Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 07.12.2012 ПО ДЕЛУ N 3-126/2012

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 7 декабря 2012 г. по делу N 3-126/2012


Красноярский краевой суд в составе:
Председательствующего Зинченко И.Н.,
при секретаре Полежаевой Е.В.,
С участием представителей общества с ограниченной ответственностью "Центр экологических технологий "ЭкономЭнерго" - Мартыновой А.Л., Серебрянской К.С.,
представителя Правительства Красноярского края - Бородавкина С.В.,
представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю - Петровой Н.В.,
прокурора отдела прокуратуры Красноярского края - Краснопеевой О.В.,
рассмотрев заявление ООО "Центр экологических технологий "ЭкономЭнерго" об оспаривании в части Постановления Правительства Красноярского края от 22.11.2011 г. N 708-п,

установил:

ООО "Центр экологических технологий "ЭкономЭнерго" обратилось в суд с заявлением о признании противоречащей федеральному законодательству, недействующей и не подлежащей применению с 1 января 2012 года строки 79019 таблицы 48 "Кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов г. Красноярска" приложения N 1 к Постановлению Правительства Красноярского края от 22.11.2011 г. N 708-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Красноярского края".
Заявленные требования мотивированы тем, что показатель стоимости за квадратный метр и сама стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50:0500258:86 в Постановлении Правительства края N 708-п определены с нарушением положений Постановления Правительства РФ от 08.04.2000 года N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель", Приказа Министерства экономического развития и торговли РФ от 15.02.2007 года N 39 "Об утверждении методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов", а также Приказа Министерства экономического развития и торговли РФ от 29.06.2007 года N П/0152 "Об утверждении технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов", что нарушает права заявителя в сфере арендной платы за земельный участок, поскольку привело к ее увеличению.
Выслушав пояснения представителей ООО "Центр экологических технологий "ЭкономЭнерго" - Мартыновой А.Л., Серебрянской К.С., поддержавших заявленные требования, представителей Правительства Красноярского края - Бородавкина С.В., и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю - Петровой Н.В., возражавших против их удовлетворения, заключение участвующего в деле прокурора - Краснопеевой О.В., полагавшей, что нормативный правовой акт в оспариваемой части не противоречит федеральному законодательству, проанализировав оспариваемые положения Постановления Правительства Красноярского края N 708-п и нормы федерального законодательства, суд не находит оснований для удовлетворения заявления.
На основании пунктов "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, вопросы владения, пользования и распоряжения землей, земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 76 Конституции Российской Федерации, по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Кадастровая стоимость земельного участка может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Таким образом, кадастровая оценка земель в Российской Федерации производится в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 135-ФЗ) в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ).
В статье 5 Федерального закона N 167-ФЗ указано, что его положения не применяются к государственной кадастровой оценке земель, договоры на проведение которой были заключены до истечения шестидесяти дней после дня официального опубликования Федерального закона N 167-ФЗ и работы по проведению которой не завершились в указанный срок.
Государственная кадастровая оценка земель, работы по проведению которой не завершились до истечения шестидесяти дней после дня официального опубликования Федерального закона N 167-ФЗ, проводится в соответствии с правилами, установленными Правительством Российской Федерации.
Федеральный закон N 167-ФЗ был опубликован 26 июля 2010 года в изданиях "Российская газета" и "Собрание законодательства РФ".

Распоряжением Правительства Красноярского края от 03.03.2011 года N 128-р было принято решение о проведении в 2011 году государственной кадастровой оценки земель водного фонда и земель населенных пунктов на территории Красноярского края и определен уполномоченный орган исполнительной власти Красноярского края, ответственный за размещение государственного заказа и заключение государственного контракта на выполнение работ по государственной кадастровой оценке земель водного фонда и земель населенных пунктов на территории Красноярского края.
Выполнение работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Красноярского края в 2011 году осуществлялось в рамках государственного контракта от 25.02.2011 года N 08-ЗР-005-028, заключенного между агентством по управлению государственным имуществом Красноярского края и ООО "Научно-производственная фирма "Недра", то есть после истечения шестидесяти дней со дня официального опубликования Федерального закона N 167-ФЗ (л.д. 63 - 74).
Земельный участок с кадастровым номером 24:50:0500258:86, арендуемый заявителем, исполнителем работ в отчете N 4-2011 "Об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Красноярского края" (л.д. 75 - 101) был оценен по 3 группе видов разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок", удельный показатель его кадастровой стоимости составил 2930,63 рубля за квадратный метр, кадастровая стоимость - 53305229,07 рубля.
Эти показатели кадастровой стоимости земельного участка, арендуемого заявителем и были утверждены оспариваемой строкой 79019 таблицы 48 "Кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов г. Красноярска" приложения N 1 к Постановлению Правительства Красноярского края от 22.11.2011 г. N 708-п.
Доказательств тому, что Правительством края были утверждены иные показатели кадастровой стоимости земельного участка заявителя, нежели те, которые были определены в отчете N 4-2011, суду не представлено.
Соблюдение порядка принятия и обнародования Постановления Правительства края N 798-п установлено вступившим в законную силу решением Красноярского краевого суда от 8 августа 2012 года, в связи с чем, данные обстоятельства повторной судебной проверке не подлежат.
Оспаривая законность утверждения показателей кадастровой стоимости арендуемого земельного участка, заявитель полагает, что Правительство края, при принятии соответствующего нормативного правового акта, обладает полномочиями утвердить иные показатели кадастровой стоимости земельного участка, нежели те, которые были получены исполнителем работ по кадастровой оценке и прошли надлежащую экспертную проверку.
Такие доводы нельзя признать основанием для удовлетворения заявленных требований по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 24.11 Федерального закона N 135-ФЗ под государственной кадастровой оценкой понимается совокупность действий, включающих в себя: принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки; формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке; отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости и заключение с ним договора на проведение оценки; определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости; экспертизу отчета об определении кадастровой стоимости; утверждение результатов определения кадастровой стоимости; опубликование утвержденных результатов определения кадастровой стоимости; внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Абзац второй статьи 24.11 этого Федерального закона предусматривает, что рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости осуществляется с учетом особенностей, установленных Федеральным законом N 135-ФЗ.
Согласно статье 24.12 Федерального закона N 135-ФЗ государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не реже чем один раз в пять лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.
Орган, принявший решение о проведении государственной кадастровой оценки, является заказчиком работ по определению кадастровой стоимости.
Статьей 24.15 Федерального закона N 135-ФЗ установлено, что определение кадастровой стоимости осуществляется оценщиками в соответствии с требованиями Федерального закона N 135-ФЗ, актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, регулирующих вопросы определения кадастровой стоимости, за исключением случая, установленного статьей 24.21 Федерального закона N 135-ФЗ.
Абзацем вторым статьи 24.16 Федерального закона N 135-ФЗ определено, что отчет об определении кадастровой стоимости принимается заказчиком работ по определению кадастровой стоимости только при условии наличия положительного экспертного заключения на указанный отчет, выдаваемый саморегулируемой организацией оценщиков.
Саморегулируемой организацией оценщиков некоммерческого партнерства "Деловой союз оценщиков" выдано положительное экспертное заключение N 022/09/11 от 13.09.2011 года (л.д. 102 - 114) на отчет N 4-2011 об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Красноярского края, к числу которых относится и земельный участок заявителя.
В силу статьи 24.17 Федерального закона N 135-ФЗ в течение 10 рабочих дней с даты принятия отчета об определении кадастровой стоимости заказчик работ по определению кадастровой стоимости утверждает результаты определения кадастровой стоимости.
При таких обстоятельствах, Правительством Красноярского края в отношении земельного участка заявителя были утверждены те показатели кадастровой стоимости, которые были определены в результате выполнения работ по государственной кадастровой оценке земель, в рамках государственного контракта между агентством по управлению государственным имуществом Красноярского края и ООО "Научно-производственная фирма "Недра", и получили положительное экспертное заключение саморегулируемой организации оценщиков.
В связи с изложенным, у суда отсутствуют основания полагать, что оспариваемая часть Постановления Правительства края N 708-п противоречит федеральному законодательству, регулирующему порядок и правила принятия данного вида нормативных правовых актов, поскольку утверждение показателей кадастровой стоимости земельного участка, арендуемого заявителем произведено без нарушений процедуры, установленной Земельным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 29.07.1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Доводы заявления о противоречии оспариваемой части Постановления Правительства края N 708-п Методическим указаниям и Техническим рекомендациям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов нельзя признать основанием к удовлетворению заявленных требований, поскольку эти нормативные правовые акты не регламентируют деятельность органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по утверждению результатов государственной кадастровой оценки земель.
Таким образом, оспариваемая заявителем часть Постановления Правительства края, в отсутствие надлежащим образом установленной органом кадастрового учета, в процедуре, урегулированной статьей 28 Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", кадастровой ошибки в отношении земельного участка заявителя, не может противоречить приведенным выше нормативным правовым актам.
При этом, вопреки доводам заявителя, проверка достоверности данных о кадастровой стоимости земельного участка, утвержденной нормативным правовым актом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в том числе и касающихся правильности применения того или иного вида его разрешенного использования, производится не путем оспаривания такого акта, в порядке, предусмотренном главой 24 Гражданского процессуального кодекса РФ, а путем оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или в арбитражном суде, как это установлено статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
В связи с изложенным, у суда отсутствуют основания для признания оспариваемой части Постановления Правительства края N 708-п противоречащей законодательству, имеющему большую юридическую силу.
В соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 198, 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:

В удовлетворении заявления ООО "Центр экологических технологий "ЭкономЭнерго" о признании противоречащей федеральному законодательству, недействующей и не подлежащей применению с 1 января 2012 года строки 79019 таблицы 48 "Кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов г. Красноярска" приложения N 1 к Постановлению Правительства Красноярского края от 22.11.2011 г. N 708-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Красноярского края", отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы /апелляционного представления/ через Красноярский краевой суд.
Председательствующий
И.Н.ЗИНЧЕНКО















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)