Судебные решения, арбитраж
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена "16" сентября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен "17" сентября 2013 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузьмичева С.А.,
судей Комнатной Ю.А., Смирникова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ильиной Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ИП Вебер Ольги Юрьевны, г. Энгельс,
на решение арбитражного суда Саратовской области от "22" июля 2013 года
по делу N А57-5592/2013 (судья Т.А. Лескина),
по заявлению ИП Вебер Ольги Юрьевны,
заинтересованные лица: Администрация Энгельсского муниципального района Саратовской области, Комитет по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района; Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Саратовской области; Общество с ограниченной ответственностью "Вирлен"; Иноземцев Алексей Николаевич; Общество с ограниченной ответственностью "Клан"; Общество с ограниченной ответственностью "Прайм",
о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка,
при участии в судебном заседаниипредставителей:
от ИП Вебер Ольги Юрьевны - Стоянов В.А.
от Комитет по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района - Никитин И.Е.,
установил:
В арбитражный суд Саратовской области обратилась ИП Вебер Ольга Юрьевна с заявлением о признании решения Администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области об отказе в предоставлении муниципальной услуги от 25.09.2012 г. о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 64:50:021901;17 площадью 24 147 кв. м для строительства складских зданий по адресу: г. Энгельс, пр. Строителей, на основании заявления от 20.08.2010 г., не соответствующим требованиям закона. В качестве восстановления нарушенного права заявитель просит обязать Администрацию Энгельсского муниципального района Саратовской области принять решение о предоставлении в аренду на 5 лет земельный участок с кадастровым номером 64:50:021901:17 площадью 24 147 кв. м для строительства складских зданий.
Решением арбитражного суда Саратовской области от 22 июля 2013 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
С вынесенным решением суда первой инстанции предприниматель не согласилась и обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела 23.08.2010 Вебер О.Ю. обратилась в Администрацию ЭМР с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 5 лет земельного участка для строительства складских зданий ориентировочной площадью 25 000 кв. м по адресу: г. Энгельс, пр. Строителей.
08.11.2010 г. Комитетом по земельным ресурсам Администрации ЭМР была утверждена и выдана Вебер О.Ю. схема расположения земельного участка по адресу: г. Энгельс, пр. Строителей.
10.11.2010 Комитетом по земельным ресурсам Администрации ЭМР в газете "Наше слово - газета для всех и для каждого" была размещена публикация об информировании населения о предстоящем предоставлении земельного участка площадью 24147 кв. м для строительства складских зданий по адресу: г. Энгельс, пр. Строителей.
19.01.2011 г. в газете "Наше слово - газета для всех и для каждого" была размещена повторная публикация о предоставлении земельного участка.
После публикации в Администрацию ЭМР поступило заявление от Рыськова А.В. о предоставлении в аренду указанного земельного участка.
В связи с этим Комитет по земельным ресурсам Администрации ЭМР письмом от 25.02.2015 г. сообщил Вебер О.Ю. о том, что испрашиваемый ею земельный участок будет представлен с аукциона.
19.03.2011 г. в Администрацию ЭМР поступило сообщение от Рыськова А.В. об отказе от ранее поданного заявления о предоставлении земельного участка.
Письмом от 13.06.2012 г. комитет по земельным ресурсам Администрации ЭМР сообщил Вебер О.Ю. о необходимости изготовления санитарно-эпидемиологического заключения и проекта обоснования размера санитарно-защитной зоны для определения границ и размеров санитарно-защитной зоны.
27.08.2012 г. указанный проект обоснования санитарно-защитной зоны представлен в Комитет по земельным ресурсам.
Между тем, 22.05.2012 г. в Администрацию ЭМР обратилось ООО "Верлен" с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду сроком на 11 месяцев под устройство сетей инженерно-технического обеспечения - прокладка водопровода площадью 500 кв. м, расположенного по адресу: г. Энгельс, пр. Строителей.
05.07.2012 г. ООО "Верлен" обратилось с заявлением на имя главы администрации ЭМР о приостановлении работ по оформлению земельного участка по пр. Строителей в г. Энгельсе иным лицам ввиду того, что в целях осуществления производственной деятельности и улучшения технических условий разработан проект прокладки канализации по пр. строителей в г. Энгельсе, соединяющийся с канализационным коллектором МУП "Энгельс-Водоканал".
Уведомлением об отказе в предоставлении муниципальной услуги (письмо от 25.09.2012 г. N 01-10/12018) Комитет по земельным ресурсам Администрации ЭМР отказал Вебер О.Ю. в предоставлении земельного участка площадью 24147 кв. м для строительства складских помещений по адресу: г. Энгельс, просп. Строителей в связи с наличием на момент обращения с заявлением споров о правах на испрашиваемый земельный участок.
Не согласившись с указанным письмом, предприниматель обратился в арбитражный суд Саратовской области с соответствующим с заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции, пришел к выводу о не представлении заявителем доказательств нарушения ее прав в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Данный вывод суда первой инстанции судебная коллегия Двенадцатого арбитражного апелляционного суда считает обоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отсутствие (недоказанность) хотя бы одного из названных условий служит основанием для оставления заявленного требования без удовлетворения.
Согласно частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При оценке доводов сторон суд принимает во внимание положения части 5 статьи 200 АПК РФ, согласно которому обязанность доказывания обоснованности принятия ненормативного правового акта лежит на органе, принявшим соответствующий акт.
Вместе с тем бремя доказывания обстоятельств, на которые ссылается лицо в обоснование своих требований и возражений в соответствии с ч. 1 ст. 65 АПК РФ лежит на лице, которое ссылается на указанные обстоятельства.
В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции согласно статьям 9, 10 и 11 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов. Уполномоченные органы в пределах своей компетенции по распоряжению земельными участками вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление земельных участков, осуществляется исключительно на торгах.
Согласно п. 11 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий).
На основании изложенной нормы при наличии в городском или сельском поселении указанной документации предоставление земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта невозможно, предоставление таких земельных участков проводится на торгах.
Правила землепользования и застройки муниципального образования город Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области утверждены решением Энгельсского городского Совета народных депутатов от 18.12.2009 г. N 223/02.
Из подпункта 3 п. 4 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется только с проведением торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка.
Судом первой инстанции установлено, что интерес к земельному участку в период подачи заявки помимо Вебер О.Ю. был проявлен гр. Рыськовым А.В.. На момент издания Комитетом по земельным ресурсам Администрацией ЭМР оспариваемого уведомления об отказе в предоставлении муниципальной услуги на земельный участок помимо указанных лиц претендовало ООО "Вирлен" (заявление от 22.05.2012 г.).
При этом ООО "Верлен" также обратилось с заявлением на имя главы администрации ЭМР о приостановлении работ по оформлению земельного участка по пр. Строителей в г. Энгельсе иным лицам ввиду того, что в целях осуществления производственной деятельности и улучшения технических условий разработан проект прокладки канализации по пр. Строителей в г. Энгельсе, соединяющийся с канализационным коллектором МУП "Энгельс-Водоканал". Из заявления ООО "Верлен" не следует, что речь идет об установлении сервитута. Из текста заявления ООО "Верлен" следует, что испрашивается право аренды на земельный участок.
Расположение испрашиваемого ООО "Верлен" земельного участка в границах земельного участка, в отношении которого уполномоченным органом рассматривалось заявление ИП Вебер О.Ю., наложение основной площади испрашиваемых заявителем и третьим лицом земельных участков друг на друга (т.е. при наличии обращений о предоставлении земельного участка в одних границах) предусматривает предоставление земельного участка исключительно на торгах.
Кроме того, 14.02.2013 г. в Администрацию ЭМР обратился с заявлением о предоставлении спорного земельного участка гр. Иноземцев А.Н.
В связи с чем, Администрация в соответствии с установленным законодательством не имела права рассмотреть вопрос о предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов.
В подтверждение соблюдения норм закона в материалы дела представлены доказательства, свидетельствующие о принятии уполномоченным органом решения о проведении 24.06.2013 г. торгов по продаже права на заключение договора аренды на спорный земельный участок. Информация о проведении торгов опубликована в газете "Наше слово - газета для всех и для каждого" 24.05.2013 г. в N 52 (21996). На участие в торгах было поданы заявки от гр. Иноземцева А.Н., ООО "Клан", ООО "Прайм". По результатам торгов Комитетом по управлению имуществом Администрации ЭМР был заключен договор аренды земельного участка N 10889/1 от 04.07.2013 г. с ООО "Прайм".
Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на торгах, проводимых в связи с заинтересованностью в его получении нескольких лиц, соответствует основным принципам земельного законодательства, и заявитель не был лишен возможности принять участие в торгах.
Вместе с тем, установив фактические обстоятельства дела, волеизъявление нескольких лиц на получение в аренду земельного участка, суд указал на то, что право на земельный участок, на который претендуют несколько лиц, подлежит выставлению на торги по правилам части 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации.
Как правильно указал суд, право на заключение договора аренды земельного участка в рассматриваемом случае подлежало выставлению на торги по правилам пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, что соответствует установленным по делу фактическим обстоятельствам и правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 14.09.2010 N 4224/10, от 15.11.2011 N 7638/11.
Положения пункта 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации обязывает органы местного самоуправления городских и сельских поселений информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Данное положение призвано обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан (подпункты 4 и 11 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
При этом, заинтересованные лица не лишены возможности подать заявления о предоставлении им того же земельного участка, даже зная о наличии иных претендентов (пунктом 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Доводы предпринимателя о том, что именно ей осуществлено формирование земельного участка, а также его постановка его на кадастровый учет, в связи с чем, у уполномоченного органа отсутствовали основания для предоставления земельного участка другим лицам, не могут являться основанием для отмены принятого решения. Сам по себе отказ уполномоченного органа в предоставлении земельного участка не привел к нарушению или ограничению прав и законных интересов ИП Вебер О.Ю., поскольку не лишил ее права участвовать в торгах и приобрести право на земельный участок на общих основаниях по правилам аукциона.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные сторонами доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованным выводам, что поскольку спорный земельный участок мог быть предоставлен в аренду только по результатам торгов, действия Администрации, выразившиеся в отказе в предоставлении в аренду спорного земельного участка, являются законными.
Кроме того следует принять во внимание и то, что в установленном порядке договор аренды спорного участка заключен с победителем аукциона (конкурса) из чего следует, что возникли обязательственные правоотношения по владению и пользованию спорным участком, которые основаны на самостоятельной гражданско-правовой сделке.
В пункте 6 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что основанием для принятия судом решения о признании ненормативного правового акта органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его не соответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов заявителя.
В силу части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Кодексом. Из смысла названной нормы Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что предъявление соответствующего требования должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав (статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации) является обеспечение восстановления нарушенного права.
При заключении в установленном порядке договора аренды публично-правовые отношения по предоставлению земли прекратились, а возникли иные (обязательственные) правоотношения по владению и пользованию спорным участком, которые основаны на самостоятельной гражданско-правовой сделке. В сложившейся ситуации решение арбитражного суда о признании недействительным отказа в предоставлении муниципальной услуги о предоставлении предпринимателю в аренду земельного участка не может быть исполнено принудительно при наличии права аренды другого лица.
При таких обстоятельствах возникшие в данном случае гражданские права могут быть оспорены только в исковом порядке, возможность решения этого вопроса в административном порядке законодательством не допускается.
Суд апелляционной инстанции считает, что, разрешая спор, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального права и процессуального права.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд,
постановил:
решение арбитражного суда Саратовской области от "22" июля 2013 года по делу N А57-5592/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение одного месяца со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
С.А.КУЗЬМИЧЕВ
Судьи
Ю.А.КОМНАТНАЯ
А.В.СМИРНИКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.09.2013 ПО ДЕЛУ N А57-5592/2013
Разделы:Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 сентября 2013 г. по делу N А57-5592/2013
Резолютивная часть постановления объявлена "16" сентября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен "17" сентября 2013 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузьмичева С.А.,
судей Комнатной Ю.А., Смирникова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ильиной Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ИП Вебер Ольги Юрьевны, г. Энгельс,
на решение арбитражного суда Саратовской области от "22" июля 2013 года
по делу N А57-5592/2013 (судья Т.А. Лескина),
по заявлению ИП Вебер Ольги Юрьевны,
заинтересованные лица: Администрация Энгельсского муниципального района Саратовской области, Комитет по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района; Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Саратовской области; Общество с ограниченной ответственностью "Вирлен"; Иноземцев Алексей Николаевич; Общество с ограниченной ответственностью "Клан"; Общество с ограниченной ответственностью "Прайм",
о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка,
при участии в судебном заседаниипредставителей:
от ИП Вебер Ольги Юрьевны - Стоянов В.А.
от Комитет по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района - Никитин И.Е.,
установил:
В арбитражный суд Саратовской области обратилась ИП Вебер Ольга Юрьевна с заявлением о признании решения Администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области об отказе в предоставлении муниципальной услуги от 25.09.2012 г. о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 64:50:021901;17 площадью 24 147 кв. м для строительства складских зданий по адресу: г. Энгельс, пр. Строителей, на основании заявления от 20.08.2010 г., не соответствующим требованиям закона. В качестве восстановления нарушенного права заявитель просит обязать Администрацию Энгельсского муниципального района Саратовской области принять решение о предоставлении в аренду на 5 лет земельный участок с кадастровым номером 64:50:021901:17 площадью 24 147 кв. м для строительства складских зданий.
Решением арбитражного суда Саратовской области от 22 июля 2013 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
С вынесенным решением суда первой инстанции предприниматель не согласилась и обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела 23.08.2010 Вебер О.Ю. обратилась в Администрацию ЭМР с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 5 лет земельного участка для строительства складских зданий ориентировочной площадью 25 000 кв. м по адресу: г. Энгельс, пр. Строителей.
08.11.2010 г. Комитетом по земельным ресурсам Администрации ЭМР была утверждена и выдана Вебер О.Ю. схема расположения земельного участка по адресу: г. Энгельс, пр. Строителей.
10.11.2010 Комитетом по земельным ресурсам Администрации ЭМР в газете "Наше слово - газета для всех и для каждого" была размещена публикация об информировании населения о предстоящем предоставлении земельного участка площадью 24147 кв. м для строительства складских зданий по адресу: г. Энгельс, пр. Строителей.
19.01.2011 г. в газете "Наше слово - газета для всех и для каждого" была размещена повторная публикация о предоставлении земельного участка.
После публикации в Администрацию ЭМР поступило заявление от Рыськова А.В. о предоставлении в аренду указанного земельного участка.
В связи с этим Комитет по земельным ресурсам Администрации ЭМР письмом от 25.02.2015 г. сообщил Вебер О.Ю. о том, что испрашиваемый ею земельный участок будет представлен с аукциона.
19.03.2011 г. в Администрацию ЭМР поступило сообщение от Рыськова А.В. об отказе от ранее поданного заявления о предоставлении земельного участка.
Письмом от 13.06.2012 г. комитет по земельным ресурсам Администрации ЭМР сообщил Вебер О.Ю. о необходимости изготовления санитарно-эпидемиологического заключения и проекта обоснования размера санитарно-защитной зоны для определения границ и размеров санитарно-защитной зоны.
27.08.2012 г. указанный проект обоснования санитарно-защитной зоны представлен в Комитет по земельным ресурсам.
Между тем, 22.05.2012 г. в Администрацию ЭМР обратилось ООО "Верлен" с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду сроком на 11 месяцев под устройство сетей инженерно-технического обеспечения - прокладка водопровода площадью 500 кв. м, расположенного по адресу: г. Энгельс, пр. Строителей.
05.07.2012 г. ООО "Верлен" обратилось с заявлением на имя главы администрации ЭМР о приостановлении работ по оформлению земельного участка по пр. Строителей в г. Энгельсе иным лицам ввиду того, что в целях осуществления производственной деятельности и улучшения технических условий разработан проект прокладки канализации по пр. строителей в г. Энгельсе, соединяющийся с канализационным коллектором МУП "Энгельс-Водоканал".
Уведомлением об отказе в предоставлении муниципальной услуги (письмо от 25.09.2012 г. N 01-10/12018) Комитет по земельным ресурсам Администрации ЭМР отказал Вебер О.Ю. в предоставлении земельного участка площадью 24147 кв. м для строительства складских помещений по адресу: г. Энгельс, просп. Строителей в связи с наличием на момент обращения с заявлением споров о правах на испрашиваемый земельный участок.
Не согласившись с указанным письмом, предприниматель обратился в арбитражный суд Саратовской области с соответствующим с заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции, пришел к выводу о не представлении заявителем доказательств нарушения ее прав в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Данный вывод суда первой инстанции судебная коллегия Двенадцатого арбитражного апелляционного суда считает обоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отсутствие (недоказанность) хотя бы одного из названных условий служит основанием для оставления заявленного требования без удовлетворения.
Согласно частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При оценке доводов сторон суд принимает во внимание положения части 5 статьи 200 АПК РФ, согласно которому обязанность доказывания обоснованности принятия ненормативного правового акта лежит на органе, принявшим соответствующий акт.
Вместе с тем бремя доказывания обстоятельств, на которые ссылается лицо в обоснование своих требований и возражений в соответствии с ч. 1 ст. 65 АПК РФ лежит на лице, которое ссылается на указанные обстоятельства.
В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции согласно статьям 9, 10 и 11 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов. Уполномоченные органы в пределах своей компетенции по распоряжению земельными участками вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление земельных участков, осуществляется исключительно на торгах.
Согласно п. 11 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий).
На основании изложенной нормы при наличии в городском или сельском поселении указанной документации предоставление земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта невозможно, предоставление таких земельных участков проводится на торгах.
Правила землепользования и застройки муниципального образования город Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области утверждены решением Энгельсского городского Совета народных депутатов от 18.12.2009 г. N 223/02.
Из подпункта 3 п. 4 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется только с проведением торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка.
Судом первой инстанции установлено, что интерес к земельному участку в период подачи заявки помимо Вебер О.Ю. был проявлен гр. Рыськовым А.В.. На момент издания Комитетом по земельным ресурсам Администрацией ЭМР оспариваемого уведомления об отказе в предоставлении муниципальной услуги на земельный участок помимо указанных лиц претендовало ООО "Вирлен" (заявление от 22.05.2012 г.).
При этом ООО "Верлен" также обратилось с заявлением на имя главы администрации ЭМР о приостановлении работ по оформлению земельного участка по пр. Строителей в г. Энгельсе иным лицам ввиду того, что в целях осуществления производственной деятельности и улучшения технических условий разработан проект прокладки канализации по пр. Строителей в г. Энгельсе, соединяющийся с канализационным коллектором МУП "Энгельс-Водоканал". Из заявления ООО "Верлен" не следует, что речь идет об установлении сервитута. Из текста заявления ООО "Верлен" следует, что испрашивается право аренды на земельный участок.
Расположение испрашиваемого ООО "Верлен" земельного участка в границах земельного участка, в отношении которого уполномоченным органом рассматривалось заявление ИП Вебер О.Ю., наложение основной площади испрашиваемых заявителем и третьим лицом земельных участков друг на друга (т.е. при наличии обращений о предоставлении земельного участка в одних границах) предусматривает предоставление земельного участка исключительно на торгах.
Кроме того, 14.02.2013 г. в Администрацию ЭМР обратился с заявлением о предоставлении спорного земельного участка гр. Иноземцев А.Н.
В связи с чем, Администрация в соответствии с установленным законодательством не имела права рассмотреть вопрос о предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов.
В подтверждение соблюдения норм закона в материалы дела представлены доказательства, свидетельствующие о принятии уполномоченным органом решения о проведении 24.06.2013 г. торгов по продаже права на заключение договора аренды на спорный земельный участок. Информация о проведении торгов опубликована в газете "Наше слово - газета для всех и для каждого" 24.05.2013 г. в N 52 (21996). На участие в торгах было поданы заявки от гр. Иноземцева А.Н., ООО "Клан", ООО "Прайм". По результатам торгов Комитетом по управлению имуществом Администрации ЭМР был заключен договор аренды земельного участка N 10889/1 от 04.07.2013 г. с ООО "Прайм".
Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на торгах, проводимых в связи с заинтересованностью в его получении нескольких лиц, соответствует основным принципам земельного законодательства, и заявитель не был лишен возможности принять участие в торгах.
Вместе с тем, установив фактические обстоятельства дела, волеизъявление нескольких лиц на получение в аренду земельного участка, суд указал на то, что право на земельный участок, на который претендуют несколько лиц, подлежит выставлению на торги по правилам части 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации.
Как правильно указал суд, право на заключение договора аренды земельного участка в рассматриваемом случае подлежало выставлению на торги по правилам пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, что соответствует установленным по делу фактическим обстоятельствам и правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 14.09.2010 N 4224/10, от 15.11.2011 N 7638/11.
Положения пункта 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации обязывает органы местного самоуправления городских и сельских поселений информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Данное положение призвано обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан (подпункты 4 и 11 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
При этом, заинтересованные лица не лишены возможности подать заявления о предоставлении им того же земельного участка, даже зная о наличии иных претендентов (пунктом 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Доводы предпринимателя о том, что именно ей осуществлено формирование земельного участка, а также его постановка его на кадастровый учет, в связи с чем, у уполномоченного органа отсутствовали основания для предоставления земельного участка другим лицам, не могут являться основанием для отмены принятого решения. Сам по себе отказ уполномоченного органа в предоставлении земельного участка не привел к нарушению или ограничению прав и законных интересов ИП Вебер О.Ю., поскольку не лишил ее права участвовать в торгах и приобрести право на земельный участок на общих основаниях по правилам аукциона.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные сторонами доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованным выводам, что поскольку спорный земельный участок мог быть предоставлен в аренду только по результатам торгов, действия Администрации, выразившиеся в отказе в предоставлении в аренду спорного земельного участка, являются законными.
Кроме того следует принять во внимание и то, что в установленном порядке договор аренды спорного участка заключен с победителем аукциона (конкурса) из чего следует, что возникли обязательственные правоотношения по владению и пользованию спорным участком, которые основаны на самостоятельной гражданско-правовой сделке.
В пункте 6 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что основанием для принятия судом решения о признании ненормативного правового акта органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его не соответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов заявителя.
В силу части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Кодексом. Из смысла названной нормы Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что предъявление соответствующего требования должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав (статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации) является обеспечение восстановления нарушенного права.
При заключении в установленном порядке договора аренды публично-правовые отношения по предоставлению земли прекратились, а возникли иные (обязательственные) правоотношения по владению и пользованию спорным участком, которые основаны на самостоятельной гражданско-правовой сделке. В сложившейся ситуации решение арбитражного суда о признании недействительным отказа в предоставлении муниципальной услуги о предоставлении предпринимателю в аренду земельного участка не может быть исполнено принудительно при наличии права аренды другого лица.
При таких обстоятельствах возникшие в данном случае гражданские права могут быть оспорены только в исковом порядке, возможность решения этого вопроса в административном порядке законодательством не допускается.
Суд апелляционной инстанции считает, что, разрешая спор, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального права и процессуального права.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд,
постановил:
решение арбитражного суда Саратовской области от "22" июля 2013 года по делу N А57-5592/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение одного месяца со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
С.А.КУЗЬМИЧЕВ
Судьи
Ю.А.КОМНАТНАЯ
А.В.СМИРНИКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)