Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Н.Г. Такаева
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи О.А. Бегишева
судей А.С. Янсона, С.М. Тютчева
при секретаре судебного заседания З.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи О.А. Бегишева гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Исполнительного комитета Тукаевского района Республики Татарстан - А. на решение Тукаевского районного суда Республики Татарстан от 18 апреля 2013 года, которым постановлено:
заявление Г. об оспаривании решения местного самоуправления - удовлетворить.
Признать незаконным отказ Исполнительного комитета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан от 6 февраля 2013 года исходящий номер 239 изменении вида разрешенного использования земельного участка площадью 38400 кв. м кадастровый номер ...., расположенный по адресу: <адрес> в 1750 метрах восточнее <адрес>, в 300 метрах южнее автодороги <адрес>, категория земель "земли сельскохозяйственного назначения", разрешенное использование - "для ведения сельскохозяйственного производства" на "под дачное строительство ведение садоводства".
Обязать Исполнительный комитет Тукаевского муниципального района Республики Татарстан принять решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка площадью 38400 кв. м кадастровый номер ...., расположенный по адресу: <адрес> в 1750 метрах восточнее <адрес>, в 300 метрах южнее автодороги <адрес>, категория земель - "земли сельскохозяйственного назначения", разрешенное использование - "для ведения сельскохозяйственного производства" на "под дачное строительство и ведение садоводства" с учетом публичных слушаний.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия
установила:
Г. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения органа местного самоуправления.
В обоснование заявленных требований указал, что он владеет земельным участком площадью 38400 кв. м, расположенным по адресу: <адрес> в 1750 метрах восточнее <адрес>, в 300 метрах южнее автодороги <адрес>, относящее к категории земель сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - под сельскохозяйственное производство.
Письмом от 25 января 2013 года он обратился в Исполком Тукаевского муниципального района Республики Татарстан с просьбой об изменении вида разрешенного использования "на дачное строительство и ведения садоводства".
Ответом от 6 февраля 2013 года ему было сообщено, что в соответствии с поручением Президента Республики Татарстан приостановлено принятие решений об изменении вида разрешенного использования на "дачное строительство и ведение садоводства".
Данный отказ является незаконным, нарушающим его права на использование земельных участков.
Г. просил суд признать незаконным отказ руководителя Исполнительного комитета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан в изменении вида разрешенного использования земельных участков, обязать Исполком Тукаевского муниципального района Республики Татарстан изменить вид разрешенного использования вышеуказанных земельных участков с сельскохозяйственного производства на дачное строительство и ведения садоводства.
Представитель Исполнительного комитета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан - Х. с иском не согласен.
Представитель Исполнительного комитета Малошильнинского сельского поселения Тукаевского муниципального района Республики Татарстан просил отказать в удовлетворении исковых требований.
Суд вынес решение в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе представителя Исполнительного комитета Тукаевского района Республики Татарстан - А. ставится вопрос об отмене решения суда ввиду его незаконности и необоснованности. Указывается, что судом нарушены нормы материального права, поскольку по вопросам изменения вида разрешенного использования земельных участков не проведены публичные слушания.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
Согласно п. 1 и п. 3 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
- - неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
- - несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
На основании ч. 3 ст. 246 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.
Согласно ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на различные категории, в том числе на земли сельскохозяйственного назначения.
В силу п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
По общему правилу разрешенное использование земельных участков определяется градостроительным регламентом, содержащимся в правилах землепользования и застройки (п. 9 ст. 1, ч. 6 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
При этом в силу ч. 6 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты, определяющие разрешенное использование земельных участков, не устанавливаются для отдельных категорий земель, и в том числе для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с ч. 5 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.
Вместе с тем, порядок принятия решения об изменении разрешенного использования земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, в настоящее время федеральным законодательством не определен.
Данный вопрос урегулирован п. 3 ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", в соответствии с которым вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки, но не позднее чем до 1 января 2012 года решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением установленных законом случаев, с учетом результатов публичных слушаний.
В этой связи необходимо отметить, что впредь до принятия в установленном порядке правил землепользования и застройки территории муниципального образования изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид является прерогативой главы местной администрации.
Из материалов дела усматривается, что Г. владеет земельным участком площадью 38400 кв. м, расположенный по адресу: <адрес> в 1750 метрах восточнее <адрес>, в 300 метрах южнее автодороги <адрес>, относящее к категории земель сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - под сельскохозяйственное производство.
Письмом от 25 января 2013 года он обратился в Исполком Тукаевского муниципального района Республики Татарстан с просьбой об изменении вида разрешенного использования "на дачное строительство и ведения садоводства".
Ответом от 6 февраля 2013 года ему было сообщено, что в соответствии с поручением Президента Республики Татарстан приостановлено принятие решений об изменении вида разрешенного использования на "дачное строительство и ведение садоводства".
Заявитель обращался в Исполнительный комитет Тукаевского муниципального района Республики Татарстан с просьбой об изменении вида разрешенного использования с "сельскохозяйственное производство" на "под дачное строительство и ведение садоводства".
Однако получил отказ руководителя Исполнительного комитета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что отказ исполнительного комитета в изменении вида разрешенного использования не содержит ни одного довода, в связи с чем заявителю отказано в удовлетворении его заявления, отсутствуют ссылки на нормы действующего законодательства. По мнению суда первой инстанции, данный отказ нарушает право заявителя как собственника земельных участков полноправно распоряжаться и владеть своей собственностью. Действующее земельное законодательство позволяет собственникам земельных участков сельскохозяйственного назначения использовать их для ведения садоводства и дачного строительства, при этом закон не запрещает изменять вид разрешенного использования.
Судебная коллегия считает данный вывод суда первой инстанции ошибочным по следующим основаниям.
Как усматривается из свидетельств о государственной регистрации права собственности, спорный земельный участок имеет разрешенное использование - для ведения сельскохозяйственного производства. Исходя из п. 2 ст. 77 Земельного кодекса Российской Федерации, земельный участок заявителя относится к сельскохозяйственным угодьям.
Материалами дела не установлено, что в отношении территории, на которых расположены земельные участки было проведено соответствующее зонирование.
При таких обстоятельствах, самостоятельное избрание заявителем такого вида разрешенного использования как "под дачное строительство" материалами землеустройства не подтверждено, поскольку работы по разработке схем зонирования территорий не проводились. Не представлены также доказательства, свидетельствующие о том, что ранее решался вопрос о предоставлении земельных участков для дачного строительства в соответствии с Федеральным законом от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", в пределах которых заявитель просил изменить разрешенное использование земельных участков.
Статьей 12 данного Федерального закона N 66-ФЗ предусмотрено обязательное предварительное зонирование территорий для определения мест размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, создания соответствующих некоммерческих объединений граждан.
В связи с чем, выводы суда о том, что действующее земельное законодательство позволяет собственникам земельных участков сельскохозяйственного назначения использовать их для ведения садоводства и дачного строительства без учета положений Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", являются не состоятельными.
Более того, согласно п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, а также случаев, предусмотренных пунктом 5 настоящей части и статьей 4.1 настоящего Федерального закона, с учетом результатов публичных слушаний. Указанные публичные слушания организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений частей 3 - 10 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части соответствующих требований. В случае, если до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации один вид разрешенного использования объекта капитального строительства был изменен на другой вид такого использования в соответствии с законодательством, действовавшим на момент изменения вида разрешенного использования объекта капитального строительства, решение об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположен указанный объект, на другой вид разрешенного использования этого земельного участка, а также в случае изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, принимается без проведения публичных слушаний при условии, что такой вид разрешенного использования земельного участка не противоречит его целевому назначению.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции установлено, что в отношении спорных земельных участков публичные слушания не проводились, соответственно решение об обязании Руководителя Исполнительного комитета Тукаевского муниципального района вынести постановление об изменении разрешенного использования земельного участка, не соответствует действующему законодательству.
На основании ч. 2 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционной жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
Так как обстоятельства дела установлены, Судебная коллегия считает необходимым, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований Г. о признании незаконным отказа руководителя Исполнительного комитета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан в изменении вида разрешенного использования земельного участка площадью 38400 кв. м кадастровый номер ...., расположенный по адресу: <адрес> в 1750 метрах восточнее села <адрес>, в 300 метрах южнее автодороги ...., категория земель "земли сельскохозяйственного назначения", разрешенное использование - "для ведения сельскохозяйственного производства" на "под дачное строительство ведение садоводства".
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 199, 328, п. 2 и п. 3 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия
определила:
решение Тукаевского районного суда Республики Татарстан от 18 апреля 2013 года по данному делу отменить, принять по делу новое решение.
Считать постановленным.
Отказать Г. в удовлетворении заявления о признании незаконным отказа руководителя Исполнительного комитета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан в изменении вида разрешенного использования земельного участка площадью 38400 кв. м кадастровый номер ...., расположенный по адресу: <адрес> в 1750 метрах восточнее села <адрес>, в 300 метрах южнее автодороги <адрес>, категория земель "земли сельскохозяйственного назначения", разрешенное использование - "для ведения сельскохозяйственного производства" на "под дачное строительство ведение садоводства".
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационную инстанцию Верховного суда Республики Татарстан.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ОТ 20.06.2013 ПО ДЕЛУ N 7129
Разделы:Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 июня 2013 г. по делу N 7129
Судья: Н.Г. Такаева
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи О.А. Бегишева
судей А.С. Янсона, С.М. Тютчева
при секретаре судебного заседания З.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи О.А. Бегишева гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Исполнительного комитета Тукаевского района Республики Татарстан - А. на решение Тукаевского районного суда Республики Татарстан от 18 апреля 2013 года, которым постановлено:
заявление Г. об оспаривании решения местного самоуправления - удовлетворить.
Признать незаконным отказ Исполнительного комитета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан от 6 февраля 2013 года исходящий номер 239 изменении вида разрешенного использования земельного участка площадью 38400 кв. м кадастровый номер ...., расположенный по адресу: <адрес> в 1750 метрах восточнее <адрес>, в 300 метрах южнее автодороги <адрес>, категория земель "земли сельскохозяйственного назначения", разрешенное использование - "для ведения сельскохозяйственного производства" на "под дачное строительство ведение садоводства".
Обязать Исполнительный комитет Тукаевского муниципального района Республики Татарстан принять решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка площадью 38400 кв. м кадастровый номер ...., расположенный по адресу: <адрес> в 1750 метрах восточнее <адрес>, в 300 метрах южнее автодороги <адрес>, категория земель - "земли сельскохозяйственного назначения", разрешенное использование - "для ведения сельскохозяйственного производства" на "под дачное строительство и ведение садоводства" с учетом публичных слушаний.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия
установила:
Г. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения органа местного самоуправления.
В обоснование заявленных требований указал, что он владеет земельным участком площадью 38400 кв. м, расположенным по адресу: <адрес> в 1750 метрах восточнее <адрес>, в 300 метрах южнее автодороги <адрес>, относящее к категории земель сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - под сельскохозяйственное производство.
Письмом от 25 января 2013 года он обратился в Исполком Тукаевского муниципального района Республики Татарстан с просьбой об изменении вида разрешенного использования "на дачное строительство и ведения садоводства".
Ответом от 6 февраля 2013 года ему было сообщено, что в соответствии с поручением Президента Республики Татарстан приостановлено принятие решений об изменении вида разрешенного использования на "дачное строительство и ведение садоводства".
Данный отказ является незаконным, нарушающим его права на использование земельных участков.
Г. просил суд признать незаконным отказ руководителя Исполнительного комитета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан в изменении вида разрешенного использования земельных участков, обязать Исполком Тукаевского муниципального района Республики Татарстан изменить вид разрешенного использования вышеуказанных земельных участков с сельскохозяйственного производства на дачное строительство и ведения садоводства.
Представитель Исполнительного комитета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан - Х. с иском не согласен.
Представитель Исполнительного комитета Малошильнинского сельского поселения Тукаевского муниципального района Республики Татарстан просил отказать в удовлетворении исковых требований.
Суд вынес решение в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе представителя Исполнительного комитета Тукаевского района Республики Татарстан - А. ставится вопрос об отмене решения суда ввиду его незаконности и необоснованности. Указывается, что судом нарушены нормы материального права, поскольку по вопросам изменения вида разрешенного использования земельных участков не проведены публичные слушания.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
Согласно п. 1 и п. 3 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
- - неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
- - несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
На основании ч. 3 ст. 246 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.
Согласно ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на различные категории, в том числе на земли сельскохозяйственного назначения.
В силу п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
По общему правилу разрешенное использование земельных участков определяется градостроительным регламентом, содержащимся в правилах землепользования и застройки (п. 9 ст. 1, ч. 6 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
При этом в силу ч. 6 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты, определяющие разрешенное использование земельных участков, не устанавливаются для отдельных категорий земель, и в том числе для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с ч. 5 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.
Вместе с тем, порядок принятия решения об изменении разрешенного использования земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, в настоящее время федеральным законодательством не определен.
Данный вопрос урегулирован п. 3 ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", в соответствии с которым вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки, но не позднее чем до 1 января 2012 года решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением установленных законом случаев, с учетом результатов публичных слушаний.
В этой связи необходимо отметить, что впредь до принятия в установленном порядке правил землепользования и застройки территории муниципального образования изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид является прерогативой главы местной администрации.
Из материалов дела усматривается, что Г. владеет земельным участком площадью 38400 кв. м, расположенный по адресу: <адрес> в 1750 метрах восточнее <адрес>, в 300 метрах южнее автодороги <адрес>, относящее к категории земель сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - под сельскохозяйственное производство.
Письмом от 25 января 2013 года он обратился в Исполком Тукаевского муниципального района Республики Татарстан с просьбой об изменении вида разрешенного использования "на дачное строительство и ведения садоводства".
Ответом от 6 февраля 2013 года ему было сообщено, что в соответствии с поручением Президента Республики Татарстан приостановлено принятие решений об изменении вида разрешенного использования на "дачное строительство и ведение садоводства".
Заявитель обращался в Исполнительный комитет Тукаевского муниципального района Республики Татарстан с просьбой об изменении вида разрешенного использования с "сельскохозяйственное производство" на "под дачное строительство и ведение садоводства".
Однако получил отказ руководителя Исполнительного комитета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что отказ исполнительного комитета в изменении вида разрешенного использования не содержит ни одного довода, в связи с чем заявителю отказано в удовлетворении его заявления, отсутствуют ссылки на нормы действующего законодательства. По мнению суда первой инстанции, данный отказ нарушает право заявителя как собственника земельных участков полноправно распоряжаться и владеть своей собственностью. Действующее земельное законодательство позволяет собственникам земельных участков сельскохозяйственного назначения использовать их для ведения садоводства и дачного строительства, при этом закон не запрещает изменять вид разрешенного использования.
Судебная коллегия считает данный вывод суда первой инстанции ошибочным по следующим основаниям.
Как усматривается из свидетельств о государственной регистрации права собственности, спорный земельный участок имеет разрешенное использование - для ведения сельскохозяйственного производства. Исходя из п. 2 ст. 77 Земельного кодекса Российской Федерации, земельный участок заявителя относится к сельскохозяйственным угодьям.
Материалами дела не установлено, что в отношении территории, на которых расположены земельные участки было проведено соответствующее зонирование.
При таких обстоятельствах, самостоятельное избрание заявителем такого вида разрешенного использования как "под дачное строительство" материалами землеустройства не подтверждено, поскольку работы по разработке схем зонирования территорий не проводились. Не представлены также доказательства, свидетельствующие о том, что ранее решался вопрос о предоставлении земельных участков для дачного строительства в соответствии с Федеральным законом от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", в пределах которых заявитель просил изменить разрешенное использование земельных участков.
Статьей 12 данного Федерального закона N 66-ФЗ предусмотрено обязательное предварительное зонирование территорий для определения мест размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, создания соответствующих некоммерческих объединений граждан.
В связи с чем, выводы суда о том, что действующее земельное законодательство позволяет собственникам земельных участков сельскохозяйственного назначения использовать их для ведения садоводства и дачного строительства без учета положений Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", являются не состоятельными.
Более того, согласно п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, а также случаев, предусмотренных пунктом 5 настоящей части и статьей 4.1 настоящего Федерального закона, с учетом результатов публичных слушаний. Указанные публичные слушания организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений частей 3 - 10 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части соответствующих требований. В случае, если до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации один вид разрешенного использования объекта капитального строительства был изменен на другой вид такого использования в соответствии с законодательством, действовавшим на момент изменения вида разрешенного использования объекта капитального строительства, решение об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположен указанный объект, на другой вид разрешенного использования этого земельного участка, а также в случае изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, принимается без проведения публичных слушаний при условии, что такой вид разрешенного использования земельного участка не противоречит его целевому назначению.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции установлено, что в отношении спорных земельных участков публичные слушания не проводились, соответственно решение об обязании Руководителя Исполнительного комитета Тукаевского муниципального района вынести постановление об изменении разрешенного использования земельного участка, не соответствует действующему законодательству.
На основании ч. 2 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционной жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
Так как обстоятельства дела установлены, Судебная коллегия считает необходимым, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований Г. о признании незаконным отказа руководителя Исполнительного комитета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан в изменении вида разрешенного использования земельного участка площадью 38400 кв. м кадастровый номер ...., расположенный по адресу: <адрес> в 1750 метрах восточнее села <адрес>, в 300 метрах южнее автодороги ...., категория земель "земли сельскохозяйственного назначения", разрешенное использование - "для ведения сельскохозяйственного производства" на "под дачное строительство ведение садоводства".
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 199, 328, п. 2 и п. 3 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия
определила:
решение Тукаевского районного суда Республики Татарстан от 18 апреля 2013 года по данному делу отменить, принять по делу новое решение.
Считать постановленным.
Отказать Г. в удовлетворении заявления о признании незаконным отказа руководителя Исполнительного комитета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан в изменении вида разрешенного использования земельного участка площадью 38400 кв. м кадастровый номер ...., расположенный по адресу: <адрес> в 1750 метрах восточнее села <адрес>, в 300 метрах южнее автодороги <адрес>, категория земель "земли сельскохозяйственного назначения", разрешенное использование - "для ведения сельскохозяйственного производства" на "под дачное строительство ведение садоводства".
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационную инстанцию Верховного суда Республики Татарстан.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)