Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июля 2013 года.
В полном объеме постановление изготовлено 23 июля 2013 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Носач Е.В., судей Зайцевой А.Я. и Романовой А.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Петровой Н.С.,
при участии от администрации города Вологды Завьяловой А.А. по доверенности от 28.03.2012 N 3-1-2-2/523,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице Вологодского филиала на решение Арбитражного суда Вологодской области от 30 апреля 2013 года по делу N А13-1450/2013 (судья Корепин С.В.),
установил:
открытое акционерное общество "Промхимпорт" (ОГРН 1023500873274, далее - Общество) обратилось с иском в суд к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице Вологодского филиала (ОГРН 1027700485757, далее - Учреждение) с требованием установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:24:0203005:37 из категории земель - земли поселений, общей площадью 6090 квадратных метров, расположенного по адресу: город Вологда, улица Элеваторная, в размере его рыночной стоимости равной 2 277 000 рублей; установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:24:0203004:130, из категории земель - земли поселений, общей площадью 23 895 квадратных метров, расположенного по адресу: город Вологда, улица Элеваторная, в размере его рыночной стоимости равной 8 504 000 рублей; установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:24:0203004:85, из категории земель - земли населенных пунктов, общей площадью 63 721 квадратный метр, расположенного по адресу: город Вологда, улица Турундаевская, 128, 128а, в размере его рыночной стоимости, равной 22 386 000 рублей; обязать федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Вологодской области внести рыночную стоимость земельного участка в размере 2 277 000 рублей в качестве новой кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 35:24:0203005:37 в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в законную силу решения суда; обязать федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Вологодской области внести рыночную стоимость земельного участка в размере 8 504 000 рублей в качестве новой кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 35:24:0203004:130 в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в законную силу решения суда; обязать федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Вологодской области внести рыночную стоимость земельного участка в размере 22 386 000 рублей в качестве новой кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 35:24:0203004:85 в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в законную силу решения суда.
Определением суда от 22.02.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация города Вологды (далее - Администрация).
Определением суда от 21.03.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области (далее - Управление).
Решением суда от 18 марта 2013 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Учреждение с судебным актом не согласилось, в апелляционной жалобе просило решение суда первой инстанции отменить. Доводы подателя жалобы сводятся к следующему. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:24:0203004:85 составляет 66 204 844 руб. 58 коп., земельного участка с кадастровым номером 35:24:0203005:37-64 67 336 руб. 40 коп., земельного участка с кадастровым номером 35:24:0203004:130-24 619 735 руб. 35 коп. Кадастровая стоимость спорных земельных участков внесена в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) 11.02.2013 по состоянию на 18.01.2013 на основании приказа Департамента имущественных отношений Вологодской области от 27.12.2012 N 206. Действующее в настоящее время правовое регулирование допускает пересмотр кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости. Вопрос о таком пересмотре должен разрешаться органами исполнительной власти (на территории Вологодской области данным органом является Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области), а при несогласии с их решениями - в судебном порядке. Для обжалования результатов определения кадастровой стоимости, утвержденной приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 27.12.2012 N 206, необходимо обращаться в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости, а при несогласии с вынесенным решением - в суд с заявлением об обжаловании данного решения. Податель жалобы указывает, что, поскольку вступившие в законную силу судебные акты являются обязательными и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации, в данном случае для органа кадастрового учета, который должен будет внести новую кадастровую стоимость в государственный кадастр недвижимости, возложение на этот орган соответствующей обязанности путем принятия настоящего судебного акта является излишним, так как судебной защите подлежат лишь нарушенные или оспариваемые права и законные интересы. На данный момент с учетом установления новой кадастровой стоимости лишь оспариваемым судебным актом, который еще только подлежит исполнению, право заявителя, которое, как полагает последний, подлежит защите путем возложения на орган кадастрового учета соответствующей обязанности, не может быть признано нарушенным, в связи с чем требование о возложении на орган кадастрового учета соответствующей обязанности удовлетворению не подлежит.
Представитель Администрации возражает против удовлетворения иска.
Общество, Учреждение и Управление надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили. В связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав представителя Администрации, исследовав доказательства по делу, доводы жалобы и отзыва на нее, проверив законность и обоснованность судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, истец является собственником земельного участка с кадастровым номером 35:24:0203004:130, земельного участка с кадастровым номером 35:24:0203004:85, земельного участка с кадастровым номером 35:24:0203005:37, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 13.01.2006 серии 35-СК N 052815, от 13.01.2006 серии 35-СК N 052815, от 25.04.2008 серии 35-СК N 331715.
Постановлением правительства Вологодской области от 30 декабря 2009 N 2154 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области, вступившие в силу с 1 января 2011 года.
В результате проведенной государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость принадлежащих истцу земельных участков составила: земельного участка с кадастровым номером 35:24:0203004:130-82 000 471 руб. 50 коп., земельного участка с кадастровым номером 35:24:0203004:85-216 407 349 руб., земельного участка с кадастровым номером 35:24:0203005:37-20 341 878 руб. 90 коп.
В соответствии с отчетом об оценке рыночной стоимости земельных участков от 23.11.2012 N 482/11/12, выполненным по заказу истца обществом с ограниченной ответственностью "Агентство недвижимости и оценки "Альтернатива", рыночная стоимость земельных участков определена по состоянию на 24.10.2012 в следующих размерах: земельного участка с кадастровым номером 35:24:0203004:130-8 504 000 руб., земельного участка с кадастровым номером 35:24:0203004:85-22 386 000 руб., земельного участка с кадастровым номером 35:24:0203005:37-2 277 000 руб.
Полагая, что кадастровая стоимость земельных участков должна быть установлена в размере их рыночной стоимости, истец обратился с настоящим иском в суд.
Суд первой инстанции, рассмотрев заявленные требования, признал их обоснованными.
Апелляционная коллегия считает принятое решение законным и не подлежащим отмене.
На момент судебного разбирательства в суде первой инстанции постановление правительства Вологодской области от 30 декабря 2009 года N 2154 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области" утратило силу в связи с изданием постановления правительства Вологодской области от 18 января 2013 года N 51 "О признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства области".
Приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 27 декабря 2012 года N 206 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов Вологодской области", вступившим в силу со дня официального опубликования (опубликован в газете "Красный Север" 18 января 2013 года), утверждены новые результаты кадастровой стоимости земель населенных пунктов Вологодской области.
Указанные результаты внесены в государственный кадастр недвижимости 10 февраля 2013 года.
Кадастровая стоимость принадлежащих истцу земельных участков, в соответствии с новыми результатами оценки, с 18.01.2013 составляет: земельного участка с кадастровым номером 35:24:0203004:130-24 619 735 руб. 35 коп., земельного участка с кадастровым номером 35:24:0203004:85-66 204 844 руб. 58 коп., земельного участка с кадастровым номером 35:24:0203005:37-6 467 336 руб. 40 коп.
Согласно письму Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области от 08.02.2013 N 15/15-21/1871 кадастровая стоимость земельных участков, утвержденная приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 27.12.2012 N 206, была определена по состоянию на 02.06.2012.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В силу федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 22.10.2010 N 508, под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
Пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.
Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами, согласно которым государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
В соответствии с пунктом 1 Правил организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) и его территориальными органами.
Согласно пункту 10 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Роснедвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
На основании Указа Президента Российской Федерации от 25.12.2008 N 1847 в связи с упразднением Роснедвижимости ее функции возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.
Последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) органа кадастрового учета при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель определяются Административным регламентом исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденным приказом Министерства торговли и экономического развития Российской Федерации от 28.06.2007 N 215.
Порядок определения кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка устанавливается Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 N 222.
В соответствии с пунктом 2.1.17 данных Методических указаний в случае образования новых земельных участков путем разделения существующего земельного участка (преобразуемый земельный участок) кадастровая стоимость образуемых земельных участков определяется путем умножения площади указанных земельных участков на удельный показатель кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка.
В статье 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) предусмотрено право физических и юридических лиц в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органов государственной власти, органов местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, оспорить результаты определения кадастровой стоимости в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Вместе с тем пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ (в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ) установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Истец в исковых требованиях, не оспаривая, что кадастровая стоимость спорных земельных участков определена в соответствии с требованиями действующего законодательства, просит установить их рыночную стоимость.
Судом первой инстанции установлено, что кадастровая стоимость спорных земельных участков определена в соответствии с требованиями нормативных документов.
Согласно правовой позиции, изложенной Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
В соответствии с отчетом об оценке рыночной стоимости земельных участков от 23.11.2012 N 482/11/12, выполненным по заказу истца обществом с ограниченной ответственностью "Агентство недвижимости и оценки "Альтернатива", рыночная стоимость земельных участков определена по состоянию на 24.10.2012 в следующих размерах: земельного участка с кадастровым номером 35:24:0203004:130-8 504 000 руб., земельного участка с кадастровым номером 35:24:0203004:85-22 386 000 руб., земельного участка с кадастровым номером 35:24:0203005:37-2 277 000 руб.
Поскольку доказательств неактуальности установленной отчетом оценщика рыночной стоимости земельных участков на момент вынесения судом решения ответчиком не представлено, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что кадастровая стоимость спорных земельных участков может быть установлена в размере их рыночной стоимости, определенной на основании указанного заключения эксперта.
Довод подателя жалобы о том, что кадастровая стоимость, которую в исковом заявлении указывает истец, утверждена постановлением правительства Вологодской области от 30.12.2009 N 2154 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области", данное постановление отменено постановлением Правительства Вологодской области от 18.01.2013 N 51 и сведения о кадастровой стоимости утвержденные данным постановлением, в ГКН на момент обращения истца в суд отсутствовали, в связи с чем пересмотру не подлежат, отклоняется судом апелляционной инстанции.
Согласно пункту 26 федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО N 1)" итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, за исключением кадастровой, указанная в отчете об оценке, может быть признана рекомендуемой для целей совершения сделки с объектами оценки, если с даты составления отчета об оценке до даты совершения сделки с объектом оценки или даты представления публичной оферты прошло не более шести месяцев.
Согласно пункту 26 ФСО N 1 итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, за исключением кадастровой, указанная в отчете об оценке, может быть признана рекомендуемой для целей совершения сделки с объектами оценки, если с даты составления отчета об оценке до даты совершения сделки с объектом оценки или даты представления публичной оферты прошло не более шести месяцев.
Кадастровая стоимость земельных участков, утвержденная приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 27.12.2012 N 206, была определена по состоянию на 02.06.2012.
Кроме того, на дату обращения в суд с момента проведения рыночной оценки имущества прошло не более 6 месяцев и не истек установленный законодательством срок, в течение которого установленная оценщиком цена может быть признана рекомендуемой для совершения сделки.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (далее - орган кадастрового учета).
В силу части 2 статьи 3 названного Закона предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных настоящим Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.
В соответствии с приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета" Учреждение выполняет функции по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.
Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 26.12.2011 N 531 Учреждение с 01.03.2012 наделено полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение количественных и (или) качественных характеристик. На территории Вологодской области полномочия осуществляет филиал - федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Вологодской области.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что надлежащим ответчиком по настоящему делу является Учреждение, как орган, наделенный полномочиями по определению кадастровой стоимости в отношении объектов недвижимости.
Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 30 апреля 2013 года по делу N А13-1450/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" - без удовлетворения.
Председательствующий
Е.В.НОСАЧ
Судьи
А.Я.ЗАЙЦЕВА
А.В.РОМАНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.07.2013 ПО ДЕЛУ N А13-1450/2013
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 июля 2013 г. по делу N А13-1450/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июля 2013 года.
В полном объеме постановление изготовлено 23 июля 2013 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Носач Е.В., судей Зайцевой А.Я. и Романовой А.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Петровой Н.С.,
при участии от администрации города Вологды Завьяловой А.А. по доверенности от 28.03.2012 N 3-1-2-2/523,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице Вологодского филиала на решение Арбитражного суда Вологодской области от 30 апреля 2013 года по делу N А13-1450/2013 (судья Корепин С.В.),
установил:
открытое акционерное общество "Промхимпорт" (ОГРН 1023500873274, далее - Общество) обратилось с иском в суд к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице Вологодского филиала (ОГРН 1027700485757, далее - Учреждение) с требованием установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:24:0203005:37 из категории земель - земли поселений, общей площадью 6090 квадратных метров, расположенного по адресу: город Вологда, улица Элеваторная, в размере его рыночной стоимости равной 2 277 000 рублей; установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:24:0203004:130, из категории земель - земли поселений, общей площадью 23 895 квадратных метров, расположенного по адресу: город Вологда, улица Элеваторная, в размере его рыночной стоимости равной 8 504 000 рублей; установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:24:0203004:85, из категории земель - земли населенных пунктов, общей площадью 63 721 квадратный метр, расположенного по адресу: город Вологда, улица Турундаевская, 128, 128а, в размере его рыночной стоимости, равной 22 386 000 рублей; обязать федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Вологодской области внести рыночную стоимость земельного участка в размере 2 277 000 рублей в качестве новой кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 35:24:0203005:37 в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в законную силу решения суда; обязать федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Вологодской области внести рыночную стоимость земельного участка в размере 8 504 000 рублей в качестве новой кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 35:24:0203004:130 в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в законную силу решения суда; обязать федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Вологодской области внести рыночную стоимость земельного участка в размере 22 386 000 рублей в качестве новой кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 35:24:0203004:85 в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в законную силу решения суда.
Определением суда от 22.02.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация города Вологды (далее - Администрация).
Определением суда от 21.03.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области (далее - Управление).
Решением суда от 18 марта 2013 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Учреждение с судебным актом не согласилось, в апелляционной жалобе просило решение суда первой инстанции отменить. Доводы подателя жалобы сводятся к следующему. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:24:0203004:85 составляет 66 204 844 руб. 58 коп., земельного участка с кадастровым номером 35:24:0203005:37-64 67 336 руб. 40 коп., земельного участка с кадастровым номером 35:24:0203004:130-24 619 735 руб. 35 коп. Кадастровая стоимость спорных земельных участков внесена в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) 11.02.2013 по состоянию на 18.01.2013 на основании приказа Департамента имущественных отношений Вологодской области от 27.12.2012 N 206. Действующее в настоящее время правовое регулирование допускает пересмотр кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости. Вопрос о таком пересмотре должен разрешаться органами исполнительной власти (на территории Вологодской области данным органом является Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области), а при несогласии с их решениями - в судебном порядке. Для обжалования результатов определения кадастровой стоимости, утвержденной приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 27.12.2012 N 206, необходимо обращаться в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости, а при несогласии с вынесенным решением - в суд с заявлением об обжаловании данного решения. Податель жалобы указывает, что, поскольку вступившие в законную силу судебные акты являются обязательными и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации, в данном случае для органа кадастрового учета, который должен будет внести новую кадастровую стоимость в государственный кадастр недвижимости, возложение на этот орган соответствующей обязанности путем принятия настоящего судебного акта является излишним, так как судебной защите подлежат лишь нарушенные или оспариваемые права и законные интересы. На данный момент с учетом установления новой кадастровой стоимости лишь оспариваемым судебным актом, который еще только подлежит исполнению, право заявителя, которое, как полагает последний, подлежит защите путем возложения на орган кадастрового учета соответствующей обязанности, не может быть признано нарушенным, в связи с чем требование о возложении на орган кадастрового учета соответствующей обязанности удовлетворению не подлежит.
Представитель Администрации возражает против удовлетворения иска.
Общество, Учреждение и Управление надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили. В связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав представителя Администрации, исследовав доказательства по делу, доводы жалобы и отзыва на нее, проверив законность и обоснованность судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, истец является собственником земельного участка с кадастровым номером 35:24:0203004:130, земельного участка с кадастровым номером 35:24:0203004:85, земельного участка с кадастровым номером 35:24:0203005:37, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 13.01.2006 серии 35-СК N 052815, от 13.01.2006 серии 35-СК N 052815, от 25.04.2008 серии 35-СК N 331715.
Постановлением правительства Вологодской области от 30 декабря 2009 N 2154 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области, вступившие в силу с 1 января 2011 года.
В результате проведенной государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость принадлежащих истцу земельных участков составила: земельного участка с кадастровым номером 35:24:0203004:130-82 000 471 руб. 50 коп., земельного участка с кадастровым номером 35:24:0203004:85-216 407 349 руб., земельного участка с кадастровым номером 35:24:0203005:37-20 341 878 руб. 90 коп.
В соответствии с отчетом об оценке рыночной стоимости земельных участков от 23.11.2012 N 482/11/12, выполненным по заказу истца обществом с ограниченной ответственностью "Агентство недвижимости и оценки "Альтернатива", рыночная стоимость земельных участков определена по состоянию на 24.10.2012 в следующих размерах: земельного участка с кадастровым номером 35:24:0203004:130-8 504 000 руб., земельного участка с кадастровым номером 35:24:0203004:85-22 386 000 руб., земельного участка с кадастровым номером 35:24:0203005:37-2 277 000 руб.
Полагая, что кадастровая стоимость земельных участков должна быть установлена в размере их рыночной стоимости, истец обратился с настоящим иском в суд.
Суд первой инстанции, рассмотрев заявленные требования, признал их обоснованными.
Апелляционная коллегия считает принятое решение законным и не подлежащим отмене.
На момент судебного разбирательства в суде первой инстанции постановление правительства Вологодской области от 30 декабря 2009 года N 2154 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области" утратило силу в связи с изданием постановления правительства Вологодской области от 18 января 2013 года N 51 "О признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства области".
Приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 27 декабря 2012 года N 206 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов Вологодской области", вступившим в силу со дня официального опубликования (опубликован в газете "Красный Север" 18 января 2013 года), утверждены новые результаты кадастровой стоимости земель населенных пунктов Вологодской области.
Указанные результаты внесены в государственный кадастр недвижимости 10 февраля 2013 года.
Кадастровая стоимость принадлежащих истцу земельных участков, в соответствии с новыми результатами оценки, с 18.01.2013 составляет: земельного участка с кадастровым номером 35:24:0203004:130-24 619 735 руб. 35 коп., земельного участка с кадастровым номером 35:24:0203004:85-66 204 844 руб. 58 коп., земельного участка с кадастровым номером 35:24:0203005:37-6 467 336 руб. 40 коп.
Согласно письму Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области от 08.02.2013 N 15/15-21/1871 кадастровая стоимость земельных участков, утвержденная приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 27.12.2012 N 206, была определена по состоянию на 02.06.2012.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В силу федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 22.10.2010 N 508, под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
Пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.
Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами, согласно которым государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
В соответствии с пунктом 1 Правил организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) и его территориальными органами.
Согласно пункту 10 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Роснедвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
На основании Указа Президента Российской Федерации от 25.12.2008 N 1847 в связи с упразднением Роснедвижимости ее функции возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.
Последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) органа кадастрового учета при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель определяются Административным регламентом исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденным приказом Министерства торговли и экономического развития Российской Федерации от 28.06.2007 N 215.
Порядок определения кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка устанавливается Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 N 222.
В соответствии с пунктом 2.1.17 данных Методических указаний в случае образования новых земельных участков путем разделения существующего земельного участка (преобразуемый земельный участок) кадастровая стоимость образуемых земельных участков определяется путем умножения площади указанных земельных участков на удельный показатель кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка.
В статье 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) предусмотрено право физических и юридических лиц в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органов государственной власти, органов местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, оспорить результаты определения кадастровой стоимости в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Вместе с тем пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ (в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ) установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Истец в исковых требованиях, не оспаривая, что кадастровая стоимость спорных земельных участков определена в соответствии с требованиями действующего законодательства, просит установить их рыночную стоимость.
Судом первой инстанции установлено, что кадастровая стоимость спорных земельных участков определена в соответствии с требованиями нормативных документов.
Согласно правовой позиции, изложенной Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
В соответствии с отчетом об оценке рыночной стоимости земельных участков от 23.11.2012 N 482/11/12, выполненным по заказу истца обществом с ограниченной ответственностью "Агентство недвижимости и оценки "Альтернатива", рыночная стоимость земельных участков определена по состоянию на 24.10.2012 в следующих размерах: земельного участка с кадастровым номером 35:24:0203004:130-8 504 000 руб., земельного участка с кадастровым номером 35:24:0203004:85-22 386 000 руб., земельного участка с кадастровым номером 35:24:0203005:37-2 277 000 руб.
Поскольку доказательств неактуальности установленной отчетом оценщика рыночной стоимости земельных участков на момент вынесения судом решения ответчиком не представлено, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что кадастровая стоимость спорных земельных участков может быть установлена в размере их рыночной стоимости, определенной на основании указанного заключения эксперта.
Довод подателя жалобы о том, что кадастровая стоимость, которую в исковом заявлении указывает истец, утверждена постановлением правительства Вологодской области от 30.12.2009 N 2154 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области", данное постановление отменено постановлением Правительства Вологодской области от 18.01.2013 N 51 и сведения о кадастровой стоимости утвержденные данным постановлением, в ГКН на момент обращения истца в суд отсутствовали, в связи с чем пересмотру не подлежат, отклоняется судом апелляционной инстанции.
Согласно пункту 26 федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО N 1)" итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, за исключением кадастровой, указанная в отчете об оценке, может быть признана рекомендуемой для целей совершения сделки с объектами оценки, если с даты составления отчета об оценке до даты совершения сделки с объектом оценки или даты представления публичной оферты прошло не более шести месяцев.
Согласно пункту 26 ФСО N 1 итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, за исключением кадастровой, указанная в отчете об оценке, может быть признана рекомендуемой для целей совершения сделки с объектами оценки, если с даты составления отчета об оценке до даты совершения сделки с объектом оценки или даты представления публичной оферты прошло не более шести месяцев.
Кадастровая стоимость земельных участков, утвержденная приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 27.12.2012 N 206, была определена по состоянию на 02.06.2012.
Кроме того, на дату обращения в суд с момента проведения рыночной оценки имущества прошло не более 6 месяцев и не истек установленный законодательством срок, в течение которого установленная оценщиком цена может быть признана рекомендуемой для совершения сделки.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (далее - орган кадастрового учета).
В силу части 2 статьи 3 названного Закона предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных настоящим Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.
В соответствии с приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета" Учреждение выполняет функции по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.
Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 26.12.2011 N 531 Учреждение с 01.03.2012 наделено полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение количественных и (или) качественных характеристик. На территории Вологодской области полномочия осуществляет филиал - федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Вологодской области.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что надлежащим ответчиком по настоящему делу является Учреждение, как орган, наделенный полномочиями по определению кадастровой стоимости в отношении объектов недвижимости.
Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 30 апреля 2013 года по делу N А13-1450/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" - без удовлетворения.
Председательствующий
Е.В.НОСАЧ
Судьи
А.Я.ЗАЙЦЕВА
А.В.РОМАНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)