Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.12.2013 ПО ДЕЛУ N А12-14646/2013

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 декабря 2013 г. по делу N А12-14646/2013


Резолютивная часть постановления объявлена "16" декабря 2013 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузьмичева С.А.,
судей Комнатной Ю.А., Смирникова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ильиной Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области (г. Волгоград, ОГРН 1053444031299, ИНН 3444054540),
на решение арбитражного суда Волгоградской области от "30" сентября 2013 года по делу N А12-14646/2013 (судья Наумова М.Ю.),
по заявлению ООО "ФинансРесурс" (г. Москва, ОГРН 1057748790538, ИНН 7708578539),
к Министерству по управлению государственным имуществом Волгоградской области,
третьи лица: Комитет охраны окружающей среды и природопользования Волгоградской области, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Волгоградской области, комитет лесного хозяйства Волгоградской области, Государственное казенное учреждение Волгоградской области "Урюпинское лесничество"
о признании недействительным решения об отказе,
при участии в судебном заседании представителей:
от ООО "ФинансРесурс" - Боярищев А.П.,
от Министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области - Вещевалова Н.Н.

установил:

В арбитражный суд Волгоградской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "ФинансРесурс" (далее - ООО "ФинансРесурс", Общество) с заявлением, в котором просит признать недействительным и не соответствующим статьям 27, 28, 36, 94, 95, 98 Земельного кодекса Российской Федерации решение Министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 13.06.2013 N 2237 об отказе в приватизации земельного участка, находящегося в государственной собственности Волгоградской области, с кадастровым номером 34:31:010007:71, из категории земель особо охраняемых территорий и объектов, площадью 23 394 кв. м, находящегося на территории Акчернского сельского поселения в станице Тепикинской Урюпинского района Волгоградской области. В порядке восстановления нарушенного права заявитель просит обязать Министерство по управлению государственным имуществом Волгоградской области подготовить и направить в адрес ООО "ФинансРесурс" проект договора купли-продажи испрашиваемого земельного участка.
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 30 сентября 2013 года заявленные требования общества удовлетворены.
С вынесенным решением суда первой инстанции Министерство по управлению государственным имуществом Волгоградской области не согласилось и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Как следует из материалов дела, Волгоградская область является собственником земельного участка с кадастровым номером 34:31:010007:71, из категории земель особо охраняемых территорий и объектов, площадью 23 394 кв. м, находящегося на территории Акчернского сельского поселения в станице Тепикинской Урюпинского района Волгоградской области (свидетельство о государственной регистрации права серии 34 АА N 564992)
13.11.2009 г. между Комитетом по управлению государственным имуществом Администрации Волгоградской области и Галинским П.Д. был заключен договор N 220 аренды земельного участка для эксплуатации базы отдыха "Курень" и трех строений базы отдыха "Зеленый шум", Лит. А5, Лит. АЛО, Лит. А12 (договор зарегистрирован 22.12.2009 за N 34-34-13/018/2009-559).
ООО "ФинансРесурс" приобрело у Галинского П.Д. на основании договора от 23.04.2013 права и обязанности арендатора по договору аренды от 13.11.2009 N 220, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 08.05.2013 сделана запись регистрации N 34-34-13/001/2013-694.
Свидетельствами о государственной регистрации права от 08.05.2013 серии 34-АА N 975630, серии 34-АА N 975573 подтверждается, что ООО "ФинансРесурс" является собственником баз отдыха "Курень" и "Зеленый шум". Следовательно, Обществу принадлежит исключительное право на приватизацию земельного участка.
15.05.2013 ООО "ФинансРесурс" обратилось в министерство по управлению государственным имуществом Волгоградской области (далее - Министерство) с заявкой N 158 на приватизацию земельного участка (входящим N 21/6233-з).
Решением Министерства от 13.06.2013 N 2237 Обществу отказано в приватизации испрашиваемого земельного участка.
Не согласившись с вынесенным решением, общество обратилось в арбитражный суд Волгоградской области с соответствующим заявлением.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно частям 4 и 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказывания законности принятого акта, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия акта, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с названным Кодексом.
Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены названным Кодексом, федеральными законами.
В силу статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" отказ в выкупе земельного участка собственникам объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии с пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в названной статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Согласно пункту 1 статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
Согласно пункту 2 статьи 94 ЗК РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли: особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов; природоохранного назначения; рекреационного назначения; историко-культурного назначения; иные особо ценные земли в соответствии с названным Кодексом, федеральными законами.
Таким образом, земли особо охраняемых природных территорий входят в состав категории земель особо охраняемых территорий и объектов и являются одним ее видов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 95 ЗК РФ к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов, территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2012 N 13763/11 указано, что отнесение природных объектов и территорий к особо охраняемым природным территориям осуществляется принятием нормативного правового акта органов государственной власти (федеральных или региональных) или органов местного самоуправления в порядке, установленном Федеральным законом от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях".
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 98 ЗК РФ к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" особо охраняемые природные территории имеют федеральное, региональное или местное значение.
Из кадастрового паспорта от 31.05.2013 N 3434/300/13-135150 усматривается, что испрашиваемый земельный участок отнесен к категории земель особо охраняемых территорий и объектов. Его граница установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Представленными документами подтверждается, что спорный земельный участок имеет рекреационное назначение и отнесен к категории земель особо охраняемых территорий и объектов на основании статьи 98 ЗК РФ, поскольку на нем находятся базы отдыха "Курень" и три строения базы отдыха "Зеленый шум", Лит. А5, Лит. А.10, Лит. А12, предназначенные для организации отдыха граждан, что соответствует виду и разрешенному использованию установленной категории земель.
Исследуя обстоятельства по делу, суд первой инстанции обоснованно учел представленные доказательства.
Кроме того, из письма Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Волгоградской области от 08.11.2012 N 1018-35155 следует, что на территории Акчернского сельского поселения Урюпинского муниципального района отсутствуют особо охраняемые природные территории федерального значения.
В письме Комитета охраны окружающей среды и природопользования Волгоградской области от 19.11.2012 N 10-11-03/7241 указано, что земельный спорный участок не располагается на особо охраняемых природных территориях регионального значения.
В Перечнях особо охраняемых природных территорий Волгоградской области и потенциальных особо охраняемых природных территорий Волгоградской области, утвержденных Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 04.07.2006 N 805, особо охраняемые природные территории Урюпинского района не значатся.
Из письма администрации Урюпинского муниципального района Волгоградской области от 14.05.2012 N 04-0128/1266 следует, что на территории Урюпинского муниципального района особо охраняемые территории местного значения отсутствуют.
В письме Администрации Акчернского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области от 14.11.2012 N 268 указано, что на территории Акчернского сельского поселения Урюпинского муниципального района отсутствуют особо охраняемые природные территории местного значения.
В Письме Минэкономразвития РФ от 17.12.2009 N 22066-ИМ/Д23 "О внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о зонах с особыми условиями использования территорий" указано, что такие сведения могут быть предоставлены в виде кадастрового паспорта земельного участка с указанием в строке "16" раздела В.1.
Как следует из прилагаемого кадастрового паспорта, строка "16" раздела В.1 сведений о расположении земельного участка в пределах зон с особыми условиями использования территорий, в том числе в особо охраняемых природных территориях, не содержит.
Из сообщения филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области" от 14.05.2013 N ЕБ-2415/2013 усматривается, что земельный участок не пересекает границы зон с особыми условиями использования территорий, поставленных государственный учет.
По информации ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области", изложенной в письме от 21.05.2013 N ЕБ-2669/2013, земли лесного фонда в границах земельного участка отсутствуют. Земельный участок, относящийся к землям лесного фонда, является одним из смежных земельных участков по отношению к спорному земельному участку.
По данным кадастровой выписки от 10.07.2012 N 3434/300/12-83447, граница земельного участка с кадастровым номером 34:31:000000:7, из категории земель лесного фонда, площадью 224036477 кв. м, находящего на территории Урюпинского района Волгоградской области, установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства. Спорный земельный участок по отношению к нему является одним из смежных земельных участков, пересечения их границ не имеется.
Постановлением Главы администрации Урюпинского района Волгоградской области от 09.08.2002 N 419 утвержден Перечень особо охраняемых природных территорий Урюпинского района, среди которых усматривается и памятник природы "Хоперский лес". Пункт 3 названного постановления содержит ходатайство о введении утвержденных особо охраняемых природных территорий Урюпинского района в Кадастр особо охраняемых территорий Волгоградской области и Перечень особо охраняемых территорий Волгоградской области и режиме их использования, утвержденный Решением Малого Совета Волгоградского областного Совета народных депутатов от 25.02.1993 N 6/41.
В Перечне особо охраняемых территорий Волгоградской области и режиме их использования, утвержденном Решением Малого Совета Волгоградского областного Совета народных депутатов от 25.02.1993 N 6/41 содержатся сведения об особо охраняемой природной территории государственном памятнике природы "Хоперский лес" с границами пойма Хопра у с. Добринки, Добринское лесничество (кв. 50, 52, 55) (Урюпинский мехлесхоз).
Из представленных документов усматривается, что спорный земельный участок располагается на территории Акчернского сельского поселения в станице Тепикинской Урюпинского района Волгоградской области, за пределами памятника природы "Хоперский лес" у станицы Добринки Добринского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно указал, что решение Министерства от 13.06.2013 N 2237 об отказе ООО "ФинансРесурс" в приватизации испрашиваемого земельного участка не соответствует статьям 27, 28, 36, 94, 95, 98 ЗК РФ, нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя в сфере экономической деятельности, создавая препятствия в ее осуществлении.
Довод ответчика о том, что спорный земельный участок расположен в пределах особо охраняемых природных территорий и не подлежит приватизации, ничем не подтвержден.
Не представлены также доказательства отнесения спорного участка к землям особо охраняемых территорий, а именно изъятия этого земельного участка из хозяйственного использования и оборота и установления для него особого правового режима в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд,

постановил:

Решение арбитражного суда Волгоградской области от "30" сентября 2013 года по делу N А12-14646/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий
С.А.КУЗЬМИЧЕВ

Судьи
Ю.А.КОМНАТНАЯ
А.В.СМИРНИКОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)