Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 08.07.2013 ПО ДЕЛУ N А67-7737/2012

Разделы:
Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 июля 2013 г. по делу N А67-7737/2012


резолютивная часть постановления объявлена 05 июля 2013
текст постановления изготовлен в полном объеме 08 июля 2013
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.Н. Хайкиной
судей: В.А. Журавлевой, Н.А. Усаниной
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Горецкой О.Ю. с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: Болгов А.И. - доверенность от 09.01.13.
от заинтересованного лица: Литвина Е.С. 0 - доверенность от 20.02.13, Чиков С.С. - доверенность от 18.01.13
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Научно-производственный комплекс "Электро-тепловые технологии" на решение Арбитражного суда Томской области от 25.04.2013 по делу N А67-7737/2012 (судья В.И. Гелбутовский)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Научно-производственный комплекс "Электро-тепловые технологии" к Администрации города Томска о признании незаконным решения,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью Научно-производственный комплекс "Электро-тепловые технологии" (далее - Общество, ООО НПК "ЭТТ") обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением о признании незаконным решения Администрации города Томска (далее - Администрация) об отказе в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 70:21:0100001:279, общей площадью 8 487 кв. м, расположенного по адресу: г. Томск, Кузовлевский тракт, 4/13.
Решением суда от 25.04.2013 в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.
Не согласившись с решением суда, Общество обратилось с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит отменить решение суда и признать незаконным решение Администрации об отказе в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 70:21:0100001:279, общей площадью 8 487 кв. м, расположенного по адресу: г. Томск, Кузовлевский тракт, 4/13.
В обоснование апелляционной жалобы Общество указывает, что оно не является организацией транспорта; железнодорожный тупик не относится к железнодорожному транспорту; спорный земельный участок не находится в полосе отвода и не может быть отнесен к землям транспорта; отказ Администрации нарушает права Общества в сфере предпринимательской деятельности.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, настаивал на ее удовлетворении.
Представитель Администрации в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей участвующих в деле лиц, проверив в соответствии со статьей 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене.
Из материалов дела следует, что ООО "НПК "ЭТТ" на праве собственности принадлежит объект недвижимости - железнодорожный подъездной путь (тупик) общей протяженностью 948 п. м, расположенный по адресу: г. Томск, Кузовлевский тракт, 4/3 стр. 9.
Постановлением Мэра города Томска N 905-з от 06.06.2011 образован из земель населенного пункта г. Томска земельный участок по адресу: г. Томск, Кузовлевский тракт, 4/3 стр. 9 площадью 8 487 кв. м (учетный номер 70:21:021802:173) для эксплуатации и обслуживания железнодорожного пути; утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Распоряжением Администрации N р967 от 12.09.2011 ранее присвоенный адрес земельного участка: г. Томск, Кузовлевский тракт, 4/3 стр. 9 (кадастровый номер: 70:21:0100001:279) изменен на адрес: Томская область, г. Томск, Кузовлевский тракт 4/13.
С момента образования спорного земельного участка и до настоящего времени Обществом договор аренды указанного земельного участка заключен не был, арендных либо иных платежей за фактическое использования данного земельного участка не уплачивалось.
ООО "НПК "ЭТТ", как собственник расположенного на земельном участке объекта недвижимости, обратилось в Администрацию с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка по адресу: г. Томск, Кузовлевский тракт, 4/13 с кадастровым номером 70:21:0100001:279.
Решением Администрации, оформленным письмом N 5357 от 15.08.2012, Обществу отказано в предоставлении в собственность земельного участка по адресу: г. Томск, Кузовлевский тракт, 4/13 с кадастровым номером 70:21:0100001:279, поскольку на данном участке расположено сооружение транспорта - железнодорожный путь, и указанный земельный участок в соответствии с подпунктом 7 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации является ограниченным в обороте и может быть предоставлен только в аренду.
Полагая, что решение Администрации, оформленное письмом N 5357 от 15.08.2012, является незаконным и нарушает законные права и интересы ООО "НПК ЭТТ", Общество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение, пришел к выводам о том, что спорный земельный участок находится в полосе отвода железной дороги и фактически относится к землям транспорта, является земельным участком, предоставленным для нужд организации транспорта, в связи с чем на основании статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации не подлежит передаче в частную собственность.
Арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции, в связи с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 2 статьи 201 АПК РФ и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, арбитражный апелляционный суд считает, что оспариваемый отказ Администрации не противоречит действующему законодательству.
Пунктом 4 статьи 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Согласно пункту 2 статьи 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляют в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В силу подпункта 7 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров.
Таким образом, земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, и находящиеся в государственной и муниципальной собственности, могут быть предоставлены в частную собственность только в том случае, если федеральным законом предусмотрена специальная норма, предусматривающая возможность предоставления таких земельных участков в частную собственность, что соответствует правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2009 N 366/09.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что испрашиваемый Обществом земельный участок, находящийся в муниципальной собственности, ограничен в обороте, и законом не предусмотрена возможность предоставления такого участка в собственность.
В соответствии с пунктом 1 статьи 90 ЗК РФ землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 90 ЗК РФ установлено, что в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта могут предоставляться земельные участки для: размещения железнодорожных путей; размещения, эксплуатации и реконструкции строений, зданий, сооружений, в том числе железнодорожных вокзалов, железнодорожных станций, а также устройств и других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта; установления полос отвода и охранных зон железных дорог.
Свободные земельные участки на полосах отвода железных дорог в пределах земель железнодорожного транспорта могут передаваться в аренду гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственного использования, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, устройства погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов (за исключением складов горюче-смазочных материалов и автозаправочных станций любых типов, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов) и иных целей при условии соблюдения требований безопасности движения, установленных федеральными законами.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (далее - Закон N 17-ФЗ) к землям железнодорожного транспорта относятся, в том числе земельные участки, расположенные на полосах отвода железных дорог.
Полоса отвода железных дорог - земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям; земельные участки, занятые железнодорожными путями или предназначенные для размещения таких путей; земельные участки, занятые или предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта.
Железнодорожные пути необщего пользования - железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что по ходатайству ООО "НПК ЭТТ" от 30.03.2011 постановлением Мэра г. Томска от 06.06.2011 N 905-з из земель населенного пункта г. Томска образован земельный участок по адресу: г. Томск, Кузовлевский тракт, 4/3 стр. 9, площадью 8 487 кв. м (учетный номер 70:21:021802:173) для эксплуатации и обслуживания железнодорожного пути. На указанном земельном участке расположен железнодорожный путь, являющийся железнодорожным путем необщего пользования.
При этом судом первой инстанции обоснованно отклонен довод Общества о том, что принадлежащей ему железнодорожный путь не относится к железнодорожному пути необщего пользования.
Принадлежащий Обществу железнодорожный путь опосредованно примыкает к железнодорожным путям общего пользования, о чем свидетельствуют договор от 01.01.2011 N ДУ-1062 на оказание работ и услуг, выполняемых железной дорогой и оплачиваемых по договорным тарифам и договор от 25.11.2011 N СТ-9377 на подачу и уборку вагонов.
Данное обстоятельство также подтверждается самим Обществом, указывающим, что принадлежащий ему железнодорожный путь предназначен для перемещения грузов на территории Общества и выполнения конечной железнодорожной операции с подвижным составом с поступающим для производства сырьем.
Очевидно, что в отсутствие присоединения принадлежащего Обществу железнодорожного пути к путям общего пользования получение ООО НПК "ЭТТ" сырья, доставляемого железнодорожным транспортом, невозможно.
Общество, ссылаясь на использование принадлежащего ему железнодорожного пути только для производственных нужд, не представляет доказательств невозможности его использования для оказания услуг сторонним организациям, а также доказательств, опровергающих присоединение такого железнодорожного пути к путям общего пользования.
При таких обстоятельствах арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что в силу статьи 90 ЗК РФ испрашиваемый Обществом земельный участок относится к землям транспорта и фактически находится в полосе отвода железных дорог, в силу положений ст. 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации".
Указание в апелляционной жалобе на то, что термин полоса отвода применяется только при проектировании и строительстве вновь возводимых железных дорог, является несостоятельным, поскольку противоречит пункту 1 статьи 2 Закона N 17-ФЗ.
Доводы Общества о расположении испрашиваемого земельного участка на землях населенного пункта не опровергают того, что фактически такой земельный участок относится к землям транспорта.
Как обоснованно отмечено судом первой инстанции со ссылкой на Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.12.2009 N 366/09, независимо от категории земельного участка и места его нахождения, в случае использования его для деятельности, соответствующей критериям, содержащимся в статье 90 ЗК РФ, участок может быть отнесен к землям транспорта, к которым применимы публичные ограничения.
Также судом апелляционной инстанции не принимаются доводы Общества о том, что принадлежащий ему железнодорожный путь не относится к железнодорожному транспорту, в связи с чем Общество не является организацией транспорта.
В соответствии со статьей 11 Закона N 17-ФЗ к организациям железнодорожного транспорта относятся владельцы транспортной инфраструктуры.
В силу пункта 1 статьи 2 Закона N 17-ФЗ под владельцем инфраструктуры понимается юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие инфраструктуру на праве собственности или ином праве и оказывающие услуги по ее использованию на основании договора.
Согласно пунктам 5, 9 статьи 1 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" под субъектами транспортной инфраструктуры понимаются юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании. Объекты транспортной инфраструктуры представляют собой технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование.
Таким образом, Общество, являясь владельцем железнодорожного пути, обеспечивающего осуществление основного вида деятельности, в том числе для погрузо-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, относится к организациям транспорта.
Ссылка Общества на статью 2 Федерального закона от 27.02.2003 N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" является необоснованной, поскольку указанные положения относятся к организациям федерального железнодорожного транспорта.
Принимая во внимание, что испрашиваемый Обществом земельный участок находится в полосе отвода железной дороги, является земельным участком, предоставленным для нужд организации транспорта, в связи с чем ограничен в обороте, отказ Администрации в предоставлении такого земельного участка в собственность является законным.
При этом доводы апелляционной жалобы о нарушении отказом Администрации прав Общества в сфере предпринимательской деятельности не имеют правового значения, поскольку отказ Администрации не противоречит действующему законодательству и в силу положений главы 24 АПК РФ не может быть признан недействительным.
С учетом изложенного доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы, содержащиеся в обжалуемом решении суда первой инстанции, а выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены законно принятого судебного акта.
При вынесении решения судом первой инстанции всесторонне и полно исследованы материалы дела, дана надлежащая правовая оценка доказательствам, применены нормы материального права, подлежащие применению, не допущено нарушений норм процессуального права.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Томской области от 25.04.2013 по делу N А67-7737/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Научно-производственный комплекс "Электро-тепловые технологии" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

Председательствующий
С.Н.ХАЙКИНА

Судьи
В.А.ЖУРАВЛЕВА
Н.А.УСАНИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)