Судебные решения, арбитраж

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ ОТ 24.01.2012 ПО ДЕЛУ N 33-32/2012

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 января 2012 г. по делу N 33-32/2012


Судья: Манжикова Т.П.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего Коченковой Л.Д.
судей Лиджиева С.В. и Сангаджиева А.В.
при секретаре Н.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по заявлению Е. об оспаривании отказа Мэрии г. Элисты в изготовлении акта выбора земельного участка по кассационной жалобе Мэрии г. Элисты на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 9 декабря 2011 года.
Заслушав доклад судьи Сангаджиева А.В., объяснения представителей Мэрии г. Элисты Э. и Л.Г., поддержавших доводы кассационной жалобы, возражения Е. и его представителя Д., судебная коллегия

установила:

Е. обратился в суд с указанным заявлением, ссылаясь на то, что 18 июля 2011 г. им в Мэрию г. Элисты подано заявление об изготовлении акта выбора земельного участка, расположенного по адресу: ул. ******, ***, ***, ориентировочной площадью 40 кв. м для строительства торгового павильона. Мэрией г. Элисты 30 августа 2011 г. ему дан ответ о невозможности изготовления схемы расположения испрашиваемого земельного участка, в связи с тем, что он находится на территории общего пользования. Считает это решение незаконным, поскольку Мэрия г. Элисты не указала в каких границах расположены места общего пользования, где проходят предусмотренные Градостроительным кодексом РФ красные линии, обозначающие существующие, планируемые границы территорий общего пользования. Просил признать решение Мэрии г. Элисты об отказе в изготовлении акта выбора вышеуказанного земельного участка незаконным и возложить на нее обязанность изготовить данный акт.
В судебное заседание Е., извещенный о времени и месте рассмотрения дела, не явился. Его представитель Д. заявленные требования поддержал.
Представитель Мэрии г. Элисты Л.В. просил в удовлетворении заявления отказать, указав, что решением органа местного самоуправления данная территория отнесена к местам общего пользования.
Решением Элистинского городского суда от 9 декабря 2011 г. заявление Е. удовлетворено. Признано незаконным решение Мэрии г. Элисты об отказе в изготовлении акта выбора земельного участка от 30 августа 2011 г. На Мэрию г. Элисты возложена обязанность изготовить акт выбора земельного участка, ориентировочной площадью 40 квадратных метра, расположенного по адресу: ул. ******, ***, ***, предназначенного под строительство павильона.
В кассационной жалобе представитель Мэрии г. Элисты просит решение суда отменить. Указывает, что вопрос об изготовлении акта выбора земельного участка был рассмотрен на заседании комиссии по вопросам застройки земельных участков на территории г. Элисты и в связи с нахождением данного участка на территории общего пользования Е. было отказано. Ссылается на то, что комиссия руководствовалась п. 5 ст. 14 Правил землепользования и застройки от 27 декабря 2010 года, согласно которому границы территориальных зон определяются на основе генерального плана города утвержденного решением Элистинского городского Собрания от 1 июля 2010 года.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав мнения сторон, судебная коллегия находит решение суда в части возложения на Мэрию г. Элисты обязанности по изготовлению акта выбора земельного участка подлежащим отмене в части ввиду неправильного применения норм материального права, а в остальной части подлежащим оставлению без изменения.
Удовлетворяя заявление Е. о признании незаконным решения Мэрии г. Элисты об отказе в изготовлении акта выбора земельного участка от 30 августа 2011 года, суд руководствовался п. п. 8, 11, 12 ст. 1, ч. ч. 2, 4, 5, 6 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ, ч. 2 ст. 31, ч. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ, ч. 1 ст. 262 Гражданского кодекса РФ и исходил из того, предусмотренные Градостроительным кодексом РФ красные линии, обозначающие границы территорий общего пользования в г. Элисте не разработаны и не утверждены. В связи с не предоставлением доказательств расположения испрашиваемого земельного участка на территории общего пользования, признал решение Мэрии г. Элисты незаконным.
С таким выводом следует согласиться, поскольку он основан на материалах дела и соответствует положениям процессуального и материального закона.
В силу статьи 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10, 11 Кодекса.
В соответствии со статьи 7 Земельного кодекса РФ разрешенное использование земельного участка является составным элементом правового режима земельного участка и определяется на основании зонирования территорий, порядок которого установлен главой 4 Градостроительного кодекса РФ "Градостроительное зонирование". В результате градостроительного зонирования определяются жилые, общественно-деловые, производственные и другие зоны, а также устанавливаются предельные размеры земельных участков и параметры разрешенного строительства.
Согласно пункту 11 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Частью 12 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что территории общего пользования - это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).
Следовательно, красные линии отделяют территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц, от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности юридических и физических лиц.
Как усматривается из материалов дела, Е. обратился в Мэрию г. Элисты с заявлением *** выбора земельного участка *** в предоставлении земельного участка и изготовлении акта выбора к землям общего пользования об изготовлении акта выбора земельного участка для строительства торгового павильона. Мэрией г. Элисты в изготовлении схемы испрашиваемого земельного участка Е. отказано, в связи с тем он расположен на территории общего пользования.
Вместе с тем доказательств, того, что испрашиваемый земельный участок расположен на территории общего пользования, Мэрией г. Элисты в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ суду не представлено. Представители Мэрии г. Элисты в судах первой и кассационной инстанции пояснили, что предусмотренные Градостроительным кодексом РФ красные линии, обозначающие границы территорий общего пользования в г. Элисте не разработаны и не утверждены.
При таких обстоятельствах, решение суда в части признания незаконным решения Мэрии г. Элисты от 30 августа 2011 года об отказе в изготовлении акта земельного участка, является законным и обоснованным, а довод кассационной жалобы о том, что земельный участок отнесен к территории общего пользования на основании генерального плана противоречит требованиям действующего законодательства.
Вместе с тем суд первой инстанции, сделав правильный вывод о незаконности решения Мэрии г. Элисты необоснованно возложил на ответчика обязанность по изготовлению данного акта.
Порядок и правила предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлены нормами статей 30 - 32 Земельного кодекса РФ.
В соответствии со статьей 31 Земельного Кодекса РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В заявлении должны быть указаны назначение объекта, обоснование примерного размера, испрашиваемое право на земельный участок, а также могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты. Орган местного самоуправления обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Если размещение объекта на испрашиваемой территории представляется возможным, результаты выбора земельного участка в соответствии с п. 5 ст. 31 Земельного кодекса РФ оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны.
В соответствии с п. 6 ст. 31 Земельного Кодекса РФ федеральный орган исполнительной власти, орган государственной власти субъекта Федерации или орган местного самоуправления на основании представленного комплекта документов должен принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
В соответствии с земельным и градостроительным законодательством в целях упорядочения процесса выбора земельных участков для строительства Решением Элистинского городского Собрания N 7 от 03.11.2005 года утверждено "Положение о предоставлении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, для строительства объектов на территории г. Элисты", в котором предусмотрен порядок действий, которые необходимо совершить заявителю и уполномоченным органам с целью предоставления земельного участка для строительства. При этом последовательность действий не является произвольной, а детально регламентирована.
Как установлено судом и следует из материалов дела, отказывая Е. в изготовлении акта выбора земельного участка, Мэрия г. Элисты сослалась лишь на то, что испрашиваемый участок отнесен к территории общего пользования. Из пояснений представители Мэрии г. Элисты в суде кассационной инстанции следует, что в связи с изложенным, возможность выбора земельного участка по другим основаниям не разрешалась.
Поскольку судебная коллегия соглашается с выводами суда об отсутствии доказательств того, что испрашиваемый участок отнесен к территории общего пользования, фактические обстоятельства свидетельствуют о том, что заявление Е. Мэрией г. Элисты в установленном законом порядке не рассмотрено. В связи с изложенным допущенное нарушение прав Е. должно быть устранено путем рассмотрения Мэрией г. Элисты его заявления по существу и принятия мотивированного решения с учетом требований действующего законодательства.
Изложенное свидетельствует о том, что, возлагая на Мэрию г. Элисты обязанность изготовить акта выбора земельного участка, суд не учел требования статьи 2 ГПК РФ, согласно которым судебные акты судов общей юрисдикции не могут подменять собой решения органов местного самоуправления по вопросам, отнесенным к их компетенции, тем более в случаях, когда на эти органы законом прямо возложена обязанность принятия соответствующих решений. В связи с чем в указанной части решение подлежит отмене.
Ссылка представителя Мэрии в суде кассационной инстанции о том, что торговый павильон не является объектом капитального строительства и соответственно для его возведения не требуется составления акта выбора земельного участка, правового значения для разрешения настоящего дела не имеет, поскольку отказ Е. Мэрией г. Элисты мотивирован другим основанием.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 361 и 366 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия

определила:

Решение Элистинского городского суда от 9 декабря 2011 года в части возложения на Мэрию г. Элисты обязанности по изготовлению акта выбора земельного участка, ориентировочной площадью 40 квадратных метров, расположенного по адресу: ул. ******, ***, ***, предназначенного под строительство павильона, отменить.
Обязать Мэрию г. Элисты рассмотреть заявление Е. от 18 июля 2011 года об изготовлении акта выбора земельного участка в соответствии с требованиями статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
В остальной части решение оставить без изменения.

Председательствующий
Л.Д.КОЧЕНКОВА

Судьи
С.В.ЛИДЖИЕВ
А.В.САНГАДЖИЕВ

Копия верна
Судья
А.В.САНГАДЖИЕВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)