Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.12.2013 ПО ДЕЛУ N А19-11565/2011

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 декабря 2013 г. по делу N А19-11565/2011


Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 декабря 2013 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Д.Н. Рылова,
судей Е.В. Желтоухова, В.А. Сидоренко,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Е.Н. Гусевой,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 21 марта 2012 года по делу N А19-11565/2011 по заявлению Дачного некоммерческого товарищества "Родники" (ИНН 3811142820, ОГРН 1103850027786) о признании незаконным отказа Администрации Иркутского районного муниципального образования (ИНН 3827000838, ОГРН 1023802456083) в предоставлении земельного участка, изложенного в письме от 16.05.2011 г. N 1151, об обязании устранить допущенные нарушения,
третьи лица: Территориальное управление лесного хозяйства Иркутской области по Ангарскому лесничеству (ОГРН 1083827000080, ИНН 3827026924), Агентство лесного хозяйства Иркутской области (ИНН 3827026924, ОГРН 1083827000080), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области (ИНН 3808114653, ОГРН 1043801066760), Государственное научное учреждение Иркутский научно-исследовательский институт сельского хозяйства Российской Академии сельскохозяйственных наук (ИНН 3827000370, ОГРН 1033802456522), Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области (ИНН 3808214087, ОГРН 1103850013772),

при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился,
от заинтересованного лица: не явился,
от третьих лиц:
1. от Территориального управления лесного хозяйства Иркутской области по Ангарскому лесничеству: не явился,
2. от Агентства лесного хозяйства Иркутской области: не явился,
3. от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области: не явился,
4. от ГНУ ИНИИ СХ РАСХН: не явился,
5. от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области: не явился,

установил:

Дачное некоммерческое товарищество "Родники" (далее заявитель, ДНТ "Родники") обратилось с требованием, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, о признании незаконным отказа Администрации Иркутского районного муниципального образования в предоставлении земельного участка, изложенного в письме от 16.05.2011 г. N 1151 об отказе в предоставлении заявителю земельного участка общей площадью 20 006 кв. м, расположенного по адресу: Иркутская область, Иркутский район, 28 км Байкальского тракта (правая сторона) и обязании устранить допущенные нарушения путем утверждения и выдачи заявителю схемы расположения земельного участка, расположенного в районе 28 км Байкальского тракта (правая сторона) на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, принятии решения о предоставлении заявителю земельного участка общей площадью 20 006 кв. м, расположенного по адресу: Иркутская область, Иркутский район, 28 км Байкальского тракта (правая сторона).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 21 марта 2012 года заявленные требования удовлетворены: отказ Администрации Иркутского районного муниципального образования в предоставлении земельного участка, изложенный в письме от 16.05.2011 г. N 1151, признан незаконным. Суд обязал Администрацию Иркутского районного муниципального образования устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Дачного некоммерческого товарищества "Родники".
Суд первой инстанции пришел к выводу, что ДНП "Родники" представлены все необходимые документы, доказательств того, что спорный земельный участок отнесен к землям лесного фонда, в материалы дела не представлено, оспариваемый отказ нарушает права и законные интересы заявителя.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области (далее ТУ ФАУ ГИ в ИО, ТУ Росимущества в Иркутской области) обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, указывая на то, что суд неполно выяснил обстоятельства дела, неправильно применил нормы материального права. Суд первой инстанции ошибочно относит спорный земельный участок к категории земель сельскохозяйственного назначения.
Заявитель, заинтересованное лицо и третьи лица отзыв на апелляционную жалобу ТУ ФАУ ГИ в ИО не направили.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ст. ст. 122, 123 АПК РФ. Лица, участвующие в деле, своих представителей в судебное заседание не направили. В соответствии с ч. 2 ст. 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Из представленных в материалы дела документов следует, что ДНП "Родники" обратилось в Администрацию Иркутского районного муниципального образования с заявлением о предоставлении земельного участка в срочное пользование до утверждения застройки членами ДНТ "Родники" в районе 28 км. Байкальского тракта с правой стороны рядом с ДНТ "Южное" площадью 2 Га.
16 мая 2011 года Администрация письмом N 1151 отказала ДНП "Родники" в предоставлении земельного участка в связи с двойным учетом испрашиваемого земельного участка и необходимостью согласования с главой поселения, на территории которого расположен данный земельный участок.
Не согласившись с вышеуказанным отказом, заявитель обжаловал его в судебном порядке.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва, пришел к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
По сути, аналогичная правовая позиция содержится в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 марта 2011 года N 14044/10, от 5 июля 2011 года N 651/11 и от 26 июля 2011 года N 18306/10.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции полагает, что заявленные Партнерством требования могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства: 1) несоответствие оспариваемого решения Администрации об отказе в предоставлении в пользование испрашиваемого земельного участка закону или иному нормативному правовому акту; 2) нарушение прав и законных интересов Партнерства таким решением.
При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств требования ДНП "Родники" удовлетворению не подлежат.
В силу пункта 2 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается настоящим Кодексом, Федеральным законом от 15.04.1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее Федеральный закон N 66-ФЗ).
В статье 24 Земельного кодекса Российской Федерации назван исчерпывающий перечень оснований предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам из государственной или муниципальной собственности на праве безвозмездного срочного пользования, а в статье 20 того же Кодекса - перечень оснований предоставления земельных участков юридическим лицам на праве постоянного (бессрочного) пользования.
По смыслу статьи 12, пункта 1 статьи 13, пунктов 1 и 2 статьи 14 Федерального закона N 66-ФЗ выбор и предоставление земельных участков для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства осуществляется органом местного самоуправления из фонда перераспределения земель с учетом схем зонирования территорий.
В статье 80 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что данный фонд формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в него, в частности, при добровольном отказе от земельного участка.
Абзацем 1 пункта 4 статьи 14 Федерального закона N 66-ФЗ установлено, что после государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством. После утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность. При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов такого объединения с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
Согласно статье 34 Земельного кодекса земельные участки для целей не связанных со строительством предоставляются на праве аренды или на праве собственности.
Из заявления о предоставлении земельного участка усматривается, что ДНП "Родники" просило предоставить земельный участок в срочное пользование (аренду).
Согласно оспариваемому письму, основанием для отказа в предоставлении Дачному некоммерческому партнерству "Родники" в срочное пользование земельного участка в районе 28 км. Байкальского тракта с правой стороны рядом с ДНТ "Южное" площадью 2 га, послужили разночтения в категории испрашиваемого земельного участка, необходимость выяснения обстоятельств отнесения данного земельного участка к той или иной категории и согласование с главой поселения, на территории которого расположен данный земельный участок.
Согласно, статье 29 Земельного Кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Согласно части 2 статьи 9 Земельного Кодекса РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности РФ. Органами местного самоуправления согласно части 2 статьи 11 Земельного Кодекса РФ осуществляется управление и распоряжение земельными участками, находящиеся в муниципальной собственности.
Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другим федеральным законом не предусмотрено иное. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
Абзацем четвертым пункта 1 статьи 3.1 Вводного закона установлено, что в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук.
Судом апелляционной инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что земельный участок площадью 8216,00 га изъят у Государственного унитарного сельскохозяйственного предприятия ОПХ "Иркутское" и предоставлен Государственному научному учреждению Иркутский научно-исследовательский институт сельского хозяйства Российской Академии сельскохозяйственных наук в соответствии с постановлением главы администрации Иркутского района от 17.03.2004 N 711.1 "О предоставлении ГНУ ИНИИСХ СО РАСХН земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование для сельхозпроизводства".
На основании постановления от 17.09.2004 N 2768 исполняющего обязанности главы администрации Иркутского района, прекращено право ГНУ ИНИИСХ СО РАСХН Россельхозакадемии на часть земельного участка сельскохозяйственного назначения, общей площадью 34 га. Указанные земельные участки переданы в фонд перераспределения земель.
Площадь земельного участка, находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании ГНУ ИНИИСХ СО РАСХН Россельхозакадемии, с учетом изъятий составляет 8182,00 га. (что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 38-АГ N 043147 от 18.04.2005 г. т. 1 л.д. 59).
Данный земельный участок с кадастровым номером 38:06:0:0053, площадью 8182,00 га, местонахождение: Иркутская область, Иркутский район, в районе населенных пунктов Пивовариха, Новолисиха, Бурдаковка, отнесен к землям сельскохозяйственного назначения, право собственности зарегистрировано за Российской Федерацией на основании свидетельства о государственной регистрации права от 19.09.2006 N 38-АГ 379849 (том 1, л.д. 60).
Земельный участок, площадью 8 182 га до 2011 года стоял на учете как ранее учтенные земли сельскохозяйственного назначения, ориентировочной площадью, без определения границ, сведения об участке подлежали уточнению при межевании.
Названный земельный участок был поставлен ГНУ ИНИИСХ СО РАСХН на кадастровый учет, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 24.01.2011 г. N 3800/601/11-3729.
5 ноября 2009 года с целью подготовки межевых планов и уточнения границ земельного участка, ГНУ ИНИИСХ СО РАСХН обратился в администрацию Иркутского района с заявлением о согласовании схем расположения 34 земельных участков общей площадью 4858,11 га. входящих в состав земельного участка площадью 8182 га. 23 ноября 2009 года, в дополнение к ранее представленному заявлению, ГНУ ИНИИСХ СО РАСХН обратился в администрацию Иркутского района с заявлением о согласовании схем расположения 13 земельных участков общей площадью 3520,41 га.
Однако письмом от 17.12.2009 N 3027 Комитет отказал ГНУ ИНИИСХ СО РАСХН в согласовании схем, поскольку при сложении площадей всех 47 земельных участков, выявлено, что их общая площадь составила 8378, 52 га, то есть превышает площадь находящегося в бессрочном пользовании института, земельного участка на 196,52 га.
Не согласившись с отказом ГНУ ИНИИСХ СО РАСХН обжаловал его в суде (дело N А19-4774/10-67), обосновывая свои требования тем, что при постановке на кадастровый учет земельного участка, допускается превышение его площади на 10 процентов.
19.05.2010 арбитражным судом Иркутской области по делу N А19-4774/10-67 утверждено соглашение об урегулировании примирительных процедур, согласно которого ГНУ ИНИИСХ СО РАСХН отказался от своих требований, а КУМИ согласовал схемы расположения 13 земельных участков, общей площадью 3323,89 га. В результате чего, общая площадь 47 земельных участков, схемы расположения которых согласовал Комитет, составила 8182 га, что соответствует документам о правах на данный земельный участок.
Судебными актами по делу N А19-4774/10-67 установлено, что доказательства нарушения мировым соглашением прав собственника земельного участка - Российской Федерации, отсутствуют. К такому же выводу пришел Высший Арбитражный суд РФ в своем определении от 30.12.2010 N ВАС-15316/10 по данному делу, следовательно, спорный земельный участок не является частью земельного участка сельскохозяйственного назначения, площадью 8182 га, предоставленного ГНУ ИНИИСХ СО РАСХН.
Вместе с тем, в материалы дела не представлены доказательства, однозначно подтверждающие, что испрашиваемый ДНП "Родники" земельный участок отнесен к землям, государственная собственность на которые не разграничена, и как следствие, что администрация обладает полномочиями по распоряжению данным спорным земельным участком.
Между тем, судом апелляционной инстанции установлено, что 28-32 км. Байкальского тракта - это земли, покрытые лесными насаждениями.
По данным предоставленным Территориальным управлением агентства лесного хозяйства Иркутской области по Ангарскому лесничеству, спорный земельный участок входит в границы земельного участка, расположенного в районе урочища р. Королок, 28-32 км. Байкальского тракта, общей площадью 1689 га, который был передан Ангарскому лесничеству приказом руководителя агентства лесного хозяйства Иркутской области N 1004-апр от 13.11.2008 (с учетом изменений внесенных приказом N 1280-апр от 15.12.2008) и по материалам лесоустройства входит в состав лесного фонда (Технический участок N 10 квартала с 6 по 13) как бывшие земли Иркутского сельского лесхоза, установленная категория - земли лесного фонда.
Свидетельством о государственной регистрации права серии 38 АД 298869 выданным 18.08.2010, в том числе на основании приказов Агентства лесного хозяйства Иркутской области N 1004-апр от 13.11.2008, N 1280-апр от 15.12.2008 установлено право собственности Российской Федерации на лесной участок, категория земель: земли лесного фонда, общая площадь 113661,6309 га, адрес объекта: Иркутская область, Иркутский район, Ангарское лесничество, существующие ограничения (обременения) права - аренда (т. 1 л.д. 62).
По мнению суда, представленные в материала дела документы, в частности: карты-схемы Ангарского лесничества Иркутской области, письмо о наложении границ лесного участка и земельного участка сельскохозяйственного назначения от 06.05.2011 N 198, свидетельство о государственной регистрации права от 18.08.2010 серии 38 АД 298869, схема Ангарского лесхоза подтверждают, что спорный земельный участок зарегистрирован и учитывается как часть Ангарского лесничества.
В соответствии со статьей 8 Земельного кодекса РФ лесной участок в составе земель лесного фонда находится в федеральной собственности.
Таким образом, согласно представленным суду документам, спорный земельный участок входит в границы лесного фонда и является собственностью Российской Федерации, при этом, администрация Иркутского районного муниципального образования не вправе распоряжаться земельными участками, находящимися в федеральной собственности.
В то же время в материалах дела имеются доказательства, указывающие на принадлежность спорного земельного участка не только к землям лесного фонда, но и к землям сельскохозяйственного назначения (свидетельство о государственной регистрации права от 19 сентября 2006 года N 38-АГ 379849, пояснение ТУ Росимущества).
Данное обстоятельство послужило основанием для правомерного вывода Администрации о том, что спорный земельный участок имеет двойной учет, при этом в настоящее время спор о наложении границ земельных участков не разрешен, что также не позволяет Администрации на законных основаниях осуществлять полномочия по распоряжению этим участком.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что спорный земельный участок, расположенный в районе 28 км. Байкальского тракта с правой стороны рядом с ДНТ "Южное", площадью 2 га имеет двойной учет, и Администрация Иркутского районного муниципального образования была не вправе распоряжаться указанным земельным участком.
Кроме того, судом апелляционной инстанции учтено следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации производство по апелляционной жалобе Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 21 марта 2012 года по делу N А19-11565/2011 было приостановлено до рассмотрения дела N А19-11487/2011.
В соответствии с частью 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
При рассмотрении дела N А19-11487/2011 по заявлению Дачного некоммерческого товарищества "Южный-2" к Администрации Иркутского районного муниципального образования о признании недействительным отказа в предоставлении земельного участка, изложенного в письме от 16 мая 2011 года N 1152, где спор шел об оспаривании отказа в предоставлении земельного участка в срочное пользование до утверждения застройки членами дачного некоммерческого товарищества в районе 28 км. Байкальского тракта с правой стороны рядом с СНТ "Южное", основанием которого послужила информация о двойном учете испрашиваемого земельного участка, судами трех инстанций было установлено, что спорный земельный участок имеет двойной учет, спор о наложении границ земельных участков не разрешен, у Администрации отсутствовали правовые основания для распоряжения спорного земельного участка.
В соответчики с частью 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные акты, принятые по делу N А19-11487/2011, имеют преюдициальное значение.
При таких обстоятельствах, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательства в их совокупности, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оспариваемый заявителем отказ в предоставлении земельного участка при наличии разночтений в категории испрашиваемого земельного участка является законным и обоснованным. В связи с чем, считает, что апелляционная жалоба Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области подлежит удовлетворению, решение суда отмене, как принятое при не полно выясненных обстоятельствах, имеющих значение для дела.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 21 марта 2012 года по делу N А19-11565/2011, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 21 марта 2012 года по делу N А19-11565/2011 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении требований Дачного некоммерческого партнерства "Родники" о признании незаконным решения Администрации Иркутского районного муниципального образования от 16 мая 2011 года N 1151 "Об отказе в предоставлении земельного участка" - отказать.
Постановление суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия.

Председательствующий судья
Д.Н.РЫЛОВ

Судьи
В.А.СИДОРЕНКО
Е.В.ЖЕЛТОУХОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)