Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ананьева Р.В.,
судей Карповой В.А., Коноплевой М.В.,
при участии представителя:
заявителя - Китовой Н.Г., доверенность от 25.11.2013 N 1,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара, и Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 22.03.2013 (судья Черномырдина Е.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2013 (председательствующий судья Марчик Н.Ю., судьи Холодная С.Т., Засыпкина Т.С.)
по делу N А55-30541/2011
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Самараплод", г. Самара (ИНН 6312012524, ОГРН 1026300774675), к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара, Департаменту строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара, о признании незаконными отказов, с участием третьего лица - федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области, г. Самара,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Самараплод" (далее - ООО "Самараплод", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконными: отказа Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара (далее - Департамент) в утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: г. Самара, Кировский район, ул. Дальневосточная, 2а, предполагаемой площадью 1010,40 кв. м, под территорию, необходимую для эксплуатации здания модульного цеха, на кадастровом плане соответствующей территории, выраженного в письме от 03.10.2011 N Ф-9/2995-0-1; отказа Министерства имущественных отношений Самарской области (далее - Министерство) в предоставлении ООО "Самараплод" в собственность испрашиваемого земельного участка площадью 1010,40 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Кировский район, ул. Дальневосточная, 2а, под территорию, необходимую для эксплуатации здания модульного цеха; о понуждении Министерства рассмотреть заявление от 01.06.2010 N 12-1/1451/10-с.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 16.04.2012, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2012, заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 07.12.2012 решение Арбитражного суда Самарской области от 16.04.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2012 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
При новом рассмотрении общество на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнило заявленные требования и просило признать незаконным отказ Министерства в предоставлении ООО "Самараплод" в собственность земельного участка площадью 1010,40 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Кировский район, ул. Дальневосточная, 2а, под территорию, необходимую для эксплуатации здания модульного цеха (склад) и обязать Министерство рассмотреть заявление от 01.06.2010 N 12-А55-30541/2011 по правилам статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации; признать незаконным отказ Департамента в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории, находящегося по адресу: г. Самара, Кировский район, ул. Дальневосточная, 2а, предполагаемой площадью 1010,40 кв. м, выраженный в письме от 03.10.2011 N Ф-9/2995-0-1, и обязать Департамент утвердить и выдать обществу схему расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории, находящегося по адресу: г. Самара, Кировский район, ул. Дальневосточная, 2а, предполагаемой площадью 1010,40 кв. м, необходимую для эксплуатации здания модульного цеха (склад).
Уточнение принято судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 22.03.2013, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2013, заявление удовлетворено.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Министерство и Департамент обратились в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационными жалобами, в которых просили обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель кассационной жалобы указал на неправильное применение судами норм материального права, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в ходе судебного заседания 21.11.2013 был объявлен перерыв до 09 часов 20 минут 27.11.2013.
После перерыва судебное заседание продолжено 27.11.2013 в 09 часов 20 минут в том же составе.
Представитель ООО "Самараплод", явившийся в судебное заседание, с кассационными жалобами не согласился, просил оставить в силе обжалуемые судебные акты.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению кассационных жалоб.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб и проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, считает обжалуемые судебные акты подлежащими отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ООО "Самараплод" на праве собственности принадлежит объект недвижимости: модульный цех (здание), назначение: производственное здание (сооружение), площадью 862 кв. м, литера М1, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Дальневосточная, д. 2а на основании договора аренды имущества с правом выкупа от 25.05.1992, передаточного акта, утвержденного собранием участников арендного предприятия "Самараплод", оформленного протоколом от 17.06.1998 N 1, о чем 04.04.2000 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации.
Данный объект недвижимого имущества расположен на земельном участке площадью 1024 кв. м, принадлежащем обществу на праве собственности на основании постановления администрации г. Самары от 05.09.1994 N 1305 о предоставлении арендному предприятию "Самараплод", правопреемником которого является заявитель, в собственность изъятых у муниципального предприятия "Овощная база N 3" трех земельных участков общей площадью 0,62720 га, фактически занимаемые зданиями, согласно прилагаемой схеме, и договора купли-продажи земельных участков собственнику приватизированного предприятия от 12.10.1994 N 70, о чем 25.02.2000 сделана запись регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Общество 01.06.2010 обратилось в Министерство с заявлением о предоставлении в собственность за выкуп земельного участка площадью 1010,40 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Кировский район, ул. Дальневосточная, 2а, под территорию, необходимую для эксплуатации здания модульного цеха, принадлежащего ему на праве собственности.
Министерство письмом от 18.10.2011 N 12-1/1451/10-с сообщило обществу о невозможности заключения договора купли-продажи земельного участка, поскольку заключением Департамента отказано в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории.
Согласно заключению Департамента от 03.10.2011 N СП-9/-2995-0-1 в соответствии с картой правового зонирования правил застройки и землепользования в г. Самаре, утвержденных постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 N 61, указанный земельный участок расположен в зоне (ПК-1) предприятий и складов V - IV классов вредности (санитарно-защитные зоны - до 100 м). В связи с тем, что использование земельного участка под территорию, необходимую для эксплуатации здания модульного цеха, не относится к разрешенным видам использования в указанной зоне, утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории в соответствии с зонированием территорий не представляется возможным.
ООО "Самараплод", полагая, что указанные отказы противоречат действующему законодательству и нарушают его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования, исходили из того, что испрашиваемый земельный участок необходим заявителю для эксплуатации объекта недвижимого имущества и общество имеет исключительное право на предоставление спорного земельного участка в силу статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку земельный участок площадью 1024 кв. м, принадлежащий обществу на праве собственности, был сформирован в нарушение пункта 3 статьи 33, пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 4 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации без учета площади земельного участка, необходимого для эксплуатации объекта недвижимости, принадлежащего ООО "Самараплод".
Между тем судами первой и апелляционной инстанций не принято во внимание следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Таким образом, исключительное право на предоставление земельного участка в собственность или в аренду имеют лица, которым на праве собственности, праве безвозмездного пользования, праве хозяйственного ведения или оперативного управления принадлежат объекты недвижимости, расположенные на этом земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности.
Однако на испрашиваемом земельном участке площадью 1010,4 кв. м отсутствуют объекты недвижимого имущества, принадлежащие заявителю на праве собственности, в связи с чем выводы судов первой и апелляционной инстанций о том, что общество имеет исключительное право на предоставление спорного земельного участка в собственность противоречат положениям статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
ООО "Самараплод" на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 1024 кв. м под производственным зданием (сооружением) площадью 862 кв. м.
Данный земельный участок был предоставлен обществу на основании постановления администрации г. Самары от 05.09.1994 N 1305 и приобретен заявителем по договору купли-продажи земельных участков собственнику приватизированного предприятия от 12.10.1994 N 70.
Указанный земельный участок сформирован в установленном законом порядке и поставлен на государственный кадастровый учет.
Таким образом, ООО "Самараплод" уже реализовало свое право на предоставление земельного участка под принадлежащим ему объектом недвижимого имущества в порядке, предусмотренном действующим на тот период законодательством.
При этом, обществом не оспаривались постановление администрации г. Самары от 05.09.1994 N 1305 и договор купли-продажи земельных участков собственнику приватизированного предприятия от 12.10.1994 N 70, а также действия по постановке земельного участка площадью 1024 кв. м на кадастровый учет в части определения площади земельного участка, необходимого обществу для размещения и эксплуатации объекта недвижимого имущества, принадлежащего ему на праве собственности.
Таким образом, у судов отсутствовали правовые основания для удовлетворения требований заявителя на основании статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Между тем, порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, регулируется статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
На основании постановления Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, а также земельными участками, необходимыми для установки временных объектов, не предусматривающих наличие фундамента и не являющихся объектами недвижимого имущества, возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.
Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 утвержден Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара.
Как следует из материалов дела, Министерство отказало в предоставлении обществу земельного участка со ссылкой на статью 34 Земельного кодекса Российской Федерации и Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара, утвержденный постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74.
Однако судами не был рассмотрен отказ в предоставлении испрашиваемого земельного участка по указанным основаниям, а также не было выяснено в порядке какой статьи Земельного кодекса Российской Федерации общество обращалось в Министерство с заявлением о предоставлении земельного участка.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает необходимым решение Арбитражного суда Самарской области от 22.03.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2013 отменить.
Принимая во внимание, что для принятия законного и обоснованного решения требуется исследование и оценка доказательств, а также совершение иных действий процессуального характера, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции, судебная коллегия считает необходимым направить дело N А55-30541/2011 на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
При новом рассмотрении суду первой инстанции следует учесть вышеизложенное, установить обстоятельства дела, имеющие значение для разрешения данного спора, и с учетом установленных обстоятельств принять решение, правильно применив нормы материального и процессуального права.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 22.03.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2013 по делу N А55-30541/2011 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Р.В.АНАНЬЕВ
Судьи
В.А.КАРПОВА
М.В.КОНОПЛЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 27.11.2013 ПО ДЕЛУ N А55-30541/2011
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 ноября 2013 г. по делу N А55-30541/2011
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ананьева Р.В.,
судей Карповой В.А., Коноплевой М.В.,
при участии представителя:
заявителя - Китовой Н.Г., доверенность от 25.11.2013 N 1,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара, и Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 22.03.2013 (судья Черномырдина Е.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2013 (председательствующий судья Марчик Н.Ю., судьи Холодная С.Т., Засыпкина Т.С.)
по делу N А55-30541/2011
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Самараплод", г. Самара (ИНН 6312012524, ОГРН 1026300774675), к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара, Департаменту строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара, о признании незаконными отказов, с участием третьего лица - федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области, г. Самара,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Самараплод" (далее - ООО "Самараплод", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконными: отказа Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара (далее - Департамент) в утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: г. Самара, Кировский район, ул. Дальневосточная, 2а, предполагаемой площадью 1010,40 кв. м, под территорию, необходимую для эксплуатации здания модульного цеха, на кадастровом плане соответствующей территории, выраженного в письме от 03.10.2011 N Ф-9/2995-0-1; отказа Министерства имущественных отношений Самарской области (далее - Министерство) в предоставлении ООО "Самараплод" в собственность испрашиваемого земельного участка площадью 1010,40 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Кировский район, ул. Дальневосточная, 2а, под территорию, необходимую для эксплуатации здания модульного цеха; о понуждении Министерства рассмотреть заявление от 01.06.2010 N 12-1/1451/10-с.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 16.04.2012, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2012, заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 07.12.2012 решение Арбитражного суда Самарской области от 16.04.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2012 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
При новом рассмотрении общество на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнило заявленные требования и просило признать незаконным отказ Министерства в предоставлении ООО "Самараплод" в собственность земельного участка площадью 1010,40 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Кировский район, ул. Дальневосточная, 2а, под территорию, необходимую для эксплуатации здания модульного цеха (склад) и обязать Министерство рассмотреть заявление от 01.06.2010 N 12-А55-30541/2011 по правилам статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации; признать незаконным отказ Департамента в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории, находящегося по адресу: г. Самара, Кировский район, ул. Дальневосточная, 2а, предполагаемой площадью 1010,40 кв. м, выраженный в письме от 03.10.2011 N Ф-9/2995-0-1, и обязать Департамент утвердить и выдать обществу схему расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории, находящегося по адресу: г. Самара, Кировский район, ул. Дальневосточная, 2а, предполагаемой площадью 1010,40 кв. м, необходимую для эксплуатации здания модульного цеха (склад).
Уточнение принято судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 22.03.2013, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2013, заявление удовлетворено.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Министерство и Департамент обратились в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационными жалобами, в которых просили обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель кассационной жалобы указал на неправильное применение судами норм материального права, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в ходе судебного заседания 21.11.2013 был объявлен перерыв до 09 часов 20 минут 27.11.2013.
После перерыва судебное заседание продолжено 27.11.2013 в 09 часов 20 минут в том же составе.
Представитель ООО "Самараплод", явившийся в судебное заседание, с кассационными жалобами не согласился, просил оставить в силе обжалуемые судебные акты.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению кассационных жалоб.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб и проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, считает обжалуемые судебные акты подлежащими отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ООО "Самараплод" на праве собственности принадлежит объект недвижимости: модульный цех (здание), назначение: производственное здание (сооружение), площадью 862 кв. м, литера М1, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Дальневосточная, д. 2а на основании договора аренды имущества с правом выкупа от 25.05.1992, передаточного акта, утвержденного собранием участников арендного предприятия "Самараплод", оформленного протоколом от 17.06.1998 N 1, о чем 04.04.2000 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации.
Данный объект недвижимого имущества расположен на земельном участке площадью 1024 кв. м, принадлежащем обществу на праве собственности на основании постановления администрации г. Самары от 05.09.1994 N 1305 о предоставлении арендному предприятию "Самараплод", правопреемником которого является заявитель, в собственность изъятых у муниципального предприятия "Овощная база N 3" трех земельных участков общей площадью 0,62720 га, фактически занимаемые зданиями, согласно прилагаемой схеме, и договора купли-продажи земельных участков собственнику приватизированного предприятия от 12.10.1994 N 70, о чем 25.02.2000 сделана запись регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Общество 01.06.2010 обратилось в Министерство с заявлением о предоставлении в собственность за выкуп земельного участка площадью 1010,40 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Кировский район, ул. Дальневосточная, 2а, под территорию, необходимую для эксплуатации здания модульного цеха, принадлежащего ему на праве собственности.
Министерство письмом от 18.10.2011 N 12-1/1451/10-с сообщило обществу о невозможности заключения договора купли-продажи земельного участка, поскольку заключением Департамента отказано в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории.
Согласно заключению Департамента от 03.10.2011 N СП-9/-2995-0-1 в соответствии с картой правового зонирования правил застройки и землепользования в г. Самаре, утвержденных постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 N 61, указанный земельный участок расположен в зоне (ПК-1) предприятий и складов V - IV классов вредности (санитарно-защитные зоны - до 100 м). В связи с тем, что использование земельного участка под территорию, необходимую для эксплуатации здания модульного цеха, не относится к разрешенным видам использования в указанной зоне, утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории в соответствии с зонированием территорий не представляется возможным.
ООО "Самараплод", полагая, что указанные отказы противоречат действующему законодательству и нарушают его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования, исходили из того, что испрашиваемый земельный участок необходим заявителю для эксплуатации объекта недвижимого имущества и общество имеет исключительное право на предоставление спорного земельного участка в силу статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку земельный участок площадью 1024 кв. м, принадлежащий обществу на праве собственности, был сформирован в нарушение пункта 3 статьи 33, пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 4 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации без учета площади земельного участка, необходимого для эксплуатации объекта недвижимости, принадлежащего ООО "Самараплод".
Между тем судами первой и апелляционной инстанций не принято во внимание следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Таким образом, исключительное право на предоставление земельного участка в собственность или в аренду имеют лица, которым на праве собственности, праве безвозмездного пользования, праве хозяйственного ведения или оперативного управления принадлежат объекты недвижимости, расположенные на этом земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности.
Однако на испрашиваемом земельном участке площадью 1010,4 кв. м отсутствуют объекты недвижимого имущества, принадлежащие заявителю на праве собственности, в связи с чем выводы судов первой и апелляционной инстанций о том, что общество имеет исключительное право на предоставление спорного земельного участка в собственность противоречат положениям статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
ООО "Самараплод" на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 1024 кв. м под производственным зданием (сооружением) площадью 862 кв. м.
Данный земельный участок был предоставлен обществу на основании постановления администрации г. Самары от 05.09.1994 N 1305 и приобретен заявителем по договору купли-продажи земельных участков собственнику приватизированного предприятия от 12.10.1994 N 70.
Указанный земельный участок сформирован в установленном законом порядке и поставлен на государственный кадастровый учет.
Таким образом, ООО "Самараплод" уже реализовало свое право на предоставление земельного участка под принадлежащим ему объектом недвижимого имущества в порядке, предусмотренном действующим на тот период законодательством.
При этом, обществом не оспаривались постановление администрации г. Самары от 05.09.1994 N 1305 и договор купли-продажи земельных участков собственнику приватизированного предприятия от 12.10.1994 N 70, а также действия по постановке земельного участка площадью 1024 кв. м на кадастровый учет в части определения площади земельного участка, необходимого обществу для размещения и эксплуатации объекта недвижимого имущества, принадлежащего ему на праве собственности.
Таким образом, у судов отсутствовали правовые основания для удовлетворения требований заявителя на основании статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Между тем, порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, регулируется статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
На основании постановления Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, а также земельными участками, необходимыми для установки временных объектов, не предусматривающих наличие фундамента и не являющихся объектами недвижимого имущества, возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.
Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 утвержден Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара.
Как следует из материалов дела, Министерство отказало в предоставлении обществу земельного участка со ссылкой на статью 34 Земельного кодекса Российской Федерации и Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара, утвержденный постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74.
Однако судами не был рассмотрен отказ в предоставлении испрашиваемого земельного участка по указанным основаниям, а также не было выяснено в порядке какой статьи Земельного кодекса Российской Федерации общество обращалось в Министерство с заявлением о предоставлении земельного участка.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает необходимым решение Арбитражного суда Самарской области от 22.03.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2013 отменить.
Принимая во внимание, что для принятия законного и обоснованного решения требуется исследование и оценка доказательств, а также совершение иных действий процессуального характера, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции, судебная коллегия считает необходимым направить дело N А55-30541/2011 на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
При новом рассмотрении суду первой инстанции следует учесть вышеизложенное, установить обстоятельства дела, имеющие значение для разрешения данного спора, и с учетом установленных обстоятельств принять решение, правильно применив нормы материального и процессуального права.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 22.03.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2013 по делу N А55-30541/2011 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Р.В.АНАНЬЕВ
Судьи
В.А.КАРПОВА
М.В.КОНОПЛЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)