Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 декабря 2012 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Карпачевой М.И.,
судей Богдановской Г.Н., Суспициной Л.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чаус О.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Оренбурга на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 26.10.2012 по делу N А47-11463/2011 (судья Калашникова А.В.).
В судебном заседании принял участие представитель:
заявителя: производственного кооператива "ЖБИС" - Фролов Валерий Александрович - директор (приказ от 07.05.2010 N 3-к, паспорт серия N 5303, N 432677).
Производственный кооператив "ЖБИС" (далее - ПК "ЖБИС", заявитель) обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Администрации города Оренбурга (далее - Администрация, заинтересованное лицо) о признании бездействия Администрации в лице уполномоченных органов, выразившееся в необеспечении выбора земельного участка для строительства гаражного комплекса по ул. Ю. Ленинцев, 21/1, незаконным, а также обязании Администрации в лице уполномоченных органов устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ПК ЖБИС путем проведения процедур выбора земельного участка для строительства гаражного комплекса по ул. Юн.Ленинцев, 21/1, в том числе информирования населения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка, оформления акта выбора земельного участка для строительства гаражного комплекса по ул. Юн.Ленинцев, 21/1 (с учетом уточнения заявленных требований, принятых судом первой инстанции, в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент градостроительства и земельных отношений Администрации города Оренбурга (далее - Департамент, третье лицо), Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области (далее - ТУ ФАУГИ в Оренбургской области, третье лицо).
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 26.10.2012 (резолютивная часть от 16.10.2012) заявленные требования удовлетворены (т. 2 л.д. 51-59).
В апелляционной жалобе Администрация (далее - податель жалобы, апеллянт) просила решение суда первой инстанции отменить.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к следующему. Судом неправомерно отклонен довод администрации о невозможности предоставления земельного участка ПК "ЖБИС" ввиду того, что на запрашиваемом участке ведется самовольное строительство гаражных боксов. Администрация представила надлежащие доказательства: акт обследования земельного участка, предупреждение в адрес председателя ПК "ЖБИС" от 18.03.201 N 24/1-643 о недопустимости осуществления самовольного строительства, сообщение в прокуратуру города от 19.03.2010 N 24/1-655 о принятии мер к самовольному застройщику. Суд признал, что указанное обстоятельство само по себе не влияет на решение вопроса о соблюдении администрацией установленной законом процедуры порядка выбора земельного участка. Ответчиком не оспорено отрицательное градостроительное заключение.
Апеллянт полагает, что, удовлетворяя заявленные требования, судом не были учтены все обстоятельства, имеющие значение для дела. Также полагает, что возложение на администрацию обязанностей по устранению нарушений прав и законных интересов ПК "ЖБИС" путем совершения конкретных действий по выбору земельных участков является преждевременным.
К дате судебного заседания ТУ ФАУГИ в Оренбургской области представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором указало, что его позиция по существу рассматриваемого спора представлена в отзыве от 02.07.2012 N ЛК-56/14-4693, имеющемся в материалах дела. Кроме того, ТУ ФАУГИ в Оренбургской области ходатайствовало о рассмотрении дела без участия его представителя.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители заинтересованного лица и третьих лиц не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена без участия не явившихся лиц.
В судебном заседании представитель заявителя возражал относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, дал пояснения в обоснование своих возражений.
Законность и обоснованность судебного акта проверена в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в марте 2011 года заявитель обратился в Комитет по градостроительству и архитектуре администрации города Оренбурга с заявлением о подготовке материалов для предварительного согласования места размещения объекта - гаражного комплекса по адресу: г. Оренбург, ул. Юных Ленинцев, д. 21/1.
В ответ было получено градостроительное заключение от 04.04.2011 (т. 1 л.д. 82) о функциональном назначении земельного участка, расположенного в районе ул. Юных Ленинцев, 21/1, подготовленное по результатам работ, проведенных по выбору земельного участка по обращению ПК "ЖБИС" от 16.03.2011 N 931.
Согласно названному градостроительному заключению от 04.04.2011 земельный участок площадью 11,7 га расположен по ул. Юных Ленинцев, д. 21/1 на территории Северного округа Дзержинского района. Земельный участок поставлен на кадастровый учет, кадастровый номер земельного участка 56:44:0109001:92 с разрешенным использованием: размещение объектов связи.
На земельном участке осуществлено самовольное строительство боксовых гаражей и складируются строительные материалы.
Согласно генеральному плану города Оренбурга земельный участок расположен на территории специального назначения. Функциональное назначение запрашиваемого земельного участка не соответствует генеральному плану города.
Охранная зона инженерных сетей: теплотрасса (охранная зона 5 м) и радиовышки (недействующие).
Размещение на данном земельном участке гаражей не соответствует п. 13 ст. 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации, поскольку в состав зон специального назначения могут включаться зоны, занимаемые кладбищами, крематориями, скотомогильниками, объектами размещения отходов потребления и иными объектами, размещение которых может быть обеспечено только путем выделения указанных зон и не допустимо в других территориальных зонах.
Также установлено несоответствие регламенту К-6 положения "О регламентах существующей застройки и перспективном развитии Северного жилого района г. Оренбурга", утвержденного постановлением Оренбургского городского Совета от 26.08.1999 N 111, а именно земельный участок используется не по прямому назначению.
В заключение указано, что использование земельного участка по ул. Юных Ленинцев, д. 21/1 под строительство одно-двух ярусных гаражей невозможно.
21 июня 2011 года заявитель повторно обратился с заявлением о предварительном согласовании места размещения объекта - гаражного комплекса по ул. Юных Ленинцев, д. 21/1, а также об утверждении схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
В ответ было получено письмо от 21.07.2011 N 1-24-2/1023 (т. л.д. 95), в котором также со ссылкой на ст. 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации указано, что в данной зоне специального назначения строительство гаражей не согласовывается, поскольку гаражи - это здания, предназначенные для длительного хранения, парковки, технического обслуживания автомобилей, которые относятся к объектам транспорта и размещать данные объекты следует в производственной и коммунально-складской зоне (п. п. 7, 8 ст. 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Заявитель, не согласившись с бездействием администрации, выразившимся в необеспечении выбора земельного участка для строительства гаражного комплекса по ул. Ю. Ленинцев, 21/1, обратился в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что полученные заявителем градостроительное заключение от 04.04.2011 и письмо от 21.07.2012 N 1-24-2/1023 следует расценивать как необеспечение со стороны органа местного самоуправления выбора спорного земельного участка. Согласно градостроительному заключению от 04.04.2011 о функциональном назначении земельного участка, расположенного в районе ул. Юных Ленинцев, 21/1, фактически земельный участок не эксплуатируется. Кроме того, представленный в материалы дела регламент К-6, на который содержится ссылка в градостроительном заключении от 04.04.2011, относит данный земельный участок к территории смешанной застройки, занятой, в том числе, гаражными кооперативами, что опровергает позицию администрации о несоответствии строительства гаражей данному регламенту. В свою очередь, данное обстоятельство не является препятствием оформления акта выбора земельного участка.
Оценив совокупность имеющихся в деле доказательств, на основании статьи 71 АПК РФ, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из приведенной выше нормы с учетом требований ч. 4 ст. 200 АПК РФ следует, что для признания незаконным решения (действия) органа местного самоуправления необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: несоответствие его закону и иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Из существа заявленных в рамках настоящего спора требований следует, что заявителем в рамках настоящего дела оспаривается бездействие, выразившееся в необеспечении выбора земельного участка для строительства гаражного комплекса.
Оценив представленные в материалы дела документы, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что у ответчика не имелось правовых оснований для непринятия мер по обеспечению выбора спорного земельного участка.
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности урегулирован статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), согласно пункту 1 которой предоставление земельных участков осуществляется с проведением работ по их формированию:
- 1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
- 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
При этом для предоставления земельного участка без предварительного согласования места размещения закон содержит четкое правило о его предоставлении исключительно на торгах в порядке статьи 38 ЗК РФ (пункт 2 статьи 30 ЗК РФ).
Применительно к первой же процедуре пункт 5 статьи 30 ЗК РФ предусматривает следующий порядок:
- 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
- 2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
- 3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 ЗК РФ.
В силу статьи 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
В силу пункта 3 статьи 31 ЗК РФ органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Указанная обязанность установлена в целях обеспечения прав граждан, общественных организаций (объединений) и органов территориального общественного самоуправления участвовать в решении вопросов, затрагивающих интересы населения и связанных с изъятием, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных и муниципальных нужд и предоставлением этих земельных участков для строительства (абзац 2 пункта 3 статьи 31 ЗК РФ).
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 5 статьи 31 ЗК РФ).
В соответствии с кадастровой выпиской о земельном участке от 25.05.2011 N 56/11-73731, земельный участок, расположенный по адресу г. Оренбург, ул. Юных Ленинцев, д. 21/1, кадастровый номер 56:44:0109001:92, площадью 117 057 кв. м, является собственностью Российской Федерации, относится к землям населенных пунктов, разрешенное использование - размещение объекта связи.
Согласно п. 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом", Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом.
В силу п. 5.38 Положения Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) принимает в установленном порядке решение о предварительном согласовании места размещения объекта при предоставлении земельного участка, если иное не установлено федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Анализ приведенных выше норм свидетельствует о том, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта при предоставлении земельного участка для строительства и о разделе земельного участка, расположенный по адресу г. Оренбург, ул. Юных Ленинцев, д. 21/1, кадастровый номер 56:44:0109001:92, площадью 117 057 кв. м находится в компетенции Росимущества и может быть принято только после совершения соответствующим органом местного самоуправления действий, предусмотренных пунктами 2 - 5 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации, направленных на обеспечение выбора земельного участка для строительства посредством проведения процедур согласования, определения вариантов размещения объекта информирования населения о предстоящем и возможном предоставлении земельного участка для строительства, утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории и т.д.
Из материалов дела следует, что на земельном участке, на основании договора аренды земель N 610 от 28.07.1995, Оренбургским радиотелевизионным центром, г Оренбург был размещен объект радиостанции N 5. Данный договор был заключен сроком на десять лет.
Согласно градостроительному заключению от 04.04.2011 о функциональном назначении земельного участка, расположенного в районе ул. Юных Ленинцев, 21/1, подготовленного по результатам работ, проведенных по выбору земельного участка по обращению ПК "ЖБИС" от 16.03.2011 N 931, радиовышки являются недействующими. Фактически земельный участок не эксплуатируется.
Градостроительным заключением установлено также, что охранную зону инженерных сетей составляют теплотрасса (охранная зона 5 м) и радиовышки (недействующие).
Суд первой инстанции обоснованно указал, что разрешенное использование земельного участка в настоящее время не соответствует фактическому.
Из материалов дела следует, что испрашиваемый земельный участок будет образован в результате деления земельного участка расположенного по адресу г. Оренбург, ул. Юных Ленинцев, д. 21/1, кадастровый номер 56:44:0109001:92, площадью 117 057 кв. м.
Согласно ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются, в том числе, при разделе земельных участков. Целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых, в том числе, при разделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Таким образом, в данном случае идет речь об изменении вида разрешенного использования испрашиваемого земельного участка.
Согласно кадастровой выписке о земельном участке от 25.05.2011 N 56/11-73731, земельный участок, расположенный по адресу г. Оренбург, ул. Юных Ленинцев, д. 21/1, кадастровый номер 56:44:0109001:92, площадью 117 057 кв. м, относится к землям населенных пунктов, разрешенное использование - размещение объекта связи.
Однако Правила землепользования и застройки г. Оренбурга, как документ градостроительного зонирования, который включают в себя карту градостроительного зонирования, устанавливающей границы территориальных зон, утвержденные в установленном порядке, в настоящее время в г. Оренбурге отсутствуют.
Вместе с тем, буквальное толкование п. 13 ст. 35 Градостроительного кодекса РФ, устанавливающее возможность размещения в зоне специального назначения кладбищ, крематориев, скотомогильников, объектов размещения отходов потребления и иных объектов, размещение которых может быть обеспечено только путем выделения указанных зон и недопустимо в других территориальных зонах, в свою очередь, не исключает возможность размещения на спорном земельном участке гаражного комплекса.
Судом первой инстанции обоснованно указано, что представленный в материалы дела регламент К-6, на который содержится ссылка в градостроительном заключении от 04.04.2011, относит данный земельный участок к территории смешанной застройки, занятой, в том числе, гаражными кооперативами.
При совокупности изложенных обстоятельств, суд находит доводы апелляционной жалобы несостоятельными, оснований для отмены обжалуемого решения не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах, решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 26.10.2012 по делу N А47-11463/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Оренбурга - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
М.И.КАРПАЧЕВА
Судьи
Г.Н.БОГДАНОВСКАЯ
Л.А.СУСПИЦИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.12.2012 N 18АП-12572/2012 ПО ДЕЛУ N А47-11463/2011
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 декабря 2012 г. N 18АП-12572/2012
Дело N А47-11463/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 декабря 2012 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Карпачевой М.И.,
судей Богдановской Г.Н., Суспициной Л.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чаус О.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Оренбурга на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 26.10.2012 по делу N А47-11463/2011 (судья Калашникова А.В.).
В судебном заседании принял участие представитель:
заявителя: производственного кооператива "ЖБИС" - Фролов Валерий Александрович - директор (приказ от 07.05.2010 N 3-к, паспорт серия N 5303, N 432677).
Производственный кооператив "ЖБИС" (далее - ПК "ЖБИС", заявитель) обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Администрации города Оренбурга (далее - Администрация, заинтересованное лицо) о признании бездействия Администрации в лице уполномоченных органов, выразившееся в необеспечении выбора земельного участка для строительства гаражного комплекса по ул. Ю. Ленинцев, 21/1, незаконным, а также обязании Администрации в лице уполномоченных органов устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ПК ЖБИС путем проведения процедур выбора земельного участка для строительства гаражного комплекса по ул. Юн.Ленинцев, 21/1, в том числе информирования населения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка, оформления акта выбора земельного участка для строительства гаражного комплекса по ул. Юн.Ленинцев, 21/1 (с учетом уточнения заявленных требований, принятых судом первой инстанции, в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент градостроительства и земельных отношений Администрации города Оренбурга (далее - Департамент, третье лицо), Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области (далее - ТУ ФАУГИ в Оренбургской области, третье лицо).
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 26.10.2012 (резолютивная часть от 16.10.2012) заявленные требования удовлетворены (т. 2 л.д. 51-59).
В апелляционной жалобе Администрация (далее - податель жалобы, апеллянт) просила решение суда первой инстанции отменить.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к следующему. Судом неправомерно отклонен довод администрации о невозможности предоставления земельного участка ПК "ЖБИС" ввиду того, что на запрашиваемом участке ведется самовольное строительство гаражных боксов. Администрация представила надлежащие доказательства: акт обследования земельного участка, предупреждение в адрес председателя ПК "ЖБИС" от 18.03.201 N 24/1-643 о недопустимости осуществления самовольного строительства, сообщение в прокуратуру города от 19.03.2010 N 24/1-655 о принятии мер к самовольному застройщику. Суд признал, что указанное обстоятельство само по себе не влияет на решение вопроса о соблюдении администрацией установленной законом процедуры порядка выбора земельного участка. Ответчиком не оспорено отрицательное градостроительное заключение.
Апеллянт полагает, что, удовлетворяя заявленные требования, судом не были учтены все обстоятельства, имеющие значение для дела. Также полагает, что возложение на администрацию обязанностей по устранению нарушений прав и законных интересов ПК "ЖБИС" путем совершения конкретных действий по выбору земельных участков является преждевременным.
К дате судебного заседания ТУ ФАУГИ в Оренбургской области представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором указало, что его позиция по существу рассматриваемого спора представлена в отзыве от 02.07.2012 N ЛК-56/14-4693, имеющемся в материалах дела. Кроме того, ТУ ФАУГИ в Оренбургской области ходатайствовало о рассмотрении дела без участия его представителя.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители заинтересованного лица и третьих лиц не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена без участия не явившихся лиц.
В судебном заседании представитель заявителя возражал относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, дал пояснения в обоснование своих возражений.
Законность и обоснованность судебного акта проверена в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в марте 2011 года заявитель обратился в Комитет по градостроительству и архитектуре администрации города Оренбурга с заявлением о подготовке материалов для предварительного согласования места размещения объекта - гаражного комплекса по адресу: г. Оренбург, ул. Юных Ленинцев, д. 21/1.
В ответ было получено градостроительное заключение от 04.04.2011 (т. 1 л.д. 82) о функциональном назначении земельного участка, расположенного в районе ул. Юных Ленинцев, 21/1, подготовленное по результатам работ, проведенных по выбору земельного участка по обращению ПК "ЖБИС" от 16.03.2011 N 931.
Согласно названному градостроительному заключению от 04.04.2011 земельный участок площадью 11,7 га расположен по ул. Юных Ленинцев, д. 21/1 на территории Северного округа Дзержинского района. Земельный участок поставлен на кадастровый учет, кадастровый номер земельного участка 56:44:0109001:92 с разрешенным использованием: размещение объектов связи.
На земельном участке осуществлено самовольное строительство боксовых гаражей и складируются строительные материалы.
Согласно генеральному плану города Оренбурга земельный участок расположен на территории специального назначения. Функциональное назначение запрашиваемого земельного участка не соответствует генеральному плану города.
Охранная зона инженерных сетей: теплотрасса (охранная зона 5 м) и радиовышки (недействующие).
Размещение на данном земельном участке гаражей не соответствует п. 13 ст. 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации, поскольку в состав зон специального назначения могут включаться зоны, занимаемые кладбищами, крематориями, скотомогильниками, объектами размещения отходов потребления и иными объектами, размещение которых может быть обеспечено только путем выделения указанных зон и не допустимо в других территориальных зонах.
Также установлено несоответствие регламенту К-6 положения "О регламентах существующей застройки и перспективном развитии Северного жилого района г. Оренбурга", утвержденного постановлением Оренбургского городского Совета от 26.08.1999 N 111, а именно земельный участок используется не по прямому назначению.
В заключение указано, что использование земельного участка по ул. Юных Ленинцев, д. 21/1 под строительство одно-двух ярусных гаражей невозможно.
21 июня 2011 года заявитель повторно обратился с заявлением о предварительном согласовании места размещения объекта - гаражного комплекса по ул. Юных Ленинцев, д. 21/1, а также об утверждении схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
В ответ было получено письмо от 21.07.2011 N 1-24-2/1023 (т. л.д. 95), в котором также со ссылкой на ст. 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации указано, что в данной зоне специального назначения строительство гаражей не согласовывается, поскольку гаражи - это здания, предназначенные для длительного хранения, парковки, технического обслуживания автомобилей, которые относятся к объектам транспорта и размещать данные объекты следует в производственной и коммунально-складской зоне (п. п. 7, 8 ст. 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Заявитель, не согласившись с бездействием администрации, выразившимся в необеспечении выбора земельного участка для строительства гаражного комплекса по ул. Ю. Ленинцев, 21/1, обратился в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что полученные заявителем градостроительное заключение от 04.04.2011 и письмо от 21.07.2012 N 1-24-2/1023 следует расценивать как необеспечение со стороны органа местного самоуправления выбора спорного земельного участка. Согласно градостроительному заключению от 04.04.2011 о функциональном назначении земельного участка, расположенного в районе ул. Юных Ленинцев, 21/1, фактически земельный участок не эксплуатируется. Кроме того, представленный в материалы дела регламент К-6, на который содержится ссылка в градостроительном заключении от 04.04.2011, относит данный земельный участок к территории смешанной застройки, занятой, в том числе, гаражными кооперативами, что опровергает позицию администрации о несоответствии строительства гаражей данному регламенту. В свою очередь, данное обстоятельство не является препятствием оформления акта выбора земельного участка.
Оценив совокупность имеющихся в деле доказательств, на основании статьи 71 АПК РФ, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из приведенной выше нормы с учетом требований ч. 4 ст. 200 АПК РФ следует, что для признания незаконным решения (действия) органа местного самоуправления необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: несоответствие его закону и иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Из существа заявленных в рамках настоящего спора требований следует, что заявителем в рамках настоящего дела оспаривается бездействие, выразившееся в необеспечении выбора земельного участка для строительства гаражного комплекса.
Оценив представленные в материалы дела документы, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что у ответчика не имелось правовых оснований для непринятия мер по обеспечению выбора спорного земельного участка.
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности урегулирован статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), согласно пункту 1 которой предоставление земельных участков осуществляется с проведением работ по их формированию:
- 1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
- 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
При этом для предоставления земельного участка без предварительного согласования места размещения закон содержит четкое правило о его предоставлении исключительно на торгах в порядке статьи 38 ЗК РФ (пункт 2 статьи 30 ЗК РФ).
Применительно к первой же процедуре пункт 5 статьи 30 ЗК РФ предусматривает следующий порядок:
- 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
- 2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
- 3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 ЗК РФ.
В силу статьи 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
В силу пункта 3 статьи 31 ЗК РФ органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Указанная обязанность установлена в целях обеспечения прав граждан, общественных организаций (объединений) и органов территориального общественного самоуправления участвовать в решении вопросов, затрагивающих интересы населения и связанных с изъятием, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных и муниципальных нужд и предоставлением этих земельных участков для строительства (абзац 2 пункта 3 статьи 31 ЗК РФ).
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 5 статьи 31 ЗК РФ).
В соответствии с кадастровой выпиской о земельном участке от 25.05.2011 N 56/11-73731, земельный участок, расположенный по адресу г. Оренбург, ул. Юных Ленинцев, д. 21/1, кадастровый номер 56:44:0109001:92, площадью 117 057 кв. м, является собственностью Российской Федерации, относится к землям населенных пунктов, разрешенное использование - размещение объекта связи.
Согласно п. 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом", Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом.
В силу п. 5.38 Положения Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) принимает в установленном порядке решение о предварительном согласовании места размещения объекта при предоставлении земельного участка, если иное не установлено федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Анализ приведенных выше норм свидетельствует о том, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта при предоставлении земельного участка для строительства и о разделе земельного участка, расположенный по адресу г. Оренбург, ул. Юных Ленинцев, д. 21/1, кадастровый номер 56:44:0109001:92, площадью 117 057 кв. м находится в компетенции Росимущества и может быть принято только после совершения соответствующим органом местного самоуправления действий, предусмотренных пунктами 2 - 5 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации, направленных на обеспечение выбора земельного участка для строительства посредством проведения процедур согласования, определения вариантов размещения объекта информирования населения о предстоящем и возможном предоставлении земельного участка для строительства, утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории и т.д.
Из материалов дела следует, что на земельном участке, на основании договора аренды земель N 610 от 28.07.1995, Оренбургским радиотелевизионным центром, г Оренбург был размещен объект радиостанции N 5. Данный договор был заключен сроком на десять лет.
Согласно градостроительному заключению от 04.04.2011 о функциональном назначении земельного участка, расположенного в районе ул. Юных Ленинцев, 21/1, подготовленного по результатам работ, проведенных по выбору земельного участка по обращению ПК "ЖБИС" от 16.03.2011 N 931, радиовышки являются недействующими. Фактически земельный участок не эксплуатируется.
Градостроительным заключением установлено также, что охранную зону инженерных сетей составляют теплотрасса (охранная зона 5 м) и радиовышки (недействующие).
Суд первой инстанции обоснованно указал, что разрешенное использование земельного участка в настоящее время не соответствует фактическому.
Из материалов дела следует, что испрашиваемый земельный участок будет образован в результате деления земельного участка расположенного по адресу г. Оренбург, ул. Юных Ленинцев, д. 21/1, кадастровый номер 56:44:0109001:92, площадью 117 057 кв. м.
Согласно ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются, в том числе, при разделе земельных участков. Целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых, в том числе, при разделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Таким образом, в данном случае идет речь об изменении вида разрешенного использования испрашиваемого земельного участка.
Согласно кадастровой выписке о земельном участке от 25.05.2011 N 56/11-73731, земельный участок, расположенный по адресу г. Оренбург, ул. Юных Ленинцев, д. 21/1, кадастровый номер 56:44:0109001:92, площадью 117 057 кв. м, относится к землям населенных пунктов, разрешенное использование - размещение объекта связи.
Однако Правила землепользования и застройки г. Оренбурга, как документ градостроительного зонирования, который включают в себя карту градостроительного зонирования, устанавливающей границы территориальных зон, утвержденные в установленном порядке, в настоящее время в г. Оренбурге отсутствуют.
Вместе с тем, буквальное толкование п. 13 ст. 35 Градостроительного кодекса РФ, устанавливающее возможность размещения в зоне специального назначения кладбищ, крематориев, скотомогильников, объектов размещения отходов потребления и иных объектов, размещение которых может быть обеспечено только путем выделения указанных зон и недопустимо в других территориальных зонах, в свою очередь, не исключает возможность размещения на спорном земельном участке гаражного комплекса.
Судом первой инстанции обоснованно указано, что представленный в материалы дела регламент К-6, на который содержится ссылка в градостроительном заключении от 04.04.2011, относит данный земельный участок к территории смешанной застройки, занятой, в том числе, гаражными кооперативами.
При совокупности изложенных обстоятельств, суд находит доводы апелляционной жалобы несостоятельными, оснований для отмены обжалуемого решения не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах, решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 26.10.2012 по делу N А47-11463/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Оренбурга - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
М.И.КАРПАЧЕВА
Судьи
Г.Н.БОГДАНОВСКАЯ
Л.А.СУСПИЦИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)