Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 06 августа 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 августа 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Сулименко О.А., судей Соловьевой М.В., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Согомонян А.Н.,
при участии:
от заявителя - индивидуальный предприниматель Ходжаян В.Х., паспорт
от заинтересованного лица - представитель по доверенности от 19.02.2013 N 52-2777/13-43.17 - Мефоденко М.Г., удостоверение, после перерыва - представитель по доверенности от 28.03.2013 N 52-4930/13-43.17 - Марункевич Э.Н., удостоверение,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Ходжаяна Василия Хачатуровича
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.05.2013 по делу N А32-23228/2012, принятое судьей Савиным Р.В.,
по заявлению индивидуального предпринимателя Ходжаян Василия Хачатуровича
к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края
при участии третьего лица: Министерство обороны Российской Федерации
о признании отказа незаконным
установил:
Индивидуальный предприниматель, глава крестьянского (фермерского) хозяйства Ходжаян Василий Хачатурович (далее - предприниматель, глава КФХ) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным отказа Департамента имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент), изложенного в письме от 08.06.2012 N 52-1471ж/12-11-10 и содержащего отказ в предоставлении заявителю земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 23:42:0707001:1043 площадью 238364 кв. м, 13:42:0701001:79 площадью 938727 кв. м и 23:42:0701001:80 площадью 527207 кв. м; обязать департамент предоставить в аренду заявителю вышеуказанные земельные участки сроком на 5 лет.
Заявленные требования мотивированы тем, что указанные земельные участки учтены в границах Широчанского сельского округа Ейского района Краснодарского края, не имеют ограничений в обороте.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство обороны Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 13.05.2013 в удовлетворении требований предпринимателя отказано. Решение мотивировано тем, что предприниматель не обосновал площадь испрашиваемых земельных участков, спорные земельные участки находятся в резерве Краснодарского края. Земельный участок с кадастровым номером 13:42:0701001:79 подлежит передаче в государственную собственность Российской Федерации на безвозмездной основе для размещения объектов аэродрома.
Индивидуальный предприниматель Ходжаян Василий Хачатурович обжаловал решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просил отменить решение, заявленные требования удовлетворить. В обоснование апелляционной жалобы положены доводы, аналогичные заявленным суду первой инстанции.
В судебном заседании 23.07.2013 участвующие в деле лица дали суду обстоятельства относительно обстоятельств дела, глава КФХ настаивал на требованиях апелляционной жалобы. В судебном заседании 23.07.2013 объявлялся перерыв до 30.07.2013, о чем участвующие в деле лица уведомлены в заседании, а также опубликованием информации в сети Интернет. 30.07.2013 заседание продолжено в отсутствие представителя предпринимателя в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 01.06.2012 Глава КФХ Ходжаян В.Х. в порядке статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон N 74-ФЗ) обратился в департамент с заявлением о предоставлении ему в аренду сроком на 5 лет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения общей площадью 170,42 га (л.д. 6).
Данные земельные участки испрашивались Ходжаяном В.Х. в связи с образованием крестьянского (фермерского) хозяйства. К указанному заявлению были приложены кадастровые паспорта земельных участков, выписки из Росреестра в отношении земельных участков, свидетельство о государственной регистрации, выписку из ЕГРИП.
Департамент письмом от 08.06.2012 N 52-1471ж/12-11-10 сообщил Ходжаяну В.Х. об отказе в предоставлении испрашиваемых земельных участков. Мотивами к отказу послужили следующие причины: на территории муниципального образования Ейский район имеются земли сельскохозяйственного назначения, не являющиеся собственностью Краснодарского края; на территории края осуществляются федеральные и краевые программы, необходимым условием реализации которых является наличие свободных от прав третьих лиц земельных участков сельскохозяйственного назначения из фонда перераспределения земель как резерва. Рассмотрение вопроса о предоставлении земельных участков предпринимателю возможно после реализации вышеуказанных программ.
Считая данное решение об отказе в предоставлении в аренду земельного участка незаконным, нарушающим права и законные интересы, глава КФХ Ходжаян В.Х. обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Суд апелляционной инстанции отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
В соответствии с п. 2, 3 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
В силу пункта 1 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
В соответствии со статьями 34, 29 Земельного кодекса Российской Федерации, определяющими порядок предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, лица, заинтересованные в предоставлении им земельного участка, обращаются с заявлением в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающие правом предоставления таких участков в аренду.
Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности регламентирован статьей 12 Закона N 74-ФЗ.
Согласно пункту 1 вышеназванной статьи Закона N 74-ФЗ граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть указаны:
- 1) цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение);
- 2) испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду);
- 3) условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно);
- 4) срок аренды земельных участков;
- 5) обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства);
- 6) предполагаемое местоположение земельных участков.
Пунктом 6 статьи 12 Закона N 74-ФЗ определен способ защиты прав лица, обратившегося в уполномоченный орган за предоставлением земельного участка. Так, решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об отказе в предоставлении земельного участка для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности может быть оспорено в судебном порядке.
Как видно из материалов дела, основанием к отказу в предоставлении предпринимателю земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 23:42:0707001:1043 площадью 238364 кв. м, 13:42:0701001:79 площадью 938727 кв. м и 23:42:0701001:80 площадью 527207 кв. м; явилась реализация непоименованных федеральных и краевых программ, для чего департаменту необходимо наличие резерва земельных участков сельскохозяйственного назначения.
Однако, такие основания отказа не корреспондируют положениям Закона N 74-ФЗ, не основаны на представленном предпринимателем пакете документов, позволяют департаменту произвольно отказывать любому обратившемуся в порядке статьи 12 Закона N 74-ФЗ лицу в предоставлении земельных участков.
Указывая, что наличие резерва необходимо для исполнения судебного акта по делу A32-6590/2011, в рамках которого суд признал незаконным бездействие администрации Краснодарского края, выразившееся в непринятии решения по вопросу о предоставлении земельных участков, обязал администрацию принять в течение месяца со дня вынесения настоящего судебного акта решение по вопросу о предоставлении в постоянное бессрочное пользование институту земельных участков, равнозначных по площади, целевому назначению и виду разрешенного использования земельным участкам сельскохозяйственного назначения расположенным в Прикубанском внутригородском округе города Краснодара, департамент не обосновал данный довод надлежащими доказательствами. Так, департамент не подтвердил надлежащими доказательствами объем резерва земель сельскохозяйственного назначения, необходимость предоставления земельных участков из земель Широчанского сельского округа Ейского района Краснодарского края взамен изъятых в Прикубанском внутригородском округе города Краснодара и собственно включение спорных земельных участков в резерв.
Учитывая вышеизложенное, отказ департамента по основаниям, изложенным в письме от 08.06.2012 N 52-1471ж/12-11-10, является незаконным.
Вместе с тем, в удовлетворении требований предпринимателя надлежит отказать, поскольку им не представлен пакет документов, предусмотренный пунктом 1 статьи 12 Закона N 74-ФЗ.
В судебном заседании суда первой инстанции департамент заявлял, что предприниматель не обосновал площадь испрашиваемых земельных участков (подпункт 5 пункта 1 статьи 12 Закона N 74-ФЗ), и суд первой инстанции с указанным доводом согласился.
Апелляционный суд указанный довод поддерживает.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 12 Закона N 74-ФЗ граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть, в том числе обоснованы размеры предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства).
Таким образом, закон связывает оценку обоснованности испрашиваемого размера земельных участков с числом членов фермерского хозяйства и видами планируемой деятельности.
Довод предпринимателя о том, что он не обязан обосновывать размер испрашиваемого земельного участка, поскольку они уже сформированы и поставлены на кадастровый учет, основан на неверном толковании норм материального права. Обоснование размера земельного участка производится не для целей его формирования, а для оценки соразмерности истребуемых земельных участков материально-техническим и трудовым активам КФХ.
В материалах дела не имеется доказательств наличия у КФХ достаточных денежных средств, техники для обработки площади 170,42 га, не представлено планирование деятельности, при подаче заявления предприниматель не указал конкретные планируемые виды экономической деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства с учетом ведения хозяйства в индивидуальном порядке.
При таких обстоятельствах решение суда надлежит оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судом первой инстанции установлены все обстоятельства, имеющие значение для дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отмену судебного акта, апелляционной инстанцией не выявлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.05.2013 по делу N А32-23228/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
О.А.СУЛИМЕНКО
Судьи
М.В.СОЛОВЬЕВА
С.С.ФИЛИМОНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 07.08.2013 N 15АП-10189/2013 ПО ДЕЛУ N А32-23228/2012
Разделы:Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 августа 2013 г. N 15АП-10189/2013
Дело N А32-23228/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 06 августа 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 августа 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Сулименко О.А., судей Соловьевой М.В., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Согомонян А.Н.,
при участии:
от заявителя - индивидуальный предприниматель Ходжаян В.Х., паспорт
от заинтересованного лица - представитель по доверенности от 19.02.2013 N 52-2777/13-43.17 - Мефоденко М.Г., удостоверение, после перерыва - представитель по доверенности от 28.03.2013 N 52-4930/13-43.17 - Марункевич Э.Н., удостоверение,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Ходжаяна Василия Хачатуровича
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.05.2013 по делу N А32-23228/2012, принятое судьей Савиным Р.В.,
по заявлению индивидуального предпринимателя Ходжаян Василия Хачатуровича
к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края
при участии третьего лица: Министерство обороны Российской Федерации
о признании отказа незаконным
установил:
Индивидуальный предприниматель, глава крестьянского (фермерского) хозяйства Ходжаян Василий Хачатурович (далее - предприниматель, глава КФХ) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным отказа Департамента имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент), изложенного в письме от 08.06.2012 N 52-1471ж/12-11-10 и содержащего отказ в предоставлении заявителю земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 23:42:0707001:1043 площадью 238364 кв. м, 13:42:0701001:79 площадью 938727 кв. м и 23:42:0701001:80 площадью 527207 кв. м; обязать департамент предоставить в аренду заявителю вышеуказанные земельные участки сроком на 5 лет.
Заявленные требования мотивированы тем, что указанные земельные участки учтены в границах Широчанского сельского округа Ейского района Краснодарского края, не имеют ограничений в обороте.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство обороны Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 13.05.2013 в удовлетворении требований предпринимателя отказано. Решение мотивировано тем, что предприниматель не обосновал площадь испрашиваемых земельных участков, спорные земельные участки находятся в резерве Краснодарского края. Земельный участок с кадастровым номером 13:42:0701001:79 подлежит передаче в государственную собственность Российской Федерации на безвозмездной основе для размещения объектов аэродрома.
Индивидуальный предприниматель Ходжаян Василий Хачатурович обжаловал решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просил отменить решение, заявленные требования удовлетворить. В обоснование апелляционной жалобы положены доводы, аналогичные заявленным суду первой инстанции.
В судебном заседании 23.07.2013 участвующие в деле лица дали суду обстоятельства относительно обстоятельств дела, глава КФХ настаивал на требованиях апелляционной жалобы. В судебном заседании 23.07.2013 объявлялся перерыв до 30.07.2013, о чем участвующие в деле лица уведомлены в заседании, а также опубликованием информации в сети Интернет. 30.07.2013 заседание продолжено в отсутствие представителя предпринимателя в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 01.06.2012 Глава КФХ Ходжаян В.Х. в порядке статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон N 74-ФЗ) обратился в департамент с заявлением о предоставлении ему в аренду сроком на 5 лет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения общей площадью 170,42 га (л.д. 6).
Данные земельные участки испрашивались Ходжаяном В.Х. в связи с образованием крестьянского (фермерского) хозяйства. К указанному заявлению были приложены кадастровые паспорта земельных участков, выписки из Росреестра в отношении земельных участков, свидетельство о государственной регистрации, выписку из ЕГРИП.
Департамент письмом от 08.06.2012 N 52-1471ж/12-11-10 сообщил Ходжаяну В.Х. об отказе в предоставлении испрашиваемых земельных участков. Мотивами к отказу послужили следующие причины: на территории муниципального образования Ейский район имеются земли сельскохозяйственного назначения, не являющиеся собственностью Краснодарского края; на территории края осуществляются федеральные и краевые программы, необходимым условием реализации которых является наличие свободных от прав третьих лиц земельных участков сельскохозяйственного назначения из фонда перераспределения земель как резерва. Рассмотрение вопроса о предоставлении земельных участков предпринимателю возможно после реализации вышеуказанных программ.
Считая данное решение об отказе в предоставлении в аренду земельного участка незаконным, нарушающим права и законные интересы, глава КФХ Ходжаян В.Х. обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Суд апелляционной инстанции отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
В соответствии с п. 2, 3 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
В силу пункта 1 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
В соответствии со статьями 34, 29 Земельного кодекса Российской Федерации, определяющими порядок предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, лица, заинтересованные в предоставлении им земельного участка, обращаются с заявлением в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающие правом предоставления таких участков в аренду.
Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности регламентирован статьей 12 Закона N 74-ФЗ.
Согласно пункту 1 вышеназванной статьи Закона N 74-ФЗ граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть указаны:
- 1) цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение);
- 2) испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду);
- 3) условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно);
- 4) срок аренды земельных участков;
- 5) обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства);
- 6) предполагаемое местоположение земельных участков.
Пунктом 6 статьи 12 Закона N 74-ФЗ определен способ защиты прав лица, обратившегося в уполномоченный орган за предоставлением земельного участка. Так, решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об отказе в предоставлении земельного участка для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности может быть оспорено в судебном порядке.
Как видно из материалов дела, основанием к отказу в предоставлении предпринимателю земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 23:42:0707001:1043 площадью 238364 кв. м, 13:42:0701001:79 площадью 938727 кв. м и 23:42:0701001:80 площадью 527207 кв. м; явилась реализация непоименованных федеральных и краевых программ, для чего департаменту необходимо наличие резерва земельных участков сельскохозяйственного назначения.
Однако, такие основания отказа не корреспондируют положениям Закона N 74-ФЗ, не основаны на представленном предпринимателем пакете документов, позволяют департаменту произвольно отказывать любому обратившемуся в порядке статьи 12 Закона N 74-ФЗ лицу в предоставлении земельных участков.
Указывая, что наличие резерва необходимо для исполнения судебного акта по делу A32-6590/2011, в рамках которого суд признал незаконным бездействие администрации Краснодарского края, выразившееся в непринятии решения по вопросу о предоставлении земельных участков, обязал администрацию принять в течение месяца со дня вынесения настоящего судебного акта решение по вопросу о предоставлении в постоянное бессрочное пользование институту земельных участков, равнозначных по площади, целевому назначению и виду разрешенного использования земельным участкам сельскохозяйственного назначения расположенным в Прикубанском внутригородском округе города Краснодара, департамент не обосновал данный довод надлежащими доказательствами. Так, департамент не подтвердил надлежащими доказательствами объем резерва земель сельскохозяйственного назначения, необходимость предоставления земельных участков из земель Широчанского сельского округа Ейского района Краснодарского края взамен изъятых в Прикубанском внутригородском округе города Краснодара и собственно включение спорных земельных участков в резерв.
Учитывая вышеизложенное, отказ департамента по основаниям, изложенным в письме от 08.06.2012 N 52-1471ж/12-11-10, является незаконным.
Вместе с тем, в удовлетворении требований предпринимателя надлежит отказать, поскольку им не представлен пакет документов, предусмотренный пунктом 1 статьи 12 Закона N 74-ФЗ.
В судебном заседании суда первой инстанции департамент заявлял, что предприниматель не обосновал площадь испрашиваемых земельных участков (подпункт 5 пункта 1 статьи 12 Закона N 74-ФЗ), и суд первой инстанции с указанным доводом согласился.
Апелляционный суд указанный довод поддерживает.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 12 Закона N 74-ФЗ граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть, в том числе обоснованы размеры предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства).
Таким образом, закон связывает оценку обоснованности испрашиваемого размера земельных участков с числом членов фермерского хозяйства и видами планируемой деятельности.
Довод предпринимателя о том, что он не обязан обосновывать размер испрашиваемого земельного участка, поскольку они уже сформированы и поставлены на кадастровый учет, основан на неверном толковании норм материального права. Обоснование размера земельного участка производится не для целей его формирования, а для оценки соразмерности истребуемых земельных участков материально-техническим и трудовым активам КФХ.
В материалах дела не имеется доказательств наличия у КФХ достаточных денежных средств, техники для обработки площади 170,42 га, не представлено планирование деятельности, при подаче заявления предприниматель не указал конкретные планируемые виды экономической деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства с учетом ведения хозяйства в индивидуальном порядке.
При таких обстоятельствах решение суда надлежит оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судом первой инстанции установлены все обстоятельства, имеющие значение для дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отмену судебного акта, апелляционной инстанцией не выявлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.05.2013 по делу N А32-23228/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
О.А.СУЛИМЕНКО
Судьи
М.В.СОЛОВЬЕВА
С.С.ФИЛИМОНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)