Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.10.2013 N 18АП-9751/2013 ПО ДЕЛУ N А07-3337/2013

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 октября 2013 г. N 18АП-9751/2013

Дело N А07-3337/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 октября 2013 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Карпачевой М.И.,
судей Соколовой И.Ю., Суспициной Л.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кочетковой Н.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального района Стерлитамакский Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 29.07.2013 по делу N А07-3337/2013 (судья Мавлютов И.Т.).
Администрация муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан (далее - заявитель, администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан (далее - заинтересованное лицо, Управление Росреестра) о признании отказа в государственной регистрации по делу правоустанавливающих документов N 02:44:210701:2057 от 01.02.2013 N 17/130/2012-267 Управления Росреестра незаконным; об обязании произвести государственную регистрацию ограничения (обременения) права за муниципальным районом Стерлитамаский район Республики Башкортостан на земельный участок с кадастровым номером 02:44:210701:2057 (т. 1 л.д. 6-11).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены: Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (далее - Минземимущество, третье лицо), Территориальное Управление Федерального агентства по управлению имуществом в Республике Башкортостан (ТУ ФАУГИ в РБ, третье лицо), Правительство Республики Башкортостан (далее - Правительство РБ, третье лицо).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 29.07.2013 (резолютивная часть от 26.07.2013) в удовлетворении заявленных требований отказано (т. 2 л.д. 26-32).
С решением суда первой инстанции не согласился заявитель и обжаловал его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе администрация (далее - податель жалобы, апеллянт) просила решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт (т. 2 л.д. 35-40).
Доводы апелляционной жалобы сводятся к следующему. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов. Податель жалобы полагает, что действующим земельным законодательством закреплено право органа местного самоуправления принимать решения о резервировании земель, находящихся в муниципальной собственности, и земель, государственная собственность на которые не разграничена. Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд регулируется Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 N 561 "О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных нужд". Требования указанного подзаконного акты органом местного самоуправления выполнены, в материалах дела имеются документы: решение Совета муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан от 13.12.2013 N 2/з-34; картосхема приложения к решению Совета муниципального района Стерлтиамакский район Республики Башкортостан от 13.12.2012 N 2/з-34; информация об опубликовании и вступлении в законную силу нормативного правового акта.
По мнению апеллянта, вывод суда первой инстанции о том, что резервирование земель сельскохозяйственного назначения в целях индивидуального жилищного строительства, в том числе в целях размещения объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур без перевода земельного участка из одной категории в другую, не возможен - не соответствует требованиям градостроительного законодательства.
Судом первой инстанции не исследовались обстоятельства о наличии полномочий у органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации. При этом судом исследовались обстоятельства, которые не указаны в отказе в государственной регистрации и в заявлении администрации, поданном в Арбитражный суд Республики Башкортостан. В связи с этим, апеллянт полагает, что суд вышел за пределы рассмотрения указанного дела и принял решение не соответствующее документам, представленным в дело.
К апелляционной жалобе ее подателем приложено дополнительное доказательство: письмо N 743-44 от 21.08.2013 на N 1186 от 16.08.2013 о направлении информации с приложением документов: выкопировка схемы расселения и обслуживания; подраздел 3.1 Планировочная структура и функционально-пространственная организация территории. Площадки нового строительства. Положение о территориальном планировании. Общая пояснительная записка.
Суд апелляционной инстанции на основании ст. 159, ч. 2 ст. 268 АПК РФ определил указанные документы к материалам дела в качестве доказательств не приобщать, возвратить по почте подателю жалобы (протокол судебного заседания 30.09.2013), поскольку указанный документ составлен после вынесения обжалуемого решения и не был предметом исследования в суде первой инстанции.
К дате судебного заседания Управление Росреестра представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором указало, что с доводами апелляционной жалобы не согласно, просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители сторон не явились. От администрации поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие ее представителей, которое удовлетворено судом апелляционной инстанции.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена без участия не явившихся лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из письменных материалов дела и установлено судом первой инстанции, 14.12.2012 администрация обратилась в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации ограничения на земельный участок с кадастровым номером 02:44:210701:2057, общей площадью 1180691 кв. м, категории земель сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: Республика Башкортостан, Стерлитамакский район, Отрадовский сельский Совет, для использования в целях сельскохозяйственного производства.
К заявлению были приложены документы: доверенность от 16.11.2012 N 01-30/1940, решение о резервировании земельных участков от 13.12.2012 N 2/з-34, картосхема резервируемого для муниципальных нужд вышеуказанного земельного участка; газета "Сельские нивы" от 15.12.2012. N 145 (11984), о чем в книге учета входящих документов внесены записи N 267 и 460.
Управлением Росреестра была проведена правовая экспертиза представленных на государственную регистрацию документов, по результатам которой 29.12.2012 регистрация была приостановлена (т. 1 л.д. 16-17).
01 февраля 2012 года Управлением Росреестра принято решение об отказе в государственной регистрации ограничения (т. 1 л.д. 14-15).
В сообщении об отказе в государственной регистрации по делу правоустанавливающих документов N 02:44:210701:2057 Управление Росреестра указало следующее.
При проведении правовой экспертизы представленных документов проверены данные АИС ГКН, статус земельного участка с кадастровым номером 02:44:210701:2057 категория данного земельного участка земли сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием: для сельскохозяйственного производства, в графе 15 кадастрового паспорта земельного участка от 17.12.2012, выданного филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Республики Башкортостан", содержащей сведения о правах, данные о правообладателе отсутствуют.
Ссылаясь на пункт "а" части 1 статьи 3 Федерального Закона от 10.05.2007 N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления порядка резервирования земель для государственных или муниципальных нужд" и часть 4 статьи 70.1 и п. 4 ст. 9 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) Управление Росреестра указало, что решение Совета муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан "О резервировании земельных участков" осуществляет правовое регулирование порядка резервирования земель, которое в соответствии с федеральным законодательством является полномочием Российской Федерации. Поскольку дополнительных разъяснений о специальных полномочиях Совета муниципального района Стерлитамакский район по резервированию земель сельскохозяйственного назначения для индивидуального жилищного строительства не было получено, заявителю было отказано в государственной регистрации.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что резервирование земель сельскохозяйственного назначения в целях индивидуального жилищного строительства невозможно; перевод данного земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в иную категорию до сих пор не осуществлен, соответствующего решения уполномоченного органа не принято.
Выводы суда являются по существу верными, основанными на представленных по делу доказательствах, и надлежащем применении норм материального и процессуального права.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Руководствуясь положениями статей 200, 201 АПК РФ суд первой инстанции обоснованно включил в предмет доказывания по делу совокупность следующих обстоятельств: несоответствие оспариваемого решения закону и иному нормативному правовому акту; нарушение таким решением прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В рассматриваемом деле такая совокупность условий для удовлетворения заявленных требований отсутствует.
Согласно статье 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 данного Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов; резервирование земель допускается в зонах планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий; земли для государственных или муниципальных нужд могут резервироваться на срок не более чем семь лет; порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации.
В статье 49 Земельного кодекса Российской Федерации приведен исчерпывающий перечень оснований для принятия решения об изъятии (резервировании) земельных участков.
Пунктом 4 ст. 70.1 Земельного кодекса РФ установлено, что порядок резервировании земель для государственных и муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 г. N 561 "О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных и муниципальных нужд" утверждено Положение о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд.
В силу пункта 2 Положения о резервировании решение о резервировании земель для государственных нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд принимается соответственно уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Согласно пункту 3 того же Положения решение о резервировании земель принимается в соответствии со следующими документами:
а) документы территориального планирования. При наличии документации по планировке территории решение о резервировании земель принимается в соответствии с такой документацией;
б) решения об утверждении границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения;
в) государственные программы геологического изучения недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы и рационального использования недр, утвержденные в установленном порядке.
Согласно п. 5 Положения решение о резервировании земель должно содержать:
а) цели и сроки резервирования земель;
б) реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется резервирование земель;
в) ограничения прав на зарезервированные земельные участки, устанавливаемые в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, необходимые для достижения целей резервирования земель;
г) сведения о месте и времени ознакомления заинтересованных лиц со схемой резервируемых земель, а также перечнем кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель.
В соответствии с п. 6 Положения к решению о резервировании земель прилагается схема резервируемых земель, а также перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель. Решение о резервировании земель и схема резервируемых земель должны содержать необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельных участках (их частях), права на которые ограничиваются решением о резервировании земель.
Как следует из заявления администрации и материалов дела, в кадастровом паспорте от 17.12.2012 N 02/12/1-676180 категория земельного участка с кадастровым номером 02:44:210701:2057 определена как земли сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства.
Из решения Совета муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан "О резервировании земельных участков" от 13.12.2012 N 2/з-34, следует, что земельный участок с кадастровым номером 02:44:210701:2057 подлежит резервированию для муниципальных нужд в целях индивидуального жилищного строительства и обозначен как земли сельского поселения.
Согласно п. 1 ст. 83 ЗК РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
В соответствии с п. 1 ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В силу п. 1 ст. 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.
Из анализа изложенных норм следует, что использование земель сельскохозяйственного назначения для целей, не установленных в статье 78 ЗК РФ, не допускается. Перечень способов использования земель сельскохозяйственного назначения без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий является исчерпывающим и не содержит возможности его расширительного толкования.
Согласно ст. 6. Федерального закона N 101-ФЗ от 24.07.2002 "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
Статьей 4 Закона Республики Башкортостан "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" от 5 января 2004 года N 59-з установлено, что перевод земель из одной категории в другую осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" в отношении земель, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной и частной собственности - Правительством Республики Башкортостан.
Доказательства перевода спорного земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли иной категории, соответствующей разрешенному использованию - для индивидуального жилищного строительства, отсутствуют.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что резервирование земель сельскохозяйственного назначения в целях индивидуального жилищного строительства без предварительного перевода этих земель в иную категорию невозможно.
Принимая во внимание положения главы 24 АПК РФ ("Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц"), судебная коллегия отмечает, что в рассматриваемом деле не установлена совокупность двух обстоятельств: несоответствие оспариваемого решения закону и иному нормативному правовому акту; нарушение таким решением прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Довод подателя жалобы о том, что суд первой инстанции вышел за пределы заявленных требований, не соответствует действительности и подлежит отклонению судебной коллегией.
В целом доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому отклоняются судебной коллегией.
С учетом изложенного, обжалуемый судебный акт отвечает нормам материального и процессуального права, изложенные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Оснований для отмены судебного акта по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 АПК РФ, не установлено.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ее подателя по правилам статьи 110 АПК РФ. Их взыскание в доход федерального бюджета не производится, поскольку податель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 29.07.2013 по делу N А07-3337/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального района Стерлитамакский Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
М.И.КАРПАЧЕВА
Судьи
И.Ю.СОКОЛОВА
Л.А.СУСПИЦИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)