Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Попов В.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми в составе:
председательствующего Белова Н.Е.,
судей Нагорновой О.Н. и Сироткиной Е.М.,
при секретаре В.,
рассмотрела в судебном заседании 06 июня 2013 года дело по апелляционной жалобе администрации сельского поселения "Кебанъель" на решение Усть-Куломского районного суда Республики Коми от 09 апреля 2013 года, которым исковое заявление прокурора Усть-Куломского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения "Кебанъель" о возложении обязанности произвести паспортизацию автомобильных дорог удовлетворено.
На администрацию сельского поселения "Кебанъель" возложена обязанность произвести в срок до 01 апреля 2014 года паспортизацию автомобильных дорог, расположенных на территории сельского поселения "Кебанъель": <Адрес обезличен> (протяженность 1158 м), <Адрес обезличен> от <Адрес обезличен> до <Адрес обезличен> (протяженность 300 м), <Адрес обезличен> (протяженность 260 м), <Адрес обезличен> (протяженность 500 м), <Адрес обезличен> (протяженность 180 м), <Адрес обезличен> (протяженность 160 м), <Адрес обезличен> (протяженность 520 м), <Адрес обезличен> (протяженность 170 м), <Адрес обезличен> (протяженность 492 м), <Адрес обезличен> (протяженность 364 м), <Адрес обезличен> (протяженность 548 м), <Адрес обезличен> (протяженность 632 м), <Адрес обезличен> (протяженность 236 м), <Адрес обезличен> (протяженность 454 м), <Адрес обезличен> (протяженность 398 м), <Адрес обезличен> (протяженность 204 м), <Адрес обезличен> (протяженность 116 м), <Адрес обезличен> (протяженность 370 м), <Адрес обезличен> (протяженность 508 м), <Адрес обезличен> (протяженность 174 м), <Адрес обезличен> (протяженность 694 м), <Адрес обезличен> (протяженность 310 м), <Адрес обезличен> (протяженность 900 м), <Адрес обезличен> (протяженность 182 м), <Адрес обезличен> (протяженность 256 м), <Адрес обезличен> (протяженность 190 м), м. Сосновый Бор (протяженность 250 м), <Адрес обезличен> (протяженность 174 м).
Заслушав доклад материалов дела судьи Белова Н.Е., объяснения представителя СП "Кебанъель" П., заключение прокурора Шевелевой М.Г., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
установила:
Прокурор Усть-Куломского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к администрации СП "Кебанъель" о возложении обязанности произвести в срок до 01.04.2014 паспортизацию автомобильных дорог общего пользования, расположенных на территории указанного муниципального образования, поскольку отсутствие паспортизации дорог является нарушением требований по надлежащему обеспечению безопасности дорожного движения.
Прокурор в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель администрации сельского поселения "Кебанъель" в судебном заседании иск не признал, полагая, что в указанной паспортизации нет необхоимости.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель заявителя просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное.
Проверив материалы дела по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Рассматривая заявленные требования, суд правомерно исходил из того, что дорожная деятельность по ремонту и содержанию автомобильных дорог местного значения, входит в компетенцию соответствующего органа местного самоуправления. Данный вывод основан на нормах материального права.
Так, пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) дано понятие дорожной деятельности как деятельности по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Статьей 13 Федерального закона осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, а также осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения отнесено к компетенции органов местного самоуправления.
Пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью подпункта 5 пункта 1 статьи 9 Устава муниципального образования СП "Кебанъель" дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесено к вопросам местного значения поселения.
Согласно пункту 8 статьи 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления 9 п. 9 ст. 5 Закона).
Суд установив, что спорные автомобильные дороги отнесены в соответствии с требованиями законодательства Постановлением главы администрации СП "Кебенъель" от 01.11.2008 <Номер обезличен> к автомобильным дорогам общего пользования местного значения, расположенных в границах территории сельского поселения "Кебанъель", руководствуясь вышеприведенными нормами законодательства, пришел к верному выводу о том, что дорожная деятельность, в том числе по содержанию данных автомобильных дорог, входит в компетенцию ответчика.
Удовлетворяя заявленные требования и возлагая на администрацию СП "Кебанъель" обязанность по паспортизации автомобильных дорог местного значения, суд обоснованно исходил из того, что паспортизация автомобильных дорог входит в работы по содержанию дорог. Однако, вопреки требованиям законодательства, паспортизация дорог ответчиком не произведена.
В соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства (ч. 3 ст. 17 Закона).
В силу пп. 4 п. 15 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них, утвержденной приказом Министерства транспорта Российской Федерации N 160 от 12 ноября 2007 года, в прочие работы по содержанию автомобильных дорог общего пользования входит паспортизация автомобильных дорог.
Пунктом 1.1 Ведомственных строительных норм (ВСН) 1-83 "Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования" определено, что паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования дорог по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог.
Техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности (п. 1.2 ВСН 1-83).
Данной Инструкцией проведение паспортизации возлагалось на дорожные управления министерства, поскольку автомобильные дороги находились в ведении государства. С возникновением института местного самоуправления произошло разграничение собственности в отношении автомобильных дорог. Статьи 1, 4, 5, 12 ФЗ "О безопасности дорожного движения" определяют вопросы безопасности дорожного движения, и защиты интересов общества и государства, регулирование дорожной деятельности, разработки и утверждения законодательных актов и иных нормативных правовых актов, правил стандартов, технических норм и других нормативных документов.
Пунктом 3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного Приказом Минтранса России от 7 августа 2009 года N 150, оценка технического состояния автомобильных дорог в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения проводится органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
Согласно ст. 210 Гражданского кодекса РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Учитывая, что прокурором заявлены требования о паспортизации дорог общего пользования местного значения, расположенные в границах сельского поселения "Кебанъель", суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что ее паспортизацию должен осуществлять ответчик.
Судебная коллегия находит, что судом правильно применен материальный закон, подлежащий применению, установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, имеющимся доказательствам дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями ст. ст. 67, 196 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Доводы представителя заявителя в апелляционной жалобе с указанием на то, что приказ Минтранса Российской Федерации от 12.11.2007 N 160, предусматривающий, что паспортизация входит в работы по содержанию дорог, относится только к дорогам федерального значения, основаны на неправильном толковании заявителем норм материального права.
Пунктом 1 приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 12 ноября 2007 года N 160 предусмотрено, что классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них (далее - Классификация) распространяется на автомобильные дороги общего пользования, расположенные на территории Российской Федерации (далее - автомобильные дороги).
Таким образом, данная Классификация является единой классификацией для автомобильных дорог вне зависимости от их класса - федерального значения, регионального или межмуниципального значения, местного значения или частные автомобильные дороги. Полномочиями на установление данной классификации ч. 3 ст. 17 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" наделяет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства, т.е. Минтранс России.
Решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Усть-Куломского районного суда Республики Коми от 09 апреля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации сельского поселения "Кебанъель" - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ ОТ 06.06.2013 ПО ДЕЛУ N 33-3039/2013
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 6 июня 2013 г. по делу N 33-3039/2013
Судья: Попов В.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми в составе:
председательствующего Белова Н.Е.,
судей Нагорновой О.Н. и Сироткиной Е.М.,
при секретаре В.,
рассмотрела в судебном заседании 06 июня 2013 года дело по апелляционной жалобе администрации сельского поселения "Кебанъель" на решение Усть-Куломского районного суда Республики Коми от 09 апреля 2013 года, которым исковое заявление прокурора Усть-Куломского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения "Кебанъель" о возложении обязанности произвести паспортизацию автомобильных дорог удовлетворено.
На администрацию сельского поселения "Кебанъель" возложена обязанность произвести в срок до 01 апреля 2014 года паспортизацию автомобильных дорог, расположенных на территории сельского поселения "Кебанъель": <Адрес обезличен> (протяженность 1158 м), <Адрес обезличен> от <Адрес обезличен> до <Адрес обезличен> (протяженность 300 м), <Адрес обезличен> (протяженность 260 м), <Адрес обезличен> (протяженность 500 м), <Адрес обезличен> (протяженность 180 м), <Адрес обезличен> (протяженность 160 м), <Адрес обезличен> (протяженность 520 м), <Адрес обезличен> (протяженность 170 м), <Адрес обезличен> (протяженность 492 м), <Адрес обезличен> (протяженность 364 м), <Адрес обезличен> (протяженность 548 м), <Адрес обезличен> (протяженность 632 м), <Адрес обезличен> (протяженность 236 м), <Адрес обезличен> (протяженность 454 м), <Адрес обезличен> (протяженность 398 м), <Адрес обезличен> (протяженность 204 м), <Адрес обезличен> (протяженность 116 м), <Адрес обезличен> (протяженность 370 м), <Адрес обезличен> (протяженность 508 м), <Адрес обезличен> (протяженность 174 м), <Адрес обезличен> (протяженность 694 м), <Адрес обезличен> (протяженность 310 м), <Адрес обезличен> (протяженность 900 м), <Адрес обезличен> (протяженность 182 м), <Адрес обезличен> (протяженность 256 м), <Адрес обезличен> (протяженность 190 м), м. Сосновый Бор (протяженность 250 м), <Адрес обезличен> (протяженность 174 м).
Заслушав доклад материалов дела судьи Белова Н.Е., объяснения представителя СП "Кебанъель" П., заключение прокурора Шевелевой М.Г., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
установила:
Прокурор Усть-Куломского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к администрации СП "Кебанъель" о возложении обязанности произвести в срок до 01.04.2014 паспортизацию автомобильных дорог общего пользования, расположенных на территории указанного муниципального образования, поскольку отсутствие паспортизации дорог является нарушением требований по надлежащему обеспечению безопасности дорожного движения.
Прокурор в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель администрации сельского поселения "Кебанъель" в судебном заседании иск не признал, полагая, что в указанной паспортизации нет необхоимости.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель заявителя просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное.
Проверив материалы дела по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Рассматривая заявленные требования, суд правомерно исходил из того, что дорожная деятельность по ремонту и содержанию автомобильных дорог местного значения, входит в компетенцию соответствующего органа местного самоуправления. Данный вывод основан на нормах материального права.
Так, пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) дано понятие дорожной деятельности как деятельности по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Статьей 13 Федерального закона осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, а также осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения отнесено к компетенции органов местного самоуправления.
Пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью подпункта 5 пункта 1 статьи 9 Устава муниципального образования СП "Кебанъель" дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесено к вопросам местного значения поселения.
Согласно пункту 8 статьи 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления 9 п. 9 ст. 5 Закона).
Суд установив, что спорные автомобильные дороги отнесены в соответствии с требованиями законодательства Постановлением главы администрации СП "Кебенъель" от 01.11.2008 <Номер обезличен> к автомобильным дорогам общего пользования местного значения, расположенных в границах территории сельского поселения "Кебанъель", руководствуясь вышеприведенными нормами законодательства, пришел к верному выводу о том, что дорожная деятельность, в том числе по содержанию данных автомобильных дорог, входит в компетенцию ответчика.
Удовлетворяя заявленные требования и возлагая на администрацию СП "Кебанъель" обязанность по паспортизации автомобильных дорог местного значения, суд обоснованно исходил из того, что паспортизация автомобильных дорог входит в работы по содержанию дорог. Однако, вопреки требованиям законодательства, паспортизация дорог ответчиком не произведена.
В соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства (ч. 3 ст. 17 Закона).
В силу пп. 4 п. 15 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них, утвержденной приказом Министерства транспорта Российской Федерации N 160 от 12 ноября 2007 года, в прочие работы по содержанию автомобильных дорог общего пользования входит паспортизация автомобильных дорог.
Пунктом 1.1 Ведомственных строительных норм (ВСН) 1-83 "Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования" определено, что паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования дорог по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог.
Техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности (п. 1.2 ВСН 1-83).
Данной Инструкцией проведение паспортизации возлагалось на дорожные управления министерства, поскольку автомобильные дороги находились в ведении государства. С возникновением института местного самоуправления произошло разграничение собственности в отношении автомобильных дорог. Статьи 1, 4, 5, 12 ФЗ "О безопасности дорожного движения" определяют вопросы безопасности дорожного движения, и защиты интересов общества и государства, регулирование дорожной деятельности, разработки и утверждения законодательных актов и иных нормативных правовых актов, правил стандартов, технических норм и других нормативных документов.
Пунктом 3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного Приказом Минтранса России от 7 августа 2009 года N 150, оценка технического состояния автомобильных дорог в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения проводится органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
Согласно ст. 210 Гражданского кодекса РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Учитывая, что прокурором заявлены требования о паспортизации дорог общего пользования местного значения, расположенные в границах сельского поселения "Кебанъель", суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что ее паспортизацию должен осуществлять ответчик.
Судебная коллегия находит, что судом правильно применен материальный закон, подлежащий применению, установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, имеющимся доказательствам дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями ст. ст. 67, 196 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Доводы представителя заявителя в апелляционной жалобе с указанием на то, что приказ Минтранса Российской Федерации от 12.11.2007 N 160, предусматривающий, что паспортизация входит в работы по содержанию дорог, относится только к дорогам федерального значения, основаны на неправильном толковании заявителем норм материального права.
Пунктом 1 приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 12 ноября 2007 года N 160 предусмотрено, что классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них (далее - Классификация) распространяется на автомобильные дороги общего пользования, расположенные на территории Российской Федерации (далее - автомобильные дороги).
Таким образом, данная Классификация является единой классификацией для автомобильных дорог вне зависимости от их класса - федерального значения, регионального или межмуниципального значения, местного значения или частные автомобильные дороги. Полномочиями на установление данной классификации ч. 3 ст. 17 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" наделяет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства, т.е. Минтранс России.
Решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Усть-Куломского районного суда Республики Коми от 09 апреля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации сельского поселения "Кебанъель" - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)