Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.05.2013 ПО ДЕЛУ N А41-52973/12

Разделы:
Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 мая 2013 г. по делу N А41-52973/12


Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 20 мая 2013 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кручининой Н.А.,
судей Бархатова В.Ю., Мищенко Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Светловой Е.С.,
при участии в заседании:
от заявителя (ОАО "Агентство "Транс-Т", ИНН: 7734131465, ОГРН: 1025004066768) - Остроумов А.А., представитель по доверенности б/н от 10.10.2012,
от заинтересованного лица (Федеральное агентство по управлению государственным имуществом) - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от заинтересованного лица (Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области) - Смирнова А.И., представитель по доверенности N ии/08-11536/Д от 02.11.2012,
от третьих лиц:
от Управления Росреестра по Московской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от Администрации Одинцовского муниципального района Московской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от КУИ Администрации Одинцовского муниципального района Московской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 22.01.2013 по делу N А41-52973/12,
принятое судьей Завриевым С.С.,
по заявлению ОАО "Агентство "Транс-Т" к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, при участии третьих лиц - Управления Росреестра по Московской области, Администрации Одинцовского муниципального района Московской области и КУИ Администрации Одинцовского муниципального района Московской области, об оспаривании отказов и обязании предоставить земельный участок,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Агентство "Транс-Т" (далее - ООО "Агентство "Транс-Т", общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (далее - ФАУГИ, Росимущество) и Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее - ТУ Росимущества в Московской области) о признании незаконным отказа Федерального агентства по управлению государственным имуществом в предоставлении на праве собственности земельного участка для производственно-складской базы, с кадастровым номером N 50:20:0090412:0007, имеющего площадь 30978 кв. м, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и иного специального назначения, вид разрешенного использования: для производственно-складской базы, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Московская область, Одинцовский район, с/п Никольское, в районе п. Новый Городок, выраженного в письме N ПП-10/38056 от 12.09.2012 г.; об обязании Федерального агентства по управлению государственным имуществом дать поручение Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области на заключение с ООО "Агентство "Транс-Т" договора купли-продажи земельного участка для производственно-складской базы, с кадастровым номером N 50:20:0090412:0007, имеющего площадь 30978 кв. м, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и иного специального назначения, вид разрешенного использования: для производственно-складской базы, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Московская область, Одинцовский район, с/п Никольское, в районе п. Новый Городок, по цене в размере 2,5% кадастровой стоимости земельного участка; о признании незаконным отказа Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области в предоставлении на праве собственности земельного участка для производственно-складской базы, с кадастровым номером N 50:20:0090412:0007, имеющего площадь 30978 кв. м, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и иного специального назначения, вид разрешенного использования: для производственно-складской базы, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Московская область, Одинцовский район, с/п Никольское, в районе п. Новый Городок, выраженное в письме N ИИ/04-11413 от 30.10.2012 г.; об обязании Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области подготовить проект договора купли-продажи земельного участка для производственно-складской базы, с кадастровым номером N 50:20:0090412:0007, имеющего площадь 30978 кв. м, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и иного специального назначения, вид разрешенного использования: для производственно-складской базы, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Московская область, Одинцовский район, с/п Никольское, в районе п. Новый Городок, по цене в размере 2,5% кадастровой стоимости земельного участка и направить указанный договор ООО "Агентство "Транс-Т" с предложением о заключении данного договора.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация Одинцовского муниципального района Московской области и Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского Муниципального района и Управление Росреестра по Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 22.01.2013 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ТУ Росимущества в Московской области обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которых просило оспариваемый судебный акт отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель ТУ Росимущества в Московской области поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Представитель ООО "Агентство "Транс-Т" против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по доводам, изложенным в письменных объяснениях на апелляционную жалобу, поддержал решение суда первой инстанции, считает его законным и обоснованным.
ФАУГИ, Управление Росреестра по Московской области, Администрация Одинцовского муниципального района Московской области и КУИ Администрации Одинцовского муниципального района Московской области, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в том числе путем публичного уведомления на официальном сайте Десятого арбитражного апелляционного суда: www.10aas.arbitr.ru, своих представителей в суд апелляционной инстанции не направили, каких-либо ходатайств и отзыва на апелляционную жалобу не представили. Дело рассмотрено в порядке ст. 121 - 123, 153, 156 АПК РФ.
Рассмотрев апелляционную жалобу, изучив материалы дела, выслушав мнение представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального права и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для ее удовлетворения в силу нижеследующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Распоряжением Правительства Российской Федерации N 2354-р от 16.12.1992 Госкомимуществу России поручено произвести приватизацию Московского машиностроительного завода "Скорость" им. А.С. Яковлева (ММЗ "Скорость).
Согласно Плану приватизации ММЗ "Скорость", утвержденного 23.12.1992, следует, что ММЗ "Скорость" являлся федеральной собственностью.
В результате приватизации ММЗ "Скорость" учреждено АООТ "Опытно-конструкторское бюро им. А.С. Яковлева". Позднее АООТ "Опытно-конструкторское бюро им. А.С. Яковлева" было преобразовано в ОАО "Опытно-конструкторское бюро им. А.С. Яковлева".
10.11.1998 между ООО "Агентство "Транс-Т" и ОАО "Опытно-конструкторское бюро им. А.С. Яковлева" заключены договоры купли-продажи недвижимости от 10.11.1998, и от 28.11.2011, в соответствии с которым общество приобрело следующие объекты недвижимого имущества:
- 1. здание - проходная N 2, назначение: нежилое, 1-этажный, общая площадь 20,9 кв. м, инв. N 180:057-05813, лит. Б22, адрес объекта: Московская область, Одинцовский муниципальный район, сельское поселение Никольское, пос. Новый Городок, производственно-складская база, строение 7, кадастровый (условный) номер: 50:20:21:00055:009, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 16.04.1999 сделана запись регистрации N 50-01.002-2.1999-60.07 (свидетельством о государственной регистрации права N 50-НД N 956747 от 12.03.2010, Выписка из ЕГРП N 49/12/2012-14 от 30.05.2012);
- 2. трансформаторная, назначение: нежилое, 1-этажный, общая площадь 199,2 кв. м, инв. N 180:057-05813, лит. Б13, 1Б13, адрес объекта: Московская область, Одинцовский муниципальный район, сельское поселение Никольское, пос. Новый Городок, производственно-складская база, строение 3, кадастровый (условный) номер: 50:20:21:00055:018, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 16.04.1999 сделана запись регистрации N 50-01.002-2.1999-60.13 (свидетельство о государственной регистрации права N 50-НД N 956744 от 12.03.2010, выписка из ЕГРП N 49/012/2012-10 от 30.05.2012);
- 3. здание - склад, назначение: нежилое, 1-этажный, общая площадь 497 кв. м, инв. N 180:057-05873, лит. Б5, адрес объекта Московская область, Одинцовский муниципальный район, сельское поселение Никольское, пос. Новый Городок, производственно-складская база, строение 4, кадастровый (условный) номер: 50:20:21:00055:015, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 29.04.2002 сделана запись регистрации N 50-01.49-06.2002-72.1 (свидетельство о государственной регистрации права N 50-НД N 956748 от 12.03.2010, выписка из ЕГРП N 49/012/2012-11 от 30.05.2012);
- 4. здание - склад, назначение: нежилое, 1-этажный, общая площадь 908,3 кв. м, инв. N 180:057-05813, лит. Б23, Б25, адрес объекта: Московская область, Одинцовский муниципальный район, сельское поселение Никольское, пос. Новый Городок, производственно-складская база, строение 6, кадастровый (условный) номер: 50:20:21:00055:024, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 16.04.1999 сделана запись регистрации N 50-01.00-2.1999-60.15 (свидетельство о государственной регистрации права N 50-НД N 956743 от 12.03.2010, выписка из ЕГРП N 49/012/2012-13 от 30.05.2012);
- 5. литейная мастерская, назначение: нежилое, 2-этажный, общая площадь 1470,9 кв. м, инв. N 180:057-05813, лит. Б8, Б9, адрес объекта: Московская область, Одинцовский муниципальный район, сельское поселение Никольское, пос. Новый Городок, производственно-складская база, строение 13, кадастровый (условный) номер: 50:20:21:00055:026, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 19.12.2011 сделана запись регистрации N 50-50-49/049/2011-082 (свидетельство о государственной регистрации права N 50-АБ N 524798 от 19.12.2011, выписка из ЕГРП N 49/012/2012-20 от 30.05.2012);
- 6. склад сыпучих материалов, назначение: нежилое, 1-этажный, общая площадь 467,3 кв. м, инв. N 180:057-05813, лит. Б19, адрес объекта: Московская область, Одинцовский муниципальный район, сельское поселение Никольское, пос. Новый Городок, производственно-складская база, строение 8, кадастровый (условный) номер: 50:20:21:00055:021, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 19.12.2011 сделана запись регистрации N 50-50-49/049/2011-076 (свидетельство о государственной регистрации права N 50-АБ N 524804 от 19.12.2011, выписка из ЕГРП N 49/012/2012-15 от 30.05.2012);
- 7. здание падающего молота, назначение: нежилое, 2-этажный, общая площадь 422 кв. м, инв. N 180:057-05813, лит. Б18, Московская область, Одинцовский муниципальный район, сельское поселение Никольское, пос. Новый Городок, производственно-складская база, строение 12, кадастровый (условный) номер 50:20:21:00055:004, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 19.12.2011 сделана запись регистрации N 50-50-49/049/2011-081 (свидетельство о государственной регистрации права N 50-АБ N 524799 от 19.12.2011, выписка из ЕГРП N 49/012/2012-19 от 30.05.2012);
- 8. трансформаторная, назначение: нежилое, 1-этажный, общая площадь 48,2 кв. м, инв. N 180:057-05813, лит. Б21, адрес объекта: Московская область, Одинцовский муниципальный район, сельское поселение Никольское, пос. Новый Городок, производственно-складская база, строение 11, кадастровый (условный) номер 50:20:21:00055:002, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 19.12.2011 сделана запись регистрации N 50-50-49/049/2011-080 (свидетельство о государственной регистрации права N 50-АБ N 524800 от 19.12.2011, выписка из ЕГРП N 49/012/2012-18 от 30.05.2012);
- 9. компрессорная, назначение: нежилое, 1-этажный, общая площадь 73,6 кв. м, инв. N 180:057-05813, лит. Б24, адрес объекта: Московская область, Одинцовский муниципальный район, сельское поселение Никольское, пос. Новый Городок, производственно-складская база, строение 14, кадастровый (условный) номер 50:20:21:00055:003, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 19.12.2011 сделана запись регистрации N 50-50-49/049/2011-079 (свидетельство о государственной регистрации права N 50-АБ N 524801 от 19.12.2011, выписка из ЕГРП N 49/012/2012-21 от 30.05.2012);
- 10. котельная, назначение: нежилое, 2-этажный (подземных этажей - 1), общая площадь 598,2 кв. м, инв. N 108:057-05813, лит. Б7, Б25, б, б1, адрес объекта: Московская область, Одинцовский муниципальный район, сельское поселение Никольское, пос. Новый Городок, производственно-складская база, строение 9, кадастровый (условный) номер 50:20:21:00055:016, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 19.12.2011 сделана запись регистрации N 50-50-49/049/2011-077 (свидетельство о государственной регистрации права N 50-АБ N 524803 от 19.12.2011, выписка из ЕГРП N 49/012/2012-16 от 30.05.2012);
- 11. склад, назначение: нежилое, 1-этажный, общая площадь 600,2 кв. м, инв. N 180:057-05813, лит. Б6, адрес объекта: Московская область, Одинцовский муниципальный район, сельское поселение Никольское, пос. Новый Городок, производственно-складская база, строение 10, кадастровый (условный) номер 50:20:21:00055:017, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 19.12.2011 сделана запись регистрации N 50-50-49/049/2011-078 (свидетельством о государственной регистрации права N 50-АБ N 524802 от 19.12.2011, выписка из ЕГРП N 49/012/2012-17 от 30.05.2012).
Факт принадлежности указанных объектов недвижимости заявителю, ранее отчужденных из государственной (федеральной) собственности также подтверждается вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Московской области от 02.02.2012 по делу А41-41907/10.
Кроме того, на спорном земельном участке расположены еще 5 объектов недвижимости, принадлежащие ООО "Агентство "Транс-Т" на праве собственности, а именно:
- 1. склад, нежилое, 1-этажный, общая площадь 1367,4 кв. м, инв. N 180:057-05813, лит. Б20, б, б1, адрес объекта: Московская область, Одинцовский муниципальный район, сельское поселение Никольское, пос. Новый Городок, производственно-складская база, строение 5, кадастровый (условный) номер 50:20:21:00055:022, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 27.12.2002 сделана запись регистрации N 50-01/49-18/2002-125.1 (свидетельство о государственной регистрации права N 50-АА N 461635 от 16.08.2010, выписка из ЕГРП N 49/012/2012-12 от 30.05.2012);
- 2. административное здание, назначение: нежилое, 3-этажный (подземных этажей - 1), общая площадь 713,1 кв. м, инв. N 180:057-05813, лит. Б10, адрес объекта: Московская область, Одинцовский муниципальный район, сельское поселение Никольское, пос. Новый городок, производственно-складская база, строение 1, кадастровый (условный) номер: 50-50-20/105/2005-449, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 16.11.2005 сделана запись регистрации N 50-50-20/105/2005-449 (свидетельство о государственной регистрации права N 50-НК N 074096 от 22.04.2010, выписка из ЕГРП N 49/012/2012-8 от 30.05.2012);
- 3. контора, проходная, назначение: нежилое здание, 4-этажный, подземных гаражей - 1, общая площадь 920,9 кв. м, инв. N 180:057-05813, лит. Б26, Б27, б2, б3, б4, Московская область, Одинцовский муниципальный район, сельское поселение Никольское, пос. Новый городок, производственно-складская база, строение 2, кадастровый (условный) номер 50-50-49/038/2011-028, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 22.09.2011 сделана запись регистрации N 50-50-49/038/2011-028 (свидетельство о государственной регистрации права N 50-АВ N 278974 от 22.09.2011, выписка из ЕГРП N 49/012/2012-9 от 30.05.2012);
- 4. газопровод высокого давления, нежилое, протяженность 11 м, инв. N 180:057-10933, лит. Г, адрес объекта: Московская область, Одинцовский район, пос. Новый городок, производственно-складская база, строение N 1А, кадастровый (условный) номер: 50-50-20/019/2009-183, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 24.02.2009 сделана запись регистрации N 50-50-20/019/2009-183 (свидетельством о государственной регистрации права N 50-НК N 074095 от 22.04.2010, выписка из ЕГРП N 49/012/2012-22 от 30.05.2012);
- 5. газопровод низкого давления, назначение: нежилое, протяженность 19,0 м, инв. N 180:057-10933, лит. 1Г, адрес объекта: Московская область, Одинцовский район, пос. Новый городок, производственно-складская база, строение N 1А, кадастровый (условный) номер: 50-50-20/019/2009-184, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 24.02.2009 сделана запись регистрации N 50-50-20/019/2009-184 (свидетельство о государственной регистрации права N 50-НК N 074093 от 22.04.2010, выписка из ЕГРП N 49/012/2012-23 от 30.05.2012).
16.04.2002 между ООО "Агентство "Транс-Т" (арендодатель) и Министерством имущественных отношений Московской области (арендатор) заключен Договор N 21018-Z аренды земельного участка с кадастровым номером 50:20:0090412:0007, в соответствии с условиями которого арендодатель передал ООО "Агентство "Транс-Т" в аренду земельный участок с кадастровым номером 50-20-21-5-3-1 (в настоящее время кадастровый номер указанного земельного участка 50:20:0090412:0007, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка), площадью 30978 кв. м из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и иного специального назначения, расположенный по адресу: Московская область, Одинцовский район, Никольский сельский округ, в районе поселка Новый Городок, цель использования: для производственно-складской базы.
На основании п. 2.1 Договора срок аренды установлен с 21.03.2002 по 20.03.2027 на 25 лет.
Соглашением N 2 от 11.09.2008 о внесении изменений в договор аренды находящегося в государственной собственности земельного участка от 16.04.2002 г. N 21018-Z в преамбуле договора Министерство имущественных отношений Московской области заменено на Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области.
25.06.2012 г. ООО "Агентство "Транс-Т" обратилось в ТУ Росимущества в МО с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:20:0090412:0007 по цене, предусмотренной п. 1, ст. 2 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ".
В ответ на данное обращение ТУ Росимущества в Московской области письмом от 30.10.2012 г. N ИИ/04-11413, отказало в просьбе заявителю в предоставлении в собственность земельного участка по основаниям, указанным в письме Росимущества N ПП-10/38056 от 12.09.2012, согласно которому ТУ Росимущества в Московской области дано поручение осуществить проверку фактического использования земельного участка с кадастровым номером N 50:20:0090412:0007, визуальную проверку расположения на данном земельном участке объектов недвижимости, установить правомерность их строительства/реконструкции, представить документы, подтверждающие наличие или отсутствие на земельном участке объектов обороны, а пакет документов возвращен на доработку.
Считая отказ Росимущества и Территориального управления Росимущества в Московской области в предоставлении в собственность ООО "Агентство "Транс-Т" земельного участка с кадастровым номером 50:20:0090412:0007 незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что выводы суда первой инстанции положенные в основу решения основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, и не противоречат представленным в материалы дела доказательствам по следующим основаниям.
Глава 24 АПК РФ предусматривает в качестве самостоятельного способа защиты нарушенного права в сфере предпринимательской деятельности обжалование действий (бездействия) государственных органов.
В соответствии с подп. 3 п. 5 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов местного самоуправления об отказе в совершении действий, принятии решений должны содержаться указание на признание оспариваемых действий незаконными и обязанность соответствующего государственного органа совершить определенные действия, принять решение или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя.
Поскольку данный спор заявлен в соответствии с нормами главы 24 АПК РФ, требование общества об обязании государственного органа предоставить спорный земельный участок путем выкупа, а также об обязании подготовить и направить в адрес общества проект договора купли-продажи указанного земельного участка следует расценивать в качестве способа восстановления нарушенного права при разрешении спора в рамках указанной главы процессуального законодательства, а не самостоятельным исковым требованием.
Удовлетворяя заявленные требования в части признания незаконным отказа Росимущества и ТУ Росимущества в Московской области в предоставлении спорного земельного участка в собственность, суд первой инстанции указал, что материалам дела не подтверждается факт наличия достаточных оснований, предусмотренных земельным законодательством для принятия решения об отказе в предоставлении за плату в собственность испрашиваемого земельного участка.
Указанный вывод суда первой инстанции следует признать правильным, основанном на правильном применении норм материального права и соответствующим представленным в дело доказательствам.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта органа, осуществляющего публичные полномочия, если он полагает, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Порядок предоставления земельных участков собственникам объектов недвижимости предусмотрен ст. 36 ЗК РФ.
В силу п. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.
Пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что орган местного самоуправления на основании заявления собственника здания, строения, сооружения в месячный срок принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора. Отказ в выкупе земельного участка или предоставлении его в аренду не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом (пп. 5 п. 3 ст. 28).
Исходя из толкования названных норм, следует, что выбор между выкупом земельного участка или приобретением права аренды основывается только на волеизъявлении лица, которому земельный участок принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования либо собственника объектов недвижимости, расположенного на нем.
В соответствии с п. 4 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации - не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в собственности, в том числе и органов местного самоуправления, за исключением случаев прямо указанных в законе, перечень которых является исчерпывающим.
Суд первой инстанции установил, что спорный земельный участок не является изъятым из оборота по основаниям, предусмотренным ст. 27 Земельного кодекса РФ.
Таким образом, для реализации права на приобретение в собственность земельных участков заявитель должен подтвердить только право собственности на объекты недвижимости.
Право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации (п. 2 ст. 8, ст. 219 ГК РФ).
Согласно ст. ст. 2, 4 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" установлено, что вещные права на недвижимость подлежат государственной регистрации, которая является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Суд первой инстанции на основании представленных в материалы дела доказательств, а именно: свидетельств о государственной регистрации права собственности на объекты недвижимости пришел к выводу о том, что общество является собственником объектов недвижимости, расположенных на земельном участке площадью 30 978 кв. м с кадастровым номером 50:20:0090412:0007.
Данный факт также подтверждается Актом осмотра земельного участка от 21.12.2012 и приложенной к нему фототаблице, из которого следует, что на земельном участке с кадастровым номером N 50:20:0090412:0007, расположенном по адресу: Московская область, Одинцовский район, с/п Никольское, в районе п. Новый Городок расположены 16 объектов недвижимости, принадлежащие и используемые ООО "Агентство "Транс-Т" в соответствии с разрешенным использованием земельного участка. Иных объектов недвижимости на исследуемом земельном участке не установлено.
В силу п. 3 ст. 35 Земельного кодекса Российской Федерации собственник задания, строения, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу. В случае, если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, применяются правила, установленные пунктом 1 статьи 36 настоящего Кодекса.
Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены Кодексом, федеральными законами.
Исключительный характер права на приватизацию земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения не имеет право на приватизацию земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением (пункт 5 Постановления от 24.03.2005 N 11 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации).
Статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти и ли органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
На основании пункта 1 статьи 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" испрашиваемый земельный участок относится к федеральной собственности.
В соответствии со статьей 29 Земельного Кодекса Российской Федерацией, пунктом 4.8 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, утвержденного Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 05.03.2009 N 66, предоставление земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, в аренду, а также продажа таких земельных участков, осуществляется ТУ Росимущества в Московской области.
Следовательно, общество правомерно обратилось ТУ Росимущества в Московской области с заявлением о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность.
В соответствии с пунктом 4 ст. 28 Земельного кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Согласно пункту 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, Перечень документов прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (Приказ Минэкономразвития России 13.09.2011 N 475).
Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным Перечнем.
В соответствии с приложением к заявлению общества от 25.06.2012 все необходимые документы, предусмотренные Перечнем документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, утвержденным Приказом Минэкономразвития России 13.09.2011 N 475, были представлены в ТУ Росимущество. Доказательств обратного ни суду первой инстанции, ни апелляционному суду представлено не было.
Проверка земельного участка с кадастровым номером N 50:20:0090412:0007 во исполнение поручения ФАУГИ, изложенного в письме N ПП-10/38056 от 12.09.2012, ТУ ФАУГИ в Московской области не проводилась.
Результаты проведения ТУ Росимущества в Московской области проверки арендованного заявителем земельного участка в материалы дела не представлены.
Таким образом, материалами дела не подтверждается факт наличия достаточных оснований, предусмотренных земельным законодательством, для принятия Росимуществом и ТУ Росимуществом в Московской области решения об отказе в предоставлении за плату в собственность испрашиваемого земельного участка.
В пункте 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" указано, что согласно статье 2 Закона о введении в действие ЗК РФ при продаже в соответствии с правилами статьи 36 ЗК РФ земельных участков собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений их стоимость определяется субъектом Российской Федерации, а если она не определена, применяется установленная минимальная ставка земельного налога.
Определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 ЗК РФ, стороны должны руководствоваться Законом о введении в действие ЗК РФ, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.
Положения Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" при определении цены земельного участка по такому договору не применяются.
Поэтому, если на момент заключения договора купли-продажи земельного участка субъектом Российской Федерации конкретная цена земельного участка согласно статье 2 Закона о введении в действие ЗК РФ не определена, подлежит применению соответствующая минимальная ставка земельного налога.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 137-ФЗ) до 01.07.2012 в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности:
- - коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения;
- - коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были возведены на таких земельных участках вместо разрушенных или снесенных и ранее отчужденных из государственной или муниципальной собственности зданий, строений, сооружений;
- - юридическим лицам, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, при переоформлении ими права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками;
- - гражданам и некоммерческим организациям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если право собственности указанных лиц на эти здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации и если федеральными законами для указанных собственников не установлен иной порядок приобретения земельных участков в собственность.
При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах:
- - двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек;
- - двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
До установления субъектами Российской Федерации цены земельного участка применяется наибольшая для соответствующей местности цена земельного участка.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждено материалами дела, часть вышеназванных объектов недвижимости, расположенных на рассматриваемом земельном участке до передачи в собственность обществу находилась в федеральной собственности, и относилось к ММЗ "Скорость".
При таких обстоятельствах апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что в данном случае ООО "Агентство "Транс-Т" имеет право на приобретение спорного земельного участка по льготной цене, равной двум с половиной процентам кадастровой стоимости земельного участка.
Кроме того, Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ N 13535/10 от 01.03.2011 указывает на то, что судам, при рассмотрении вопроса о приобретении собственником объекта недвижимости, земельного участка, на котором расположен этот объект (здание, строение, сооружение), необходимо исследовать вопрос о соразмерности объекта недвижимости площади испрашиваемого земельного участка.
Согласно статье 35 Земельного кодекса Российской Федерации собственник здания, строения, сооружения вправе требовать оформления соответствующих прав на земельный участок, занятый недвижимостью и необходимый для ее использования.
Из представленных в материалы дела свидетельств о регистрации права следует, что обществу принадлежит ряд объектов недвижимости, расположенных на спорном земельном участке.
Из кадастрового плана земельного участка от 03.08.2007 N 20.1/07-2-4707, а именно из плана (чертежа, схемы) земельного участка, видно, что с учетом места расположения на земельном участке объектов недвижимости, для целей использования "производственно-складской базы", площадь испрашиваемого земельного участка необходима для нормальной и безопасной эксплуатации по целевому назначению.
Кроме того, представленные суду апелляционной инстанции кадастровые паспорта на объекты недвижимости, принадлежащие обществу на праве собственности и расположенные на испрашиваемом земельном участке, свидетельствуют о том, что практически вся территория земельного участка занята объектами недвижимости. Доказательств обратного суду не представлено.
Согласно п. 4 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации, Постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 спорный земельный участок может являться предметом договора купли-продажи, если его оборот не запрещен, не ограничен и он не зарезервирован для государственных или муниципальных нужд, в связи с чем у заявителя имеется исключительное право на приватизацию спорного земельного участка в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Доказательства, подтверждающие, что испрашиваемый земельный участок изъят или ограничен в обороте и не может быть предоставлен в собственность общества, в материалы дела не представлены.
Таким образом, отказ Росимущества и ТУ Росимущества в Московской области о предоставлении в собственность спорного земельного участка заявителю является незаконным.
Требования об обязании совершить Росимущества и ТУ Росимущества в Московской области определенные действия (выдать поручение на заключение договора купли-продажи, заключить договор купли-продажи спорного земельного участка) является способом восстановления нарушенного права.
Согласно пункту 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 в случае признания действия (бездействия) исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления незаконным суд обязывает соответствующий орган подготовить проект договора в порядке, предусмотренном ст. 445 ГК РФ и направить его в определенный срок собственнику недвижимости.
Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции обоснованно обязал ФАУГИ дать поручение ТУ Росимущества в Московской области, а ТУ Росимущества в Московской области заключить с ООО "Агентство "Транс-Т" договор купли-продажи земельного участка для производственно-складской базы, с кадастровым номером N 50:20:0090412:0007 по цене в размере 2,5% кадастровой стоимости земельного участка.
В соответствии с ч. 1 ст. 65, ч. 5 ст. 200 АПК РФ, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Таким образом, в нарушение ст. ст. 65, 200 АПК РФ ТУ ФАУГИ в Московской области и Росимущество не представили доказательств, подтверждающих обоснованность своих действий.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, рассмотрены судом апелляционной инстанции в полном объеме и подлежат отклонению ввиду их несостоятельности, поскольку они являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, получили правильную правовую оценку, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не усматривает.
Учитывая изложенное, арбитражный апелляционный суд считает, что судом первой инстанции при рассмотрении спора установлены все обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, и вынесено законное и обоснованное решение.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в любом случае, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены обжалуемого решения Арбитражного суда Московской области у суда апелляционной инстанции не имеется
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 22 января 2013 года по делу N А41-52973/12 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий
Н.А.КРУЧИНИНА

Судьи
В.Ю.БАРХАТОВ
Е.А.МИЩЕНКО















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)