Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.04.2013 ПО ДЕЛУ N А41-35542/12

Разделы:
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 апреля 2013 г. по делу N А41-35542/12


Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 18 апреля 2013 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Александрова Д.Д., Коновалова С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Масаевым З.Х.,
при участии в заседании:
от Администрации Ступинского муниципального района Московской области - извещена, представитель не явился,
от открытого акционерного общества "Жилевский завод пластмасс" - Копыловой В.Б. (представителя по доверенности от 27.10.2012), Оськиной В.П. (представителя по доверенности от 20.09.2012),
от Комитета по управлению имуществом Ступинского муниципального района Московской области - извещен, представитель не явился,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Ступинского муниципального района Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 09.11.2012 по делу N А41-35542/12, принятое судьей Гриневой А.В.,

установил:

Открытое акционерное общество "Жилевский завод пластмасс" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области к Администрации Ступинского муниципального района Московской области (далее - администрация) с требованиями: признать незаконным отказ администрации от 25.06.2012 в передаче в собственность (продаже) земельного участка под промплощадкой общества в с. Ситне-Щелканово Ступинского муниципального района Московской области; обязать администрацию передать в собственность (продать) обществу земельный участок под промплощадкой с кадастровым N 50:33:000000:278 площадью 381715 +/- 216 кв. м, расположенный в с. Ситне-Щелканово Ступинского района Московской области; обязать администрацию направить в адрес общества договор купли-продажи земельного участка под промплощадкой с кадастровым N 50:33:000000:278 площадью 381715 +/- 216 кв. м, расположенного в с. Ситне-Щелканово Ступинского района Московской области, в течение 10 дней после вступления решения суда по настоящему делу в законную силу, указав в договоре стоимость земельного участка в размере 1 352 225 рублей (с учетом принятого судом уточнения требований).
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует Комитет по управлению имуществом Ступинского муниципального района (далее - Комитет).
Решением Арбитражного суда Московской области от 09.11.2012 требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе администрация просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
Представитель общества в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителя администрации.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителя общества, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Общество 04.06.2012 обратилось в администрацию с заявлением о приобретении в собственность земельного участка под промплощадкой с кадастровым номером 50:33:000000:278 площадью 381715 +/- 216 кв. м, расположенного в с. Ситне-Щелканово Ступинского района Московской области. К заявлению были приложены документы: учредительные документы общества, выписки из ЕГРП о правах на здания, план приватизации завода, акт оценки стоимости имущества, свидетельство о праве постоянного (бессрочного) пользования землей, кадастровый паспорт земельного участка, перечень зданий и сооружений расположенных на участке, план территории.
В письме от 25.06.2012 N Ис-21/2276 комитет отказал обществу в предоставлении участка, поскольку указанная в заявлении площадь участка не соответствует указанной площади в кадастровом паспорте участка; не представлены свидетельства или выписки из ЕГРП на все здания, находящиеся на участке.
Удовлетворяя требования общества, суд первой инстанции признал их обоснованными.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Согласно статье 15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с ЗК РФ, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Пунктом 5 части 1 статьи 1 ЗК РФ установлено, что земельное законодательство основывается на принципе единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков.
Статьей 28 ЗК РФ установлено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с ЗК РФ.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены ЗК РФ, федеральными законами.
Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления (часть 1.1 статьи 36 ЗК РФ).
Согласно части 3 статьи 35 ЗК РФ собственник здания, строения, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу. В случае, если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, применяются правила, установленные пунктом 1 статьи 36 ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон о введении в действие ЗК РФ) до 1 июля 2012 года в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, юридическим лицам, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, при переоформлении ими права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками.
При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах: двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек; двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
Согласно пункту 2 статьи 3 Закона о введении в действие ЗК РФ юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 ЗК РФ юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, до 1 июля 2012 года в соответствии с правилами статьи 36 ЗК РФ.
Обществу согласно плану приватизации завода 1994 года, утвержденного в установленном порядке, перешло право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 50:33:0010464:49 площадью 382000 кв. м, расположенного в с. Ситне-Щелканово Ступинского района Московской области, и право собственности на здания, строения, сооружения, расположенные на указанном земельном участке (свидетельства о государственной регистрации права).
По результатам межевания была уточнена площадь земельного участка (381 715 кв. м), участку был присвоен новый кадастровый номер 50:33:0000000:278.
Отказывая в предоставлении участка на праве собственности, администрация указала на несоответствие площади участка, указанной в заявлении, с площадью, указанной в кадастровом паспорте.
Между тем указание обществом в заявлении площади испрашиваемого земельного участка 38175, 0 кв. м вместо 381 715 кв. м является опечаткой, что было очевидно исходя из имеющихся документов. В частности, из кадастрового паспорта следует, что уточненная площадь участка составляет именно 381 715 кв. м.
Кадастровой палатой произведен кадастровый учет уточнений площади участка, в результате которого изменились площадь участка в сторону уменьшения, и его кадастровый номер.
Из представленной схемы расположения зданий и сооружений на испрашиваемом участке видно, что здания и сооружения занимают всю территорию участка.
Обществом представлены в материалы дела и в администрацию свидетельства о праве собственности на расположенные на участке здания и сооружения.
Доказательств, что общество представило документы не на все строения, находящиеся на участке, администрацией и комитетом в материалы дела не представлено.
В связи с этим суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в соответствии с земельным законодательством общество имеет право на приобретение в собственность испрашиваемого им земельного участка на льготных основаниях (часть 1 статьи 1 Закона о введении в действие ЗК РФ).
Согласно части 4 статьи 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Доказательств того, что испрашиваемый земельный участок изъят или ограничен в обороте, не представлено. Также не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии иных оснований для отказа в предоставлении в собственность обществу спорного земельного участка.
Перечень оснований для отказа в приватизации арендуемых земельных участков, предусмотренный частью 4 статьи 28 ЗК РФ, является исчерпывающим.
Статья 65, часть 5 статьи 200 АПК РФ устанавливают, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения действия (бездействия) возлагается на орган или лицо, которое приняли акт, решение, совершили действия (бездействие).
Администрацией не представлены надлежащие (достаточные, относимые и допустимые) доказательства, подтверждающие законность отказа в предоставлении в собственность заявителю спорного земельного участка.
Документы, свидетельствующие о правомерности формирования спорного земельного участка под эксплуатацию находящихся на нем объектов недвижимости, в материалах дела имеются.
Кадастровый учет земельного участка проведен в соответствии с земельным законодательством, нарушений в его осуществлении не установлено.
При этих обстоятельствах общество имеет законное право на приобретение в собственность земельного участка с кадастровым номером 50:33:000000:278 площадью 381715 +/- 216 кв. м, расположенного в с. Ситне-Щелканово Ступинского района Московской области, по цене 2,5 процента от кадастровой стоимости участка.
Порядок предоставления земельных участков в собственность предусмотрен в частях 5, 6 статьи 36 ЗК РФ:
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок. Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В месячный срок со дня поступления указанного в части 5 статьи 36 ЗК РФ заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Следовательно, действие администрации по отказу в предоставлении земельного участка в собственность общества является незаконным и необоснованным.
Доводы апелляционной жалобы, рассмотрены судом апелляционной инстанции в полном объеме и подлежат отклонению ввиду их несостоятельности, поскольку они являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, получили правильную правовую оценку, оснований для иной оценки выводов суда первой инстанции апелляционный суд не усматривает.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 09.11.2012 года по делу N А41-35542/12 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий судья
Е.Е.ШЕВЧЕНКО

Судьи
Д.Д.АЛЕКСАНДРОВ
С.А.КОНОВАЛОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)