более чем в три раза превысила размер его рыночной стоимости.
Суд пришел к выводу, что представленное заключение эксперта соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, содержит достаточную, достоверную информацию и статистический анализ о стоимости сравнимых и схожих земельных участков. Рыночная стоимость спорного земельного участка определена экспертом по состоянию на 01.01.2007, то есть на дату проведения государственной кадастровой оценки земель. Опрошенный в ходе судебного заседания эксперт пояснил методику проведения экспертизы, обосновала расчеты и относимость и допустимость взятых аналогов, проведенных корректировок. В результате суд пришел к выводу, что представленное заключение эксперта соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, содержит достаточную информацию и статистический анализ о стоимости сравнимых и схожих земельных участков.
На основании изложенного, суд признал доказанным размер рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 61:59:0010103:37 в сумме 8 405 000 рублей.
Суд руководствовался Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной от 28.06.2011 N 913/11, по смыслу которого законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка посредством указания его рыночной стоимости, причем в этом случае достоверность кадастровой стоимости и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания не является. Для удовлетворения требований заинтересованного лица об установлении кадастровой стоимости в размере доказанной им рыночной стоимости земельного участка нет необходимости проверять достоверность результатов государственной кадастровой оценки в виде кадастровой стоимости спорного земельного участка или законность нормативного акта, которым они утверждены, потому что такое требование направлено не на оспаривание кадастровой оценки в целом, а на уточнение ее результатов применительно к данному конкретному земельному участку. Предмет таких требований заключается в изменении кадастровой стоимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости.
Суд указал, что права истца, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка. Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной, законодательство допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы основаны на толковании земельного законодательства, отличном от правового подхода, изложенного в соответствующем постановлении Президиума ВАС РФ. Относительно довода о недопустимости установления кадастровой стоимости по состоянию на 01.01.2007 апелляционный суд отмечает следующее.
В постановлении Президиума ВАС РФ от 25.06.2013 N 10761/11 указано: "В постановлении от 28.06.2011 N 913/11 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указал на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, в том числе и в отношении земельных участков, кадастровая стоимость которых была определена до вступления в законную силу положений главы III.1 Закона об оценочной деятельности. При этом Президиум исходил из того, что хотя установленная этим Законом административная процедура пересмотра кадастровой стоимости объекта недвижимости и определения кадастровой стоимости в размере рыночной на спорные отношения не распространяется, кадастровая и рыночная стоимости объектов взаимосвязаны, и кадастровая стоимость по существу отличается от рыночной методом ее определения (массовым характером). Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено прежде всего на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату. Именно поэтому статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности прямо предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость; основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости необходимо приложить отчет о рыночной стоимости объекта в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости. Закон об оценочной деятельности прямо не называет ту дату, которую следует считать датой установления кадастровой стоимости. Однако, принимая во внимание в совокупности положения главы III.1 Закона об оценочной деятельности, подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана в вводной части отчета об определении кадастровой стоимости (приказ Минэкономразвития РФ от 29.07.2011 N 382 "Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости"). В случае отсутствия такой даты в отчете оценщика она может быть установлена исходя из сведений, содержащихся в акте органа исполнительной власти субъекта, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки. На эту же дату необходимо определять и рыночную стоимость тех объектов недвижимости, сведения о которых не были внесены в кадастр на момент формирования перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, в частности вновь образуемых земельных участков, в силу следующего. Согласно действующим нормативным актам кадастровая стоимость вновь образованного земельного участка определяется самостоятельно кадастровым органом при постановке вновь образуемого земельного участка на кадастровый учет на основании имеющихся результатов проведенной государственной кадастровой оценки, утвержденных до образования такого участка. В настоящее время определение кадастровой стоимости образуемых земельных участков осуществляется в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 N 222 (далее - методические указания). Методические указания применяются и для определения кадастровой стоимости земельных участков в случае образования нового земельного участка путем раздела. Так, подпункт 2.1.17 Методических указаний определяет, что в случае образования новых земельных участков путем разделения существующего земельного участка (преобразуемого земельного участка) кадастровая стоимость образуемых земельных участков определяется путем умножения площади указанных земельных участков на удельный показатель кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка. Поскольку при определении кадастровой стоимости вновь образуемого земельного участка применяется удельный показатель кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка, который был рассчитан в соответствии с теми данными, которые использовались при проведении государственной кадастровой оценки земель до существования нового участка, датой, по состоянию на которую определяется рыночная стоимость нового участка, следует считать дату, по состоянию на которую установлена кадастровая стоимость преобразуемого участка. При этом то обстоятельство, что рыночная стоимость объекта недвижимости доказывается истцом и устанавливается решением суда на дату определения кадастровой стоимости этого объекта, не влияет на определение момента, с которого установленная вступившим в законную силу судебным актом рыночная стоимость применяется в качестве кадастровой стоимости".
Таким образом, доводы апелляционной жалобы о дате определения кадастровой стоимости подлежат отклонению. Довод о снижении налоговых поступлений по земельному налогу в местный бюджет не имеет непосредственного правового отношения для решения вопроса об изменении кадастровой стоимости в целях ее приведения в соответствие с рыночной стоимостью земельного участка.
При таких обстоятельствах в апелляционной жалобе надлежит отказать, решение суда подлежит оставлению без изменения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 15 июля 2013 года по делу N А53-1665/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий
Т.Р.ФАХРЕТДИНОВ

Судьи
М.В.ИЛЬИНА
Н.Н.МИСНИК















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)