Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 08 октября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 октября 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Барановой Ю.И.
судей Ванина В.В., Величко М.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Айдинян Т.Г.
при участии:
- от истца: представитель Майстровский Р.А. по доверенности от 12.11.2012 г., паспорт;
- от ответчика: извещено, не явился
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу управления имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Динской район
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.06.2013 по делу N А32-8926/2013
по заявлению крестьянского (фермерского) хозяйства Каледина Александра Александровича
к управлению имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Динской район
о признании незаконным отказа
принятое в составе судьи Гречко О.А.
установил:
КФХ Каледин А.А. обратился в Арбитражный суд Краснодарского края к управлению имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Динской район с заявлением о признании недействительным отказа Управления имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Динской район, выраженный в письме от "20" марта 2013 г., об отказе в предоставлении КФХ Каледин А.А. в аренду на 10 лет земельного участка кадастровый номер 23:07:0301029:41 площадью 65566 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: Краснодарский край, Динской район, п. Южный, ул. Северная, 63/в, для сельскохозяйственного использования; об обязании администрации муниципального образования Динской район в течение 14 дней с даты вступления в законную силу судебного акта принять решение о предоставлении Крестьянскому (Фермерскому) Хозяйству Каледин Александру Александровичу в аренду земельного участка кадастровый номер 23:07:0301029:41 площадью 65566 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного использования, расположенного по адресу: Краснодарский край, Динской район, п. Южный, ул. Северная, 63/в.; о возложении на администрацию муниципального образования Динской район обязанности в 21-дневный срок с даты вступления в законную силу судебного акта направить главе Крестьянского (Фермерского) Хозяйства Каледину Александру Александровичу проект договора аренды земельного участка кадастровый номер 23:07:0301029:41 площадью 65566 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного использования расположенного по адресу: Краснодарский край, Динской район, п. Южный, ул. Северная, 63/в.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 26.06.2013 признан не соответствующими статье 12 ФЗ РФ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" отказ Управления имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Динской район, выраженный в письме от "20" марта 2013 г. об отказе в предоставлении КФХ Каледин А.А. в аренду земельного участка кадастровый номер 23:07:0301029:41 площадью 65566 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: Краснодарский край, Динской район, п. Южный, ул. Северная, 63/в, для сельскохозяйственного использования. Администрация муниципального образования Динской район обязана в течение 14 дней с даты вступления в законную силу решения по настоящему делу принять решение о предоставлении Крестьянскому (Фермерскому) Хозяйству Каледина Александра Александровича в аренду земельного участка кадастровый номер 23:07:0301029:41 площадью 65566 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного использования, расположенного по адресу: Краснодарский край, Динской район, п. Южный, ул. Северная, 63/в. Управление имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Динской район обязано в 21-дневный срок с даты вступления в законную силу решения по настоящему делу направить главе Крестьянского(Фермерского) Хозяйства Каледину Александру Александровичу проект договора аренды земельного участка кадастровый номер 23:07:0301029:41 площадью 65566 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного использования расположенного по адресу: Краснодарский край, Динской район, п. Южный, ул. Северная, 63/в. С Управления имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Динской район, администрации муниципального образования Динской район в пользу Главы КФХ Каледина А.А. взыскано по 100 руб. с каждого - расходы по госпошлине.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обжаловал его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность решения, просил отменить решение суда первой инстанции полностью и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что передача Каледину А.А. земельного участка нарушит требования статьи 10 ФЗ от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", поскольку решением не предусмотрена заблаговременная публикация о предоставлении в аренду земельных участков. Передача спорного участка ущемляет права третьих лиц, Савосьева М.А.
В судебное заседание ответчик, надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку не обеспечил. В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие ответчика, в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Глава крестьянского хозяйства "Каледин" 12.10.2011, 14.03.2013, обратился к администрации с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 23:07:0301029:41 площадью 65566 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного использования расположенного по адресу: Краснодарский край, Динской район, п. Южный, ул. Северная, 63/в, в аренду сроком на десять лет для осуществления деятельности фермерского хозяйства.
Письмом от 20.03.2013 Управлением отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка со ссылкой на наличие в отношении него судебных споров.
Отказ в предоставлении земельного участка в аренду явился основанием для обращения Главы КФХ Каледина А.А. с требованиями по настоящему делу.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что исковые требования в полном объеме подлежат удовлетворению.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемое действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, заявленное требование может быть удовлетворено судом при наличии одновременно двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акта и нарушения данным ненормативным актом прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц.
Упрощенный порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, предусмотрен положениями статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон о крестьянском (фермерском) хозяйстве").
Согласно указанной норме, граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть указаны цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение); испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду); условия предоставления земельных участков (за плату или бесплатно); срок аренды земельных участков; обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства); предполагаемое местоположение земельных участков. К заявлению должно быть приложено соглашение, заключенное между членами фермерского хозяйства в соответствии со статьей 4 указанного Федерального закона.
Орган местного самоуправления или по его поручению соответствующая землеустроительная организация на основании заявления, указанного в пункте 1 данной статьи, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца обеспечивает изготовление проекта границ земельного участка и утверждает его.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней принимает решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду с приложением проекта его границ.
Договор аренды земельного участка для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней после предоставления заявителем кадастровой карты (плана) земельного участка в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.
Из материалов дела видно, что испрашиваемый земельный участок сформирован как объект земельных отношений и поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером 23:07:0301029:41. Право собственности на указанный земельный участок зарегистрировано за муниципальным образованием Динской район, обременений не имеет, что подтверждается выпиской из ЕГРП от 21.06.2013.
Судом первой инстанции установлено, что глава КФХ Каледин А.А. при обращении с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду предоставил необходимый перечень документов, предусмотренный Законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Таким образом, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод что, отказ Управления в предоставлении в аренду земельного участка 23:07:0301029:41 площадью 65566 кв. м является незаконным, не соответствующим ст. 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что передача Каледину А.А. земельного участка нарушит требования статьи 10 ФЗ от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", поскольку решением не предусмотрена заблаговременная публикация о предоставлении в аренду земельных участков.
Данные доводы подлежат отклонению судом апелляционной инстанции ввиду следующего.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах).
Согласно пункту 2 той же статьи передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления. Положения настоящего пункта не распространяются на случаи, предусмотренные пунктом 5 настоящей статьи.
В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).
В соответствии с частью 3 статьи 36 Конституции Российской Федерации правовое регулирование условий и порядка пользования землей осуществляется федеральным законом. В силу пункта 1 статьи 81 Земельного кодекса гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с данным Кодексом, федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Таким образом, законодатель предоставил крестьянскому (фермерскому) хозяйству право на получение земельного участка, предназначенного непосредственно для осуществления сельскохозяйственной деятельности и его расширения, на правах аренды или в собственность в соответствии с порядком, установленным в специальном законе.
Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства, осуществления его деятельности, расширения, урегулирован в статье 12 Закона о крестьянском хозяйстве.
Следовательно, с учетом изложенных выше норм права, следует, что нормы статьи 81 Земельного кодекса и статьи 12 Закона о крестьянском хозяйстве позволяют заключить, что крестьянскому (фермерскому) хозяйству предоставлено право на получение земельного участка непосредственно для осуществления сельскохозяйственной деятельности и его расширения на основании порядка, установленного специальным законом.
Положения, регулирующие вопросы предоставления и приобретения земельных участков для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, закреплены в отдельной (4) главе Закона о крестьянском хозяйстве. Они введены законодателем в целях обеспечения государством надлежащих гарантий (условий) для создания и нормального функционирования крестьянских хозяйств, представляющих собой особую форму хозяйствования, принадлежащую аграрному производству и сельскому укладу жизни.
При таких обстоятельствах, глава хозяйства имел право на получение в аренду земельного участка в порядке, установленном статьей 12 Закона о крестьянском хозяйстве, необходимости в выставлении испрашиваемого участка на торги не имелось. По смыслу названного Закона и пункта 2 статьи 10 Закона N 101-ФЗ предоставление земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду на торгах производится, если на участок претендуют несколько (два и более) специальных субъектов (фермерских хозяйств).
Таким образом, доводы жалобы о том, что необходима заблаговременная публикация о предоставлении в аренду земельных участков, являются ошибочными, поскольку нормы статьи 12 Закона N 101-ФЗ, являясь специальными по отношению к статье 10 Закона N 101-ФЗ и статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, не предусматривают в качестве обязательного условия предоставления земельного участка публикацию сообщения о предстоящем предоставлении земельного участка.
Доводы жалобы о том, что передача спорного участка ущемляет права третьих лиц, в частности Савосьева М.А., судом апелляционной инстанции также отклоняются, так как постановлением администрации от 10.10.2012. N 1761 "Об отмене отдельных постановлений администрации муниципального образования Динской район" постановление о предоставлении Савосьеву М.А. земельного участка с кадастровым номером 23:07:0301029:22 отменено. Доказательства, что указанное постановление обжаловано в судебном порядке в части земельного участка с кадастровым номером 23:07:0301029:22, в материалах дела отсутствуют.
Кроме того, глава КФХ Каледин А.А. на момент принятия администрацией решения о предоставлении Савосьеву М.А. земельного участка с кадастровым номером 23:07:0301029:22 имел право на получение спорного земельного участка в аренду, являлся единственным претендентом на получение участка. Более того, Савосьев М.А., фактически претендующий также на спорный земельный участок, не относится к крестьянским (фермерским) хозяйствам.
Оспариваемые решения уполномоченных органов местного самоуправления повлекли нарушение прав и интересов главы хозяйства, лишенного возможности приобрести земельный участок в аренду с использованием процедуры, установленной специальным законом.
С учетом изложенного, спорный земельный участок подлежит предоставлению КФХ Каледин А.А.
Таким образом, выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам, установленным по результатам исследования и оценки доказательств.
В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами.
Суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно установил фактические обстоятельства, исследовал имеющиеся в деле доказательства. При принятии обжалуемого судебного акта судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права. Оснований для изменения или отмены судебного акта, апелляционная инстанция не установила.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.06.2013 по делу N А32-8926/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Ю.И.БАРАНОВА
Судьи
В.В.ВАНИН
М.Г.ВЕЛИЧКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 09.10.2013 N 15АП-15011/2013 ПО ДЕЛУ N А32-8926/2013
Разделы:Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 октября 2013 г. N 15АП-15011/2013
Дело N А32-8926/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 08 октября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 октября 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Барановой Ю.И.
судей Ванина В.В., Величко М.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Айдинян Т.Г.
при участии:
- от истца: представитель Майстровский Р.А. по доверенности от 12.11.2012 г., паспорт;
- от ответчика: извещено, не явился
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу управления имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Динской район
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.06.2013 по делу N А32-8926/2013
по заявлению крестьянского (фермерского) хозяйства Каледина Александра Александровича
к управлению имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Динской район
о признании незаконным отказа
принятое в составе судьи Гречко О.А.
установил:
КФХ Каледин А.А. обратился в Арбитражный суд Краснодарского края к управлению имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Динской район с заявлением о признании недействительным отказа Управления имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Динской район, выраженный в письме от "20" марта 2013 г., об отказе в предоставлении КФХ Каледин А.А. в аренду на 10 лет земельного участка кадастровый номер 23:07:0301029:41 площадью 65566 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: Краснодарский край, Динской район, п. Южный, ул. Северная, 63/в, для сельскохозяйственного использования; об обязании администрации муниципального образования Динской район в течение 14 дней с даты вступления в законную силу судебного акта принять решение о предоставлении Крестьянскому (Фермерскому) Хозяйству Каледин Александру Александровичу в аренду земельного участка кадастровый номер 23:07:0301029:41 площадью 65566 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного использования, расположенного по адресу: Краснодарский край, Динской район, п. Южный, ул. Северная, 63/в.; о возложении на администрацию муниципального образования Динской район обязанности в 21-дневный срок с даты вступления в законную силу судебного акта направить главе Крестьянского (Фермерского) Хозяйства Каледину Александру Александровичу проект договора аренды земельного участка кадастровый номер 23:07:0301029:41 площадью 65566 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного использования расположенного по адресу: Краснодарский край, Динской район, п. Южный, ул. Северная, 63/в.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 26.06.2013 признан не соответствующими статье 12 ФЗ РФ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" отказ Управления имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Динской район, выраженный в письме от "20" марта 2013 г. об отказе в предоставлении КФХ Каледин А.А. в аренду земельного участка кадастровый номер 23:07:0301029:41 площадью 65566 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: Краснодарский край, Динской район, п. Южный, ул. Северная, 63/в, для сельскохозяйственного использования. Администрация муниципального образования Динской район обязана в течение 14 дней с даты вступления в законную силу решения по настоящему делу принять решение о предоставлении Крестьянскому (Фермерскому) Хозяйству Каледина Александра Александровича в аренду земельного участка кадастровый номер 23:07:0301029:41 площадью 65566 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного использования, расположенного по адресу: Краснодарский край, Динской район, п. Южный, ул. Северная, 63/в. Управление имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Динской район обязано в 21-дневный срок с даты вступления в законную силу решения по настоящему делу направить главе Крестьянского(Фермерского) Хозяйства Каледину Александру Александровичу проект договора аренды земельного участка кадастровый номер 23:07:0301029:41 площадью 65566 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного использования расположенного по адресу: Краснодарский край, Динской район, п. Южный, ул. Северная, 63/в. С Управления имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Динской район, администрации муниципального образования Динской район в пользу Главы КФХ Каледина А.А. взыскано по 100 руб. с каждого - расходы по госпошлине.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обжаловал его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность решения, просил отменить решение суда первой инстанции полностью и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что передача Каледину А.А. земельного участка нарушит требования статьи 10 ФЗ от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", поскольку решением не предусмотрена заблаговременная публикация о предоставлении в аренду земельных участков. Передача спорного участка ущемляет права третьих лиц, Савосьева М.А.
В судебное заседание ответчик, надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку не обеспечил. В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие ответчика, в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Глава крестьянского хозяйства "Каледин" 12.10.2011, 14.03.2013, обратился к администрации с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 23:07:0301029:41 площадью 65566 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного использования расположенного по адресу: Краснодарский край, Динской район, п. Южный, ул. Северная, 63/в, в аренду сроком на десять лет для осуществления деятельности фермерского хозяйства.
Письмом от 20.03.2013 Управлением отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка со ссылкой на наличие в отношении него судебных споров.
Отказ в предоставлении земельного участка в аренду явился основанием для обращения Главы КФХ Каледина А.А. с требованиями по настоящему делу.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что исковые требования в полном объеме подлежат удовлетворению.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемое действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, заявленное требование может быть удовлетворено судом при наличии одновременно двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акта и нарушения данным ненормативным актом прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц.
Упрощенный порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, предусмотрен положениями статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон о крестьянском (фермерском) хозяйстве").
Согласно указанной норме, граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть указаны цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение); испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду); условия предоставления земельных участков (за плату или бесплатно); срок аренды земельных участков; обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства); предполагаемое местоположение земельных участков. К заявлению должно быть приложено соглашение, заключенное между членами фермерского хозяйства в соответствии со статьей 4 указанного Федерального закона.
Орган местного самоуправления или по его поручению соответствующая землеустроительная организация на основании заявления, указанного в пункте 1 данной статьи, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца обеспечивает изготовление проекта границ земельного участка и утверждает его.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней принимает решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду с приложением проекта его границ.
Договор аренды земельного участка для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней после предоставления заявителем кадастровой карты (плана) земельного участка в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.
Из материалов дела видно, что испрашиваемый земельный участок сформирован как объект земельных отношений и поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером 23:07:0301029:41. Право собственности на указанный земельный участок зарегистрировано за муниципальным образованием Динской район, обременений не имеет, что подтверждается выпиской из ЕГРП от 21.06.2013.
Судом первой инстанции установлено, что глава КФХ Каледин А.А. при обращении с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду предоставил необходимый перечень документов, предусмотренный Законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Таким образом, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод что, отказ Управления в предоставлении в аренду земельного участка 23:07:0301029:41 площадью 65566 кв. м является незаконным, не соответствующим ст. 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что передача Каледину А.А. земельного участка нарушит требования статьи 10 ФЗ от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", поскольку решением не предусмотрена заблаговременная публикация о предоставлении в аренду земельных участков.
Данные доводы подлежат отклонению судом апелляционной инстанции ввиду следующего.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах).
Согласно пункту 2 той же статьи передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления. Положения настоящего пункта не распространяются на случаи, предусмотренные пунктом 5 настоящей статьи.
В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).
В соответствии с частью 3 статьи 36 Конституции Российской Федерации правовое регулирование условий и порядка пользования землей осуществляется федеральным законом. В силу пункта 1 статьи 81 Земельного кодекса гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с данным Кодексом, федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Таким образом, законодатель предоставил крестьянскому (фермерскому) хозяйству право на получение земельного участка, предназначенного непосредственно для осуществления сельскохозяйственной деятельности и его расширения, на правах аренды или в собственность в соответствии с порядком, установленным в специальном законе.
Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства, осуществления его деятельности, расширения, урегулирован в статье 12 Закона о крестьянском хозяйстве.
Следовательно, с учетом изложенных выше норм права, следует, что нормы статьи 81 Земельного кодекса и статьи 12 Закона о крестьянском хозяйстве позволяют заключить, что крестьянскому (фермерскому) хозяйству предоставлено право на получение земельного участка непосредственно для осуществления сельскохозяйственной деятельности и его расширения на основании порядка, установленного специальным законом.
Положения, регулирующие вопросы предоставления и приобретения земельных участков для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, закреплены в отдельной (4) главе Закона о крестьянском хозяйстве. Они введены законодателем в целях обеспечения государством надлежащих гарантий (условий) для создания и нормального функционирования крестьянских хозяйств, представляющих собой особую форму хозяйствования, принадлежащую аграрному производству и сельскому укладу жизни.
При таких обстоятельствах, глава хозяйства имел право на получение в аренду земельного участка в порядке, установленном статьей 12 Закона о крестьянском хозяйстве, необходимости в выставлении испрашиваемого участка на торги не имелось. По смыслу названного Закона и пункта 2 статьи 10 Закона N 101-ФЗ предоставление земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду на торгах производится, если на участок претендуют несколько (два и более) специальных субъектов (фермерских хозяйств).
Таким образом, доводы жалобы о том, что необходима заблаговременная публикация о предоставлении в аренду земельных участков, являются ошибочными, поскольку нормы статьи 12 Закона N 101-ФЗ, являясь специальными по отношению к статье 10 Закона N 101-ФЗ и статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, не предусматривают в качестве обязательного условия предоставления земельного участка публикацию сообщения о предстоящем предоставлении земельного участка.
Доводы жалобы о том, что передача спорного участка ущемляет права третьих лиц, в частности Савосьева М.А., судом апелляционной инстанции также отклоняются, так как постановлением администрации от 10.10.2012. N 1761 "Об отмене отдельных постановлений администрации муниципального образования Динской район" постановление о предоставлении Савосьеву М.А. земельного участка с кадастровым номером 23:07:0301029:22 отменено. Доказательства, что указанное постановление обжаловано в судебном порядке в части земельного участка с кадастровым номером 23:07:0301029:22, в материалах дела отсутствуют.
Кроме того, глава КФХ Каледин А.А. на момент принятия администрацией решения о предоставлении Савосьеву М.А. земельного участка с кадастровым номером 23:07:0301029:22 имел право на получение спорного земельного участка в аренду, являлся единственным претендентом на получение участка. Более того, Савосьев М.А., фактически претендующий также на спорный земельный участок, не относится к крестьянским (фермерским) хозяйствам.
Оспариваемые решения уполномоченных органов местного самоуправления повлекли нарушение прав и интересов главы хозяйства, лишенного возможности приобрести земельный участок в аренду с использованием процедуры, установленной специальным законом.
С учетом изложенного, спорный земельный участок подлежит предоставлению КФХ Каледин А.А.
Таким образом, выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам, установленным по результатам исследования и оценки доказательств.
В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами.
Суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно установил фактические обстоятельства, исследовал имеющиеся в деле доказательства. При принятии обжалуемого судебного акта судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права. Оснований для изменения или отмены судебного акта, апелляционная инстанция не установила.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.06.2013 по делу N А32-8926/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Ю.И.БАРАНОВА
Судьи
В.В.ВАНИН
М.Г.ВЕЛИЧКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)