Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 31.03.2009 ПО ДЕЛУ N А57-22616/08-11

Разделы:
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 марта 2009 г. по делу N А57-22616/08-11


Резолютивная часть постановления объявлена 30 марта 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 марта 2009 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Волковой Т.В.,
судей Клочковой Н.А., Телегиной Т.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседанияЕвлоевой Ю.Х.
при участии в заседании:
от прокуратуры Саратовской области - не явились, извещены,
от Общества с ограниченной ответственностью "Верк" - Ушаков В.Н. по доверенности от 11.08.2008 г., выданной сроком на 3 года, Кузнецов В.В., по доверенности от 02.03.2009 г., выданной сроком на 3 года.
от Комитета по земельным ресурсам администрации г. Саратова - не явились, извещены,
от Администрации г. Саратова - Костоправова И.А., по доверенности N 01.02-41/50 от 07.07.2008 г.,
от Комитета по управлению имуществом Саратовской области, г. Саратов, - не явились, извещены,
от Комитета по управлению имуществом г. Саратова, г. Саратов, - не явились, извещены
от Управления Федеральной регистрационной службы по Саратовской области, г. Саратов, - не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Верк", г. Саратов,
на решение арбитражного суда Саратовской области от "27" января 2009 года по делу N А57-22616/08-11, (судья Егорова Т.Н.),
по иску Заместителя прокурора Саратовской области, г. Саратов
к обществу с ограниченной ответственностью "Верк", г. Саратов,
Комитету по земельным ресурсам администрации г. Саратова, г. Саратов,
третьи лица:
Администрация г. Саратова, г. Саратов,
Комитет по управлению имуществом Саратовской области, г. Саратов,
Комитет по управлению имуществом г. Саратова, г. Саратов
Управление Федеральной регистрационной службы по Саратовской области, г. Саратов, о признании недействительным соглашения N 1 от 07.08.2006 г. к договору аренды земельного участка N 2887 от 27.09.2001 г., заключенное между Комитетом по земельным ресурсам администрации г. Саратова и обществу с ограниченной ответственностью "Верк"

установил:

Заместитель прокурора Саратовской области, г. Саратов обратился в арбитражный суд Саратовской области в порядке ст. 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с иском к ответчикам - обществу с ограниченной ответственностью "Верк", г. Саратов, Комитету по земельным ресурсам администрации г. Саратова - о признании недействительным соглашения N 1 от 07.08.2006 г. к договору аренды земельного участка N 2887 от 27.09.2001 г., заключенное между Комитетом по земельным ресурсам администрации г. Саратова и обществом с ограниченной ответственностью "Верк".
Решением арбитражного суда Саратовской области от 27.01.09 г. исковые требования удовлетворены. Суд признал недействительным соглашения N 1 от 07.08.2006 г. к договору аренды земельного участка N 2887 от 27.09.2001 г., заключенное между Комитетом по земельным ресурсам администрации г. Саратова, г. Саратов и обществом с ограниченной ответственностью "Верк", г. Саратов. Суд своим решением взыскал с общества с ограниченной ответственностью "Верк", г. Саратов в Федеральный бюджет Российской Федерации государственную пошлину в размере 1000 руб. Кроме того суд взыскал с Комитета по земельным ресурсам администрации г. Саратова, г. Саратов в Федеральный бюджет Российской Федерации государственную пошлину в размере 1000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом Общество с ограниченной ответственностью "Верк", г. Саратов обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Саратовской области от 27.01.09 г. по делу N А57-22616/08-11 в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Прокуратура Саратовской области в судебное заседание не явилась, извещена о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом (уведомление N 90945 0 приобщено к материалам дела). Отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Представители Общества с ограниченной ответственностью "Верк" в судебное заседание явились, поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просили отменить решение суда первой инстанции отменить, вынести новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.
Комитет по земельным ресурсам администрации г. Саратова в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом. Через канцелярию Двенадцатого арбитражного апелляционного суда поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя Комитета (вх. N 29 от 19.03.2009 г.).
Представитель Администрации г. Саратова в судебное заседание явилась, просила оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобе без удовлетворения.
Комитет по управлению имуществом Саратовской области, г. Саратов, в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом (уведомление N 90949,8, приобщено к материалам дела). Отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Комитет по управлению имуществом г. Саратова, в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом. (уведомление N 90950 4 приобщено к материалам дела). Отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Управление Федеральной регистрационной службы по Саратовской области, г. Саратов, в судебное заседание не явилось, извещено о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом (уведомление N 90951 1 приобщено к материалам дела). Отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства в порядке ст. 123 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, выслушав мнения участников процесса, изучив доводы апелляционной жалобы, в открытом судебном заседании, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения и отмены судебного акта в силу следующего.
Как свидетельствуют материалы дела, 27.09.2001 г. между администрацией г. Саратова и ООО "Верк" заключен договор аренды земельного участка N 2887, по условиям которого администрация г. Саратова сдала, а ООО "Верк" приняло в пользование на условиях аренды сроком на 5 лет земельный участок площадью 327 кв. м, расположенный по адресу: г. Саратов, ул. Лунная, угол ул. Полковой, под автостоянку (л.д. 7-10).
Соглашением N 1 от 07.08.2006 г. к договору аренды земельного участка N 2887 от 27.09.2001 года стороны решили возобновить действие договора на тех же условиях на неопределенный срок. (л.д. 6).
Согласно условиям вышеуказанного соглашения стороны на основании заявления арендатора и в соответствии со статьей 621 Гражданского кодекса РФ решили возобновить действие договора аренды земельного участка земельного участка N 2887 от 27.09.2001 г. на тех же условиях и на неопределенный срок.
Арендодателем согласно тексту соглашения от 07.08.2006 года является Комитет по земельным ресурсам Администрации г. Саратова.
Судебная коллегия, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе находит их необоснованными и неподлежащими удовлетворению в силу следующего.
В соответствии со статьями 52, 198 АПК РФ прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если полагает, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 431 Гражданского кодекса РФ при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений.
Судебная коллегия считает необоснованным довод заявителя, изложенный в апелляционной жалобе о том, что Закон Саратовской области от 21.05.204 г. "О земле" и постановление Мэра г. Саратова от 23.06.2005 г. не отнесены к федеральному законодательству и к иным правовым актам, в силу чего не может быть признано недействительным соглашение N 1 к договору аренды.
Статьей 76 Конституции РФ предусмотрено, что по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации (часть 1). По предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ (часть 2). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи.
Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации (п. 2 ст. 4 Конституции РФ). Следовательно, положения и нормы Конституции России имеет высшую юридическую силу. Им должны соответствовать и не противоречить все законодательные и иные правовые нормативные акты, которые принимаются всеми государственными органами в области земельных отношений. Вместе с тем земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. 1 ст. 72 Конституции РФ). Тем самым Конституция РФ подразделяет земельное законодательство на федеральные правовые акты и правовые акты субъектов РФ.
На основании и во исполнение Земельного Кодекса РФ, федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, законов субъектов РФ органы исполнительной власти субъектов РФ в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.
Кроме того, согласно п. 2 и 3 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ "На основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права."
А также "На основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права."
Таким образом, Закон субъекта РФ является нормативным правовым актом, принимаемым законодательным (представительным) органом субъекта РФ в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами или уставом субъекта РФ. Согласно п. 7 ст. 3 ГК РФ министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права, в случаях и пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами.
Судебная коллегия находит ошибочным довод заявителя о том, что Комитет по земельным ресурсам администрации г. Саратова имеет право готовить, заключать и выдавать заключенные договора аренды земельных участков в силу следующего.
Согласно договору аренды земельного участка N 2887 от 27.09.2001 г. его арендодателем является администрация г. Саратова. Однако, как правильно указал суд первой инстанции, соглашение N 1 от 07.08.2006 г. об изменении данного договора заключено с ненадлежащим лицом - Комитетом по земельным ресурсам, а не администрацией г. Саратова, поскольку у Комитета по земельным ресурсам согласно постановлению мэра г. Саратова от 23.06.2005 г. N 325 (на которое имеется ссылка в соглашении) отсутствуют полномочия на подписание как договора аренды земельного участка, так и каких-либо соглашений к нему. Согласно п. 3.1.19 данного постановления Комитет лишь готовит проекты и выдает договоры аренды земельных участков для юридических и физических лиц. Доказательства наделения Комитета полномочиями стороны в сделке, тем более по внесению в договор изменений, отсутствуют.
Возобновлением действия договора аренды земельного участка Комитет по земельным ресурсам совершил распорядительные действия в отношении спорного земельного участка. Однако, земельный участок площадью 327 кв. м по ул. Лунной к муниципальной собственности не относится, а в силу ст. 4 Закона Саратовской области от 21.05.2004 г. N 23-ЗСО "О земле" распоряжение земельными участками, расположенными на территории административного центра Саратовской области - города Саратова, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом исполнительной власти области, специально уполномоченным на то Правительством области - Комитетом по управлению имуществом Саратовской области.
Согласно ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. С 1 января 2002 г. вступил в действие Земельный кодекс РФ (далее - ЗК РФ), пунктом 7 статьи 1 которого установлен принцип платности использования земли, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст. 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли является земельный налог и арендная плата. В силу пункта 4 статьи 22 ЗК РФ размер арендной платы определяется договором аренды и общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации. До настоящего времени общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности Правительством РФ не установлены. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (п. 3 ст. 65 ЗК РФ). Пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ (в редакции от 18.10.2007) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
Поскольку спорный земельный участок расположен на территории г. Саратова и находится в неразграниченной государственной собственности, то распоряжение им после 01.07.2006 г. относится к компетенции Комитета по управлению имуществом Саратовской области, а не органа местного самоуправления.
Судебная коллегия считает, что Комитет по земельным ресурсам администрации г. Саратова заключил соглашение с ИП ООО "Верк" с превышением своих полномочий в сфере земельных отношений, не имея на то правовых оснований.
На момент заключения соглашения полномочия по распоряжению земельными участками данной категории были предоставлены Комитету по управлению имуществом Саратовской области.
Согласно ч. 2 ст. 607 Гражданского кодекса РФ законом могут быть установлены особенности сдачи в аренду земельных участков.
Согласно ст. 608 Гражданского кодекса РФ право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.
В соответствии с ч. 2 ст. 214 Гражданского кодекса РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
В силу ст. 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129 ГК РФ), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
Исходя из вышеуказанных норм права, стороной договора аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности, а также дополнительного соглашения к нему, может быть орган, наделенный законом полномочиями по распоряжению землей.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" от 25.10.2001 N 137-ФЗ распоряжение землями, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю осуществляются органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное.
Статьей 4 Закона Саратовской области "О земле" от 21.05.2004 предусмотрено, что до разграничения государственной собственности на землю распоряжение находящимися в государственной собственности земельными участками, свободными от прав третьих лиц, либо из состава земель сельскохозяйственного назначения, либо теми, на которые приобретают права в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации юридические лица, за исключением земельных участков, занятых жилищным фондом, осуществляется органом исполнительной власти области, уполномоченным на то Правительством Саратовской области, если федеральным законодательством не предусмотрено иное. Распоряжение иными земельными участками до разграничения государственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если федеральным законодательством не предусмотрено иное.
Постановлением Правительства Саратовской области от 05.10.2004 N 216-П "Об утверждении Правил предоставления гражданам и юридическим лицам прав на находящиеся в государственной собственности земельные участки" установлено, что уполномоченным органом на распоряжение земельными участками является Комитет по управлению имуществом Саратовской области.
Таким образом, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что соглашение N 1 от 07.08.2006 г. об изменении договора аренды земельного участка N 2887 от 27.09.2001 г. заключено органом, не уполномоченным законом сдавать имущество в аренду, и не обладающим правами распоряжения земельными участками.
Кроме того, согласно статье 452 Гражданского кодекса РФ соглашение об изменении или расторжении договора, совершается в той же форме, что и договор.
В соответствии со ст. 450 Гражданского кодекса РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон.
Исходя из вышеуказанных статей Гражданского кодекса РФ, соглашение к договору заключается теми же сторонами, что и договор. Однако, как следует из спорного соглашения Администрация г. Саратова не является стороной соглашения от 07.08.2006 года.
Согласно пункту 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрен земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Кроме того, суд первой инстанции обоснованно указал на то, что возобновление действия договора аренды на неопределенный срок возможно только после истечения срока его действия. Согласно п. 1.1 договора аренды земельного участка N 2887 от 27.09.2001 г. участок предоставляется в аренду на 5 лет. Следовательно, в данном случае срок аренды истекал 27.09.2006 г., а спорное соглашение заключено 07.08.2006 г. - за полтора месяца до окончания действия договора. Тем самым, соглашение N 1 от 07.08.2006 г. по существу противоречит ст. 621 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 22 Земельного кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, соглашение N 1 от 07.08.2006 г. к договору аренды земельного участка N 2887 от 27.09.2001 г. в силу ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации является недействительным как сделка, не соответствующая требованиям закона.
Согласно п. 1 ст. 167 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
В данной случае, требования прокуратуры о признании недействительным соглашения N 1 от 07.08.2006 г. к договору аренды земельного участка N 2887 от 27.09.2001 г., заключенного между Комитетом по земельным ресурсам администрации г. Саратова, г. Саратов и обществом с ограниченной ответственностью "Верк", г. Саратов обоснованы, и суд первой инстанции вынес правильное решение об удовлетворении исковых требований.
На основании вышеизложенного, судебная коллегия считает, что при рассмотрении заявленного иска по существу суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, в связи с чем, у судебной коллегии нет оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
Апелляционная жалоба Общества с ограниченной ответственностью "Верк", г. Саратов, удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение арбитражного суда Саратовской области от 27 января 2009 года по делу N А57-22616/08-11 оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Верк", г. Саратов, без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия.
Направить копии постановления лицам, участвующим в деле, в соответствии с требованиями пункта 4 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.

Председательствующий
Т.В.ВОЛКОВА

Судьи
Н.А.КЛОЧКОВА
Т.Н.ТЕЛЕГИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)