Судебные решения, арбитраж
Изъятие земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи О.М. Козырь, судей Г.Д. Пауля, Г.Г. Поповой рассмотрела в судебном заседании заявление Федерального агентства воздушного транспорта о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Краснодарского края от 06.08.2012 по делу N А32-44347/2011, постановления Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28.02.2013 по тому же делу по иску Федерального агентства воздушного транспорта (далее - агентство) к Новороссийской таможне (далее - таможня) о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком путем изъятия земельного участка с кадастровым номером 23:40:04 01 052:0006 площадью 10 157 кв. м для государственных нужд.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Федеральная таможенная служба Российской Федерации, территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае, федеральное государственное унитарное предприятие "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)".
Суд
установил:
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 06.08.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2012 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановлением от 28.02.2013 решение от 06.08.2012 и постановление от 06.11.2012 оставлены без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, агентство обратилось в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с заявлением о пересмотре указанных судебных актов в порядке надзора. Агентство указывает на нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права. По мнению агентства, суды неправильно применили к спорным правоотношениям правовую позицию, изложенную в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.12.2011 N 9987/11. Кроме того агентство, ссылаясь на пункт 4 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 21.01.2010 N 1-П, полагает, что суды, отказав в удовлетворении заявленных требований, лишили его права на судебную защиту.
Судами установлено, что в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 N 853 "О неотложных мерах по реализации проекта "Развитие аэропорта Геленджик - строительство взлетно-посадочной полосы", распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 N 78 "Об изъятии для нужд Российской Федерации земельных участков для целей развития аэропорта Геленджик" и Федеральной целевой программой "Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 годы)", на агентство совместно с Федеральным агентством по управлению государственным имуществом (Росимущество) возложены полномочия по принятию решений об изъятии для нужд Российской Федерации земельных участков для целей развития аэропорта Геленджик.
22.10.2008 издано распоряжение агентства N ГК-173/11-р "Об изъятии для нужд Российской Федерации земельного участка для целей развития аэропорта Геленджик", пунктами 1, 1.1 которого предусмотрено изъятие для нужд Российской Федерации земельного участка с кадастровым номером 23:40:04 01 052:0006 площадью 10 157 кв. м, находящегося у таможни на праве постоянного (бессрочного) пользования, предназначенного для эксплуатации таможенного склада, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Геленджик, в районе аэропорта. Спорный земельный участок относится к федеральному уровню собственности.
На основании указанного агентство обратилось в арбитражный суд с требованием об изъятии земельного участка с кадастровым номером 23:40:04 01 052:0006 площадью 10 157 кв. м для государственных нужд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из следующего.
В силу требований статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных с размещением объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного их размещения.
Поскольку спорный земельный участок относится к федеральному уровню собственности, из совокупного толкования положений статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 49, 55 и 63 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что установленные ими правила об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд не подлежат применению в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, и подлежащих передаче от одного федерального органа другому.
Суды сослались на правовую позицию, изложенную в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.12.2011 N 9987/11, в соответствии с которой, изъятие земельного участка, находящегося в федеральной собственности, используемого для общественно-значимых нужд, другим публичным собственником влечет прекращение его использования для соответствующих публичных нужд, что невозможно осуществить в порядке, урегулированном гражданским законодательством. Указанные отношения имеют не гражданско-правовой, а публично-правовой характер.
В соответствии с частью 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены судебных актов арбитражных судов, вступивших в законную силу, являются:
- 1) нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права;
- 2) нарушение прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации;
- 3) нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц или иных публичных интересов.
Изучив содержащиеся в заявлении доводы и принятые по делу судебные акты, коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации пришла к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных частью 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по которым дело может быть передано на рассмотрение в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Доводы агентства о неприменимости к спорным правоотношениям правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.12.2011 N 9987/11 основаны на неверном толковании указанной позиции и норм права, регулирующих вопросы изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Доводы о лишении агентства права на судебную защиту являются необоснованными ввиду следующего. Правовая позиция, изложенная в пункте 4 Постановление Конституционного Суда РФ от 21.01.2010 N 1-П, не относится к настоящему делу, поскольку касается придания толкованию норм права на основе обобщения судебной практики характера правовой позиции, имеющей обратную силу. Суды в настоящем деле рассмотрели спор по существу и пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований агентства ввиду избрания последним ненадлежащего способа защиты своего права.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
определил:
в передаче дела N А32-44347/2011 Арбитражного суда Краснодарского края в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения от 06.08.2012, постановления Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28.02.2013 по тому же делу отказать.
Председательствующий судья
О.М.КОЗЫРЬ
Судья
Г.Д.ПАУЛЬ
Судья
Г.Г.ПОПОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВАС РФ ОТ 25.06.2013 N ВАС-7496/13 ПО ДЕЛУ N А32-44347/2011
Разделы:Изъятие земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 июня 2013 г. N ВАС-7496/13
ОБ ОТКАЗЕ В ПЕРЕДАЧЕ ДЕЛА В ПРЕЗИДИУМ
ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи О.М. Козырь, судей Г.Д. Пауля, Г.Г. Поповой рассмотрела в судебном заседании заявление Федерального агентства воздушного транспорта о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Краснодарского края от 06.08.2012 по делу N А32-44347/2011, постановления Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28.02.2013 по тому же делу по иску Федерального агентства воздушного транспорта (далее - агентство) к Новороссийской таможне (далее - таможня) о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком путем изъятия земельного участка с кадастровым номером 23:40:04 01 052:0006 площадью 10 157 кв. м для государственных нужд.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Федеральная таможенная служба Российской Федерации, территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае, федеральное государственное унитарное предприятие "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)".
Суд
установил:
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 06.08.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2012 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановлением от 28.02.2013 решение от 06.08.2012 и постановление от 06.11.2012 оставлены без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, агентство обратилось в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с заявлением о пересмотре указанных судебных актов в порядке надзора. Агентство указывает на нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права. По мнению агентства, суды неправильно применили к спорным правоотношениям правовую позицию, изложенную в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.12.2011 N 9987/11. Кроме того агентство, ссылаясь на пункт 4 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 21.01.2010 N 1-П, полагает, что суды, отказав в удовлетворении заявленных требований, лишили его права на судебную защиту.
Судами установлено, что в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 N 853 "О неотложных мерах по реализации проекта "Развитие аэропорта Геленджик - строительство взлетно-посадочной полосы", распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 N 78 "Об изъятии для нужд Российской Федерации земельных участков для целей развития аэропорта Геленджик" и Федеральной целевой программой "Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 годы)", на агентство совместно с Федеральным агентством по управлению государственным имуществом (Росимущество) возложены полномочия по принятию решений об изъятии для нужд Российской Федерации земельных участков для целей развития аэропорта Геленджик.
22.10.2008 издано распоряжение агентства N ГК-173/11-р "Об изъятии для нужд Российской Федерации земельного участка для целей развития аэропорта Геленджик", пунктами 1, 1.1 которого предусмотрено изъятие для нужд Российской Федерации земельного участка с кадастровым номером 23:40:04 01 052:0006 площадью 10 157 кв. м, находящегося у таможни на праве постоянного (бессрочного) пользования, предназначенного для эксплуатации таможенного склада, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Геленджик, в районе аэропорта. Спорный земельный участок относится к федеральному уровню собственности.
На основании указанного агентство обратилось в арбитражный суд с требованием об изъятии земельного участка с кадастровым номером 23:40:04 01 052:0006 площадью 10 157 кв. м для государственных нужд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из следующего.
В силу требований статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных с размещением объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного их размещения.
Поскольку спорный земельный участок относится к федеральному уровню собственности, из совокупного толкования положений статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 49, 55 и 63 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что установленные ими правила об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд не подлежат применению в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, и подлежащих передаче от одного федерального органа другому.
Суды сослались на правовую позицию, изложенную в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.12.2011 N 9987/11, в соответствии с которой, изъятие земельного участка, находящегося в федеральной собственности, используемого для общественно-значимых нужд, другим публичным собственником влечет прекращение его использования для соответствующих публичных нужд, что невозможно осуществить в порядке, урегулированном гражданским законодательством. Указанные отношения имеют не гражданско-правовой, а публично-правовой характер.
В соответствии с частью 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены судебных актов арбитражных судов, вступивших в законную силу, являются:
- 1) нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права;
- 2) нарушение прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации;
- 3) нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц или иных публичных интересов.
Изучив содержащиеся в заявлении доводы и принятые по делу судебные акты, коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации пришла к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных частью 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по которым дело может быть передано на рассмотрение в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Доводы агентства о неприменимости к спорным правоотношениям правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.12.2011 N 9987/11 основаны на неверном толковании указанной позиции и норм права, регулирующих вопросы изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Доводы о лишении агентства права на судебную защиту являются необоснованными ввиду следующего. Правовая позиция, изложенная в пункте 4 Постановление Конституционного Суда РФ от 21.01.2010 N 1-П, не относится к настоящему делу, поскольку касается придания толкованию норм права на основе обобщения судебной практики характера правовой позиции, имеющей обратную силу. Суды в настоящем деле рассмотрели спор по существу и пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований агентства ввиду избрания последним ненадлежащего способа защиты своего права.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
определил:
в передаче дела N А32-44347/2011 Арбитражного суда Краснодарского края в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения от 06.08.2012, постановления Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28.02.2013 по тому же делу отказать.
Председательствующий судья
О.М.КОЗЫРЬ
Судья
Г.Д.ПАУЛЬ
Судья
Г.Г.ПОПОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)