Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Пивоварова Я.Г.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе: председательствующего судьи Сергеевой Л.А.
и судей Вишняковой Н.Е., Быковской Л.И.
при секретаре К.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Быковской Л.И.
дело по апелляционной жалобе Т.А.В. на решение Мещанского районного суда города Москвы от 18 апреля 2013 года, которым постановлено:
В удовлетворении искового заявления Т.А.В. к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата "Росреестра", Министерству экологии и природопользования Московской области о признании недостоверной результатов государственной кадастровой оценки земельных участков, о признании незаконными действий ФГБУ "Федеральная кадастровая палата "Росреестра"; об обязании установить кадастровую стоимость земельных участков равной их рыночной стоимости; об обязании исключить из государственного кадастра недвижимости кадастровую стоимость земельных участков - отказать,
установила:
Т.А.В. обратился в суд с иском к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Министерству экологии и природопользования Московской области об обязании установить кадастровую стоимость земельных участков равной их рыночной стоимости и об обязании исключить из государственного кадастра недвижимости кадастровую стоимость земельных участков и просил установить кадастровую стоимость принадлежащих ему земельных участков равной их рыночной стоимости с момента определения их рыночной стоимости и внесения участков на кадастровый учет, а также обязать Филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области исключить из государственного кадастра недвижимости кадастровую стоимость земельных участков, рассчитанную исходя из удельной кадастровой стоимости земли 1401,60 руб. и внести в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость земельных участков, установленную в размере их рыночной стоимости.
В обоснование заявленных требований Т.А.В. указал, что он является собственником земельного участка с кадастровым номером ***, общей площадью *** кв. м категория: земли сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием для дачного строительства, расположенного по адресу: ***, центральная часть кадастрового квартала *** и земельного участка с кадастровым номером ***, общей площадью *** кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием: для дачного строительства, расположенного по адресу: ***, центральная часть кадастрового квартала ***, которые находятся на неосвоенном, заболоченном землеотводе, на них не имеется каких-либо подведенных коммуникаций, не происходит строительство каких-либо зданий, сооружений и прочих объектов дачной недвижимости.
При установлении кадастровой стоимости принадлежащих ему земельных участков была применена величина единого удельного показателя кадастровой стоимости в размере 1401,60 руб. за квадратный метр, установленного для земель всех дачных объединений Сергиево-Посадского района Московской области Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 23.12.2009 г. N 121-РМ. Установленная кадастровая стоимость является многократно завышенной, не отражает их рыночной стоимости.
Истец и его представитель в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме.
Представитель ФГБУ "ФКП Росреестра" в судебном заседании исковые требования не признал, просил в иске отказать в полном объеме.
Представители Министерства экологии и природопользования Московской области, и ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" в судебное заседание не явились.
Суд постановил указанное выше решение, об отмене которого как незаконного просит Т.А.В. по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Проверив материалы, выслушав объяснения истца и представителя ответчика ФГБУ "ФКП Росреестра" Ф.Е.Е., действующего на основании доверенности, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что не имеется оснований для отмены обжалуемого решения, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
Согласно части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с пунктами 3 и 4 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Судом первой инстанции установлено, что в 2008 году на территории Московской области, в том числе Сергиево-Посадского района, проводились мероприятия по актуализации результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений в соответствии с Методикой государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, утвержденной Приказом Федеральной службы земельного кадастра России от 26.08.2002 г. N П/307.
Перечень земельных участков, подлежащих государственной кадастровой оценке земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области, формировался по состоянию на 01.01.2008 г.
Результаты оценки утверждены распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 23.12.2009 г. N 121-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области" (далее - Распоряжение N 121-РМ).
Согласно сведениям государственного кадастра недвижимости категория земель земельных участков - "земли сельскохозяйственного назначения", разрешенное использование - "под дачного строительства".
Кадастровая стоимость земельных участков была рассчитана с учетом значения удельного показателя кадастровой стоимости земель для садоводческих и огороднических объединений Сергиево-Посадского района, утвержденного Распоряжением N 121-РМ, в размере 1401,60 руб. за 1 кв. м.
Из материалов дела следует, что истец является собственником нескольких земельных участков, расположенных по адресу: ***.
Полагая, что кадастровая стоимость земельных участков завышена, истец обратился в ООО "Профсервис" с целью установить реальную рыночную стоимость принадлежащих ему земельных участков.
В результате проведенной оценки, было установлено, что кадастровая стоимость принадлежащих истцу земельных участков является необоснованной и недостоверной, завышенной по сравнению с действительной, реальной рыночной стоимостью аналогичных земельных участков в данном месте Сергиево-Посадского района Московской области.
Разрешая спор, суд на основании оценки собранных по делу доказательств в их совокупности и взаимосвязи, обоснованно пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по следующим обстоятельствам.
Как усматривается из ходатайства об уточнении исковых требований (л.д. 328 - 329) истец просит установить кадастровую стоимость принадлежащих ему земельных участков в размере рыночной стоимости с момента определения их рыночной стоимости и внесения участков на кадастровый учет и обязать ответчика исключить из государственного кадастра недвижимости кадастровую стоимость земельных участков.
Данные требования истца не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч. 5 ст. 1 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (ч. 2 ст. 1 названного ФЗ).
Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч. 5 ст. 4 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").
Пунктами 11, 14 ч. 2 ст. 7 вышеназванного закона установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.
Согласно п. 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Кадастровая стоимость земельных участков, принадлежащих истцу, на дату внесения записи в государственный кадастр недвижимости была определена с применением удельного показателя кадастровой стоимости
Требование истца об установлении кадастровой стоимости принадлежащих ему земельных участков в размере их рыночной стоимости с момента определения их рыночной стоимости и внесения участков на кадастровый учет не подлежало удовлетворению поскольку, установление кадастровой стоимости земельного участка (в том числе в размере его рыночной стоимости) путем внесения соответствующей записи в государственный кадастр является прерогативой органа кадастрового учета, а не суда. Основанием для внесения записи о кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости является вступивший в законную силу судебный акт.
Учитывая, что основанием для обязания органа кадастрового учета внести рыночную стоимость земельного участка в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости является вступившее в законную силу решение суда об установлении рыночной стоимости земельного участка и только с момента вступления в силу судебного акта, требования истца об обязании ответчика внести в государственный кадастр недвижимости рыночную стоимость принадлежащих ему земельных участков в качестве новой кадастровой стоимости с момента постановки земельных участков на кадастровый учет, то есть на 11 ноября 2010 г. не подлежат удовлетворению.
Таким образом, решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований истца об установлении кадастровой стоимости принадлежащих ему земельных участков на дату внесения кадастровой стоимости участков в Государственный кадастр недвижимости в размере их рыночной стоимости, подлежит оставлению без изменения.
Не подлежит удовлетворению и требование истца в части обязания ответчика исключить с момента внесения в Государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость принадлежащих ему земельных участков, рассчитанную исходя из удельной кадастровой стоимости земли 1401,60 руб. за квадратный метр, поскольку рыночная стоимость земельных участков в качестве их новой кадастровой стоимости подлежит внесению в Государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта об установлении рыночной стоимости земельного участка, а ранее внесенная кадастровая стоимость земельных участков исключению не подлежит.
В соответствии с п. п. 57, 58 Приказа Министерства экономического развития РФ от 04 февраля 2010 г. N 42 "Об утверждении порядка ведения государственного кадастра недвижимости" при внесении в Реестр новых сведений об объекте недвижимости при осуществлении учета изменений объекта недвижимости предыдущие записи, содержащие прежние значения характеристик, сохраняются в АИС ГКН со статусом "архивные". Исключением из данного правила являются кадастровые сведения, для которых в Реестре допускается наличие нескольких характеристик (например, адрес правообладателя объекта недвижимости и т.п.).
При выполнении записей в Реестре устанавливается очередность в зависимости от времени регистрации заявления либо документов, поступивших в порядке информационного взаимодействия. Первыми в Реестре выполняются записи в результате рассмотрения ранее зарегистрированного заявления либо документов, поступивших в порядке информационного взаимодействия
В соответствии с положениями ст. 16 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" установление рыночной стоимости земельного участка не влечет отмену и не исключает соответствующих записей в государственном кадастре недвижимости.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Мещанского районного суда города Москвы от 18 апреля 2013 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу Т.А.В. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 18.07.2013 ПО ДЕЛУ N 11-22331/2013
Разделы:Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 июля 2013 г. по делу N 11-22331/2013
Судья Пивоварова Я.Г.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе: председательствующего судьи Сергеевой Л.А.
и судей Вишняковой Н.Е., Быковской Л.И.
при секретаре К.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Быковской Л.И.
дело по апелляционной жалобе Т.А.В. на решение Мещанского районного суда города Москвы от 18 апреля 2013 года, которым постановлено:
В удовлетворении искового заявления Т.А.В. к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата "Росреестра", Министерству экологии и природопользования Московской области о признании недостоверной результатов государственной кадастровой оценки земельных участков, о признании незаконными действий ФГБУ "Федеральная кадастровая палата "Росреестра"; об обязании установить кадастровую стоимость земельных участков равной их рыночной стоимости; об обязании исключить из государственного кадастра недвижимости кадастровую стоимость земельных участков - отказать,
установила:
Т.А.В. обратился в суд с иском к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Министерству экологии и природопользования Московской области об обязании установить кадастровую стоимость земельных участков равной их рыночной стоимости и об обязании исключить из государственного кадастра недвижимости кадастровую стоимость земельных участков и просил установить кадастровую стоимость принадлежащих ему земельных участков равной их рыночной стоимости с момента определения их рыночной стоимости и внесения участков на кадастровый учет, а также обязать Филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области исключить из государственного кадастра недвижимости кадастровую стоимость земельных участков, рассчитанную исходя из удельной кадастровой стоимости земли 1401,60 руб. и внести в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость земельных участков, установленную в размере их рыночной стоимости.
В обоснование заявленных требований Т.А.В. указал, что он является собственником земельного участка с кадастровым номером ***, общей площадью *** кв. м категория: земли сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием для дачного строительства, расположенного по адресу: ***, центральная часть кадастрового квартала *** и земельного участка с кадастровым номером ***, общей площадью *** кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием: для дачного строительства, расположенного по адресу: ***, центральная часть кадастрового квартала ***, которые находятся на неосвоенном, заболоченном землеотводе, на них не имеется каких-либо подведенных коммуникаций, не происходит строительство каких-либо зданий, сооружений и прочих объектов дачной недвижимости.
При установлении кадастровой стоимости принадлежащих ему земельных участков была применена величина единого удельного показателя кадастровой стоимости в размере 1401,60 руб. за квадратный метр, установленного для земель всех дачных объединений Сергиево-Посадского района Московской области Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 23.12.2009 г. N 121-РМ. Установленная кадастровая стоимость является многократно завышенной, не отражает их рыночной стоимости.
Истец и его представитель в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме.
Представитель ФГБУ "ФКП Росреестра" в судебном заседании исковые требования не признал, просил в иске отказать в полном объеме.
Представители Министерства экологии и природопользования Московской области, и ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" в судебное заседание не явились.
Суд постановил указанное выше решение, об отмене которого как незаконного просит Т.А.В. по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Проверив материалы, выслушав объяснения истца и представителя ответчика ФГБУ "ФКП Росреестра" Ф.Е.Е., действующего на основании доверенности, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что не имеется оснований для отмены обжалуемого решения, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
Согласно части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с пунктами 3 и 4 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Судом первой инстанции установлено, что в 2008 году на территории Московской области, в том числе Сергиево-Посадского района, проводились мероприятия по актуализации результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений в соответствии с Методикой государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, утвержденной Приказом Федеральной службы земельного кадастра России от 26.08.2002 г. N П/307.
Перечень земельных участков, подлежащих государственной кадастровой оценке земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области, формировался по состоянию на 01.01.2008 г.
Результаты оценки утверждены распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 23.12.2009 г. N 121-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области" (далее - Распоряжение N 121-РМ).
Согласно сведениям государственного кадастра недвижимости категория земель земельных участков - "земли сельскохозяйственного назначения", разрешенное использование - "под дачного строительства".
Кадастровая стоимость земельных участков была рассчитана с учетом значения удельного показателя кадастровой стоимости земель для садоводческих и огороднических объединений Сергиево-Посадского района, утвержденного Распоряжением N 121-РМ, в размере 1401,60 руб. за 1 кв. м.
Из материалов дела следует, что истец является собственником нескольких земельных участков, расположенных по адресу: ***.
Полагая, что кадастровая стоимость земельных участков завышена, истец обратился в ООО "Профсервис" с целью установить реальную рыночную стоимость принадлежащих ему земельных участков.
В результате проведенной оценки, было установлено, что кадастровая стоимость принадлежащих истцу земельных участков является необоснованной и недостоверной, завышенной по сравнению с действительной, реальной рыночной стоимостью аналогичных земельных участков в данном месте Сергиево-Посадского района Московской области.
Разрешая спор, суд на основании оценки собранных по делу доказательств в их совокупности и взаимосвязи, обоснованно пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по следующим обстоятельствам.
Как усматривается из ходатайства об уточнении исковых требований (л.д. 328 - 329) истец просит установить кадастровую стоимость принадлежащих ему земельных участков в размере рыночной стоимости с момента определения их рыночной стоимости и внесения участков на кадастровый учет и обязать ответчика исключить из государственного кадастра недвижимости кадастровую стоимость земельных участков.
Данные требования истца не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч. 5 ст. 1 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (ч. 2 ст. 1 названного ФЗ).
Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч. 5 ст. 4 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").
Пунктами 11, 14 ч. 2 ст. 7 вышеназванного закона установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.
Согласно п. 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Кадастровая стоимость земельных участков, принадлежащих истцу, на дату внесения записи в государственный кадастр недвижимости была определена с применением удельного показателя кадастровой стоимости
Требование истца об установлении кадастровой стоимости принадлежащих ему земельных участков в размере их рыночной стоимости с момента определения их рыночной стоимости и внесения участков на кадастровый учет не подлежало удовлетворению поскольку, установление кадастровой стоимости земельного участка (в том числе в размере его рыночной стоимости) путем внесения соответствующей записи в государственный кадастр является прерогативой органа кадастрового учета, а не суда. Основанием для внесения записи о кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости является вступивший в законную силу судебный акт.
Учитывая, что основанием для обязания органа кадастрового учета внести рыночную стоимость земельного участка в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости является вступившее в законную силу решение суда об установлении рыночной стоимости земельного участка и только с момента вступления в силу судебного акта, требования истца об обязании ответчика внести в государственный кадастр недвижимости рыночную стоимость принадлежащих ему земельных участков в качестве новой кадастровой стоимости с момента постановки земельных участков на кадастровый учет, то есть на 11 ноября 2010 г. не подлежат удовлетворению.
Таким образом, решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований истца об установлении кадастровой стоимости принадлежащих ему земельных участков на дату внесения кадастровой стоимости участков в Государственный кадастр недвижимости в размере их рыночной стоимости, подлежит оставлению без изменения.
Не подлежит удовлетворению и требование истца в части обязания ответчика исключить с момента внесения в Государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость принадлежащих ему земельных участков, рассчитанную исходя из удельной кадастровой стоимости земли 1401,60 руб. за квадратный метр, поскольку рыночная стоимость земельных участков в качестве их новой кадастровой стоимости подлежит внесению в Государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта об установлении рыночной стоимости земельного участка, а ранее внесенная кадастровая стоимость земельных участков исключению не подлежит.
В соответствии с п. п. 57, 58 Приказа Министерства экономического развития РФ от 04 февраля 2010 г. N 42 "Об утверждении порядка ведения государственного кадастра недвижимости" при внесении в Реестр новых сведений об объекте недвижимости при осуществлении учета изменений объекта недвижимости предыдущие записи, содержащие прежние значения характеристик, сохраняются в АИС ГКН со статусом "архивные". Исключением из данного правила являются кадастровые сведения, для которых в Реестре допускается наличие нескольких характеристик (например, адрес правообладателя объекта недвижимости и т.п.).
При выполнении записей в Реестре устанавливается очередность в зависимости от времени регистрации заявления либо документов, поступивших в порядке информационного взаимодействия. Первыми в Реестре выполняются записи в результате рассмотрения ранее зарегистрированного заявления либо документов, поступивших в порядке информационного взаимодействия
В соответствии с положениями ст. 16 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" установление рыночной стоимости земельного участка не влечет отмену и не исключает соответствующих записей в государственном кадастре недвижимости.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Мещанского районного суда города Москвы от 18 апреля 2013 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу Т.А.В. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)