Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Амельчева И.Н.
Апелляционная инстанция судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего Ваганюк Н.Н.
судей Баранова В.В., Андриановой И.В.
при секретаре З.
рассмотрела в судебном заседании 02 апреля 2012 года апелляционную жалобу администрации г. Тамбова на решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 02 февраля 2012 года по делу по заявлению Ф., действующего в интересах Ф.Е., о признании действий должностного лица органа местного самоуправления незаконными,
заслушав доклад судьи Баранова В.В., апелляционная инстанция
установила:
18 октября 2011 года Ф., действуя по доверенности в интересах Ф.Е., обратился в Комитет архитектуры, развития и реконструкции администрации г. Тамбова с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 5 лет с правом выкупа земельного участка, расположенного по адресу: г. Тамбов, ул. ***, на расстоянии пяти метров к юго-западу от проезжей части улицы *** к юго-западу от дома N 23 по ул. *** и к северу от проезда ул. Магистральная, общей площадью *** кв. м, находящегося в пределах кадастрового квартала 68:29:0209047, из земель населенных пунктов для индивидуального жилищного строительства.
Письмом председателя Комитета архитектуры, развития и реконструкции администрации г. Тамбова от 01 декабря 2012 года Ф.Е. отказано в предоставлении вышеуказанного земельного участка, поскольку она не является жителем города Тамбова и одновременно было рекомендовано обратиться в орган местного самоуправления по месту регистрации с заявлением о предоставлении земельного участка под индивидуальное жилищное строительство.
Не согласившись с отказом в предоставлении земельного участка, Ф. в интересах Ф.Е. обратился в суд с заявлением о признании действий должностного лица органа местного самоуправления по отказу в предоставлении названного земельного участка незаконными и возложении обязанности предоставить Ф.Е. согласно ст. ст. 30 и 30.1 Земельного кодекса РФ спорный земельный участок в аренду с последующим правом выкупа в установленные нормативно-правовыми актами сроки.
Решением Ленинского районного суда г. Тамбова от 02 февраля 2012 года заявленные Ф.Е. требования удовлетворены в полном объеме. Признан незаконным отказ Комитета архитектуры, развития и реконструкции администрации города Тамбова в предоставлении ей земельного участка, расположенного по адресу: г. Тамбов, ул. ***, на расстоянии 5 (пяти) метров к юго-западу от проезжей части улицы ***, к юго-западу от дома N 23 по ул. *** и к северу от проезда ул. Магистральная. общей площадью *** кв. м, находящегося в пределах кадастрового квартала 68:29:0209047, из земель населенных пунктов для индивидуального жилищного строительства в аренду с правом выкупа. На Комитет архитектуры, развития и реконструкции администрации г. Тамбова возложена обязанность совершить действия, предусмотренные статьей 30 и статьей 30.1 Земельного кодекса РФ по предоставлению данного земельного участка для индивидуального жилищного строительства в аренду (с правом выкупа) Ф.Е. в установленный законом срок.
В апелляционной жалобе представитель администрации г. Тамбова К. просит отменить принятое решение как незаконное и необоснованное, ссылаясь при этом на пункт 4 ст. 9 Устава города Тамбова, в соответствии с которым в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления города Тамбова имеют право обратиться граждане, проживающие в городе Тамбове, и органы местного самоуправления действуют в интересах граждан, проживающих именно в городе Тамбове. В связи с тем, что заявитель не является жителем города Тамбова, полагает, что Комитетом на законных основаниях Ф.Е. было рекомендовано обратиться в орган местного самоуправления по месту прописки с заявлением о предоставлении земельного участка под индивидуальное жилищное строительство.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель Ф.Е. - Ф. просит решение суда оставить без изменения, считая его законным и обоснованным, указав, что решение должностного лица органа местного самоуправления об отказе Ф.Е. в предоставлении земельного участка под индивидуальное жилищное строительство в аренду с последующим правом выкупа, ввиду отсутствия регистрации заявителя в городе Тамбове, противоречит статьям 28, 30 Земельного кодекса РФ и препятствует реализации его права на получение земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства, то есть права на жилище, закрепленного Конституцией РФ.
Проверив дело, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав Ф., поддержавшего возражения и считавшего решение суда правильным, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного постановления, исходя из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Статьей 255 ГПК РФ предусмотрено, что к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Судом материалами дела установлено, что Ф., действуя по доверенности в интересах Ф.Е., обратился в Комитет архитектуры, развития и реконструкции администрации г. Тамбова с заявлением о предоставлении ей в аренду сроком на 5 лет с правом выкупа земельного участка, расположенного по адресу: г. Тамбов, ул. *** на расстоянии 5 (пяти) метров к юго-западу от проезжей части улицы *** к юго-западу от дома N 23 по ул. *** и к северу от проезда ул. Магистральная, общей площадью *** кв. м, находящегося в пределах кадастрового квартала 68:29:0209047, из земель населенных пунктов для индивидуального жилищного строительства.
Удовлетворяя заявленные требования и признавая незаконным отказ Комитета архитектуры, развития и реконструкции администрации города Тамбова в предоставлении Ф.Е. истребуемого земельного участка, суд первой инстанции правильно определил характер правоотношений между сторонами и закон, подлежащий применению при разрешении спора, на основании которого верно определен круг обстоятельств, имеющих значение для дела.
Так, в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации (далее по тексту ЗК РФ) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду (п. 1 ст. 28).
В соответствии с абз. 1 п. 3 ст. 30.1 ЗК РФ предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.
При этом отсутствие регистрации гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка на территории данного населенного пункта (в рассматриваемом случае в городе Тамбове) в качестве обстоятельства, которое может препятствовать предоставлению земельного участка в аренду не предусмотрено ни нормами Земельного кодекса РФ, ни Законом Тамбовской области от 05.12.2007 N 316-З "О регулировании земельных отношений в Тамбовской области", ни положениями Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Выдача решения на предоставление земельных участков под индивидуальное жилищное строительство (утв. Постановлением администрации г. Тамбова N 8992 от 30.11.2011 г.), ни какими-либо иными нормативно-правовыми актами.
Так, в соответствии с п. 2.11 Административного регламента основаниями для отказа в предоставлении земельного участка под жилищное строительство в аренду являются случаи, если: земельный участок отнесен к землям, изъятым из оборота; испрашиваемый заявителем срок аренды земельного участка превышает срок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд; поступило 2 или более заявки о предоставлении земельного участка по одному и тому же адресу.
Ссылку представителя администрации г. Тамбова в жалобе на пункт 4 ст. 9 Устава города Тамбова суд апелляционной инстанции находит безосновательной, поскольку данным пунктом регламентированы права граждан, проживающих в г. Тамбове, на осуществление местного самоуправления, в том числе, право на обращение в органы местного самоуправления и к должностным лицам органов местного самоуправления города Тамбова. На земельные правоотношения между органом местного самоуправления и гражданами положения Устава города не распространяются.
Таким образом, выводы суда первой инстанции о неправомерности отказа Комитета архитектуры, развития и реконструкции администрации г. Тамбова в предоставлении земельного участка в аренду Ф.Е. ввиду того, что она не является жителем города Тамбова, основаны на нормах действующего законодательства, полно мотивированы в решении суда и не опровергаются доводами жалобы, которые сводятся к возражениям заинтересованного лица на заявление, рассмотренным судом и получившим правильную правовую оценку в судебном решении.
С учетом изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает доводы жалобы несостоятельными, в связи с чем не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, апелляционная инстанция
определила:
Решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 02 февраля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Тамбова - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТАМБОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 02.04.2012 ПО ДЕЛУ N 33-887
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТАМБОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 2 апреля 2012 г. по делу N 33-887
Судья: Амельчева И.Н.
Апелляционная инстанция судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего Ваганюк Н.Н.
судей Баранова В.В., Андриановой И.В.
при секретаре З.
рассмотрела в судебном заседании 02 апреля 2012 года апелляционную жалобу администрации г. Тамбова на решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 02 февраля 2012 года по делу по заявлению Ф., действующего в интересах Ф.Е., о признании действий должностного лица органа местного самоуправления незаконными,
заслушав доклад судьи Баранова В.В., апелляционная инстанция
установила:
18 октября 2011 года Ф., действуя по доверенности в интересах Ф.Е., обратился в Комитет архитектуры, развития и реконструкции администрации г. Тамбова с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 5 лет с правом выкупа земельного участка, расположенного по адресу: г. Тамбов, ул. ***, на расстоянии пяти метров к юго-западу от проезжей части улицы *** к юго-западу от дома N 23 по ул. *** и к северу от проезда ул. Магистральная, общей площадью *** кв. м, находящегося в пределах кадастрового квартала 68:29:0209047, из земель населенных пунктов для индивидуального жилищного строительства.
Письмом председателя Комитета архитектуры, развития и реконструкции администрации г. Тамбова от 01 декабря 2012 года Ф.Е. отказано в предоставлении вышеуказанного земельного участка, поскольку она не является жителем города Тамбова и одновременно было рекомендовано обратиться в орган местного самоуправления по месту регистрации с заявлением о предоставлении земельного участка под индивидуальное жилищное строительство.
Не согласившись с отказом в предоставлении земельного участка, Ф. в интересах Ф.Е. обратился в суд с заявлением о признании действий должностного лица органа местного самоуправления по отказу в предоставлении названного земельного участка незаконными и возложении обязанности предоставить Ф.Е. согласно ст. ст. 30 и 30.1 Земельного кодекса РФ спорный земельный участок в аренду с последующим правом выкупа в установленные нормативно-правовыми актами сроки.
Решением Ленинского районного суда г. Тамбова от 02 февраля 2012 года заявленные Ф.Е. требования удовлетворены в полном объеме. Признан незаконным отказ Комитета архитектуры, развития и реконструкции администрации города Тамбова в предоставлении ей земельного участка, расположенного по адресу: г. Тамбов, ул. ***, на расстоянии 5 (пяти) метров к юго-западу от проезжей части улицы ***, к юго-западу от дома N 23 по ул. *** и к северу от проезда ул. Магистральная. общей площадью *** кв. м, находящегося в пределах кадастрового квартала 68:29:0209047, из земель населенных пунктов для индивидуального жилищного строительства в аренду с правом выкупа. На Комитет архитектуры, развития и реконструкции администрации г. Тамбова возложена обязанность совершить действия, предусмотренные статьей 30 и статьей 30.1 Земельного кодекса РФ по предоставлению данного земельного участка для индивидуального жилищного строительства в аренду (с правом выкупа) Ф.Е. в установленный законом срок.
В апелляционной жалобе представитель администрации г. Тамбова К. просит отменить принятое решение как незаконное и необоснованное, ссылаясь при этом на пункт 4 ст. 9 Устава города Тамбова, в соответствии с которым в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления города Тамбова имеют право обратиться граждане, проживающие в городе Тамбове, и органы местного самоуправления действуют в интересах граждан, проживающих именно в городе Тамбове. В связи с тем, что заявитель не является жителем города Тамбова, полагает, что Комитетом на законных основаниях Ф.Е. было рекомендовано обратиться в орган местного самоуправления по месту прописки с заявлением о предоставлении земельного участка под индивидуальное жилищное строительство.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель Ф.Е. - Ф. просит решение суда оставить без изменения, считая его законным и обоснованным, указав, что решение должностного лица органа местного самоуправления об отказе Ф.Е. в предоставлении земельного участка под индивидуальное жилищное строительство в аренду с последующим правом выкупа, ввиду отсутствия регистрации заявителя в городе Тамбове, противоречит статьям 28, 30 Земельного кодекса РФ и препятствует реализации его права на получение земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства, то есть права на жилище, закрепленного Конституцией РФ.
Проверив дело, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав Ф., поддержавшего возражения и считавшего решение суда правильным, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного постановления, исходя из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Статьей 255 ГПК РФ предусмотрено, что к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Судом материалами дела установлено, что Ф., действуя по доверенности в интересах Ф.Е., обратился в Комитет архитектуры, развития и реконструкции администрации г. Тамбова с заявлением о предоставлении ей в аренду сроком на 5 лет с правом выкупа земельного участка, расположенного по адресу: г. Тамбов, ул. *** на расстоянии 5 (пяти) метров к юго-западу от проезжей части улицы *** к юго-западу от дома N 23 по ул. *** и к северу от проезда ул. Магистральная, общей площадью *** кв. м, находящегося в пределах кадастрового квартала 68:29:0209047, из земель населенных пунктов для индивидуального жилищного строительства.
Удовлетворяя заявленные требования и признавая незаконным отказ Комитета архитектуры, развития и реконструкции администрации города Тамбова в предоставлении Ф.Е. истребуемого земельного участка, суд первой инстанции правильно определил характер правоотношений между сторонами и закон, подлежащий применению при разрешении спора, на основании которого верно определен круг обстоятельств, имеющих значение для дела.
Так, в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации (далее по тексту ЗК РФ) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду (п. 1 ст. 28).
В соответствии с абз. 1 п. 3 ст. 30.1 ЗК РФ предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.
При этом отсутствие регистрации гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка на территории данного населенного пункта (в рассматриваемом случае в городе Тамбове) в качестве обстоятельства, которое может препятствовать предоставлению земельного участка в аренду не предусмотрено ни нормами Земельного кодекса РФ, ни Законом Тамбовской области от 05.12.2007 N 316-З "О регулировании земельных отношений в Тамбовской области", ни положениями Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Выдача решения на предоставление земельных участков под индивидуальное жилищное строительство (утв. Постановлением администрации г. Тамбова N 8992 от 30.11.2011 г.), ни какими-либо иными нормативно-правовыми актами.
Так, в соответствии с п. 2.11 Административного регламента основаниями для отказа в предоставлении земельного участка под жилищное строительство в аренду являются случаи, если: земельный участок отнесен к землям, изъятым из оборота; испрашиваемый заявителем срок аренды земельного участка превышает срок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд; поступило 2 или более заявки о предоставлении земельного участка по одному и тому же адресу.
Ссылку представителя администрации г. Тамбова в жалобе на пункт 4 ст. 9 Устава города Тамбова суд апелляционной инстанции находит безосновательной, поскольку данным пунктом регламентированы права граждан, проживающих в г. Тамбове, на осуществление местного самоуправления, в том числе, право на обращение в органы местного самоуправления и к должностным лицам органов местного самоуправления города Тамбова. На земельные правоотношения между органом местного самоуправления и гражданами положения Устава города не распространяются.
Таким образом, выводы суда первой инстанции о неправомерности отказа Комитета архитектуры, развития и реконструкции администрации г. Тамбова в предоставлении земельного участка в аренду Ф.Е. ввиду того, что она не является жителем города Тамбова, основаны на нормах действующего законодательства, полно мотивированы в решении суда и не опровергаются доводами жалобы, которые сводятся к возражениям заинтересованного лица на заявление, рассмотренным судом и получившим правильную правовую оценку в судебном решении.
С учетом изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает доводы жалобы несостоятельными, в связи с чем не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, апелляционная инстанция
определила:
Решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 02 февраля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Тамбова - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)