Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.06.2009 N 05АП-1510/2009 ПО ДЕЛУ N А24-5650/2008

Разделы:
Купля-продажа земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 июня 2009 г. N 05АП-1510/2009

Дело N А24-5650/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2009 г.,
Постановление в полном объеме изготовлено 18 июня 2009 г.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: Н.И. Фадеевой,
судей: И.Л. Яковенко, И.С. Чижикова
при ведении протокола секретарем судебного заседания К.И. Граждан
при участии в судебном заседании представителей:
В судебное заседание стороны не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ИП Мельникова В.Р. на решение от "13" марта 2009 г. по делу N А24-5660/2008 Арбитражного суда Камчатского края, судьи Ж.П. Алексеевой
по иску индивидуального предпринимателя Мельниковой Валентины Романовны
к Комитету по управлению имуществом Петропавловск- Камчатского городского округа
об урегулировании разногласий по договору

установил:

Истец, Индивидуальный предприниматель Мельникова Валентина Романовна, обратился в Арбитражный суд Камчатского края с иском, в котором просит понудить ответчика, Комитет по управлению имуществом Петропавловск-Камчатского городского округа, заключить договор N 85-08 от 16.06.2008 г. купли-продажи земельного участка общей площадью 282 кв. м, кадастровый номер 41:01:01: 01 13: 147, категория земель: земли населенных пунктов на условиях, предложенных в протоколе разногласий по цене 7 913,70 рублей.
Решением суда от 13.03.2009 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, ИП Мельникова В.Р. обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование своих доводов указала, что судом неправильно истолкованы п. 1 и п. 2 ст. 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса РФ", поскольку достаточным критерием установления права собственника недвижимого имущества на льготу служит факт отчуждения недвижимого имущества в процессе приватизации государственных (муниципальных) предприятий и любой собственник недвижимого имущества, выкупленного у государственного (муниципального) образования, имеет право на получение земельного участка на льготных условиях независимо от того, приобрел ли он недвижимость непосредственно при приватизации или на вторичном рынке. Полагает, что суд неправомерно не разрешил разногласия сторон, возникшие при заключении договора.
Стороны в судебное заседание не явились, поскольку в материалах дела имеются доказательства их надлежащего извещения о времени и месте судебного заседания, дело слушается в отсутствие указанных лиц по правилам статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Правильность принятого судебного акта проверяется в порядке и пределах ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, коллегия полагает, что обжалуемое решение подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, истец с 26.05.2003 обладает правом собственности на здание склада, расположенное по улице Чубарова, д. 16 в г. Петропавловске-Камчатском, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 15.02.2008 N 01/005/2008-114.
В целях реализации своих прав на приобретение земельного участка, общей площадью 282 кв. м с кадастровым номером 41:01:01: 01 13: 147, расположенного под поименованный выше объект недвижимости, истец 02.04.2008 обратился в Петропавловск-Камчатский городской округ с заявлением о приобретении в собственность данного земельного участка.
На основании постановления главы Петропавловск-Камчатского городского округа от 08.05.2008 N 1270 "О предоставлении Мельниковой Валентине Романовне земельного участка по ул. Чубарова, 16 в собственность, за выкуп, для эксплуатации здания проходной" Комитет подготовил проект договора купли-продажи земельного участка N 85-08 от 16.06.2008, установив пунктом 2.1 договора цену продажи в размере 316 547 руб. 82 коп.
Полагая, что условия договора в части выкупной цены противоречат положениям ст. 2 Закона о введении ЗК РФ, ИП Мельникова В.Р. направила Комитету протокол разногласий от 07.07.2008 с предложением изменить редакцию пункта 2.1 проекта договора, согласно которой выкупная цена земельного участка составляет 7 913 руб. 70 коп.
18 августа 2008 года ответчиком был составлен протокол согласования разногласий, в котором Комитет уточнил редакцию п. 2.1., указав, что цена участка составляет 47 482,17 рублей. Со своей стороны ИП Мельникова В.Р. на протоколе согласования разногласий сделала отметку: "без согласования п. 2.1. в редакции комитета".
Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для обращения предпринимателя с настоящим иском в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, установив, что объекты недвижимости на спорном земельном участке приобретены в собственность истцом по гражданско-правовому договору, а не в порядке приватизации имущества, пришел к выводу о том, что истец не может быть отнесен к категории собственников, на которых распространяется льготный порядок определения выкупной цены земельного участка согласно п. 1 ст. 2 Закона о введении Земельного кодекса РФ. Также суд указал, что, поскольку понуждение к заключению такого рода договора не предусмотрено действующим законодательством, оснований для удовлетворения исковых требований об урегулировании разногласий не имеется.
Однако суд апелляционной инстанции полагает, что данные выводы суда первой инстанции являются ошибочными по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют исключительное право на приватизацию таких земельных участков.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 9 постановления от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснил, что, определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, стороны должны руководствоваться Вводным законом к кодифицированному земельному акту, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.
В пункте 1 статьи 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что до 1 января 2010 года продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения, производится по установленной субъектами Российской Федерации цене в пределах:
- - 20 процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллиона человек;
- - 2,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
Из содержания названной нормы следует, что субъектами применения льготного порядка расчетов за приватизируемые земельные участки выступают собственники зданий, находившихся ранее в государственной или муниципальной собственности.
Следовательно, при приобретении в собственность земельного участка по цене, установленной в пункте 1 статьи 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", достаточным критерием установления права собственника недвижимого имущества на льготу служит факт отчуждения недвижимого имущества в процессе приватизации государственных (муниципальных) предприятий.
Буквальное содержание данной нормы позволяет прийти к выводу о том, что любой собственник недвижимого имущества, выкупленного у государственного (муниципального) образования, имеет право на получение земельного участка на льготных условиях независимо от того, приобрел ли он недвижимость непосредственно при приватизации или на вторичном рынке.
Как следует из материалов дела, объект недвижимого имущества (здания склада), находящееся на земельном участке, явившемся предметом спорного договора купли-продажи N 85-08 от 16.06.2008 г., был отчужден из государственной собственности, следовательно, истец имеет право на выкуп земельного участка под недвижимым имуществом по льготной цене, предусмотренной пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Учитывая положения вышеприведенных норм права, а также Постановления Губернатора Камчатского края N 178 от 19.11.2007 г., выкупная стоимость земельного участка, предоставленного для эксплуатации здания проходной, площадью 282 кв. м, кадастровый номер 41:01:010113:147, местоположение установлено относительно ориентира здание проходной, расположенного в границах участка, адрес ориентира: Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Чубарова, дом 16, составляет 7923,70 руб. (316547,82 руб. * 2,5% / 100%).
В соответствии со ст. 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании ст. 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Поскольку требования истца направлены на урегулирование разногласий, возникших при заключении договора, суд апелляционной инстанции полагает, что требования о заключении договора купли-продажи спорного земельного участка N 85-08 на условиях, предложенных истцом в протоколе разногласий к договору, подлежат удовлетворению.
Расходы по оплате государственной пошлины по иску и по апелляционной жалобе по настоящему делу в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд относит на ответчика.
Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Камчатского края "13" марта 2009 г. по делу N А24-5650/2008 отменить.
Пункт 2.1 договора купли-продажи земельного участка N 85-08 от 16.06.2008 г. изложить в следующей редакции: "Цена Участка, подлежащего передаче в собственность "Покупателю", рассчитывается в соответствии с требованиями законодательства и составляет 7923 (семь тысяч девятьсот двадцать три) рубля 70 копеек.
Взыскать с Комитета по управлению имуществом Петропавловск-Камчатского городского округа в пользу индивидуального предпринимателя Мельниковой Валентины Романовны 2000 (две тысячи) рублей государственной пошлины по иску и 1000 (одну тысячу) рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Выдать исполнительный лист.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в двухмесячный срок через арбитражный суд, принявший решение.

Председательствующий
Н.И.ФАДЕЕВА

Судьи
И.Л.ЯКОВЕНКО
И.С.ЧИЖИКОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)