Судебные решения, арбитраж
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Белова С.В.
Судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда в составе
председательствующего судьи Дороднова Г.И.,
судей Бушминой А.Е., Леваневский Е.А.,
при секретаре И.И.В.,
с участием прокурора отдела прокуратуры Нижегородской области П.С.К.
представителя ответчика администрации муниципального образования "..." Б.Ю.С.,
представителя Департамента лесного хозяйства Нижегородской области - П.О.А.,
представителя Б. районного лесничества В.Г.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи областного суда Бушминой А.Е. в порядке апелляционного судопроизводства
дело по апелляционной жалобе вр. и.о. главы администрации муниципального образования "..." С.Д.А.
на решение Балахнинского городского суда Нижегородской области от 19 февраля 2013 года по иску Балахнинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования "..." Департаменту лесного хозяйства Нижегородской области, Б. районному лесничеству об обязании устранить допущенное несанкционированное размещение отходов производства и потребления, нагромождения погибших деревьев, сухих сучьев на рельеф местности в лесном массиве,
установила:
Балахнинский городской прокурор обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования "...", Департаменту лесного хозяйства Нижегородской области, Б. районному лесничеству об обязании устранить допущенное несанкционированное размещение отходов производства и потребления, нагромождения погибших деревьев, сухих сучьев на рельеф местности в лесном массиве.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Балахнинской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. В ходе проверки установлено, что в районе "..." в лесном массиве на незащищенных участках грунта несанкционированно размещены отходы производства и потребления, бытовые отходы (мусор, тряпки, мешки, пластиковые и стеклянные бутылки, банки, шифер, различные металлические предметы, картонные коробки и т.д.). Протяженность несанкционированной свалки мусора составляет 1,5 км. Кроме того, на данных участках грунта кроме бытовых отходов имеются нагромождения сухих сучьев, а также погибших и поврежденных деревьев. Данные обстоятельства нарушают право граждан на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
Прокурор просил суд:
- обязать администрацию муниципального образования "..." устранить допущенное несанкционированное размещение отходов производства и потребления на рельеф местности в лесном массиве в районе "..." - обязать Департамент лесного хозяйства, Б. районное лесничество устранить допущенные нагромождения погибших деревьев, сухих сучьев на рельеф местности в лесном массиве в районе "...".
Решением Балахнинского городского суда Нижегородской области от 19.02.2013 г. исковые требования прокурора удовлетворены. Суд обязал администрацию муниципального образования "..." в течение двенадцати месяцев со дня вступления решения в законную силу устранить допущенное несанкционированное размещение отходов производства и потребления на рельеф местности в лесном массиве в районе "..." обязал Департамент лесного хозяйства Нижегородской области, Б. районное лесничество в течение двенадцати месяцев со дня вступления решения в законную силу устранить допущенные нагромождения погибших деревьев, сухих сучьев на рельеф местности в лесном массиве в районе "..."
В апелляционной жалобе вр. и.о. главы администрации муниципального образования просил отменить решение Балахнинского городского суда Нижегородской области от 19.02.2013 г. в части обязания администрации муниципального образования "..." устранить допущенное несанкционированное размещение отходов производства и потребления на рельеф местности в лесном массиве в районе "..." отменить, так как неправильно применены нормы материального права. Указал, что лесной массив в районе "..." где располагается несанкционированное размещение отходов протяженностью 1,5 км, не входит в границы населенного пункта.
Прокурор, принимавший участие в деле, направил в суд возражения на апелляционную жалобу, в которой просил решение суда оставить без изменения.
Департамент лесного хозяйства Нижегородской области направил в суд отзыв на апелляционную жалобу, в которой просил решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель администрации "..." доводы апелляционной жалобы поддержал.
В судебном заседании апелляционной инстанции прокурор с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, изложенным в возражениях на апелляционную жалобу, просил решение оставить без изменения.
В судебном заседании апелляционной инстанции представители Департамента лесного хозяйства Нижегородской области, Б. районного лесничества против апелляционной жалобы возражали по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, просили решение оставить без изменения.
Заслушав явившихся лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений и отзыва на апелляционную жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.
На основании ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации, п. 1 ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно статье 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" ответственность за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях возложена на органы местного самоуправления.
Согласно п. 1 ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Согласно пунктам 1, 2 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся: 18) организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В соответствии со ст. 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Согласно ч. 1 ст. 19 Лесного кодекса РФ мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, или использующими леса в соответствии с настоящим Кодексом лицами.
Согласно ч. 1, ч. 2 ст. 51 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов. Охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 55 Лесного кодекса РФ в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются: 4) санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия).
Согласно п. 28 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2007 N 414, санитарно-оздоровительными мероприятиями являются вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия.
В соответствии с Положением о Департаменте лесного хозяйства Нижегородской области (утверждено Постановлением Правительства Нижегородской области от 31.12.2010 N 964) Департамент лесного хозяйства Нижегородской области является органом исполнительной власти Нижегородской области, обеспечивающим осуществление государственной политики Нижегородской области и государственного управления в сфере лесных отношений, а также осуществляющим переданные Российской Федерацией полномочия в указанной сфере в соответствии с федеральным законодательством. Департамент лесного хозяйства Нижегородской области организует использование лесов, их охрану (в том числе осуществление мер пожарной безопасности), защиту (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводство (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда, за исключением лесов, расположенных на территории населенных пунктов, и обеспечивает охрану, защиту, воспроизводство лесов (в том числе создание и эксплуатацию лесных дорог, предназначенных для охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях; в установленном порядке организует и проводит торги в целях размещения заказов на выполнение работ, оказание услуг по охране, защите, воспроизводству лесов за счет средств, предоставленных в виде субвенций из федерального бюджета, и средств областного бюджета.
Б. районное лесничество является специально уполномоченным органом государственной власти на подведомственной территории в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.
Из материалов дела следует, что в ходе проверки соблюдения экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами,, проведенной Балахнинской городской прокуратурой с привлечением специалистов Б. отдела ИАТН по Нижегородской области, зафиксированы места несанкционированной свалки твердых бытовых отходов, а также нагромождения погибших деревьев, сухих сучьев на территории лесного массива в районе "...", протяженностью 1,5 км (л.д. 15, 16-17).
Территория, на которой располагается несанкционированная свалка, находится на землях лесного фонда в границах муниципального образования "..."что подтверждается Генеральным планом "..." утвержденным решением Поселкового совета "..."от "..."г. N "..." (л.д. 13-14, 32, 34, 53-56), картой-схемой муниципального образования Б. муниципального образования Б. муниципальный район, актом о результатах проверки. Данные обстоятельства ответчиками не оспариваются.
При рассмотрении дела суд пришел к обоснованному выводу, что зафиксированные нагромождения погибших деревьев, сухих сучьев на рельеф местности в лесном массиве в районе "..." подлежат ликвидации в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий очистки леса, и возложил обязанность по их устранению на Б. районное лесничество и на Департамент лесного хозяйства Нижегородской области.
Удовлетворяя требования прокурора, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального образования, независимо от формы собственности на землю, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов является исключительной компетенцией муниципальных образований и возложил обязанности по ликвидации несанкционированного размещения отходов производства и потребления на рельеф местности в лесном массиве в районе "..." нарушающего права граждан на благоприятную окружающую среду, на администрацию муниципального образования "...".
Довод жалобы администрации муниципального образования "..."о том, что лесной массив в районе улицы "..." где располагается несанкционированное размещение отходов протяженностью 1,5 км не входит в состав населенного пункта, спорная территория является собственностью Гослесфонда, где он осуществляет свои полномочия, не может быть принят во внимание, так как судом установлено и подтверждается материалами дела, что территория, на которой располагается несанкционированная свалка, находится на землях лесного фонда в границах муниципального образования "...", что ответчиками не оспаривается.
Согласно ст. 3, п. 1 ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", пунктами 1 ст. 8, 1, 2 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", пунктом 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" ответственность за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях возложена на органы местного самоуправления, организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения. При этом организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального образования, независимо от формы собственности на землю, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов является исключительной компетенцией муниципальных образований.
Тот факт, что в границу муниципального образования "..." включены земли иных категорий, в частности земли лестного фонда, не освобождает администрацию муниципального образования выполнять обязанности, установленные законодательством по организации мероприятий по охране окружающей среды, по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Администрация муниципального образования "..."является исполнителем бюджета, все финансирование выделяется для целевого использования, контроль и уборка в лесном массиве не является обязанностью органа местного самоуправления, соответственно финансирование в данной части не производится и не может быть заложена в бюджет в силу отсутствия полномочий, судебная коллегия находит несостоятельным, поскольку Пунктом 2 Правил расходования и учета средств, предусмотренных в виде субвенций из федерального бюджета субъектам Российской Федерации в области лесных отношений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2006 года N 837 предусмотрено предоставление субвенций на реализацию переданных полномочий, в том числе на организацию лесов, их охрану, защиту, воспроизводства лесов на указанных землях. При этом санитарно-оздоровительные мероприятия, в которые входят очистка леса от захламления и иного негативного воздействия, относятся к мероприятиям по охране и защите лесов.
В апелляционной жалобе содержатся доводы, что администрацией муниципального образования "..." исполняются полномочия в сфере организации благоустройства на территории поселения, для чего создано МУП "..." целью которого является, в том числе предоставление услуг и работ по сбору и вывозу мусора с территории и от населения муниципального образования "..."
Судебная коллегия находит несостоятельными указанные доводы апелляционной жалобы, поскольку данные меры, предпринятые администрацией муниципального образования "..." не привели к ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых (отходов размещения отходов производства и потребления) на территории муниципального образования.
Судебная коллегия соглашается с доводами апелляционной жалобы, что суд в решении необоснованно сослался на п. 2 ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", п. п. 9, 14 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", которые регламентируют вопросы местного значения муниципального района и городского округа, поскольку муниципальное образование "..."не является муниципальным районом или городским округом.
Однако данные доводы о применении несоответствующих норм материального права не влекут за собой отмену решения суда, так как в соответствии с со ст. 3, п. 1 ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", пунктами 1 ст. 8, 1, 2 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", пунктом 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" ответственность за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях возложена на органы местного самоуправления, организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.
Суд первой инстанции в решении помимо норм права, определяющих полномочия муниципальных районов и городских округов, сослался также на нормы права, регулирующие полномочия органов местного самоуправления, в том числе городских поселений.
В апелляционной жалобе указано, что в п. 4 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не имеется ссылок на вхождение в территорию поселения земель лесного фонда, у администрации муниципального образования "..."отсутствует право на распоряжение землями Гослесфонда.
Такие доводы апелляционной жалобы не могут быть признаны судебной коллегией обоснованными, поскольку согласно п. 4 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" границы муниципальных образований устанавливаются и изменяются в соответствии со следующими требованиями: 4) в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения. Поэтому в состав территории муниципального образования "..."входят все земли, расположенные в пределах его границ, в том числе и земли Гослесфонда. При этом для устранения администрацией муниципального образования допущенного несанкционированного размещения отходов производства и потребления не требуется распоряжение землями Гослесфонда.
Ссылок, на какие-либо иные факты, которые остались без внимания суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
Выводы суда первой инстанции при разрешении данного спора основаны на имеющихся в деле доказательствах, исследованных и оцененных судом, по правилам ст. ст. 67, 71 ГПК РФ.
Нормы материального и процессуального права применены судом правильно, поэтому предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований к отмене решения в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда,
определила:
Решение Балахнинского городского суда Нижегородской области от 19 февраля 2013 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу вр. и.о. главы администрации муниципального образования "..." С.Д.А. оставить без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ НИЖЕГОРОДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 17.05.2013 ПО ДЕЛУ N 33-3683/13
Разделы:Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 мая 2013 г. по делу N 33-3683/13
Судья: Белова С.В.
Судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда в составе
председательствующего судьи Дороднова Г.И.,
судей Бушминой А.Е., Леваневский Е.А.,
при секретаре И.И.В.,
с участием прокурора отдела прокуратуры Нижегородской области П.С.К.
представителя ответчика администрации муниципального образования "..." Б.Ю.С.,
представителя Департамента лесного хозяйства Нижегородской области - П.О.А.,
представителя Б. районного лесничества В.Г.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи областного суда Бушминой А.Е. в порядке апелляционного судопроизводства
дело по апелляционной жалобе вр. и.о. главы администрации муниципального образования "..." С.Д.А.
на решение Балахнинского городского суда Нижегородской области от 19 февраля 2013 года по иску Балахнинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования "..." Департаменту лесного хозяйства Нижегородской области, Б. районному лесничеству об обязании устранить допущенное несанкционированное размещение отходов производства и потребления, нагромождения погибших деревьев, сухих сучьев на рельеф местности в лесном массиве,
установила:
Балахнинский городской прокурор обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования "...", Департаменту лесного хозяйства Нижегородской области, Б. районному лесничеству об обязании устранить допущенное несанкционированное размещение отходов производства и потребления, нагромождения погибших деревьев, сухих сучьев на рельеф местности в лесном массиве.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Балахнинской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. В ходе проверки установлено, что в районе "..." в лесном массиве на незащищенных участках грунта несанкционированно размещены отходы производства и потребления, бытовые отходы (мусор, тряпки, мешки, пластиковые и стеклянные бутылки, банки, шифер, различные металлические предметы, картонные коробки и т.д.). Протяженность несанкционированной свалки мусора составляет 1,5 км. Кроме того, на данных участках грунта кроме бытовых отходов имеются нагромождения сухих сучьев, а также погибших и поврежденных деревьев. Данные обстоятельства нарушают право граждан на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
Прокурор просил суд:
- обязать администрацию муниципального образования "..." устранить допущенное несанкционированное размещение отходов производства и потребления на рельеф местности в лесном массиве в районе "..." - обязать Департамент лесного хозяйства, Б. районное лесничество устранить допущенные нагромождения погибших деревьев, сухих сучьев на рельеф местности в лесном массиве в районе "...".
Решением Балахнинского городского суда Нижегородской области от 19.02.2013 г. исковые требования прокурора удовлетворены. Суд обязал администрацию муниципального образования "..." в течение двенадцати месяцев со дня вступления решения в законную силу устранить допущенное несанкционированное размещение отходов производства и потребления на рельеф местности в лесном массиве в районе "..." обязал Департамент лесного хозяйства Нижегородской области, Б. районное лесничество в течение двенадцати месяцев со дня вступления решения в законную силу устранить допущенные нагромождения погибших деревьев, сухих сучьев на рельеф местности в лесном массиве в районе "..."
В апелляционной жалобе вр. и.о. главы администрации муниципального образования просил отменить решение Балахнинского городского суда Нижегородской области от 19.02.2013 г. в части обязания администрации муниципального образования "..." устранить допущенное несанкционированное размещение отходов производства и потребления на рельеф местности в лесном массиве в районе "..." отменить, так как неправильно применены нормы материального права. Указал, что лесной массив в районе "..." где располагается несанкционированное размещение отходов протяженностью 1,5 км, не входит в границы населенного пункта.
Прокурор, принимавший участие в деле, направил в суд возражения на апелляционную жалобу, в которой просил решение суда оставить без изменения.
Департамент лесного хозяйства Нижегородской области направил в суд отзыв на апелляционную жалобу, в которой просил решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель администрации "..." доводы апелляционной жалобы поддержал.
В судебном заседании апелляционной инстанции прокурор с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, изложенным в возражениях на апелляционную жалобу, просил решение оставить без изменения.
В судебном заседании апелляционной инстанции представители Департамента лесного хозяйства Нижегородской области, Б. районного лесничества против апелляционной жалобы возражали по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, просили решение оставить без изменения.
Заслушав явившихся лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений и отзыва на апелляционную жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.
На основании ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации, п. 1 ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно статье 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" ответственность за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях возложена на органы местного самоуправления.
Согласно п. 1 ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Согласно пунктам 1, 2 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся: 18) организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В соответствии со ст. 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Согласно ч. 1 ст. 19 Лесного кодекса РФ мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, или использующими леса в соответствии с настоящим Кодексом лицами.
Согласно ч. 1, ч. 2 ст. 51 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов. Охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 55 Лесного кодекса РФ в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются: 4) санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия).
Согласно п. 28 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2007 N 414, санитарно-оздоровительными мероприятиями являются вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия.
В соответствии с Положением о Департаменте лесного хозяйства Нижегородской области (утверждено Постановлением Правительства Нижегородской области от 31.12.2010 N 964) Департамент лесного хозяйства Нижегородской области является органом исполнительной власти Нижегородской области, обеспечивающим осуществление государственной политики Нижегородской области и государственного управления в сфере лесных отношений, а также осуществляющим переданные Российской Федерацией полномочия в указанной сфере в соответствии с федеральным законодательством. Департамент лесного хозяйства Нижегородской области организует использование лесов, их охрану (в том числе осуществление мер пожарной безопасности), защиту (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводство (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда, за исключением лесов, расположенных на территории населенных пунктов, и обеспечивает охрану, защиту, воспроизводство лесов (в том числе создание и эксплуатацию лесных дорог, предназначенных для охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях; в установленном порядке организует и проводит торги в целях размещения заказов на выполнение работ, оказание услуг по охране, защите, воспроизводству лесов за счет средств, предоставленных в виде субвенций из федерального бюджета, и средств областного бюджета.
Б. районное лесничество является специально уполномоченным органом государственной власти на подведомственной территории в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.
Из материалов дела следует, что в ходе проверки соблюдения экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами,, проведенной Балахнинской городской прокуратурой с привлечением специалистов Б. отдела ИАТН по Нижегородской области, зафиксированы места несанкционированной свалки твердых бытовых отходов, а также нагромождения погибших деревьев, сухих сучьев на территории лесного массива в районе "...", протяженностью 1,5 км (л.д. 15, 16-17).
Территория, на которой располагается несанкционированная свалка, находится на землях лесного фонда в границах муниципального образования "..."что подтверждается Генеральным планом "..." утвержденным решением Поселкового совета "..."от "..."г. N "..." (л.д. 13-14, 32, 34, 53-56), картой-схемой муниципального образования Б. муниципального образования Б. муниципальный район, актом о результатах проверки. Данные обстоятельства ответчиками не оспариваются.
При рассмотрении дела суд пришел к обоснованному выводу, что зафиксированные нагромождения погибших деревьев, сухих сучьев на рельеф местности в лесном массиве в районе "..." подлежат ликвидации в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий очистки леса, и возложил обязанность по их устранению на Б. районное лесничество и на Департамент лесного хозяйства Нижегородской области.
Удовлетворяя требования прокурора, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального образования, независимо от формы собственности на землю, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов является исключительной компетенцией муниципальных образований и возложил обязанности по ликвидации несанкционированного размещения отходов производства и потребления на рельеф местности в лесном массиве в районе "..." нарушающего права граждан на благоприятную окружающую среду, на администрацию муниципального образования "...".
Довод жалобы администрации муниципального образования "..."о том, что лесной массив в районе улицы "..." где располагается несанкционированное размещение отходов протяженностью 1,5 км не входит в состав населенного пункта, спорная территория является собственностью Гослесфонда, где он осуществляет свои полномочия, не может быть принят во внимание, так как судом установлено и подтверждается материалами дела, что территория, на которой располагается несанкционированная свалка, находится на землях лесного фонда в границах муниципального образования "...", что ответчиками не оспаривается.
Согласно ст. 3, п. 1 ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", пунктами 1 ст. 8, 1, 2 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", пунктом 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" ответственность за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях возложена на органы местного самоуправления, организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения. При этом организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального образования, независимо от формы собственности на землю, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов является исключительной компетенцией муниципальных образований.
Тот факт, что в границу муниципального образования "..." включены земли иных категорий, в частности земли лестного фонда, не освобождает администрацию муниципального образования выполнять обязанности, установленные законодательством по организации мероприятий по охране окружающей среды, по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Администрация муниципального образования "..."является исполнителем бюджета, все финансирование выделяется для целевого использования, контроль и уборка в лесном массиве не является обязанностью органа местного самоуправления, соответственно финансирование в данной части не производится и не может быть заложена в бюджет в силу отсутствия полномочий, судебная коллегия находит несостоятельным, поскольку Пунктом 2 Правил расходования и учета средств, предусмотренных в виде субвенций из федерального бюджета субъектам Российской Федерации в области лесных отношений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2006 года N 837 предусмотрено предоставление субвенций на реализацию переданных полномочий, в том числе на организацию лесов, их охрану, защиту, воспроизводства лесов на указанных землях. При этом санитарно-оздоровительные мероприятия, в которые входят очистка леса от захламления и иного негативного воздействия, относятся к мероприятиям по охране и защите лесов.
В апелляционной жалобе содержатся доводы, что администрацией муниципального образования "..." исполняются полномочия в сфере организации благоустройства на территории поселения, для чего создано МУП "..." целью которого является, в том числе предоставление услуг и работ по сбору и вывозу мусора с территории и от населения муниципального образования "..."
Судебная коллегия находит несостоятельными указанные доводы апелляционной жалобы, поскольку данные меры, предпринятые администрацией муниципального образования "..." не привели к ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых (отходов размещения отходов производства и потребления) на территории муниципального образования.
Судебная коллегия соглашается с доводами апелляционной жалобы, что суд в решении необоснованно сослался на п. 2 ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", п. п. 9, 14 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", которые регламентируют вопросы местного значения муниципального района и городского округа, поскольку муниципальное образование "..."не является муниципальным районом или городским округом.
Однако данные доводы о применении несоответствующих норм материального права не влекут за собой отмену решения суда, так как в соответствии с со ст. 3, п. 1 ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", пунктами 1 ст. 8, 1, 2 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", пунктом 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" ответственность за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях возложена на органы местного самоуправления, организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.
Суд первой инстанции в решении помимо норм права, определяющих полномочия муниципальных районов и городских округов, сослался также на нормы права, регулирующие полномочия органов местного самоуправления, в том числе городских поселений.
В апелляционной жалобе указано, что в п. 4 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не имеется ссылок на вхождение в территорию поселения земель лесного фонда, у администрации муниципального образования "..."отсутствует право на распоряжение землями Гослесфонда.
Такие доводы апелляционной жалобы не могут быть признаны судебной коллегией обоснованными, поскольку согласно п. 4 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" границы муниципальных образований устанавливаются и изменяются в соответствии со следующими требованиями: 4) в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения. Поэтому в состав территории муниципального образования "..."входят все земли, расположенные в пределах его границ, в том числе и земли Гослесфонда. При этом для устранения администрацией муниципального образования допущенного несанкционированного размещения отходов производства и потребления не требуется распоряжение землями Гослесфонда.
Ссылок, на какие-либо иные факты, которые остались без внимания суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
Выводы суда первой инстанции при разрешении данного спора основаны на имеющихся в деле доказательствах, исследованных и оцененных судом, по правилам ст. ст. 67, 71 ГПК РФ.
Нормы материального и процессуального права применены судом правильно, поэтому предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований к отмене решения в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда,
определила:
Решение Балахнинского городского суда Нижегородской области от 19 февраля 2013 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу вр. и.о. главы администрации муниципального образования "..." С.Д.А. оставить без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)