Судебные решения, арбитраж

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОРЛОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 25.05.2011 ПО ДЕЛУ N 33-781

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОРЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 мая 2011 г. по делу N 33-781


Докладчик: Герасимова Л.Н.
Федеральный судья: Ендовицкая Е.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Шевченко Э.Н.
судей Сабаевой И.Н., Герасимовой Л.Н.,
при секретаре Н.
в открытом судебном заседании слушала гражданское дело по кассационной жалобе ГУ Управление Пенсионного фонда в городе Орле и Орловском районе Орловской области на решение Заводского районного суда г. Орла от 12 апреля 2011 года, которым постановлено:
"Исковые требования Х. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области - удовлетворить частично.
Признать за Х. право на назначение пенсии по старости на льготных условиях, согласно ст. 34 Закона РФ от 15.05.91 г. N-1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Обязать Государственное учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области назначить и выплачивать Х. пенсию по старости с 02.01.2011 года.
Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области в пользу Х. судебные издержки в размере рублей, в т.ч.:
- расходы на оплату услуг представителя в размере рублей,
- расходы по оформлению доверенности на представление интересов в суде в размере рублей.
В удовлетворении требований о взыскании государственной пошлины в размере рублей - отказать".
Заслушав дело по докладу судьи Герасимовой Л.Н., судебная коллегия

установила:

Х. обратился в суд с иском к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии.
В обоснование требований указывал, что в период с 13.12.1976 года по настоящее время он работает на базе которая расположенной на территории
До 1998 года указанная территория относилась к зоне с льготным социально - экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС.
Полагал, что имеет право на снижение возраста выхода на пенсию в соответствие со ст. 34 Закона РФ от 15.05.91 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
11.06.2010 года, обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии.
Однако в досрочном назначении пенсии ему было отказано со ссылкой на то, что указанный населенный пункт, где находится предприятие, не предусмотрен "Перечнем населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Полагая данный отказ незаконным, просил суд признать за ним право на получение льготной пенсии с учетом снижения пенсионного возраста, обязать ответчика назначить и производить ему выплату пенсии с момента обращения с заявлением о назначении такой пенсии, т.е. с 02.01.2011 года, а также взыскать судебные расходы в размере рублей.
Уточнив исковые требования, просил суд признать за ним право на назначение пенсии по старости на льготных условиях, согласно ст. 34 Закона РФ от 15.05.91 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, обязать ответчика назначить и производить ему выплату пенсии с 02.01.2011 года, взыскать судебные расходы в сумме рублей.
Судом постановлено обжалуемое решение.
В кассационной жалобе ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области просит об отмене решения суда, как постановленного с нарушением норм материального права.
Указывает, что в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие нахождение организации, в которой работал истец, на территории населенного пункта поименованного в перечнях населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС.
Считает, что суд необоснованно обязал назначить Х. пенсию со дня его обращения в пенсионный фонд, поскольку право на пенсию возникает с момента вступления решения в законную силу.
Кроме того, также не согласно с решением суда в части взыскания с Управления судебных издержек в сумме рублей, поскольку в соответствии со ст. 18 Федерального закона РФ N 167- ФЗ средства бюджета Пенсионного фонда имеют строго целевое назначение и направляются на выплату и доставку трудовых пенсий и пособий, а также иные цели, предусмотренные законодательством РФ об обязательном пенсионом страховании.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения представителя Управления Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области по доверенности П., поддержавшую доводы жалобы, возражения на жалобу Х., судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося по делу решения суда.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.
В силу п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 15.05.1991 года N 1244-1 граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом относятся к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона.
Согласно ст. 34 Закона РСФСР от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом пенсия по старости назначается с уменьшением возраста выхода на пенсию на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности. Первоначальная величина снижения пенсионного возраста предусматривается для граждан, проживающих (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению с 26.04.1986 г. по 30.06.1986 г. независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или принятия решения Правительством РФ об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
На основании примечания к ст. 35 данного Закона первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
В соответствии со ст. 28.1 этого же Закона предусмотрено, что гражданам, указанным в статье 13 настоящего Закона, которым предоставлено право выхода на пенсию по старости с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона, и которые одновременно имеют право на назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения указанного возраста в соответствии с подпунктами 1 - 10 пункта 1 статьи 27 и подпунктами 1 - 9 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", уменьшение возраста выхода на пенсию по старости производится по основанию, предусмотренному Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и по их желанию по одному из оснований, предусмотренных настоящим Законом. При этом если сумма величин уменьшения возраста выхода на пенсию по старости по всем основаниям превысит 10 лет, то размер превышения приравнивается к стажу на соответствующих видах работ, предусмотренному подпунктами 1 - 10 пункта 1 статьи 27 и подпунктами 7 - 9 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", который применяется при оценке пенсионных прав застрахованных лиц в соответствии с пунктом 5 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Статьей 10 Федерального Законом "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" от 15.12.2001 года N 166-ФЗ также предусмотрено снижение общеустановленного пенсионного возраста в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения.
До 01.02.1998 года действовал Перечень населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный постановлением Правительства РСФСР от 28.12.1991 года N 297-Р.
С 01.02.1998 года применяется Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденный Постановлением Правительства РФ N 1582 от 18.12.1997 г.
Судом при разрешении спора установлено, что Х. в период с 13.12.1976 года и по настоящее время постоянно работает на базе, расположенной в пос. в различных должностях, что подтверждается копией его трудовой книжки, справками ОАО " и администрации сельского поселения Орловского района Орловской области N 7219 от 10.12.2010 года
Согласно справкам ОАО " Филиал от 10.06.2010 года и администрации сельского поселения от 09.06.2010 года, - Путевая машинная станция N 104" расположена на территории Платоновской сельской администрации.
Согласно Положению о ОАО " местом нахождения административного здания станции является завод.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права, адресом объекта производственно-технического комплекса N является пос.
Поселок конь сельского поселения до 1998 года входил в Перечень населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный распоряжением Правительства РСФСР от 28.12.1991 года, что подтверждается справкой Главы администрации сельской администрации.
В Перечне населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденном Постановлением Правительства РСФСР от 18.12.1997 года N 1582, действовавшем с 01.02.1998 г., населенный пункт - сельского поселения указан, как зона проживания с льготным социально-экономическим статусом.
При рассмотрении дела судом обозревалась карта территории сельского поселения. Было установлено, что место работы истца - N ", расположенная в пос. возле села находится в зоне радиоактивного загрязнения.
Судом при разрешении спора установлено, что работникам данного предприятия, в том числе и Х. производились компенсационные выплаты, предоставлялись отпуска большей продолжительностью в соответствии с ФЗ РФ от 15.05.1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС (л.д. 35-117).
Установив изложенные обстоятельства, суд пришел к обоснованному выводу о том, что работа истца постоянно протекала на территории, относящейся к зоне с льготным социально-экономическим статусом, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, что дает ему право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости со снижением общеустановленного возраста.
В связи с этим, довод жалобы ГУ Управление Пенсионного фонда в городе Орле и Орловском районе Орловской области, что истец не имеет права на снижение общеустановленного пенсионного возраста, поскольку адрес организации, где он работал, не поименован ни в одном из Перечней населенных пунктов, находящихся в границах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, является несостоятельным и не влечет отмену решения суда.
Согласно п. 1 ст. 19 ФЗ от 17.12.2001 г. "О трудовых пенсиях в РФ" трудовая пенсия назначается со дня обращения за ней, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Поскольку в ходе судебного разбирательства было установлено, что на момент обращения за трудовой пенсией в пенсионный орган Х. имел право на указанную пенсию, и данное право нашло свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, то суд, с учетом приведенных выше норм, пришел к правильному выводу о назначении истцу пенсии с 02.01.2011 года.
По этим основаниям довод кассационной жалобы ответчика о том, что за Х. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости должно быть признано не с даты достижения им пенсионного возраста, а с момента вступления решения суда в законную силу, судебная коллегия считает несостоятельным.
Не влечет отмену решения суда и довод жалобы о неправомерном взыскании с ответчика судебных издержек в сумме рублей, поскольку бесспорно установлено и подтверждено документально, что истец при рассмотрении дела понес расходы на оказание юридической помощи. Поэтому суд с учетом разумности и справедливости в соответствии со ст. 100 ГПК РФ взыскал расходы на оказание юридической помощи с ответчика. С данным выводом суда судебная коллегия соглашается и не усматривает при этом нарушения прав ответчика.
Руководствуясь ст. ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Заводского районного суда г. Орла от 12 апреля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу ГУ Управления Пенсионного Фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)