Судебные решения, арбитраж
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления оглашена 21 мая 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 мая 2013 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Н.Н. Анисимовой,
судей А.В. Гончаровой, Е.Н. Номоконовой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.В. Модиной,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Потребительского кооператива "Гаражно-строительный кооператив "Кузнецова, 84",
апелляционное производство N 05АП-4795/2013
на решение от 20.03.2013
судьи Е.И. Голуб
по делу N А51-29320/2012 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Потребительского кооператива "Гаражно-строительный кооператив "Кузнецова, 84" (ИНН 2536166322, ОГРН 1062536006851, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 06.02.2006)
к Администрации г. Владивостока (ИНН 2504001783, ОГРН 1022501302955, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 12.12.2002)
третье лицо: Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края (ИНН 2538111008, ОГРН 1072540005724, дата государственной регистрации 21.06.2007)
о признании незаконным отказа,
при участии:
- от Администрации г. Владивостока: Грачева А.Ю., представитель по доверенности от 03.12.2012, сроком действия до 31.12.2013;
- от потребительского кооператива "Гаражно-строительный кооператив "Кузнецова, 84", Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края: не явились, извещены;
Потребительский кооператив "Гаражно-строительный кооператив "Кузнецова, 84" (далее по тексту - заявитель, кооператив, ГСК) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными отказа администрации г. Владивостока (далее по тексту - администрация) от 10.09.2012 N 1754/1У в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу г. Владивосток, ул. Адмирала Кузнецова, 84, в аренду под строительство гаражей и об обязании администрацию утвердить проект распоряжения "О выдаче акта о выборе земельного участка для строительства и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу г. Владивосток, ул. Адмирала Кузнецова, 84 ГСК "Кузнецова, 84" вид разрешенного использования: гаражи, цель предоставления: для строительства объекта: гаражи".
Определением суда от 28.12.2012 к участию в деле в качестве третьего лиц без самостоятельных требований привлечен Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, который определением от 29.01.2013 заменен на правопреемника - Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края (далее по тексту - третье лицо, департамент).
Решением Арбитражного суда Приморского края от 20.03.2013 в удовлетворении требования кооператива отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой в Пятый арбитражный апелляционный суд. Выводы суда считает не соответствующими фактическим обстоятельствам дела и основанными на неправильном применении норм материального права. По мнению кооператива, наличие в границах испрашиваемого земельного участка сформированных и поставленных на кадастровый учет земельных участков не могло послужить основанием для принятия оспариваемого решения, так как этого обстоятельства недостаточно для проведения торгов.
Кооператив указывает, что земельные участки с кадастровыми номерами 25:28:010037:34 и 25:28:010037:33 принадлежат ему на праве аренды, в связи с чем он одновременно является и лицом, заявляющим о предоставлении земельного участка для строительства, и лицом, интересы которого могут быть затронуты в результате возможного изъятия находящихся в пользовании кооператива участков в связи с предоставлением этих земельных участков для строительства. Соответственно, какие-либо препятствия для проведения выбора земельного участка, по мнению заявителя, отсутствуют.
Также кооператив полагает, что суд пришел к ошибочному выводу о том, что земельные участки с кадастровыми номерами 25:28:010037:92, 25:28:010037:93, 25:28:010037:94, 25:28:010037:95, 25:28:010037:96, 25:28:010037:97, 25:28:010037:98, 25:28:010037:99, 25:28:010037:100, 25:28:010037:101 образованы из земельного участка 25:28:010037:33, так как согласно кадастровому паспорту от 09.06.2011 указанные земельные участки являются составными участками земельного участка с кадастровым номером 25:28:010037:33, который с кадастрового учета не снят. В связи с изложенными в апелляционной жалобе обстоятельствами кооператив просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Администрация по тексту представленного в материалы дела письменного отзыва, оглашенного в судебном заседании, возражала против доводов апелляционной жалобы. Решение суда считает законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
Извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания заявитель и третье лицо явку своих представителей в суд не обеспечили, в связи с чем судебная коллегия, руководствуясь статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также с учетом мнения представителя администрации рассмотрела апелляционную жалобу в их отсутствие.
Из материалов дела коллегией установлено следующее.
11.08.2011 вх. N 29/23101 кооператив обратился в департамент с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду для строительства на 3 года с предварительным согласованием места размещения объекта "Гаражи" в районе ул. Адмирала Кузнецова, 84, ориентировочной площадью 3000 кв. м, а также о снятии с кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами 25:28:010037:124 и 25:28:010037:123, расположенных по адресу: г. Владивосток, ул. Адмирала Кузнецова, 84. Одновременно заявитель просил прекратить действие договоров аренды от 14.09.2005 N 01-004618-Ю-В-4606 и N 01-004618-Ю-В-4607 на земельные участки с кадастровыми номерами 25:28:01:0037:0033 и 25:28:01:0037:0034, заключенные между кооперативом и Управлением муниципальной собственности г. Владивостока, с одновременным предоставлением запрашиваемого ГСК земельного участка под строительство с предварительным согласованием места размещения объекта "Гаражи" для членов кооператива.
23.03.2012 департамент обратился в администрацию по вопросу обеспечения выбора земельного участка, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Адмирала Кузнецова, 84, для строительства гаражей. При этом в указанном обращении департамент уведомил администрацию о том, что испрашиваемый земельный участок используется для эксплуатации гаражей и благоустройства территории, а также принадлежит на праве аренды кооперативу согласно договорам аренды от 14.09.2005 N 01-004618-Ю-В-4606, N 01-004619-Ю-В-4607.
10.09.2012 письмом N 17548/У администрацией было отказано ГСК в выдаче акта о выборе земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка в связи с тем, что на испрашиваемом земельном участке расположены земельные участки, стоящие на кадастровом учете и не свободные от прав третьих лиц. Соответственно, предоставление сформированного земельного участка для строительства должно осуществляться без предварительного согласования места размещения объекта, но через проведение торгов.
Не согласившись с указанным решением, посчитав, что оно не соответствует закону и нарушает права и законные интересы кооператива, последний обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав доказательства по делу, оценив доводы представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующих обстоятельств.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 3 статьи 201 АПК РФ, пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 ненормативный акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны недействительными или незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пунктам 1, 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ, Кодекс) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 этого Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 Кодекса.
Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду.
Пунктом 5 статьи 30 ЗК РФ установлено, что предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
- 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
- 2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
- 3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Последовательность действий по выбору земельных участков для строительства прописана в статье 31 ЗК РФ.
Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 2 статьи 31 ЗК РФ).
Согласно пункту 5 этой же статьи результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Из анализа вышеуказанных правовых норм следует, что принятию решения о предоставлении земельных участков для строительства должно предшествовать проведение работ по их формированию, в том числе предварительное согласование размещения участка, которое оформляется актом о выборе земельного участка с указанием проекта его границ и решением о предварительном согласовании места размещения участка, утверждающим этот акт. При этом обязанность по обеспечению выбора земельного участка возложена на орган местного самоуправления.
Вместе с тем, учитывая, что положения статей 30, 31 ЗК РФ не содержат положений об обязательном оформлении акта выбора земельного участка, если имеются препятствия для выбора земельного участка, то при отрицательном ответе на вопрос о принципиальной возможности строительства на испрашиваемом участке совершение последующих действий по выбору земельного участка является нецелесообразным.
Из материалов дела усматривается, что заявитель реализовал свое право на обращение в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта и заявлением от 11.08.2011 просил предоставить ему в аренду земельный участок примерной площадью 3000 кв. м в районе ул. Адмирала Кузнецова, 84.
Рассмотрев обращение заявителя, администрация установила, что кооператив испрашивает земельный участок, в границах которого расположены сформированные и стоящие на кадастровом учете земельный участок с кадастровым номером 25:28:010037:34 с разрешенным использованием "для благоустройства (проезды)" и земельный участок с кадастровым номером 25:28:010037:33 с разрешенным использованием "для эксплуатации гаражей, стоянок автотранспортных средств, велосипедов (коллективная автостоянка)", в связи с чем возможность выбора земельного участка в целях предварительного согласования места размещения объекта для строительства отсутствует.
Оценив оспариваемый отказ в соответствии со статьей 71 АПК РФ в совокупности с доказательствами, имеющимися в материалах дела, судебная коллегия находит его законным и обоснованным в силу следующего.
Согласно пункту 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости (пункт 4 статьи 11.9 ЗК РФ).
Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные ЗК РФ, другими федеральными законами (пункт 6 статьи 11.9 ЗК РФ).
Из проекта схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории усматривается, что в границах испрашиваемого земельного участка расположены сформированные и стоящие на государственном кадастровом учете иные земельные участки.
При этом земельный участок с кадастровым номером 25:28:010037:34, расположенный в границах испрашиваемого земельного участка, в настоящее время используется кооперативом по договору аренды от 14.09.2005 N 01-004619-Ю-В-4607 с установленным видом разрешенного использования участка "для благоустройства (проезды)". Данные обстоятельства отражены в кадастровом паспорте указанного земельного участка, и заявителем не оспариваются.
Что касается земельного участка 25:28:010037:33, то в отношении него действует договор аренды от 14.10.2005 N 01-004618-Ю-В-4606 с разрешенным использованием "для эксплуатации гаражей, стоянок автотранспортных средств, велосипедов (коллективная автостоянка)", что также отражено в кадастровом паспорте указанного земельного участка.
Более того, земельный участок с кадастровым номером 25:28:010037:33 разделен на земельные участки с кадастровыми номерами 25:28:010037:92, 25:28:010037:93, 25:28:010037:94, 25:28:010037:95, 25:28:010037:96, 25:28:010037:97, 25:28:010037:98, 25:28:010037:99, 25:28:010037:100, 25:28:010037:101, сведения о которых носят временный характер.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что в отношении испрашиваемого земельного участка отсутствует возможность выбора, поскольку в границах спорного земельного участка расположены уже сформированные земельные участки, которые состоят на государственном кадастровом учете с определенным целевым назначением.
Соответственно, процедура образования земельного участка для строительства, избранная кооперативом путем проведения выбора и утверждения схемы расположения земельного участка за счет уже существующих земельных участков, противоречит статье 11.2 ЗК РФ.
Указание заявителя на ошибочность вывода суда о временном характере кадастрового учета земельных участков 25:28:010037:92, 25:28:010037:93, 25:28:010037:94, 25:28:010037:95, 25:28:010037:96, 25:28:010037:97, 25:28:010037:98, 25:28:010037:99, 25:28:010037:100, 25:28:010037:101 не может быть принято судом апелляционной инстанции во внимание, поскольку указанные земельные участки образованы из земельного участка с кадастровым номером 25:28:010037:33, что отражено в его кадастровом паспорте. Поскольку участок с кадастровым номером 25:28:010037:33 не снят с кадастрового учета, то, соответственно, сведения об образовании в его границах иных земельных участков свидетельствует о временном характере кадастрового учета таких земельных участков.
Данный вывод суда согласуется с пунктом 2 статьи 11.2 ЗК РФ и Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Довод администрации о том, что сформированные земельные участки могут быть предоставлены в аренду только посредством проведения торгов, поддержанный судом первой инстанции, апелляционная коллегия также находит обоснованным и соответствующим пункту 6 статьи 30 ЗК РФ.
Коллегия также учитывает, что действие договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами 25:28:010037:34, 25:28:010037:33 не прекращено, так как обращение кооператива о прекращении действия договоров департаментом не удовлетворено, разрешенное использование земельных участков не изменено, решение департамента от 25.10.2012 не оспорено.
При таких обстоятельствах коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о правомерности отказа администрации и отсутствии оснований для удовлетворения требований кооператива.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.
Суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, всесторонне исследовал доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права. Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену судебного акта, допущено не было.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы нет.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы судебная коллегия на основании статьи 110 АПК РФ относит судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1000 руб. на кооператив, а в оставшейся сумме госпошлина подлежит возврату из бюджета как излишне уплаченная в порядке подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса РФ.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 20.03.2013 по делу N А51-29320/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Янушевич Юлии Владиславовне из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1000 (одна тысяча) рублей, излишне уплаченную при подаче апелляционной жалобы Потребительского кооператива "Гаражно-строительный кооператив "Кузнецова, 84" по чеку-ордеру СБ 8635/0170 от 08.04.2013. Выдать справку на возврат госпошлины.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
Н.Н.АНИСИМОВА
Судьи
А.В.ГОНЧАРОВА
Е.Н.НОМОКОНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.05.2013 N 05АП-4795/2013 ПО ДЕЛУ N А51-29320/2012
Разделы:Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 мая 2013 г. N 05АП-4795/2013
Дело N А51-29320/2012
Резолютивная часть постановления оглашена 21 мая 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 мая 2013 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Н.Н. Анисимовой,
судей А.В. Гончаровой, Е.Н. Номоконовой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.В. Модиной,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Потребительского кооператива "Гаражно-строительный кооператив "Кузнецова, 84",
апелляционное производство N 05АП-4795/2013
на решение от 20.03.2013
судьи Е.И. Голуб
по делу N А51-29320/2012 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Потребительского кооператива "Гаражно-строительный кооператив "Кузнецова, 84" (ИНН 2536166322, ОГРН 1062536006851, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 06.02.2006)
к Администрации г. Владивостока (ИНН 2504001783, ОГРН 1022501302955, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 12.12.2002)
третье лицо: Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края (ИНН 2538111008, ОГРН 1072540005724, дата государственной регистрации 21.06.2007)
о признании незаконным отказа,
при участии:
- от Администрации г. Владивостока: Грачева А.Ю., представитель по доверенности от 03.12.2012, сроком действия до 31.12.2013;
- от потребительского кооператива "Гаражно-строительный кооператив "Кузнецова, 84", Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края: не явились, извещены;
-
установил:
установил:
Потребительский кооператив "Гаражно-строительный кооператив "Кузнецова, 84" (далее по тексту - заявитель, кооператив, ГСК) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными отказа администрации г. Владивостока (далее по тексту - администрация) от 10.09.2012 N 1754/1У в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу г. Владивосток, ул. Адмирала Кузнецова, 84, в аренду под строительство гаражей и об обязании администрацию утвердить проект распоряжения "О выдаче акта о выборе земельного участка для строительства и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу г. Владивосток, ул. Адмирала Кузнецова, 84 ГСК "Кузнецова, 84" вид разрешенного использования: гаражи, цель предоставления: для строительства объекта: гаражи".
Определением суда от 28.12.2012 к участию в деле в качестве третьего лиц без самостоятельных требований привлечен Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, который определением от 29.01.2013 заменен на правопреемника - Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края (далее по тексту - третье лицо, департамент).
Решением Арбитражного суда Приморского края от 20.03.2013 в удовлетворении требования кооператива отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой в Пятый арбитражный апелляционный суд. Выводы суда считает не соответствующими фактическим обстоятельствам дела и основанными на неправильном применении норм материального права. По мнению кооператива, наличие в границах испрашиваемого земельного участка сформированных и поставленных на кадастровый учет земельных участков не могло послужить основанием для принятия оспариваемого решения, так как этого обстоятельства недостаточно для проведения торгов.
Кооператив указывает, что земельные участки с кадастровыми номерами 25:28:010037:34 и 25:28:010037:33 принадлежат ему на праве аренды, в связи с чем он одновременно является и лицом, заявляющим о предоставлении земельного участка для строительства, и лицом, интересы которого могут быть затронуты в результате возможного изъятия находящихся в пользовании кооператива участков в связи с предоставлением этих земельных участков для строительства. Соответственно, какие-либо препятствия для проведения выбора земельного участка, по мнению заявителя, отсутствуют.
Также кооператив полагает, что суд пришел к ошибочному выводу о том, что земельные участки с кадастровыми номерами 25:28:010037:92, 25:28:010037:93, 25:28:010037:94, 25:28:010037:95, 25:28:010037:96, 25:28:010037:97, 25:28:010037:98, 25:28:010037:99, 25:28:010037:100, 25:28:010037:101 образованы из земельного участка 25:28:010037:33, так как согласно кадастровому паспорту от 09.06.2011 указанные земельные участки являются составными участками земельного участка с кадастровым номером 25:28:010037:33, который с кадастрового учета не снят. В связи с изложенными в апелляционной жалобе обстоятельствами кооператив просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Администрация по тексту представленного в материалы дела письменного отзыва, оглашенного в судебном заседании, возражала против доводов апелляционной жалобы. Решение суда считает законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
Извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания заявитель и третье лицо явку своих представителей в суд не обеспечили, в связи с чем судебная коллегия, руководствуясь статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также с учетом мнения представителя администрации рассмотрела апелляционную жалобу в их отсутствие.
Из материалов дела коллегией установлено следующее.
11.08.2011 вх. N 29/23101 кооператив обратился в департамент с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду для строительства на 3 года с предварительным согласованием места размещения объекта "Гаражи" в районе ул. Адмирала Кузнецова, 84, ориентировочной площадью 3000 кв. м, а также о снятии с кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами 25:28:010037:124 и 25:28:010037:123, расположенных по адресу: г. Владивосток, ул. Адмирала Кузнецова, 84. Одновременно заявитель просил прекратить действие договоров аренды от 14.09.2005 N 01-004618-Ю-В-4606 и N 01-004618-Ю-В-4607 на земельные участки с кадастровыми номерами 25:28:01:0037:0033 и 25:28:01:0037:0034, заключенные между кооперативом и Управлением муниципальной собственности г. Владивостока, с одновременным предоставлением запрашиваемого ГСК земельного участка под строительство с предварительным согласованием места размещения объекта "Гаражи" для членов кооператива.
23.03.2012 департамент обратился в администрацию по вопросу обеспечения выбора земельного участка, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Адмирала Кузнецова, 84, для строительства гаражей. При этом в указанном обращении департамент уведомил администрацию о том, что испрашиваемый земельный участок используется для эксплуатации гаражей и благоустройства территории, а также принадлежит на праве аренды кооперативу согласно договорам аренды от 14.09.2005 N 01-004618-Ю-В-4606, N 01-004619-Ю-В-4607.
10.09.2012 письмом N 17548/У администрацией было отказано ГСК в выдаче акта о выборе земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка в связи с тем, что на испрашиваемом земельном участке расположены земельные участки, стоящие на кадастровом учете и не свободные от прав третьих лиц. Соответственно, предоставление сформированного земельного участка для строительства должно осуществляться без предварительного согласования места размещения объекта, но через проведение торгов.
Не согласившись с указанным решением, посчитав, что оно не соответствует закону и нарушает права и законные интересы кооператива, последний обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав доказательства по делу, оценив доводы представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующих обстоятельств.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 3 статьи 201 АПК РФ, пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 ненормативный акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны недействительными или незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пунктам 1, 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ, Кодекс) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 этого Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 Кодекса.
Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду.
Пунктом 5 статьи 30 ЗК РФ установлено, что предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
- 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
- 2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
- 3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Последовательность действий по выбору земельных участков для строительства прописана в статье 31 ЗК РФ.
Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 2 статьи 31 ЗК РФ).
Согласно пункту 5 этой же статьи результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Из анализа вышеуказанных правовых норм следует, что принятию решения о предоставлении земельных участков для строительства должно предшествовать проведение работ по их формированию, в том числе предварительное согласование размещения участка, которое оформляется актом о выборе земельного участка с указанием проекта его границ и решением о предварительном согласовании места размещения участка, утверждающим этот акт. При этом обязанность по обеспечению выбора земельного участка возложена на орган местного самоуправления.
Вместе с тем, учитывая, что положения статей 30, 31 ЗК РФ не содержат положений об обязательном оформлении акта выбора земельного участка, если имеются препятствия для выбора земельного участка, то при отрицательном ответе на вопрос о принципиальной возможности строительства на испрашиваемом участке совершение последующих действий по выбору земельного участка является нецелесообразным.
Из материалов дела усматривается, что заявитель реализовал свое право на обращение в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта и заявлением от 11.08.2011 просил предоставить ему в аренду земельный участок примерной площадью 3000 кв. м в районе ул. Адмирала Кузнецова, 84.
Рассмотрев обращение заявителя, администрация установила, что кооператив испрашивает земельный участок, в границах которого расположены сформированные и стоящие на кадастровом учете земельный участок с кадастровым номером 25:28:010037:34 с разрешенным использованием "для благоустройства (проезды)" и земельный участок с кадастровым номером 25:28:010037:33 с разрешенным использованием "для эксплуатации гаражей, стоянок автотранспортных средств, велосипедов (коллективная автостоянка)", в связи с чем возможность выбора земельного участка в целях предварительного согласования места размещения объекта для строительства отсутствует.
Оценив оспариваемый отказ в соответствии со статьей 71 АПК РФ в совокупности с доказательствами, имеющимися в материалах дела, судебная коллегия находит его законным и обоснованным в силу следующего.
Согласно пункту 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости (пункт 4 статьи 11.9 ЗК РФ).
Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные ЗК РФ, другими федеральными законами (пункт 6 статьи 11.9 ЗК РФ).
Из проекта схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории усматривается, что в границах испрашиваемого земельного участка расположены сформированные и стоящие на государственном кадастровом учете иные земельные участки.
При этом земельный участок с кадастровым номером 25:28:010037:34, расположенный в границах испрашиваемого земельного участка, в настоящее время используется кооперативом по договору аренды от 14.09.2005 N 01-004619-Ю-В-4607 с установленным видом разрешенного использования участка "для благоустройства (проезды)". Данные обстоятельства отражены в кадастровом паспорте указанного земельного участка, и заявителем не оспариваются.
Что касается земельного участка 25:28:010037:33, то в отношении него действует договор аренды от 14.10.2005 N 01-004618-Ю-В-4606 с разрешенным использованием "для эксплуатации гаражей, стоянок автотранспортных средств, велосипедов (коллективная автостоянка)", что также отражено в кадастровом паспорте указанного земельного участка.
Более того, земельный участок с кадастровым номером 25:28:010037:33 разделен на земельные участки с кадастровыми номерами 25:28:010037:92, 25:28:010037:93, 25:28:010037:94, 25:28:010037:95, 25:28:010037:96, 25:28:010037:97, 25:28:010037:98, 25:28:010037:99, 25:28:010037:100, 25:28:010037:101, сведения о которых носят временный характер.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что в отношении испрашиваемого земельного участка отсутствует возможность выбора, поскольку в границах спорного земельного участка расположены уже сформированные земельные участки, которые состоят на государственном кадастровом учете с определенным целевым назначением.
Соответственно, процедура образования земельного участка для строительства, избранная кооперативом путем проведения выбора и утверждения схемы расположения земельного участка за счет уже существующих земельных участков, противоречит статье 11.2 ЗК РФ.
Указание заявителя на ошибочность вывода суда о временном характере кадастрового учета земельных участков 25:28:010037:92, 25:28:010037:93, 25:28:010037:94, 25:28:010037:95, 25:28:010037:96, 25:28:010037:97, 25:28:010037:98, 25:28:010037:99, 25:28:010037:100, 25:28:010037:101 не может быть принято судом апелляционной инстанции во внимание, поскольку указанные земельные участки образованы из земельного участка с кадастровым номером 25:28:010037:33, что отражено в его кадастровом паспорте. Поскольку участок с кадастровым номером 25:28:010037:33 не снят с кадастрового учета, то, соответственно, сведения об образовании в его границах иных земельных участков свидетельствует о временном характере кадастрового учета таких земельных участков.
Данный вывод суда согласуется с пунктом 2 статьи 11.2 ЗК РФ и Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Довод администрации о том, что сформированные земельные участки могут быть предоставлены в аренду только посредством проведения торгов, поддержанный судом первой инстанции, апелляционная коллегия также находит обоснованным и соответствующим пункту 6 статьи 30 ЗК РФ.
Коллегия также учитывает, что действие договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами 25:28:010037:34, 25:28:010037:33 не прекращено, так как обращение кооператива о прекращении действия договоров департаментом не удовлетворено, разрешенное использование земельных участков не изменено, решение департамента от 25.10.2012 не оспорено.
При таких обстоятельствах коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о правомерности отказа администрации и отсутствии оснований для удовлетворения требований кооператива.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.
Суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, всесторонне исследовал доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права. Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену судебного акта, допущено не было.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы нет.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы судебная коллегия на основании статьи 110 АПК РФ относит судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1000 руб. на кооператив, а в оставшейся сумме госпошлина подлежит возврату из бюджета как излишне уплаченная в порядке подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса РФ.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 20.03.2013 по делу N А51-29320/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Янушевич Юлии Владиславовне из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1000 (одна тысяча) рублей, излишне уплаченную при подаче апелляционной жалобы Потребительского кооператива "Гаражно-строительный кооператив "Кузнецова, 84" по чеку-ордеру СБ 8635/0170 от 08.04.2013. Выдать справку на возврат госпошлины.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
Н.Н.АНИСИМОВА
Судьи
А.В.ГОНЧАРОВА
Е.Н.НОМОКОНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)